Налоги как инструмент социальной политики

Опубликовано: 16.05.2024

Вы будете перенаправлены на Автор24

Переход к экономике рыночного типа от административной управляемой экономики сопровождается в Российской Федерации резким снижением жизнеобеспечения населения, что ставит на первый план вопросы урегулирования социальной политики. Первостепенной задачей является обеспечение социальной поддержкой и защитой тех классов населения, которые оказались в наиболее сложной жизненной ситуации в силу некоторых обстоятельств.

Реализация социальной политики

С целью минимизации необдуманного заимствования достижений запада в сфере социальной политики, который не обеспечивает их оптимальной интеграцией в единую систему регулирования социально-экономических процессов на уровне государства. Данная сфера не должна реализоваться и рассматриваться в отдельности от налоговой системы.

Основным условием эффективной реализации социальной политики является достаточность финансовых государственных ресурсов и обеспечение соответственных финансовых возможностей для реализации программ социальной политики другими экономическими агентами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги социальной политики 460 руб.
  • Реферат Налоги социальной политики 260 руб.
  • Контрольная работа Налоги социальной политики 230 руб.

Только при изучении налоговой системы как основного инструмента для реализации экономической и социальной политики возможна разработка таких подходов, как реформирование системы налогов, благодаря чему можно избежать нестабильности ее работы в будущем.

Наибольший интерес вызывают мероприятия косвенного и прямого вмешательства в рыночный процесс перераспределения доходов. Основным инструментом государственного регулирования являются трансфертные платежи, которые обеспечивают нуждающимся лицам материальные выплаты. Изучению взаимосвязи данного направления социальной политики с системой обязательных налоговых отчислений в экономике уделяется первостепенное внимание.

Основными задачами исследования налоговой системы, как основного инструмента социальной политики, являются научное обоснование принципов взаимосвязи социального обеспечения (основного элемента социальной политики) с источниками его финансирования. Также сюда можно отнести разработку основного инструментария для обоюдного согласования решений в сфере социальной защиты граждан, которые принимаются на уровне государства, а также структуры обязательных налоговых платежей в экономике страны.

Для достижения основных целей налоговой системы поставлены следующие задачи:

  • проведение анализа опыта построения структуры социального обеспечения, который был реализован в развитых государствах со смешанным типом экономики, а также разработка на данной основе направлений эффективного развития налоговой системы в Российской Федерации;
  • определение взаимосвязи между существующими моделями социальной политики и механизмами для ее финансирования;
  • разработка специальных подходов к количественному оцениванию влияния уровня обязательных отчислений в государственный бюджет на уровень социальной защищенности граждан;
  • разработка рекомендаций, которые направлены на усовершенствование налоговой и социальной политики Российской Федерации на основе принципов их взаимного согласования.

Роль налоговой системы в социальной политике государства

Налоговая система – это основной инструмент не только экономической, но и социальной политики, которая осуществляется в различных странах со смешанным типом экономики.

Между социальной и налоговой политикой существует очень тесная взаимосвязь. Если социальное обеспечение и защита являются основными функциями современного государства, то налоговая система является основой формирования доходов государственного бюджета.

Соотношение между доходами за счет косвенных и прямых налогов оказывает ощутимое воздействие на методы формирования системы социальной политики, поэтому оно служит базой для формирования классификации системы налогообложения.

Изучение особенностей налоговой системы в различных странах, которые применяют разные модели финансирования социальной политики, позволило составить следующую классификацию:

  1. Британская модель. Система налогообложения в странах с данной моделью социальной политики характеризуется поступлениями бюджет за счет косвенных и прямых налогов до 50 процентов. Большие поступления от подоходного налога сочетается с незначительными взносами в фонды социального страхования. Это связано с тем, что основная часть социальный выплат имеет «не страховой» характер либо же система страхования активно субсидируется государственной политикой. Чтобы обеспечить высокий уровень поступлений в бюджет государства необходимо повысить роль корпоративного налогообложения.
  2. Франко-германская модель. В государствах с данной моделью социальной политики страховые взносы доминируют в системе обязательных отчислений. Для таких государств характерен значительный удельный вес косвенных налогов и незначительная часть подоходного налога. С ростом значения социального страхования осуществляется переориентация системы налогообложения на косвенные налоги.
  3. Североевропейская модель. Для государств с этой моделью социальной политики характерно доминирование подоходного налога с физических лиц в структуре общих доходов госбюджета по сравнению с низкой долей НДС. Поскольку в рамках североевропейской модели основные социальные расходы осуществляются за счет бюджета центрального управления, а социальное страхование не получило должного распространения, то основным звеном отчислений становятся обязательные налоги. Социальные отчисления в данном случае играют роль дополнительных средств при формировании основных средств, что направлены на реализацию социальной политики.

Рисунок 1. Налоги социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Консервативная модель социальной политики

В Российской Федерации наиболее реальной моделью социальной политики является консервативная. Она может сочетаться с британской моделью по структуре источников социальных расходов, но только при условии высокого объема государственных субсидий в системе страхования.

Консервативная модель социальной политики позволит снизить взаимосвязь между дифференциацией общественных доходов, величиной некоторых элементов первичных доходов и структурой налоговой системы государства. Несмотря на множество ограничений, данная модель социальной политики реализовала возложенные на нее задачи. Она может не только связать характеристики налоговых государственных мероприятий с уровнем дифференциации доходов российский граждан, но и выявить оптимальную систему налогообложения, которая будет соответствовать проводимой политики.

Модель позволяет использовать различные исходные показатели отличия доходов и может применяться к различному кругу налогов. Изначально она ориентирована на конкретные показатели, которые публикуются отечественными органами, благодаря чему повышается ее практическая ценность.

Взаимосвязь между социальной и налоговой политикой необходимо учитывать в процессе проведения реформирования системы социальной защиты. Поскольку на сегодняшний день в Российской Федерации применяются широкомасштабные реформы, которые затрагивают все аспекты вмешательства государства в социально-экономическую сферу, данный нюанс должен быть учтен в обязательном порядке. Только комплексное изучение государственных элементов урегулирования социально-экономических процессов может гарантировать формирование эффективного рыночного преобразования в Российской Федерации.

date image
2020-01-14 views image
165

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Цели регулирования и сферы государственного вмешательства в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде заметную роль в процессе регулирования играли налоги. Не является исключением из этого правила и современная Россия. Призывы к усилению налогового стимулирования производства были и остаются неотъемлемой частью всех политических лозунгов и экономических программ. При этом налогам вменяется поистине безграничная область применения. В этой связи совершенно необходимо правильно определить действительные возможности налогов по эффективному влиянию на экономику.

Вопрос о функциях налога нельзя считать решенным. По существу бесспорной может быть признана только одна функция — фискальная: все прочие предназначения налогов, включая и их регулирующую (экономическую, стимулирующую) функцию, содержат в своем обосновании неустранимые изъяны. В то же время и отрицать воздействие налогов на многие социально-экономические процессы невозможно.

Разрешение этого кажущегося противоречия состоит в том, что налог, как любое сложное общественное явление, обладает очень широким спектром действия и поэтому может использоваться вне внутренне присущей ему роли. Если взять, к примеру, деньги, то их эффективность как стимула чрезвычайно высока, однако никому не придет в голову вменять деньгам стимулирующую функцию. Стимулирующая роль денег — вторична, они потому и могут стимулировать (поощрять, наказывать), что имеют “способность” быть средством платежа или сохранять стоимость. Стимулирующей функции у денег нет потому, что стимулом, собственно говоря, является получение или неполучение денег (и тех благ, стоимость которых они олицетворяют), но к получению или неполучению сами деньги никакого отношения не имеют.

Итак, фискальное предназначение налогов сочетается с регулирующим их действием: формируя централизованные государственные ресурсы, налоги наряду с этим обладают способностью воздействия на отдельные экономические и социально-политические процессы, то есть регулирующим эффектом. Сочетание это противоречивое. Так, налоги как орудие фиска, изымая деньги прежде всего из рук активных и сильных плательщиков, безусловно тормозят накопление, ослабляют стимулы к зарабатыванию средств. Вместе с тем, та же фискальная сущность налогов лежит в основе формирования бюджета и тем самым создает общие условия для нормального развития производства, расширения социальных гарантий и политической стабильности. Деньги, изымаемые из производства, направляются затем на финансирование непроизводственной сферы, что в определенной мере расширяет спрос и поощряет производство.

Общий налоговый режим и налоговое бремя безусловно относятся к важным макроэкономическим факторам экономического прогресса. Если налоговая система следует классическим принципам своего построения (равенство, нейтральность, простота, удобство и др.), то тем самым она способствует созданию благоприятных условий для производства. Важно и то, на что расходуются собираемые налоги: структура бюджетных расходов (и не в меньшей мере, чем их объем) накладывает отпечаток на реальное налоговое бремя и несомненно должна учитываться при разработке налоговой политики.

Таким образом, несмотря на то, что простая непосредственная денежная основа налоговых отношений ставит налоги в положение исключительно привлекательного орудия прямого воздействия на самые разные социально-экономические процессы, применение налоговых методов регулирования (в первую очередь, налоговых льгот) вступает в противоречие с такими сущностными принципами обложения, как всеобщность, равенство, нейтральность, чем разрушается функциональная определенность налога.

Итак, регулирование не является внутренним свойством налогов. В каждом конкретном случае, выбирая ту или иную льготу, субъект налогового регулирования ущемляет фискальный смысл налога и вынужден соизмерять положительные и отрицательные последствия выбираемого решения.




Заключение

Действующая налоговая система угнетает экономику, особенно ее производственный сектор. Простые расчеты показывают, что среднее предприятие обязано перечислять в бюджет до 46% вновь созданной стоимости. Даже в развитых странах со стабильной социально-экономической обстановкой столь высокие ставки налогов являются редкостью и, как правило, ведут к низким темпам экономического роста.

Угнетая предприятия высокими налогами, государство одновременно пытается поддержать хотя бы часть из них с помощью адресных налоговых льгот. Но это только ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, адресные льготы предоставляются отельным предприятиям и организациям вне системы государственных приоритетов. Это искажает мотивацию руководителей предприятий, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление взаимовыгодных условий с органами власти. Во-вторых, льготы законном основании уклоняются от налогов, другие годами накапливают недоимки, а добросовестные плательщики оказываются в наименее выгодном положении, часто становясь способствуют развитию теневой экономики, создают основу для коррупции, позволяют льготникам оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок. В итоге одни предприятия на вполне неконкурентоспособными, и либо теряют позиции в конкурентной борьбе, либо начинают уклоняться от налогов.

Продвижение налоговой реформы, несомненно, должно положительно повлиять на решение проблем, возникающих на сегодняшний день между государством и предприятием. Однако учитывая богатую отрицательную практику, накопленную предприятиями в ходе их адаптации к действующей налоговой системе, можно предположить, что процесс отказа предприятий от применения механизмов снижения налоговых обязательств займет длительное время. При этом государству, несмотря на возможные убытки от снижения уровня налогового бремени на начальном этапе налоговой реформы, необходимо соблюдать последовательность шагов по реформированию налоговой системы. Только в этом случае можно рассчитывать на доверие со стороны предприятий и на положительный исход налоговой реформы, что позволит увеличить наполнение бюджета и обеспечить переход к цивилизованным отношениям между государством и предприятиями.

Список используемых источников

1. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебное пособие для вузов. –М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 215с.

2. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложения: учеб. пособие, 2 изд., перераб и доп. – М: ИНФРА-М, 2009.-320с.

3. Колпакова Г.М. Налоговая система РФ. – М: ИНФРА-М, 2009

4. Перов А.В., Толкушкин А.В., Налоги и налогообложение: учеб пособие. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2008.- 670с.

5. Крылова Н.С. Налоговое регулирование в федеративных государствах: конституционно-правовые аспекты // Гос-во и право – 2009 - №6 – с. 66-74

6. Грибкова Н.Б. Налоговый механизм стимулирования инвестиций в России и роль амортизационной политики в нем// Финансы – 2009 - №5 – с. 36-38

7. Налоги: вопросы и ответы // Финансы -2008 - №8 – с.50-52

8. Маслова Д.В. Налоговый кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль// Финансы. № 3. 2008.

9. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. – М.: ООО НПО Вычислительная математика и информатика, 2009.

10. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009.

Библиографическая ссылка на статью:
Фатеева Ю.В. Налоговая система как инструмент фискальной политики государства РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6109 (дата обращения: 13.04.2021).

Выполнение основных функций и направлений государства требует финансовых средств, главным источником получения которых являются налоги.

Налоги представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами в пользу государства.

Разные виды налогов включаются в налоговую систему, которая является важным инструментом по взиманию и распределению национального дохода.

Основная функция налоговой системы является фискальная, нацеленная на пополнение государственного бюджета.

Налоги в России взимаются согласно трем уровням налогообложения: федерального, регионального, и местного, входящих в консолидированный государственный бюджет.

Контроль и надзор за выполнением налогового законодательства возлагается на федеральную налоговую службу, которая находиться в непосредственном подчинении Министерства финансов РФ.

Данные Федеральной налоговой службы (ФНС) по налоговым начислениям и поступлениям в консолидированный бюджет РФ показаны в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Налоговые начисления и поступления в бюджет РФ (в млрд.руб.)

Начислено к уплате

Консолидированный бюджет
субъектов РФ

По данным ФНС за период с 2009 по 2013 годы наблюдается рост налоговых поступлений. Сумма поступлений превышает сумму начислений и составляет следующую разницу: в 2009 году – 33,3%, в 2010 году-30,3%, в 2011году- 30,9%, в 2012 году- 26,6%, а в 2013 году – 31%.

Таблица 2- Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ (в млрд.руб.)

на 1 августа 2013года

на 1 августа 2014года

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации

Налог на прибыль, доходы

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

Налоги на имущество

Налоги, сборы и регулярные платежи за
пользование природными ресурсами

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

Налог, взимаемый в связи с применением
упрощенной системы налогообложения

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый сельскохозяйственный налог

Налог взимаемый в связи с
применением патентной системы налогообложения

Налог взимаемый в виде
стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения

Итого налоговых поступлений

Налоговые поступления на январь-июль 2013 и 2014года основную часть обеспечения, составляют: налог на прибыль и доходы, налоги, на товары реализуемые на территории российской федерации (НДС, акцизы) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

Суммы задолженности по налогам и сборам отражены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 -Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам (в млрд.руб.)

на 1 августа 2014 года

Всего задолженность перед бюджетом по
налогам и сборам

Задолженность невозможная к взысканию налоговыми
органами

Задолженность за период с 2009 по 2013 года выросла на 10,2%,в том числе недоимка организаций на 19%, урегулированная задолженность на 4%, а задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами сократилась на 25%.

По данным ФНС общая сумма задолженности на январь-июль 2014 года составляет 795,3млрд. руб. из которой доля НДС на товары,
реализуемые на территории РФ составляет 45%, налога на прибыль- 23%, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ -6%.

Для улучшения уровня налогообложения в РФ и борьбе с задолженностью по налогам и сборам налоговой службой в 2014-2017 годах планируются следующие основные направления деятельности:

‑ обеспечение повышения эффективности работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения и
выявлению сокрытой налоговой базы в отношении налогоплательщиков;

‑ повышение качества контрольных мероприятий;

‑ повышение эффективности взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок;

- содействовать отказу налогоплательщиков от непрозрачных и низкоэффективных схем ведения бизнеса;

- принимать все меры по повышению поступлений от применения мер принудительного взыскания задолженности и урегулирования задолженности путем проведения зачета, а также обеспечения роста эффективности взыскания;

- проведение мониторинга по выполнению антикоррупционных мероприятий в ФНС России и предоставление информации в Минэкономразвития России;

Таким образом, важность налоговой системы неоценима в поступлении финансовых средств в бюджет государства необходимых в области социальной зашиты граждан, а также в регулировании других областей экономики.

Библиографический список

  1. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/ Е.А. Киселева. – М.: КНОРУС,2009.
  2. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru ;
  3. Официальный портал Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Цели регулирования и сферы государственного вмешательства в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде заметную роль в процессе регулирования играли налоги. Не является исключением из этого правила и современная Россия. Призывы к усилению налогового стимулирования производства были и остаются неотъемлемой частью всех политических лозунгов и экономических программ. При этом налогам вменяется поистине безграничная область применения. В этой связи совершенно необходимо правильно определить действительные возможности налогов по эффективному влиянию на экономику.

Современный экономический кризис носит всеобъемлющий характер. По всем основным показателям — производство, инвестиции, бюджет, доходы населения и др. — Россия продолжает находиться в тяжелейшем положении. Относительные успехи 1999-2000 гг. явно обусловлены вполне определенными экзогенными факторами, и потому во многом носят случайный характер. В свою очередь упадок экономики служит причиной появления и обострения множества социально-политических проблем.

Таким образом, серьезные экономические сбои лежат в основе глубокого кризиса всего российского общества. Понятно, что преодоление этого кризиса становится главной задачей, целью и смыслом деятельности государства, которое обязано использовать для этого все имеющиеся в его распоряжении средства или, строго говоря, разработать и реализовать систему мер по выходу из кризиса. Очевидно и то, что важнейшим элементом такой системы станет финансово-кредитный блок (в том числе налоги).

Исторический опыт свидетельствует, что разрешение масштабных социально-экономических кризисов может иметь самые разные формы: от благополучного выхода из кризиса до исчезновения страны. Принципиально важно, что сознательно предпринимаемые государством антикризисные меры лишь в незначительном числе случаев оказывают несомненное влияние на преодоление кризиса. Так что удачные результаты правительственных программ борьбы с кризисами с большим основанием можно считать случайными попаданиями.

Опыт России последних лет полностью подтверждает этот пессимистический вывод: достаточно сравнить количество программ и экономические показатели. Отсюда вовсе не следует, что программы не нужны. Вопрос в соответствии используемых методов — сложности решаемых задач, применяемых средств — упрощенно формулируемым целям, а конкретных инструментов — области их применения, в том, наконец, чтобы не принимать в условиях высокой неопределенности “исторических программ” и “кардинальных реформ”, последствия которых не могут быть предсказаны. Классическое правило гласит: никакая реформа не может иметь места, если она неуправляема.

В плане данного конкретного исследования все указанные методологические замечания должны быть обязательно приняты во внимание при анализе налогов как одного из инструментов государственного регулирования экономики.

Естественной отправной точкой такого анализа служит рассмотрение функциональных возможностей налогов. Вопрос о функциях налога нельзя считать решенным. По существу бесспорной может быть признана только одна функция — фискальная: все прочие предназначения налогов, включая и их регулирующую (экономическую, стимулирующую) функцию, содержат в своем обосновании неустранимые изъяны. В то же время и отрицать воздействие налогов на многие социально-экономические процессы невозможно.

Разрешение этого кажущегося противоречия состоит в том, что налог, как любое сложное общественное явление, обладает очень широким спектром действия и поэтому может использоваться вне внутренне присущей ему роли. Если взять, к примеру, деньги, то их эффективность как стимула чрезвычайно высока, однако никому не придет в голову вменять деньгам стимулирующую функцию. Стимулирующая роль денег — вторична, они потому и могут стимулировать (поощрять, наказывать), что имеют “способность” быть средством платежа или сохранять стоимость. Стимулирующей функции у денег нет потому, что стимулом, собственно говоря, является получение или неполучение денег (и тех благ, стоимость которых они олицетворяют), но к получению или неполучению сами деньги никакого отношения не имеют.

Аналогичный подход в полной мере может быть распространен и на налоги.

Как обязательный платеж налог “по определению” не несет в себе ничего стимулирующего. Но лишь как платеж и только потому, что он принудительный платеж, своим размером и условиями взимания, он может проявиться в качестве стимула. Будет ли взят налог, в каком размере, как и на что будет израсходован — все это не имеет отношения к субстанции налога, хотя и является важными побудительными факторами, то есть стимулами.

Социальная политика и ее формы

Под государственным регулированием экономики подразумевается комплекс мероприятий, направленных на эффективное развитие экономических процессов. Государственная ответственность распространяется на сферу внешней торговли, перераспределение доходов, фискальную политику и регулирование кредитного рынка.

К задачам социальной политики относятся:

  • Улучшение благополучия населения;
  • Повышение качества жизни;
  • Улучшение условий трудовой деятельности;
  • Реализация принципа социальной справедливости.

Идеально, когда социальная политика занимается не только обеспечением материального благополучия граждан, а и заботиться о их духовных потребностях.

Государственная социальная политика реализуется в трех формах:

  1. Финансовая политика;
  2. Организационно-экономическая политика;
  3. Институциональная политика.


Для каждой из форм свойственны свои методы, через которые происходит воздействие на объекты социальной политики. По сути, социальная политика состоит из форм, методов и инструментов, которые используются в процессе реализации конкретной социальной программы, финансируемой из государственного бюджета или за счет частного или благотворительного фонда.

Институциональная политика призвана создавать и закреплять правила и нормы, с помощью которых в дальнейшем будут регулироваться рыночные отношения для достижения максимально положительных социальных эффектов. Эти нормы закрепляются в нормативно-правовых актах, которые являются основой всех социальных отношений.

Организационно-экономическая политика реализовывается через производственные и контрактные методы, которые имеют место в общественной сфере. К этому виду политики относится планирование и прогнозирование, которые актуальны для частного сектора экономики. Производственные методы – это реализации продукции и оказание услуг самим государством. Касается это, в первую очередь, национальной безопасности. Контрактный метод наоборот подразумевает подписание договоренностей с организацией, которая будет обслуживать социальную сферу.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Финансовая форма – наиболее приоритетная. Ведь в ее функции входит финансовое обеспечение государственных социальных программ и проведение контроля над их реализацией. В финансовой политике заложены все основные направления социальной политики. Одним из ее проявлений выступает социальное страхование населения. Инструменты финансовой социальной политики: налоги, страховые компенсации, выплата компенсаций, предоставление льгот, субсидий. Государственное регулирование всех процессов в социальной сфере происходит через перераспределение социального дохода.

Государственное регулирование

Социальным страхованием называется комплекс мероприятий правового, экономического и организационного характера, которые реализуются государством и направлены на возмещение компенсаций или смягчение негативных последствий из-за материального статуса трудоспособных граждан после признания их нетрудоспособными по причине получение травмы, профессиональной болезни, утрате кормильца, беременности и родов. Эти все факторы именуются страховыми рисками, которые обязательно должны страховаться государством. Еще одним проявлением государственного социального страхования является страхование на случай безработицы.

Реализуя социальную политику государства относительно малоимущих или многодетных семей, одиноких лиц и других социально уязвимых категорий населения им предоставляется социальная помощь и субсидии, различные пособия, социальные товары и услуги. Относится к таковым частичная или полная компенсация оплаты коммунальных услуг, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими средствами. Формы, методы и инструменты регулирования государством социальной политики изображены на рисунке 1.


Рисунок 1. Комплекс государственной социальной политики.

Развитие социальной сфере привело к увеличению инструментов социальной политики. Каждое государство использует индивидуальный набор из методов и инструментов. Такой набор носит название модели социальной политики. Исследователями выделяются несколько таких моделей:

  • Либеральная модель. К ней относится англо-саксонская, европейская, восточноазиатская;
  • Эгалитарная модель. К этой относится скандинавская и советская модели.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Любое вмешательство со стороны государства, которое происходит через материальные ресурсы для предприятий и граждан провоцирует патологическое развитие конкурентных отношений. Но при этом вмешательство государства в экономическую жизнь общества является неотъемлемым атрибутом успешного функционирования экономики. Доля вмешательства государства в социальную жизнь зависит от уровня экономического развития страны и не является одинаковым для разных государств.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

418 103 оценки star
star
star
star
star

Читайте также: