Налог один из основных методов мобилизации

Опубликовано: 26.04.2024

Налоги (основной метод) – это универсальная категория, выражающая основные свойства финансов. Налог – это форма принудительного изъятия в доход государства части созданной в обществе стоимости.

Основные элементы закона о налоге:

Субъект налога – это юридическое или физическое лицо, которое по закону является плательщиком налогов.

Объект налога – это предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом.

Налоговая ставка- это размер налога на единицу обложения.

В свою очередь налоговые ставки подразделяются на:

источник налога - это доход, за счет которого уплачивается налог.

единица обложения – это единица измерения объекта.

налогооблагаемая база – это доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка.

налоговый оклад – это сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

Используются для покрытия бюджетного дефицита, а также для инвестирования средств в государственные предприятия, на финансирование каких-либо программ. Между налоговым методом и государственными займами существует тесная связь, так как финансовой базой для погашения займов являются налоги, то есть займ как бы перераспределяет налоговое бремя во времени.

Классификация государственных займов:

по субъектам заемных отношений:

территориальные органы власти.

по месту размещения:

по обращению на рынке:

рыночные (свободно продаются и покупаются и являются основными);

нерыночные (не подлежат обращению на рынке ценных бумаг, поэтому не могут свободно покупаться и продаваться, то есть менять владельцев; как правило, выпускаются государством под конкретных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают).

в зависимости от срока:

долгосрочные (свыше 10 лет – специальные);

По краткосрочным займам, как правило, выпускаются векселя, а привлечение средств на более длительный период обычно строиться на размещение облигаций.

по обеспеченности долговых обязательств:

закладные (займы, обеспеченные конкретным залогом, например, имуществом; чаще всего, их выпускают местные органы власти);

беззакладные (займы, обеспечением которых служит все имущество; как правило, используется на федеральном уровне, ибо считается, что надежность государства, как эмитента, очень высока и не требует дополнительных гарантий)

по методу определения дохода долговые обязательства государства делятся:

с твердым доходом;

с плавающим доходом.

по характеру выплачиваемого дохода:

выигрышные (такие обязательства, выплата дохода по которым производится на основе тиражей выигрышей; вероятностный характер; размер определяется по таблице выигрышей). Так как какие либо гарантии получения дохода отсутствуют, то выигрышные облигации, как правило, не пользуются спросом у инвесторов.

процентные (доход по ним выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов, проценты начисляются к номиналу).

с нулевым купоном (краткосрочные и некоторые долгосрочные долговые обязательства, которые продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу, то есть весь доход по ним выплачивается с суммой основного долга).

в зависимости от обязанности заемщика строго соблюдать сроки погашения займа:

с правом досрочного погашения;

без права досрочного погашения.

Выделяют 2 вида эмиссии:

Таким образом, государственные доходы представлены:

доходами внебюджетными фондами;

доходами государственных предприятий и Центрального банка.

Доходы бюджета (по материальному содержанию) представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим стране налоговым и бюджетным законодательством в распоряжение органов государственной власти.

Доходы бюджета – это финансовые каналы аккумуляции финансовых ресурсов в государственной бюджетной системе.

Детальное перечисление видов доходов бюджета содержит классификация доходов бюджета по группам (налоговые и неналоговые), подгруппам (I, II….IX) и статьям (все остальное).

I. НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ.

Налог на прибыль

Налог на доходы от капитала;

Подоходный налог с физических лиц.

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимые на территорию РФ;

Федеральные, региональные, местные лицензионные сборы;

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

Единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства и др.

Налоги на имущество:

Налог на имущество физических лиц;

Налог на имущество организаций;

На наследование или дарение;др.

Платежи за пользование природными ресурсами:

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

Прочие налоги, пошлины и сборы:

Налог на игорный бизнес;

II. НАНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ.

доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности ли от деятельности:

от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

дивиденды по акциям, принадлежащих государству;

от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности;

проценты, получаемые от размещения в кредитных организациях временно свободных денежных средств;

проценты, получаемые от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

перечисление прибыли Центральным банком РФ;

платежи от государственных и муниципальных организаций;

плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами;

прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности ил от деятельности.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;

от продажи государством, принадлежащих ему акций организаций;

доходы от продажи квартир;

от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и оборудования;

от реализации конфискованного, бесхозного имущества, клада, другого имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность;

от реализации государственных запасов;

от продажи земли и нематериальных активов;

поступления трансфертов из негосударственных источников;

административные платежи и сборы;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

штрафные санкции возмещения ущерба;

прочие неналоговые доходы.

от бюджетов других уровней;

от государственных внебюджетных фондов;

от государственных организаций;

от наднациональных организаций;др.

Средства целевых бюджетных фондов:

фонд развития таможенной системы;

государственный фонд борьбы с преступностью;

фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

целевой фонд федеральной пограничной службы;

целевой фонд по атомной энергии;

Также доходы бюджета можно классифицировать по другим признакам:

в зависимости от государственного устройства;

в зависимости от статуса (собственные, регулирующие);

по источникам образования (по субъектам);

в зависимости от гражданства субъектов налогообложения (резиденты, нерезиденты);

по объектам обложения (имущество, доход).

Все доходы бюджета представляют собой сумму общих доходов и полученных официальных трансфертов.

Общие доходы = текущие доходы + доходы от операций с капиталом

Текущие доходы = налоговые поступления + неналоговые поступления

- средства, зачисленные в доходы бюджета по моменту их фактического поступления, соответствуют кассовому методу;

- штрафы, как правило, подлежат зачислению в местные бюджеты;

- собственными доходами бюджета не является финансовая помощь.

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

Обновлено секунду назад

Важнейшим звеном финансовой системы являются муниципальные финансы. Их назначение – обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами для осуществления функций, предусмотренных законодательными актами.
Формирование основного объема финансовых ресурсов органов местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации муниципальных доходов.

Вопрос: Что же такое мобилизация доходов?
Ответ: Мобилизация доходов местного бюджета – это комплекс мероприятий, направленный на привлечение доходов в бюджет.

Вопрос: Из чего складывается мобилизация доходов?
Ответ: Мобилизация доходов осуществляется посредством поступления в бюджет муниципального образования налоговых и неналоговых доходов, а так же безвозмездных перечислений.

Вопрос: Кто определяет, сколько доходов должно поступить в бюджет?
Ответ: Ежегодно Губернатором Хабаровского края утверждаются показатели по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет Хабаровского края на год в разрезе муниципальных районов края. На 2018 год, по Бикинскому району установлены показатели в размере 360 млн. рублей. Доведенные показатели по мобилизации разбиваются в разрезе городского и сельских поселений района по видам доходов и бюджетообразующих предприятий.
На перовое полугодие 2018 года было установлено плановое задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в сумме 158,7 млн. рублей. Поступило в консолидируемый бюджет района доходов в общей сумме 164,2 млн. рублей. Выполнение установленного задания за 6 месяцев составило 103,4%. В том числе налоговых доходов поступило 154,8 млн. рублей; выполнение – 102,8%, неналоговых доходов поступило 9,4 млн. рублей, выполнение – 108,4%. Годовые показатели по мобилизации доходов исполнены на 45,6%, при плановых показателях 44,1%. Основные поступления доходов в бюджет ожидаются во второй половине 2018 года.
В текущем году наблюдается рост поступлений по налоговым доходам по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 44,6 млн. рублей, по неналоговым доходам на 0,4 млн. рублей.
Увеличение поступлений по налоговым доходам обеспечено в большей части увеличением поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц. За 6 месяцев 2018 года в консолидируемый бюджет района поступило налога на доходы физических лиц 137,1 млн. рублей, что на 44,7 млн. рублей больше чем за 6 месяцев 2017 года. Поступления от уплаты налога на доходы физических лиц занимают наибольший удельный вес в общих поступлениях доходной части бюджета района и составляют 83,5%. Выполнение задания по мобилизации, по данному виду налога, за первое полугодие текущего года составило 103,2%. Увеличение поступлений по налогу обусловлено индексацией окладов на 4% по организациям спецконтингента и по учреждениям, обеспечивающим государственное управление, увеличением минимальной оплаты труда с 01 января 2018 г. до 15 182,4 рублей, с 01 мая 2018 г. до 17 860,80 рублей, реализацией в 2018 г. майских Указов Президента РФ по организациям социально-культурной сферы.
Вторым по поступлениям в структуре доходной части бюджета является единый налог на вмененный доход. За отчетный период поступило 7,1 млн. рублей, выполнение показателей по мобилизации составило 103,4%.
По имущественным налогам (транспортный, земельный, налог на имущество физических лиц) мобилизация за 6 месяцев 2018 года выполнена на 103,3%, поступило в бюджеты поселений 4,2 млн. рублей.
По налогам на совокупный доход (УСНО, ЕСХН, патент) в консолидируемый бюджет поступило 2,3 млн. рублей. Показатели выполнены на 113,3%.
По неналоговым платежам рост доходов, по сравнению с прошлым годом, в большей степени, обеспечен увеличением поступлений арендной платы за пользование муниципальным имуществом и земельными участками на 0,6 млн. рублей. В структуре поступлений неналоговых доходов за 6 месяцев 2018 года арендные платежи за пользование земельными участками и муниципальным имуществом занимаю 49,1%. Сумма поступлений арендной платы составила 4,6 млн. рублей.
Прочие поступления от имущества (плата за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности) составили 1,1 млн. рублей, исполнение задания по мобилизации – 100,5%.
Поступления от взысканий, штрафов составили 1,0 млн. рублей, показатели по мобилизации исполнены на 101,1%.
От реализации муниципального имущества и земельных участков в первом полугодии 2018 года поступило 1,0 млн. рублей, задание по мобилизации выполнено на 77%.
Вместе с тем, несмотря на общее увеличение поступлений в доходную часть консолидируемого бюджета района, наблюдается снижение поступлений по таким видам налоговых и неналоговых доходов как: единый налог на вмененный доход – на 0,2 млн. рублей; налог на имущество физических лиц – на 0,2 млн. рублей; транспортный налог – на 0,4 млн. рублей; доходы от реализации муниципального имущества – на 0,5 млн. рублей; поступления от денежных взысканий, штрафов – на 0,2 млн. рублей.

Вопрос: Если мобилизация – это комплекс мероприятий, то какие мероприятия направленные на дополнительное привлечение доходов в бюджет реализуются в Бикинском районе?
Ответ: Администрацией района реализуются Мероприятия по выполнению показателей по мобилизации доходов в бюджет края и повышению собираемости платежей в 2017-2019 годах, утвержденные Губернатором Хабаровского края.
Данные мероприятия включают:
- проведение оценки эффективности налоговых льгот, действующих на территории района и отмене неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по земельному налогу и пересмотр К2 по единому налогу на вмененный доход);
- сокращение задолженности по налоговым и неналоговым доходам;
- снижение неформальной занятости, укрепление дисциплины оплаты труда;
- повышение уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов.
В реализации Мероприятий задействованы все отраслевые и структурные подразделения администрации района. В каждом поселении утверждены свои планы мероприятий на 2017-2019 годы. Обеспечение выполнения плановых показателей, сокращение задолженности и дополнительное поступление доходов в бюджет района одна из основных задач в повышении уровня собираемости собственных доходов.
Одним из важных направлений в пополнении доходной части бюджета по налоговым платежам является работа по сокращению недоимки в соответствии с утвержденными Мероприятиями:
1. Ежемесячно проводятся комиссии и рабочие группы по контролю за поступлением доходов в бюджет, на которые приглашаются руководители предприятий и физические лица, допустившие образование недоимки по платежам в бюджет.
За 6 месяцев проведено 11 заседаний в администрации района, на которых заслушано 167 налогоплательщиков. Сумма поступлений по результатам работы составила 9,4 млн. рублей. Наибольшие поступления от юридических лиц по налогу на доходы физических лиц – 5,1 млн. рублей, УСНО – 0,6 млн. рублей, по налогу на прибыль организаций – 0,8 млн. рублей, по остальным налогам – 1,9 млн. рублей. От физических лиц, в результате работы поступило платежей на общую сумму 1 млн. рублей.
2. На информационном экране в здании администрации района, на официальном сайте администрации Бикинского муниципального района во вкладке «Финансы района» рубрика «Для налогоплательщиков» размещаются актуальные материалы с целью проведения публичной информационной компании по вопросам изменения налогового законодательства и своевременной уплаты налогов и сборов в бюджет. Проводится разъяснительная работа в средствах массовой информации.
3. На постоянной основе осуществляется индивидуальная работа с каждым недоимщиком, адресное доведение информации о неуплате налогов. Со службой судебных приставов проводятся совместные рейды по взысканию транспортного налога. За отчетный период проведено 3 рейда, сумма погашенной задолженности составила 145 тыс. рублей.
4. В части доходов от использования муниципальной собственности проводится инвентаризация имущества с целью оптимизации излишнего или неиспользуемого муниципального имущества. В целях увеличения доходов от использования имущества осуществляется сдача имущества в аренду, а также включается в ежегодный план приватизации с целью реализации на торгах.
Кроме того, проводится мониторинг площадей арендуемых земельных участков и арендуемого муниципального имущества. Ведется работа по выявлению юридических и физических лиц, занимающих земельные участки без правоустанавливающих документов. За отчетный период выявлено 3 земельных участка, общей площадью 0,5 гектар, используемых гражданами без правоустанавливающих документов.
5. На постоянной основе ведется мониторинг задолженности по арендной плате за пользование муниципальным имуществом и земельными участками, ведется претензионно-исковая работа по взысканию задолженности с недобросовестных арендаторов, допустивших образования задолженности по арендной плате.
Задолженность возможная к взысканию по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом и земельными участками по состоянию на 01 июля 2018 года составила 1,6 млн. рублей, было направлено 203 претензии арендаторам, удовлетворено 139 претензий на сумму 0,4 млн. рублей. Проведено 3 комиссии по контролю за поступлением арендной платы в бюджет, на которых заслушан 31 арендатор, в результате поступило в бюджет 112 тыс. рублей.
Одним из дополнительных пунктов Мероприятий по выполнению показателей по мобилизации доходов является легализация трудовых отношений. Данный пункт Мероприятий включает в себя: контроль за работодателями, в части официального оформления трудовых отношений с наемными работниками; контроль за выплатой заработной платы работникам не ниже минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением сроков выплаты заработной платы.
Показатели по мобилизации доходов за 1 полугодие 2018 года выполнены в полном объеме. В текущем году работа по обеспечению выполнения показателей по мобилизации доходов в бюджет района будет продолжена по всем направлениям.

На вопросы ответила заместитель главы администрации Бикинского муниципального района - начальник финансового управления Трифонова Елена Викторовна


Ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ

• Время чтения: 5 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Эксперт БФТ Дмитрий Гарин

Проблема повышения доходов бюджетов сегодня особенно актуальна. С какими проблемами сталкиваются органы местного самоуправления и какие пути повышения доходов бюджета наиболее эффективны рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.

Решение задач по повышению доходной части бюджетов на протяжении многих лет является одной из приоритетной для всех уровней власти, и в том числе, для органов местного самоуправления. Как известно, одним из основных источников пополнения доходов бюджетов муниципалитетов, являются налоговые и неналоговые доходы от использования имущества. От того, насколько эффективно муниципалитеты распоряжаются принадлежащим им земельно-имущественным ресурсом, во многом зависит общая картина эффективности работы местной власти в указанном направлении.

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Говоря о теме повышения доходной части бюджетов, нельзя не сказать о том, что на пути достижения цели по увеличению доходов, местной власти приходится сталкиваться с большими трудностями. Так, в части пополнения доходной части бюджетов от неналоговых источников, возникают проблемы, связанные со сбором платежей от переданного в аренду имущества, в том числе земельных участков. Прежде всего, это связано со снижением доходов организаций и физических лиц, возникших на фоне непростой экономической ситуации в стране. Однако не только указанная проблематика является главной, в вопросе низкого исполнения арендных обязательств. К сожалению, не все арендаторы имеют высокую дисциплинированность по выполнению принятых на себя обязательств, и зачастую допускают систематические просрочки платежей, предпочитая за счет сумм, которые необходимо внести в виде аренды, решать свои внутрихозяйственные вопросы. В свою очередь, и структуры, ответственные за собираемость арендных платежей, не редко способствуют неплательщикам. Отсутствие системного подхода к взиманию арендных платежей, не применение инструмента штрафных санкций в отношении неплательщиков, неэффективное использование муниципального имущества, а также отсутствие четко выстроенной модели управления имеющимися ресурсами - и это далеко не полный перечень тех причин, которые способствуют снижению собираемости доходов бюджетов.

Проблема слабой налоговой дисциплины является одной из ключевых, при определении причин низкой собираемости земельного налога и налога на имущество. Как и в случае низкой собираемости арендных платежей, ухудшение финансовой состоятельности налогоплательщиков на фоне общей сложной финансовой ситуации в стране является одной из главной причин снижения собираемости налогов в местные бюджеты. Представляется, что плохое качество кадастровой оценки недвижимости и результаты ее оспаривания, являются еще одним из значимых негативных факторов, отрицательно отражающемся на состоянии собираемости налогов муниципалитетами. В данном случае речь идет о том, что по итогам неверно определенной кадастровой стоимости объектов недвижимости органами, органы местного самоуправления некорректно формируют прогнозы налоговых поступлений, а в дальнейшем после оспаривания результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами, осуществляют возврат их бюджетов излишне полученные суммы в виде налогов. И как показывает общероссийская практика, такие суммы зачастую бывают весьма значительными и крайне негативно отражаются на бюджетах. Также среди причин снижения налоговых поступлений можно выделить и такую как сокрытие правообладателями сведений об объектах налогообложения. В качестве примера таких случаев можно указать: отказ от оформления в установленном порядке прав на возведенные объекты недвижимости, не осуществление постановки на кадастровый учет земельных участков и др.

Последняя из причин, которую хотелось бы отразить в настоящей статье, является причина потери сведений в отношении объектов налогообложения при межведомственной взаимодействии между налоговой и кадастровой службами. Практика одного из регионов показала, что такие потери сведений могут составлять чуть ли не до одной трети общего годового размера доходов бюджета от налоговых поступлений. Происходит это из-за несогласованности действия служб и не эффективного электронного взаимодействия.

Приведенный анализ причин, способствующих снижению доходов местных бюджетов от использования имущества ставит под собой цель не только квалифицировать такие причины, но и предложить некоторые меры по их устранению.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ БЮДЖЕТА

В отношении снижения задолженности по неналоговым доходам в виде арендной платы, эффективным инструментом может служить автоматизация реестров обязательств, таких как: договоров аренды земельных участков, объектов движимого и недвижимого имущества договоров, найма квартир и прочих. Данный инструмент позволит определить четкую картину прогнозируемых доходов от использования имущества, своевременно принимать меры по недопущению образования задолженностей, выстроить четкую организацию работы с арендаторами.

Систематизация подхода по организации работы с задолженностью по обязательствам перед муниципалитетами, дифференциация мер контроля за использованием имущества, правом распоряжения, которыми наделены органы местного самоуправления, применение инструмента всех правовых мер к неплательщикам арендной платы на постоянной основе, усиление мер муниципального контроля за использованием имущества и в том числе земельных участков, вовлечение в оборот неэффективно используемых земель и имущества, оптимизация работы с бесхозяйным имуществом - это лишь часть комплекса мер, который может позволить значительно повысить доходную часть местных бюджетов.

В отношении повышения поступлений от налоговых поступлений свою эффективность смогут показать такие мероприятия как повышение налоговой дисциплины, в том числе путем проведения на уровне муниципалитетов межведомственных комиссий по организации индивидуальной работы с организациями, имеющими задолженность по налоговым платежам перед городскими бюджетами, проводить массовую разъяснительную работу среди населения и прочее. Решение непростой ситуации с низким качеством кадастровой оценки земель возможно в том числе за счет изменения подхода такой оценки, что в настоящее время проводится на государственном уровне. В целях решения проблем по выявлению скрытых налогоплательщиками сведений об объектах налогообложения и потери данных, при межведомственном взаимодействии возможным эффективным способом устранения таких проблем, является проведение мониторинга сведений об объектах недвижимости на территории муниципальных образований.

Проведение перечисленных мер позволит:

  • Получить достоверную информации о налогооблагаемой базе.
  • Организовать мероприятия по мобилизации выявленного налогового потенциала.
  • Получить инструмент для осуществления учета объектов недвижимости, контроля и мониторинга процессов устранения выявленных проблем и несоответствий на базе системы мониторинга и инвентаризации объектов недвижимости.

Компания БФТ предлагает комплекс решений устранения вышеперечисленных причин низкой собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджетов за счет:
  • Программного комплекса SAUMI/SAUMI-WEB - автоматизированной системы управления государственной и муниципальной собственностью с возможностью адаптации к требованиям регионального и местного законодательства, обеспечивающей повышение эффективности и качества управления земельно-имущественным комплексом.
  • Комплексного решения по повышению налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
  • Методического сопровождения процессов оптимизации повышения доходной части бюджетов за счет налоговых и неналоговых источников.
Дополнительную информацию по повышению доходов бюджетов, Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:

Налоги – один из способов пополнения бюджета страны. Это не единственное их назначение. Государство, грамотно применяя механизм сбора и регулируя процентную ставку, стимулирует приоритетные отрасли экономики и сдерживает развитие нежелательных.

Налоги и способы их сбора

Взыскание налогов с граждан и организаций структурировано и зависит от источника дохода, метода его получения, статуса налогоплательщика и региона применения. По закону каждый гражданин РФ в соответствии с получаемым доходом участвует в формировании бюджета государства.

Структура налогообложения

Налог взимается в том случае, когда выявлены все его составляющие.

В структуру налога входят:

• Субъект — лицо, подвергшееся взысканию налога (юридическое или физическое).
• Объект – предмет, принадлежащий плательщику (имущество, полученная прибыль, стоимость произведенных товаров или оказанных услуг, автомобиль и т. д.), чье наличие предполагает уплату налога.
• Налогооблагаемая база (стоимость всех объектов налогоплательщика).
• Льготы, предоставляемые государством, или освобождения от уплаты.
• Отчетный период – время, в течение которого определяется возникшая налоговая задолженность.
• Ставка – размер налоговых начислений. Бывают твердыми или выраженными в процентах. Твердая ставка – фиксированная сумма, предназначенная для взимания с одного объекта налогообложения. Величина процентных ставок в денежном выражении зависит от стоимости налогооблагаемой базы. Используются: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные процентные ставки.
• Порядок начисления. Определяет лицо, производящее расчеты налоговых сборов.
• Характерные особенности выполнения платежа – порядок уплаты.

Процесс сбора налогов осуществляется с учетом всех, изложенных выше элементов.

Классификация методов взимания налогов

Налоги бывают федеральные, региональные и местные. Федеральные действуют на всей территории России, региональные – в каждом из субъектов РФ, а местные — в дополнение к двум перечисленным, устанавливаются органами самоуправления.

• Административный или по уведомлению. Исчисление налога производят фискальные органы, а в адрес налогоплательщика отправляется уведомление. Опираясь на документ, гражданин погашает образовавшуюся перед государством задолженность.

• У источника. Обязанность уплаты возлагается на налогового агента. Истинный налогоплательщик получает на руки доход за вычетом суммы налога. В эту категорию попадает заработная плата, из которой работодателем вычитается размер НДФЛ для уплаты в налоговые органы.

• Подача декларации. Учет полученного совокупного дохода в текущий отчетный период и определение размера налоговых отчислений производится непосредственно плательщиком. Налоговым кодексом РФ определены предельные сроки подачи декларации уплаты сборов.

• Кадастровый. Используется на основании информации, полученной из реестра (кадастра) налогооблагаемых объектов. Распространяется на имущество, принадлежащее налогоплательщику. Все объекты в кадастре разделены по характерным признакам на группы, в соответствии с которыми рассчитывается налоговая ставка. Определение величины сбора не зависит от приносимого имуществом дохода.

Налоговый кодекс РФ также предусматривает взимание налога в результате эксплуатации имущества и по факту совершения расходов, но эти методы не нашли широкого применения.

Основные способы сбора налогов в РФ:

• косвенный – перекладывает налоговую нагрузку на плечи конечного потребителя товара или услуги, так как ставка уже включена в их стоимость;

• прямой – взимается с доходов, получаемых юридическими или физическими лицами, а также с имущества, находящегося в собственности.

Система определения налога

• Кумулятивный (накопительный). Дает возможность государству планировать поступление собираемых с населения денег. Базируется на исчислении налога в начале отчетного периода. Налоговый сбор начисляется нарастающим итогом. Таким же образом учитываются предоставляемые плательщику льготы. Размер текущих выплат сокращается на величину уплаченных ранее или произведенных ошибочно.

• Некумулятивный. Частичное взимание. Используется реже названного выше. Нарастающий итог не применяется. Характеризуется сложностью для непосредственных плательщиков, связанной с расчетом доходов в конце отчетного периода, и непредсказуемостью для планирования бюджетных поступлений.

В мире очень распространен глобальный метод сбора налоговых отчислений. Когда происходит взимание денежных средств с общего дохода, независимо от источника его получения.

На раннем этапе развития системы налогообложения использовалась шедулярная модель. Главной ее особенность заключалась в дроблении совокупного дохода на части (шедулы). Объекты классифицировались в зависимости от источника, приносящего доходы. В дальнейшем такой метод сбора налогов утратил значение, уступив место глобальному или объединившись с ним по смешанному типу, когда на отдельные части дохода предоставляются налоговые вычеты.

Налоговая политика государства определяется поставленными перед руководством страны целями. Выполнение социальных программ, укрепление обороноспособности страны, развитие инновационных технологий требуют мощного финансового подкрепления.

Потребности государственного бюджета определяют выбор способов исчисления и методов взимания налогов. При этом важно учитывать состояние экономики страны, ее территориальное устройство и нюансы сложившейся системы сбора налогов.

Граждане, обремененные необходимостью уплаты налогов, выбирают те способы взимания, которые в их распоряжение предоставило налоговое законодательство. Федеральная налоговая служба — главный орган, осуществляющий контроль и регулирование налоговой системы России.

В Инспекции ФНС России по г.Петрозаводску продолжается работа комиссии по мобилизации налоговых и неналоговых доходов.

В конце июня инспекцией было проведено совместное совещание с участием заместителя главы Администрации Петрозаводского городского округа, заместителя начальника Управления Пенсионного фонда России в г.Петрозаводске, заместителя начальника отдела судебных приставов по работе с юридическими лицами г.Петрозаводска и Прионежского района и конкретных должников. На комиссии были заслушаны представители 11 налогоплательщиков, имеющих задолженность перед бюджетом на общую сумму 8 миллионов рублей.

В ходе совещания обсуждались вопросы своевременности уплаты текущих платежей, погашения задолженности по платежам в бюджет и недопущения ее роста.

По итогам работы комиссии в августе месяце погашена задолженность в сумме 6,5 миллионов рублей

Мобилизация налогов в бюджет Калининградской области

Мобилизация налогов, обязательных платежей и сборов в бюджет Калининградской области (январь-июль 2008 года. Отчет.

О мобилизации платежей в бюджет за 1 полугодие

О мобилизации платежей в бюджет за 1 полугодие 2008 г.За 1 полугодие 2008 года в консолидированный бюджет РФ, включая ЕСН ФБ по Псковской области, поступило 5430,0 млн. рублей налогов и сборов, что на 17,8% больше, чем за 1 полугодие 2007 года.

Кроме того, были произведены возвраты по налогам (НДС, уплаченный таможенным органам, НДС по экспортным операциям, налог на прибыль и др. налоги) из бюджетной системы на расчетные счета налогоплательщиков в сумме 807,5 млн. рублей (за 1 полугодие 2007 г. – 653,2 млн. рублей).

В 1 полугодии 2008 года изменения в налоговом законодательстве по - прежнему оказывали определенное влияние на уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в частности:

Самое существенное изменение произошло по НДС:

- с 1 января 2008 года налоговый период для исчисления и уплаты НДС для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) установлен как квартал (ранее месяц) и как следствие за 1 полугодие 2008 года поступило лишь 203,9 млн. руб. НДС или 37,6% к соответствующему периоду прошлого года, с учетом возвратов на расчетные счета уровень сбора НДС составил 934,6 млн. руб. или 83,3% к соответствующему периоду прошлого года. Кроме того, крупнейший налогоплательщик – ОАО Псковэнерго (ИНН 6027018711) 03.04.08 был снят с учета в Псковской области в связи с реорганизацией и присоединением к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо–Запада», по этой причине поступления НДС по этому плательщику за 6 месяцев 2008 года уменьшились на 57,9 млн. руб. или в 8 раз.

Недоимка по НДС с начала года снизилась на 16,2 млн. руб.

- акцизы на алкогольную продукцию уплачиваются по новым повышенным ставкам (п.1 ст. 193 НК РФ), в 2008г в среднем ставка выросла на 7%.

- изменения, внесенные в 25 главу НК РФ с 1 января 2008 года по налогу на прибыль повлияют на изменение налоговой базы в сторону уменьшения. Увеличена стоимость признания имущества амортизируемым и увеличен минимальный размер первоначальной стоимости легковых автомобилей, к которым применяется коэффициент 0,5 .Указанные изменения повлекут увеличение расходов за счет единовременного списания на расходы имущества стоимостью менее 20 тыс. руб. и увеличение суммы начисленной амортизации и следовательно, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

- введен новый социальный налоговый вычет по негосударственному пенсионному обеспечению или добровольному пенсионному страхованию (пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ).

- введен новый вид деятельности облагаемый ЕНВД:

передача в аренду земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а так же для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и т.п.) и объектов организации общепита без зала обслуживания посетителей (п. 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Поступления налоговых платежей по Псковской области по уровням бюджетной системы характеризуются следующими данными:

млн. руб.
Показатели
1 полугодие 2007 года
1 полугодие 2008 года
Темп роста, %

Консолидированный бюджет, вкл. ЕСН ФБ
4609,8
5430,0
117, 8

- в федеральный бюджет
1255,7
1102,1
87, 8

- в бюджет субъекта

в том числе
3354,1
4327,9
129, 0

-в бюджеты городов и районов
887,8
1136,0
128, 0

-в областной бюджет
2466,3
3191,9
129, 4

В 1 полугодии 2008 года наиболее крупные поступления в бюджет и внебюджетные фонды обеспечили: Ответственное обособленное подразделение СПВоОжд филиала ОАО РЖД, ЗАО «Псковпищепром», ВРНУ ООО «Балтнефтепровод», Псковский ОСБ №8630, ОАО Северо-Западный Телеком, ОАО «Автоэлектроарматура», ЗАО Псковская швейная фабрика «Славянка», ОАО «Псковский машиностроительный завод», ОАО «Юнайтед Бейкерс-Псков».

Из общего объема поступлений 20,3% перечислено в федеральный бюджет и 79,7% налоговых доходов осталось на территории области, при этом в областном бюджете – 58,8%, в бюджетах городов и районов – 20,9%

В структуре областного бюджета свыше 75% поступлений составляют 2 налога, наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 39,5% и налог на прибыль – 36,0%, темпы роста по ним составили соответственно 132,8% и 125,4%

В составе бюджетов муниципальных образований наибольший удельный вес в поступлениях занимает налог на доходы физических лиц – 73,7%, единый налог на вмененный доход –15,4%., земельный налог – 9,5%.

Темп роста поступлений налога на доходы физических лиц составил – 133,9%, земельного налога –125,5%, единого налога на вмененный доход –103,2%. .

Структура доходов по видам налогов определяется следующим образом:

Около 80% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по Псковской области составляют поступления по четырем налогам:

- 38,7% налог на доходы физических лиц – 2099,8 млн. руб., темп роста –133,2%

- 24,1% налог на прибыль – 1311,2 млн. руб., темп роста – 126,7%,

- 11,7% ЕСН, зачисляемый в ФБ – 637 млн. руб., темп роста -129,9%,

- 3,8% НДС –203,9 млн. руб., темп снижения – 37,6%

Рост поступлений по другим видам налогов в консолидированный бюджет РФ по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составляет: единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения –144,5%, налог на имущество организаций –122,6%, налог на вмененный доход- 103,2 %.

Индикативные показатели по мобилизации доходов в федеральный бюджет, включая ЕСН в федеральный бюджет, за 1 полугодие 2008года выполнены на 102,3%, в том числе по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - на 109,3%.

По страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на –106,3%, по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования на – 111,6 %.

Проводится постоянная работа по снижению задолженности.

По состоянию на 01.07.2008 года общая сумма задолженности в бюджет Российской Федерации и внебюджетные фонды, включая пени и налоговые санкции, по состоянию на 01.07. 2008 года составила 1712,7 млн. рублей, что на 609,0 млн. рублей или на 26,2 % меньше аналогичного периода 2007 года.

По состоянию на 01.07.2008 года в результате применения всех мер принудительного взыскания погашено 574,8 млн. рублей задолженности, что на 98,2 млн. рублей или на 20,6% больше аналогичного периода прошлого года.

Одним из основных результативных факторов, влияющих на поступления налогов, является контрольная работа налоговых органов.

За 1 полугодие 2008 года налоговыми органами Псковской области по результатам контрольной работы всего доначислено 346,1 млн. руб., что на 24,3 млн. руб. или 7,6% больше аналогичного показателя прошлого года.

Наряду с позитивными тенденциями по сбору налоговых поступлений и снижению задолженности, есть в работе налоговых органов области и проблемные вопросы, для решения которых требуются дальнейшие усилия как со стороны налоговых работников, так и со стороны налогоплательщиков. К ним относятся:

- первое, по-прежнему особую озабоченность вызывает уплата транспортного налога. Несмотря на некоторое уменьшение задолженности по состоянию на 01.07.2008г. по отношению к 01.04.2008г. его величина продолжает оставаться значительной и составляет на 01.07.2008г. – 50 млн.рублей по физическим лицам и около 8 млн.рублей по юридическим лицам. Это обстоятельство беспокоит не только нас, но и органы власти, так как этот налог является одним из основных источников финансирования строительства и ремонта наших дорог. И если псковичи не на словах, а на деле заинтересованы иметь хорошие дороги, то должны занять гражданскую позицию в пополнении областного бюджета за счет уплаты транспортного налога.

- второе, в настоящее время налоговые органы активизировали работу по закрытию игорных заведений. Благодаря предпринятым мерам (рейды, налоговые проверки и т.д.) и в соответствии с Законом Псковской области от 12.10.2006г. № 585-оз «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Псковской области» на Псковщине прекращена деятельность всех игорных заведений, стоящих на учете в области. Труднее решается вопрос о закрытии заведений, которые стоят на учете в других регионах Российской Федерации. Чтобы успешно его решить, необходимо объединить усилия налоговых органов, прокуратуры, правоохранительных органов, всех ветвей власти.

- третье, есть издержки и в собираемости земельного налога. Не лишне напомнить, что земельный налог полностью поступает в местные бюджеты и составляет 10% от их общего объема. В будущем предстоит интенсивная кропотливая работа по уточнению его базы. И в этом направлении мы вправе надеяться на большую заинтересованность и активность со стороны муниципальных образований.

Таким образом, решение этих и других задач позволит повысить доходы бюджетов, прежде всего территориальных и государственных фондов, а соответственно повысить и расходные возможности, направленные на повышение уровня и качества жизни населения Псковщины.

Пресс-центр УФНС России по Псковской области

Читайте также: