Налоговое право и предпринимательское право

Опубликовано: 14.05.2024

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

1) швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);

2) неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);

3) итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);

4) французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:

– особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;

– автономии налогового законодательства;

– интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

  1. Самостоятельность имущественного и организационного типов. Имущественная разновидность обособленности подразумевает наличие возможности распоряжаться собственным имуществом при реализации основной деятельности. Организационная самостоятельность возникает в момент принятия решений – это свобода выбора из нескольких путей развития того варианта, который предприниматель считает единственно верным (без учета мнения контролирующих и третьих лиц).
  2. Систематичность. Это означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться на постоянной основе без длительных простоев. Данный критерий проявляется в регулярном поступлении доходов и нацелен на постоянное получение прибыли.

  • Ответственность по рискам деятельности имуществом. Предприниматель отвечает за результаты своей работы имущественными активами. Для ИП норма распространяется на его личное имущество, для учредителей предприятий – на корпоративные объекты имущества.
  • Соблюдение формальных процедур. Реализация законного права ведения бизнеса на территории России возможна при условии проживания в стране осуществления хозяйственной деятельности и прохождения всех этапов легализации статуса коммерсанта. Прибыль от предпринимательства будет признаваться законной только в отношении зарегистрированных и поставленных на учет в ФНС ИП и юридических лиц.
  • Направленность на повышение уровня рентабельности проекта. Коммерческие деятели нацелены на извлечение максимальных материальных выгод. Прибыль – основная цель каждой проведенной операции.
  • СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

    Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

    • финансовыми;
    • организационного типа;
    • экономическими;
    • зависящими от субъекта хозяйствования или обособленными от его действий.

    Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

    К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

    Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

    • денежные вливания;
    • создание собственной сырьевой базы;
    • модернизация оборудования;
    • обновление технологических линий;
    • повышение квалификации работников;
    • наработка собственной системы взаимодействия с контрагентами для формирования широкой базы лояльных и постоянных клиентов.

    Источники предпринимательского права

    Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

    1. Конституции.
    2. Кодексов.
    3. Федеральных законов.
    4. Подзаконных актов и постановлений.

    Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

    Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

    Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

    НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

    Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

    Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

    ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

    На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

    Понятие и виды хозяйственных правоотношений

    Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

    Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

    1. Правоотношения абсолютного типа касаются деятельности предпринимателя внутри своего бизнес-проекта. В эту категорию входит возможность самостоятельно распоряжаться своим корпоративным имуществом, вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять калькуляционные расчеты.
    2. Правоотношения относительного типа затрагивают интересы сразу нескольких участников рынка в момент их взаимодействия. Права одной стороны коррелируются с обязанностями другого лица. Это проявляется в соблюдении условий договоров, заключаемых между разными субъектами хозяйствования.

    Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

    • вещественные активы;
    • денежные ресурсы;
    • ценные бумаги;
    • осуществляемые действия участников рынка коммерции;
    • блага неимущественной разновидности, которые являются неотъемлемой частью конкретного бизнес-проекта (логотип, бренд, коммерческая тайна).

    Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

    ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

    Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

    Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

    • изучение причин, документальных и правовых оснований для возникновения обязательства;
    • идентификация участников сделки, повлекшей возникновение претензий;
    • содержание требований;
    • источники регулирования и разрешения возникшей ситуации с точки зрения правовой базы.

    Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

    • какие действия будут признаны правонарушением;
    • какие внешние факторы могут оказать существенное влияние на выполнение норм соглашения;
    • к каким последствиям приведет нарушение условий договора;
    • механизмы защиты бизнеса от негативного воздействия, основанные на правовых источниках правоотношений (разработка системы штрафов для контрагента за срыв договоренностей, применение инструментов страхового рынка).

    По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

    Аннотация. Данная научная работа, написана на основании проведенного анализа, в частности было изучено действующее законодательство РФ. В конечном итоге, работа раскрывает содержание правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ. В данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования всех сфер предпринимательской деятельности. Была изучена взаимосвязь между нормами публичного и частного права и поставлены вопросы по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы предпринимательской деятельности в современной России.

    Объектом исследования являются общественные отношения, которые развиваются при применении законодательства в сфере правового регулирования бизнеса.

    Целью данного исследования является всестороннее изучение проблем правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности, а также разработка предложений по совершенствованию современного российского законодательства в этой области.

    Предпринимательское право это есть отрасль права, а именно совокупность правовых норм, регулирующих взаимосвязь частных и государственных интересов при организации и ведении предпринимательской (хозяйственной) деятельности [1, С. 34].

    На сегодняшний день, в Российской Федерации предпринимательство является наиболее распространенной формой бизнеса. Однако на данный момент в России нет единого подхода для определения статуса индивидуального предпринимателя, это приводит к трудностям в правовом регулировании деятельности частных предпринимателей, недопониманию и усугублению противоречий между их экономическим статусом и правовым положением. Практика развития малого предпринимательства за рубежом, а так же изменения в экономике, социальной и политической среде за последние десятилетия дали нам понять, что данная ниша достаточно перспективна и положительно влияет как на развитие экономической составляющей страны в целом, так и на улучшение благосостояния людей, проживающих в государстве. Благодаря увеличению числа индивидуальных предпринимателей решается проблема безработицы, повышение уровня жизни отдельных граждан, а так же лиц без гражданства, или граждан других государств, оборот товаров и наращивание производства.

    С момента начала становления предпринимательства в России законодательная система, касательно правового статуса индивидуальных предпринимателей, шагнула далеко вперед. Однако в данном вопросе остается еще очень много пробелов, и актуальность исследования обуславливается недостаточностью правоприменительных норм к предпринимательскому статусу и необходимостью дальнейшего изучения в этом направлении. Основная цель науки предпринимательского права - совершенствование всей отрасли, всех областей ее применения. Коммерческое право основано на гражданском праве, которое содержит большинство норм частного права.

    Граждане государства, становясь участниками хозяйственных правоотношений, независимо от вида предпринимательской деятельности, стремятся к определенным материальным или имущественным выгодам [2]. Предприниматели являются физическими лицами, поэтому предпринимательское право является исключительно частным [3, С. 54].

    При этом граждане, которые не имеют статус индивидуального (частного) предпринимателя, не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за получение льгот или прибыли, при осуществлении не законной хозяйственной деятельности, а предприниматели могут.

    Иными словами, лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, находятся под контролем государственных служб и органов, что свидетельствует о публичном характере права. Очевидно, что полное правовое регулирование деятельности предприятий основано на законодательных решениях органов государственной власти, но это не может дать точного представления ни о структурах правоотношений между государственным и частным секторами, ни о соответствующих отраслях права.

    Установление ограничений личных прав и свобод является необходимостью для каждого государства, что достигается при описании общественных отношений в сложных нормативных правовых актах государства. Но в каждом из этих нормативных правовых актов можно найти разделение на конкретные нормы частного и публичного права. По отношению к отрасли предпринимательского права, включающей однородные правовые нормы, законодательная сфера сложна, так как нормативные акты, ее образующие, состоят из норм различных отраслей права. В одних ситуациях под нормативными актами понимаются нормы одной юридической ветви, в других - нормы нескольких.

    В современный период, многие контролирующие ведомства пытаются доказать необходимость собственного существования, повсеместно регулируя общественные отношения в области прав и обязанностей субъектов предпринимательства. Это достигается путем издания постановлений, указов, технических инструкций, пояснений, рекомендаций и.т.д., на самом деле, самый простой способ законодательного регулирования - это наложение запретов. Говоря просто: "если вы не знаете, как это сделать правильно, запрещайте". Мы убеждены, что сегодня законодательное регулирование в сфере бизнеса стало чрезмерным, что препятствует необходимому позитивному экономическому развитию [4]. В праве присутствует огромное количество подзаконных актов и нормативных актов приводит к тому, что субъекты предпринимательской деятельности не успевают с ними ознакомиться, изучить. Огромное количество подзаконных актов - это то, что не соответствует здравому смыслу, существующей юридической логике.

    Это отчетливо видно в сфере административного законодательства: в последнее время возрастает количество составов административных правонарушений, увеличивается число видов административных наказаний, увеличиваются штрафы и их размеры не соответствуют уровню общественной опасности совершенных противоправных действий.

    Зачастую помимо наложения административного штрафа, применяются дополнительные наказания, в виде административного приостановления деятельности.

    В современном административном процессе полностью утрачена логика, утрачено понятие "процессуальная экономия", когда приоритетными считались простые и эффективные решения [5, С. 112]. Так, например, сейчас вполне нормально подавать в суд одновременно на несколько субъектов (физических лиц, юридических лиц, должностных лиц и т. д.), а после различным ведомствам выносить предписания, об устранении выявленных нарушений.

    Нельзя не отметить, что еще одной проблемой предпринимательского права, является отсутствие его кодификации. В настоящее время в Российском праве отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий предпринимательскую деятельность. Мы же считаем, что на современном развитии системы права, необходим кодекс предпринимательского права, четко регулирующий все общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности.

    Думается, что все вышеперечисленные недостатки законодательного процесса, являются причинами коррупционных факторов, образующихся в сфере предпринимательской деятельности, а также факторами навязанной коррупции. Думается, что пришло время полностью изменить способ принятия законодательства. Сегодня мы должны сосредоточиться на анализе существующей нормативной базы, мониторинге ее эффективности, систематизации законодательства. Это должно применяться ко всем отраслям права.

    Поэтапное решение вышеперечисленных законодательных проблем в указанных областях смогло бы помочь предпринимательскому праву адаптироваться к современным условиям экономики, а так же подтолкнуть к развитию правовой теории индивидуального предпринимательства в Российской Федерации и утвердить их правовой статус в существующей законодательной системе

    Поэтому конкретизация правовых норм, проведение исследований и анализ действующего законодательства в отношении рассматриваемых субъектов предпринимательского права, применение предложенных мер по улучшению в данной области крайне важно на сегодняшний день для экономической политики государства.

    Список литературы
    1. Гражданское право: учебник: с учетом новой редакции Гражданского кодекса РФ (Федеральных законов № 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3): [с изменениями, внесенными Федеральными законами № 142-Ф3, 167-Ф3, 187-Ф3, 222-Ф3, 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3 по состоянию законодательства на сентябрь 2020 г.] / [С. С. Алексеев и др.]. - 4-е изд. - Москва: Проспект : Екатеринбург, Институт частного права, 2018. - 434 с.
    2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2020) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, № 5, ст. 410.
    3. Гражданское право: учебник: с учетом новой редакции Гражданского кодекса РФ (Федеральных законов № 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3): [с изменениями, внесенными Федеральными законами № 142-Ф3, 167-Ф3, 187-Ф3, 222-Ф3, 223-Ф3, 245-Ф3, 251-Ф3 по состоянию законодательства на сентябрь 2020 г.] / [С. С. Алексеев и др.]. - 4-е изд. - Москва : Проспект : Екатеринбург, Институт частного права, 2018. - 434 с.
    4. Юридические лица и их государственная регистрация. Постатейный комментарий к статьям 48-65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». - М.: Статут, 2020. — 525 с.
    5. Гражданское право: учебник / С. С. Алексеев и др. – Москва: Проспект, 2019. – 434 с.

    Изучение любой отрасли права или отрасли законодательства начинается с выявления её понятия, предмета и метода. Не является исключением и предпринимательское право. В данном случае вопрос особенно актуален, т.к. единого подхода к пониманию сущности рассматриваемого явления не существует. Итак, попробуем рассмотреть основные концепции, объясняющие предпринимательское право и дать своё видение указанной проблемы.

    Что же такое предпринимательское право? Есть много разных определений, но их суть сводится к тому, что предпринимательское право – совокупность норм, которые регулируют общественные отношения в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности. Кто-то добавляет в предмет предпринимательского права отношения в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности (см. например, Смагина И.А. учебное пособие, 2009), кто-то – нет (учебник под ред. В.Ф. Попондопуло).

    Сложность рассматриваемого вопроса заключается еще и в том, что некоторые авторы не различают такие понятия, как предпринимательское право, хозяйственное право, коммерческое право. Так, авторитетный учебник под ред. В.Ф. Попондопуло называется коммерческое (предпринимательское) право, а учебник под ред. В.В. Лаптева – предпринимательское (хозяйственное) право.

    Думается, что коммерческое право является частью предпринимательского и составляет совокупность норм, регулирующих общественные отношения исключительно между предпринимателями. Термин «хозяйственное право» пришёл к нам из СССР и использовался в совершенно других социально-экономических условиях. Т.о., представляется, нельзя отождествлять предпринимательское, коммерческое и хозяйственное право.

    Основными подходами к определению сущности предпринимательского права являются следующие.

    1) Предпринимательское право – самостоятельная отрасль права. Подобной позиции придерживаются авторы учебника Предпринимательское (хозяйственное) право под ред. В.В. Лаптева (2006). Они включают в предмет предпринимательского права предпринимательские отношения – отношения по поводу осуществления и регулирования предпринимательской деятельности. Выделяются два метода: императивный и диспозитивный.

    Но отношения по поводу осуществления предпринимательской деятельности регулируются гражданским правом, а по поводу её регулирования – административным, финансовым, налоговым и т.п. Нужно ли выделять отдельную отрасль права? Сомневаюсь, т.к. фактически будет дублирование других отраслей права. Можно предположить, что предпринимательское право так и появилось: некоторые нормы взяты из гражданского права, некоторые – из административного.

    Одной из важнейших черт предмета отрасли права является его специфичность. Очень сомнительно, что указанный признак имеет место в предпринимательских правоотношениях.

    2) Предпринимательское право – не самостоятельная отрасль права, а подотрасль гражданского права, имеющим своим предметом частные предпринимательские отношения (В.Ф. Попондопуло). Авторы этой идеи основываются на п. 1 ст. 2 ГК РФ о том, что предпринимательская деятельность регулируется гражданским законодательством. В.Ф. Попондопуло выделяет два вида правоотношений, которыми опосредуется предпринимательская деятельность: предпринимательские отношения (регулируются исключительно гражданским законодательством) и публичные отношения (регулирование и контроль в сфере предпринимательства), последние из которых в предмет коммерческого (предпринимательского) права не входят.

    Но если признать, что предпринимательское право – совокупность норм, которые регулируют общественные отношения в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности, то в указанные нормы войдут не только нормы гражданского, но и административного права.

    3) Предпринимательские отношения регулируются предпринимательским и административным правом (Е.А. Суханов). Подобной концепции придерживаемся и мы.

    Следует отметить другое. Сформировалась определённая нормативно-правовая база предпринимательской деятельности. Т.е. можно сказать, что предпринимательское право сформировалось как отрасль законодательства, в которую входят нормы гражданского и административного права. Не вызывает сомнения особая важность для общества и государства указанные нормы, но в качестве отрасли права выделить их, по нашему скромному мнению, сложно.

    1.6. Место предпринимательского права в правовой системе РФ

    В системе права Российской Федерации предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.

    Рассмотрим, как соотносятся между собой предпринимательское право и основные отрасли права в сфере предпринимательства:

    1) базовой отраслью права является конституционное право, ибо на его основе формируются другие отрасли права, в том числе и предпринимательское.

    Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - базовый закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

    Конституцией установлены свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии и ограничения конкуренции.

    Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека, личности и всего общества в целом;

    2) следующей по значимости отраслью права, взаимодействующей с предпринимательским правом, является гражданское право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

    Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

    Особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

    Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом.

    Наряду с вышеуказанными отраслями права предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

    Но наибольшим по объему регулятором отношений в сфере предпринимательства является все же административное право.

    Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация.

    Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

    Административное право характеризуется наличием отношения «власть – подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

    Читайте также: