Налоги покрывают расходы на содержание государственного аппарата обороны

Опубликовано: 19.09.2024

Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами.

Налог – обязательный платеж (взнос) в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

Функции налогов:

1.Фискальная функция. С помощью нее выполняется главное предназначение налогов – формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Функция касается интересов казны. Налоги покрывают расходы на содержание государственного аппарата, обороны и других структур, которые не имеют собственных источников доходов (архивы, музеи, библиотеки).

2.Регулирующая функция (экономическая). Государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие (налоговые льготы, штрафные санкции, изменение налоговых ставок). Так государство может усиливать или ослаблять процесс накопления или перелива капитала, расширять или снижать (регулировать) платежеспособный спрос населения путем изменения ставок подоходного налога и др.

· стимулирующая подфункция (поддержка развития тех или иных процессов, которые выгодны обществу, через систему льгот и освобождений от налогов);

· дестимулирующая подфункция (установление повышенного уровня налогообложения для ограничения каких-либо видов деятельности; например, налог на игорный бизнес)

3.Распределительная функция (социальная). Состоит в перераспределении средств от налогов между разными категориями населения. Через государственный бюджет за счет возложения налогового бремени на более «сильных» происходит передача средств в пользу более «слабых» и незащищенных граждан (пенсионеры, малообеспеченные семьи).

В результате практического использования налоги исполняют важную роль в перераспределении ВВП между участниками производства и государством.

Основной элемент налога – налогоплательщик (субъект налогообложения).

Предмет налога- события, вещи, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги).

Объекты налогообложения – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (услуг).

Источник налога – экономический показатель (стоимость, финансовый результат), за счет которого уплачивается налог. Источник и объект налогообложения могут совпадать (например, подоходный налог) или не совпадать (например, налог с владельцев автотранспортных средств: объект налогообложения – автомобиль; источник уплаты налога – доход владельца этого автомобиля).

Налоговая база – стоимостная, физическая или другая характеристика объекта налогообложения, к которой по закону применяется налоговая ставка.

Масштаб налога – определенная физическая характеристика или параметр измерения объекта налогообложения (например, мощность автомобиля).

Единица налога – условная единица принятого масштаба, используемая для количественного выражения налогооблагаемой базы (например, таможенная пошлина мощности автомобиля: единица налога – лошадиная сила, акцизы в качестве масштаба объема бензина – 1 литр).

Ставка налога – размер налога, приходящийся на единицу налогообложения.

· твердая ставка устанавливается в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от размеров дохода (акцизы на нефть, табак);

· пропорциональная ставка (единый процент взимается с налогооблагаемой базы); устанавливается по местным налогам, налогу на имущество юридических лиц.

· прогрессивная ставка (величина процента растет по мере увеличения налогооблагаемой базы); существуют шкалы ставок с простой и сложной прогрессией.

· регрессивная ставка (средняя ставка налога снижается по мере роста доходов; например, ставка единого соц. налога).

Порядок исчисления налога:




где Н бюд. – сумма налогов, поступающих в бюджет;

НБ - налоговая база;

НЛ - величина предоставляемых налоговых льгот.

Классификация видов налогов

1.По уровням управления:

· федеральные налоги регламентируются законодательством РФ, являются обязательными и едиными на всей территории государства (НДС, акцизы, налог на прибыль, ЕСН, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира, на добычу полезных ископаемых);

· региональные налоги; порядок их исчисления и взимания устанавливается законодательными органами субъектов РФ (налог на имущество юридических лиц, транспортный налог, налог на игорный бизнес);

· местные налоги; порядок их исчисления и взимания устанавливается законодательными органами местного самоуправления (налог на имущество физических лиц, земельный налог).

2.По целевому назначению:

· общие налоги вводятся государством для формирования бюджетов, поступают в общие доходы государства и не имеют целевого направления (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ);

· целевые налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства (ЕСН).

3.По уровню бюджета, в который зачисляется платеж:

· закрепленные (собственные) налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет (например, местные налоги) или во внебюджетные фонды;

· регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, установленной бюджетным законодательством (налог на прибыль, НДФЛ).

4.По субъекту налогообложения:

· налоги, уплачиваемые физическими лицами (НДФЛ, налог на имущество физических лиц);

· налоги, уплачиваемые юридическими лицами (налог на прибыль, налог на имущество организаций, ресурсные налоги: вода, полезные ископаемые);

· смешанные налоги (земельный налог, лесной налог, транспортный налог, ЕСН).

5.По способу взимания:

· прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщиков (НДФЛ, налог на имущество, налог на прибыль, земельный налог);

· косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товаров, услуг, работ; это налоги на потребление и обращение (акцизы на нефть, газ, спирт, НДС, таможенные пошлины).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений средств от экспорта сырьевых товаров.

Министерство финансов РФ ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Стабилизационного фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств в отчетном месяце.

Государственные резервные накопительные фонды существуют и в других странах: Кувейт (Бюджетный резервный фонд и Резервный фонд будущих поколений; Норвегия (Государственный нефтяной фонд); Чили (Медный стабилизационный фонд).

В некоторых странах (Оман, Нигерия, Венесуэла) все средства резервных фондов идут на покрытие бюджетного дефицита, что не позволяет наполнить фонды.

Резервные фонды создаются в государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка, как правило, товарно-сырьевого (нефть, газ, металлы). Некоторые страны накапливают средства в таких фондах “на будущее”, когда недра будут истощены.

В условиях монополизма и высоких административных барьеров, что характерно для большинства стран-экспортеров природных ресурсов, увеличение экспортных поступлений приводит к росту инфляции (например, инфляция в России в 2007 году в целом достигла 11,9 %.




Главный источник дохода государства – налоги. Благодаря налоговой политики гос-во влияет на экономику.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью финансового обеспечения государства.

Если в стране высокий уровень инфляции, то возникает необходимость уменьшения денежной массы в обращении. Для этого гос-во увеличивает налоги, снижая экономическую активность фирм и населения.

Если в стране наблюдается спад потребления и производства, то гос-во уменьшает налоги. Это приводит к оживлению экономики (рост производства и платёжеспособности населения).

Налоговую политику гос-во осуществляет при помощи налаженной налоговой системы

Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения

Налоговая система РФ формируется в соответствии с налоговым кодексом РФ. Предметом налогового права являются ОТНОШЕНИЯ, возникающие в процессе аккумуляции публичным субъектом своих финансовых ресурсов. А также ОТНОШЕНИЯ, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля и привлечением к ответственности за налоговые правонарушения.

Принципы налоговой системы:

· Каждый плательщик обязан уплачивать установленные налоги

· Налоги устанавливаются в целях финансовог8о обеспечения функционирования государства

· Не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства

· Не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством.

Сутью любого налога является принудительное изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного экономического субъекта

Основная задача налога – формировать государственный бюджет, необходимый государству для решения социальных задач.

Признаки налога:

2. Индивидуальная безвозмездность платежа

3. денежная форма

4. Отчуждение, принадлежавшего на праве собственности (или ином вещевом праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта (государства)

Налоги выполняют в экономике следующие функции:

1. Фискальную

2. Регулирующую

3. Стимулирующую, дестимулирующая

4. Распределительную (перераспределительную)

Функции налогов

Их содержание

Налоги фактически перераспределяют через госбюджет: финансовые средства от налогоплательщикам —– к нуждающимся (пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным и т.д.)

Фискальная (касающаяся интересов казны)

Налоги покрывают расходы на содержание государственного аппарата, на оборону и другие структуры, которые не имеют собственных источников доходов.

Изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя льготы и штрафы, органы власти создают условия, которые регулируют, экономические процессы (деловую активность, переливание капиталов и т.д.)

С помощью налогов гос-во поощряет такие экономические процессы, которые необходимы и выгодны обществу, и, наоборот, душит налогами такие, которые ему не нужны. Стимулирующая функции заключается в том, что гос-во посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая функция реализуется через систему различных льгот, предусмотренных для определённой категории налогоплательщиков. Льготы могут предоставляться путём изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Т.о., гос-во обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

Проявляется в том, что гос-во, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжёлое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, гос-во заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходя игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

Сущность этой функции заключается в том, что гос-во, взимая налоги с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким приме6ром реализации этой функции может служить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налога позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество. Т.о, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны

Налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, т.е. налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением одного из участников отношений – государства. Формирование налоговых отношений зависит только от воли государства, воля же другого участника отношений имеет второстепенное значение. Государство по своему усмотрению формирует правила субъекта налоговых отношений, которые не могут быть изменены другой стороной и являются обязательными для этой другой стороны.

ВИДЫ НАЛОГОВ

Классификацию налогов можно провести по различным основаниям

Специальные

Поступления от общих налогов идут в бюджет, а затем полученные суммы распределяются по тем или иным направлениям и могут быть потрачены на любые цели

Поступления от специальных налогов направляются в специальные бюджетные и внебюджетные фонды и могут быть потрачены только на определённые цели. Например, сборы от дорожного налога поступают в дорожные фонды, которые расходуются только на содержание и ремонт автомобильных дорог, их реконструкцию и строительство Другим примером специального налога могут быть налоги на воспроизводство минерально – сырьевой базы для финансирования работ геологов и буровиков

Это налог, источником уплаты которого является капитал или имущество конкретного налогоплательщика.

Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.

Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определённых видов имущества (сбережений).

К прямым налогам относятся:

· Личный подоходный налог

· Налог на прибыль

· Налог на имущество

· Налог с владельцев транспортных средств и пр.

Плательщик – владелец собственности и получатель дохода. Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентированы на неё.

Косвенный налог – это налог на потребление, уплата которого, в конечном итоге, производится налогоплательщиком за счёт конечного потребителя.

Например, налогом на добавленную стоимость облагается продавец. Однако, он просто включает его в цену и, фактически налог уплачивает покупатель. Продавец же просто переводит полученные средства гос-ву.

Косвенный налог взимается в процессе расходования материальных благ.

Как пример косвенных налогов можно указать акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, которые, в конечном итоге, оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включается этот налог.

К косвенным налогам относятся:

· Налог на добавленную стоимость – НДС

· Налог с оборота

Наименование

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ и поступающие в бюджет РФ. Например,

· Налог на добавленную стоимость (НДС)

• Налог на покупку валюты и др.

Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налоги поступают в казну соответствующего субъекта РФ. Например,

• Налог на имущество предприятий

• Плата за воду и др.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, поступают в казну соответствующего муниципального образования. Например,

• Налог на рекламу

• Налог на содержание жило­го фонда и др.

В зависимости от того , каким образом соблюдаются или не соблюдаются принципы соответствия доходов и налогов, налоги различают как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

· 1 Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает. . Такие налоги позволяют производству, предпринимателю расширять своё хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем самым, способствовать улучшению социальной обстановке стране, регионе, городе.

· Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается

· Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода

Принципы налогообложения, налоговая система должна быть (Адам Смит)

1. справедливой, т.е каждый гражданин обязан платить налоги соразмерно своим доходам;

2. понятной, т.е налогоплательщик должен знать цель, сумму, способ и время налогового платежа

3. удобной, т.е. налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщиков, а не для того, кто собирает налоги;

4. недорогой, т.е расходы по сбору налогов должны быть существенно меньше суммы налоговых поступлений.

Субъект налоговй системы – налогоплательщик, объект – налогообложение, налоговая база, единица налога, налоговая ставка и пр.

Со всех основных доходов в Российской Федерации установлена единая ставка 13 %.

Уплата налогов является одной из основных конституционных обязанностей граждан. Сокрытие доходов от налогообложения мало чем отличается от кражи государственного имущества.

Специфическим обязательным налоговым платежом является налоговый сбор.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, включая предоставление определённых прав или выдачу лицензий

Направления совершенствования налоговой системы в России:

· Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в разви­тие новых технологий.

· Уменьшение структуры нало­говых поступлений за счет по­этапного увеличения доли фи­зических лиц (доходов и иму­щества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соот­ветственно, сокращения до­ли, приходящейся на бизнес.

· Сокращение налоговых льгот.

· Расширение налогообла­гаемой базы за счет пере­крытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Государственный бюджет

Важное звено финансовой системы.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год (утверждается парламентом, в РФ – Федеральным Собранием РФ).

Государственная бюджетная система РФ включает Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета. Министерство финансов – проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета

Счетная палата РФ:

Осуществляет финансовый контроль в РФ подотчетна в своей деятельности Федеральному собранию

Бюджет проходит 5 стадий своего процесса:

· Составление проекта бюджета

· Рассмотрение его проекта ГД и Советом Федерации Федерального Собрания, Счётной палатой РФ

· Составление отчёта об исполнении бюджета

Структура ГБ

Платежи по государственному долгу: внутреннему и внешнему.

Административно – управленческие расходы (содержание правительственных органов, органов юстиции и пр.)

Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и пр.)

Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики.

Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в производство, дотации государственным предприятиям, осуществление государственных программ и пр.)

Займы у международных организаций

Эмиссия (выпуска) бумажных и кредитных денег

Государственные займы – государство одалживает деньги у граждан и хозяйственных организаций своей страны через продажу облигаций государственного займа.

Доходная часть (статья дохода( – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества, т.е. источники поступления денежных средств

Расходная часть (статьи расхода) – показывает, на какие цели направляются денежные средства

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

Расходы равны доходам

ГБ является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета

Расходы больше¸ чем доходы

ГБ является дефицитным

Доходы больше, чем расходы

ГБ является профицитным

Источники покрытия бюджетного дефицита

Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

· Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).

· Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.

. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

Государственный долг – это сумма задолженности гос-ва по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним %

Внутренний государственный долг – задолженность гос-ва гражданам и хозяйственным организациям своей страны, выраженная в национальной валюте.

Внешний государственный долг =- задолженность гос-ва иностранным гражданам, фирмам, государствам, выраженная в иностранной валюте.

. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

В соответствии с законодательством в России сложилась бюджетная система.

Уровень бюджета

Составляют бюджет и отвечают за его исполнение

Утверждают бюджет

Органы исполнительной власти

Органы законодательной (представительной) власти

Бюджеты Субъектов РФ

Правительства (администрации) Субъектов РФ

Государственные собрания. Законодательные собрания, областные думы, парламенты и др.

Местные бюджеты (городские, районные, сельские)

Городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др.

Выборные собрания, районные городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др.

Постановка финансовых целей

Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных средств, поступающих из ряда источников в распоряжение правительства и расходуемых по законодательно установленным направлениям.

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:

  1. денежные и товарные отношения
  2. совокупность экономических отношений
  3. совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
  4. денежные доходы предприятий и государства
  5. общественные фонды потребления
  6. бюджет государства

Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:

  1. стимулирующая
  2. распределительная
  3. воспроизводственная
  4. контрольная
  5. воспитательная
  6. кредитная

Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:

  1. золото
  2. золото и серебро
  3. бумажные деньги
  4. акции, облигации
  5. всеобщий эквивалент
  6. кредитные деньги

Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:

  1. концентрированное выражение экономики
  2. бюджетная политика
  3. налоговая политика
  4. социальная финансовая политика
  5. таможенная политика
  6. определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей

Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:

  1. форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
  2. совокупность различных финансовых отношений
  3. совокупность учреждений и рынков
  4. совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
  5. форма организации банков и страховых контор
  6. центральный банк и министерство финансов

Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:

  1. регулирование финансового рынка
  2. контроль за эмиссией бумажных денег в стране
  3. управление системой пенсионного обеспечения и страхования
  4. процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
  5. механизм регулирования доходов работающего населения
  6. контроль за перемещением денег в другие страны

Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:

  1. совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
  2. денежные средства олигархов
  3. денежные средства государства
  4. денежные средства субъектов федерации
  5. заработная плата рабочих и прибыль предприятий
  6. совокупность денежных средств граждан, организаций и государства

Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:

  1. Центральный банк РФ
  2. Министерство РФ по налогам и сборам
  3. Министерство государственного имущества
  4. Счетная палата РФ
  5. Государственная Дума и Совет Федерации
  6. Федеральное казначейство

Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:

  1. основной финансовый план страны
  2. система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
  3. система сбора налогов с предприятий и населения
  4. роспись доходов и расходов прошлого года
  5. система распределения расходов будущего года
  6. система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны

Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:

  1. единство бюджетной системы РФ
  2. сбалансированность бюджета
  3. самостоятельность бюджетов
  4. разграничение доходов и расходов по уровням
  5. теневой характер доходов бюджета
  6. непрозрачность расходов бюджета

Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:

  1. бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
  2. бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
  3. бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
  4. бюджет субъекта РФ
  5. бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
  6. Федеральный бюджет РФ

Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:

  1. налоги на предприятия и организации
  2. налоги на физические лица
  3. неналоговые доходы бюджета
  4. акцизные налоги
  5. внешнеторговые пошлины
  6. подоходный налог с пенсионеров

Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:

  1. состав доходов бюджета
  2. состав расходов бюджета
  3. кредиты Центрального банка
  4. займы у иностранных правительств
  5. группировка доходов и расходов бюджета
  6. выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом

Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:

  1. расходы на национальную оборону
  2. расходы на содержание государственного аппарата
  3. расходы на решение социальных задач
  4. дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
  5. расходы на содержание промышленных предприятий
  6. обслуживание внешнего государственного долга

Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:

  1. превышение доходов над расходами
  2. разница между доходами и инвестициями
  3. превышение расходов над доходами
  4. разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
  5. разница между ВВП и национальным доходом
  6. разница между доходами и внешним долгом государства

Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:

  1. расходы на образование и здравоохранение
  2. расходы на физическую культуру и спорт
  3. дотации жилищно-коммунальному хозяйству
  4. расходы на содержание областной администрации
  5. расходы на оплату процентов по внешнему долгу
  6. трансферты населению

Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:

  1. Парламентом (Госдумой) страны
  2. Председателем правительства
  3. Счетной палатой
  4. Министерством финансов
  5. Советом безопасности
  6. Съездом партии «Единая Россия»

Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:

  1. превышение расходов над доходами
  2. равенство доходов и расходов
  3. превышение доходов над расходами
  4. сумма ВВП и национального дохода
  5. сумма заработной платы и прибыли
  6. разница между ВВП и госбюджетом страны

Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:

  1. безвозмездно и безвозвратно
  2. на условиях возвратности
  3. на условиях кредитования
  4. убыточным организациям и предприятиям
  5. людям с низкими доходами
  6. территориям с низкой налоговой базой

Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:

  1. Пенсионный фонд РФ
  2. Фонд социального страхования
  3. Федеральный дорожный фонд
  4. Фонд экологии
  5. Фонд помощи сельскому хозяйству
  6. Фонд Горбачева М.С.

Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:

  1. лизинговые компании
  2. факторинговые компании
  3. ломбарды
  4. кредитные потребительские кооперативы граждан
  5. жилищные кооперативы
  6. все взятое вместе

Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:

  1. защита имущественных интересов юридических лиц
  2. защита имущественных интересов физических лиц
  3. создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
  4. защита интересов пенсионеров
  5. защита интересов безработных
  6. защита интересов граждан с низкими доходами

Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:

  1. акции
  2. облигации
  3. векселя
  4. чеки
  5. банкноты
  6. фьючерсы

Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:

  1. НДС
  2. акцизы
  3. налог на прибыль организации
  4. эмиссия денег
  5. подоходный налог с физических лиц
  6. налог на недвижимость

Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:

  1. на 1 год
  2. на 3 года
  3. на 6 месяцев
  4. на 5 лет
  5. на 10 лет
  6. пожизненно

31 августа 2015




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.



Данный документ предстает в виде структуры сбора документов финансовой области, где отражена работа федеральных служб, структур и программ, работа которых направлена на улучшение потребностей государства при помощи денежных средств из казны. В нем указано, откуда берутся доходные средства и сколько поступлений необходимо ждать в будущем.

Говоря простыми словами, государственный бюджет – это главная ведомость страны, где указывается количество поступающих в казну денежных средств, а также прописываются необходимые расходы.

Обычно, действия такого документа прописываются ежегодно – с 1 января по 31 декабря.

Государственный бюджет оказывает влияние на большинство факторов экономики и регламентируется на уровне законодательства.

Помимо всего прочего, создан определенный бюджетный процесс, который заведует составом, детальным осмотром, принятием и дальнейшим исполнением государственного бюджета. Этот процесс берет на себя ответственность регулировать казну и проводить необходимые проверяющие процедуры. Реализуется бюджетное дела подобного масштаба государственными представителями, которые имеют право на осуществление подобной деятельности.

Функции

Главные функции государственного бюджета представляют собой:

  • контроль и ограничения действий основных органов правительства;
  • осуществление управления денежных средств внутри государственного аппарата и укрепление финансовых связей центральной и региональных частей страны;
  • определение экономико-политического направления деятельности государственного аппарата;
  • предоставление проверенных данных о решениях правительственных органов остальным членам экономико-государственной сферы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый источник государства, который представляет собой обязательную часть для эффективного существования и деятельности всего государства. При помощи денежных средств из бюджета правительство выплачивает компенсации по имеющимся обязательствам, финансирует разнообразные государственные программы и мероприятия, а также занимается созданием государственных резервов.


Государственный бюджет имеет огромное экономическое значение для страны. Он может выявить итоговый спрос, касающийся потребителей. Это характеризуется тем, что размер бюджета в основном зависит от доходов граждан страны. Денежные средства, использованные из казны, позволяют выполнять принятые на государственном уровне заказы и закупать больше необходимых товаров и материалов. Сумма финансовых средств, проходящих через систему государственного бюджета, влияет на важные для страны экономические данные, такие как:

  1. объем производимых продуктов;
  2. инвестиции, реализуемые на уровне государственного аппарата;
  3. число безработного населения;
  4. сумма денежного притока;
  5. курс валют;
  6. ставки, предоставляемые Национальным банком страны;
  7. величина государственного долгового обязательства на внешнем и внутреннем уровне;
  8. инфляционный показатель.

Данные финансово-экономические показатели имеют тесную связь друг с другом, поэтому при отрицательном развитии хотя бы одного из них, стремительно ухудшается состояние остальных.

К примеру, государственный бюджет уменьшается посредством сокращения предоставления денежных средств от определенной государственной системы. При таком раскладе проблема задержки зарплаты решаема только при сокращении некоторого числа сотрудников, что, впоследствии, приведет к повышению уровня безработного населения и увеличению денежных выплат, реализуемых социальными органами для безработных.

Иным примером может служить решение правительства сократить величину внутреннего долга государства, применяя не государственные деньги, а выпустив дополнительное количество денежных банкнот. Будет зафиксировано повышение уровня инфляции из-за того, что государственные деньги не были укреплены золотовалютным запасом государства.

Для улучшения работы бюджета страны высчитываются определенные величины:

  • доходы государства;
  • государственная документация относительно нерегулярных денежных поступлений;
  • расходы на государственном уровне;
  • дефицитные и профицитные показатели.

Система доходов государственного бюджета

Система доходов госбюджета представляет собой денежные суммы, которые поступают в обязательном и безвозвратном виде, основанные на действующей законодательной системе.


Они строятся при помощи:

  • налогов, которые изымаются основными и региональными представителями власти;
  • неналоговых источников дохода, которые складываются от прибыли внешнеэкономических манипуляций и имущественных доходов, которые принадлежит государству;
  • источников дохода от государственных фондов бюджета.

Также доходы бывают текущими и капитальными. Капитальные доходы представляют собой доходность от продажи земляных участков или их сдачу в аренду, а также прибыльность от использования запасов государства.

Доход можно получить еще при помощи государственных трансферт – платежей, которые имею зачастую единоразовый и нерегулярный характер от некоторых организаций. Обычно, это пожертвования или спонсорская помощь, которая может выражаться, например, в инвестировании строительства больницы или детского сада.

Виды доходов

Текущие доходы бывают налоговыми и неналоговыми, как было сказано выше.

Налоговые

Налоговые доходы строятся при помощи установленной государственным аппаратом налоговой системы сбора. На основании недавней корректировки кодекса доходов от бюджетных средств, они строятся при помощи налоговых, неналоговых и безвозмездных начислений. Государственный бюджет РФ состоит на 84% из начислений от налогов, на 7% — от не налогов, а оставшиеся 9% составляют доход от фондов, основанных государственным аппаратом.


Доход представляет собой:

  • налог на полученный доход;
  • подоходный налог;
  • налог на имущественную собственность;
  • налог использование личного автомобиля;
  • удержанные суммы из заработной платы;
  • налог за использование природными резервами;
  • налог за регистрацию имущества и т.д.

Налоговая система представляется основой финансирования политики страны. Величина налоговых отчислений устанавливается законодательством, а при уклонении от уплаты налогов существуют способы уголовного пресечения.

Налоговая система состоит из прямых и косвенных налогов. На рабочую деятельность любого предприятия или организации в стране назначаются прямые налоги. Сюда относятся подоходный налог, прибыльный налог и т.д. Косвенные налоги составляют практически 70% всего дохода государственного бюджета. Именно этот вид налогов влияет на образование цены на тот или иной товар или услугу, и его дальнейшее использование. Такими налогами являются налог на добавочную стоимость, различные транспортные сборы, государственные пошлины.

Неналоговые

Неналоговые доходы представляют собой платежи административного характера, имущественный доход от государственных строений, штрафы.

Иные доходы

К иным доходам относятся займы государства, которые реализуются при помощи использования акций, облигаций и других ценностей.

Также существуют еще федеральные, региональные и местные налоги, которые назначаются в субъектах страны.

Расходы госбюджета

Под расходами госбюджета понимается величина денег, которая имеет направленность финансового покрытия реализуемых задач и запросов местных и государственных законодательных организаций. Расходы бывают:

  • военной направленности. Они реализуются на увеличение оборонной мощности страны, содержание военных городков и армии в целом;
  • экономической направленности. Данный вид расходов осуществляется посредством спонсорской помощи программам и мероприятиям от государства, инвестирование принятых государственных проектов и сокращение экономического долгового обязательства страны;
  • общественной направленности. Это расходы, которые направлены на социальные выплаты, пенсионные начисления и на эффективную работу государственных организаций;
  • внешнеполитической направленности. Подобные расходы обеспечивают и осуществляют договора между иными государствами и помогают выплачивать пошлины в международные предприятия;
  • поддержание управленческого уровня государства. Данный вид расходов используется для поддержания и эффективной работы законодательных собраний представителей органов судебной власти.

Для классификации системы доходов и расходов применяется группировка бюджета РФ, которая применяется для внедрения госбюджета и соблюдения необходимых отчетов.

Данная систематизация помогает правильно сопоставить основные показательные величины государственного бюджета и сформировать устав наблюдения за потоком денежных средств из государственной казны. Использование подобной системы помогает значительно облегчить интеграцию государственной документации. Она предлагает оформить на каждую организацию собственный индивидуальный кодовый номер, для последующего упрощения отслеживания денежных поступлений.

Система бюджетного учета

Для эффективности упорядочения сбора и регистрации информационных данных о поступлении денежных средств (или иных материальных благ) в государственную казну предусмотрена система бюджетного учета. Данная система применяется на территории всех страны: регионы, субъекты, области.


Бюджетный учет реализуется при помощи плана принятых счетов, которые включают в себя группировку госбюджета РФ.

Величина доходов и расходов страны постоянно учитывается по определенным критериям. Уравновешенным государственный бюджет является в том случае, когда сумма доходов равняется сумме расходов. Данная ситуация госбюджета называется «сбалансирование госбюджета». Но, к сожалению, в реальности достичь подобных величин практически нереально – образуется дефицит государственных средств или их профицит.

Профицит

Профицитом государственного бюджета называется ситуация, в которой доходная часть бюджета превышает расходную. Такое положение является хорошей динамикой для роста экономики страны, но встречается достаточно редко. По большей части страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета – обратной стороной профицита, когда расходы превышают доходы государственного бюджета. Ни одно из существующих ныне государств не смогло исключить у себя существование дефицита средств бюджета. Существует установленный допустимый уровень для дефицита, по которому величина расходов не должна быть больше величины доходов, чем на пять процентов.

Дефицит

Превышение установленного показателя способно привести к экономическому падению и даже к несостоятельности страны. Исходя из этого, правительственные органы постоянно создают условия для недопущения данной ситуации. Сегодня приняты три главных решения для недопущения банкротства:

  • необходимо сократить расходы государственного бюджета;
  • выпуск дополнительных денег;
  • принятие денег посредством долгового обязательства от других государств.

Самым действенным, но непопулярным способом предотвращения дефицита государственного бюджета является уменьшение расходов внутри страны. Это потому, что сокращение финансовой части отразится на малообеспеченных гражданах, которые живут в большей степени на государственные социальные пособия. Государственный аппарат, который примет решение в пользу данного способа исключения дефицита, в будущем не найдет поддержки у собственных граждан.

Выпуск дополнительных денег – такой способ является самым легким и несет после себя наименьшее количество потерь для населения, но для государственной валюты он выступает в роли палача, т.к. происходит ее обесценивание. Данный способ борьбы с дефицитом госбюджета следует использовать нечасто, чтобы не допустить повышение инфляции.



Если государство берет деньги в долг, то вскоре сможет с лихвой покрыть превышенные расходы и привести бюджет в порядок. Денежные средства подлежат к немедленному использованию, но следует отметить, что выплачивать этот долг необходимо на протяжении длительного времени. Поэтому это бремя ляжет на последующих представителей государства.

Долг государства бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой заем, который был взят у зарубежных стран, а внутренний долг – это заем, который был взят внутри своего государства (например, у крупного предприятия). Наиболее часто внутренний заем предстает в виде использования ценных облигаций, принадлежащих государственному аппарату.

Финансовая коррупция

Самой главной опасностью для сохранности госбюджета является финансовая коррупция. Эта проблема преследует многие страны с момента их формирования и становления. Нечистые на руку чиновники хотят обогатиться за счет государственных денег, выделенных на нужды государства, и вместо выполнения своих прямых обязанностей по реализации этих средств на существующие проблемы (например, плохие дороги, нехватка оборудования или медикаментов) оформляют эти деньги на личные счета в зарубежных банках при помощи черной бухгалтерии.


Самая плодородная почва для роста коррупции образуется при становлении государственного бюджета страны. Скрытность информационных данных, слабая система контроля доходов и расходов, отсутствие должного наказания за уличение в коррупции – все это сильно влияет на ее рост и развитие внутри государства.

Коррупция способна развиваться также на уровне контролирования и системы надзора за внешними факторами, влияющими на доходность государственного бюджета, при условии, если политические представители оказываются вовлеченными в мошеннические перипетии, а расследование по данному вопросу идет слабо и не имеет результатов.

Главная задача государственного бюджета является эффективное распределение денежных средств между всеми субъектами страны с целью последующего улучшения жизнедеятельности граждан. Государственный аппарат должен суметь распределить деньги таким образом, чтобы эта манипуляция была выгодной и для государства и для народа. Необходимо вести постоянный контроль за реализацией финансирования подобного плана и надзор за использованием денежных средств государственного бюджета.

Вопрос: Открытое акционерное общество просит Вас дать разъяснения о порядке признания для целей налогообложения прибыли расходов на подготовку и осуществление мероприятий гражданской обороны, производимых в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", в редакции действовавшей до 01.01.2005 года, было определено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществленные организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в соответствии с указанной выше статьей принято постановление от 16.03.2000 г. N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне". Пунктом 1 данного постановления определено, что осуществленные организациями расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне подлежат возмещению из федерального бюджета в случае включения этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа, или возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств в случае осуществления данных расходов по заказу федеральных органов исполнительной власти на основании заключенных договоров (контрактов).

Остальные расходы организаций на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не осуществлялось за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 г. N 227 относились на себестоимость продукции (работ, услуг) и на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации включались в состав прочих расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Вместе с тем, в Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 января текущего года.

Новой редакцией статьи 18 данного Закона установлено, что обеспечение (финансирование) мероприятий по гражданской обороне и защите населения, является расходными обязательствами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, в зависимости от того, обеспечение мероприятий какого уровня производится. Возмещение данных расходов за счет собственных средств организаций Федеральным законом Российской Федерации от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" не предусмотрено.

Кроме того, новой редакцией указанной статьи Правительству Российской Федерации не предоставлены полномочия по определению порядка возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществленных организациями.

Вместе с тем в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 г. N 227 является действующим, так как не признано утратившим силу в установленном порядке.

В связи с этим, прошу Вас дать разъяснения на следующие вопросы:

1. Учитываются ли в 2005 году для целей налогообложения прибыли затраты ОАО на проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые в пределах полномочий, определенных статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и некомпенсированные из бюджета?

Необходимо ли для признания данных расходов для целей налогообложения прибыли согласование проводимых ОАО мероприятий и осуществляемых расходов с органами исполнительной власти, уполномоченными в области гражданской обороны, т.е. включение проводимых мероприятий в планы гражданской обороны?

2. Включаются ли в 2005 году в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, затраты ОАО на создание убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также на накопление, хранение и использование в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, производимые в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. N 1309 и от 27.04.2000 г. N 379?

Следует ли при этом производить согласование номенклатуры и объема запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также расходов на их содержание, определяемых ОАО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 г. N 379, с органами исполнительной власти, уполномоченными в области гражданской обороны?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов на гражданскую оборону и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такие затраты учитываются в целях налогообложения только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять расходы на гражданскую оборону, и при условии, что эти расходы не подлежат компенсации из бюджета.

Статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.03.2000 N 227 предусмотрено, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в пункте 1 Постановления РФ от 16.03.2000 N 227, организациями (за исключением бюджетных учреждений) финансируются в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ разработан Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309.

В соответствии с пунктом 10 указанного Порядка на организации возложены, в том числе, обязанности по созданию в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объектов гражданской обороны, а также обеспечению сохранности объектов гражданской обороны.
Учитывая изложенное, в рамках осуществления мероприятий по гражданской обороне на налогоплательщика может быть возложены обязанности по созданию и содержанию объектов гражданской обороны, в том числе убежищ.

По нашему мнению, если организация, исходя из требований законодательства Российской Федерации, обязана нести расходы на гражданскую оборону, которые не подлежат возмещению из бюджета, то данные расходы на гражданскую оборону учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В частности, в составе расходов на гражданскую оборону могут быть учтены осуществленные в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не подлежащие возмещению из бюджета расходы по созданию и содержанию убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в рамках согласованной с органами исполнительной власти, уполномоченными в области гражданской обороны, номенклатуры.

Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.

Читайте также: