Налог на доходы иностранных юридических лиц 2020 в рб

Опубликовано: 21.09.2024


Министерство по налогам и сборам распространило комментарий к Указу от 31 декабря 2019 года № 503 » О налогообложении».

Как отмечено в комментарии, в условиях отсутствия изменений, вносимых в Налоговый кодекс Республики Беларусь в текущем году, Указом от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» проиндексированы ставки налогов, установленные в белорусских рублях, размеры доходов и налоговых вычетов, применяемых в целях исчисления подоходного налога с физических лиц , критерии применения упрощенной системы налогообложения (УСН), а также установлены отдельные налоговые льготы и преференции, ставки налогов.

Согласно пункту 16 Указа положения пунктов 1–10 данного документа вступают в силу с 1 января 2020 г.

По пункту 1 Указа

С учетом того, что в соответствии с пунктом 1 Указа ставки акцизов на подакцизные товары на 2020 г. установлены согласно приложению 1 к Указу, при отгрузке (передаче) подакцизных товаров с 1 января 2020 г. должны применяться вновь установленные ставки акцизов.

Справочно. Согласно пункту 4 статьи 160 НК нулевые либо иные ставки акцизов, исключения из перечня подакцизных товаров применяются по подакцизным товарам, отгруженным (переданным), со дня установления этих нулевых либо иных ставок акцизов, исключений.

При изменении порядка исчисления акцизов, в том числе ставок акцизов, включении товаров в перечень подакцизных товаров новый порядок исчисления применяется по подакцизным товарам, отгруженным (переданным) с момента изменения порядка исчисления акцизов, включения товаров в перечень подакцизных товаров.

Также по 31 декабря 2020 г. Указом установлены ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 2 и 3 соответственно).

Справочно. На 2019 г. вышеуказанные ставки были установлены приложениями 3 и 4 к НК.

Кроме того, установлены новые ставки по экологическому налогу (приложения 4–6) и налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов (приложения 7, 8).

Специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей установлена Указом в размере 5,3 бел. руб. за добычу (изъятие) 1 т калийных солей (в пересчете на оксид калия) (подп. 9.4 п. 9 Указа).

С 1 января 2020 г. проиндексированы (увеличены) размеры доходов, в пределах которых освобождаются от подоходного налога:

  • стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до восемнадцати лет, указанных в пункте 14 статьи 208 НК, с 833 бел. руб. до 888 бел. руб. на каждого ребенка от каждого источника в течение календарного года;
  • доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, указанные в пункте 22 статьи 208 НК, с 6 569 бел. руб. до 7 003 бел. руб. в сумме от всех источников в течение календарного года;
  • доходы, указанные в пункте 23 статьи 208 НК, получаемые от:

организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, с 1 984 бел. руб. до 2 115 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;

иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с 131 бел. руб. до 140 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;

  • доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, указанные в пункте 24 статьи 208 НК, с 3 398 бел. руб. до 3 622 бел. руб. от каждого источника в течение календарного года;
  • безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, указанные в пункте 29 статьи 208 НК, с 13 128 бел. руб. до 13 994 бел. руб. в сумме от всех источников в течение календарного года;
  • доходы, получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, указанные в пункте 38 статьи 208 НК, с 397 бел. руб. до 423 бел. руб. от каждой профсоюзной организации в течение календарного года.

С 1 января 2020 г. проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов:

  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, увеличен с 110 бел. руб. до 117 бел. руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709 бел. руб. в месяц;
  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 209 НК:

на ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 32 бел. руб. до 34 бел. руб. в месяц;

предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю увеличен с 61 бел. руб. до 65 бел. руб. в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца;

предоставляемый родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, увеличен с 61 бел. руб. до 65 бел. руб. на каждого ребенка в месяц;

  • стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 209 НК и предоставляемый отдельным категориям граждан, перечисленным в данном подпункте, увеличен с 155 бел. руб. до 165 бел. руб. в месяц.

По пункту 2 Указа

С 1 января 2020 г. увеличен с 1 994 бел. руб. до 2 126 бел. руб. размер дохода, не превышение которого за календарный квартал является условием применения в 2020 г. стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 209 НК, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально.

По пункту 4 Указа

Подпункт 4.1.

– освобождение от подоходного налога единовременной выплаты на оздоровление, осуществляемой работникам бюджетных организаций один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск;

– освобождение от подоходного налога доходов в виде денежной компенсации расходов по найму жилых помещений, полученных работниками органов принудительного исполнения, направленными в порядке перевода в другую местность, а также молодыми специалистами, направленными на работу в орган принудительного исполнения не по месту жительства, в течение срока обязательной работы по распределению;

– продление льготы по подоходному налогу в отношении доходов, полученных физическими лицами по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов (юридическими лицами, зарегистрированными в Республике Беларусь и включенными Национальным банком Республики Беларусь в реестр форекс-компаний) соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Подпункт 4.2.

С 2020 г. Указом установлена ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс–компанией, Национальным форекс–центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в размере 25 %.

Справочно. До 1 марта 2019 г. для форекс-компаний, Национального форекс-центра (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») в отношении прибыли от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами действовала льготная ставка 9 %.

С 1 марта 2019 г. до 1 января 2020 г. данная категория плательщиков исчисляла налог на прибыль по деятельности на внебиржевом рынке Форекс по общеустановленной ставке 18 %.

Подпункт 4.3.

С 2020 г. Указом предусмотрено установление для иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, предельного срока перечисления в бюджет подоходного налога с доходов физических лиц, полученных от такой иностранной организации за весь период с начала осуществления ею деятельности на территории Республики Беларусь, приведшей с учетом положений международного договора к возникновению постоянного представительства в Республике Беларусь. С доходов, полученных по окончании такого периода, подоходный налог иностранной организацией перечисляется в бюджет в общеустановленном порядке .

Подпункт 4.4.

Указом предусмотрено право физического лица произвести возврат излишне удержанного у него налоговым агентом подоходного налога через налоговый орган по месту постановки на учет этого налогового агента в случае, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления такого возврата в течение трех месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания подоходного налога.

По пункту 5 Указа

В силу норм Указа снижен критерий применения налоговых преференций организациями, использующими труд инвалидов, по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС), налогу на прибыль и налогу на недвижимость.

Так, с 1 января 2020 г. такие плательщики могут применить льготы по указанным налогам при условии, что численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период.

Справочно. До 1 января 2020 г. соответствующий критерий был установлен в размере не менее 50 % численности работников.

По пункту 6 Указа

В целях упрощения налогового администрирования и сокращения трудозатрат Указом предусмотрено, что затраты на оплату стоимости израсходованного топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования включаются в состав нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

Также с 1 января 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации при исчислении налога на прибыль.

По пункту 7 Указа

Указом продлено действие льгот для научных организаций и научно–технологических парков, установленных нормами НК.

В частности, освобождаются от налога на недвижимость в соответствии с подпунктом 7.1 пункта 7 Указа у плательщиков-организаций:

  • капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций и научно-технологических парков;
  • капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

Также в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 Указа освобождены от земельного налога у плательщиков-организаций земельные участки научных организаций и научно-технологических парков, а также земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

При этом следует отметить, что в Указе период пользования указанными льготами не ограничен.

По пункту 8 Указа

Указом предусматривается определение налоговой базы земельного налога (кадастровой стоимости) в белорусских рублях с ее индексацией по отдельным зонам на прогнозный уровень инфляции.

Так, согласно Указу налоговая база земельного налога на 1 января 2020 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2020 г. определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 годы;
  • для общественно-деловой и производственной зон — в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 г.

По пункту 9 Указа

Подпункт 9.1.

Согласно Указу в 2020 г. для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции по сравнению с пороговыми значениями, установленными НК на 2019 г.

Так, в 2020 г. площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8 159 бел. руб. за 1 га;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5 439 бел. руб. за 1 га;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в абзацах втором и третьем подпункта 9.1 пункта 9 Указа, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 666 бел. руб. за 1 га;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 14 832 бел. руб. за 1 га;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 16 316 бел. руб. за 1 га;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 512 бел. руб. за 1 га;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 756 бел. руб. за 1 га.

Подпункт 9.2.

Проиндексированы на прогнозный уровень инфляции и установлены ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 НК, а именно:

  • для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон — в размере 163,16 бел. руб. за 1 га;
  • для жилой многоквартирной зоны — в размере 10,88 бел. руб. за 1 га;
  • для жилой усадебной зоны — в размере 21,76 бел. руб. за 1 га.

Подпункт 9.5.

С 1 января 2020 г. устанавливается новая налоговая льгота по акцизам.

Так, дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ПО «Белоруснефть», в количестве и на условиях, установленных подпунктом 9.5 пункта 9 Указа, освобождается от акцизов.

С учетом положений пункта 4 статьи 160 НК указанное освобождение от акцизов применяется в отношении дизельного топлива, отгруженного (переданного) с 1 января 2020 г.

Данным подпунктом установлен порядок взимания акцизов при нецелевом использовании приобретенного (полученного) дизельного топлива.

Подпункт 9.6.

Указом проиндексирован на прогнозный показатель инфляции критерий для признания в 2020 г. индивидуальных предпринимателей плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (с 420 000 бел. руб. до 441 000 бел. руб.).

По пункту 10 Указа.

С 1 января 2020 г. увеличены предельные пороги валовой выручки для УСН.

Так, в 2020 г. предельная величина валовой выручки составляет для:

  • применения организациями УСН с уплатой НДС — не более 2 046 668 бел. руб. (тогда как в 2019 г. она не должна была превышать 1 949 208 бел. руб.);
  • применения организациями УСН без уплаты НДС — не более 1 404 286 бел. руб. (в 2019 г. этот показатель составлял 1 337 415 бел. руб.);
  • применения индивидуальными предпринимателями УСН с уплатой НДС либо без уплаты такого налога — не более 441 000 бел. руб. (вместо 420 000 бел. руб., установленных в 2019 г.);
  • ведения организациями учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, — не более 774 900 бел. руб. (против 738 000 бел. руб. в 2019 г.).

При этом для целей перехода на УСН с 1 января 2021 г. размер валовой выручки за первые 9 месяцев 2020 г. установлен для организаций — 1 538 843 бел. руб.; индивидуальных предпринимателей — 330 750 бел. руб.

По пункту 12 Указа.

В целях упорядочения порядка налогообложения случаев безвозмездной передачи имущества (работ, услуг) Республике Беларусь предусмотрено, что для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц, переданных и принятых в соответствии с законодательством.

Такими законодательными актами являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» — до 15 ноября 2019 г.;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом» — с 15 ноября 2019 г.

Таким образом, при соблюдении положений вышеназванных указов, предусматривающих передачу и (или) получение государственного имущества, в том числе при передаче в государственную собственность машин, оборудования, транспортных средств и иного движимого имущества, не относящегося к основным средствам у передающей стороны, плательщики вправе будут воспользоваться преференцией, установленной пунктом 12 Указа, соответственно такая безвозмездная передача не будет признаваться объектом налогообложения НДС.

Согласно пункту 16 Указа вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 15 мая 2019 г.

По пункту 13 Указа.

Указом предусмотрено внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)», в соответствии с которыми с 1 января 2019 г. организациям-страхователям предоставлено право включать в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в том числе страховые взносы по добровольному страхованию имущества юридического лица, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг)), а также товаров, предназначенных для реализации.

Согласно пункту 16 Указа вышеуказанные нормы распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.


Алла Сундукова


Ассоциацией налогоплательщиков при участии ООО «ЮрСпектр» проведено образовательное мероприятие «Круглый стол». На вопросы отвечала Алла Чарльзовна Сундукова.

Организация применила по дивидендам льготную ставку по международному соглашению. При этом подтверждение статуса фактического владельца было запрошено ею от нерезидента менее чем за 90 дней до подачи декларации. Следует ли пересчитать налог на доходы по общеустановленной ставке, если не будет подтвержден статус фактического владельца дохода?

Если у организации возникли обоснованные сомнения о том, что иностранная организация является фактическим владельцем дохода, то она вправе запросить у нее документы (информацию) для подтверждения ее статуса .

При этом, если запрос был сделан не позднее чем за 90 дней до дня подачи декларации, например за 100 дней, и на него не получен ответ, льгота не применяется .

Если запрос был направлен позднее этого срока, например за 80 дней, но ответ до дня подачи декларации не получен, льготу применить можно . В этом случае в разделе II декларации проставляются отметки «Х» в строках 2, 4.1 и 4.2, а также представляются документы (информация), вызвавшие сомнение, и копия запроса.

В случае если после подачи декларации от нерезидента будет получен ответ о том, что он не является фактическим владельцем дохода, и не представлены сведения о другой иностранной организации, являющейся фактическим владельцем дохода, организация должна подать уточненную декларацию по налогу на доходы и перечислить в бюджет налог без применения льготы, а также уплатить пеню . При этом в уточненной декларации следует заполнить строки 3 и 4.3 раздела II и представить вместе с декларацией полученные от иностранной организации документы об отсутствии у нее права на льготу по доходу фактического владельца .

Нет. Организация не вправе учесть при налогообложении прибыли сумму налога на доходы, уплаченного за счет собственных средств, поскольку договор и первичные учетные документы на оказание иностранной организацией услуг определили конкретную сумму их стоимости .

Согласно договору с иностранной организацией расчеты за оказанные ею юридические услуги осуществляются в евро, а их стоимость установлена в долларах США.

Как исчислить сумму налога на доходы, подлежащую уплате в бюджет, если расчеты производятся:

а) после оказания услуг (последующая оплата);

б) до оказания услуг (предоплата)?

В рассматриваемом случае обязательство по оплате оказания услуг выражено в долларах США. Определение налоговой базы для исчисления налога на доходы производится исходя из валюты договора (т.е. долларовой суммы).

При последующей оплате для налога на доходы наиболее ранней датой является дата отражения в бухучете акта на оказание услуг . В бухучете стоимость услуг в иностранной валюте, указанная в акте, пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу на дату совершения хозяйственной операции . При пересчете применяется официальный курс белорусского рубля к валюте договора, установленный на дату совершения хозяйственной операции, т.е. в данном случае применяется курс белорусского рубля к доллару США, установленный на дату акта. Полученная при пересчете сумма и будет являться налоговой базой для налога на доходы.

Разницы, которые могут возникнуть при пересчете долларового обязательства на отчетную дату, а также в связи с применением в расчетах иной валюты, договорного курса не влияют на налоговую базу. Они отражаются на счете 91 . Ни на курсовые, ни на «суммовые» разницы налог на доходы не корректируется.

При предоплате обязательство по исчислению налога на доходы возникнет в момент перечисления денежных средств в сумме предоплаты . Как отмечалось выше, по бивалютным договорам валютой обязательства является валюта договора. В данном случае аванс в евро эквивалентен определенной сумме в долларах. Долларовая сумма пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу на дату предоплаты . Эта сумма и будет являться базой для налога на доходы. Далее ни сумма предоплаты, ни налог на доходы не пересчитываются .

Белорусская организация по договорам с российскими компаниями приобретает товары и услуги. За просрочку оплаты покупатель выплачивает пени, штрафные санкции. К какому виду дохода относится данная выплата по международному договору: к прибыли от предпринимательской деятельности (ст. 7 Соглашения с Российской Федерацией) или к другим доходам (ст. 18 Соглашения с Российской Федерацией)?

В НК данный вид дохода поименован в качестве объекта обложения налогом на доходы в подп. 1.7 ст. 146 НК (доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров). В статьях Соглашения с Российской Федерацией такой вид дохода до статьи 18 отдельно не поименован. Вместе с тем доходы, налоговая юрисдикция которых не определена я в статьях Соглашения, предшествующих статье 18, облагаются в соответствии со статьей 18 «Другие доходы». Согласно положениям данной статьи такие доходы облагаются налогом в стране – источнике возникновения дохода. Следовательно, если источником выплаты штрафных санкций за нарушение договорных обязательств является белорусская организация (индивидуальный предприниматель), то налоговый агент должен удержать и перечислить налог на доходы в бюджет Республики Беларусь по ставке 15% . При получении в налоговой инспекции по месту постановки на учет белорусской организации справки об уплате налога на доход российская компания может использовать ее для зачета налога в своей стране .

На какую дату следует исчислить налог на доходы по штрафным санкциям, начисленным иностранной организации за нарушение договорных обязательств?

День начисления дохода (платежа) иностранной организации определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 148 НК.

В подпунктах 2.1 и 2.2 ст.148 НК перечислены виды доходов и определен порядок определения дня начисления дохода (платежа). Поскольку в данных подпунктах штрафы, пени за нарушение условий договоров не поименованы, организации могут руководствоваться подп. 2.3 ст. 148 НК. Согласно данному подпункту днем начисления дохода иностранной организации признается дата отражения в бухгалтерском учете факта выплаты налоговым агентом дохода.

В 2019 году планируется ввести указанный вид дохода в перечень доходов, по которым налог исчисляется при начислении дохода в бухучете (если эта дата более ранняя) .

В данном случае двойного налогообложения нет, так как с одного и того же дохода в обоих государствах не будет удержан налог на доходы.

Согласно п. 1 ст. 9 Соглашения с Российской Федерацией дивиденды, облагаются в государстве, где возникает этот вид дохода (в рассматриваемой ситуации – в Республике Беларусь).

Белорусским законодательством в отношении выплачиваемых дивидендов предусмотрена более низкая ставка (12%) по сравнению со ставкой, установленной Соглашением (15%). В таких случаях налог удерживается в Республике Беларусь не по международному договору, а по нашему национальному законодательству, т.е. по ставке 12% . При этом подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации не требуется.

Нет, не признаются, но это не зависит от факта отсутствия сделки с поставщиком.

В соответствии с нормами подп. 1.12.1 ст. 146 НК данный вид услуг указан как исключение из объекта налогообложения. В данном случае не имеет значения, были приобретены товары или нет. Декларацию по налогу на доходы в этом случае подавать не надо.

При выплате иностранной организации дохода от долговых обязательств резиденты ПВТ применяют ставку 0% в соответствии с абз. 9 ч. 1 п. 33 Положения о ПВТ. Требуется ли для применения ставки 0% представлять подтверждение резидентства иностранной организации и выяснять, является ли она его фактическим владельцем?

Нет, не требуется.

Положением о ПВТ предусмотрено только одно условие применения ставки 0% по указанным доходам: источником их выплаты должен быть резидент Парка высоких технологий .

Выяснять фактического владельца доходов и представлять в налоговый орган подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации может потребоваться в случаях применения положений международных договоров . Поскольку в рассматриваемой ситуации резидентам ПВТ нет необходимости прибегать к преференциям международных договоров, соответственно не требуется выяснять фактического владельца доходов и предоставлять подтверждение его постоянного местонахождения.

Следует ли удерживать налог на доходы при приобретении у иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, услуг по сопровождению полученного в пользование программного обеспечения (обновление ПО, консультирование)?

Да, следует по ставке 15%.

В случае если полученное в пользование программное обеспечение учитывается у белорусской организации в качестве нематериального актива, то доходы от его обслуживания (в частности консультирование) являются объектом налога на доходы в соответствии с подп. 1.12.11 ст. 146 НК .

Если будет предоставляться обновление программного обеспечения (например, передача нового релиза), то такие доходы признаются объектом налога на доходы в качестве роялти по подп. 1.3 ст. 146 НК.

При представлении в налоговую инспекцию подтверждения о постоянном местонахождении иностранной организации могут быть применены преференции международного договора .

Нерезидент оказал организации услугу стоимостью 1000 долл. США. Организация перечислила ему 850 долл. США (доход за минусом удержанного налога на доходы по ставке 15%). Налог на доходы исчислен и уплачен в бюджет в белорусских рублях в сумме 311,99 руб. (налоговая база определена исходя из 1000 долл. США, пересчитанных в белорусские рубли по официальному курсу на дату начисления дохода — 2,0799). После предоставления в ИМНС подтверждения резидентства и получения права на освобождение от налогообложения налог из бюджета возвращен в белорусских рублях в этой же сумме — 311,99 руб. На момент возврата налога из бюджета курс доллара вырос и составляет 2,1334 руб. На эту сумму организация может приобрести только 146,24 долл. США. Должна ли организация докупить за счет своих средств 3,76 долл. США (150 – 146,24), чтобы вернуть нерезиденту налог в сумме 150 долл. США?

При возврате из бюджета ранее уплаченного налога на доходы у организации – налогового агента перед нерезидентом образуется кредиторская задолженность в белорусских рублях в сумме возвращенного налога. Эту сумму организация должна передать нерезиденту, так как именно он являлся плательщиком данного налога . Валютное обязательство перед нерезидентом не возникает. По просьбе нерезидента сумма возвращенного налога в белорусских рублях может быть проконвертирована в любую валюту. В данном случае полученную из бюджета сумму 311,99 руб. организация может сконвертировать в доллары США и перевести на счет нерезидента. При этом докупать 3,76 долл. США (150 – 146,24) за счет собственных средств организация не обязана. В свою очередь нерезидент не вправе от нее этого требовать. В обязанности налогового агента это не входит .

Организация оплатила иностранной компании консультационные услуги. Иностранная компания не имеет представительства на территории РФ. Должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль и представлять расчет по этим выплатам?

Обязанности налогового агента

­Обязанности по удержанию налога на прибыль у источника выплаты возникают у российской организации только в случаях, указанных в п.1 ст. 309 НК РФ. Доходы от оказания консультационных услуг к ним не относятся (п.2 ст.309 НК РФ). Поэтому у российской организации, выплачивающей иностранной компании такой доход не возникает обязанности по удержанию налога на прибыль в качестве налогового агента. Но вопрос о необходимости представления Расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период не однозначен.

­Налоговый агент должен предоставить информацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения. Форма расчета утверждена приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ (далее по тексту — Расчет или налоговый расчет) (п.4 ст. 310 НК РФ, п. 289 НК РФ).

­Налоговыми агентами являются организации и ИП, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога (ст.24 НК РФ). По логике, если эти обязанности не возникают, то организация или (ИП) не признается налоговым агентом, а значит, нет оснований требовать от них представления Расчета.

­Но контролирующие органы разъясняют, что в налоговом расчете отражаются все доходы от источников в РФ в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ, в том числе и те, которые не подлежат налогообложению в РФ согласно НК РФ или, например, не облагаются налогом на основании международного договора, регулирующего вопросы налогообложения (см. письма ФНС от 29.01.2020 N СД-4-3/1351@, от 05.07.2017 NСД-4-3/13048@, письмо Минфина РФ от 11.07.2017 N 03-08-05/43967).

­Есть и судебная практика, подтверждающая, что обязанность по представлению в налоговый орган сведений о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов не связана с фактом удержания налога. При этом основание неудержания налога не имеет значения. Целью представления налогового расчета является осуществление налогового контроля за правильностью налогообложения доходов иностранных организаций, в связи с чем, ее непредставление в установленный срок является налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ (см. Постановление АС УО от 20.12.2018 N Ф09-7960/18 по делу N А76-9658/2018).

­В то же время, по мнению Минфина и ФНС, доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со ст. 309 НК РФ не являются доходами от источников в РФ и могут не отражаться в налоговом расчете. Также могут не отражаться в налоговом расчете доходы иностранных организаций, получаемые по внешнеторговым договорам прямой реализации покупателю произведенных ими в иностранном государстве товаров (см. письма ФНС от 29.01.2020 N СД-4-3/1351@, от 05.07.2017 NСД-4-3/13048@, письмо Минфина РФ от 11.07.2017 N 03-08-05/43967).

­В письме ФНС России от 20.08.2020 N СД-4-3/13493@ рассмотрен вопрос о необходимости представления налогового расчета при выплате иностранной организации доходов за услуги онлайн-бронирования гостиничных номеров. Вывод налоговиков — доходы от оказания иностранной организацией услуг исключительно вне территории РФ не являются доходами от источников в РФ в целях главы 25 НК РФ. Следовательно, они не подлежат обложению налогом на прибыль организаций, взимаемым у источника выплаты в РФ, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в РФ и могут не отражаться в налоговом расчете.

­Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений Минфина РФ и ФНС, выплаты за консультационные услуги, оказанные иностранной организацией без ее фактического нахождения на территории РФ можно не отражать в Расчете. Подтвердить место оказания услуг помогут условия договора (оферты). Например, если в нем оговорить, что взаимодействие с заказчиком в процессе консультирования будет осуществляться через информационно-коммуникационную сеть, без присутствия исполнителя в РФ.

­Если же услуги оказаны на территории РФ, то такие выплаты относятся к доходам от источников в РФ и налоговому агенту следует представить Расчет.

Как отразить в налоговом расчете необлагаемый доход

­Налоговый расчет составляется нарастающим итогом с начала года. Обязанность по представлению Налогового расчета у налогового агента возникает с момента фактической выплаты дохода от источников в РФ.

­Порядок заполнения налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утвержден в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

­В состав налогового расчета входят:

  • Раздел 1 «Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая уплате в бюджет по выплатам, произведенным за последний квартал (месяц) отчетного (налогового) периода, по данным налогового агента»;
  • Раздел 2 «Сумма налога с выплаченных сумм доходов»;
  • Радел 3 «Расчет (информация) о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах», в том числе — подраздел 3.1 «Сведения об иностранной организации — получателе дохода», подраздел 3.2 «Сведения о доходах и расчет суммы налога», подраздел 3.3 «Сведения о лице, имеющем фактическое право на доход».

Раздел 3 заполняется и включается в состав налогового расчета в отношении доходов от источников в РФ, выплаченных иностранным организациям в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода, и налогов, уплаченных в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода (п. 6.1 Порядка заполнения).

По строке 020 подраздела 3.2 Раздела 3 налогового расчета в зависимости от вида выплачиваемого иностранной организации дохода указывается его код из Приложения N2 к Порядку заполнения (п. 8.3 Порядка заполнения).

Для обозначения доходов от продажи товаров, иного имущества, имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не подлежащих налогообложению у источника выплаты, в Приложении N 2 к Порядку заполнения налогового расчета, предусмотрен код 25.

Если доход не подлежит налогообложению в РФ в соответствии с НК РФ или положениями международных договоров РФ, то строки 080-140 подраздела 3.2 не заполняются (проставляются нули) (п. 8.7 Порядка заполнения).

По строке 160 «Основание применения пониженной ставки налога или освобождения от исчисления и удержания налога» подраздела 3.2 Раздела 3 Налогового расчета указывается подпункт, пункт, статья НК РФ и (или) международного договора (соглашения) РФ по вопросам налогообложения, устанавливающие пониженную ставку налога или освобождение конкретного дохода, указанного по строке 040, от налогообложения в РФ (п. 8.15 Порядка заполнения).

Когда выплачиваемый доход не облагается при выплате на основании п. 2 ст. 309 НК РФ (например, работы, услуги (в том числе консультационные), которые оказаны на территории РФ, но не приводящие к созданию постоянного представительства) в строке 160 указывают «п. 2 ст. 309 НК РФ».

Если в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода не производится выплат доходов иностранным организациям или доход не подлежит налогообложению в РФ в соответствии с НК РФ либо положениями международных договоров (то есть за этот период суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, отсутствуют), то по строкам 020-040 Раздела 1 (сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за последний месяц) и строкам 010, 040 Раздела 2 (сумма налога с выплаченных сумм доходов) проставляются нули. Если налог на прибыль организаций с доходов, выплачиваемых иностранным организациям от источников в РФ, с начала налогового периода не исчислялся и не уплачивался (не подлежал налогообложению), то по строкам 020 и 030 Раздела 2 также проставляются нули.

Пример:

Предположим, что организация в 2021 году выплатила иностранной организации доход от источника в РФ один раз в январе 2021. Следовательно, организация должна представить в налоговый орган Налоговый расчет за отчетный период первый квартал 2021 (при квартальной отчетности по налогу на прибыль). Даже если эта выплата дохода иностранной организации будет единственной выплатой за год, Расчет нужно будет представлять и за последующие отчетные периоды (за полугодие и 9 месяцев 2021) и по итогам налогового периода (2021 года). При отсутствии последующих выплат расчет будет состоять из титульного листа, раздела 1 и раздела 2, включение в налоговый расчет Раздела 3 не требуется (см. письмо ФНС России от 20.06. 2019 г. N СД-4-3/11937@).

Журнал

Вы подписаны на журнал Делай Свое Дело. Мы рассказываем о полезных фишках для руководителей, наших мастер-классах и важных новостях.

Узнать стоимость


О чем нужно помнить компаниям, решившим заказать услугу не в Беларуси? В первую очередь — о налогах. Практика показывает, что для многих белорусских компаний уплата налогов при работе с иностранными партнерами является абсолютным сюрпризом, что может привести к штрафам. Рассказываем о том, как определить, нужно ли платить НДС и НДИ на услугу, которую вы получаете от иностранной компании.

Сегодня многие компании работают с иностранными организациями (ИО). Это может быть оплата рекламы напрямую Google, Яндекс, Facebook, оплата за доступ к программам (например, по лицензионному договору), работа с фрилансерами через биржи и т.д. При работе с иностранными контрагентами у каждого могут появляться налоговые обязательства по НДИ и НДС.

Налоги при заказе услуг за границей

Что такое НДС, знают многие, а вот про НДИ (налог на доходы иностранных организаций, которые не работают в Беларуси через постоянное представительство) слышали не все.

В этой статье я расскажу о типовых ситуациях, при которых возникает необходимость уплачивать эти налоги. Ведь как известно, кто предупрежден — тот вооружен.

Я не ставлю перед собой задачу разобрать все варианты уплаты НДИ или НДС, а также сложности, которые могут возникнуть. Это вводный материал, который дает базовое представление о налогах НДИ и НДС вне зависимости от системы налогообложения.

Как понять, нужно ли платить НДС на услугу, которую вы получаете от иностранной компании?

В первую очередь необходимо определить вид услуги и страну-поставщика услуги, т.е. место резидентства вашего иностранного партнера.

Если ИО — резидент Евразийского союза, то смотрим приложение № 18 к договору о Евразийском экономическом союзе (в приложении определен порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг).

Для всех остальных стран руководствуемся ст. 117 НК, где указано, в каких случаях территория Беларуси признается местом реализации работ, услуг, имущественных прав.

Ищем услугу, которую мы получаем, в нужном нормативном документе в зависимости от резидентства. Если наша услуга попадает в категорию «по месту заказчика», то вам надо будет уплатить НДС — вне зависимости от вашей системы налогообложения.

Кто платит налоги

Если вы не уверены, что правильно классифицировали услугу, можно написать запрос в ИМНС с четким вопросом, куда отнести получаемую вами услугу. К запросу приложите пример договора.

Например, компания работает с Google, который является резидентом Ирландии и оплачивает $ 50 за использование корпоративной почты. Нужно ли в этом случае платить НДС? Так как Google — резидент Ирландии, то в ст. 117 НК РБ находим услугу, к которой может быть отнесена «корпоративная почта», и определяем, к какой категории она относится. В нашем случае это «Услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуги по его техобслуживанию, по проектированию, разработке, оформления и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним», которые относятся к группе «Место деятельности и (или) нахождения покупателя». Значит, НДС платить надо.

Важно: этот НДС платится вне зависимости от системы налогообложения.

Как быть с налогом на доходы иностранных организаций — НДИ?

1. Определяем вид услуги. Обращаемся к ст. 189 НК (оговорены объекты обложения налогом на доходы) и смотрим вид услуги, который вы получаете от иностранной организации. По виду услуги решаем, нужно ли платить НДИ или нет.

2. Определяем налоговую ставку. Для этого открываем ст. 192 НК.

3. Определяем, есть ли договор/протокол между Беларусью и страной резидентства иностранной организации. В таком договоре может быть предусмотрена льготная ставка (ниже, чем в 192 ст. НК) или вообще освобождение от НДИ.

4. Получаем освобождение от НДИ или льготную ставку, если она предусмотрена. Для этого необходимо предоставить в ИМНС справку установленного образца от ИО о постоянном местонахождении (ст. 194 НК РБ, разъяснения ИМНС в отношении некоторых стран).

Чтобы получить освобождение от уплаты

5. Если справки нет, НДИ уплачивается по белорусскому законодательству, т.е. без льгот.

Как платить НДИ

НДИ уплачивается/удерживается из средств, которые вы должны перечислить поставщику услуги. На практике организации, как правило, оплачивают этот налог из собственных средств, т.к. иностранная компания не понимает, почему у нее что-то удерживают. А это — ошибка.

Если вы удержали НДИ у вашего иностранного контрагента, то должны предоставить ему справку об уплате этого налога на территории Беларуси, чтобы ваш партнер не платил налог повторно у себя в стране.

Справка об уплате НДИ

Из нашей практики работы для многих представителей микро, малого и среднего бизнеса уплата налогов НДС и НДИ при зказе услуг у иностранных компаний является абсолютным сюрпризом. Что может привести к неприятным последствиям в виде штрафов и пеней. Эти налоги являются сложными как для понимания, так и для расчета. Поэтому при работе с ВЭД-сделками мы рекомендуем обращаться к профессионалам.

Узнать стоимость обслуживания для вашей компании вы можете по запросу на почту или в telegram.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 12 ноября 2020 г. № СД-4-3/18617@ “О порядке заполнения Налогового расчета о выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо Управления ФНС России, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налог на прибыль в бюджет, а также в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога (подпункты 1, 5 пункта 3 статьи 24 Кодекса).

Налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. Учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации по каждому налогоплательщику (подпункт 3 пункта 3 статьи 24 Кодекса).

Помимо этого, налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подпункт 4 пункт 3 статьи 24 Кодекса).

Исполнение обязанностей налоговыми агентами может иметь ряд особенностей в зависимости от установленных норм специальных глав Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 310 Кодекса налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Также пункт 1 статьи 289 Кодекса предусматривает обязанность налоговых агентов по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей Кодекса.

Обязанность по представлению в налоговый орган информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов от источников в Российской Федерации установлена нормами Кодекса.

Форма Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет), Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

Согласно пункту 1.1 Порядка заполнения Налоговый расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в Российской Федерации.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, установлены статьей 309 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Следовательно, доходы иностранной организации, указанные в пункте 2 статьи 309 Кодекса, в Российской Федерации не облагаются, но при этом признаются доходами от источников в Российской Федерации.

Таким образом, выплачиваемые иностранной организации доходы, признаваемые доходами от источников в Российской Федерации в соответствии с положениями главы 25 Кодекса, в том числе не подлежащие налогообложению в Российской Федерации, подлежат отражению в представляемом налоговым агентом в налоговый орган Налоговом расчете.

При этом доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со статьей 309 Кодекса не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Налоговом расчете.

Также следует учитывать, что доходы иностранных организаций, полученные по внешнеторговым операциям, связанные с экспортом в Российскую Федерацию товаров, не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Налоговом расчете.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10.10.2016 N 03-08-05/58776, от 30.09.2016 N 03-08-13/56982, от 07.09.2017 N 03-08-05/57611, 07.08.2019 N 03-08-05/59549.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

Выплачиваемые иностранной организации доходы, признаваемые доходами от источников в России, в т. ч. не подлежащие налогообложению в нашем государстве, должны отражаться в налоговом расчете о суммах выплаченных зарубежным компаниям доходов и удержанных налогов.

Доходы данных юрлиц от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства не являются доходами от источников в России и могут не отражаться в расчете.

Доходы зарубежных компаний по внешнеторговым операциям, связанные с экспортом в Россию товаров, также не являются доходами от источников в нашем государстве и могут не отражаться в расчете.

Читайте также: