Налог на воспроизводство минерально сырьевой базы

Опубликовано: 11.05.2024

Статья 458. Налогоплательщики.

1. Налогоплательщиками налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее в настоящей главе - налога) признаются организации (статья 18 настоящего Кодекса) и индивидуальные предприниматели (статья 26 настоящего Кодекса) - пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.

2. Не признаются налогоплательщиками пользователи недр (в части соответствующих лицензионных участков):

1) осуществившие поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений за счет собственных, привлеченных и иных негосударственных средств;

2) возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, в том числе в случае, когда до момента вступления в силу настоящего Кодекса поисково-разведочные скважины и результаты геологоразведочных работ внесены в качестве вклада в уставный капитал этих пользователей. При этом возмещение государству вышеуказанных расходов осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль;

3)осуществляющие добычу трудноизвлекаемых, некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых, добычу полезных ископаемых из горных пород вскрыши или отходов горнодобывающих или связанных с ними перерабатывающих производств.

4) осуществляющие свою деятельность на условиях соглашения о разделе продукции;

5) собственники или владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод на принадлежащих им или арендуемых ими земельных участках непосредственно для собственных нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых и подземных вод на производство и технологические нужды), а также при использовании подземных вод для поддержания пластового давления;

6) применяющие экологически безопасные технологии и технологии, повышающие извлечение целевых и попутных полезных компонентов.

Порядок освобождения от уплаты налога пользователей недр, не признаваемых налогоплательщиками в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей части, определяется Правительством Российской Федерации.

Решение об освобождении пользователей недр от налога принимается органом, выдающим в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право пользования недрами.

Статья 459. Объект налогообложения.

Объектом налогообложения признаются добытые и реализованные и (или) направленные на переработку налогоплательщиком полезные ископаемые или продукты их передела, являющиеся первым товарным продуктом.

При этом к первому товарному продукту относятся:

1. Собственно полезные ископаемые, прошедшие первичную обработку:

а) нефть, природный газ и газовый конденсат;

б) уголь и горючие сланцы;

г) другие полезные ископаемые, включая подземные воды (за исключением подземных вод, используемых для поддержания пластового давления).

2. Товарные руды:

а) железные, марганцевые, хромовые, алюминиевые (бокситы) и никелевые;

б) калийные и магниевые соли;

в) борные, слюды-мусковита и слюды флогопита, асбеста, серы самородной, графита, талька, гипса, каменной соли;

г) неметаллического сырья для металлургии и производства огнеупоров;

д) неметаллического сырья для стройиндустрии и других полезных ископаемых.

а) цветных (кроме алюминия в бокситах и никеля), редких и радиоактивных металлов;

б) фосфоритовые и апатитовые;

в) плавикошпатовые, баритовые и вермикулитовые.

4. Благородные металлы - химически чистый металл (аффинированный металл).

5. Алмазы и драгоценные камни - необработанные отсортированные камни.

6. Пьезооптическое сырье, высокочистое кварцевое и камнесамоцветное сырье - по выходу кондиционного продукта.

7. Продукция из минерального сырья, полученная с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (подземная газификация, выщелачивание, скважинная гидродобыча и др.).

Статья 460. Налоговая база.

1. Налоговая база определяется как стоимость добытых и реализованных и (или) направленных на переработку полезных ископаемых или продуктов их передела, являющихся первым товарным продуктом (без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке их до покупателя).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добываемого и реализуемого налогоплательщиком минерального сырья (продукта их передела).

2. Стоимость реализованного первого товарного продукта рассчитывается исходя из цен реализации без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке их до покупателя.

3. Если налогоплательщик реализует не собственно полезные ископаемые или первый товарный продукт, а продукты более высокой степени их передела, при определении налоговой базы к их стоимости (без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке их до покупателя) применяется понижающий коэффициент, равный отношению расходов по производству и реализации (статья 291 настоящего Кодекса) полезных ископаемых или первого товарного продукта к расходам по производству и реализации (статья 291 настоящего Кодекса) реализованных продуктов их передела. При этом из расходов по производству и реализации реализованных продуктов передела исключаются затраты по переработке приобретенных на стороне полезных ископаемых, концентратов, товарных руд (пропорционально их удельному весу в общем объеме переработки).

4. Если налогоплательщик реализует первый товарный продукт взаимосвязанным покупателям, использует его для дальнейшей переработки, либо направляет его на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, то для определения налоговой базы стоимость первого товарного продукта определяется исходя из его рыночной цены, как она определяется в статье 53 настоящего Кодекса (без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке их до покупателя).

5. При реализации пользователем недр полезного ископаемого или первого товарного продукта на экспорт стоимость минерального сырья определяется исходя из цены реализации на экспорт за вычетом акцизов, таможенных сборов, расходов по транспортировке на экспорт, включающих тарифы на перекачку и перевалку, на слив и налив, на погрузку и разгрузку, расходы на оплату услуг портов, транспортно-экспедиционные и комиссионные услуги.

При реализации пользователем недр на экспорт продукта передела первого товарного продукта стоимость реализованного первого товарного продукта определяется в соответствии с частью четвертой настоящей статьи.

Статья 461. Налоговые ставки.

1. Первоначальные размеры ставок налога на воспроизводство - минерально-сырьевой базы (в процентах) устанавливаются в размерах:

1) Собственно полезные ископаемые, прошедшие первичную обработку:

а) нефть, природный газ и газовый конденсат 10,0

б) уголь и горючие сланцы 5,0

) другие полезные ископаемые, включая подземные воды (за исключением подземных вод, используемых для поддержания пластового давления) 5,0

2) Товарные руды:

а) железные, марганцевые и хромовые 3,7

б) алюминиевые (бокситы) и никелевые 8,2

в) калийных и магниевых солей; 1,7

г) борные руды, слюды-мусковита и слюды флогопита, асбеста, серы самородной, графита, талька, гипса, каменной соли неметаллического сырья для металлургии и производства огнеупоров, неметаллического сырья для стройиндустрии и других полезных ископаемых 5,0

а) цветных (кроме алюминия в бокситах и никеля) и редких металлов 8,2

б) радиоактивных металлов 3,0

в) фосфоритовые и апатитовые 3,1

г) плавикошпатовые, баритовые и вермикулитовые 5,0

4) Благородные металлы 7,8

5) Алмазы и драгоценные камни - необработанные отсортированные камни, пьезооптическое сырье высокочистое кварцевое и камнесамоцветное сырье 3,5

2. 20 процентов от первоначальной величины налоговых ставок, установленных частью первой настоящей статьи, являются федеральной закрепленной долей и исключаются из базы ежегодного снижения налоговых ставок, предусмотренного частью третьей настоящей статьи.

3. Ставка налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы в доле налога, направляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации ежегодно, начиная со второго года, уменьшаются на 20 процентов по сравнению с первоначальными размерами ставок, установленных частью первой настоящей статьи.

Статья 462. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. Налогоплательщик определяет сумму налога на воспроизводство минерально - сырьевой базы самостоятельно отдельно по каждому виду добываемых и реализуемых им полезных ископаемых (продуктов их передела).

2. Сумма налога на воспроизводство минерально - сырьевой базы определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы.

3. Уплата налога производится по итогам каждого отчетного и налогового периода не позднее чем через 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета - копию этой налоговой декларации.

Отчетный период устанавливается как:

1) каждый квартал - для малых предприятий, являющихся таковыми по законодательству Российской Федерации, и индивидуальных предпринимателей;

2) каждый календарный месяц - для остальных налогоплательщиков.

4. По согласованию с федеральным и региональным органами управления фондом недр допускается уплата налога в натуральной форме в виде минерального сырья (продуктов его передела). Порядок уплаты устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 463. Порядок зачисления налога

1. Суммы налога зачисляются:

1) в федеральный бюджет - 20 процентов;

2) в бюджеты субъектов Российской Федерации - 80 процентов.

2. По представлению федерального и регионального органов управления фондом недр часть налога на воспроизводство минерально - сырьевой базы, направляемая в бюджеты субъектов Российской Федерации, может передаваться налогоплательщику для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ по воспроизводству минерально - сырьевой базы в пределах их лицензионных участков.

3. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы зачисляемый в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, а также оставляемый предприятиям, самостоятельно финансирующим геологоразведочные работы, полностью используется для финансирования геологоразведочных работ. Суммы налога, использованные не по целевому назначению зачисляются в соответствующий бюджет и используются на финансирование геологоразведочных работ.

Порядок целевого использования указанных средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 464. Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации по налогу на воспроизводство минерально-сырьевой базы и порядок ее заполнения утверждаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Статья 465. Срок действия настоящей главы

Положения настоящей главы применяются в течение пяти лет со дня введения настоящего Кодекса в действие.

Завершился первый год применения нового налогового режима в нефтедобыче, основанного на уплате налога на дополнительный доход (НДД). В 2019 году в налоговом эксперименте участвовали проекты всех крупнейших нефтяных компаний, включая «Газпром нефть», расположенные в новых и традиционных регионах нефтедобычи. Поговорим о первых результатах этого эксперимента и дальнейших перспективах его развития.

Зачем нужен НДД

Идея перехода на налогообложение финансового результата для нефтяной отрасли не нова и активно обсуждалась на протяжении последних двадцати лет. Основной предпосылкой для разработки налога на дополнительный доход стало несовершенство российского налогового законодательства, основанного на изъятии значительной части выручки от добычи углеводородов через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (ЭП).

Эти платежи были введены взамен акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на фоне резкого повышения цен на нефть в начале 2000-х и низкой собираемости налогов с нефтяной отрасли. Вместе с тем такой подход к налогообложению в условиях ухудшения структуры запасов и роста затрат на подъем нефти не отвечал вызовам по обеспечению системных мер поддержки разработки углеводородного сырья, в свете чего быстро превратился в лоскутное одеяло налоговых льгот для различных категорий проектов.

На первоначальном этапе с нефтяными компаниями обсуждалось введение НДД только в отношении новых и действующих месторождений, ограниченных территорией Западной Сибири, расположенных в ЯНАО (южнее 65º с.ш.), ХМАО, Коми, Тюменской области (см. 3-ю и 4-ю группы проектов на инфографике на стр. 53). Критерием для выбора проектов 3-й группы явилось ограничение по величине годовой добычи (15 млн т суммарно по всем пилотам), для 4-й группы — величина запасов (суммарно 150 млн т). Итоговый перечень пилотных проектов 3-й и 4-й групп формировался нефтяными компаниями самостоятельно и на сегодня включает 65 лицензионных участков.

Переход на НДД месторождений новых регионов нефтедобычи (север ЯНАО, НАО, Красноярский край, Республика Саха, Иркутская область, шельф Каспийского моря) был инициирован в рамках проработки идеи завершения так называемого налогового маневра, предполагающего обнуление экспортной пошлины на нефть и соответствующий рост НДПИ. Поскольку при завершении налогового маневра нефтяные компании потеряли бы существующую льготу по ЭП на нефть, которая предоставлялась до достижения IRR проекта 16,3%, экономика месторождений в новых регионах существенно бы ухудшилась. В периметр НДД были добавлены 1-я и 2-я группы участков с возможностью добровольного перехода на новый режим.

Если говорить о преимуществах НДД перед НДПИ, то в первую очередь он хорош тем, что взимается с финансового результата, а не с выручки и выплачивается только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной. Кроме того, новый налог способствует более справедливому распределению эффективности между государством и недропользователями: обеспечивает прогрессивное изъятие ренты для высокомаржинальных проектов и стимулирует на первоначальном этапе высокозатратные проекты, которые принесут доходы в бюджет позднее. Для таких проектов в начале разработки действуют льготные условия по НДПИ и ЭП, а сам НДД не взимается вплоть до выхода проекта на окупаемость.

Также НДД учитывает изменения экономических и геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения. По мере истощения месторождения снижается доход и, соответственно, размер налога. А высвобождение средств на первоначальном этапе разработки стимулирует инвестиции в новые эффективные технологии нефтедобычи и геологоразведку, что в конечном итоге приведет к увеличению среднего проектного коэффициента извлечения нефти и восполнению минерально-сырьевой базы.

Адаптационный период

Безусловно, анализ одного года применения НДД не может показать объективную картину и однозначно подтвердить эффективность нового режима ни для недропользователей, ни для государства. Однако первые результаты от изменения налогового законодательства уже видны.

Согласившись на участие в налоговом эксперименте, нефтяные компании приступили к адаптации корпоративных бизнес-процессов к введению нового налога. Ранее формирование финансового результата в разрезе лицензионных участков не требовалось для целей налоговых расчетов. Поэтому организация раздельного учета доходов и расходов по участкам, перешедшим на НДД, стала серьезным вызовом, связанным со значительной донастройкой учетных систем и документооборота для корректного расчета налога.

«Газпром нефть» была активно вовлечена в эту работу. Заявленные пилотные проекты не всегда совпадали с границами месторождений. Соответственно, потребовалась донастройка внутренних аналитик для корректной привязки расходов к участкам недр. Значимым этапом внутренней работы стал выбор параметров для распределения капитальных и операционных расходов по участкам недр с точки зрения их экономической обоснованности, универсальности для различных категорий участков и необходимости использования в течение пятилетнего периода согласно требованиям законодательства.

Помимо учетных операций перед бизнесом встал вопрос по оптимизации имеющейся схемы разработки пилотных проектов: компаниям необходимо было понять, действительно ли новый фискальный режим повышает эффективность разработки запасов, а также продемонстрировать обеспечение бюджетной эффективности для государства.

Установление льготного периода по уплате НДПИ, ЭП и НДД для гринфилдов позволило ускорить сроки запуска таких месторождений в эксплуатацию. Для браунфилдов потребовалось пересмотреть производственную программу, чтобы повысить интенсивность эксплуатационного бурения и максимально быстро получить дополнительную добычу за счет вовлечения в разработку новых запасов, ранее нерентабельных в общем налоговом режиме. Кроме того, введение НДД стимулирует инвестиции в инновации, а значит, зрелые месторождения могут стать площадками для апробирования новых технологий и методов повышения нефтеотдачи в целях поддержания базовой добычи и повышения коэффициента извлечения нефти. Подготовка таких площадок уже началась.

Для нефтяных месторождений с запасами газа потребовалась оптимизация порядка разработки данных запасов ввиду принятой методологии расчета НДД. Она не позволяет так же эффективно разрабатывать газ в этом режиме, как в действующей системе. Это связано с тем, что фактические расходы на освоение запасов газа не учитываются при расчете минимального НДД. Следовательно, налог по своей сути уплачивается с полученной выручки по газу, а не с прибыли. При этом снижение ставки НДПИ на газ в режиме НДД не предусмотрено.

Первые результаты

Если перейти к результатам 2019 года в цифрах, то суммарно дополнительные инвестиции компаний в освоение пилотных месторождений составили свыше 100 млрд рублей. Большая часть этой суммы относится к активизации разработки гринфилдов в новых регионах добычи, работа которых ранее стимулировалась за счет льгот по экспортной пошлине.

Если рассматривать результаты непосредственно по «Газпром нефти», то в 2019 году компания нарастила инвестиционную активность по изучению и освоению новых проектов, а также поддержанию базовой добычи на действующих проектах в среднем на 55%, продолжив последовательный рост в 2020 году. При этом фактический прирост инвестиций на участках НДД по итогам 2019 года превысил рост операционного денежного потока. Следовательно, с момента введения НДД все дополнительно полученные ресурсы компании были реинвестированы. Прирост добычи на пилотных проектах в среднем составил 10%.

В 2019 году наибольшая инвестиционная активность компании была сосредоточена на изучении и освоении Новопортовского, Тазовского и Западно-Зимнего участков. Благодаря переводу месторождений севера ЯНАО на НДД, в том числе тех, разработка которых в общем налоговом режиме была бы нерентабельна, компания приступила к формированию нового масштабного кластера нефтедобычи. Именно здесь бурятся самые высокотехнологичные скважины в периметре компании со сложнейшими типами заканчивания. Так, на Тазовском месторождении компания успешно пробурила скважины с двумя обсаженными стволами с рекордной протяженностью горизонтальных участков свыше 2 тыс. метров и скважины с тремя стволами по технологии «фишбон». По уровню сложности высокотехнологичные скважины на этом месторождении уникальны для сухопутных проектов и приравниваются к морским.

Развитие Новопортовского промысла в режиме НДД также позволило дать старт ряду уникальных капиталоемких проектов. В частности, сейчас реализуется строительство газопровода внешнего транспорта расчетной протяженностью около 115 км. Он соединит газовую инфраструктуру полуострова Ямал с магистральным газопроводом «Ямбург — Тула» на полуострове Тазовский. Реализация проекта позволит эффективно использовать попутный нефтяной газ в объеме 96,3%, а также откроет доступ к вовлечению в разработку газовых месторождений полуострова Ямал.

Таким образом, приведенные результаты прошедшего года демонстрируют первые позитивные итоги применения НДД. Новые налоговые условия послужили толчком для наращивания инвестиционной активности на проектах и обеспечили прирост добычи нефти на них относительно 2018 года. То есть дополнительная ценность от изменения налогового законодательства как для бизнеса, так и для государства приобретает вполне ощутимые финансовые перспективы.

Итоги первого года работы НДД подводили не только нефтяники, но и Минэнерго с Минфином. В следующий раз мы обсудим почему их оценки отличаются от тех, что сделали нефтяные компании, и кто на самом деле прав.

Подписывайтесь на канал, если вам интересны новости нефтяной отрасли. Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.

от 31 декабря 1996 года N 44

О порядке исчисления, уплаты в
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
и целевом использовании отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы

(с изменениями на 16 июля 1998 года)

Настоящая Инструкция фактически утратила силу.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не взимаются с 1 января 2002 года, за исключением полезных ископаемых, добытых до 1 января 2002 года.

В отношении полезных ископаемых, добытых до 1 января 2002 года, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до 1 января 2002 года, независимо от даты поступления денежных средств за реализованную продукцию - статья 13 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ).

В настоящей Инструкции учтены изменения и дополнения:

На основании Изменений и дополнений N 1 в названии Инструкции, названии раздела III, абзацах первом и втором пункта 5 раздела III, абзацах первом и втором пункта 6 раздела III, абзацах первом, втором и третьем пункта 8 раздела III, абзаце первом пункта 9 раздела IV, абзаце первом пункта 17 раздела V, абзаце первом пункта 19 раздела V, пункте 20 раздела VI, пункте 23 раздела VI, Приложении N 2 к Инструкции слово "бюджет" в соответствующих числе и падеже заменено на слова "Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы" в соответствующих числе и падеже.

Инструкция издана на основании:

I. Плательщики отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы

1. Плательщиками отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - отчисления) являются пользователи недр (субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами), осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.

2. Пользователи недр, осуществляющие свою деятельность на условиях соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", не являются плательщиками отчислений.

II. Налогооблагаемая база

3. Налогооблагаемой базой по отчислениям является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, к которому могут быть отнесены:

1. Собственно полезные ископаемые, прошедшие первичную обработку:

а) нефть, природный газ и газовый конденсат;

б) уголь и горючие сланцы;

г) другие полезные ископаемые, включая подземные воды (за исключением подземных вод, используемых для поддержания пластового давления).

2. Товарные руды:

а) железные, марганцевые, хромовые, алюминиевые (бокситы) и никелевые;

б) калийные и магниевые соли;

в) борные, слюды-мусковита и слюды флогопита, асбеста, серы самородной, графита, талька, гипса, каменной соли;

г) неметаллического сырья для металлургии и производства огнеупоров;

д) неметаллического сырья для стройиндустрии и других полезных ископаемых.

а) цветных (кроме алюминия в бокситах и никеля), редких и радиоактивных металлов;

б) фосфоритовые и апатитовые;

в) плавикошпатовые, баритовые и вермикулитовые.

4. Благородные металлы - химически чистый металл (аффинированный металл).

5. Алмазы и драгоценные камни - необработанные отсортированные камни.

6. Пьезооптическое сырье, высокочистое кварцевое и камнесамоцветное сырье - по выходу кондиционного продукта.

7. Продукция из минерального сырья, полученная с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (подземная газификация, выщелачивание, скважинная гидродобыча и др.).

(Пункт 3 в редакции, введенной в действие с 11 сентября 1998 года Изменениями и дополнениями N 1)

III. Ставки отчислений и порядок зачисления их в
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

4. Ставки отчислений установлены Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы", являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, и устанавливаются в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых (приложение N 1 к настоящей Инструкции). Указанные ставки введены в действие с 1 января 1996 года.

Недропользователи производят отчисления от стоимости всего добытого ими минерального сырья как за основное, так и за попутные компоненты.

5. Отчисления направляются в федеральный Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы субъектов Российской Федерации и используются по целевому назначению для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Основанием для распределения отчислений, направляемых в федеральный Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы субъектов Российской Федерации (в том числе передаваемых добывающим организациям и предприятиям), являются соответственно федеральные и территориальные государственные программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

6. Отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд (использование подземной воды для местных нужд устанавливается в лицензии пользования недрами для добычи подземных вод), по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляются в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы субъектов Российской Федерации. Региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых определяет Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Часть отчислений из направляемых в Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы субъектов Российской Федерации по представлению территориальных подразделений Министерства природных ресурсов Российской Федерации может передаваться добывающим организациям и предприятиям для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ.

7. Добывающие организации, являющиеся дочерними (зависимыми) акционерными обществами, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти (в соответствии с их компетенцией) могут передавать основному (преобладающему) акционерному обществу для целевого использования часть отчислений, оставляемых этим организациям для самостоятельного финансирования гелогоразведочных работ.

8. Предложения по объемам отчислений, направляемым в Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы различных уровней для использования на финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, разрабатываются Министерством природных ресурсов Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в части, касающейся конкретных видов полезных ископаемых) и Министерством экономики Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации согласовывает объемы отчислений, направляемые в федеральный Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, с Министерством экономики Российской Федерации и сообщает их Министерству финансов Российской Федерации до 1 июня предшествующего года.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации направляет в Государственную налоговую службу Российской Федерации согласованные с Министерством экономики Российской Федерации по каждому предприятию-плательщику данные по объемам отчислений, перечисляемых им в федеральный Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы субъекта Российской Федерации, в том числе передаваемые с согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации этому предприятию для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ.

Эти показатели доводятся Государственной налоговой службой Российской Федерации до государственных налоговых инспекций, а последние доводят их до каждого предприятия-плательщика.

IV. Льготы по отчислениям

9. От уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы отчислений освобождаются следующие категории пользователей недр:

а) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производственные и технологические цели).

Основанием для освобождения пользователей недр от уплаты отчислений является свидетельство на право собственности, владения земельным участком, выданное в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", или договор аренды земельного участка, заключенный между пользователем недр и собственником земельного участка.

Порядок освобождения от отчислений по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

б) пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;

в) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых геологических объектов регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

10. Отчисления не производятся при добыче трудноизвлекаемых некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.

11. Отчисления не производят пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.

Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых месторождений, представляют в Министерство природных ресурсов Российской Федерации или территориальные органы управления государственным фондом недр документы, подтверждающие постановку на баланс запасов данного месторождения, в том числе оперативно учтенных запасов, и данные об источниках финансирования, за счет которых были выполнены геологоразведочные работы. Указанные документы представляются по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Если месторождение разведано полностью или частично за счет государственных источников финансирования, освобождение от уплаты отчислений производится после полного возмещения недропользователем соответствующему бюджету затрат на проведение поисковых и разведочных работ по данному месторождению за счет государственных средств. При этом в сумму возмещения не входят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Конкретная сумма возмещения указанных затрат по каждому месторождению устанавливается Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направляется соответственно в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в зависимости от источников финансирования этих затрат.

Пользователи недр ведут раздельный учет стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых по месторождениям, разведанным за счет собственных средств и за счет государственных источников финансирования.

V. Порядок определения и сроки уплаты отчислений

12. Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно исходя из предусмотренных ставок и стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.

Стоимость первого товарного продукта исчисляется по ценам его реализации на условиях франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления без налога на добавленную стоимость и акциза.

13. Для предприятий и организаций, самостоятельно осуществляющих переработку первого товарного продукта с последующей реализацией продуктов его передела, при передаче первого товарного продукта на промышленную переработку на давальческой основе, реализации его в порядке натурального обмена на другие виды продукции, а также реализации первого товарного продукта по ценам ниже себестоимости, стоимость первого товарного продукта определяется исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, сложившуюся в отчетном периоде в данном регионе.

При отсутствии реализации аналогичной по качеству продукции в данном регионе стоимость первого товарного продукта определяется исходя из себестоимости первого товарного продукта с учетом рентабельности предприятия.

14. При реализации недропользователем первого товарного продукта в счет экспортных поставок размер отчислений определяется исходя из стоимости экспортных поставок за вычетом акцизов, таможенных сборов, расходов за транспортировку на экспорт, включающих тарифы на перекачку и перевалку нефти, тарифы на слив и налив нефти, расходы на оплату услуг порта, транспортно-экспедиционные услуги.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 33, 1999

Предприятия - пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, обязаны производить отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ВМСБ). Данная обязанность предусмотрена Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 10.02.1999) "О недрах" (далее - Закон) и Инструкцией Госналогслужбы России от 31.12.1996 N 44 (в ред. от 16.07.1998) "О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы" (далее - Инструкция), изданной в соответствии с этим Законом.

Вследствие противоречия между нормами Закона и Инструкции плательщики при расчете налога на ВМСБ сталкиваются с проблемой определения налогооблагаемой базы. В частности, ст.44 Закона устанавливает налогооблагаемую базу для начисления ВМСБ в виде стоимости фактически добытых полезных ископаемых. В то же время в Инструкции сказано, что налог на ВМСБ следует рассчитывать исходя из стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.

Термин "товарный продукт" получил законодательное закрепление еще в Законе Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Согласно ст.4 данного Закона товаром признается продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена. Следовательно, для признания определенного продукта товаром не обязателен факт осуществления его продажи, важным моментом в данном случае является возможность его продажи. Иными словами, товар - это продукт, который может быть продан.

Что касается возможности продажи добытых полезных ископаемых, то интерес к их покупке имеют, как правило, предприятия, специализирующиеся на переработке минерального сырья. В результате получается, что если есть товар (добытые полезные ископаемые) и покупатель, заинтересованный в его покупке, следует признать, что этот товар может быть реализован и соответственно признан первым товарным продуктом.

Кроме того, подтверждением возможности того, что добытые полезные ископаемые могут выступать в роли первого товарного продукта, будет служить также их наличие в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг, разработанном Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации и Минэкономики России. В Классификаторе представлена информация о всей отечественной продукции.

В качестве примера возьмем такое полезное ископаемое, как железная руда. Она является самостоятельным товаром и может выступать в роли первого товарного продукта. Свидетельством этого служат, во-первых, наличие ее в Классификаторе в разделе С под кодом 1310100, во-вторых, заинтересованность перерабатывающих предприятий в ее покупке.

Следует отметить, что переработка железной руды включает 3 стадии: первая - обогащение руды - получение концентратов, окатышей, вторая - выплавка чугуна, третья - стали. При этом концентраты, окатыши следует рассматривать как вторичный товарный продукт, полученный из железной руды, и соответственно налог на ВМСБ с их стоимости платить не нужно. Это же относится к чугуну и стали.

Еще одним доказательством того, что добытые полезные ископаемые являются первым товарным продуктом служит тот факт, что существуют официальные данные о ценах реализации непереработанных полезных ископаемых на условиях франко - вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления без НДС и акциза. Указанную информацию можно получить в торгово - промышленной палате, направив туда запрос.

Подчеркнем, что в случае противоречий между Инструкцией и Законом надлежит применять Закон.

Более того, в п.7 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 указано, что изданные Госналогслужбой России до 01.01.1999 инструкции по применению конкретных законов об отдельных видах налогов должны применяться судами в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации, в том числе его ст.4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

ОТЧИСЛЕНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ, ОВМСБ

ОТЧИСЛЕНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ, ОВМСБ - налоговые платежи, предназначенные для финансирования разведки новых месторождений полезных ископаемых для последующего их использования взамен уже использованных. На основании Закона РФ «О недрах» (1992 в ред. 1995) Государственной налоговой службой РФ издана Инструкция от 31 дек. 1996 № 44 «О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (письмо МНС РФ от 27 окт. 2000 № ВГ-6-04/834 «О порядке определения налоговой базы по ОВМСБ»), в к-рой определены плательщики ОВМСБ, налоговая база, ставки отчислений и льготы по отчислениям, порядок определения и сроки их уплаты, ответственность плательщиков и контроль налоговых органов. Понятие «воспроизводство минерально-сырьевой базы» не следует понимать как непосредственное воспроизводство добытых минеральных ресурсов, поскольку они невозобновляемы и искусственным путем не производятся. (Воспроизвести можно лишь лесные ресурсы, возобновляемые как естественным, так и искусственным путем.) Созданный ден. фонд позволяет «восполнить» безвозвратно использованные ресурсы недр путем использования средств на разведку новых месторождений полезных ископаемых, без которой невозможно приступить к освоению новых ресурсов недр. (Но следует иметь в виду, что их освоение приводит ко все большему истощению общенац. богатств недр.) До принятия Закона РФ «О недрах» отчисления за использование природных ресурсов назывались платежами на геологоразведочные работы. Плательщики этих отчислений - пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет гос. средств согласно лицензии. Налоговая база по отчислениям - стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Ставки отчислений установлены Федеральным законом от 31 дек. 1995 «О ставках отчислений на воспроизводство минеральносырьевой базы» (утратил силу с 1 янв. 2002 в связи с введением в действие гл. 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых») в процентах от стоимости первого товарного продукта дифференцированно от 1,7 до 10% по видам полезных ископаемых. Кроме отчислений недропользователей на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступали: плата инвесторов за информацию о недрах, доходы от проведения конкурсов по предоставлению прав на пользование недрами; сборы за выдачу лицензий. Средства фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы имеют строго целевое назначение. Недропользователи производили отчисления от стоимости всего добытого ими минерального сырья как за основное сырье, так и за попутные компоненты. Отчисления направлялись в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ и использовались для финансирования работ по гос. геологическому изучению недр в соответствии с принятыми гос. программами. Часть отчислений из направляемых в бюджеты субъектов РФ передавалась добывающим орг-циям и пр-тиям для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ. Сумма отчислений определялась плательщиком самостоятельно. Стоимость первого товарного продукта исчислялась по ценам реализации на условиях франко вагон(судно) станция(порт,пристань) отправления без НДС и акциза. ОВМСБ включались в себестоимость продукции и перечислялись в бюджет в след. сроки: ежемесячно не позднее 20-го числа следующего за отчетным месяца при среднемесячной сумме отчислений не менее 10 тыс. р. При среднемесячной сумме отчислений более 100 тыс. р. вносились авансовые платежи - 15-го, 25-го и 5-го числа месяца, след. за отчетным, в размере 1/3 суммы платежа, начисленного за месяц, предшествующий отчетному; ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, при среднемесячной сумме отчислений менее 10 тыс. р., а также малыми пр-тиями, независимо от размера платежа. За сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых (кроме нефти, природного газа и газового конденсата) ставка отчислений увеличивалась в 2 раза.

Читайте также: