Налог на зрелища ссср

Опубликовано: 21.09.2024

В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%. [c.233]


Указом Президиума ВС СССР от 10 сентября 1942 г. введен единый налог со зрелищ, который уплачивали государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации по дифференцированным ставкам в процентах с валовой выручки от проведения платных киносеансов, цирковых представлений, спортивных состязаний. [c.251]

В доходы местных бюджетов зачислялись поступления по налогу с доходов от демонстрации кинофильмов, заменившему в 1975 г. налог со зрелищ. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1975 г. плательщиками налога с доходов от демонстрации кинофильмов были кинотеатры, клубы, дома и дворцы культуры, киноустановки, кинопередвижки и др. Плательщики исчисляли сумму платежа по ставкам в процентах к своей полной валовой выручке предприятий. Ставки налога дифференцировались в зависимости от местонахождения плательщика в городах и поселках городского типа — 55%, в сельских местностях — 10%. Кинотеатры, построенные, реконструированные, переоборудованные за счет ссуд Госбанка СССР, независимо от их местонахождения уплачивали налог по ставке 10% (до погашения выданной ссуды). [c.269]


Единый налог со зрелищ — 251 [c.420]

С первых лет существования советского государства уже существовали налоговые платежи в бюджет подоходный налог с граждан, налог на одиноких и малосемейных граждан, налог с оборота, сельскохозяйственный налог, налог со строений, налог со зрелищ, подоходный налог с организаций потребительской кооперации, колхозов, налог с владельцев транспортных средств и др. Кроме них в систему взаимоотношений с государством входили и другие формы нормативные отчисления от прибыли, плата за фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, свободный остаток прибыли и др. Возникает вопрос — можно ли говорить в данном случае о системе налогообложения, существующей в нашем государстве с 20-х годов Многие ученые и практики отрицательно отвечают на этот вопрос. По их мнению, система налогообложения начала формироваться с 1991 г. С этим нельзя согласиться, поскольку до 1930 г. в казну государства поступало около 80 налогов, а после налоговой реформы 1939 г., когда был введен налог с оборота, объединивший 53 платежа, осталось примерно 20. Разумеется, 1991 год является судьбоносным для налогообложения, поскольку налоги получили системное и законодательное оформление. Но это только этап налогового ренессанса, о чем мы говорили выше. [c.70]

МЕСТНЫЙ НАЛОГ С КИНОТЕАТРОВ установлен в 1935 г. путем объединения местного налога со зрелищ, взимавшегося с посетителей кинотеатров, и налога с оборота кинотеатров. Ставки налога были установлены в процентах от валового сбора и дифференцировались для городских кинотеатров, клубных киноустановок в городах, сельских кинотеатров и клубов, а также для сельских передвижек и стационарных установок. Налог полностью поступал в доход местного бюджета. В 1938 г. ставки М. н. с к. были частично изменены и отменена льгота для киносеансов научно-технических и учебных фильмов, а также для кинохроник. В 1942 г. М. н. с к. объединен с др. налогами со зрелищ, культурно-художественных мероприятий и увеселений в единый налог со зрелищ (см.). [c.41]

НАЛОГ СО ЗРЕЛИЩ —местный налог. Впервые введен декретом ВЦИК и СНК от 22 июня 1922 г. под названием налог с публичных зрелищ. Взимался в виде процентных надбавок (в размере от 5 до 100%) к цене входных билетов. От налога освобождались музеи, зрелища агитационно-пропагандистского, политико-просветительного и художественно-показательного значения. В 1931 г. был установлен налог с оборота кинотеатров, с к-рым в 1935 г. был объединен налит со зрелищ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сент. 1942 г. установлен единый Н. со з. Его уплачивают государственные, кооперативные (в т. ч. колхозы) и общественные предприятия и организации по дифференцированным ставкам в процентах с валовой выручки от проведения платных киносеансов, цирковых представлений, спортивных состязаний. [c.74]

НАЛОГОВАЯ РЕГИСТРАЦИЯ проводилась до 1955 г. финансовыми органами для учета предприятий и хозяйственных организаций, вносящих платежи в бюджет. В, настоящее время полнота учета предприятий и организаций, обязанных вносить в бюджет налог с оборота, отчисления от прибыли, налог со зрелищ и подоходный налог с прибыли кооперативных организаций, проверяется по контрольным спискам (см.). [c.83]

Облагаемые денежные доходы включают поступления от реализации с.-х. продукции гос-ву и в порядке колхозной торговли от продажи изделий подсобных предприятий колхоза и оказанных ими услуг и выполненных работ от межколхозных строительных организаций и электростанций, а также от разного рода промыслов. Сюда относятся, кроме того, суммы, полученные колхозом в возмещение неиспользованных затрат на его землях, переданных государственным и кооперативным организациям (помимо сумм, зачисляемых на счет капитальных вложений), доходы от сдачи в аренду помещений, средства, поступившие от колхозных киноустановок и зрелищных мероприятий (за вычетом прокатной платы и налога со зрелищ), и др. Не включаются в облагаемые денежные доходы выручка от продажи негодного или ненужного колхозу имущества, инвентаря, транспортных средств, хозяйственных построек, зачисляемая в неделимый фонд доходы от продажи всех видов скота, поступающие на счет капитальных вложений выручка от сдачи улова рыбы, облагаемого рыболовным сбором попенная плата от продажи леса и древесины в размере ее стоимости на корню страховое возмещение за погибшие посевы и имущество денежные авансы, полученные от заготовительных организаций под урожай будущих лет средства, израсходованные на производственные нужды начисленная амортизация основных средств и т. д. [c.134]

Доходы обыкновенного бюджета увеличиваются с 338 млн. ф. в 1962/63 г. до 371 млн. ф. в 1963/64 г. Подавляющая часть доходов состоит из косвенных налогов, гл. обр. таможен-1 ных пошлин к др. косвенным налогам относятся акцизы, налог со зрелищ, гербовый сбор. В 1962 г. повышены ставки ряда косвенных налогов — на алкогольные напитки, табак, бензин, хлопчатобумажную и шерстяную пряжу, автопокрышки. На косвенные налоги приходится 205,2 млн. ф., или 55% всех доходов бюджета. Поступления от подоходного и поимущественного налогов предусмотрены в 69,5 млн. ф. Подоходный налог введен впервые в 1939 г. до 1949 г. он делился на 4 самостоятельных налога с дивидендов и процентов, с доходов от предпринимательской деятельности, с доходов лиц свободных профессий, с заработной платы. С 1949 г. действует общий подоходный налог с единой шкалой процентных ставок средняя ставка с дохода в 1500 ф. в год составляет 2,7%, максимальная ставка (с части дохода, превышающей 10 тыс. ф.) — 90%. Др. прямыми налогами являются поземельный налог, налог со строений, налог с имущества и с наследств. [c.147]

Предприятия и хозяйственные организации, уплачивающие налог с оборота, налог со зрелищ, лесной доход и нек-рые др., представляют финансовым органам налоговые отчеты об оборотах и суммах начисленных платежей. Для учреждений Госбанка введены ежемесячные и годовые отчеты по доходам союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик. Все данные приводятся нарастающими итогами с начала года. [c.165]

Для финансовых органов установлены след, формы отчетности, утверждаемые ЦСУ СССР 1. Телеграфный отчет о суммах поступлений и состоянии недоимок по платежам в бюджет составляется два раза в месяц по всем государственным и кооперативным организациям отдельно по отраслям пром-сти выделяются поступления по налогу с оборота и выплаты из бюджета за счет налога с оборота (см.). В каждом отчете содержатся также сведения о поступлениях по отчислениям от прибыли в союзный бюджет и в республиканские бюджеты и по подоходному налогу с колхозов. Ежемесячно в отчете показываются поступления налога со зрелищ, лесного дохода, подоходного налога с прибыли предприятий кооперативных и общественных организаций, начисленные и поступившие в бюджет суммы экономии по расходам, а также недоимки на 1-е число каждого месяца по налогу с оборота, отчислениям от прибыли и подоходному налогу с колхозов. Раз в квартал отражается состояние недоимки по налогу со зрелищ и лесному доходу. 2. Специальные виды отчетности — о количестве поступивших от предприятий и проверенных финансовыми органами отчетов по налогу с оборота о начисленных и поступивших в бюджет платежах по отчислениям от прибыли о расчетах с бюджетом по подоходному налогу с прибыли предприятий и организаций кооперативных систем и хоз-органов общественных организаций о результатах исчисления облагаемого дохода и подоходного налога с колхозов составляется раз в год об изменении начисленных сумм по подоходному налогу с колхозов об исчисленных и поступивших суммах налога со зрелищ о выполнении плана отпуска леса и поступлении лесного дохода. [c.165]

Доходы государственного бюджета в Ф. с. подразделяются на поступления от социали-стич. х-ва и от населения. В первую группу входят налог с оборота, отчисления от прибыли, подоходный налог с предприятий и организаций, средства государственного социального страхования, а также таможенный и лесной доходы, налог со зрелищ и нек-рые др. доходы государственных предприятий и организаций. Вторая группа включает подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, местные налоги и сборы, поступления средств по Государственному Э% внутреннему выигрышному займу, денежно-вещевым лотереям и ряд др. платежей населения. Налог с оборота и отчисления от прибыли группируются по отдельным категориям плательщиков (мин-вам, ведомствам и совнархозам) и по отраслям пром-сти, а налоги и сборы с населения — по социальным группам (рабочие и служащие, колхозники). [c.496]

ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ДОХОДЫ — доходы государственного бюджета СССР, к-рые полностью или частично (в твердых нормах) поступают в республиканские или местные бюджеты. За республиканскими бюджетами закрепляются отчисления от прибыли предприятий, подчиненных совнархозам, за исключением части, передаваемой в союзный бюджет, а также поступления нек-рых государственных доходов. За местными бюджетами закрепляются доходы от местных имуществ и предприятий (отчисления от прибыли местной пром-сти и др. отраслей х-ва, валовые доходы предприятий и организаций жилищного х-ва, не переведенных на хозяйственный расчет, доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, городских земельных участков, с.-х. и др. имуществ) местные налоги и сборы, государственные доходы, полностью переданные местным бюджетам (государственная пошлина, налог со зрелищ и др.). В порядке бюджетного регулирования отдельным бюджетам республик, краев, областей, городов и р-нов для полного покрытия их расходов, предусмотренных в соответствии с народнохозяйственным планом, предоставляются, кроме 3. д., отчисления от общесоюзных государственных доходов эти отчисления называются регулирующими доходами (см.) [c.427]

Местные бюджеты. В И. существуют бюджеты автономных областей (4 бюджета), провинций (92 бюджета) и коммун (7 906 бюджетов). Расходы местных властей делятся на обязательные и факультативные. Через систему обязательных расходов пр-во перекладывает значительную часть общегосударственных расходов на местные бюджеты. Доходы местных бюджетов складываются из местных налогов, отчислений от государственных налогов, неналоговых поступлений и дотаций из государственного бюджета. Местные налоги делятся на производные от государственных налогов и самостоятельные. Производные налоги взимаются на территории всей страны, при этом объекты обложения и предельные ставки устанавливаются центром. К производным налогам относятся налоги на потребление, поземельный налог, налог со строений и налог с доходов от с. х-ва. Самостоятельные налоги включают семейный налог (фактически квартирный налог), налог с предпринимательской деятельности, торговли и ремесла, налог со скота. Отчисления в местные бюджеты производятся от государственного налога со зрелищ, налога с оборота (10% всей суммы налога) и налога на автомобили (50% суммы налога). [c.490]

Производить в исключительных случаях списание недоимок по государственным налогам (налог с оборота, налог со зрелищ, налог с нетоварных операций) за счет бюджета республики. [c.94]

В Римской империи вводятся денежные выплаты в армии (для наемников, офицеров). Эти, а также другие потребности (организация зрелищ, помощь безработным гражданам) требовали денежных затрат. Поэтому в дополнение к военной добыче и контрибуциям вводятся денежные налоги. Первым таким налогом был налог на покупку и продажу раба. Взимался налог (в размере 1 %) за продажу непродовольственных изделий. Во время войны каждый гражданин платил чрезвычайный налог на имущество. Был введен налог с наследства в размере 5%. Феодализм как общественный строй развивался либо на основе рабовладения, либо патриархального строя. Но это существенно не повлияло на сам общественный строй, основанный на частном владении землей и закрепощении крестьян. Где нет крепостных крестьян, там нет феодализма. Роль централизованного правительства и его функции определялись в каждой стране влиянием феодалов. В пределах своих вотчин феодал устанавливал свою систему налогов. Центральная власть могла вмешиваться в хозяйственную жизнь, в частности, облагать налогами население только в согласованных с феодалами границах. В Европе феодальная раздробленность впервые была преодолена через ослабление рыцарства, вызванное крестовыми походами. Война между отдельными странами укрепляла королевскую власть, больше остальных обогащавшуюся в результате войн. Кроме уплаты обычных податей, шедших на содержание землевладельцев, крестьяне выполняли многочисленные повинности, связанные со строительством дорог, крепостей, дворцов, службой в армии. Ремесленники платили налоги феодалу и городским властям не только своими изделиями, но и деньгами. Торговцы платили транзитные и прочие [c.23]

По доходам указываются отчисления от прибыли предприятий и организаций пром-сти, строительства, с. х-ва, жилищно-коммунального х-ва, автомобильного транспорта и дорожного х-ва, торговых и пр. организаций, подоходный налог с предприятий и организаций, государственная пошлина, налог со зрелищ, местные налоги и сборы, арендные доходы от имуществ местных Советов, поступления средств от местной пром-сти, отчисления от общесоюзных государственных доходов и налогов, остатки бюджетных средств на начало года, обращаемые на покрытие расходов, расчеты с вышестоящим бюджетом по дотациям, средства, полученные из др. бюджетов, краткосрочные ссуды из вышестоящего бюджета, позаимство-вания из оборотной кассовой наличности. [c.168]

ИНСПЕКЦИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОХОДАМ — структурное подразделение аппарата городских и районных финансовых отделов, выполняющее работу по государственным доходам. Контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты в бюджет предприятиями и организациями налога с оборота, отчислений от прибыли, налога со зрелищ, подоходного налога с колхозов, лесного дохода, налогов и сборов с населения и др. госдоходов ведет учет плательщиков и поступления этих доходов получает от предприятий и организаций установленную отчетность и проверяет ее анализирует по отчетным материалам финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций и вносит предложения об устранении выявленных недостатков на основе представляемых хозяйственными организациями расчетов составляет проекты планов платежей в бюджет представляет вышестоящим финансовым органам установленную отчетность. Работники инспекции имеют право проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях по соответствующим документам выполнение обязательств перед бюджетом, а в кредитных учреждениях — правильность и своевременность выполнения поручений плательщиков по перечислению с их счетов причитающихся в бюджет платежей. Инспекция проводит свою работу, руководствуясь Положением об инспекциях районных и городских финансовых отделов и ревизорах-инспекторах по государственным доходам, утвержденным министром финансов СССР. [c.472]

КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК государственных, кооперативных и общественных предприятий и хозяйственных организаций ведется районными и городскими (в городах без районного деления) финансовыми отделами. В него заносятся все предприятия и хоз. организации, расположенные в данном районе или городе и состоящие на самостоятельном балансе не включаются бюджетные учреждения и колхозы. По К. с. проверяется полнота учета предприятий и хоз. организаций, обязанных вносить в бюджет налог с оборота, налог со зрелищ, отчисления от прибыли и подоходный налог с прибыли. Список ежегодно сверяется с данными учреждений банков и сберкасс и др. сведениями, имеющимися у финорганов. [c.555]

До 1942 г. в систему местных налогов и сборов входил налог со зрелищ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 г. в этот налог были внесены такие изменения, которые по сутн дела приблизили его к налогу с киноустановок и придали ему характер государственного налога. В соответствии с этим Наркомат финансов СССР в ноябре 1942 г, ивдал единую инструкцию о налоге со зрелищ и киноустановок. [c.412]

Местные финансы. Самостоятельные бюджеты во Ф. имеют департаменты (90 департаментов) и входящие в них коммуны (общины). Бюджеты департаментов составляются префектом, а коммун — мэром. В общей сумме расходов департаментов и коммун на департаменты приходится 20% и на коммуны — 80%. Местные органы хранят свои средства на счете казначейства во Французском банке, что позволяет пр-ву концентрировать у себя и временно использовать средства местных органов власти для покрытия своих расходов. Доля расходов департаментов и коммун в общей сумме государственного и местных бюджетов составляет ок. 20%. Основными расходами местных органов власти являются расходы на социальные пособия, образование и здравоохранение (ок. 30% всех расходов), админи-стративно-управленч. расходы (примерно 15%), капитальные затраты (20%), содержание дорог и развитие местного транспорта (17%). Из бюджетов департаментов финансируются межгородской транспорт и департаментские дороги. Расходы на содержание коммунальных предприятий проходят в подавляющей части по бюджетам коммун за счет этих же бюджетов финансируются все расходы на просвещение и здравоохранение. Расходы на пособия проходят по бюджетам департаментов. Доходами местных органов власти являются налоги, субсидии из государственного бюджета и займы. Налоги местных органов власти, на к-рые приходится ок. 50% всех доходов, подразделяются на обязательные и факультативные. Факультативные налоги могут не вводиться, если без них местные органы имеют возможность покрыть свои расходы. Фактически все местные органы прибегают к факультативным налогам. Важнейшие из многочисленных обязательных местных налогов (всего более 40) местная надбавка к обложению по обороту и так наз. добавочные сантимы к государственному налогу на имущество к местным налогам относятся также налог со стоимости земельных участков и доходов от них, налоги на собак, на зрелища, на право торговли спиртными напитками, сборы за вывоз мусора, на содержание местных дорог, мощение улиц и др. Факультативными местными налогами являются налог на жительство, за наем нежилых помещений, налоги на бойни, торговлю вразнос, на газ, электричество и многие др. В 1962 г. прямые налоги департаментов и коммун со- [c.569]

ТочностьВыборочно проверено

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 года «О налоге со зрелищ»
Дата создания: 10 сентября 1942 года. Источник: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. — июль 1956 г. / под ред. к. ю. н. Мандельштам Ю. И — Москва: Государственное издательство юридической литературы, 1956. — С. 351—352.

Википроекты: Данные Герб СССР.jpg
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР УКАЗ от 10 сентября 1942 года О налоге со зрелищ

[351] 1. Установить налог со зрелищ, взимаемый с государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций, а также с отдельных лиц, организующих платные лекции, диспуты, доклады, выставки, музеи, театральные постановки, спектакли, концерты, цирковые и эстрадные выступления, общественные гулянья, спортивные состязания, танцевальные вечера, бега, скачки, зверинцы, а также другие культурно-художественные мероприятия.

2. Налог исчислять в процентах к сумме валового сбора учреждений, предприятий, организаций и лиц от продажи билетов для посещения организуемых ими зрелищ, поименованных в статье 1 настоящего Указа, или дополнительных видов развлечений по следующим ставкам:

а) с лекции, диспутов, докладов, выставок, музеев . 5% б) с оперных, балетных, драматических спектаклей и симфонических, тематических и камерных концертов . 5% в) со спектаклей музыкальных комедий (оперетт), концертов, эстрад, цирковых представлений, атракционов, каруселей, качелей, паноптикумов, общественных гуляний, зверинцев, катаний на лодках, на велосипедах, со спортивных состязаний, кроме бегов и скачек. 10% г) от продажи входных билетов на бега и скачки. 40% д) от продажи билетов для игры в тотализатор. 10% е) с прочих зрелищ, кроме киноустановок. 50% ж) с кинотеатров, кинопередвижек и клубных киноустановок в городах и поселках городского типа. 55% з) с кинотеатров, кинопередвижек и клубных киноустановок в сельской местности. 10%

3. От налога со зрелищ освобождаются:

а) зрелища, устраиваемые в частях, клубах и домах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД СССР для военнослужащих и членов их семей без допуска посторонних лиц;

б) платные лекции и доклады по марксистско-ленинскому воспитанию, а также оборонного и политико-просветительного характера;

в) различные зрелища, устраиваемые для детей до 16-летнего возраста, кроме киносеансов;

г) постановки и выступления кружков самодеятельности;

д) музеи и отдельные зрелища в школах, больницах, приютах, устраиваемые для учащихся и инвалидов; [352]

e) государственные театры и другие зрелищные предприятия н организации, список которых устанавливается Комитетом по делам искусств при Совнаркоме СССР по согласованию с Народным комиссариатом финансов СССР [1] .

3-а. Советы министров союзных республик могут в исключительных случаях производить списание недоимок по налогу [2] .

4. Исчисление причитающихся сумм налога со зрелищ производится самими зрелищными предприятиями и организаторами разовых или гастрольных постановок.

Порядок и сроки уплаты налога и представления финансовым органам расчетов по исчислению налога устанавливаются Народным комиссариатом финансов СССР.

5. Налог со зрелищ остается полностью в составе доходов местных бюджетов.

6. За непредставление или несвоевременное представление финансовым органам расчетов по исчислению налога, а также за нарушение порядка и сроков уплаты налога ответственные за это должностные лица подвергаются штрафу до 100 руб.

Наложение штрафов возлагается на заведующих районными (городскими) финансовыми отделами.

7. Инструкция по применению настоящего Указа издается Народным комиссариатом финансов СССР.

НА ХОЛОСТЯКОВ, ОДИНОКИХ
И МАЛОСЕМЕЙНЫХ ГРАЖДАН СССР

ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Президиум Верховного Совета СССР постановляет :

1. Не облагать с 1 января 1954 г. налогом на холостяков одиноких и малосемейных граждан СССР:

а) доходы рабочих, служащих и других граждан, проживающих в городских местностях, получаемые ими от сельского хозяйства;

б) заработную плату и другие доходы рабочих, служащих и других граждан, если их размеры не превышают необлагаемого подоходным налогом минимума.

2. Освободить с 1 января 1954 г. от уплаты налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР:

а) граждан, не имеющих самостоятельных источников дохода;

б) вдов, у которых мужья погибли или без вести пропали на фронтах Отечественной войны.

3. Считать утратившим силу с 1 января 1954 г. п. «в» ст. 17 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. (раздел IV «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР»),

1. Установить, начиная с 1 января 1949 г., платный отпуск древесины на корню для всех лесозаготовителей.

«Ведомости Верховного Совета СССР» 1942 г. № 38

Налоги граждан в современной России поражают своим разнообразием и объемом, и многие с умилением вспоминают советские времена, когда их было не так много. Но, если обратиться к документам, во времена СССР тоже все было не так безоблачно, и люди были вынуждены платить некоторые откровенно странные налоги, которые сейчас вызывают недоумение.

Советская зарплата

На бездетность

С 1941 мужчины и женщины в СССР вынуждены были платить налог на бездетность. Причем мужчины в детородном возрасте от 20 до 50 лет были в более невыгодном положении. Они облагались налогом при отсутствии у них детей, независимо от того, находились ли они в браке или нет. Женщины же в возрасте от 20 до 45 лет платили только в том случае, если были в бездетном браке.

Отчисления государству составляли 6% от заработной платы. Меньшую сумму нужно было платить тем, кто получал менее 91 руб. ежемесячно. Не облагался налогом на бездетность заработок в сумме менее 70 руб.

Начиная с 1949 года, годовая выплата государству составляла:

  • для бездетных жителей сельской местности – 150 руб.;
  • для семей с одним ребенком – 50 руб.;
  • для родителей, воспитывающих двоих детей -25 руб. в год

Освобождались от налога:

  • те, кто по состоянию здоровья не могли выносить/родить ребенка;
  • родители, чьи дети погибли, пропали без вести на фронте.

Налогом также не облагались семьи, усыновившие или удочерившие ребенка.

Налог на бездетность был отменен с момента распада СССР. В России пытались его вернуть, но тщетно.

Читайте еще

На яблони

Налог на посадки плодовых деревьев, в том числе и яблони, впервые был введен в 30-х годах. Он распространялся на частные подворья. С годами отчисления в казну государства только росли. Точная сумма зависела от республики Советского Союза.

Увеличение налога (11%) на яблони произошло и при Н. Хрущеве, который аргументировал его повышением трудовой дисциплины и пополнением государственной казны.

Однако такая инициатива не привела к хорошему. Плодовые деревья массово вырубались, несмотря на то, что уничтожение садов каралось штрафом.

яблоня

На велосипеды

Помимо всего прочего, с 20-х годов в СССР начал вводится налог на транспорт. И отчисления в казну государства касались не только автомобилей, гужевых повозок, но и велосипедов.

Согласно законодательству, велосипед считался транспортным средством. Его владельцу выдавались правила езды, присваивался уникальный номерной знак.

Владелец велосипеда обязан был оплачивать налог за езду по городу. Размер пошлин составлял 50 коп.

На тунеядство

В 60-х годах в СССР был издан указ, которым предписывалась борьба с тунеядством. Она представляла собой комплекс мер для устранения трудовой незанятости населения. Тунеядцам грозила статья. Их приравнивали к вредителям, преступникам, которые не приносят пользу стране, а лишь мешают ее процветанию. Тунеядцем считался гражданин, который не работает более 4 месяцев.

Активно снимались агитационные ролики и фильмы с участием известных советских актеров, где клеймились тунеядцы, распространялись агитплакаты.

В Советском Союзе должны были работать все, в том числе и женщины. Исключением выступали матери в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

агитплакат не работать стыдно

Читайте еще

На зрелища

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 года устанавливался налог на зрелища, в том числе на:

  • концерты;
  • спектакли;
  • массовые гулянья;
  • спортивные соревнования;
  • танцевальные вечера;
  • выставки.

Причем сумма отчислений составляла от 5 до 55 % валового сбора предприятий и организаций.

Сегодня, к счастью, таких видов налогообложения не существует. Но во времена СССР люди обязаны были их платить.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

В госбюджете СССР налоги играли важнейшую роль. К началу нэпа было принято решение о ликвидации всех сборов. Исключения составил продналог, представляющий собой натуральное обложение крестьян. Сегодняшняя система налогов была образована в середине 1921 года

Система налогообложения регулярно изменялась и дополнялась властями Страны Советов.

Ситуация в экономике существенно изменилась в начале тридцатых. Это время ознаменовалось прекращением работы налоговой системы как самостоятельной инстанции. Она стала важным элементом механизма центрального планового экономического регулирования.

Во время Союза Советских Социалистических Республик всегда существовали следующие виды отчислений в госбюджет:

На бездетность и малосемейность.

Налог с оборота.

Налог с оборота в СССР — разновидность отчислений предприятий в госбюджет.

Он был введен после проведения реформы, в начале тридцатых. К плательщикам относились: гособъединения; предприниматели; кооперативы; оптовики; потребкооперация. Отчислялось около 86 % от суммы платежа.

Особенности сельхозналога

Сельскохозяйственный налог СССР представлял собой вид отчислений, которые взимались с физических лиц. Он вводился в средине 20 годов, и предназначался для замены натуральных и денежных налогов на отчисления с сельского хозяйства. С 01.01.24 выплачивался исключительно в денежном варианте.

К плательщикам относили владельцев приусадебных земельных участков. А также делать отчисления в госбюджет были обязаны лица, владеющие служебными земельными наделами в селах и деревнях. Объектом налогообложения был участок земли, независимо от размеров прибыли, которую получал владелец. Для обладателей единоличных хозяйств этот вид отчислений удваивался. Несельскохозяйственные земли в расчет не брались.

Отчисления для владельцев животных

Начало введения налога датируется 1923 г. В период нэпа было дано разрешение на внедрение поимущественного налога в городе. Это было обусловлено появлением нового класса «советских бизнесменов», которых называли нэпманами. Они предпочитали вкладывать средства в собственное имущество. Целью подобных действий было желание избежать необходимости делать отчисления в госбюджет. Властями молодой республики было принято решение ввести дополнительный налог. Облагалось имущество всех лиц, проживающих в городах. По мнению местных советов, было целесообразным ввести налог на животных, помогающих человеку в хозяйстве. Это коснулось рогатого скота.

С течением времени соответствующие выплаты стали обязательными для владельцев не только коров и пр. живности, но и собак, животных, использующихся для транспортировки грузов. Исключение составляли лошади. Размер налога утверждался местными советами. Он зависел от разновидности четвероногого. Крупный скот облагался большей суммой, нежели мелкий. Не платили его владельцы молодняка. Крестьянские животные не попадали под налогообложение. Они учитывались при уплате единого сельскохозяйственного налога. От соответствующих выплат были освобождены: Животные, принадлежащие семьям военных. Подопытные животные. Племенной скот. После временной отмены налог вернулся в измененном виде в 1963 г. Делать отчисления в госбюджет должны были владельцы животных, количество которых превышало норматив. В 1965 г. налог отменили. В самом конце шестидесятых на съезде ЦК КПСС был принят «Примерный колхозный устав», обязующий владельцев малых сельхозпроизводств избегать превышения установленных ограничений на содержание домашних животных.

Налог на бездетных граждан

Налог на бездетность в СССР был введен с целью повышения рождаемости. Принятый в 1941 году, со временем он стал обязательным и действовал в течение 50 лет. Главной задачей такого вида отчислений являлось привлечение бездетных граждан к содержанию школ, садиков и детских домов.

Плательщиками были мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет), которые не имели детей. Народное название отчислений — «налог на яйца». Он не касался незамужних лиц женского пола. На этом фоне большинство мужчин вполне серьезно рассуждали о дискриминации по половому признаку. Ставка таких отчислений была строго дифференцирована. Ее размер зависел от уровня ежемесячной з/п плательщика: При з/п выше 91 р. — 6 %. При з/п 71–90 р. — 5 %. Лица, доход которых был меньше 70 рублей, освобождались от «налога на яйца». Размер налога для творческой интеллигенции, независимо от дохода, также составлял 6 %.

Освобождались от уплаты следующие категории советских граждан: Потерявшие детей при различных обстоятельствах. Молодожены (не платили в течение 12 месяцев после оформления брачных отношений). Военные. Жены военных. Студенты вузов до 25 лет. Студенты средних специальных заведений до 25 лет. Лица, имеющие инвалидность 1, 2 группы. Жены лиц с инвалидностью. Люди, страдающие гипофизарным нанизмом. Психически больные. Ремесленники, работающие на Крайнем Севере. Лица, усыновившие одного или нескольких детей.

«Жизнь» налога на бездетность длилась до 1992 г. В начале девяностых было принято решение об уменьшении ставки для людей, месячная з/п которых составляла менее 150 р. А также планировалось освободить от отчислений бездетных лиц мужского пола, состоявших в браке.

Особенности подоходного налога

В первой половине двадцатых было принято решение о введении имущественных отчислений. К плательщикам относились все советские граждане, а также АО, получающие доход. В основном эти отчисления касались недвижимого имущества. Подоходным он стал называться с 1924 г.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

Уровень налогообложения имел зависимость от класса, к которому относился советский гражданин. Шкала подоходного налога в СССР всегда прогрессировала. Она неоднократно претерпевала изменения. Если человек получал менее 70 р./30 дней, он не делал отчисления в госбюджет. Выглядела ставка следующим образом:

Отчисления для тунеядцев

В мае 1961 г. Верховным Советом был ратифицирован специфический указ. Он предписывал «бороться с тунеядцами всеми возможными методами». А также власти страны разработали комплекс мер, призванных устранить трудовую незанятость.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

то время снимались агитационные игровые фильмы с участием великолепных советских актеров. Герой-труженик в них активно противопоставлялся советскому «мажору», который часто оказывался не просто тунеядцем, а вредителем, преступником. Лица, обвиненные в тунеядстве, не только подлежали общественному порицанию. За «паразитизм» им грозила реальная статья. Каждый член общества обязан был приносить пользу стране. Делать это можно было, только занимаясь трудом, обычно физическим. Понятия «замужняя домохозяйка» в шестидесятые не существовало. По мнению общественности, женщина должна была работать наравне с мужчиной. Исключение составляли те, кто вынашивал ребенка, и молодые мамы, находящиеся в лактационном периоде.

Воспитывать детей на дому разрешалось строго до трех лет. По достижении этого возраста ребенок передавался в ясли, детсад, а потом — в школу. Женщину, находящуюся в декретном отпуске, могли остановить на улице и спросить документы. От молодой матери требовалось доказать, что она не прогуливает работу, а занимается воспитанием детей. При необходимости родителей обязывали отдавать детей в круглосуточные сады. Маму и папу ребенок мог видеть только по субботам и воскресеньям. Тунеядцем признавалось лицо, не работающее четыре месяца подряд.

Постепенно был введен налог на тунеядство,

актуальный для следующих людей:

Работающих на дому белошвеек.

Поэтов и писателей, не являющихся членами Союза писателей.

Советская налоговая система предполагала, что 96 % отчислений шли в госбюджет. Оставшиеся 4 % перераспределялись в ПФ, на зарплаты и монетизацию производства. Каждый, кто не вносил свою долю в 96 %, признавался «паразитом».

Чтобы не попасть под статью, представители творческих профессий были вынуждены мести дворы и мыть подъезды. Был в этом всем и позитив: при СССР практически не было безработных. Лицо, закончившее вуз, обязательно устраивалось на место, получало приличную з/п. Многим бесплатно выдавалась жилплощадь.

Студенты были избавлены от поисков работы, рассылки резюме. Трудиться их устраивали по распределению. По окончании одного–двух лет они могли устроиться на любое другое предприятие по своему выбору.

Особенности транспортных отчислений

Транспортный налог в Советском Союзе взимался с начала двадцатых. Налогообложению подлежали: велосипеды; лошади; самодвижущиеся экипаж

Ставка налога для последних в первой половине тридцатых годов варьировалась от 15 коп. до 6 р./1 л. с. Последние ставки были установлены советским Верховным Советом 21.03.88. Размер налога для владельцев машин составил 50 коп./1 л. с. 18.10.91 был принят закон «О дорожных фондах». Для автолюбителей были установлены новые правила. Соответственно легковушки были впервые разделены на две категории: до 100 л. с. и от 100 л. с. Представители первой — платили в госбюджет 50 коп./1 л. с., ставка для относящихся ко второй составляла 1,3 р./1 л. с.

Налогообложение культур Впервые налог на плодовые деревья в СССР вводился в первой половине тридцатых.

После войны он повышался. 10.01.31 г. был рассмотрен вопрос о Северокавказской коллективизации. В молодых колхозах были выявлены грубейшие, на взгляд властей, непорядки. Полученный урожай распределялся не по трудодням, а по едокам. На этом фоне был введен налог на плодовые растения, которые произрастали в личных подворьях станичников. Отчисления делались в денежном эквиваленте.

Сельскохозяйственным налогом облагались не сами деревья, а их посадки.

По ним была вменена доходность. Каждый год она изменялась. Все зависело от области СССР. В середине сороковых в Новосибирском регионе доходность сотки культурных посадок оценивалась в 113 рублей. После этого необходимо было сделать отчисление в госбюджет в размере 11 %. Это составляло примерно 12,33 рубля. Налог на яблони был видоизменен и усилен при Н. Хрущеве. Целью принятия этого решения было повышение трудовой дисциплины населения. Таким образом планировалось пополнить и государственную казну.

Инициатива руководства страны не привела ни к чему хорошему. Деревья массово вырубались.

Как жили советские пенсионеры

14.07.56 зародилась советская пенсионная система. Это произошло после подписания соответствующего закона. В 1966 г. была внедрена обновленная система пенсионного обеспечения. Пенсия советским пенсионерам выплачивалась из госбюджета. Главным преимуществом такого подхода было то, что «минималку» получали все граждане СССР.

НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ В СССР Налоги, СССР, Налоговые реформы, Длиннопост

Пенсионный фонд был сформирован в 1990 году.


Русские платили за мытье в домашней бане, за отращивание бороды и даже за отказ от рождения детей. И это далеко не все налоги, с которыми приходилось сталкиваться обычным гражданам.

1. Сбор с бани

Русская Венера

Русская Венера - Борис Кустодиев/Нижегородский государственный художественный музей

Бояре, согласно указу, должны были платить по три рубля в год, дворяне и купцы, которые получали доход с бань больше 50 рублей в год - по рублю в год. С остальных граждан, у кого при домах были бани, брали по 15 копеек в год. Это много - тогда только за рубль можно было купить порядка сотни кур.

Ломать или сжигать уже построенные бани тоже было затратно - закон за это требовал заплатить пени в размере 5 рублей. Сбор с бань продержался аж полвека, его отменили только в 1755 году.

2. Бородовые деньги


Небольшой медный жетон с изображением бороды и настоящая учетная книга бородачей - стандартные вещи при Царской России после 1705 года. Именно тогда Петр I ввел один из самых крупных налогов для тех, кто отказался сбривать бороды.

Ввести налог на бороды Петр I решил после своего путешествия в Европу - по его мнению, русские должны были быть максимально похожи на европейцев, а те бород в то время уже не носили.

Сбрить бороды и усы должны были все жители городов. Те, кто не хотел менять имидж, платили за волосы на лице. Налог для отдельных особо богатых купцов был выше остальных - аж 100 рублей в год. Служащие при дворе, а также купцы со средним достатком, чиновники и ремесленники с бородами платили 60 рублей за год. Меньше всего платили ямщики и извозчики - по 30 рублей в год.

Налог полагался и бородатым крестьянам - за въезд в город у них забирали 1 копейку. В деревнях они могли бороды не брить. Исключением были попы и дьяконы, на них указ не распространялся.

В городах также велся учет мужчин с бородой, заплативших налоги, - каждого записывали в отдельную книгу, и выдавали небольшой жетон в качестве опознавательного бородового знака.

Налог отменили лишь в 1772 при правлении Екатерины II, но и она сохранила запрет на ношение бород и усов для чиновников, военных и придворных.

3. Штраф за убийство

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года - Илья Репин/Государственная Третьяковская галерея

В Древней Руси с конца IX существовал денежный штраф за убийство, который назывался «вирой», сообщается в Толковом словаре Ефремовой.

Согласно тогдашнему своду законов, убийца простого свободного человека мог избежать кровной мести, заплатив штраф в пользу князя в размере 40 гривен, сказано в своде древнерусских законов «Русская Правда». Деньги это были немаленькие - на эту сумму можно было купить два десятка коров, пишет «Профиль». Убийство человека, служащего в княжеской администрации, стоило дороже - аж 80 гривен. Убийство жены, пойманной на измене, а также тяжелые увечья стоили дешевле, всего 20 гривен.

Если убийцу не могли найти, то штраф платила местная общинная организация, вервь, которая следила за преступностью на территории, где был найден труп убитого.

В Большой Советской энциклопедии сообщается, что такая традиция сохранялась и в XVI веке, но словарь Ефремовой утверждает, что виру прекратили применять куда раньше, в XIII веке.

4. Налог на зрелища


С 1918 года налогом облагалось любое зрелищное и увеселительное мероприятие, будь то театр, кинотеатр или цирк. Об этом гласит текст письма народного комиссариата Государственного призрения РСФСР - одного из министерств Временного правительства, появившегося во время революции 1917 года.

Налог взимался за каждый проданный билет - от 10 до 80 копеек, если билет был дороже 50 копеек, и 1/3 от стоимости билета, если билет стоил больше 10 рублей. В 20-е годы XX века на 80 копеек можно было купить 1 кг сахара, 1 кг вареной колбасы или 4 кг хлеба. Учитывая, что налог взимался за каждый билет, то в сумме организаторы платили немалые деньги.

На билеты, стоящие меньше 50 копеек, также накладывался «благотворительный сбор» в размере 5 копеек.

Деньги, полученные от налога, шли на помощь инвалидам, старикам, детям, сиротам и другим нуждающимся гражданам, сообщалось в письме.

Начиная с 1942 года, налог стали платить организаторы всех платных мероприятий, включая лекции, концерты, танцевальные вечера, спортивные состязания, скачки и т.д. Для каждого вида мероприятий Президиум Верховного Совета СССР установил свой процент с валовой выручки от продажи билетов - от 5 до 55%, за неуплату организаторам грозил штраф в размере 100 рублей. От налога освобождались лекции по марксистско-ленинскому воспитанию, кружки самодеятельности, а также мероприятия для военнослужащих, для детей до 16 лет (кроме киносеансов) и для инвалидов.

В 1948 году на 100 рублей можно было купить разве что две бутылки водки, однако уже в 1956 году на можно было позволить 3 кг красной икры или 4 бутылки водки, а в 1965 - путевку в лагерь на побережье Черного моря.

Указ о налоге отменили лишь в 1975 году, исключением стали кинотеатры - они продолжили платить 55% от валовой выручки от продажи билетов.

5. Налог на бездетность


Начиная с октября 1941 года, советскому человеку было выгоднее нести военную службу, выйти замуж за военного, получать среднее или высшее образование, быть пенсионером или вовсе быть признанным бездетным - все остальные, женатые и одинокие без детей должны были платить налог на бездетность, гласил Указ президиума Верховного Совета СССР.

Налог удерживал работодатель прямо из зарплаты рабочих и служащих. При зарплате меньше 150 рублей в месяц налог составлял пять рублей, при зарплате больше этой суммы - 5% от зарплаты. Колхозники и владельцы собственных крестьянских хозяйств платили налог в размере 100 рублей в год.

В 1944 году налог повысили до 6% от зарплаты, его платили мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 и до 45 лет. Даже наличие детей не избавило от налогов - при наличии одного ребенка советские граждане платили 1% от месячного дохода, а при наличии двух 0,5 %.

После Великой Отечественной войны в деревнях почти не осталось мужчин, женщинам не за кого было выходить замуж и поэтому рождалось мало детей. Если же семья все-таки создавалась, но в ней не было детей, то колхозники должны были платить до 150 рублей в год, при рождении первого ребенка плата сокращалась до 50 рублей, после второго до 25, и только, начиная с появления третьего ребенка в семье, она не облагалась налогом. Также налог не применялся к тем, кто по состоянию здоровья не мог иметь детей, к гражданам, чьи дети умерли, числились погибшими или без вести пропали во время Великой Отечественной войны.

При усыновлении детей, налог за бездетность отменялся. В случае смерти ребенка обязанность выплачивать налог возвращалась. Если ребенок рождался в незарегистрированной семье, то от уплаты освобождалась только мать. В 1952 году налог для колхозников и малоимущих семей был отменен.

С 1975 по 1985 года в СССР на пять рублей можно было купить 25 батонов белого хлеба, 50 кг картошки, ну или как минимум 5 раз пообедать в столовой - с супом, горячим блюдом, салатом и компотом с булочкой.

Налог для остальных граждан отменили лишь в 1992 году после распада СССР.

За время действия налога население СССР выросло с 97 млн в 1946 году до 148 млн человек в 1992 году. Деньги, собранные с налогов, входили в союзный и республиканский бюджеты, их тратили на помощь многодетным матерям и строительство детских домов.

Российские общественные организации и представители РПЦ до сих пор предлагают вернуть налог на бездетность, однако в правительстве России такие идеи не поддерживают - по их словам, подобная мера уже давно не помогает росту демографии.

Читайте также: