Налог на слезы ходжа насреддин

Опубликовано: 15.05.2024

Ходжа Насреддин считал налоговую систему также мощным стимулом для развития общественного самосознания и предложил ввести налог на слезы и налог на смех: "Подать на слезы вызовет новые слезы, а новые слезы - новую подать".

Золото и рис (восточная притча)

Интересно отметить, что считается, что сборщик налогов всегда выступал отрицательным образом любых народных сказок, легенд, сказаний и т.д. Однако это не так. В частности в представленной притче о золоте и рисе именно местный мытарь является положительным и мудрым персонажем.

Рассказывают, что было время, когда люди, жившие на берегу озера Инлей, не хотели работать в поле. Их больше привлекали ремесла и торговля. А случилось это так потому, что большую часть земли затопили воды. Сухих полей осталось очень мало.

В те далекие времена озерным краем управлял сборщик налогов, которому правитель страны повелел расширить поля и больше сеять риса, чтобы им кормилась вся страна. Но жители Инлея продолжали заниматься торговлей и ремеслом. Риса же сеяли так мало, что его хватало только на два месяца.

Сборщик налогов был очень огорчен и встревожен. И вот однажды он вызвал к себе двух жителей озерного края: богатого торговца и бедного крестьянина. Обоих принял с должными почестями и спросил:

- Что в мире важнее - золото или рис?

Богатый торговец ответил так:

- В нашем мире нет ничего ценнее золота. Золото делает человека из ничтожного значительным. Если у человека есть золото, он пользуется почетом, имеет власть, живет в довольстве. Я преклоняюсь перед золотом.

Бедный крестьянин ответил так:

- В нашем мире нет ничего важнее риса. Все живое ищет себе пропитание. Мы, люди, питаемся рисом. От него - наше здоровье и наша сила. Надо больше сеять риса. Тогда не будет голода и нужды. Я преклоняюсь перед рисом.

Сборщик налогов нахмурился. Сам он понимал, что прав крестьянин, но хотел убедить и торговца.

- Значит, для тебя важно золото, а для тебя - рис. Нет согласия в ваших речах, - и сборщик налогов сердито встал со своего места. - Я тоже не могу найти верного решения. Поэтому через семь дней вы должны прийти ко мне со своими семьями. Захватите с собою то, что всего важнее для вас. Пусть вас рассудит жизнь!

И с этим он отпустил обоих. Каждый из них вернулся в свой дом. И каждый стал готовиться к предстоящему. Богач, который выше всего ценил золото, собрал золотые слитки, кольца, браслеты, четки, серьги. Он велел жене и дочерям надеть на себя все золотые украшения, а что осталось - положил на поднос. На седьмой день со своей семьей и всем богатством торговец явился к сборщику налогов.

Бедный крестьянин тоже не сидел сложа руки: он размолол весь рис и приготовил из рисовой муки лепешки и булочки. Все это он разложил на подносах, велел жене и дочерям поставить подносы себе на головы и идти к дому сборщика налогов. Сам же крестьянин собрал в корзину столько вареного риса, сколько туда поместилось, повесил корзину на плечо и зашагал следом.

Когда оба жителя Инлея со своими семьями пришли к сборщику налогов, тот поглядел, что они принесли, усмехнулся, но ничего не сказал. Потом он позвал своих слуг и приказал им запереть обе семьи с их вещами в отдельной хижине. И если чего попросят - давать им только воду.

Слуги исполнили приказ своего господина. В хижине не оказалось ничего, кроме горшка с водой. Скоро все проголодались. Запасшийся едою крестьянин накормил жену и дочерей. А богачу нечем было кормить семью - ведь золото есть не станешь! Он попросил крестьянина поделиться с ним.

На это земледелец ответил:

- И рад бы, да не знаю, сколько нам здесь сидеть. Боюсь, как бы и моей семье не пришлось голодать.

Тогда голодный богач предложил продать ему рису за золото, но крестьянин сказал:

- На что мне твое золото? Им сыт не будешь!

Через два дня сборщик налогов приказал выпустить из хижины обе семьи. Тут он и увидел, что бедные крестьяне сыты и веселы, а увешанные золотом богачи голодны и злы на весь свет.

- Так что же важнее - рис или золото? - спросил сборщик налогов.

- Рис важнее. Надо сеять рис, - прохрипел голодный торговец. А крестьянин только усмехнулся.

- Ну, раз вы теперь оба согласны - идите домой! - заключил сборщик налогов и отпустил всех.

С тех пор жители Инлея начали сеять много рису: и на затопляемых во время дождей землях, и на плавающих полях. Рису стало вдоволь - все жители страны были сыты.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Повесть о Ходже Насреддине - pic_1.jpg

Леонид Васильевич Соловьев

Повесть о Ходже Насреддине

Повесть о Ходже Насреддине - pic_2.jpg

Повесть о Ходже Насреддине - pic_3.jpg

Рассказывают также, что один простак шел, держа в руке узду своего осла, которого он вел за собою.

Тридцать пятый год своей жизни Ходжа Насреддин встретил в пути.

Больше десяти лет провел он в изгнании, странствуя из города в город, из одной страны в другую, пересекая моря и пустыни, ночуя как придется — на голой земле у скудного пастушеского костра, или в тесном караван-сарае, где в пыльной темноте до утра вздыхают и чешутся верблюды и глухо позвякивают бубенцами, или в чадной, закопченной чайхане, среди лежащих вповалку водоносов, нищих, погонщиков и прочего бедного люда, с наступлением рассвета наполняющего своими пронзительными криками базарные площади и узкие улички городов. Нередко удавалось ему ночевать и на мягких шелковых подушках в гареме какого-нибудь иранского вельможи, который как раз в эту ночь ходил с отрядом стражников по всем чайханам и караван-сараям, разыскивая бродягу и богохульника Ходжу Насреддина, чтобы посадить его на кол… Через решетку окна виднелась узкая полоска неба, бледнели звезды, предутренний ветерок легко и нежно шумел по листве, на подоконнике начинали ворковать и чистить перья веселые горлинки. И Ходжа Насреддин, целуя утомленную красавицу, говорил:

— Пора. Прощай, моя несравненная жемчужина, и не забывай меня.

— Подожди! — отвечала она, смыкая прекрасные руки на его шее. — Разве ты уходишь совсем? Но почему? Послушай, сегодня вечером, когда стемнеет, я опять пришлю за тобой старуху. — Нет. Я уже давно забыл то время, когда проводил две ночи подряд под одной крышей. Надо ехать, я очень спешу.

— Ехать? Разве у тебя есть какие-нибудь неотложные дела в другом городе? Куда ты собираешься ехать?

— Не знаю. Но уже светает, уже открылись городские ворота и двинулись в путь первые караваны. Ты слышишь — звенят бубенцы верблюдов! Когда до меня доносится этот звук, то словно джины вселяются в мои ноги, и я не могу усидеть на месте!

— Уходи, если так! — сердито говорила красавица, тщетно пытаясь скрыть слезы, блестевшие на ее длинных ресницах. — Но скажи мне хоть свое имя на прощание.

— Ты хочешь знать мое имя? Слушай, ты провела ночь с Ходжой Насреддином! Я — Ходжа Насреддин, возмутитель спокойствия и сеятель раздоров, тот самый, о котором ежедневно кричат глашатаи на всех площадях и базарах, обещая большую награду за его голову. Вчера обещали три тысячи туманов, и я подумал даже — не продать ли мне самому свою собственную голову за такую хорошую цену. Ты смеешься, моя звездочка, ну, дай мне скорее в последний раз твои губы. Если бы я мог, то подарил бы тебе изумруд, но у меня нет изумруда, — возьми вот этот простой белый камешек на память!

Он натягивал свой рваный халат, прожженный во многих местах искрами дорожных костров, и удалялся потихоньку. За дверью громко храпел ленивый, глупый евнух в чалме и мягких туфлях с загнутыми кверху носами — нерадивый страж главного во дворце сокровища, доверенного ему. Дальше, врастяжку на коврах и кошмах, храпели стражники, положив головы на свои обнаженные ятаганы. Ходжа Насреддин прокрадывался на цыпочках мимо, и всегда благополучно, словно бы становился на это время невидимым.

И опять звенела, дымилась белая каменистая дорога под бойкими копытами его ишака. Над миром в синем небе сияло солнце; Ходжа Насреддин мог не щурясь смотреть на него. Росистые поля и бесплодные пустыни, где белеют полузанесенные песком верблюжьи кости, зеленые сады и пенистые реки, хмурые горы и зеленые пастбища, слышали песню Ходжи Насреддина. Он уезжал все дальше и дальше, не оглядываясь назад, не жалея об оставленном и не опасаясь того, что ждет впереди.

А в покинутом городе навсегда оставалась жить память о нем.

Вельможи и муллы бледнели от ярости, слыша его имя; водоносы, погонщики, ткачи, медники и седельники, собираясь по вечерам в чайханах, рассказывали друг другу смешные истории о его приключениях, из которых он всегда выходил победителем; томная красавица в гареме часто смотрела на белый камешек и прятала его в перламутровый ларчик, услышав шаги своего господина.

— Уф! — говорил толстый вельможа и, пыхтя и сопя, начинал стаскивать свой парчовый халат. — Мы все вконец измучились с этим проклятым бродягой Ходжой Насреддином: он возмутил и взбаламутил все государство! Я получил сегодня письмо от моего старинного друга, уважаемого правителя Хорасанской округи. Подумать только — едва этот бродяга Ходжа Насреддин появился в его городе, как сразу же кузнецы перестали платить налоги, а содержатели харчевен отказались бесплатно кормить стражников. Мало того, этот вор, осквернитель ислама и сын греха, осмелился забраться в гарем хорасанского правителя и обесчестить его любимую жену! Поистине, мир еще не видывал подобного преступника! Жалею, что этот презренный оборванец не попытался проникнуть в мой гарем, а то бы его голова давным-давно торчала на шесте посредине главной площади!

Красавица молчала, затаенно улыбалась, — ей было и смешно и грустно. А дорога все звенела, дымилась под копытами ишака. И звучала песня Ходжи Насреддина. За десять лет он побывал всюду: в Багдаде, Стамбуле и Тегеране, в Бахчисарае, Эчмиадзине и Тбилиси, в Дамаске и Трапезунде, он знал все эти города и еще великое множество других, и везде он оставил по себе память.

Теперь он возвращался в свой родной город, в Бухару-и-Шериф, в Благородную Бухару, где рассчитывал, скрываясь под чужим именем, отдохнуть немного от бесконечных скитаний.

Присоединившись к большому купеческому каравану, Ходжа Насреддин пересек бухарскую границу и на восьмой день пути увидел вдали в пыльной мгле знакомые минареты великого, славного города.

Хрипло закричали измученные жаждой и зноем караванщики, верблюды прибавили шагу: солнце уже садилось, и надо было спешить, чтобы войти в Бухару раньше, чем закроют городские ворота. Ходжа Наперед дин ехал в самом хвосте каравана, окутанный густым тяжелым облаком пыли; это была родная, священная пыль; ему казалось, что она пахнет лучше, чем пыль других, далеких земель. Чихая и откашливаясь, он говорил своему ишаку:

— Ну вот мы наконец дома. Клянусь аллахом, нас ожидают здесь удача и счастье.

Караван подошел к городской стене как раз в ту минуту, когда стражники запирали ворота. "Подождите, во имя аллаха!" — закричал караван-баши, показывая издали золотую монету. Но ворота уже сомкнулись, с лязгом упали засовы, и часовые стали на башнях около пушек. Потянуло прохладным ветром, в туманном небе погас розовый отблеск и ясно обозначился тонкий серп молодого месяца, и в сумеречной тишине со всех бесчисленных минаретов понеслись высокие, протяжные и печальные голоса муэдзинов, призывавших мусульман к вечерней молитве.

Купцы и караванщики стали на колени, а Ходжа Насреддин со своим ишаком отошел потихоньку в сторону.

— Этим купцам есть за что благодарить аллаха: они сегодня пообедали и теперь собираются ужинать. А мы с тобой, мой верный ишак, не обедали и не будем ужинать; если аллах желает получить нашу благодарность, то пусть пошлет мне миску плова, а тебе — сноп клевера!

Он привязал ишака к придорожному дереву, а сам лег рядом, прямо на землю, положив под голову камень. Глазам его открылись в темно-прозрачном небе сияющие сплетения звезд, и каждое созвездие было знакомо ему: так часто за десять лет он видел над собой открытое небо! И он всегда думал, что эти часы безмолвного мудрого созерцания делают его богаче самых богатых, и хотя богатый ест на золотых блюдах, но зато и ночевать он должен непременно под крышей, и ему не дано в полночь, когда все затихает, почувствовать полет земли сквозь голубой и прохладный звездный туман…


Фото: ссылка

Апостолу Иоанну на Патмосе явился Апокалипсис.

Его друг и собеседник бессмертный Ходжа Насреддин принёс дервишу это Откровение.
Интересно. читал ли Его сам апостол Иоанн.

ОТКРОВЕНИЕ ХОДЖИ НАСРЕДДИНА О МИРОВЫХ ОЛИГАРХАХ, ПРАВИТЕЛЯХ - ИУДАХ,
ЛЖИВЫХ СМИ И СМЕРТОНОСНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Ночью…
В далёких безлюдных Фанских горах,
В одинокую кибитку дервиша Ходжи Зульфикара пришёл Ходжа Насреддин:

- Прости, друг, что разбудил тебя…
Бессонница у меня… горькая…

Хотя ушёл я от кишащих вавилонских городов…
От хладных огней бесчеловечной Цивилизации XXI века
В тишину этих гор…
И как тут блаженно не уснуть… не забыться…
А не спится…
Бог не даёт покоя…
Какая – то тревога …
Какая – то боль мучают меня…

Как сурки и змеи выходят из нор, чуя близкое землетрясение иль сель – потоп…
Как стадолюбивый волкодав чует близкого волка…
Так и я чую Большую Беду, нависшую над Человечеством…

За тысячи лет моих странствий я видел много войн и многокровавых нашествий…
Я слышал стоны убиенных и вопли убивающих…

Победители и побеждённые….
Где они теперь…
Все растворились… затерялись в потоке времён…
Стали кочующей пылью… безмолвным прахом…

Но вот великий Хакан Чингисхан
В золотом халате – дэле с изумрудными пуговицами шепчет мне:

- Война – это Бегущая Кровь Человечества…
Я давал эту Кровь…
Кровь – это Древнее Вино человеков…
Без войны Человечество хиреет… мельчает
И мировые торговцы его уморяют,
А смерть в бою слаще, чем смерть от нищеты, болезни, униженья, старости…

Урррангххх . Клич моих победных тюменей.

Только в войнах сытые… сонные… муравьиные народы вспоминают о Боге…
Если кровь не бежит… не бьётся в человеке – он умирает…
Есть пастухи – чабаны народов – стад…
А я - мясник народов – стад…
А без мясника кто будет выпускать кровь из овец и кормить мясом людей.
Я – Хакан Чингисхан.

Когда кончилась война, Я ушёл на Звёзды…
У каждой Звезды - свой Бог…
Множество Звёзд - множество Богов…

Но скоро Я вернусь на Землю,
Где грядёт Великая Последняя Война…

И Её начнут лысые торговцы деньгами в заоблачных домах
И в подземных… богатых убежищах…

Но в огне сгорят они… и деньги их…
И дома… и убежища… и сребролюбивые рабы их.

И вот Я пришёл в XXI век Золотого тельца и нашёл тех,
Кто любит Золото…
А тот , кто любит Золото, тот любит и Бегущую Кровь…
Тот алчет войны…
Тот не хочет, чтобы разросшееся, как саранча, Человечество пожрало Землю…

Это - мировые олигархи…
Это - правители – иуды…
Это - блудливые СМИ…
Это - мусорный интернет…

Тут Ходжа Насреддин обнял сонного дервиша:

- Брат, дай мне чаю иль мусалласа…
Прости, что разбудил тебя…
Но с кем говорить в горах.
С орлами… с рыбами… с овцами.
А человеки спят…
И ты спал, дервиш…

-Тогда я сказал Чингисхану, апостолу… пророку войн:

- Хакан, Ты говоришь о тайном мировом хищном сговоре олигархов - банкиров…
Это они гладят золотые кирпичи в тайниках – сейфах своих банков…
Это они – враги Человечества…
Это они – враги дыхания…
Это они – враги зебба мужа и лона жены рождающего…

Это они - друзья шайтана…
Это они сотворили сатанинские атомные бомбы…
Это они раскидали по всему миру вирусные лаборатории смерти, чтобы извести человеков…
Это они выкопали подземные атомные бомбоубежища,
Откуда алчут сладострастно глядеть на Третью Мировую Войну ,
Как на адское зрелище - шоу…

Это они говорят о Третьей Мировой Войне, как о неизбежности…
Это они забыли о пепле Хиросимы и Нагасаки…
Этот пепел не летит… не разъедает их холёные… равнодушные ноздри…

Это они покупают за доллары правителей – иуд…
Покупают лукавые… продажные… фарисейские СМИ…
Покупают помойный интернет, испепеляющий души… особенно юные … беззащитные…

Мой древний друг Конфуций говорил, что главное достижение Человечества -
Это Государство…
Оно и следит - бдит, чтобы богатый и подлый не грабил … не топтал бедного и простодушного…

А мой древний собеседник император Цинь Шихуанди говорит, что задача правителя –
справедливое распределение богатства…

Государства – это Корабли Народов в Океане Мировой Истории…

Но нынешние Мировые Хозяева уничтожают государства…
Топят Корабли, чтобы царить … убивать… грабить народы…
Они – тайные айсберги…
А народы – обречённые «титаники»…

Нынешние тайные и явные Мировые Хозяева -
Это кишащая тля на древе Государств…

Бешеные… несметные деньги в дрожащих руках безумцев,
Как океанские цунами, разрушают государства… народы… и жизни людей…

И куда влекут сонливое Человечье Стадо эти пастухи,
Которые уже давно стали волками…

И вот уже явились вестники – каркающие апокалиптические вороны,
Которые сладострастно… упоённо
Во всех СМИ и ИНЕТЕ, по – волчьи скалясь,
Размышляют о Третьей Мировой Войне, как о близкой реальности…

Это безумцы.
Психопаты.
Человеконенавистники…
Живые мертвецы…
Апостолы кладбищ…
И несть им числа…
И нет на них суда…

Где же мудрецы.
Где пророки.
Где государственные мужи,
Которые противостоят этим всевластным бесам…

Где апостол Павел…
Где апостол Иоанн…
Где Лао Цзе…
Где Конфуций…
Где Платон…
Где Великие Учителя Добра…

Где нынче Махатма Ганди.
Где Де Голль.
Где Рузвельт.
Где Черчилль.
Где Сталин.
Где Мао Цзе Дун .
Где Фидель Кастро.
Где Уго Чавес.
Где Хомейни.

И кто нынче правит странами и народами.
Купленные… нераскаянные убогие иуды -
Апостолы « тридцати сребреников».

Брат, погляди на их лица…
Это лица хитроумных льстивых лисьих сребролюбцев…

Вспомним русскую народную пословицу:
« На троне – вор, в стране – мор…»

А что же делать.
Куда грести.
Где Брег Спасения.
Как обуздать эту долларолюбивую… бесовскую свору… рать…

Брат, пока не поздно…
Пока нас не поглотили Воды Последнего Потопа,
Надо поднимать… воздымать Народные Волны
Против кровососущих клещей -банков…
Против смертоносных вирусных лабораторий…
Против атомных бомбоубежищ…
Против иудиных сребролюбивых правителей …
Против продажных СМИ…
Против мусорного… душеиссушающего океана интернета…
Против всемирного сатаны с триллионами долларов …
Против олигархов – нынешних возлюбленных друзей Чингисхана…

Брат, пока не поздно…
Пока нас не сожгли атомные бомбы…
Надо немедленно закрыть… заколотить все банки…
Надо зарыть все вирусные лаборатории и атомные бомбоубежища…
Надо конфисковать в пользу Государства,
В пользу народа
Все крупные наворованные состояния…

Разве может один человек получать миллиард, а другой - один доллар.
Что у богача миллиард ртов.
Разве не в этой необъятной Пропасти между богачом и бедняком
Сгинули все империи… царства и народы…

А иначе Человечество сгорит в огне Третьей Мировой Войны…
А иначе Земля станет Падучей Звездой…

И кто увидит Её .

Тут Ходжа Насреддин увял… устал от горящих слов своих, но улыбнулся:

- Дервиш, дай мне пиалу чая иль мусалласа – вина древних поэтов…
А где нынче эти поэты…
Кому они нужны.
Даже на их могилах нет никого, даже цветов…
Только трава забвения…

Ходжа выпил вина… затуманился:

- Дервиш, это у меня от бессонницы…
Но опять я бреду по Хиросиме и Нагасаки…
Опять пепел в моих глазах…
Слёзы мешаются с пеплом…
Но пепла больше…
Уже глаза – пепел…
Я плачу тем пеплом…
Я бежал в горы…
А пепел за мной…

Зачем Тебе такие человеки.
Одни – богачи - убийцы…
Другие – покорные убиваемые нищие.

Зачем Тебе хозяева и рабы.
И не вернёшься ли Ты в Сад Адама и Евы…

Тут дервиш тоже выпил вина:

- Учитель, говорят , что на Уолл - стрите появился портрет Чингисхана…

Тогда мудрец и странник тысячелетий Ходжа Насреддин улыбнулся :

- Что портрет.
Я видел живого Чингисхана…
Он шёл от дома Рокфеллеров к дому Ротшильдов…

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

О Ходже Насреддине каждый что-нибудь да слышал. Его имя вспоминают и в дружеских беседах, и в политических речах, и в научных спорах. Вспоминают по разным поводам, а то и вовсе без повода, просто потому, что Ходжа побывал во всех мыслимых и немыслимых ситуациях, в которых только может оказаться человек: обманывал и обманывался, хитрил и выкручивался, был безмерно мудрым и круглым дураком. И он вот уже почти тысячу лет всё шутит и издевается над человеческой глупостью, корыстью, самодовольством, невежеством. И кажется, что истории, в которых реальность идет рука об руку со смехом и парадоксом, почти не располагают к серьезным разговорам. Не буду спорить, однако предлагаю посмотреть на нашего героя по-иному.

Биография, которой не было

Родился Ходжа в семье почтенного имама (главы мусульманской общины) в турецкой деревне Хорто в 605 году хиджры (1206). Однако десятки селений и городов на Ближнем Востоке готовы поспорить насчет национальности и места рождения великого хитреца. Говорят, турецкие исследователи настояли на своей версии, хотя оснований у них не было ровным счетом никаких. Просто решили так, и всё. Вполне в духе самого Насреддина.

С датой смерти еще большая неразбериха. Можно предположить, что если человек непонятно где родился, то он непонятно где и умер. Однако, уважаемый читатель, могила есть — где-то в районе города Акшехир. И даже дата смерти указана — 386 год хиджры (993). То есть умер Ходжа за двести лет до своего рождения! Тем не менее некоторые, всерьез вооружившись методом самого Насреддина, решили, что дату смерти правильнее читать наоборот — не 386, а 683 год хиджры (1284/85)! Вот где-то в этих столетиях и затерялся наш герой. Словом, родился Ходжа или не родился, жил или не жил, умер или не умер, не очень-то понятно. Сплошное недоумение и казус. И не посмеяться и не поплакать — просто пожать плечами. Доподлинно известно лишь одно: подшучивать над человеческими слабостями, не обращая при этом внимания на чины и звания, Насреддин начал с самого детства:

В мактабе, начальной мусульманской школе, маленький Афанди задавал своему учителю — домулле каверзные вопросы. На многие из них домулла просто не мог ответить. — Не хвастайся своими знаниями, — рассердился домулла. — Чаще всего острые умом дети вырастают круглыми идиотами. — Так вы, уважаемый учитель, в детстве наверняка были очень умны.

Если начать искать в прошлом человека, похожего на Насреддина, то очень скоро станет ясно, что историчность его граничит с легендарностью. Не понятно, то ли это был ученый Мохаммед Насреддин, живший во времена халифа Гаруна ар-Рашида, — он, будучи приговоренным к смерти за свои убеждения, притворился сумасшедшим и стал высмеивать своих врагов; то ли это был известный азербайджанский ученый Хаджи Насиреддин Туси, живший в XIII веке. Однако не в этом, дорогой читатель, дело. Следы Ходжи нужно искать не в исторических хрониках и могильных склепах, попасть в которые, судя по его характеру, он никак не хотел. А в тех притчах и анекдотах, которые рассказывали и до сих пор рассказывают 23 народа Ближнего Востаа и Средней Азии, да и не только они.

Профессия «Ходжа Насреддин»

Народная традиция рисует Насреддина воистину многоликим. Иногда он предстает некрасивым, неказистым человеком в старом, поношенном халате, в карманах которого, увы, слишком много дыр, чтобы там что-то залеживалось. Да что там — иногда его халат просто засален от грязи: долгие странствия и бедность берут свое. В другой раз, напротив, мы видим человека с приятной наружностью, небогатого, но живущего в достатке. В его доме есть место праздникам, но бывают и черные дни. И тогда Насреддин искренне радуется ворам в своем доме, ведь найти что-нибудь в пустых сундуках — настоящая удача.

Ходжа много путешествует, но непонятно, где же все-таки его дом: в Акшехире, Самарканде, Бухаре или Багдаде? Узбекистан, Турция, Афганистан, Казахстан, Армения, Азербайджан, Греция, Болгария готовы приютить его. Имя его склоняют на разных языках: Ходжа Насреддин, Джоха Наср-эт-дин, Мулла, Молла (азербайджанский), Афанди (узбекский), Эпенди (туркменский), Насыр (казахский), Анасратин (греческий). Повсюду его ждут друзья и ученики, но врагов и недоброжелателей тоже хватает.

У него есть жена, сын и две дочери. Жена — верный собеседник и вечный оппонент. Она сварлива, но порой гораздо мудрее и спокойнее своего супруга. Его сын совершенно не похож на отца, а иногда он такой же хитрец и возмутитель спокойствия.

У Ходжи много профессий: он земледелец, торговец, лекарь, знахарь, он даже промышляет воровством (чаще всего неудачно). Он очень религиозный человек, поэтому односельчане внимают его проповедям; он справедлив и хорошо знает закон, поэтому становится судьей; он величественен и мудр — и вот уже великий эмир и даже сам Тамерлан хотят видеть его ближайшим советником. В других же историях Насреддин глупый, недалекий человек со множеством недостатков и даже порой слывет безбожником.

Такое впечатление, что Насреддин — это проявление человеческой жизни во всем ее многообразии, и каждый может (если захочет) открыть для себя своего Насреддина. Его с лихвой хватит на всех нас, да еще и останется! Случись Ходже жить в наше время, он наверняка бы ездил на «мерседесе», подрабатывал на стройке, побирался в переходах метро. и все это одновременно!

Другой подход к жизни

О читатель, этот ворох историй о нашем герое, наполненных жемчугом шуток и алмазами мудрости, ни с чем не сравнить! Ходжа Насреддин — это особый подход к жизни. Прямой и радостный взгляд на обстоятельства, которые не всегда можно изменить и которые, увы, не всегда благоприятны.

Однажды прекрасным утром Ходжа шел домой. Вдруг ему пришло в голову, что можно сократить себе путь, свернув с пыльной дороги и пройдя остаток пути лесом.
— Отличный день, день счастливых поисков! — воскликнул Ходжа Мулла, сворачивая в чащу.
Не успел он оглянуться, как оказался на дне замаскированной волчьей ямы. —
Хорошо, что я пошел коротким путем, — подумал Мулла, лежа на земле. — Если уж посреди такой красоты могла случиться эта неприятность, то на пыльной и скучной дороге могло произойти все что угодно.

Но если некоторых обстоятельств, как ни старайся, не избежать, у них всегда можно чему-то научиться, стать немного мудрее, а значит, и намного свободнее от этих самых обстоятельств! А может, при этом получится и кого-то другого научить. или проучить. Ну, раз сама жизнь так ничему и не научила! За Насреддином точно не заржавеет, даже если перед ним будет сам черт.

— Куда тебе со мной тягаться! — сказал Мулла Насреддин черту. — Тебя всякий обманет. Хочешь, я поведу тебя к речке и приведу назад, не дав тебе напиться?
Черт согласился, и они отправились к речке. Когда они подошли к берегу, Мулла Насреддин обернулся и спросил:
— А где же свидетели?
— Какие свидетели?
— Как какие? Ты будешь говорить, что напился воды, а я буду утверждать, что нет. Какой же из этого толк?
— Ну, так пойдем за свидетелями, — сказал черт, и они отправились обратно.
— Мы были у речки? — спросил Мулла Насреддин черта, когда они вернулись.
— Были,
— ответил черт.
— Напился ты воды?
— Нет.
— Так чего же тебе еще нужно?!

Есть и другие истории, в которых Ходжа предстает человеком недальновидным, опирающимся на случайные явления, словно это закон. И у него ничего не выходит. Случайный прохожий, путник, чайханщик, эмир смеются от души, смеемся и мы.

Насреддин копал в степи ямы. Прохожий спросил его: — Что ты тут делаешь? — Да зарыл в этой степи деньги, — отвечал Насреддин, — но, как ни бьюсь, не могу найти. — А ты не оставил каких-нибудь примет? — спросил прохожий. — А как же! — отвечал Насреддин. — Когда я зарывал деньги, в том месте была тень от облака!

Человек всегда ждет, что завтрашний день будет продолжением сегодняшнего, хотя этого никто ему не обещал. И кто будет спорить, что, когда Ходжа зарывал свои деньги, тень от облака была как раз в том месте?! Просто жизнь полна перемен, а кто-то все еще пользуется прошлогодним календарем. Увы! Ох уж эти наши напрасные надежды! А еще — человек так предсказуем.

Однажды Молла ел кишмиш. Подошел к нему приятель и спрашивает:
— Молла, что ты ешь?
— Так. — ответил Молла.
— То есть как «так»? Что это за ответ?
— Я говорю коротко.
— То есть как «коротко»?
— Ты спрашиваешь у меня, что я ем. Если я скажу: «Кишмиш», ты скажешь: «Дай и мне». Я скажу: «Не дам». Ты спросишь: «Почему?», а я отвечу: «Так. » Поэтому-то я заранее и говорю коротко: «Так. »

Но среди веселья нет-нет да и зазвучит щемящая нотка, и тогда смешное вдруг перестает быть таковым, и мы начинаем смотреть на жизнь другими глазами.

Насреддин говорит знакомому:
— Слышал? Наш приятель скончался.
— Нет, — ответил тот. — От чего же?
— Бедняга не знал, ради чего живет, так что о причине смерти и говорить нечего.

А это. впрочем, воздержимся от комментариев. Ведь ты знаешь, дорогой читатель, что, если объяснить смысл только что рассказанного анекдота, от него ничего не останется, особый аромат истории с поучительным смыслом превратится в унылую констатацию факта. С Насреддином так же. Не комментируйте! Не объясняйте! Не искушайте Всевышнего! Лучше перечтите. и расскажите кому-нибудь еще.

К Насреддину приехал издалека один из родственников и привез ему в подарок утку. Обрадованный Насреддин сварил ее и съел вместе со своим гостем. Вскоре после этого к Насреддину стали приходить один за другим люди, называвшие себя друзьями и друзьями друзей человека, принесшего утку, однако новых подарков никто из них не приносил.
В конце концов Мулла вышел из себя, но тут появился еще один незнакомец: «Я друг друга друга того родственника, который принес тебе утку», — заявил он и, подобно другим, уселся за стол в ожидании еды. Насреддин принес ему тарелку горячей воды.
— Что это такое? — спросил гость.
— Это суп супа супа из той утки, которую принес мой родственник, — ответил Насреддин.

Семь историй для озарения

Для арабской традиции Насреддин не случайный персонаж. Совсем не секрет, что каждая небылица или анекдот о нем — это кладезь древней мудрости, знаний о пути человека, о его предназначении и способах обретения подлинного существования. И Ходжа не просто чудак или идиот, а тот, кто с помощью иронии и парадокса пытается передать высокие религиозные и этические истины. Насреддин — настоящий суфий! Суфизм — внутреннее мистическое течение в исламе, развивавшееся наряду с официальными религиозными школами. Однако сами суфии говорят, что это течение не ограничено религией Пророка, а является зерном всякого подлинного религиозного или философского учения. Суфизм — это стремление к Истине, к духовному преображению человека; это иное мышление, другой взгляд на вещи, свободный от страхов, стереотипов и догм. И в этом смысле настоящих суфиев можно найти не только на Востоке, но и в западной культуре. Тайна, которой окутан суфизм, по словам его последователей, связана не с какой-то особой мистичностью и секретностью учения, а с тем, что искренних и честных искателей истины во все века было не так уж и много. «Быть в миру, но не от мира, быть свободным от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, слепого повиновения обычаю или благоговейного страха перед вышестоящими лицами — вот идеал суфия», — писал Роберт Грейвс, английский поэт и ученый.

В наш век, привыкший к сенсациям и разоблачениям, эти истины бледнеют перед рассказами о мистических чудесах и мировом заговоре, но именно о них говорят мудрецы. И вместе с ними Насреддин. Истина не где-то за горами, она здесь, спряталась за нашими привычками и привязанностями, за нашим эгоизмом и глупостью. Образ Ходжи Насреддина, по мнению Идриса Шаха, удивительная находка суфиев. Ходжа не поучает и не разглагольствует, в его проделках нет ничего надуманного. Кто-то посмеется над ними, а кто-то благодаря им чему-то научится и что-то осознает. Истории живут своей жизнью, кочуя от одного народа к другому, Ходжа путешествует из анекдота в анекдот, легенда не умирает, мудрость живет. Воистину, лучшего способа для ее передачи трудно было найти!

Эмир послал Насреддина исследовать различные учения восточных мистических учителей. Все они рассказывали ему истории о чудесах, повторяли изречения основателей учений и великих учителей, которые давным-давно умерли.
Когда Насреддин вернулся домой, он представил отчет, в котором было одно-единственное слово: «Морковь».
Его вызвали для объяснений. Насреддин сказал эмиру:
— Лучшая часть погребена; мало кто знает, что под зеленым, под землей, находится оранжевое и что, если вы не работаете для него, оно испортится; к этому причастно большое количество ослов.

Суфий Джалал ад-дин Руми так описывал настоящего мудреца: «Без вина пьян, без еды сыт; обезумевший, забывший о еде и сне; король, надевший простую одежду; клад в развалинах; не из воздуха и не из земли, не из огня и не из воды; безбрежное море. Он обладает сотней лун и солнц. Мудрость его взята не из книг, истина сделала его мудрым». Суфий — чудак, опьяненный вином мудрости, человек, живущий по иным, небесным критериям. Ходжа Насреддин такой же «безумец», живущий подлинными ценностями, недоступными «рассудительному» обывателю, чей ум скован иллюзией. Для профана мудрец — это «дурак», который ничего не смыслит в жизни.

На одном собрании зашла речь о падении нравов.
— Если так пойдет и дальше, мир перевернется вверх дном! — воскликнул один из присутствующих.
Не успел он закончить, как Насреддин заметил:
— Как знать, а может быть, дно окажется лучше верха!

Насреддин постоянно напоминает о том, что мы ограничены в понимании сути вещей, а значит, и в их оценке. О, внимательнейший из читателей, не торопись обижаться, если тебя назвали глупцом, для Ходжи подобное обвинение было бы высшей из похвал! Насреддин — величайший учитель, его мудрость давно перешагнула границы суфийской общины. Но таким Ходжу знают немногие. На Востоке есть легенда, которая гласит, что если рассказать семь историй о Ходже Насреддине в особой последовательности, то человека коснется свет вечной истины, дарующий необычайную мудрость и могущество. Сколько было тех, кто из века в век изучал наследие великого пересмешника, остается только гадать. Вся жизнь может уйти на поиски этой магической комбинации, и как знать, не является ли эта легенда еще одной шуткой несравненного Ходжи?

Ерёма или Насреддин?

У нас, в России, «официальное» появление Насреддина связано с публикацией «Истории Турции» Дмитрием Кантемиром во времена Петра I, куда вошли первые анекдоты о нашем герое (Европа познакомилась с Ходжой гораздо раньше). Последующее, неофициальное существование великого Ходжи овеяно туманом. Сами посудите. Однажды, перелистывая сборник сказок и небылиц, собранных фольклористами в Смоленской, Московской, Калужской, Костромской и других областях в 60-80-х годах прошлого столетия, я нашел несколько анекдотов, точь-в-точь повторяющих истории Ходжи Насреддина.

Фома говорит Ерёме: — У меня болит голова, что мне делать? — Когда у меня болел зуб, я его вырвал, — ответил Ерёма.

— Афанди, что мне делать, у меня глаз болит? — спросил Насреддина друг.
— Когда у меня болел зуб, то я не мог успокоиться до тех пор, пока не вырвал его. Наверное, тебе надо сделать то же самое, и ты избавишься от боли, — посоветовал Ходжа.

Оказывается, в этом нет ничего необычного. Подобные шутки можно найти, например, в немецких легендах о Тиле Уленшпигеле, в «Декамероне» Боккаччо, в «Дон Кихоте» Сервантеса. Конечно, утверждать, что истории о Ходже Насреддине повлияли на появление подобных сюжетов в других культурах, сложно. Где-то для исследователей это очевидно, а где-то видимых связей обнаружить не удается. Но согласитесь, уважаемый читатель, есть в этом что-то необычайно важное и притягательное. Ничего не зная о Насреддине, мы так же ничего не знаем о нас самих, о тех глубинах, которые возрождаются в нас, живем ли мы в Самарканде XIV века или в современном европейском городе. Воистину, безмерная мудрость Ходжи переживет всех нас, и наши дети будут так же смеяться над его проделками, как когда-то смеялись над ними наши деды и прадеды. А может, и не будут. Как говорят на Востоке, на все воля Аллаха!

Когда нечего терять Конечно, обязательно найдется тот, кто скажет, что Насреддин непонятен или просто устарел. Что ж, случись Ходже быть нашим современником, он не расстроился бы: на всех не угодишь. Да Насреддин вообще не любил расстраиваться. Настроение как облако: набежало и улетело. Расстраиваемся мы лишь оттого, что теряем то, чем обладали. Но задумайся, о самый вдумчивый из читателей, а так ли уж многим мы на самом деле обладаем? Есть что-то неправильное, когда свое достоинство человек определяет количеством накопленного имущества. Ведь существует то, чего не купишь в магазине: ум, доброта, справедливость, дружба, находчивость, мудрость, наконец. Вот уж если ты их потерял, то есть из-за чего расстраиваться. А в остальном Ходже Насреддину терять нечего, и это, пожалуй, самый главный его урок.

Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение "Москва слезам не верит".

Налог на слезы: притча о Ходже Насреддине

Ходжа Насреддин считал налоговую систему также мощным стимулом для развития общественного самосознания и предложил ввести налог на слезы и налог на смех: "Подать на слезы вызовет новые слезы, а новые слезы - новую подать".

Золото и рис (восточная притча)

Интересно отметить, что считается, что сборщик налогов всегда выступал отрицательным образом любых народных сказок, легенд, сказаний и т.д. Однако это не так. В частности в представленной притче о золоте и рисе именно местный мытарь является положительным и мудрым персонажем.

Рассказывают, что было время, когда люди, жившие на берегу озера Инлей, не хотели работать в поле. Их больше привлекали ремесла и торговля. А случилось это так потому, что большую часть земли затопили воды. Сухих полей осталось очень мало.

В те далекие времена озерным краем управлял сборщик налогов, которому правитель страны повелел расширить поля и больше сеять риса, чтобы им кормилась вся страна. Но жители Инлея продолжали заниматься торговлей и ремеслом. Риса же сеяли так мало, что его хватало только на два месяца.

Сборщик налогов был очень огорчен и встревожен. И вот однажды он вызвал к себе двух жителей озерного края: богатого торговца и бедного крестьянина. Обоих принял с должными почестями и спросил:

- Что в мире важнее - золото или рис?

Богатый торговец ответил так:

- В нашем мире нет ничего ценнее золота. Золото делает человека из ничтожного значительным. Если у человека есть золото, он пользуется почетом, имеет власть, живет в довольстве. Я преклоняюсь перед золотом.

Бедный крестьянин ответил так:

- В нашем мире нет ничего важнее риса. Все живое ищет себе пропитание. Мы, люди, питаемся рисом. От него - наше здоровье и наша сила. Надо больше сеять риса. Тогда не будет голода и нужды. Я преклоняюсь перед рисом.

Сборщик налогов нахмурился. Сам он понимал, что прав крестьянин, но хотел убедить и торговца.

- Значит, для тебя важно золото, а для тебя - рис. Нет согласия в ваших речах, - и сборщик налогов сердито встал со своего места. - Я тоже не могу найти верного решения. Поэтому через семь дней вы должны прийти ко мне со своими семьями. Захватите с собою то, что всего важнее для вас. Пусть вас рассудит жизнь!

И с этим он отпустил обоих. Каждый из них вернулся в свой дом. И каждый стал готовиться к предстоящему. Богач, который выше всего ценил золото, собрал золотые слитки, кольца, браслеты, четки, серьги. Он велел жене и дочерям надеть на себя все золотые украшения, а что осталось - положил на поднос. На седьмой день со своей семьей и всем богатством торговец явился к сборщику налогов.

Бедный крестьянин тоже не сидел сложа руки: он размолол весь рис и приготовил из рисовой муки лепешки и булочки. Все это он разложил на подносах, велел жене и дочерям поставить подносы себе на головы и идти к дому сборщика налогов. Сам же крестьянин собрал в корзину столько вареного риса, сколько туда поместилось, повесил корзину на плечо и зашагал следом.

Когда оба жителя Инлея со своими семьями пришли к сборщику налогов, тот поглядел, что они принесли, усмехнулся, но ничего не сказал. Потом он позвал своих слуг и приказал им запереть обе семьи с их вещами в отдельной хижине. И если чего попросят - давать им только воду.

Слуги исполнили приказ своего господина. В хижине не оказалось ничего, кроме горшка с водой. Скоро все проголодались. Запасшийся едою крестьянин накормил жену и дочерей. А богачу нечем было кормить семью - ведь золото есть не станешь! Он попросил крестьянина поделиться с ним.

На это земледелец ответил:

- И рад бы, да не знаю, сколько нам здесь сидеть. Боюсь, как бы и моей семье не пришлось голодать.

Тогда голодный богач предложил продать ему рису за золото, но крестьянин сказал:

- На что мне твое золото? Им сыт не будешь!

Через два дня сборщик налогов приказал выпустить из хижины обе семьи. Тут он и увидел, что бедные крестьяне сыты и веселы, а увешанные золотом богачи голодны и злы на весь свет.

- Так что же важнее - рис или золото? - спросил сборщик налогов.

- Рис важнее. Надо сеять рис, - прохрипел голодный торговец. А крестьянин только усмехнулся.

- Ну, раз вы теперь оба согласны - идите домой! - заключил сборщик налогов и отпустил всех.

С тех пор жители Инлея начали сеять много рису: и на затопляемых во время дождей землях, и на плавающих полях. Рису стало вдоволь - все жители страны были сыты.

Читайте также: