Соотношение налоговой и административной ответственности для аптечной организации

Опубликовано: 05.05.2024

Правительство РФ 30 января 2020 г. разместило на официальном сайте в сети «Интернет» проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – проект КоАП РФ).

Согласно пояснительной записке к проекту КоАП РФ новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет введен в действие с 1 января 2021.

В целях совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения проект КоАП РФ предусматривает новые составы административных правонарушений, посягающих на здоровье человека, а также более строгую ответственность в виде повышенных размеров штрафов по сравнению с суммами штрафов за административные правонарушения в сфере здравоохранения, предусмотренными ныне действующим КоАП РФ.

Так, проект КоАП РФ предусматривает за нарушение установленных правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, порядка розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, а также правил хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения – наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. То есть нижний предел штрафов в среднем увеличился в 6 раз.

Важно отметить, что проект КоАП РФ в сфере обращения лекарственных средств также устанавливает новый состав административного правонарушения как реализация и отпуск жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с нарушением предельных размеров оптовых или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов. За данный вид административного правонарушения устанавливается административный штраф на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Проектом КоАП РФ за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок сумма административных штрафов остаются неизменными, однако вид альтернативной ответственности, как приостановление деятельности на срок до девяноста суток, больше не предусматривается.

Существенно изменились размеры административных штрафов за применение фальсифицированных и (или) недоброкачественных либо незарегистрированных в установленном порядке лекарственных средств, медицинских изделий в предложенном проекте КоАП РФ: на граждан от 70 тысяч до 100 тысяч рублей, на должностных лиц - от 100 тысяч до 600 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей - от 100 тысяч до 600 тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток, на юридических лиц - от 1 миллиона до 5 миллионов рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток.

Кроме того проектом КоАП РФ вводятся следующие новые составы административных нарушений, посягающие на здоровье человека:

1. Нарушение установленных порядков оказания медицинской помощи;

2. Нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков проведения медицинских экспертиз;

3. Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов;

4. Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья:

1) Отказ в оказании медицинской помощи;

2) Незаконное взимание платы за оказание медицинской помощи;

3) Нарушение права гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства;

4) Нарушение права гражданина на врача и медицинской организации, получение информации о состоянии его здоровья;

5) Несоблюдение установленных сроков оказания гражданам медицинской помощи в экстренной и неотложной форме;

6) Несоблюдение установленных сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроков ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов.

5. Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных;

6. Производство или продажа лекарственных препаратов для медицинского применения, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны;

7. Несоблюдение требований законодательства об охране здоровья граждан о создании условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи;

8. Нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков диспансерного наблюдения;

9. Нарушение установленных положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи;

10. Нарушение медицинским работником, медицинской организацией права пациента на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.

Размеры административной ответственности за вышеуказанные правонарушения представлены в таблице:

Размер административного штрафа

1. нарушение установленных порядков оказания медицинской помощи

Действие или бездействие, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан либо создавшие угрозу причинения вреда жизни

на должностных лиц от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей;

на должностных лиц от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 200 тысяч до 400 тысяч рублей

2. нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков проведения медицинских экспертиз

на граждан от 1 тысячи до 1.5 тысячи;

на должностных лиц - от 5 тысяч до 7 тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 7 тысяч до 15 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

3. Нарушение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов

от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

4. Нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья

Отказ в оказании медицинской помощи –

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

Незаконное взимание платы за оказание медицинской помощи;

Нарушение права гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства;

Нарушение права гражданина на врача и медицинской организации, получение информации о состоянии его здоровья;

Несоблюдение установленных сроков оказания гражданам медицинской помощи в экстренной и неотложной форме;

Несоблюдение установленных сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроков ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тыс.

на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.

на должностных лиц от 5 тысяч до 7 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

на граждан в размере от 1 тысячи до одной 1500 рублей;

на должностных лиц от 5 тысяч до 7 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

на граждан в размере от 1 тысячи до одной 1500 рублей;

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

5. Несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных;

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

6. Производство или продажа лекарственных препаратов для медицинского применения, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны

на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

на индивидуальных предпринимателей –
от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

на должностных лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

на юридических лиц - от 50 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

7. Невыполнение обязанности создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи

предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

8. Несоблюдение требований законодательства об охране здоровья граждан о создании условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи;

на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

9. Нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков диспансерного наблюдения;

предупреждение или наложение административного штрафа
на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
на индивидуальных предпринимателей - в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;

на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей

10. Нарушение медицинским работником, медицинской организацией права пациента на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами

на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей



Аннотация. В данной статье отражены основные аспекты административной ответственности за нарушения в сфере налогов. Рассматривается понятие «налоговое правонарушение», а также виды и формы ответственности, установленной в КоАП РФ. Внимание уделяется также смягчающим и отягчающим обстоятельствам, размерам штрафных санкций, установленных за конкретный вид налогового нарушения.

Для того, чтобы разобраться в видах ответственности, предусмотренной административным законодательством за налоговые правонарушения, вначале необходимо определить самое понятие такого нарушения. Поскольку ответственность за подобные нарушения устанавливается Налоговым кодексом, то понятие налогового правонарушения должно прямо относиться к субъектам такого нарушения: ими могут быть налогоплательщики, налоговые агенты и пр. Таким образом, налоговое правонарушение – это противоправное виновное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, выраженное как в форме действия, так и бездействия, и за которое ответственность установлена согласно НК РФ.

Спецификой, отличающей налоговые правонарушения от остальных видов, является то, что в основном их совершают путем бездействия: т.е. лицо не предпринимает каких-либо активных действий для исправления ситуации: не предоставляет своевременно необходимые документы, сведения в налоговые органы, допускает неправильное ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Глава 15 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность как раз за налоговые правонарушения. К таким нарушениям законодатель относит те, которые связаны с финансами, налогами и сборами, рынком ценных бумаг и сферой страхования. В этой же главе КоАП [2] указано, что в качестве санкции за вышеперечисленные нарушения применяется административный штраф. А вот размеры штрафов зависят от состава правонарушения, от его тяжести и определяются непосредственно в Налоговом Кодексе РФ (глава 16-18).[1]

Законодательство указывает на то, что ответственность несет только виновное лицо, т.е. если его вина будет доказана в судебном порядке. Как уголовное, так и административное законодательство РФ выделяют две формы вины – умысел и неосторожность. Так, нарушение будет совершено с умыслом, если лицом осознавался противоправный характер административного проступка, т.е. лицо знало о том, что его действия незаконны, а также желало или же сознательно допускало наступление негативных последствий своих действий (бездействий).

Неосторожным нарушение будет признано в том случае, когда лицом не осознавалась противоправность своих действий (бездействий), но могло и должно было бы их предвидеть. В случае, если правонарушение допущено со стороны организации, то степень ее вины определяется исходя из той степени, в которой виновны ее должностные лица, представители, которые своими действиями либо бездействиями допустили налоговое правонарушение.[3]

Кто же может выступать субъектом административной ответственности в сфере налоговых нарушений? В данном случае ответственности будут подлежать как юридические (организации, индивидуальные предприниматели), так и физические лица – отдельные граждане, являющиеся налогоплательщиками.

Для физических лиц законом установлен минимальный возрастной порог ответственности – как и в случаях общей административной ответственности, за налоговые правонарушения лицо может быть привлечено к ответственности только по достижении возраста 16 лет. Налоговый кодекс РФ устанавливает основания для привлечения к ответственности за налоговые нарушения, в случае отсутствия которых ни одно лицо к ответственности привлекаться не может. Также действует принцип недопустимости ответственности «дважды за одно и то же» - т.е. за совершение одного и того же налогового нарушения лицо может быть привлечено только один раз.

Законом регламентированы также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, которые могут влиять на размер наказания, либо вовсе исключать вину субъекта. К таким обстоятельствам относятся:
– неустановление факта совершения налогового правонарушения;
– недоказанность вины лица в совершении противоправного деяния;
– недостижение лицом, совершившим нарушение, возраста административной ответственности;
– если истек срок давности привлечения к ответственности, который по общему правилу составляет 3 года;
– совершение правонарушения стало следствием чрезвычайных обстоятельств;
– неконтролируемость нарушителем своих действий (в данном случае возможно нахождение в состоянии аффекта).

Указанный выше перечень не является исчерпывающим, поскольку при назначении наказания суд вправе выделить и иные обстоятельства, которые бы способствовали смягчению вины нарушителя, учитывая его личность, социальное и имущественное положение, характеристики и т.д.

Следует отметить, что порядок применения административной ответственности может быть как судебным, так и досудебным, согласно Гражданско-процессуальному кодексу Российской Федерации. Особенностью административной ответственности за налоговые нарушения также является ее субъектный состав: допускается привлечение только должностных лиц, хотя законодатель сделал возможным и физическое лицо, в качестве третьего лица. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо. Должностное лицо – это лицо, которое наделено определенными полномочиями управления, и вследствие этого осуществляющее распорядительные функции. Лицо, привлеченное к административной ответственности, не должно самостоятельно доказывать свою невиновность, согласно закрепленному в Конституции принципу презумпции невиновности.

В качестве отягчающих обстоятельств закон предусматривает следующие случаи:
– если после требования о прекращении противоправной деятельности лицо продолжает ее осуществлять, игнорируя требования уполномоченных органов или лиц;
– если лицом в течение одного года было допущено повторное правонарушение аналогичного характера;
– если в совершение правонарушения были вовлечены несовершеннолетние лица;
– если правонарушение совершено в составе группы лиц, в которой имел место предварительный сговор;
– если правонарушение совершено при наступлении стихийного бедствия, иной чрезвычайной ситуации, а также, если лицо находилось в состоянии опьянения.

Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установленная статьями 15.3-15.9 и 15.11 КоАП. Рассмотрим их виды более подробно.

Так, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, согласно ст. 15.3 КоАП, для должностных лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, повлечет за собой административное наказание в виде штрафа от 500 до 1000 рублей. Если же при аналогичном деянии со стороны субъекта допускается еще и ведение хозяйственной деятельности, то такое нарушение будет наказываться штрафом от 2000 до 3000 рублей (также для должностных лиц, за исключением ИП).

Если лицом допущено нарушение срока предоставления соответствующих документов в компетентные органы об открытии или закрытии счета в банке, ином кредитном учреждении, то такое деяние будет квалифицироваться по ст. 15.4 КоАП РФ. Размер штрафных санкций здесь составляет от 1000 до 2000 рублей (также для должностных лиц – не ИП). А вот за нарушение срока предоставления налоговой декларации (также согласно вышеупомянутой статье), должностному лицу грозит минимальный штраф – до 500 рублей.

Серьезным нарушением также является несоблюдение положений ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ: если лицом в уполномоченные налоговые, таможенные и иные государственные органы не были предоставлены документы, необходимые для ведения налогового контроля. Здесь уже субъектами ответственности могут выступать граждане – физические лица. Для таких субъектов размер штрафных санкций не превышает 300 рублей, а вот за аналогичное деяние на должностных лиц (кроме ИП), может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Подводя итоги, мы пришли к выводу о сложности и многоаспектности такого явления, как административная ответственность за нарушения в сфере налогов. Рассмотренный нами вид ответственности представляет собой совокупность и тесную взаимосвязь общественных отношений, которые регулируются административным и налоговым законодательством. Направленность данных общественных отношений – регулировать надлежащее выполнение налоговыми субъектами своих обязанностей по своевременному предоставлению необходимых для налоговых органов документов, качественное ведение бухгалтерской отчетности и предоставление достоверных сведений в налоговые органы.

Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019).
3. Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения. // Хозяйство и право. 2015. № 3. С. 75-100.
4. Кайхаров М.С. Механизм привлечения субъекта налоговых правоотношений к ответственности за налоговые правонарушения / М.С. Кайхаров // Наука XXI века. 2017. №6.

- На рынке аптечного ретейла сложилась ситуация, при которой юридические лица, входящие в одну группу и фактически представляющие собой крупные аптечные сети, принимают решение раздробить структуру сети для применения специальных режимов налогообложения, - заявила на одном из отраслевых форумов исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Лилия Титова. - Тем самым создаются искусственные условия для снижения налоговой нагрузки на всю группу юридических лиц, представляющих такую аптечную сеть.

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

И привела пример того, как начисляются налоги среднестатистической аптеки при едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) и основном налогообложении (ОСНО). Если в среднем площадь такой аптеки составит 150 кв. метров, 100 кв. метров из них - торговый зал, то арендная плата составит около 180 тыс. руб. Примерная ежемесячная выручка такой аптеки достигает 2,5 млн руб., фонд оплаты труда - до 180 тыс. руб. Тогда разница в пользу ЕНВД аптеки составит 66 тыс. рублей в месяц и до 800 тыс. руб. в год. Для большой аптечной сети счет идет уже на десятки миллионов рублей в год. СПФО выразил свою обеспокоенность ситуацией, при которой некоторые аптечные сети искусственно создают условия для снижения налоговой нагрузки, о чем и сообщил в Федеральную налоговую службу и Федеральную антимонопольную службу.

- Позиция раздробленных сетей достаточно рискованная, - прокомментировала свою позицию "РГБ" Лилия Титова. - Они вводят в заблуждение потенциального инвестора, снижают уровень контроля над рынком, увеличивают риски для входа на него недоброкачественной и фальсифицированной продукции и в целом наносят вред своему имиджу на фармрынке. Ведь в глазах государственных органов эти крупные сети равны малому бизнесу, нуждающемуся в поддержке и дополнительных льготах, а в глазах поставщиков являются крупными игроками. Такой бизнес непрозрачен и повышает риски финансовой неустойчивости.

- Налоговые льготы предоставляются государством только для малого бизнеса, - уверен и генеральный директор аптечной сети "Ригла" Александр Филиппов. - И если крупный бизнес маскируется под малый, чтобы сократить налоговое бремя, то это, конечно, нарушает условия честной конкуренции. Правила должны быть одинаковыми для всех.

- Нездоровой является сама ситуация, которая вынудила крупные аптечные компании дробиться на бесконечное число юридических лиц, - не согласна исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. - С 2011 года налоговое бремя для аптек выросло в непосильные 2,5 раза. До 2010 года все аптечные организации были отнесены к отдельной категории налогоплательщиков, наделенных правом применения ЕНВД. А с 2011 года специальный налоговый режим остался, но не для всех аптек, и тем самым обеспечил неравные условия налогового обременения. Те, у которых штатное расписание не превышает 100 человек, а доля юридического участия в уставном капитале не выше 25%, могут применять ЕНВД, а другие нет. Хотя по остальным критериям применения ЕНВД практически все аптечные организации равны. В ущемленном положении оказались те компании, которые являлись гарантированными налогоплательщиками, и в их числе государственные аптечные организации. Повышение налогового бремени (ОСНО и ставка отчислений в государственные внебюджетные фонды в 34%) обеспечило для 90% аптечных организаций страны отрицательную рентабельность уже к июню 2011 года.

Фото: Википедия

Фото: Википедия

В качестве примера Нелли Игнатьева приводит "Мособлфармацию" - эта муниципальная сеть Московской области была продана как нерентабельный актив. Канула в историю и федеральная аптечная сеть "36,6", имевшая в своем составе более 1000 аптек в 30 регионах, от нее сохранилось лишь около 100 аптек, и в основном в Москве. И хотя РААС прогнозировала такие последствия изменений налогового режима, к ней тогда не прислушались.

В принципе потребителям редко известно, является ли аптека, в которую они обратились, сетевой или самостоятельным малым предприятием. Для них важнее, доступные ли там цены, хороший ли сервис, гарантированное ли качество лекарств. И тут у сетей есть немалые преимущества - крупные поставки позволяют снизить цены, а бренд сам по себе является гарантией качества. Именно поэтому в последнее время так активно развиваются сети-дискаунтеры, сочетающие в себе преимущества бренда и низких цен. Сдерживать их не в последнюю очередь позволяют в числе прочего и приемы снижения налоговой нагрузки. Но этот вариант неприемлем для сетей премиум-класса, которые в результате теряют покупателей. Возможно, именно это служит причиной разногласий в профессиональном сообществе. Но все же законно ли такое дробление бизнеса "почкованием" или нет?

- Ответить на этот вопрос может только налоговая инспекция, - полагает исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина. - Как и на тот, являются ли эти юридические лица аффилированной сетью или нет. Во всех остальных случаях это вполне законно. Запрета на ведение бизнеса, объединяющего малые и средние самостоятельные предприятия, работающие под одним брендом, у нас нет. Но при условии, что они не управляются одним аффилированным лицом, потому что в этом случае они не получают никаких налоговых льгот. По этому же варианту сегодня создаются закупочные ассоциации малых и средних аптечных организаций - самостоятельных юридических лиц. И для дистрибьютора, и для производителя они представляют такой же интерес, как и крупная сеть.

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 5

С 10 апреля 2016 г. вступил в силу документ, изменяющий порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности. Основная цель изменений, внесенных Законом N 77-ФЗ , - повышение эффективности мер пресечения нарушений названных требований, обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.

Федеральный закон от 30.03.2016 N 77-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Указанным документом введена новая редакция ст. 15.11 и уточнена ст. 4.5 КоАП РФ.

Минфин России, в свою очередь, выпустил Информационное сообщение от 07.04.2016 N ИС-учет-1 (далее - Письмо N ИС-учет-1), в котором разъяснил, как нововведения будут применяться на практике.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ к административной ответственности привлекается должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В целях применения указанной нормы под должностными лицами понимаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники организации.

О грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету

На основании ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету.

До введения в действие Законом N 77-ФЗ рассматриваемых изменений под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимались:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Отныне перечень деяний, которые квалифицируются как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополнен действиями, которые прямо запрещены Законом N 402-ФЗ . Таком образом, введены дополнительные виды грубых нарушений:

  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Понятия мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета установлены Законом N 402-ФЗ. В силу п. 2 ст. 10 названного документа не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухучета в регистрах бухучета, регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах бухучета. Под мнимым объектом понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни).

Притворным объектом считается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Кроме названных видов грубого нарушения бухгалтерского учета, Законом N 77-ФЗ введена ответственность за отсутствие у экономического субъекта документов бухгалтерского учета, подлежащих хранению в соответствии с Законом N 402-ФЗ:

  • первичных учетных документов;
  • регистров бухгалтерского учета;
  • бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным ).
О том, в каких случаях проводится обязательная аудиторская проверка аптечной организации, см. статью Н.Н. Еременко "Об обязательной аудиторской проверке организации и расходах на ее проведение", N 4, 2016.

Как указал Минфин России в Информационном сообщении N ИС-учет-1, названные документы подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела , но не менее пяти лет после отчетного года (ст. 29 Закона N 402-ФЗ).

См. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения".

О штрафах за грубое нарушение требований к бухучету

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ штраф за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, определен в размере от 5000 до 10 000 руб. (ранее он составлял от 2000 до 3000 руб.).

В каждом конкретном случае размер штрафа устанавливает судья с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

О повторном совершении правонарушения

Законом N 77-ФЗ введено дополнительно наказание за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ:

  • штраф от 10 000 до 20 000 руб.;
  • дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, установлен ст. 4.6 КоАП РФ: со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация за нарушение может устанавливаться на срок от шести месяцев до трех лет. Она заключается, среди прочего, в лишении физического лица права занимать определенные руководящие должности (в том числе занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом), осуществлять фармацевтическую деятельность. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к медицинским и фармацевтическим работникам.

О сроке давности привлечения к ответственности

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ранее срок составлял три месяца).

Об освобождении от ответственности

Должностные лица могут быть освобождены от ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации и уплаты на основании этого неуплаченной суммы налога вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплаты соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;
  • исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством РФ порядке.

Не забываем об иных видах административной ответственности должностных лиц

Напомним, что кроме штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного ст. 15.11 КоАП РФ, должностное лицо аптечной организации может быть привлечено к ответственности за следующие виды правонарушений (для наглядности представим информацию в табличном виде):

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

Штраф в размере от 4000 до 5000 руб. (от 40 000 до 50 000 руб. - для юридического лица)

Нарушение срока постановки на учет в налоговой инспекции

Предупреждение или штраф в размере от 500 до 1000 руб.

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет

Штраф в размере от 2000 до 3000 руб.

Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке

Предупреждение или штраф в размере от 1000 до 2000 руб.

Нарушение сроков представления налоговой декларации по месту учета

Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 руб.

Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Главная > Реферат >Медицина, здоровье

Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящена глава 16 НК РФ. Ответственность банков рассматривается отдельно -- в главе 18 Кодекса. Сразу оговоримся, что нас будут интересовать те налоговые правонарушения, которые непосредственно относятся к порядку исчисления и уплаты налогов. Это -- непредставление деклараций и необходимых сведений, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, неуплата (неполная уплата) сумм налогов. Как показывает практика, именно здесь возникает наибольшее количество вопросов и разночтений.

Мерой ответственности за налоговое правонарушение является налоговая санкция (п. 1 ст. 114 НК РФ). Санкция представляет собой денежное взыскание, налагаемое на налогоплательщика (налогового агента) в принудительном порядке. Это единственная мера ответственности, предусмотренная налоговым законодательством. В соответствии со статьей 114 Кодекса она установлена в форме штрафа.

Штраф не следует путать с пенями. Характерной чертой штрафа является однократность взыскания. Иначе говоря, никто не может быть привлечен к ответственности повторно за одно и то же правонарушение. На это указано в пункте 2 статьи 108 НК РФ.

Пеня , напротив, не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением законодательства о налогах и сборах. Для начисления пеней достаточно только одного основания -- недоимки по налогу. При этом пени начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога. Пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и взыскивается в бесспорном порядке (ст. 72 НК РФ).

Общие условия привлечения к ответственности за налоговые нарушения определены в статье 108 НК РФ. Здесь указано, что ответственность наступает только при наличии соответствующих оснований и в порядке, предусмотренном Кодексом. Основание наступления ответственности предполагает, что имеется сразу два фактора: объективная и субъективная стороны налогового правонарушения.

Объективной стороной является факт совершения лицом противоправного действия (или бездействия, как в случае неуплаты налога). Субъективная сторона -- это наличие вины в совершении правонарушения. При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика (то есть субъективной и объективной сторон), возлагается на налоговые органы. Так установлено пунктом 6 статьи 108 НК РФ. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц (п. 4 ст. 110 НК РФ), действие или бездействие которых обусловили данное правонарушение.

Нарушения налогового законодательства могут содержать также признаки административного правонарушения или уголовного преступления. Производство по таким делам ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством (ст. 10 НК РФ). В то же время в пункте 4 статьи 108 НК РФ предусмотрено, что привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или уголовной ответственности.

Налоговые органы вправе привлекать к ответственности нарушителей только в пределах определенных сроков, установленных Налоговым кодексом (срок давности). По общему правилу нельзя привлекать к ответственности за налоговое правонарушение, если со дня его совершения истекли три года (п. 1 ст. 113 НК РФ).

Исчисление срока давности со дня совершения правонарушения применяется почти ко всем нарушителям. Однако в некоторых случаях он исчисляется со дня окончания соответствующего налогового периода , в котором было совершено правонарушение. Такой порядок действует в отношении нарушений, предусмотренных статьями 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ.

2.1 Административная ответственность

Кроме ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом, руководитель (или главный бухгалтер) за аналогичное правонарушение может быть привлечен также и к административной ответственности. Она наступает в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Соотношение налоговой и административной ответственности приведено в таблице.

Порядок привлечения к административной ответственности . После выявления налогового правонарушения сотрудники налогового органа составляют протокол. Протокол подписывается должностным лицом, в отношении которого возбуждено дело, и представителем соответствующей ИФНС России.

В течение суток с момента составления протокола налоговая инспекция направляет его в районный суд или мировому судье. Суд (мировой судья) должен рассмотреть дело в течение 15 дней. По результатам рассмотрения дела судья выносит решение: назначить административное наказание или прекратить производство по делу. В таблице 3 представлено соотношение налоговой и административной ответственности.

Соотношение налоговой и административной ответственности.

Ответственность, установленная НК РФ

Ответственность, установленная КоАП РФ

Статья 119 «Непредставление налоговой декларации»

-- 5% от суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный (неполный) месяц просрочки, но не менее 100 руб. при просрочке до 180 дней;

-- 10% от суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный (неполный) месяц просрочки, начиная со 181-го дня при просрочке более 180 дней

Статья 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации»

Штраф -- от 3 до 5 МРОТ

Статья 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»

-- 5000 руб, если длительность нарушения составляет один налоговый период;

-- 15 000 руб., если длительность нарушения составляет более одного налогового периода;

-- 10% от недоплаченной суммы налога, но не менее 15 000 руб., если результатом правонарушения явилось занижение налогооблагаемой базы

Статья 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности»

Штраф -- от 20 до 30 МРОТ

Статья 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога»

-- 20% от неуплаченной суммы налога, если нарушение совершено неумышленно;

-- 40% от неуплаченной суммы налога, если нарушение умышленное

Статья 126 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу»

-- 50 руб. за каждый не представленный налогоплательщиком в срок документ, истребованный налоговым органом;

-- 5000 руб. при отказе организации представить документы (сведения) о налогоплательщике, равно как и представление ложных документов (сведений), иное уклонение от представления документов (сведений)

Статья 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»

Штраф -- от 3 до 5 МРОТ

Налоговый орган имеет право взыскивать штрафы в бесспорном порядке по каждому налогу или иному основанию отдельно (п. 7 ст. 114 НК РФ). Таким образом, если сумма штрафов по нескольким правонарушениям превышает в совокупности установленный лимит, налоговый орган вправе взыскать санкции в бесспорном порядке путем списания со счетов налогоплательщика сумм до 50 000 и 5000 руб. соответственно по каждому из оснований за каждый налоговый период.

3. Определение суммы ЕНВД за налоговый период для аптеки

Определение суммы единого налога на вмененный доход, подлежащая уплате за налоговый период (1-й квартал 2009 г.) произведено для аптеки ЗАО «Сармедсервис», расположенной по адресу г. Саратов, ул. Ламповая, 7. Площадь торгового зала составляет 30 м 2 , численность работников 5 человек, оклад каждого составляет 4500 руб. Корректирующий коэффициент К1 для розничной торговли составляет 1,148, корректирующий коэффициент К2 - коэффициент удаленности для данного месторасположения составляет 0,65, ставка ЕНВД составляет 15%. Схема расчета ЕНВД за отчетный период представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Схема расчета ЕНВД за квартал

1.Базовая доходность на единицу физического показателя в месяц (руб.): 1800 руб.

2. Величина физического показателя:

за 1 месяц налогового периода 30

за 2 месяц налогового периода 30

за 3 месяц налогового периода 30

3. Корректирующий коэффициент К1: 1,148

4. Корректирующий коэффициент К2: 0,65

5. Налоговая база: 1800*1,148*0,65*(30+30+30)=120884 руб.

6. Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход (руб.) за налоговый период: 120884*15/100=18133

7. Сумма уплаченных за налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в сферах деятельности, по которым уплачивается ЕНВД, и (или) страховых взносов или фиксированных платежей, уплаченных индивидуальным предпринимателем за свое страхование: 4500*5*3*14/100=3150 руб.

8. Сумма, выплачиваемая в течение налогового периода из средств налогоплательщика на пособия по временной нетрудоспособности работникам, занятым в сфере деятельности, по которым уплачивается налог на вмененный доход: 0 руб.

9. Сумма страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, уменьшающая (но не более чем на 50 %) сумму исчисленного ЕНВД: 3150+0=3150 руб.

10. Сумма единого налога на вмененный доход, подлежащая уплате за налоговый период: 18133-3150=14983 руб.

При налогообложении аптеки относят к предприятиям торговли и в некоторых регионах не учитывают, что они несут социальную нагрузку как учреждения здравоохранения (затратное внутриаптечное изготовление лекарств, реализация лекарств на льготных и бесплатных условиях с более низкой наценкой или без нее, оказание первой медицинской помощи, лицензирование деятельности и т.д.). Органам управления фармацевтической службой и фармацевтической общественности субъектов Федерации следует уделять внимание вопросам налогового менеджмента для снижения налогового бремени для аптечных предприятий, что, позволит повысить и их социальную значимость.

1. Власов Ю.В. Письмо Министерства финансов от 17.03.2008 №03-11-04/3/119 [Посредническая деятельность аптечных учреждений при «вмененке»]//Нормативные акты. - 2007. - №22. - с.45-52.

2. Горшкова И. Аптека на «вмененке»/И. Горшкова// Малая бухгалтерия: «упрощенка», «вмененка», ЕСХН. - 2006. - №5. - с. 25-27.

3. Кислов Д.В. Малые предприятия: регистрация, учет, налоги/ Д.В. Кислов. -М.: ГроссМедиа, 2005. - 288 с.

4. Комментарии к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй / отв. ред. В.С. Буров. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 448 с.

5. Ладнова Е. Готовимся к смене режима налогообложения/ Е. Ладнова//Учет в аптеках. - 2008. -№6. -с.5-9.

6. Мирзоян Г. Налогообложение аптек: что нового?/ Мирзоян Г.// Фармацевтическое обозрение.- 2003. -№2. -с.12-14.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Официальный текст по состоянию на 15 февраля 2001года. - М.: Издательство Норма, 2001.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. - Саратов: Издательство «Сателлит», 1999. - 30 с.

9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации/В.Г. Пансков. Учебник для вузов. - М.,2001 - с.154.

10. Петров В.А. Налоги 2006: все о поправках в Налоговый кодекс/В.А. Петров. - М.: Издательство «Бератор-паблишинг», 2006. - 384 с.

11. Письмо Министерства финансов Российской федерации от 12 марта 2008г. № 03-11-02/27.

12. Титова И.Л. Особенности налогообложения аптечных предприятий/И.Л. Титова//Московские аптеки. - 2005. - №11. -с.7-11.

13. Юргель Н. Ценообразование на лекарственные средства и налоговая политика/Н. Юргель, Л. Евсеенко, Л. Солдатова// Российские аптеки. - 2003. - №4. - с.18-21.

Читайте также: