Налог на взятки в османской империи

Опубликовано: 17.05.2024

История коррупции насчитывает не одно тысячелетие. Первое упоминание о ней в письменных источниках относится к временам существования Шумерского царства во второй половине XXIV века до н. э.
То, что коррупция благополучно сохранилась до наших дней свидетельствует о том, что она как и другие пороки неистребима.
И даже идеальные с нашей точки зрения государства были подвержены ей.
Коран прямо запрещает коррупцию: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188).
Тем не менее, коррупция существовала и в халифате.
Исторически это было связано с тем, что представители династии Аббасидов передали власть чиновникам, среди которых преобладали обращенные в ислам иранцы (мавали), обладавшие опытом государственной службы при доисламских правителях Ирана - Сассанидах.
На первых порах халиф лично координировал деятельность различных ведомств, но со временем стал поручать часть работы своему приближенному — вазиру, который первоначально был лишь личным помощником халифа по разным делам.
Со временем вазиры сформировали разветвленный государственный аппарат.
К середине 10 века уже сложилась постоянная практика дачи взяток чиновниками вазирам для назначения на ту или иную должность. Этим активно пользовался например, вазир халифа аль- Муктадира Убайдуллах Аль-Хакани (ум.926 ) назначая чиновников и вскоре их снимая.
Остро нуждаясь в деньгах, государство стало сдавать сбор налогов в частные руки откупщикам, что приводило к различным злоупотреблениям с их стороны.
Например, они оценивали урожай на корню по завышенной ставке, чтобы увеличить сумму подати; не разрешали снимать урожай зерна и плодов до взыскания подати, а самое взыскание задерживали, — и крестьяне должны были давать взятки сборщикам, чтобы те поскорее взыскали налог, дабы урожай не погиб.
Коррупция стала одной из причин упадка в халифате.
В Османской империи это явление также не было исключением.
Описание некоторых видов коррупции оставил в своем сочинении бывший османский посол в Пруссии в 1763-64 годах, а, в последствии, министр иностранных дел империи Ресми-эфенди: «…У каждого янычарского тысячника, по именным спискам, числится тысяча человек солдат, и он крепко держится привычки ежемесячно получать из казны жалованье на полное число людей, тогда как с ним не пришло и половины этого. Но положим, что “тысяча” значит ровно “пять сот”. Спустя сорок дней, из этих пяти сот непременно разбредутся четыреста, под предлогом отыскивания пищи. При тысячнике, подчиненных и служителей всего налицо человек сто, не более, — а между тем, бездельник, требует выдачи жалованья на целую тысячу: заплати ему деньгами или, вместо денег, убеди принять хлебом из амбаров, в казне всё-таки не останется ни копейки. Вздумай спорить, — эти люди сейчас начинают кричать: “Визирь — болван! Главный казначей — плут! Список войскового писаря, янычарского аги — верный, справедливый документ! По нему надлежать производить все отпуски и уплаты. Кто смеет оспаривать его верность?”.
А вот как воровали интенданты, которые должны были снабжать армию продовольствием: «Для изготовления сухарей квартирмейстеры брали старую муку, пролежавшую в амбарах лет сорок и похожую на известку, и найденные тут же старые сухари, черные как земля; они терли все это вместе, смешивали со свежею мукою, и как на всех станциях амбары и хлебные печи искони устроены в земле, то и не надобно было далеко ходить за землею чтобы подбавлять её в тесто сколько душе угодно. Из песку хлеба не испечь! Тот, который давали народу, совершенно был похож на сушеную грязь. Делать нечего: поневоле пришлось питаться этими сухарями; и те, которые питались ими дней десять, в Хан-тепеси простясь со светом, легли в свеженькие могилы, вытянулись, и уснули навеки. Как с тех пор они уже не давали о себе известия в свои команды, то десятники и ротные головы янычарские с сокрушенным сердцем прочитали им отходную, говоря: “Их жалованье нам останется! Они — мученики. погибли, бедняжки, за веру, идучи сражаться с неверными!”
Еще в 16 веке в Османской империи начались массовые злоупотребления со сбором налогов, которые также отдавали на откуп (ильтизам). Сколько их на самом деле собирали было невозможно проконтролировать. Сборщик отдавал государству лишь конкретно установленную сумму денег.
Кроме этого военносулжащие-сипахи, получавшие государственный земельный надел -тимар в пользование, получали вместе с ним право собирать налоги с тех крестьян, которые его обрабатывали. Кроме этого на части тимаров сипахи имели право взимать так называемый «налог с воздуха» (бад-и-хава), который являлся ни чем иным как штрафом за различные провинности, размеры которых не были четко определены.
Во времена правления султана Мурада III (1574-1595) злоупотребления в распределении тимаров достигли своего апогея. Губернаторы различных провинций (бейлербеи и санджакбеи) раздавали их за взятки лицам, не имевшим на них права.
Попытка отдать сбор налогов с тимаров на откуп привела лишь к тому, что крестьяне, работавшие на этих земельных участках стали жертвами произвола откупщиков.
Прекратить эти злоупотребления не помогли даже специальные фетвы, которые были изданы шейхуль-исламами (глава исламского ученого сословия (ильмие) Османской империи.
Постепенно сипахи перестали ходить в походы, полностью осев на предоставленной им земле и фактически превратив государственную собственность в свою личную.
Государство же, в первую очередь, в лице великих визирей, боялось идти на конфликт с военным сословием, опасаясь вызвать нежелательную реакцию.
Итогом коррупции в Османской империи стала потеря боеспособности армии и, как следствие, череда военных поражений в 18, начале 19 века, подорвавших могущество этого государства.

Налогообложение в Османской империи со временем резко изменилось и представляло собой сложную мозаику из различных налогов, льгот и местных обычаев.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Наследование
  • 2 Дефтер
  • 3 феодальных поместья
  • 4 Лоскутное одеяло из разных сообществ и налогов
  • 5 церковное налогообложение
  • 6 Вакуфов
  • 7 Конфликт
  • 8 Сложность и реформа
  • 9 Реформы Танзимат
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Библиография

Наследование

Когда Османская империя завоевала новые территории, она приняла и адаптировала существующие налоговые системы, которые уже использовались предыдущими правительствами. Например, при завоевании Белграда султан поручил чиновнику собрать информацию о налоговой системе до завоевания, которая будет воспроизведена после завоевания. В начале тахрира каждой области (налоговой книги) был набросок традиционных налоговых законов в этой области.

Это привело к сложной мозаике различных налогов в разных частях империи и между разными сообществами. В Плодородном полумесяце османы унаследовали мукасама (разделение), пропорциональный налог на сельскохозяйственную продукцию, от мамлюков ; это заметно отличалось от единых налоговых ставок на других недавно завоеванных территориях. Поскольку фермеры реагировали на местные налоги на различные сельскохозяйственные продукты, это увеличивало различия в сельскохозяйственном производстве между районами или даже деревнями; хозяйства, облагаемые самыми высокими налогами, перешли на альтернативные культуры. Дискриминационные ставки, как правило, приводят к неэффективности производства.

Defter

Defter был налоговый регистр. В нем записаны имена и собственность / собственность на землю; в нем делятся домашние хозяйства, а иногда и целые деревни, по религии. Имена, записанные в defter, могут дать ценную информацию об этническом происхождении; Эти налоговые отчеты являются ценным источником для современных историков, исследующих этническую и религиозную историю некоторых частей Османской империи. Османский метод двойной записи, мердибан , был унаследован от империи Аббасидов .

Феодальные поместья

Основная роль системы Тимара заключалась в сборе феодальных обязательств до того, как наличные налоги стали доминирующими. В Османской империи существовала иерархия различных типов владений; Хасс был больше , чем Заим имущество, которое в свою очередь , было больше , чем Тимар . На Балканах крестьяне, получающие тимары, обычно платили десятину или натуральный налог в размере около 10–25% от своей сельскохозяйственной продукции; они также были обязаны платить другие сборы и выполнять барщину для домовладельца, хотя эти обязательства, возможно, были более легким бременем, чем в некоторых современных западноевропейских государствах. Эта система очень напоминает средневековую сербскую феодальную систему, которая, в свою очередь, унаследована от византийской .

Лоскутное одеяло из разных сообществ и налогов


Помимо региональных различий, к разным религиозным и этническим группам применялись разные налоги; Мусульмане платили resm-i çift, в то время как немусульмане платили İspençe .

Эти налоги могут быть дополнительно дифференцированы в зависимости от платежеспособности людей. В 1530 году эялет из Румелии установил градуированные налоги даже между различными религиозными группами небольшого этнического меньшинства; Мусульмане- цыгане платили 22 аспера на семью, немусульмане - 25.

В некоторых случаях местные налоги взимались с немусульман специально для поощрения обращения; и наоборот, в другое время могут быть приняты меры для предотвращения конверсии, чтобы поддержать налоговые поступления.

Существовала практика возлагать на деревни ответственность за уплату харачского налога; если бы один из жителей сбежал (или обратился в ислам), другим пришлось бы платить больше. В хорошие годы давление сообщества обеспечило бы соблюдение требований; но в плохие годы трудности с уплатой части налогов с других людей могут привести к порочному кругу, поскольку все больше налогоплательщиков сбегают:

Было 1700 человек, которые платили Харраху до Венецианской войны, и что теперь осталось только 700, все остальные покинули свои дома и виноградники, и те, кто остались, летают ежедневно, потому что они должны платить не только за себя, но и за за все 1700

На Балканах валахи получали налоговые льготы при византийских и сербских правителях в обмен на военную службу, и это продолжалось при османском владычестве. Существовал особый налог на валахов , rusum-e eflak : по одной овце и по одному ягненку от каждого дома в день Святого Георгия каждый год. Поскольку влахи по-разному облагались налогом, они по-разному числились в defters.

Могут быть значительные региональные различия, и местные лорды могут попытаться набить себе карманы; около 1718 кади из Janjevo жаловался на Порте , что местный лорд поставил İspençe на 80 AKCES , а не официальной ставке 32 AKCES.

Существовал также набор налоговых льгот, называемых муафийет , которые могли применяться к городам, социальным группам или даже отдельным лицам.

Церковное налогообложение

Восточным православным церквям было разрешено повышать налоги среди своих общин; Это привело к тому, что священники должны были платить очень большие суммы - как церковным настоятелям, так и османским чиновникам - за получение руководящего поста, ожидая, что эти затраты могут быть в достаточной степени возмещены за счет десятины.

Иногда «налогообложение» церквей османскими властями могло быть шокирующе прямым: в 1603 году францисканские монахи в Боснии были заключены в тюрьму до тех пор, пока они не заплатили произвольную плату в размере 3000 асперов за разрешение остаться в своих монастырях.

Вакуфы

Вакфы в определенном смысле были формой ухода от налогов; вечный траст, который сам по себе не облагался налогом. Однако некоторые из них были очень обеспечены и предоставляли различные местные услуги, такие как образование, которое компенсировало неспособность правительства Османской империи предоставлять местные услуги, финансируемые за счет налогов. Некоторые из них стали настолько влиятельными, что целые города развивались на основе предоставляемых ими социальных услуг; на Балканах есть города, которые носят название «Вакуф». Состоятельный вакуф может даже взять на себя роль помощника общине в выплате ежегодных налоговых обязательств.

Конфликт

Налоги часто было трудно собирать, особенно в мятежных районах. И наоборот, высокие налоги часто могут спровоцировать восстание. Спрос на налоги был выше во время войны; вместе эти факторы могут спровоцировать порочный круг налогообложения и восстания - в 1585 году 2000 жителей деревни под Дебаром восстали из-за увеличения сизье .

В то время как местные паши вводили новые формы реквизиции и штрафов, государство делало то же самое в более крупных масштабах, применяя ряд «чрезвычайных» налогов, которые быстро стали как обычными, так и высокими.

Османское государство обанкротилось в 1590 году; это привело к экономическому коллапсу и нескольким годам восстаний по всей империи.

Сложность и реформа


В 17-18 веках изменения в ведении войны (предпочтение профессиональной пехоты перед феодальной кавалерией) сделали больший упор на налоги, чем на военные сборы; следовательно, когда тимары опустели, они были переданы в собственность государству и преобразованы в налоговые фермы и частные владения. Авариз , централизованный денежный налог, стал скорее нормой, чем исключением.

Произошел сдвиг в сторону полностью находящихся в собственности наследственных поместий, а не феодалов; ciftlik были предпочтительнее тимара, потому что у арендаторов было меньше прав - следовательно, с них можно было получить больше денег.

Хатт-ı Şerif из Gulhane объявил равенство различных этнических и религиозных групп - отменяющий Kanun-я Раю - и реформированных налоги. Однако не все эти изменения распространились на внешние районы империи.

В Боснии харач не отменялся до 1855 года, когда христианам было разрешено служить в качестве солдат; однако вместо военной службы появилось новое обвинение, которое было наложено на харач, поэтому единственным реальным изменением было повышение налогов для тех мусульман, которые не служат в армии. Указ 1859 г. установил натуральный налог в размере одной трети для крестьян имений Агалук (ранее Тимар ), которые стали называть местными «третинами». Это было в дополнение к государственной десятине, установленной в размере 10% от стоимости урожая. Другие сборы увеличат общее налоговое бремя до более чем 40% - и все это в государстве, которое не может предоставить социальные льготы, которые предлагаются в современных странах с такими же высокими налоговыми ставками.

В 1839 году султан Абдулмеджид I продвинул ряд крупных новых реформ налоговой системы, включая отмену сбора налогов. В танзимата реформы введен новый налог на прибыль; они также отменили многие сложные старые налоги, хотя сизье остались. Налогообложение корпоративной прибыли в современном понимании стало возможным только после кадастровой съемки 1858–1860 годов; temettu (налог на прибыль) был установлен на уровне 3% в 1860 году, а затем повышен до 4% в 1878 году.

Реформы Танзимат

Двумя наиболее важными источниками налоговых поступлений были закят , который облагал налогом товары и землю (и аналогичные налоги, такие как ağnam resmi , налог на овец), и налог cizye, который платили христианские и еврейские подданные.

Реструктуризация налоговой системы была центральной целью реформ « Танзимат» («упорядочивание»), хотя практическая реализация оставалась ограниченной. Политика реформ была провозглашена в Гюльханском эдикте 1839 года и в Османском эдикте о реформе 1856 года, которые привели к принятию османской конституции 1876 года . Столкнувшись с экономическим, военным и технологическим превосходством западноевропейских держав и России, Возвышенная Порта стремилась централизовать и укрепить управление, одновременно предоставляя формальное юридическое равенство и права самоуправления членам конфессиональных сообществ Милле . В этом контексте главной целью реформ было расширение налоговой базы и реорганизация сбора налогов с целью увеличения государственных доходов и покрытия растущих военных расходов.

Однако, несмотря на усилия по реформе, рост налоговых поступлений не соответствовал растущим расходам, так что правительству все больше и больше приходилось полагаться на иностранные займы. Кроме того, сельское население должно было нести высокую налоговую нагрузку, поскольку правительство пыталось сократить дефицит бюджета. Среди взимаемых налогов были налоги на имущество и освобождение от военной службы, а также десятина. Последние обычно собирались частными лицами, уполномоченными на это правительством. Это часто приводит к конфликтам, поскольку, согласно современным сообщениям, сборщики налогов злоупотребляли своими полномочиями и применяли насилие к населению. Кроме того, акцизный налог ( Müskirat resmi ) взимался с производства вина и спиртных напитков. Это коснулось только немусульманских групп, поскольку мусульманам не разрешалось употреблять и производить алкоголь. Еще одна проблема, возникшая в результате реформ, заключалась в двойном налогообложении. Например, армяне в анатолийских провинциях традиционно платили налоги за защиту местным знатным представителям и соплеменникам, большинство из которых были курдами. Эта практика не исчезла, поскольку правительство распространило свой фискальный контроль на провинции. Как следствие, армяне пострадали от двойного налогового бремени, а также от насильственных методов сбора налогов и других актов насилия.

Другим ключевым аспектом налоговых реформ была отмена системы налогового фермерства Iltizam , которая была введена в арабских провинциях Указом о реформе 1856 года. Однако эта система оставалась в различных формах и регионах до двадцатого века. .

В целом, необходимо отметить, что практика налогообложения и степень реализации реформ значительно различаются от провинции к провинции, поэтому следует избегать обобщений.

Для истории турецкого народа, а также стран Юго-Восточной Европы существенные последствия имело образование турецкой Османской империи. Свое название она получила в начале XIV в., когда правитель одного из десяти эмиратов Малой Азии Осман І подчинил большую часть владений Византии и дал свое имя династии и государству.


Захватнические походы османов проводились под идеологическими лозунгами войны за веру мусульман с «неверными» и отличались жестокостью, ограблением захваченных территорий, взятием в плен мирных жителей, опустошением.

Турецкая знать, получая от османского правителя покоренные территории в ленное владение, полностью поддерживала захватническую политику своего властителя. Вообще военно-ленная система — это система феодальных отношений и даже государственного устройства, сложившаяся еще в X ст. в странах Ближнего Востока и Средней Азии. Сначала лен рассматривался как условное временное «содержание» на время занятия определенной должности или пожизненное владение за определенные заслуги. Со временем должности начали переходить по наследству, поэтому и лен считался наследственным. Определяющим было и то, что к ленникам-землевладельцам от центральной власти переходило право на сбор налогов с населения своих ленов — право налогового иммунитета. Переход земельных наделов (ленов) в наследственное содержание был важной вехой в развитии феодальных отношений в этих странах. В Османской империи лены существовали в виде зеаметов и тимаров.

Зеамет — крупный феодальный надел с годовой прибылью от 20 тыс. до 100 тыс. акче (серебряная монета, которая в XVI в. приравнивалась к 6 — 7 копейкам). Крестьяне, жившие на зеаметах, находились в крепостной зависимости от своего феодала-займа, выполняли различные повинности и уплачивали налоги, достигавшие 2/3 урожая. Сам же владелец зеамета должен был прибыть на войну по приказу султана в ополчение санджак-бея (начальника округа) с определенным количеством всадников в зависимости от прибыли с лена (на 3 — 5 тыс. акче прибыли поставлялся один всадник).

Тимар по размерам уступал зеамету, а годовая прибыль с него составляла от 3 тыс. до 20 тыс. акче. Система феодальных отношений между владельцем тимара (тимариотом) была подобна системе в зеамете, только количество всадников, которых должен был поставлять тимариот, была несколько меньше.

Чтобы сохранить свои владения, часть болгарских и сербских феодалов принимали ислам и зачислялись в военно-феодальную знать в качестве ленников. Те феодалы, которые оставались христианами, но признавали себя вассалами султана, должны были уплачивать налоги.

В Османской империи существовало четыре вида феодальной земельной собственности: государственные земли (мири); земли семьи султана (хасс); земли мусульманских религиозных учреждений (вакуф) и частные земли (мульк).

Большая часть государственных земель (мири) была роздана в наследственную ленную собственность собственникам тимаров и зеаметов, которых называли сипахами.

Коронные султанские земли (хасс) полностью освобождались от налогов. Это были чрезвычайно крупные земельные наделы, годовая прибыль от которых составляла свыше 100 тыс. акче. Этими землями владели сами султаны и члены их семей. Однако существовала практика предоставления хасса уважаемым чиновникам и высшим военным чинам на период прохождения ими службы или пребывания на определенной должности. В средние века в странах Средней Азии и Иране словом «хасс» назывались аристократы.

В некоторых странах Востока и в настоящее время сохранилась форма собственности, которая называется «вакуф». Это неотчужденная и освобожденная от налогов собственность, прибыль от которой поступает в пользу мусульманского духовенства. Как правило, вакуф утверждается пожертвованиями при религиозных учреждениях (мечеть, религиозная школа, погребение «святого», кладбище). Согласно мусульманскому праву (шариату) вакуф может состоять из недвижимой (дом, торговое помещение, баня, караван-сарай, ветряная мельница, сад, земля) и движимой собственности. Вакуф считается действительным, если имеется грамота (вакфунаме), составленная судьей-кади и заверенная его печатью. Вакуф может быть двух видов: основной, когда человек, вносящий пожертвование (вакиф), навсегда утрачивает право на эту собственность (пожертвование), и обычный, когда большая или меньшая часть прибыли от вакуфа отчуждается в пользу вакифа и его преемников.

В XIV — XV вв. система вакуфа была очень распространена. Эта собственность полностью освобождалась от налогов, и на нее не могла посягать светская власть. Землю, попадавшую в вакуф, нельзя было продать, заложить, подарить, кроме случаев, когда ликвидировались те религиозные организации, пользовавшиеся вакуфом.

Крупная феодальная собственность на землю в Османской империи сочеталась с системой небольших земельных наделов, к которым были «прикреплены» крестьяне (райя), не имевшие права перехода на другие земли без разрешения своего феодала. Устанавливался десятилетний срок розыска крестьян-беглецов. Феодальная рента взималась частично в пользу государства, частично в пользу землевладельца в смешанной форме (продуктами, деньгами, в виде принудительных работ и т. п.). Землевладельцы-мусульмане уплачивали десятину (ашар), а христиане — от 20 до 50% урожая (харадж). Немусульмане уплачивали еще и подушный налог (джизью), который со временем соединился с хараджем.

Во время завоевательных войн в Османской империи создавалась значительная армия пленных-рабов. Часть их использовалась как прислуга, другая — в сельском хозяйстве. Много рабов работали гребцами на военных галерах-каторгах (по-турецки — кадырга).

На то время Османская империя была типичным примером военно-феодальной деспотии. Султан имел неограниченную светскую и религиозную власть. Первым сановником султана был великий визирь. В XV в. появились также другие визири, которые вместе с великим визирем составляли высший совет — диван. Великий визирь во время походов имел право выдавать указы (фирманы) от имени султана, назначать сановников и раздавать военные лены. Другой важный сановник — дефтердар — заведовал сбором налогов и финансами, нипианджи-баши готовил указы от имени султана и чеканил на них специальный шифр с монограммой государя. Большую государственную печать имел право прикладывать только великий визирь. Однако какой бы сильной ни была власть визиря, его в любое время мог подвергнуть наказанию султан, что часто и случалось.

Вся территория Османской империи была разделена на округа. Ими управляли санджак-беи, которые также командовали местным феодальным ополчением. Османское войско состояло из трех основных частей: конного феодального ополчения, собственно конников (акинджи) и корпуса регулярной пехоты (янычар).

Конники (акинджи) за несение воинской службы не получали земельных наделов (ленов). Им доставалась только часть военной добычи, поэтому они и отличались особой злобой грабителей.

Корпус янычар возник в XIV в. Сначала их ряды обновлялись за счет плененных юношей, а с XV в. янычарские войска формировались во время принудительных наборов, проводившихся раз в пять лет из населения, которое исповедовало христианскую религию. При этом отбирались самые закаленные, физически развитые мальчики и неженатые юноши. Все янычары воспитывались в духе мусульманского фанатизма и считались дервишами ордена бекташиев; почти до XVI в. им запрещалось вступать в брак. Янычары делились на роты, питались из общего котла, считавшегося символом их войска. Эти воины пользовались рядом привилегий и получали щедрые подарки, а янычарские командиры часто назначались на высшие воинские и административные должности.

Так сложилась османская военно-ленная система, которая в значительной мере способствовала победам турецкой армии в военных походах. Формально эта система просуществовала почти до 1834 г., когда была ликвидирована окончательно.


Ирина Лагунина: Мы продолжаем сегодня рассказ о том, как страны мира борются с коррупцией. Турция в индексе международной организации Transparency International за 2010 год занимает серединное место, немого опередив по чистоте от коррупции Латвию, Словакию и Хорватию. Тем не менее, если спросить любого турка, давал ли он в своей жизни взятку, то он наверняка ответит утвердительно. Так почему же в Латвии дела с коррупцией обстоят хуже, чем в Турции? Рассказывает Елена Солнцева.

Елена Солнцева: Бывший выпускник стамбульского ВУЗА, молодой врач Гюн Эрсой решил открыть частную клинику в одном из престижных стамбульских районов. Получив кредит в банке, начал оформление документов, на что ушло несколько месяцев. Однако бумаги неожиданно застряли в "беледие", городской мерии. Все попытки ускорить процесс не увенчались успехом. Ежедневно чиновники из департамента здравоохранения говорили, что решение примут завтра. "Никто не хамил, не кричал, - рассказывает Эрзан. - В Турции ценится вежливость. Просто отвечали, что дело еще не решено, надо подождать неопределенное время". Устав ждать, по совету матери, нашел нужного человека, который после получения благодарности, "бахшиша", сдвинул дело с мертвой точки. Документы были готовы, но потом неожиданно начались новые проблемы. Когда возле регистратуры уже стояли первые клиенты, в клинике неожиданно появились неизвестные:

Эрзан: Семь лет назад когда я открыл клинику, ко мне пришли люди и сказали, что будут защищать меня и мой бизнес, но за это нужно платить - около тысячи долларов в месяц. Я отказался. И они просто ушли. Может быть, двадцать лет назад коррупция была на очень высоком уровне. Ситуация была другой, гораздо хуже, но с тех пор многое изменилось, полиция, например. Но если ты имеешь бизнес, например, ты должен платить, чтобы ускорить процесс, чтобы сделать документы.

Елена Солнцева: Стамбульцы искренне верят, что за взятку в городе можно провернуть любое дело - добиться получения кредита, открыть магазин, больницу или детский сад. Главное - найти нужного человека. Прохожие на стамбульских улицах вспоминают свои истории, когда им приходилось давать взятки.

- Один из моих родственников хотел открыть в городском парке в одном стамбульском районе кафе. Самое трудное было получить разрешение на открытие. Договорившись с чиновником и заплатив взятку через знакомых, он все же открыл точку. Насколько я знаю, сейчас доволен…

- В Турции очень высокие штрафы на дорогах. Я давала взятку полицейским. Чтобы не платить высокий штраф за превышение скорости, мы договорились о сумме. А мои знакомые девушки идут на хитрость. Когда они пьют спиртное, они с собой берут платок и накидывают на голову. Мусульманка, верующая не пьет, полицейские никогда не останавливают, когда за рулем находится женщина в исламской одежде.

Елена Солнцева: Многие уверены, что беды современного турецкого государства нужно искать в далеком прошлом. Коррупция, действительно, разрушила великую Османскую империю, которая когда-то простиралась от Вены до Персидского залива. Министры Блистательной Порты за деньги продавали любую должность, брали "подарки" - не только у провинциальных чиновников, но и у послов иностранных держав. Путем подкупа османских должностных лиц иностранцам сотни раз удавалось доставать копии секретных дипломатических документов и добиваться выполнения договоров. Фаворитки султана через евнухов получали крупные взятки от просителей - за протекцию при получении высокой должности или за право лично общаться с великим султаном. По словам историка Ильбера Ортайлы, будущий российский фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, прибывший в свое время в Стамбул в качестве главы дипломатической миссии, добился выгодных условий при заключении очередного мира между Российской и Османской империями, задаривая фавориток в гареме.

Ильбер Ортайлы: Бюджет Османской империи в различные периоды на пятнадцать-двадцать процентов складывался из налога на взятки! Коррупция в среде столичной бюрократии приняла чудовищные размеры. Государственная казна как бы освящала систему взяток, отбирая определенную часть в свою пользу. В XVII веке при османском финансовом ведомстве создали даже специальную "бухгалтерию взяток", где всерьез занимались учетом подношений, которые получали государственные чиновники разных рангов

Елена Солнцева: В обществе до сих пор идут дебаты о том, что же можно считать настоящей взяткой. Многие уверены, что благодарность за сделанную работу не является разновидностью взятки. В Турции, как и в любой восточной стране, правила хорошего тона требуют давать щедрое вознаграждение друзьям и знакомым. Кумовство ("аркадашлык") чрезвычайно развито, оно не только практикуется, но и даже приветствуется в турецком обществе. Типичный случай: встречаются два турка, у одного из них в государственном департаменте служит родственник; чтобы завоевать расположение и получить услугу, ему посылают подарок, якобы от родственника, а фактически - взятку, которую дают не только наличными деньгами. Можно подарить, к примеру, золотые монеты. Это один из самых распространенных способов - закон такие подарки не запрещает. Мзду упаковывают в специальный "подарочный" пакет, к которому некоторые прикрепляют небольшой фарфоровый глаз - талисман, чтобы застраховать сделку. По словам юриста Меркана Арслы, бывают случаи, когда не принять подарок означает сильно оскорбить человека.

Меркан Арслы: Специалисты, занимающиеся проблемами взяточничества, утверждают, что подарок можно считать взяткой лишь тогда, когда человек, который вам его подарил, ожидает от вас какой-либо "специфической" компенсации. Недаром у нас различают "рушвет" и "бахшиш" - взятка и благодарность. Между этими понятиями, даже в турецком законодательстве, существует тонкая, почти невидимая грань.

Елена Солнцева: А несколько лет назад власти решили квалифицировать разновидности взяток. В законодательство были внесены соответствующие изменения. Определили так называемую "простую" и "нормальную" взятку. "Простая" взятка расценивалась как получение государственным чиновником денежных средств за ускорение какой-либо работы: выдачи лицензии или разрешения на проведение работ. Законодательство сквозь пальцы смотрит на этот проступок. Чиновник даже не может быть уволен с работы, в отличие от получении так называемой "нормальной взятки", которая квалифицируется как получение денежных средств за нелегальную работу. За это грозит наказание сроком до десяти лет лишения свободы. Продолжает стамбульский адвокат Меркан Арслы

Меркан Арслы: Наказывают и дающего, и берущего взятки чиновника. Причем чиновник должен выплатить сумму в пять раз больше, чем та, которую он получил. Госчиновников увольняют со службы, конфискуют квартиры , машины , имущество..

Елена Солнцева: Правящая партия справедливости во главе с Реджепом Эрдоганом, нынешним премьер-министром Турции, пришла к власти под знаменем борьбы с коррупцией, которая в те годы в Турции достигла чудовищных размеров. Еще будучи мэром Стамбула Эрдоган открыл десятки исков против чиновников. Однако в последнее время оппозиция все чаще обвиняет саму правящую верхушку партии в коррупции. "Эрдоган использует Десять Заповедей как инструмент, но Восьмая Заповедь гласит: "Не кради" - заявил лидер оппозиционной Кемаль Кылычдароглу. Не так давно ушел со своего поста после обвинений в коррупции заместитель председателя турецкой правящей Партии справедливости и развития Сабан Дисли. Его обвинили в получении взятки в размере около миллиона долларов за передачу местным предпринимателям земли в Стамбуле, которая позже была продана одной из крупнейших розничных сетей, британской компании Теско, за тринадцать миллионов долларов.
А в конце октября по обвинению в коррупции был арестован председатель Стамбульской торгово-промышленной палаты Мурат Ялчынташ. Обвинения предъявлены в рамках судебного процесса по делу предоставления земель под строительство Всемирного торгового центра в Стамбуле. Как выяснилось в ходе следствия, земли под строительство выделялись фиктивным компаниям после предоставления определенных денежных взносов. "Выделение государственных земель под застройку – наиболее коррумпированная сфера в Турции", - говорит бывший чиновник стамбульской мэрии, который не хочет называть своего имени. Дела такого рода обычно не доходят до судов, ситуация редко становится главной темой прессы, сюда не пускают чужаков. До недавнего времени "беледие", турецкие мэрии почти бесконтрольно распределяли земли выгодным, а значит, своим партнерам, родственникам, знакомым, просто нужным людям. Бывший сотрудник стамбульской мэрии на условиях анонимности сказал:

- Стамбульского мера Кадира Топбаша обвиняют во взяточничестве при строительстве метробуса, скоростного автобуса, который функционирует между Европейской и Азиатской частями города. Чиновники указали слишком высокую стоимость проекта, учредили фирму. У руководства стояли их люди. Еще один проект стамбульских властей - скоростной поезд между Анкарой и Стамбулом, названный в честь завоевателя Стамбула султана Фатиха с пульмановскими вагонами первого класса, видео и подачей обеда прямо на место, как в самолете. Они приобрели вагоны и сам локомотив у французской компании. Схема была та же. Своя фирма, очень высокая цена за довольно старый, восьмидесятых годов прошлого века состав. Однако самый прибыльный бизнес - выделение земель под строительство. Беледие, турецкие мэрии обычно получают взятки от крупных компаний, которые хотят получить подряды и разрешение на строительство.

Елена Солнцева: Например, в Анталии, в прибрежной зоне, где земли ценятся особенно высоко и идут под строительство отелей и других объектов для туристов, как расследовали турецкие журналисты, чиновники были создали сотни липовых фирм, которыми управляли родственники или знакомые. Строительство гостиничных комплексов велось без соблюдения стандартов, этажность и площадь гостиниц регулировалась на основе решений местных властей. В случае отказа платить, муниципалитеты затягивали выдачу разрешения на строительство. Чтобы избежать коррупции при передаче государственных земель под застройку, власти были вынуждены изменить порядок выделения земельных участков. Эту функцию передали Министерству культуры и туризма. Владелец отеля в Анталии Айдын Петек

Айдын Петек: Муниципалитеты лишили возможности выдавать разрешение на проведение строительных работ в прибрежных зонах. Передача всех полномочий и функций на уровень Министерства культуры и туризма должна уменьшить количество злоупотреблений и коррупции на местах. Многие муниципалитеты турецких населенных пунктов просто не обладали квалифицированными кадрами для работ по выдаче разрешений на застройку.

Елена Солнцева: Однако не так давно в прессу просочилась информация о том, что серьезные нарушения были обнаружены при строительстве отеля "Mardan Palace", принадлежащего российскому миллиардеру Тельману Исмаилову, бывшему совладельцу Черкизовского рынка в Москве. Шикарный отель, строительство которого обошлось в более чем миллиард долларов, был открыт в конце мая этого года. По сообщениям турецкой прессы, в план выделения земельного участка под строительство были внесены незаконные изменения, что нарушило общий архитектурный план. В результате был изменен маршрут муниципальной дороги. Как подчеркивают мои турецкие коллеги, новый мэр Анталии намерен "особо тщательно проверить всю документацию на этот земельный участок". Владелец отеля в Анталии Айдын Петек:

Айдын Петек: Более четырехсот отелей в Анталии обвиняются в незаконном занятии общественной земли. Многим турецким отелям грозят судебные преследования. Государство предоставило инвесторам землю в Анталии для строительства отелей и курортов, на побережьях Анталии появились роскошные отели. Однако большинство из них заняли соседние общественные пляжи незаконно, после дачи вятки местным чиновникам. Казначейством были поданы иски против приблизительно 1 000 человек. Владельцы отелей хотели использовать общественные пляжи, чтобы обеспечить наилучший уровень сервиса. Сейчас по подозрению в незаконном использовании земли находятся около трех тысяч турецких отелей. Они незаконно строят пирсы, открывают бассейны, парки, рестораны и бары.

Елена Солнцева: В стамбульских школах вводится программа воспитания честных граждан. В начальных классах на уроках религии, например, "рюшвет", то есть "взятку" называют огромным грехом. Детям объясняют, какой вред приносит коррупция. Ученики постарше могут взять интервью на эту тему у своих близких или родителей. Стамбулький врач Гюн Ерсой, тот самый, которому пришлось платить взятку, чтобы открыть свою клинику, считает, что это единственный способ искоренить коррупцию в обществе, объясняя самым маленьким, что взятку давать просто стыдно и нехорошо.

«Темных» секретов Османской империи.

1. Братоубийство

Мехмед Завоеватель.

Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: " Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде

Клетка для шехзаде.

Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( "клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад

Султанский дворец Топкапы.

Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: " Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача

Несчастного волокут на казнь.

Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка

Бежать, чтобы победить.

Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения

 Селим Грозный.

Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем

Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань

Кровная дань.

Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") — налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция

Рабство как традиция.

Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства

При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также: