Налог на землю тсж

Опубликовано: 29.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 июня 2010 г. N 03-05-04-02/59 Об особенностях налогообложения земельных участков, занятых многоквартирными домами, используемыми ТСЖ и ЖСК

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики о налогообложении земельных участков, занятых многоквартирными домами, используемых товариществами собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительными кооперативами (ЖСК), сообщает.

Согласно статье 388 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 66-67 совместного постановления от 29.04.2010 N 10, N 22 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление) определили, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).

Кроме того, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

В Постановлении указано на то, что в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Судами также разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.

В отношении ТСЖ и ЖСК отмечаем, что пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 (далее - постановление ВАС РФ N 54) определено, что в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, в связи чем налогоплательщиком земельного налога признается правообладатель. Обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Кроме того, пунктом 4 постановления ВАС РФ N 54 определено, что налогоплательщиком признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок выданным до введения Федерального закона N 122-ФЗ уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

При этом пунктом 6 постановления ВАС РФ N 54 также указано на то, что при разрешении вопроса о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, - собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или товарищество собственников жилья, арбитражным судам необходимо учитывать, что факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме.

Следовательно, в приведенном вами случае, выданные организациям временные свидетельства о землепользовании в соответствии с распоряжением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором прямо указано на то, что данные свидетельства не являются документами удостоверяющими права на земельные участки, не могут являться основанием для привлечения юридических лиц к уплате земельного налога в соответствий с главой 31 "Земельный налог" Кодекса.

Таким образом, если ТСЖ и ЖСК, зарегистрированные в качестве юридических лиц, не являются правообладателями земельных участков, занятых многоквартирными домами (т. е. не имеют документы о соответствующем праве на землю), то данные организации не могут признаваться налогоплательщиками земельного налога по главе 31 "Земельный налог" Кодекса. Если товарищество (кооператив) является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается правообладателем в установленном статьей 392 Кодекса порядке пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В. Трунин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 июня 2010 г. N 03-05-04-02/59

Текст письма опубликован в журнале "Нормативные Акты для бухгалтера" от 10 августа 2010 г. N 15

Обзор документа

Плательщики земельного налога - это организации и физлица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности. Оно возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве долевой собственности участок, признаются плательщиками земельного налога с указанной даты.

Госрегистрация - единственное доказательство права на участок. Плательщиком земельного налога признается правообладатель. Уплачивать его необходимо с момента внесения записи в ЕГРП.

Плательщиком также признается лицо, чье право на участок удостоверяется актом, выданным до введения Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, если ТСЖ и ЖСК, зарегистрированные в качестве юрлиц, не являются правообладателями участков под многоквартирными домами, то они не признаются плательщиками земельного налога.

Если ТСЖ или ЖСК является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается пропорционально их доле в собственности.

Раздел:


ЖК РФ ст 36 ( 4)

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

О земельном налоге
1. Плательщики земельного налога - это организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Право собственности возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве долевой собственности участок, признаются плательщиками земельного налога с указанной даты. Госрегистрация - единственное доказательство права на участок. Плательщиком земельного налога признается правообладатель. Уплачивать его необходимо с момента внесения записи в ЕГРП. Плательщиком также признается лицо, чье право на участок удостоверяется актом, выданным до введения Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, если ТСЖ, зарегистрированные в качестве юридического лица, не является правообладателем участка под многоквартирным домом, то оно не признаются плательщиками земельного налога.

Если ТСЖ является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается пропорционально их доле в собственности.

2. Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 66-67 совместного постановления от 29.04.2010 № 10, № 22 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указывают, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.

3. Письмом от 17 мая 2006 г. № 03-06-02-02/65 «О налогообложении земельным налогом земель, занятых многоквартирными домами» Минфин РФ разъясняет, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 Налогового кодекса).

При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При том налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.

Является ли ТСЖ плательщиком земельного налога

1. Минфин в своем письме от 7 мая 2010 г. № 03-05-05-01/12 рассмотрел несколько вопросов по созданию ТСЖ. В частности, кто является плательщиком земельного налога и подлежит ли обложению налогом на имущество недвижимость, которая передана в качестве взноса в ТСЖ.
Что касается вопроса налога на имущество, то Минфин ответил следующим образом: зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении находящегося у ТСЖ на праве собственности движимого и недвижимого имущества (основных средств), учтенного на балансе ТСЖ, в том числе переданного в собственность ТСЖ его учредителями.
По земельному налогу - обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в ЕГРП и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Поэтому, зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком в отношении земель, правообладателем которых данная организация является.

2. Однако в 10.10.2007 г. Мосгордума приняла поправку в городской закон от 24.11.2004 года №74 "О земельном налоге", предусматривающую освобождение товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных и жилищно-строительных кооперативов от уплаты земельного налога.
В прежней редакции закона ТСЖ и жилищные кооперативы уплачивали земельный налог по ставке 0,1% от кадастровой стоимости участка, занятого жилфондом или предоставленного под жилищное строительство. В отношении других земельных участков, принадлежащим этим жилищным объединениям, применялась ставка 1,5% от кадастровой стоимости.
Теперь же от уплаты земельного налога будут освобождены "ТСЖ, жилищные кооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом РФ".
Действие налоговой льготы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Соответственно, в городе Москве ТСЖ не является плетельщиком земельного налога в силу налоговой льготы, установленной законом города Москвы от 24.11.2004 года №74 "О земельном налоге".

Определение налоговой базы

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. С 1 января 2011 года земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами один раз в год, не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

В Москве, соответственно, 0,1 процент от кадастровой стоимости в соответствии с законом № 74 (Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 "О земельном налоге"):

Статья 2. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
.
2) 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.

Пример расчета налога

Так, в многоквартирном доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 55 кв. м каждая и 10 трехкомнатных квартир, каждая площадью 80 кв. м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом этаже данного дома располагается магазин площадью 150 кв. м, принадлежащий ООО "Алмаз". Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 1 500 000 руб., а налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования в отношении данного земельного участка, составляет 0,3 процента от его кадастровой стоимости.

Для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, принадлежащей каждому собственнику указанных выше помещений, определяем общую площадь этих помещений.

Площадь магазина + площадь всех двухкомнатных квартир + площадь трехкомнатных квартир = 150 кв. м + (55 кв. м x 10) + (80 кв. м x 10) = 1500 кв. м.

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в нашем случае равняется 1500 кв. м.

Таким образом, согласно поставленным условиям, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составит соответственно:

для ООО "Алмаз" 150 кв. м : 1500 кв. м = 0,1;

для собственника двухкомнатной квартиры 55 кв. м : 1500 кв. м = 0,04;

для собственника трехкомнатной квартиры 80 кв. м : 1500 кв. м = 0,05.

Чтобы определить сумму земельного налога, которую должны уплатить налогоплательщики (собственники магазина, приватизированных квартир), необходимо определить налоговую базу для каждого из них.

Согласно пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

С учетом долей в праве на общее имущество, рассчитанных в нашем примере, налоговая база будет равняться:

для ООО "Алмаз" 1 500 000 руб. x 0,1 = 150 000 руб.;

для собственника двухкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,04 = 60 000 руб.;

для собственника трехкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,05 = 75 000 руб.

Сумма земельного налога, которую должен уплатить налогоплательщик, будет равняться произведению определенной для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.

Так, для ООО " Алмаз" она составит (150 000 руб. x 0,3) : 100 = 450 руб.

Для собственника двухкомнатной квартиры сумма земельного налога будет равняться (60 000 x 0,3) : 100 = 180 руб., а для собственника трехкомнатной квартиры она будет равняться (75 000 руб. x 0,3) : 100 = 225 руб.

Кадастровая стоимость земельного участка под домом

Кадастровую стоимость можно на официальном сайте Росреестра: http://maps.rosreestr.ru/Portal/

Зайдите на сайте, найдите свой участок, справа вверху выберите в меню "Управление картой", далее - выберите "Кадастровая стоимость":


после этого каждый земельный участок будет обозначен цветом в зависимости от стоимости. Что посмотреть более подробную информацию о земельном участке, надо слева вверху выбрать пункт "Информация о ЕКД и ЗУ":



Нажав на указанный пункт, Вы получите возможность увидеть всю необходимую Вам информацию, в том числе кадастровую стоимость земельного участка:

Кадастровая стоимость земельного участка

Использование земельного участка

Обслуживание земельного участка

Справочная информация по земельному участку:

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) создаются не только для улучшения качества обслуживания многоквартирных домов, но и для оптимизации расходов владельцев жилых помещений.

Добиться этого без тщательного ведения бухгалтерского учёта и грамотного подхода к выбору системы налогообложения едва ли возможно.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Юридический статус

В соответствии с существующим сегодня законодательством Российской Федерации, ТСЖ относится к некоммерческим организациям (ст. 50 п. 3 ГК РФ).

Решение о создании кооперативного товарищества принимается домовладельцами коллегиально, в ходе голосования.

При этом численность голосов, которым может распоряжаться каждый владелец жилья, зависит от его доли в том или ином МКД.

Деятельность ТСЖ как юридического лица регулируется Жилищным кодексом РФ и законодательными актами федерального значения. В вопросах налогообложения руководствоваться необходимо НК РФ.

ТСЖ платит налоги или нет?

Несмотря на то, что товарищество собственников жилых помещений не является субъектом предпринимательства, его руководители обязаны вести стандартный бухгалтерский учёт и регулярно делать перечисления в государственный бюджет.

Связано это как с различным характером финансовых ресурсов, поступающих на счета ТСЖ, так и с тем, что в штате любой организации подобного профиля всегда есть наёмные сотрудники.

О налогообложении ТСЖ узнаете из видео:

Источники финансирования

Среди основных типов денежных поступлений в бюджет ТСЖ, в соответствии со ст. 151 п. 2. ЖК РФ, можно выделить:

  • вступительные, обязательные и целевые взносы, которые перечисляются членами объединения;
  • платежи от собственников жилья, не входящих в товарищество;
  • субсидии, полученные от органов местного самоуправления и других организаций на ремонт или обеспечение надлежащего качества эксплуатации тех или иных хозяйственных объектов;
  • доход, полученный в ходе посредничества, оказания частных коммунальных услуг и прочей коммерческой деятельности ТСЖ, напрямую связанной со стоящими перед ним задачами;
  • прочие финансовые поступления (благотворительные взносы, пожертвования и т. д.).

Налогооблагаемыми при этом не являются средства, имеющие характер целевого финансирования (ст. 251 НК РФ). К ним относятся, например, коммунальные платежи, деньги на капитальный или текущий ремонт, бюджетные вливания и т. д.

Теперь, когда вы знаете, что налоги ТСЖ — реальность, а не миф, давайте поговорим о том за что именно приходится производить выплаты.

Какие налоги платит ТСЖ?

  1. Налог на прибыль.

Взимается только с доходов, которые получает ТСЖ, когда берёт на себя обязанности агента и заключает договоры с субпоставщиками коммунальных благ, сдаёт в аренду находящееся на балансе имущество или оказывает населению какие-либо дополнительные услуги.

Ставка налога состоит из двух частей, областной и федеральной, и рассчитывается в каждом случае индивидуально. Налог на добавленную стоимость.

Если ТСЖ активно участвует в операциях по продаже товаров и услуг и при этом пользуется основной системой налогообложения, то оно обязано своевременно отчитываться перед фискальными органами и платить НДС в общем порядке. Налог на имущество.

Объединение собственников может владеть недвижимым имуществом и использовать его в коммерческих или хозяйственных целях. Ставка налога при этом определяется, как правило, по кадастровой или балансовой стоимости объекта. Налог на землю.

По аналогии с предыдущим пунктом, уплачивается только в том случае, если ТСЖ имеет в собственности отдельный земельный участок.

Перечисляется в бюджет, если у ТСЖ на балансе есть спецтехника, а также грузовой или легковой транспорт. Вычисляется по мощности двигателя и ставкам, принятым региональными властями. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Его ставка варьируется в зависимости от статуса работника. Так, за гражданина РФ в бюджет нужно заплатить 13%. Если сотрудник не является налоговым резидентом Федерации, сумма сбора увеличивается до 30%.

Если ТСЖ привлекает наёмных сотрудников, то оно по отношению к ним выступает страхователем по социальному, пенсионному и медицинскому страхованию, что обязывает объединение предоставлять ежеквартальную отчётность в ПФР и ФСС.

Две системы налогообложения ТСЖ

ТСЖ имеют право применять как базовую (ОСНО), так и упрощённую (УСН) схему налогообложения.

Изначально все юрлица находятся на общем режиме.

Для перехода на льготную систему уплаты налогов необходимо подать заявление в течение первых 5 дней после постановки объединения на налоговый учёт.

Либо в период с 1 октября по 30 ноября того года, который предшествует следующему отчётному периоду, с которого организация рассчитывает перейти на УСН.

Как уже было указано, применяется по умолчанию ко всем юридическим лицам. Предусматривает перечисление НДС, а также сборов на прибыль и на материальные активы ТСЖ.

Товарищество может использовать УСН, если:

  • среднесписочная численность компании — 100 человек;
  • стоимость активов и основных средств не превышает до 100 млн рублей;
  • размер выручки ТСЖ за 9 месяцев с учётом коэффициента-дефлятора — не более 45 млн рублей.

При переходе на упрощённую систему объединение собственников жилья может выбрать один из двух объектов налогообложения:

  1. Совокупные доходы (ставка — 6%);
  2. Поступления в бюджет с вычетом расходов (ставка — 15%, в случае отрицательного баланса уплачивается минимальный сбор в 1%).

При УСН налогоплательщик освобождается от уплаты НДС, а также налогов на имущество и прибыль. Транспортные и земельные пошлины вносятся на общих основаниях.

Нюансы отчетности

В обязательном порядке должна быть предоставлена отчетность ТСЖ в налоговую.

Вне зависимости от выбранной системы налогообложения, представители ТСЖ должны своевременно передавать сотрудникам местного отделения ФНС:

  1. Декларацию по налогу на прибыль (ОСНО) либо по сборам по упрощённой схеме (УСН).
  2. Декларацию по НДС (ОСНО).
  3. Информацию о среднесписочном составе штата и справки по форме 2-НДФЛ (раз в год на каждого работника) и 6-НДФЛ (раз в квартал на всю организацию).

Ведение отчетности по хоз. деятельности ТСЖ смотрите на видео:

На заметку

Тем не менее, прежде чем переходить на УСН, необходимо составить смету и рассчитать, какие денежные поступления можно квалифицировать как целевые, много ли будет расходов, сколько можно выручить за оказание платных услуг и т. д.

Ведь вполне может оказаться, что такая привлекательная на первый взгляд ставка в 6% в вашем случае менее выгодна, чем 15%-ная.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 июня 2010 г. N 03-05-04-02/59 Об особенностях налогообложения земельных участков, занятых многоквартирными домами, используемыми ТСЖ и ЖСК

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики о налогообложении земельных участков, занятых многоквартирными домами, используемых товариществами собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительными кооперативами (ЖСК), сообщает.

Согласно статье 388 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 66-67 совместного постановления от 29.04.2010 N 10, N 22 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление) определили, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).

Кроме того, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

В Постановлении указано на то, что в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Судами также разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.

В отношении ТСЖ и ЖСК отмечаем, что пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 (далее - постановление ВАС РФ N 54) определено, что в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, в связи чем налогоплательщиком земельного налога признается правообладатель. Обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Кроме того, пунктом 4 постановления ВАС РФ N 54 определено, что налогоплательщиком признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок выданным до введения Федерального закона N 122-ФЗ уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

При этом пунктом 6 постановления ВАС РФ N 54 также указано на то, что при разрешении вопроса о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, - собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или товарищество собственников жилья, арбитражным судам необходимо учитывать, что факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме.

Следовательно, в приведенном вами случае, выданные организациям временные свидетельства о землепользовании в соответствии с распоряжением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором прямо указано на то, что данные свидетельства не являются документами удостоверяющими права на земельные участки, не могут являться основанием для привлечения юридических лиц к уплате земельного налога в соответствий с главой 31 "Земельный налог" Кодекса.

Таким образом, если ТСЖ и ЖСК, зарегистрированные в качестве юридических лиц, не являются правообладателями земельных участков, занятых многоквартирными домами (т. е. не имеют документы о соответствующем праве на землю), то данные организации не могут признаваться налогоплательщиками земельного налога по главе 31 "Земельный налог" Кодекса. Если товарищество (кооператив) является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается правообладателем в установленном статьей 392 Кодекса порядке пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ И.В. Трунин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 июня 2010 г. N 03-05-04-02/59

Текст письма опубликован в журнале "Нормативные Акты для бухгалтера" от 10 августа 2010 г. N 15

Обзор документа

Плательщики земельного налога - это организации и физлица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности. Оно возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве долевой собственности участок, признаются плательщиками земельного налога с указанной даты.

Госрегистрация - единственное доказательство права на участок. Плательщиком земельного налога признается правообладатель. Уплачивать его необходимо с момента внесения записи в ЕГРП.

Плательщиком также признается лицо, чье право на участок удостоверяется актом, выданным до введения Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, если ТСЖ и ЖСК, зарегистрированные в качестве юрлиц, не являются правообладателями участков под многоквартирными домами, то они не признаются плательщиками земельного налога.

Если ТСЖ или ЖСК является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается пропорционально их доле в собственности.

О земельном налоге

1. Плательщики земельного налога - это организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Право собственности возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве долевой собственности участок, признаются плательщиками земельного налога с указанной даты. Госрегистрация - единственное доказательство права на участок. Плательщиком земельного налога признается правообладатель. Уплачивать его необходимо с момента внесения записи в ЕГРП. Плательщиком также признается лицо, чье право на участок удостоверяется актом, выданным до введения Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, если ТСЖ, зарегистрированные в качестве юридического лица, не является правообладателем участка под многоквартирным домом, то оно не признаются плательщиками земельного налога .


Если ТСЖ является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается пропорционально их доле в собственности.

2. Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 66-67 совместного постановления от 29.04.2010 № 10, № 22 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указывают, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.


Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.

3. Письмом от 17 мая 2006 г. № 03-06-02-02/65 «О налогообложении земельным налогом земель, занятых многоквартирными домами» Минфин РФ разъясняет, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 Налогового кодекса).


При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При том налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.


В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.


Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.

Является ли ТСЖ плательщиком земельного налога

1. Минфин в своем письме от 7 мая 2010 г. № 03-05-05-01/12 рассмотрел несколько вопросов по созданию ТСЖ. В частности, кто является плательщиком земельного налога и подлежит ли обложению налогом на имущество недвижимость, которая передана в качестве взноса в ТСЖ.
Что касается вопроса налога на имущество, то Минфин ответил следующим образом: зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении находящегося у ТСЖ на праве собственности движимого и недвижимого имущества (основных средств), учтенного на балансе ТСЖ, в том числе переданного в собственность ТСЖ его учредителями.
По земельному налогу - обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в ЕГРП и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Поэтому, зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком в отношении земель, правообладателем которых данная организация является.

2. Однако в 10.10.2007 г. Мосгордума приняла поправку в городской закон от 24.11.2004 года №74 "О земельном налоге", предусматривающую освобождение товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных и жилищно-строительных кооперативов от уплаты земельного налога.
В прежней редакции закона ТСЖ и жилищные кооперативы уплачивали земельный налог по ставке 0,1% от кадастровой стоимости участка, занятого жилфондом или предоставленного под жилищное строительство. В отношении других земельных участков, принадлежащим этим жилищным объединениям, применялась ставка 1,5% от кадастровой стоимости.
Теперь же от уплаты земельного налога будут освобождены "ТСЖ, жилищные кооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом РФ".
Действие налоговой льготы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Соответственно, в городе Москве ТСЖ не является плетельщиком земельного налога в силу налоговой льготы, установленной законом города Москвы от 24.11.2004 года №74 "О земельном налоге".

Определение налоговой базы

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. С 1 января 2011 года земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами один раз в год, не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

В Москве, соответственно, 0,1 процент от кадастровой стоимости в соответствии с законом № 74 (Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 "О земельном налоге"):

Статья 2. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
.
2) 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.

Пример расчета налога

Так, в многоквартирном доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 55 кв. м каждая и 10 трехкомнатных квартир, каждая площадью 80 кв. м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом этаже данного дома располагается магазин площадью 150 кв. м, принадлежащий ООО "Алмаз". Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 1 500 000 руб., а налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования в отношении данного земельного участка, составляет 0,3 процента от его кадастровой стоимости.


Для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, принадлежащей каждому собственнику указанных выше помещений, определяем общую площадь этих помещений.


Площадь магазина + площадь всех двухкомнатных квартир + площадь трехкомнатных квартир = 150 кв. м + (55 кв. м x 10) + (80 кв. м x 10) = 1500 кв. м.


Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в нашем случае равняется 1500 кв. м.


Таким образом, согласно поставленным условиям, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составит соответственно:

для ООО "Алмаз" 150 кв. м : 1500 кв. м = 0,1;

для собственника двухкомнатной квартиры 55 кв. м : 1500 кв. м = 0,04;

для собственника трехкомнатной квартиры 80 кв. м : 1500 кв. м = 0,05.

Чтобы определить сумму земельного налога, которую должны уплатить налогоплательщики (собственники магазина, приватизированных квартир), необходимо определить налоговую базу для каждого из них.


Согласно пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.


С учетом долей в праве на общее имущество, рассчитанных в нашем примере, налоговая база будет равняться:

для ООО "Алмаз" 1 500 000 руб. x 0,1 = 150 000 руб.;

для собственника двухкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,04 = 60 000 руб.;

для собственника трехкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,05 = 75 000 руб.

Сумма земельного налога, которую должен уплатить налогоплательщик, будет равняться произведению определенной для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.


Так, для ООО " Алмаз" она составит (150 000 руб. x 0,3) : 100 = 450 руб.

Для собственника двухкомнатной квартиры сумма земельного налога будет равняться (60 000 x 0,3) : 100 = 180 руб., а для собственника трехкомнатной квартиры она будет равняться (75 000 руб. x 0,3) : 100 = 225 руб.

10 апреля 2012 года

КОНТАКТЫ

Крюков Сергей Александрович

Анишин Александр Сергеев ич

УСЛУГИ АДВОКАТОВ

Абонентское обслуживание ТСЖ, подготовка собраний членов ТСЖ, оспаривание собраний членов ТСЖ, отстаивание в суде решений общих собраний членов ТСЖ, регистрация ТСЖ, взыскание долгов, споры с МОЭК и др.

Читайте также: