Налог с населения собираемый наместником

Опубликовано: 14.05.2024

Конспект урока

История, 6 класс

Урок 27. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Образование Золотой Орды.
  2. Золотая Орда: население, государственный строй, религии, экономика и культура.
  3. Ордынское владычество на Руси. Повинности населения.
  4. Образование и устройство Литовско - Русского государства.
  5. Союз Литвы и Польши.

Баскак – представитель монгольского хана в завоёванных землях, занимавшийся сбором налогов (дани).

Владычество – господство.

Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение. 2019.
  2. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова, М. Просвещение, 2019. Электронная форма учебника.
  3. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: Советская Россия, 1986.
  4. Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. – М.: Владос, 1996.
  5. Ссылка: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времен до XVII века» (видеолекция «Русские земли в эпоху ордынского владычества» https://histrf.ru/lectorium/lektion/russkiie-kniazhiestva-v-epokhu-ordynskogho-vladychiestva ).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В результате монгольских завоеваний возникла огромная империя, которой управляли потомки Чингисхана – Чингизиды. Столицей Монгольского государства был город Каракорум. Здесь жил великий хан, глава всей империи. Позже внук Чингисхана, Хубилай, перенёс столицу в Пекин. Монгольский хан стал одновременно и китайским императором. Династию, основанную Чингизидами в Китае, китайцы называли Юань.

На землях к востоку от Руси располагалась Золотая Орда, которую возглавлял внук Чингисхана Батый. Золотая Орда включала в себя Половецкую степь, земли Волжской Булгарии, Поволжье, Крым, Западную Сибирь и Приуралье. Её столицей был город Сарай, расположенный в низовьях Волги недалеко от современной Астрахани. Позже столицей Золотой Орды стал город Новый Сарай. В начале XIV в. Золотая Орда была одним из крупнейших государств мира.

Во главе Золотой Орды стоял хан. Этот титул носили только потомки Чингисхана – Чингизиды. Хану принадлежали все земли и население. Его власть опиралась на огромное войско и многочисленных чиновников.

В состав Золотой Орды входило множество племён и народов. Они вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Основную массу кочевников составляли тюркские племена. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки и др. Монголы составляли незначительное меньшинство. Постепенно они слились с местным тюркским населением. С конца XIV – начала XV в. кочевое население всей Золотой Орды стали называть татарами. Сама же Золотая Орда на европейских картах значилась как Тартар или Тартария.

Государственной религии в Орде долгое время не было. Монголы в большинстве своём оставались язычниками, но в Орде жили люди разных вероисповеданий. Ханы допускали религиозную свободу. Так, в 1260 г. в Сарае был сооружён первый православный храм, а в 1261 г. митрополит киевский и всея Руси по ходатайству князя Александра Невского поставил в Сарай православного епископа Митрофана. Сарайские епископы получили от хана разрешение свободно обращать в христианство жителей Золотой Орды. Так, православие принял внук Чингисхана царевич Даир, почитаемый Русской Православной церковью как святой преподобный Пётр, царевич ордынский и ростовский чудотворец. А татарский мурза Чета, в крещении Захарий, добровольно принял христианство и около 1330 г. основал знаменитый Ипатьевский монастырь под Костромой. Но по мере укрепления государства возникла необходимость в единой религии. В начале XIV в. в правление хана Узбека ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды.

Народы, населявшие Орду, занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. На юге преобладало скотоводство, на севере и западе – земледелие. Занимались также охотой и рыболовством. В городах были развиты различные ремёсла: кузнечное дело, ювелирное искусство, кожевенное, ткацкое, портняжное дело, обработка дерева и др. Важную роль играла торговля, развитию которой способствовала сеть хорошо обустроенных дорог с караван-сараями, расположенными через каждые 30 км. Золотая Орда вела также морскую торговлю через Каспийское и Чёрное моря. Основными товарами были ткани, ювелирные изделия, меха, зерно, кожа, мёд, лес, рыба, икра и др.

В период расцвета в Золотой Орде было около ста крупных городов – Ургенч, Старый Крым, Астрахань, Азов и др. Во многих городах действовали водопровод и канализация, существовали гигантские мастерские по изготовлению посуды и оружия.

В 1243 году по требованию хана Батыя в Орду были вынуждены поехать многие русские князья, в том числе и великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, которого хан назначил старшим из князей. Отныне все князья должны были ездить в Орду, чтобы получить подтверждение своих прав. Каждому выдавался ярлык – ханская грамота на управление княжеством. Князья обязаны были подчиняться хану, а их княжества должны были выплачивать Орде дань. Самым главным считался ярлык на великое владимирское княжение, так как владимирский князь получал право на старшинство среди других князей. Фактически государственный центр Руси окончательно переместился из сильно разорённого Киева во Владимир. Сюда же в 1299 году перенёс свою резиденцию и митрополит киевский и всея Руси.

Поездки русских князей в Золотую Орду часто сопровождались различными унижениями, а нередко заканчивались смертью. Так, в 1246 году в Орде за отказ выполнять неприемлемые для христианина обряды был убит князь Михаил Черниговский. Русская Православная церковь причислила князя к лику святых. За первые 100 лет монгольского владычества в Орде было убито более 10 русских князей.

Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся в русских землях старые порядки управления, но постоянно вмешивались в них. Они могли менять границы княжеств, разжигали соперничество и распри между князьями.

В крупные русские города были посланы представители хана – баскаки, которые, опираясь на вооружённые отряды, следили, чтобы князья и все жители сохраняли покорность хану. Главный «великий баскак» обосновался во Владимире.

Самой тяжёлой повинностью были ежегодные платежи дани Орде, называвшиеся на Руси выходом. В 1257-1259 гг. ханские чиновники-численники провели на Руси перепись населения. После этого взимание дани приобрело повсеместный и постоянный характер. Кроме выхода, с населения Руси взимались различные внеочередные платежи – корм (налог на содержание должностных лиц), ям (налог на содержание почтовой службы) и др.

Сбор дани часто сопровождался грабежами и насилием, уводом людей в рабство. От дани освобождалось только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.

Ещё одной тяжёлой повинностью, наложенной победителями на русские княжества, стала обязанность поставлять воинов в монгольское войско и принимать участие в военных походах ханов. Во второй половине XIII в. русские полки воевали в составе ханских войск против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.

Любые попытки неповиновения Орде заканчивались тем, что ханы отправляли на Русь карательные отряды, которые несли смерть, разорение и потерю свободы жителям русских земель. Однако полностью сломить волю народа к сопротивлению монголам не удалось.

В то время как Северо-Восточная и Юго-Западная Русь была опустошена монголами, некоторые её северо - западные земли, защищённые лесами и болотами, избежали погрома. Однако угроза нависла и над ними.

Соседями Руси на северо-западе были литовские племена, многие из которых к началу XIII в. были либо завоёваны, либо истреблены крестоносцами, которые захватывали из земли под предлогом распространения христианства. Свободу сохранили лишь племена, жившие по реке Неман и её притокам. Чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали своё государство. Во главе его в 30-е гг. XIII в. встал князь Миндовг. Пользуясь тем, что Русь была ослаблена монгольским нашествием, он стал подчинять себе близлежащие русские земли. Под его властью оказались города Гродно, Берестье, Пинск и др. Многие жители западнорусских земель, опасаясь, что монголы не оставят их в покое, добровольно признавали власть литовского князя. Новое государство с самого момента своего образования было русско-литовским. Русские и литовские земли объединились для того, чтобы совместными усилиями противостоять врагам, которые угрожали им как с запада – крестоносцы, так и с востока – монголы. После гибели Миндовга в княжестве начались усобицы.

Своего расцвета Литовские княжество достигло в правление князя Гедимина (1316 – 1341). Под его властью оказались почти все земли Западной Руси: Полоцкая, Витебская, Минская, Брестская, Киевская. Государство Гедимина стало именоваться Великим княжеством Литовским. Столицей государства стал основанный Гедимином город Вильно. Русские земли в составе Литовского княжества сохранили свои обычаи и традиции, прежний порядок управления. Гедимин заменил лишь правителей княжеств, посадив на местные престолы своих родственников – Гедиминовичей. Князья-наместники собирали дань и уплачивали её великому литовскому князю. Чтобы сблизиться с русским населением многие литовские князья принимали православие. Оставаясь язычником, Гедимин не ущемлял права Русской Православной церкви. В то же время он установил контакты с католиками, в Вильно появились первые католические монастыри. К концу княжения Гедимина русские земли составляли более двух третей всей территории Литовского государства, а в западноевропейских странах Гедимина называли королём Литвы и Руси.

Правивший после Гедимина его сын Ольгерд (1345 – 1377) продолжил политику отца по собиранию русских земель. Были присоединены Брянская, Северская, Черниговская и Подольская земли. Присоединение этих земель к Литве вызвало недовольство в Орде. Однако в 1362 г. Ольгерд разгромил крупное ордынское войско. Долгую борьбу Ольгерд вёл с Польским королевством из-за Волыни, которая была присоединена к Литве. После смерти Ольгерда в 1377 г. в княжестве вновь начались усобицы.

Во второй половине XIV в. серьёзную угрозу и для Литовского княжества, и для его соседа – Польского королевства стал представлять Тевтонский орден. Часть литовской знати решила объединиться с католической Польшей, чтобы совместными усилиями вести борьбу против крестоносцев. В 1385 г. была заключена Кревская уния Литвы и Польши. Великий князь литовский Ягайло, сын и преемник Ольгерда, принял католичество и, женившись на наследнице престола Польши Ядвиге Ягеллонке, стал одновременно и польским королём. Ягайло объявил католичество государственной религией Великого княжества Литовского.

Преимущество получили поляки и католики в Литве, что вызвало возмущение православного населения княжества. Борьбу за независимость Литвы возглавил двоюродный брат Ягайлы князь Витовт. В 1392 г. он добился независимости Великого княжества Литовского и был признан великим князем литовским. При этом Витовт формально признавал верховную власть польского короля Ягайлы. Витовт продолжил политику расширения своих владений за счёт русских земель. Так, в 1404 г. он захватил Смоленск. Общая угроза со стороны тевтонских рыцарей заставила Ягайло и Витовта объединить свои силы. В 1410 г. войска Польши и Литвы нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в битве при деревне Грюнвальд. Решающую роль в исходе Грюнвальдской битвы сыграли три смоленских полка.

Вскоре между Ягайлой и Витовтом было подписано новое соглашение: в обмен на признание фактической независимости Литвы Витовт объявил католичество государственной религией Великого княжества Литовского. Со временем православное население в составе Литовского государства стало подвергаться религиозному и национальному гнёту.

Во второй половине XIII – начале XIV в. Золотая Орда была сильнейшим государством Восточной Европы и северо-западной части Азии. Русские земли находились в экономической и политической зависимости от Орды. Зависимость Руси от Орды привела к экономическому отставанию русских земель от стран Западной Европы и изменению характера княжеской власти.

В XIII-XIV вв. сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское. Особенностью этого государства было то, что на его территории жили как литовцы, так и русские. Политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на Великое княжество Литовское. Однако в последующем сложились тесные связи Литвы с католической Польшей, а православное население Литовского княжества стало подвергаться национальному и религиозному гнёту.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между событиями и датами.

А) Образование Золотой Орды

Б) Перенос резиденции митрополита из Киева во Владимир

Наличие налоговой системы, как известно, является одним из основных признаков государство. Ни одно государство, даже древнее, не существовало без налогов.

Самым первым налогом была дань, которую собирали князья с подвластного населения. Для этого князь с дружиной ходил в полюдье . Так назывался ежегодный объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.

В полюдье князем выполнялись и другие функции: князь осуществлял суд, а также общался со своим населением - а где же еще люди могли увидеть своего князя? Надо сказать, что при первых князьях племенные союзы, хоть и были включены в состав государства, еще долго сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом и осуществлялась-то через полюдье. Помимо полюдья, практиковалась такая форма, как повоз - когда дань в установленное время привозилась в Киев.

Самым первым налогом в Древней Руси была дань.

Объезд земель совершался строго с осени до весны. Урожай был к тому времени собран, реки замерзали, а дороги покрывались снежком и были готовы к разъездам. "Уложиться" нужно было до весенней распутицы. Обычно княжеская дружина шла сначала на северо-запад к древлянам, затем - севернее в земли дреговичей , потом сворачивала к кривичам на восток, после кривичей - на юг к северянам и к концу марта дружина возвращалась в Киев. И дружина, и князь содержалась за счет местного населения.

Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, а также выполнения судебных и коммуникативных функций.

Повоз - привоз дани в установленное время в Киев.

Первым, кто стал взимать дань на территории Руси, был князь Олег (во всяком случае, первые летописные упоминания о сборе дани относятся к нему).

Первоначально дань князю Олегу отдавали ильменские словене , кривичи и финно-угорское племя меря. Совершив два похода, Олег обложил данью древлян и северян . Радимичи согласились отдавать Олегу дань добровольно, т.к. князь освободил их от хазарской дани . " Не давайте хазарам, но мне давайте" , - передает его слова ПВЛ. Уличи и тиверцы отказались от уплаты дани князю русов и отвоевали до поры до времени свою независимость.

Дань бралась мехами с дыма (т.е. с домохозяйства) или же по шлягу (по серебряной арабской монете) от рала (плуга, сохи). Рало, или соха - в то время имелось в виду именно сельскохозяйственное орудие; позже сохой стали называть единицу измерения земельной площади. Как мы видим, общая для всех единица налогообложения при первых князьях определена не была.

Размеры той первой дани тоже разнились - по территориям, по племенам. Так, древляне отдавали черную куницу с дыма, северяне - один шляг (арабская монета) с рала, "родные" новгородцы платили князю по 300 гривен, так сказать, "целевым назначением" - на содержание дружины для охраны северных границ.

Еще один момент. Историками давно замечено: то, что в "Повести временных лет" и других летописях называется данью , более походит на военную контрибуцию с побежденных (не забываем, что первые князья - варяжского происхождения).

Такая система не была прочна. Она "взорвалась" в 945 году, когда князь Игорь с дружиной в "одно лето" решил дважды взять дань. Чем это закончилось, известно - древляне взбунтовались и жестоко убили князя Игоря.

Почитаем, что пишет об этом событии летописец.

. Воевода Игоря Свенельд собрал дань с древлян и, как полагалось, часть дани была отдана ему и его дружине. Тогда дружина Игоря позавидовала свенельдовой дружине: " Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его. Но и этого ему показалось мало. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же решили: если повадился волк к овцам, то выкосит все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьешь его, то всех нас погубит. Убили Игоря и дружину его, так как их было мало ".

В 945 году князь Игорь с дружиной решил дважды взять дань с древлян. Результатом было восстание древлян и убийство князя Игоря.

Последовала ответная жестокая месть вдовы Игоря, княгини Ольги.

Но Ольга была мудрой правительницей. Она извлекла урок из происшедшего. В 946 году Ольга начала проведение реформ. Она установила уроки - твердые размеры дани, которую следовало платить в определенные сроки, а также уставы , где содержался порядок ее сбора. Дань собиралась один раз в год в натуральной форме: продукты, меха, изделия ремесла.

Княгиня Ольга реформировала сбор дани: ввела уроки - твердые размеры дани - и установила сроки ее выплаты. Новая система защищала население от повторного требования дани.

Еще одним нововведением Ольги стало учреждение погостов и становищ. Погосты являлись центрами княжеской власти на местах, там производился сбор дани (впоследствии погосты превратились в административные центры). Становища были местами стоянок князя с дружиной. Не сразу, но была введена новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Людям, которые приносили дань на погосты, давали княжескую печать, что-то вроде гарантии от повторного требования дани. В ходе введения нового порядка сбора дани племенные князья теряли свою власть, т.е. реформы Ольги имели значение в развитии государственности. Последнему немало способствовала новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Выражаясь современным языком, прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население, и исключалась возможность повторного требования налога с плательщика.

Прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население.

Дань можно назвать прямым налогом. Она существовала на Руси до первой половины XIII в. Помимо дани, были и косвенные налоги: торговые и судебные пошлины. К торговым пошлинам относились "перевоз" - плата за перевоз товаров через реку, "мыт" - за проезд через городскую заставу, "гостиная" - с купцов за право иметь в городе торговые склады (не забудем, что гость - это и есть купец).

После принятия христианства в 988 году на строительство церквей и храмов вводилась церковная десятина , т.е. 1/10-я часть дохода.

На Руси платился прямой налог (дань) и целый ряд косвенных налогов.

Ну, а потом монголо-татары пришли. Орде выплачивался ордынский выход, который собирали баскаки - ханские чиновники в русских городах; потом это право перешло к русским князьям. Ордынцы брали "выход" с каждой души мужского пола и с головы скота.

В Ордынский период был введен ряд новых косвенных налогов. Один из них - ям - являлся натуральным налогом. Население обязывалось доставлять в почтовые станции ( ямы ) подводы с ямщиками для перевозки чиновников, почты и грузов. В XVI веке тяжелый для населения ямской налог заменили ямские деньги , собираемые на содержание дорог.

. А еще я обратила внимание - как много картин русских художников посвящено сбору дани. Видно, тема была злободневная, болезненная.

Наличие налоговой системы, как известно, является одним из основных признаков государство. Ни одно государство, даже древнее, не существовало без налогов.

Самым первым налогом была дань, которую собирали князья с подвластного населения. Для этого князь с дружиной ходил в полюдье . Так назывался ежегодный объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.

В полюдье князем выполнялись и другие функции: князь осуществлял суд, а также общался со своим населением - а где же еще люди могли увидеть своего князя? Надо сказать, что при первых князьях племенные союзы, хоть и были включены в состав государства, еще долго сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом и осуществлялась-то через полюдье. Помимо полюдья, практиковалась такая форма, как повоз - когда дань в установленное время привозилась в Киев.

Самым первым налогом в Древней Руси была дань.

Объезд земель совершался строго с осени до весны. Урожай был к тому времени собран, реки замерзали, а дороги покрывались снежком и были готовы к разъездам. "Уложиться" нужно было до весенней распутицы. Обычно княжеская дружина шла сначала на северо-запад к древлянам, затем - севернее в земли дреговичей , потом сворачивала к кривичам на восток, после кривичей - на юг к северянам и к концу марта дружина возвращалась в Киев. И дружина, и князь содержалась за счет местного населения.

Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, а также выполнения судебных и коммуникативных функций.

Повоз - привоз дани в установленное время в Киев.

Первым, кто стал взимать дань на территории Руси, был князь Олег (во всяком случае, первые летописные упоминания о сборе дани относятся к нему).

Первоначально дань князю Олегу отдавали ильменские словене , кривичи и финно-угорское племя меря. Совершив два похода, Олег обложил данью древлян и северян . Радимичи согласились отдавать Олегу дань добровольно, т.к. князь освободил их от хазарской дани . " Не давайте хазарам, но мне давайте" , - передает его слова ПВЛ. Уличи и тиверцы отказались от уплаты дани князю русов и отвоевали до поры до времени свою независимость.

Дань бралась мехами с дыма (т.е. с домохозяйства) или же по шлягу (по серебряной арабской монете) от рала (плуга, сохи). Рало, или соха - в то время имелось в виду именно сельскохозяйственное орудие; позже сохой стали называть единицу измерения земельной площади. Как мы видим, общая для всех единица налогообложения при первых князьях определена не была.

Размеры той первой дани тоже разнились - по территориям, по племенам. Так, древляне отдавали черную куницу с дыма, северяне - один шляг (арабская монета) с рала, "родные" новгородцы платили князю по 300 гривен, так сказать, "целевым назначением" - на содержание дружины для охраны северных границ.

Еще один момент. Историками давно замечено: то, что в "Повести временных лет" и других летописях называется данью , более походит на военную контрибуцию с побежденных (не забываем, что первые князья - варяжского происхождения).

Такая система не была прочна. Она "взорвалась" в 945 году, когда князь Игорь с дружиной в "одно лето" решил дважды взять дань. Чем это закончилось, известно - древляне взбунтовались и жестоко убили князя Игоря.

Почитаем, что пишет об этом событии летописец.

. Воевода Игоря Свенельд собрал дань с древлян и, как полагалось, часть дани была отдана ему и его дружине. Тогда дружина Игоря позавидовала свенельдовой дружине: " Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его. Но и этого ему показалось мало. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же решили: если повадился волк к овцам, то выкосит все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьешь его, то всех нас погубит. Убили Игоря и дружину его, так как их было мало ".

В 945 году князь Игорь с дружиной решил дважды взять дань с древлян. Результатом было восстание древлян и убийство князя Игоря.

Последовала ответная жестокая месть вдовы Игоря, княгини Ольги.

Но Ольга была мудрой правительницей. Она извлекла урок из происшедшего. В 946 году Ольга начала проведение реформ. Она установила уроки - твердые размеры дани, которую следовало платить в определенные сроки, а также уставы , где содержался порядок ее сбора. Дань собиралась один раз в год в натуральной форме: продукты, меха, изделия ремесла.

Княгиня Ольга реформировала сбор дани: ввела уроки - твердые размеры дани - и установила сроки ее выплаты. Новая система защищала население от повторного требования дани.

Еще одним нововведением Ольги стало учреждение погостов и становищ. Погосты являлись центрами княжеской власти на местах, там производился сбор дани (впоследствии погосты превратились в административные центры). Становища были местами стоянок князя с дружиной. Не сразу, но была введена новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Людям, которые приносили дань на погосты, давали княжескую печать, что-то вроде гарантии от повторного требования дани. В ходе введения нового порядка сбора дани племенные князья теряли свою власть, т.е. реформы Ольги имели значение в развитии государственности. Последнему немало способствовала новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Выражаясь современным языком, прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население, и исключалась возможность повторного требования налога с плательщика.

Прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население.

Дань можно назвать прямым налогом. Она существовала на Руси до первой половины XIII в. Помимо дани, были и косвенные налоги: торговые и судебные пошлины. К торговым пошлинам относились "перевоз" - плата за перевоз товаров через реку, "мыт" - за проезд через городскую заставу, "гостиная" - с купцов за право иметь в городе торговые склады (не забудем, что гость - это и есть купец).

После принятия христианства в 988 году на строительство церквей и храмов вводилась церковная десятина , т.е. 1/10-я часть дохода.

На Руси платился прямой налог (дань) и целый ряд косвенных налогов.

Ну, а потом монголо-татары пришли. Орде выплачивался ордынский выход, который собирали баскаки - ханские чиновники в русских городах; потом это право перешло к русским князьям. Ордынцы брали "выход" с каждой души мужского пола и с головы скота.

В Ордынский период был введен ряд новых косвенных налогов. Один из них - ям - являлся натуральным налогом. Население обязывалось доставлять в почтовые станции ( ямы ) подводы с ямщиками для перевозки чиновников, почты и грузов. В XVI веке тяжелый для населения ямской налог заменили ямские деньги , собираемые на содержание дорог.

. А еще я обратила внимание - как много картин русских художников посвящено сбору дани. Видно, тема была злободневная, болезненная.

date image
2013-12-31 views image
737

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Вопросы и задания для повторения III главы

Художественное ремесло


щё нерусские народы Вятской земли, будучи язычниками, вырезали из дерева идолов. Русские переселенцы уничтожали их, но сами стали вырезать из дерева изображения христианских свя­тых и ангелов. В начале ХVII в. в Успенском монастыре г. Хлынова находилось два деревянных резных изображения Николы Можайского. Много резных фигур стояло в вятских церквях.

Широкое распространение получила в ХVII в. металлопластика — производство художественных изделий из металла. Мастерс­тво вятских мастеров видно на крестах, решётках и ручках Михаи­ло-Архангельской часовни в г. Слободском и Успенского собора в г. Хлынове.

В ХVI в. появляется печь, которая топилась по-белому. Такую печь украшали изразцами — глиняными обожженными плитками, украшенными узором. Печи с изразцами украшали дома состоятель­ных вятчан. На Вятской земле изразцы появились во второй поло­вине ХVII в. На них имелись изображения растительного орнамента — цветов и листьев. Окрашивались изразцы в несколько цветов: зе­лёный, синий, белый. Иногда изразцами украшали внутри и снаружи церкви. Делали в это время изразцы и с геометрическим узором. Изготовляла изразцы мастерская, которая находилась в Успенском монастыре г. Хлынова.

К 1615 г. относится первое упоминание на Вятской земле о серебряных дел мастерах. В документах называется имя мастера — Богдашко Серебряника из г. Хлынова.

Колокололитейное дело также известно на Вятке с ХVII в. Первым знаменитым мастером был житель г. Хлынова Филипп Патракеев Душкин. Были колокололитейные мастера и в других вятских го­родах.

Со временем художественное ремесло всё шире стало распространяться по Вятской земле.

1. Каким вятским святым посвящены жития?

2. Что из себя представляло жилище вятчанина в средние века, и как оно менялось со временем?

3. Что из себя представляли укрепления вятских горо­дов?

4. Каким темам были посвящены вятские иконы?

5. Что такое клеймо на иконе?

6. Чем интересна икона «Преподобный Трифон Вятский»?

7. Как возникло производство дымковской игрушки?

8. Какие художественные ремёсла наиболее старинные на Вятской земле?


I. Заполни таблицу:

II. Тест «Новое в жизни вятчан»

1. Налог с населения, собираемый наместником: а) оброк; б) тиун; в) корм.

2. Населённый пункт, где жили одна-две семьи, назывался: а) починок; б) погост; в) село.

3. Первым монастырём на Вятской земле был: а) Богоявленский; б) Преображенский; в) Успенский.

4. Налог «данные деньги» брался: а) с земли; б) с семьи; в) с городского жителя.

5. В 1635 г. было восстание: а) в Кайгороде; б) в Хлынове; в) в Орлове.

6. В 1601 году: а) начали выбирать приказчиков из посадских людей; б) в Яранск сослан боярин В. Н. Романов; в) произошло восстание в Кайгороде.

7. Винокуренное производство — это: а) производство хлебных изделий; б) производство обуви; в) производство водки.

8. Ямская подать расходовалась: а) на почтовые станции; б) на стрельцов; в) на содержание царского дворца.

9. Впервые мануфактура на Вятской земле упоминается в документах: а) в 1637 г.; б) в 1658 г.; в) 1689 г.

10. Полка — это: а) уличный ларёк; б) большой магазин; в) вид ярмарки.

III. Криптограмма «Кто это?»

Расшифровав эту криптограмму, вы узнаете, как звали од­ного из руководителей отряда повстанцев в войске Степана Рази­на, который в течение ряда лет работал у вятских купцов.

Чтобы расшифровать эту надпись, нужно заменить цифры буквами, для чего необходимо расшифровать надписи, приведённые ниже, а потом подставить полученные буквы в основную надпись.

Ключ к шифру:

Фамилия первого вятского воеводы:

Помощник земского старосты:

Название вятской иконы с изображением Крестителя Христа:

Название вятского праздника, для которого делали дымковскую игрушку:


Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма».
Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться.
Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.


Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках.
Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству.

В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы.
В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника».
Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя.
По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем.
Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей.
Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения.
В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев.
Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.


Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской.
Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные.
Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы.
Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений.
Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани.
После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды.
Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги.
Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт».
Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.



Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях.
Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного.
Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.
***
Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских.
Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Читайте также: