Налог на списанный долг по кредиту в 2020 году

Опубликовано: 06.05.2024

В настоящее время в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ в целях НДФЛ дата фактического получения гражданином дохода в связи со списанием организацией безнадежного долга этого гражданина определяется как день списания долга с баланса организации-кредитора (при условии, что должник и кредитор признаются взаимозависимыми лицами согласно ст. 105.1 НК РФ). Больше упоминания безнадежного долга в гл. 23 "НДФЛ" НК РФ нет. В этой связи возникают вопросы:

  1. что в гл. 23 НК РФ понимается под безнадежным долгом и можно ли применять для целей НДФЛ определение такого долга, которое есть в п. 2 ст. 266 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. ГК РФ, регулирующий обязательственные отношения между гражданами и организациями, такого понятия не содержит. В п. 5 ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" упоминается только, что на дату признания гражданина банкротом его задолженность перед кредитной организацией признается безнадежной;
  2. облагается ли НДФЛ списанный с гражданина безнадежный долг, если кредитор и должник не взаимозависимы;
  3. если облагается, то на какую дату определяется доход.

Разъяснения по этим вопросам дал Минфин России. По мнению чиновников, применение положений одной главы Налогового кодекса для целей другой его главы возможно, если это прямо указано в соответствующей главе НК РФ (письмо Минфина России от 23.11.2017 № 03-04-06/77540). Ни гл. 23, ни гл. 25 НК РФ не содержат такого указания. Следовательно, применять для целей НДФЛ понятие безнадежного долга, которое есть в п. 2 ст. 266 НК РФ, нельзя.

Под безнадежным долгом финансовое ведомство предлагает понимать только случаи прекращения обязательства гражданина (должника) перед организацией-кредитором без его исполнения. В такой ситуации с должника снимается обязанность по возврату суммы долга, а кредитор не имеет права требовать возврата долга и осуществлять мероприятия по его взысканию. Соответственно, в момент прекращения обязательства у физлица возникает экономическая выгода (п. 1 ст. 41 НК РФ) в виде экономии на расходах по погашению долга, т.е. доход, подлежащий обложению НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При этом факт взаимозависимости сторон значения не имеет. Этот факт влияет только на дату фактического получения дохода. Если кредитор и должник не взаимозависимы, такой датой признается полное или частичное прекращение обязательства по любым основаниям, предусмотренным законодательством РФ (например, на основании судебного решения, соглашения о прощении долга).

Что изменится в 2020 г.

Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ дополнил ст. 217 НК РФ новым пунктом 62.1, в соответствии с которым с 2020 г. доходы гражданина в виде списанной с него кредитором (организацией или ИП) суммы безнадежной задолженности не будут облагаться НДФЛ (при соблюдении определенных условий).

Прежде всего, в этой норме дается определение безнадежного долга для целей НДФЛ. Это задолженность, от исполнения требований по уплате которой гражданин освобождается (полностью или частично) при прекращении соответствующего обязательства в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию. При этом не совсем понятно, о каком именно порядке признания долга безнадежным (в связи с которым обязательство прекращается) идет речь. Однако точно ясно, что теперь законодательно закреплена вышеуказанная позиция финансового ведомства, согласно которой долг гражданина становится безнадежным только в случае прекращения обязательства (без его исполнения).

Так, основания прекращения обязательств могут содержаться как в ГК РФ, иных правовых актах, так и в договоре (п. 1 ст. 407 ГК РФ). В частности, обязательство гражданина по уплате долга прекращается в следующих случаях:

  • совпадение должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ);
  • прощение долга (ст. 415 ГК РФ);
  • невозможность исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (ст. 416 ГК РФ);
  • обязательство прекращено на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ).

Отметим, что в соответствии с ГК РФ истечение срока исковой давности не является основанием для прекращения обязательства. Следовательно, в данном случае облагаемого дохода не возникает.

Кроме того, чтобы доход в виде списанного безнадежного долга освобождался от налогообложения в соответствии с п. 62.1 ст. 217 НК РФ, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • налогоплательщик не является взаимозависимым лицом с кредитором и (или) не состоит с ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства, т.е. с 2020 г. факт взаимозависимости сторон имеет значение для признания такого дохода облагаемым НДФЛ или необлагаемым (в отличие от сегодняшнего порядка – письма Минфина России от 25.07.2019 № 03-04-05/55777, от 25.01.2019 № 03-04-06/4277);
  • такие доходы фактически не являются материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или ИП обязательства перед физлицом, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные (переданные) гражданином товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Если указанные условия не соблюдаются, списанный безнадежный долг признается облагаемым доходом. В этом случае датой фактического получения дохода признается дата прекращения (полностью или частично) обязательства гражданина перед организацией или ИП. Это следует из пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

В соответствии с пунктом 12 статьи 93 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2020 г. N 166

Правила
списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией

1. Настоящие Правила устанавливают основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

2. Действие настоящих Правил распространяется на задолженность физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств) (далее - должники) по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (далее - задолженность), возникшим:

из договоров и иных сделок;

из судебных решений;

вследствие причинения вреда;

вследствие неосновательного обогащения;

по иным основаниям в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, порождающими гражданские права и обязанности.

Действие настоящих Правил не распространяется на задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Основанием для списания задолженности с учета являются:

а) смерть должника или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (в случае если законодательством Российской Федерации исполнение обязательства должника по возврату (погашению) задолженности после его смерти или объявления его умершим не возложено на другое лицо);

б) освобождение должника от исполнения требований кредиторов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

в) признание погашенными в соответствии с федеральным законом и (или) решением суда не исполненных должником требований по возврату (погашению) задолженности;

г) прекращение обязательств должника по возврату (погашению) задолженности по другим основаниям, установленным законодательством Российской Федерации или договором (кроме случаев прекращения обязательств новацией, прощением долга, предоставлением отступного, зачетом встречного однородного требования или исполнением);

д) признание судом обязательств и (или) сделок, по которым имеется задолженность:

недействительными (в том числе в случаях, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта);

невозникшими (незаключенными) (в том числе в случаях, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта);

оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;

совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью или полномочиями, признанными недееспособными, или не способными понимать значение своих действий или руководить ими.

4. В случае смерти должника или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, задолженность подлежит списанию в случае отсутствия у должника наследственного имущества.

В случае смерти должника или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, при наличии наследственного имущества, размер которого меньше суммы задолженности, размер задолженности его правопреемников в порядке наследования подлежит уменьшению в учете до размера стоимости наследственного имущества должника.

В случае если у должника или иного лица имеется неисполненная обязанность по возврату средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной (возвратной) основе по недействительной (незаключенной) сделке, по возврату иного неосновательного приобретенного или сбереженного имущества, задолженность по сделке (договору, соглашению), признанной судом недействительной (незаключенной), подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет в Министерстве финансов Российской Федерации требований исполнения указанной обязанности.

В случае если обстоятельства, указанные в абзацах третьем - шестом подпункта "д" пункта 3 настоящих Правил, возникли вследствие действий (бездействия) лиц, приведших к причинению ущерба (убытков) Российской Федерации, и имеется вступивший в силу судебный акт, устанавливающий имущественную ответственность указанных лиц перед Российской Федерацией по возмещению указанного ущерба (убытков), задолженность по такому обязательству (сделке) подлежит списанию с учета с одновременной постановкой на учет в Министерстве финансов Российской Федерации требований имущественной ответственности указанных лиц перед Российской Федерацией.

5. Обстоятельства, являющиеся основаниями для списания или восстановления в учете задолженности, подлежат документальному подтверждению.

В этих целях федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), на балансе которого учитывается задолженность (далее - балансодержатель), или агент Правительства Российской Федерации, привлеченный Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - агент Правительства Российской Федерации), при возникновении обстоятельств, указанных в пункте 3 или 14 настоящих Правил, осуществляет сбор подтверждающих данные обстоятельства документов и направляет в Министерство финансов Российской Федерации, которому в соответствии с пунктом 3 статьи 93 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставлено право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности, представление на списание задолженности с учета (далее - представление на списание) или представление на восстановление задолженности в учете (далее - представление на восстановление). При этом если балансодержатель или агент Правительства Российской Федерации направляют в Министерство финансов Российской Федерации представление на списание или представление на восстановление, они в дальнейшем именуются заявителями.

В Министерство финансов Российской Федерации направляются подлинники документов или их нотариально заверенные копии, за исключением судебных актов, которые направляются в заверенных судом копиях с отметкой о дате вступления судебного акта в законную силу.

При невозможности направления подлинника или нотариально заверенной копии документа допускается представление его копии, заверенной органом (организацией), создавшим документ, его правопреемником или иным лицом, имеющим право заверять копии документов, прилагаемых к представлению на списание или представлению на восстановление, с указанием причин невозможности представления подлинника или нотариально заверенной копии документа. В случае если в создании документа принимали участие несколько органов (организаций), допускается заверение его копии одним из указанных органов (организаций) или его (ее) правопреемником.

Копии документов, заверенные не нотариально, должны быть (каждая копия в отдельности) прошиты, постранично пронумерованы и скреплены на оборотной стороне их последнего листа заверительной надписью "копия верна" с указанием фамилии, инициалов и занимаемой должности составителя заверительной надписи, а также количества прошитых листов. Подпись лица, заверившего копию, должна быть скреплена печатью (при ее наличии) соответствующего органа (организации).

При невозможности направления подлинника или заверенной копии документа допускается представление его незаверенной копии с указанием источника ее происхождения (получения) и причин невозможности представления подлинника документа или его заверенной копии.

6. Заявитель запрашивает информацию и (или) надлежаще заверенные копии соответствующих документов на бумажном носителе, необходимые для подготовки представления на списание или представления на восстановление и комплектов документов, предусмотренных пунктами 5 и 8 настоящих Правил, у соответствующих органов (организаций).

7. Представление на списание должно содержать:

информацию об основаниях возникновения задолженности, а также сведения о правопреемстве по соответствующим сделкам (обязательствам) первоначального должника;

сведения о сделках, заключенных в обеспечение исполнения обязательств должника;

сведения об основаниях для списания с учета задолженности в соответствии с настоящими Правилами;

сведения о наличии (отсутствии) информации о лицах, несущих солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам должника;

сведения о наличии (отсутствии) информации о лицах, на которых законодательством Российской Федерации возложено исполнение обязательств должника по возврату (погашению) списываемой задолженности;

сведения о наличии (отсутствии) оснований для постановки на учет задолженности перед Российской Федерацией (в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 4 настоящих Правил);

заключение о наличии или об отсутствии возможностей и (или) перспектив по принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, направленных в том числе на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.

Подготовка и направление представления на списание не являются основаниями для прекращения принятия мер по взысканию (возврату) задолженности, направленных в том числе на прекращение обстоятельств, являющихся в соответствии с настоящими Правилами основанием для списания задолженности с учета.

8. Заявитель направляет в Министерство финансов Российской Федерации представление на списание с приложением следующих документов:

документы, подтверждающие возникновение у должника списываемой с учета задолженности;

документы, подтверждающие обстоятельства, которые в соответствии с настоящими Правилами являются основанием для списания задолженности с учета;

справки о сумме задолженности, подлежащей списанию с учета (выписки из данных аналитического учета).

В случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 4 настоящих Правил, к представлению на списание также прикладываются документы, необходимые для постановки на учет требований, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 4 настоящих Правил.

При невозможности представления в Министерство финансов Российской Федерации каких-либо документов, предусмотренных настоящими Правилами, заявитель прилагает к представлению на списание соответствующее заключение о таком обстоятельстве (с приложением документов, свидетельствующих об осуществлении мер по поиску и (или) получению предусмотренных настоящими Правилами документов).

9. Министерство финансов Российской Федерации в 30-дневный срок со дня получения представления на списание и документов, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляет их рассмотрение на предмет соответствия требованиям настоящих Правил.

При признании представления на списание и прилагаемых к нему документов соответствующими требованиям настоящих Правил Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня завершения рассмотрения представления на списание принимает решение о списании задолженности должника с учета (далее - решение о списании). Решение о списании принимается Министерством финансов Российской Федерации в виде приказа (далее - приказ).

10. При наличии замечаний к представлению на списание и (или) прилагаемым к нему документам Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня завершения рассмотрения представления на списание и прилагаемых к нему документов информирует об этом заявителя, и дальнейшее рассмотрение представления на списание приостанавливается. После устранения указанных замечаний рассмотрение представления на списание и прилагаемых к нему документов возобновляется.

Если по результатам рассмотрения представления на списание и прилагаемых к нему документов предложение заявителя о списании задолженности с учета признано Министерством финансов Российской Федерации необоснованным либо имеются иные нарушения требований настоящих Правил, Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня завершения рассмотрения представления на списание направляет заявителю уведомление об отказе в списании задолженности с обоснованием причин отказа.

11. Министерство финансов Российской Федерации направляет балансодержателю и агенту Правительства Российской Федерации заверенную копию приказа в 10-дневный срок со дня его подписания.

12. Балансодержатель и агент Правительства Российской Федерации отражают списание или восстановление задолженности в учете на основании соответствующего решения, принятого Министерством финансов Российской Федерации.

13. Постановка на учет требований в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 4 настоящих Правил, осуществляется на основании отдельного решения, принимаемого Министерством финансов Российской Федерации одновременно с принятием решения о списании.

14. Приказ подлежит отмене в следующих случаях:

а) решение о списании принято с нарушением требований и условий, установленных настоящими Правилами;

б) решение о списании принято на основании недостоверных (ошибочных) сведений и (или) недействительных (подложных) документов;

в) прекратились обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о списании;

г) после принятия решения о списании привлечены к имущественной ответственности лица, действия (бездействие) которых привели к возникновению обстоятельств, указанных в абзацах третьем - шестом подпункта "д" пункта 3 настоящих Правил, либо установлены лица, на которых законодательством Российской Федерации возложено исполнение обязательства должника, задолженность по которому была списана с учета, или возникли иные обстоятельства, сделавшие возможным дальнейшее принятие мер по взысканию (возврату) задолженности;

д) в иных случаях на основании вступившего в законную силу решения суда о признании приказа недействительным и (или) подлежащим отмене.

15. Балансодержатель и (или) агент Правительства Российской Федерации при получении ими соответствующей информации и (или) документов обязаны проинформировать Министерство финансов Российской Федерации о возникновении обстоятельств, указанных в пункте 14 настоящих Правил.

При наличии оснований для отмены приказа и по результатам рассмотрения представления на восстановление Министерство финансов Российской Федерации принимает решение об отмене приказа и восстановлении задолженности в учете и информирует об этом балансодержателя и агента Правительства Российской Федерации с приложением заверенной Министерством финансов Российской Федерации копии указанного решения.

Одновременно с принятием решения об отмене приказа и восстановлении задолженности в учете Министерство финансов Российской Федерации при наличии оснований отменяет решение о постановке на учет задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, принятое в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

16. Отмена приказа является основанием для восстановления соответствующей задолженности в учете.

При реорганизации балансодержателя, на балансе которого учитывалась подлежащая восстановлению задолженность, а также при передаче балансодержателем функций по ведению балансового учета такого вида задолженности другому федеральному органу исполнительной власти задолженность подлежит восстановлению на балансе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего на день отмены приказа функции по ведению балансового учета указанного вида задолженности перед Российской Федерацией.

При упразднении (ликвидации) балансодержателя и отсутствии у него правопреемника по выполнению указанных функций задолженность восстанавливается в учете в Министерстве финансов Российской Федерации.

Правительство РФ определило основания и порядок списания и восстановления в учете задолженности граждан по денежным обязательствам перед государством.

Это касается задолженности по обязательствам, возникшим из договоров и иных сделок, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения, на основании решений судов и по иным основаниям, порождающим гражданские права и обязанности. Исключение - задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей.

Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2020 г. N 166 "Об утверждении Правил списания и восстановления в учете задолженности физических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией"

Настоящее постановление вступает в силу с 27 февраля 2020 г.

Единого закона о списании долгов, который был бы применим ко всем случаям в жизни, в нашей стране не существует. Банкротство физического лица и индивидуального предпринимателя допускает освобождение от задолженностей. Но тот же закон обязывает граждан подтверждать признаки несостоятельности и сумму просрочки, наличие у человека других неисполненных обстоятельств.

Сейчас эта процедура банкротства проводится не только через арбитраж, но и во внесудебном порядке. При грамотном подходе можно освободиться от кредитного бремени или получить реструктуризацию задолженности. Подробнее о том, как списать долги, читайте в статье.

Какой закон допускает списание долгов по кредитам?

Надеяться, что банки вам простят кредит или не будут взыскивать просрочку, не стоит. Пока заемщик сам не предпримет активных действий, чтобы списать свои долги, ему придется платить неподъемные проценты, терпеть давление со стороны кредиторов, коллекторов и приставов, часто даже скрываться о тех, кто требует возврат долга.

Чтобы освободиться от просрочки по кредитам, налогам, услугам ЖКХ, граждане могут воспользоваться Законом № 127-ФЗ «О банкротстве». Это не самая простая процедура, поэтому на 100% гарантировать списание долгов нельзя. И если уж браться за организацию своего банкротства, нужно подходить к нему обдуманно.

Чтобы успешно пройти банкротное дело, нужно:

Это только общие моменты, которые нужно учитывать при прохождении банкротного дела.

Можно избежать выплат по просроченным кредитам, если банк пропустит срок давности. Это возможно только в том случае, если банк не требует вернуть долг три года.

Также учтите, что отказ в иске по срокам не мешает требовать долги во внесудебном порядке. Банк вправе сам рассылать претензии или звонить должнику, или продаст долг коллекторскому бюро. Полностью прекратить все требования по возврату долга можно после завершения банкротного дела.

Могут ли кредиты списаться автоматически

Автоматически списать долги невозможно, хотя такой законопроект в отношении различных групп населения, например, чьи доходы не превышают 1 МРОТ в семье на человека, не раз пытались внести на рассмотрение Госдумы РФ.

Неприятие такой инициативы логично, поскольку государство обязано защищать не только права заемщиков, но и интересы банков, микрофинансовых организаций, жилищно-коммунальных служб и других кредиторов.

Списание долгов без суда и банкротства допускается только в отношении отдельных видов налогов и сборов с физ. лиц и предпринимателей. Налоговая амнистия применяется только по задолженности, признанной безнадежной к взысканию. Да и выступало государство с такой инициативой последний раз в 2015 году.

Варианты списания задолженности

Если вы накопили большие долги, но все же рассчитываете постепенно отдать их, то можно воспользоваться различными льготными программами:

  • получить ипотечные или кредитные каникулы;
  • заключить с банком соглашение о реструктуризации задолженности или рефинансировании кредитов;
  • получить исполнительные каникулы у приставов (это специальная рассрочка для пенсионеров);
  • отсрочить или рассрочить выплаты в судебном процессе, если банк подал иск о взыскании.

Также можно дождаться направления документов на удержание по месту работы. В этом случае ежемесячно будут удерживать до 50% зарплаты, что позволит постепенно выплатить всю задолженность. Узнать подробнее о нюансах, преимуществах и минусах каждого из указанных способов действий можно у наших юристов.

Заказать звонок юриста

О вариантах полного списания долгов граждан расскажем ниже.

Прощение долга

Гражданский кодекс РФ допускает прощение долга, если такое решение примет кредитор. Но представить ситуацию, при которой кредитные организации или МФО пойдут на такой шаг, практически невозможно.

Даже при истечении давности кредит не спишут, а взыскание продолжится во внесудебном порядке.

Пропуск сроков

По истечении трех лет после возникновении просрочки у банка возникнут проблемы с взысканием. Должник вправе заявить в суде об отклонении иска по пропуску сроков. Если такое заявление подано, судья обязан его рассмотреть и удовлетворить.

Но даже истечение сроков не гарантирует, что вы можете забыть о наличии задолженности:

  • банк может продать просроченный кредит коллекторской компании, и отсчет срока давности у новой структуры начнется с нуля;
  • можно получить судебный приказ, который будет выдан при отсутствии возражений от должника;
  • так как давность по кредиту определяется по каждому ежемесячному платежу, рассчитывать на полный отказ в исковых требованиях крайне сложно.

Даже если вы сумеете добиться отклонения иска, вас все равно будут донимать звонками коллекторы, сотрудники банков или микрокредитной организации. И даже если они не смогут получить с вас денег, то нервы попортят.

Банкротство

Поэтому целесообразно решиться на прохождение банкротства. Закон о списании долгов по кредитам описывает порядок прохождения банкротного дела, требования к документам. До сентября 2020 года это можно было сделать только через арбитраж. Новый закон с поправками в 127-ФЗ предусматривает упрощенную процедуру через МФЦ.

Признание банкротом освобождает от налоговых и кредитных обязательств, от долгов по ЖКХ. Не спишутся лишь некоторые личные обязательства. Например, к ним относятся алименты, долги по зарплате, возмещение имущественного ущерба и вреда здоровью.

В некоторых случаях должник может выбрать, по какой процедуре проходить банкротство — через суд или МФЦ. Например, если сумма просрочки не достигает 500 тыс. руб., однако у должника подтверждается неплатежеспособность, он может обратиться в МФЦ или в суд. Ниже расскажем, какие плюсы и недостатки предусматривает федеральный закон о списании долгов 127-ФЗ для обоих вариантов.

Как списать долги через банкротство физических лиц

Закон о списании долгов по кредитам физических лиц работает уже почти 5 лет. Но до недавнего времени он предусматривал только длительную и дорогостоящую судебную процедуру, с реализацией имущественных активов и привлечением управляющего.

Летом 2020 года Президент России Владимир Путин подписал закон, который внес поправки в процедуру и разрешил внесудебное банкротство. Эта процедура полностью бесплатна для должника и не предусматривает реализацию имущества.

Читать закон в последней редакции можно по ссылке. Наши юристы готовы разъяснить его нормы, проконсультировать по дальнейшим действиям.

Заказать звонок юриста

Через суд

Судебное банкротство физ. лиц допускается при сумме задолженности от 500 тыс. руб., либо при подтверждении признаков неплатежеспособности, несостоятельности. Например, к таким признакам относится отсутствие имущественных активов для расчета с кредиторами, просрочка свыше 90 дней по более чем 10% обязательств.

Процедура предусматривает следующие этапы:

  • нужно подготовить множество документов, в том числе опись имущественных активов, справки о доходах и т.д.;
  • до обращения в суд необходимо уведомить кредиторов (для этого им направляется копия заявления);
  • документы направляются в арбитражный суд по месту жительства, причем заявитель должен перечислить на депозит аванс на вознаграждение управляющего;
  • судья утвердит управляющего из кандидатов СРО, предложенного заявителем;
  • в зависимости от обстоятельств, может проводиться реструктуризация задолженностей, либо сразу начнется стадия реализации.

Когда суд признает заявление обоснованным, то по отношению к должнику прекращаются любые формы взыскания, в том числе коллекторскими фирмами и через ФССП. На сумму долга будет приостановлено начисление процентов, с имущества снимут аресты.

Пока продолжается банкротное дело, имуществом и доходами должника будет распоряжаться управляющий. Для осуществления текущих расходов будет открыт специальный счет. После завершения торгов деньги пойдут на расчет по долгам. Отдельные виды вещей, предметов и объектов могут оставить должнику. Их список указан в ст. 446 ГПК РФ. Это, как правило, предметы личного пользования.

Банкротство через МФЦ

Во внесудебном банкротстве вся процедура организована проще, хотя и здесь нужно строго следовать закону. Обратиться в МФЦ можно, если размер обязательств составляет от 50 до 500 тыс. руб., а приставы окончили исполнительное производство по причине отсутствия у должника имущества.

Алгоритм действия для списания долгов через МФЦ в 2021 году таков:

  • заполняется заявление, в котором нужно точно указать перечень кредиторов и размер задолженностей;
  • заявление подается сразу в МФЦ, а уведомлять кредиторов не нужно, это сделают сотрудники центра;
  • специалисты МФЦ сами разместят информацию о желании должника пройти банкротство на Федресурсе;
  • если в течение 6 месяцев кредиторы не подадут возражений, будет принято решение о признании банкротом, списании долгов.

Важно правильно заполнить заявление. После окончания дела спишутся только долги, включенные в приложение к заявлению. Поэтому желательно оформлять документ и проходить дальнейшие этапы при сопровождении юриста.

Преимущества и минусы списания кредитных долгов по банкротству

Самый очевидный плюс от прохождения банкротной процедуры — списание долгов по кредитам, займам, другим обязательствам. Дополнительным преимуществом внесудебной процедуры является отсутствие расходов на управляющего, пошлины.

К минусам любой формы банкротства можно отнести:

  • сложность и длительность судебной процедуры;
  • значительные расходы при ведении дела через арбитраж (общая сумма трат может составить до 200 тыс. руб.);
  • продажа активов, если банкротство идет через суд;
  • возможная ответственность за преднамеренное или фиктивное банкротство;
  • последствия, которые наступают для банкрота (например, запрет на получение руководящих должностей в организациях на срок от 3-х лет);
  • большой перечень документов и сведений, которые нужно подготовить для суда.

Естественно, больше всего минусов у судебного банкротства, которое не всегда завершается списанием долгов. Но и упрощенное банкротство подходит не для всех.

С сопровождением юриста можно полностью снять риски того, что долги не спишут, сохранить часть имущества, максимально быстро пройти все этапы процедуры. Звоните, наши юристы помогут со списанием долгов через банкротство!

В 2018 году подписали закон, вносящий в Налоговый кодекс поправки в отношении списания налоговых долгов физических лиц. Эта законодательная инициатива получила название налоговой амнистией. Для ИП в 2021 году продолжатеся

Закон о «Налоговой амнистии» простил долги россиянам

28 декабря 2017 года Президент РФ Путин В.В. выступил с рядом предложений, направленных на улучшение жизни граждан. Помимо социальных проектов глава государства порекомендовал Правительству разработать законопроект по амнистированию налоговых долгов физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Стоит отметить, что по статистическим данным органов налоговой службы на 1 января 2015 года у населения насчитывается задолженность и пени, в сумме составляющие довольно крупные размеры. Постепенно к концу 2017 года она уменьшилась примерно вдвое, но есть такие долги, которые в итоге так и не будут внесены в бюджет. На начало 2018 года сумма их составила более 40 млрд. рублей.

Поскольку срок давности такой задолженности истекает, было принято решение законодательно списать ее без лишних бюрократических проволочек. Поправки в Налоговый кодекс РФ внесены Законом от 28.12.2017 гг. № 436-ФЗ. Согласно тексту документа долги по нескольким категориям налогов, а также пени и штрафы по их неуплате, будут признаны безнадежными к взысканию и списаны.

Первый этап списания долгов по налоговой амнистии завершен 28 февраля 2018 года. Были списаны в полном объёме имущественные налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог .

С 1 марта 2018 года по 20 февраля 2019 года закончился второй этап налоговой амнистии для предпренимателей.

Третий начался 1 июня 2019 года и закончился 29 февраля 2020 года. Он относится к списыванию задолженностей по налогам и страховым взносам (8 МРОТ) для ИП — подробнее можно ознакомиться здесь.

Какие спишут долги по налогам физическим лицам в 2021 году?

Согласно ст. 12 закона № 436-ФЗ списанию подлежали долги по имущественным налогам, к ним относятся:

  • владение участком земли (земельный налог);
  • налог с недвижимости;
  • транспортный налог.

За какие года? Списывались долги которые образовались до 1 января 2015 года, после списаны только штрафы и пени, возникшие в связи с их неуплатой до 1 января 2017 года.

Из официального источника nalog.ru период по списанию задолженности для физических лиц по имущественным налогам закончена 1 марта 2018 года.

Цитируя.

Работа по списанию задолженности проводится налоговыми органами в несколько этапов. По состоянию на 01.03.2018 уже завершена основная работа по списанию задолженности физических лиц по имущественным налогам и задолженности индивидуальных предпринимателей по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В 2020 году продолжат списывать долги сформированные до 01.01.2015 года физическим лицам (бывших ИП, адвокатов, нотариусов и др.), которые ранее занимались предпринимательской деятельностью или вели частную практику.

В 2020 году есть вероятность продолжить работу по этой же амнистии, если ФНС не успеют списать долги по закону 436-ФЗ.

Долги по НДФЛ

От задолженности по НДФЛ могут быть освобождены только граждане, которые получили доход, но взносы не были уплачены в бюджет, при соблюдении условий:

  • в период получения дохода в рамках от 01.01.2015 г. до 01.01.2017 г.;
  • организация представила сведения по форме 2-НДФЛ о доходе гражданина в налоговую инспекцию.

Возникновение такой ситуации возможно в случае списания образовавшихся долгов у гражданина перед иными организациями, например, операторами связи, коммунальщиками и прочими. По факту человеком доход получен не был, но форма 2-НДФЛ подана и налоговики должны исчислить налог.

Освобождение не коснется НДФЛ с полученного дохода:

  • в качестве оплаты труда, выполненных работ, оказанных услуг и т.д.;
  • материальной выгоды;
  • в качестве призов, выигрышей и иных подобных доходов от лотерей, конкурсов;
  • проценты, дивиденды по вкладам и ценным бумагам;
  • в натуральной форме.

Налоговая льгота по земельному налогу на 600 кв. м. для пенсионеров

Отдельно хотелось бы отметить, что в указанном нормативном акте фигурирует поправка, касающаяся налогообложения пенсионеров земельным налогом. Теперь за пользование участком в пределах 6 соток не придется ничего платить. Если же он будет больше, то предоставляется льгота следующим образом: из общей площади надела вычитаем 6 соток и после умножения на кадастровую стоимость получаем налогооблагаемую базу для расчета земельного налога.

Когда и как спишут долги по налогам?

Списание задолженности осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика. Дополнительно обращаться в налоговые органы не нужно.

Списание долга по «Налоговой амнистии» происходит без участия налогоплательщика. ФНС сам в одностороннем порядке спишет долг, как задолженность безнадежную. При этом в компетенцию налогового органа не входит обязанность оповещать граждан об этом.

Точных сроков списания официально не установлено, поэтому отслеживать ситуацию налогоплательщик должен самостоятельно.

Существует три способа узнать свою задолженность по налогам:

  1. При личном обращении в территориальный орган налоговой службы по месту жительства, предъявив удостоверение личности;
  2. На сайте Госуслуг;
  3. На официальном сайте ФНС.

Существует способ ускорить процесс списания долгов, написав соответствующее заявление:

  1. В рамках закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» они вправе письменно обратиться с просьбой о применении мер, вступивших в силу в рамках 436-ФЗ и получить ответ в 30-дневный срок — скачать.
  2. Вторая возможность написать заявление определена статьей 21 Налогового кодекса РФ – это запрос о проведении сверки. Через 15 дней от даты приема такого заявления орган ФНС должен сделать акт сверки с налогоплательщиком, где будет ясно, есть ли у него недоимки, попадающие под амнистию — скачать.

Все об налоговой амнистии в 2021 году! Кому, как, когда спишут доги и что простят?

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Решение о списании задолженности по «коронавирусному» кредиту банк примет в случае соблюдения ряда условий. О том, что это за условия, напомнило Минэкономразвития.

Льготный кредит на возобновление деятельности

Все организации вне зависимости от того, субъекты МСП они или нет, в период с 1 июня 2020 по 1 ноября 2020 года могли получить льготный кредит на возобновление деятельности по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696. Срок предоставления кредита – до 30 июня 2021 года.

Кредитование предполагало установление 3-х периодов:

  • до 1 декабря 2020 года – базового;
  • с 1 декабря 2020 до 1 апреля 2021 года – период наблюдения;
  • периода погашения.

С 1 апреля 2021 года банки начнут списывать кредиты клиентам, которые выполнили условия по сохранению занятости за период наблюдения.

Банк примет решение о списании задолженности на основании сведений о численности работников по итогам февраля 2021 года по форме СЗВ-М, которую организации-заемщику надо было предоставить в ПФР в срок до 15 марта 2021 года.

Однако, есть и другие условия, которые компании надо выполнить для того, чтобы ей списали кредит. О том, что это за условия, рассказали в Минэкономразвития.

Условия списания кредита на возобновление деятельности

Заемщику спишут долги по кредиту, если:

  • по состоянию на 31 марта 2021 года организация не приостановила свою деятельность, в отношении нее не введены банкротные процедуры. Если заемщик – ИП, то он не должен быть лишен этого статуса;
  • численность работников компании-заемщика по форме СЗВ-М по итогам декабря 2020 года, января и февраля 2021 года составляет не менее 80% от численности ее работников, которая размещена в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года.

Напомним, что ранее существовало и 3-е условие о том, что средняя зарплата работника заемщика должна быть не ниже МРОТ. Однако, из перечня требований оно было исключено (постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1976). Вместо этого условия добавили новое – зарплату надо выплачивать в соответствии с требованиями трудового законодательства.

Как определят объем списания

Сколько средств по кредитному договору вам спишут, зависит от численности сотрудников. При этом:

  • долг по кредиту спишут полностью, если отношение численности работников компании по состоянию на 1 марта 2021 года к численности ее работников по состоянию на 1 июня 2020 г. составляет не менее 90 %;
  • спишут половину долга, если отношение численности работников организации по состоянию на 1 марта 2021 года к численности ее работников по состоянию на 1 июня 2020 года составляет не менее 80 %, но не более 90 %.

Данные о количестве работников возьмут из отчета по форме СЗВ-М за февраль 2021 года.

Последствия несоблюдения условий для списания кредита

Если условия, установленные в базовый период либо в период наблюдения, не выполнены, то кредитный договор переведут на период погашения.

В период погашения действует не льготная, а стандартная ставка по договору.

Информацию о принятом решении о переводе кредитного договора на период погашения банк должен сообщить заемщику в срок до 31 марта 2021 года включительно.

Если заемщик не согласен с этим решением, он должен обратиться в банк, чтобы уточнить, по какой причине договор был переведен на период погашения.

Кроме того по теме:

Налоговые последствия при списании кредита

Организация, которая была освобождена от обязанности возвратить кредит, налог на прибыль с доходов в виде полностью или частично списанного кредита и процентов по нему, платить не должна.

Помимо этого, суммы списанной задолженности по кредитному договору и процентов по нему, не надо учитывать при определении налоговой базы по НДФЛ и расчете «упрощенного» налога (п. 62.2 ст. 217, пп. 21.4 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса).

Это может быть интересно:

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: