Демпфирующий коэффициент в акцизе на нефть

Опубликовано: 16.05.2024

В начале марта стало известно, что правительство решило скорректировать демпферный механизм для нефтяной отрасли. Рассказываем о том, что такое демпфер и как изменения могут отразиться на нефтяных компаниях.

Если говорить упрощенно, то цепочка поставок нефтепродуктов к конечному потребителю следующая:

- Нефть, которую добывает нефтяная компания, может быть отправлена на экспорт или поставлена на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) внутри страны.

- На НПЗ из нефти получают нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо и другие виды топлива. На этом этапе топливо также может быть экспортировано или поставлено по оптовой цене, формирующейся на бирже, на внутренние розничные точки продаж, в том числе на сети АЗС.

- Далее, топливо продается конечным потребителям по розничным ценам.

Когда мировые цены на нефть растут, маржинальность НПЗ оказывается под давлением. В результате рост мировых цен по цепочке приводит к росту оптовых и розничных топливных цен внутри страны. Для населения рост внутренних цен означает дополнительную финансовую нагрузку за счет транспортных и иных расходов, связанных с ценами на топливо. Для бизнеса волатильность цен затрудняет прогнозирование, ухудшаются условия для деятельности в отдельных отраслях.

Чтобы сгладить влияние мировых нефтяных котировок на внутренние цены в России в 2018 г. был придуман регуляторный механизм, получивший название демпферного, или просто демпфер. Стимулом для этого стали резко выросшие цены на нефть, отреагировавшие на возобновление американских санкций в отношении нефтегазового экспорта Ирана.

Вступивший в силу с 2019 г. демпфер был основан на разнице между экспортной ценой топлива и условной внутренней ценой, которая была закреплена в соответствующем законопроекте и подлежала ежегодной индексации на 5%.

Если экспортная цена выше условной, то бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть разницы, чтобы нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности.

Наоборот, если экспортная цена ниже условной, то уже нефтяные компании должны компенсировать бюджету эту разницу. Так было, например в 2020 г., когда из-за пандемии COVID-19 мировые цены на нефть упали ниже $40 за баррель.

Одной из проблем, с которой столкнулась отрасль в ходе реализации механизма, это отсутствие связи условной цены с реальными рыночными ценами. Так, например в 2020 г. оптовые цены были значительно ниже условной. В результате за счет выплат по демпферу в апреле 2020 г. продажи бензина на внутреннем рынке в какой-то момент стали убыточными для компаний. Так как компании связаны нормативами поставок на внутренний рынок, они были вынуждены работать в минус.

В 2021 г. ожидался обратный эффект. Индикативная цена была проиндексирована на 5% и составила 56,3 тыс. руб. за тонну бензина и 50,7 тыс. руб. за тонну дизельного топлива. В то же время розничные цены на топливо выросли в среднем на 2%. Из-за этого нефтяники могут недополучить компенсацию.

В начале марта 2021 г. правительство объявило о решении скорректировать демпфирующий механизм и сделать индикативную цену более близкой к рыночным реалиям. Ожидается, что новые условия могут заработать уже с 1 мая.

Изменения могут благоприятно сказаться на маржинальности нефтепереработки российских интегрированных нефтяных компаний. Наибольший позитивный эффект могут испытать Газпром нефть, у которой соотношение внутренней нефтепереработки и внутренней добычи составляет около 75%. Также ощутимый позитивный эффект могут испытать Роснефть и Лукойл, у которых аналогичное соотношение близко к 55%. Все это должно благоприятно сказаться на финансовых показателях компаний и динамике их акций. Более точно эффект можно будет оценить после того, как будут представлены конкретные условия нового демпферного механизма.

БКС Мир инвестиций

Последние новости

Рекомендованные новости

Итоги торгов. Закрылись в хорошем плюсе, несмотря на слабость западных площадок и нефти

Администрация Байдена пока не будет вводить санкции против Северного потока 2

4 акции на рынке США, которые не собираются падать

Корпоративные события на рынке США. Как они влияют на акции

Частные инвесторы на российском рынке. Каково их влияние

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Москва. 24 июля. INTERFAX.RU - Госдума РФ на заседании во вторник приняла в окончательном, третьем чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, передал корреспондент "Интерфакса" с заседания.

Поправки были внесены в Налоговый кодекс (НК) РФ и в закон "О таможенном тарифе".

Экспортная пошлина и НДПИ

Принятые поправки предполагают постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления за шесть лет, с 2019 года до 2024 года. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение шести лет. Так, в 2019 году предельные ставки пошлины (выше которых не может быть установлена пошлина, рассчитываемая по формулам правительства) предлагается умножать на корректирующий коэффициент 0,833, в 2020 году - 0,667, в 2021 году - 0,5, в 2022 году - 0,333, в 2023 году - 0,167, в 2024 году - 0. Таким образом, с 2024 года экспортная пошлина на нефть в РФ будет отменена.

Одновременно будет продолжено плановое постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 году в одну из формул, лежащих в основе расчета НДПИ, был введен повышающий коэффициент, который плавно повышался в 2017-2021 годах. Одобренные Госдумой в третьем чтении поправки сохраняют все ранее принятые размеры повышающих коэффициентов, однако увеличивают срок их действия на год - до конца 2021 года. Так, в 2018 году он достигает 357, в 2019-2021 годах - 428. С 2022 года этот повышающий коэффициент будет равен нулю.

Каким будет НДПИ на нефть после 2021 года, Минфин и Минэнерго пока ведут споры. Повышающие коэффициенты вводились в 2015 году для наполнения бюджета. Тогда правительство обещало нефтяным компаниям, что это будет временная мера.

Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, будут зеркально трансформированы в НДПИ, следует из законопроекта.

Пошлина на нефтепродукты при форс-мажоре

Отказываться до конца от механизма заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты правительство не намерено. В законе предусмотрена возможность экстренного введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Ее размер составляет 60% от повышенной ставки экспортной пошлины на нефть, которая, в свою очередь, равна не 30% как принято на 2018 год, а 45%. Как пояснил ранее директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов, по сути, такая ставка пошлины на нефтепродукты равна 90% от принятой на 2018 год ставки пошлины на нефть.

Акциз на нефть с учетом логистики НПЗ

Система обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НДПИ может привести к риску роста внутренних цен на нефтепродукты на уровне мировых. Кроме того, ситуация ухудшается наличием акциза на нефтепродукты, которые уплачивают НПЗ. Акцизы на нефтепродукты идут в бюджет РФ для наполнения дорожных фондов.

Несмотря на риски роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки сохраняют рост акцизов на топливо. В 2019 году акцизы на бензин должны вырасти с нынешних 8,2 тыс. рублей за тонну до 12,3 тыс. рублей на тонну, в 2020 году - до 12,75 тыс. руб./т, в 2021 году - до 13,26 тыс. руб./т. Акцизы на дизельное топливо должны вырасти с нынешних 5,67 тыс. руб./т до 8,54 тыс. руб./т в 2019 году, затем до 8,83 тыс. руб./т в 2020 году и до 9,19 тыс. руб./т в 2021 году.

Чтобы избежать резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки предполагают введение принципиально нового для нефтяной отрасли РФ механизма - акциза на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Он будет выплачиваться компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке. Этот механизм позволит компаниям компенсировать рост выплат по акцизам на нефтепродукты с 2019 года, избежать резких колебаний цен на внутреннем рынке вслед за мировыми и сделать поставки топлива на внутренний рынок такими же привлекательными, как и на экспорт.

Акциз на нефть вводится для НПЗ, имеющих свидетельство о регистрации, или для компаний, перерабатывающих нефть по давальческой схеме. Акциз на нефть рассчитывается по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ.

Логистический коэффициент вводится в формулу расчета непосредственно акциза на нефть. Всего было выделено шесть региональных групп, к которым будет применяться данный коэффициент. НПЗ, подпадающие под логистические коэффициенты, удалены от рынков сбыта, в первую очередь, экспортных, и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других НПЗ.

Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 будет применяться к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ "Роснефти" .

Коэффициент 1,4 будет применяться к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ "Роснефти".

Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в республике Коми, в Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ "ЛУКОЙЛа" .

Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании "Новый поток" и Коченевском НПЗ компании "ВПК-Ойл". Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка - в размере 600 тысяч тонн.

Коэффициент 1,05 будет применяться к заводам, расположенным в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ "Газпром нефти" .

В отношении остальных регионов России будет применяться коэффициент 1.

Демпфирующий коэффициент в акцизе на нефть

В формулу возврата акциза на нефть нефтеперерабатывающим компаниям вводится демпфирующий коэффициент. Он рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Согласно законопроекту, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 принимается равной 56 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 58,8 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 61,74 тыс. рублей за тонну в 2021 году. Средняя оптовая цена на дизельное топливо устанавливается в размере 50 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 52,5 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 55,125 тыс. рублей за тонну в 2021 году.

Если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо отклоняются от установленных в законопроекте цен на 10% или более, то демпфирующий коэффициент обнуляется. Такой подход позволит компаниям компенсировать со следующего года до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты.

Свидетельство о регистрации НПЗ

Получать возвратный акциз на нефть могут только нефтеперерабатывающие компании, имеющие свидетельство о регистрации. Закон подробно прописывает, какие компании имеют право на получение данной регистрации.

Свидетельство о регистрации могут получить компании, имеющие в собственности НПЗ, перерабатывающие собственную нефть или нефть по давальческой схеме. Право получить такую регистрацию имеют нефтеперерабатывающие компании, подпавшие на 1 января 2018 года под санкции, либо нефтеперерабатывающие компании, производящие из нефти 10% бензина класса 5 и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн.

Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс. тонн нефти и заключившие с государством до 1 июня 2019 года соглашение о модернизации НПЗ при условии, что данное соглашение является действующим и сроки, указанные в нем, не срываются. При этом компания, заключившая с государством соглашение о модернизации, либо обязана в итоге выйти на производство из нефти не менее 10% бензина класса 5, либо должна инвестировать в ремонт НПЗ в период с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.

Кроме того, акциз на нефть может быть обнулен для компаний, которые не смогли произвести из общего объема перерабатываемой нефти более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум и так далее.

Как пояснил ранее заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, по расчетам Минэнерго, в конечном итоге, под систему возвратных акцизов нефть могут не подпасть небольшие НПЗ с общим объемом нефтепереработки в 15-17 млн тонн. Некоторые из этих НПЗ могут, в конечном итоге, закрыться.

"В первый год работы влияние "налогового маневра" на нефтеперерабатывающий сектор будет минимальным. Необходимо, чтобы прошло два-три года, чтобы мы увидели реальный эффект от налогового маневра на сектор нефтепереработки и объемы переработки нефти", - сказал он тогда.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 марта 2020 г. N 03-13-12/23662 Об определении ставки акциза на нефтяное сырье

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел проект ответа ФНС России на письмо ООО по вопросу определения ставки акциза на нефтяное сырье и сообщает.

Согласно подпункту 13.1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нефтяное сырье относится к подакцизным товарам.

В целях главы 22 "Акцизы" Кодекса нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов:

газовый конденсат стабильный;

вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов);

гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 );

Согласно пункту 8 статьи 193 Кодекса, если иное не установлено в данном пункте, ставка акциза на нефтяное сырье (А НС ) определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:

где - удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья.

При этом определяется по формуле:

где - количество прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - передан налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде) и (или) передан в налоговом периоде в структуре налогоплательщика, имеющего свидетельство на переработку прямогонного бензина, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, выраженное в тоннах;

- количество товарного бензина, легких и средних дистиллятов в жидком виде (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), бензола, толуола, ксилола, масел смазочных, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - переданы налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде), выраженное в тоннах.

Как следует из обращения, организация, имеющая свидетельства на производство и переработку прямогонного бензина, производит продукты (полупродукты) из собственного нефтяного сырья, в том числе прямогонный бензин. В дальнейшем произведенный прямогонный бензин передается в структуре предприятия на переработку в компоненты автомобильного бензина и смесь ксилолов. Произведенная смесь ксилолов, а также полученные при ее производстве побочная продукция и отходы, будут признаваться продукцией нефтехимии.

Таким образом, при переработке собственного нефтяного сырья налогоплательщиком, имеющим свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и операции по переработке нефтяного сырья, количество произведенного прямогонного бензина, переданного в налоговом периоде в структуре организации на переработку в продукцию нефтехимии, в которую включается, в том числе ксилол, учитывается в величине .

Врио директора Департамента В.А. Прокаев

Обзор документа

Минфин указал, по какой формуле рассчитывается ставка акциза на нефтяное сырье (Анс). Учитывается в т. ч. удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья. При его определении применяется показатель Vпб - выраженное в тоннах количество прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком и (или) передан в налоговом периоде в структуре налогоплательщика, имеющего свидетельство на переработку прямогонного бензина, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол.

При переработке собственного нефтяного сырья налогоплательщиком, имеющим свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином и операции по переработке нефтяного сырья, количество произведенного прямогонного бензина, переданного в налоговом периоде в структуре организации на переработку в продукцию нефтехимии, в которую включается в т. ч. ксилол, учитывается в величине Vпб.

На совещании правительства РФ, которое 28 января 2021 года проводил вице-премьер Александр Новак, присутствовали представители Минфина, Минэнерго, ФАС и нефтяных компаний страны.

АЗС банзин

Нефтяники безуспешно попытались договориться с властями об экономическом стимулировании выпуска бензина и других видов топлива, чтобы заинтересовать игроков рынка в росте объёмов производства.

Министерство финансов отказалось пересмотреть размеры демпфирующих выплат, посоветовав нефтяным компаниям вместо этого активнее работать с нефтеперерабатывающими заводами.

Как работает демпфер

Принцип работы демпфирующего механизма основан на том, что существует разница между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива. При этом она может быть как положительной, так и отрицательной. Когда разница положительна, экспортировать нефтепродукты выгоднее, чем продавать их внутри страны, а если отрицательная, то наоборот.

В России используют демпфер, чтобы не допускать резких колебаний цен на бензин и другое топливо. Когда мировые цены выше внутренних, государство компенсирует часть потерь нефтяной отрасли. Если цены ниже, нефтяные компании платят часть разницы в ценах в госбюджет.

Нефть, бензин и кризисы

Когда весной прошлого года разразился кризис, а цены на нефть резко рухнули, простые автомобилисты были почти уверены, что бензин и дизтопливо станет гораздо дешевле, но этого, к их глубокому сожалению, не произошло. В это время в европейских странах топливо тут же стало дешеветь.

Но обычные российские автолюбители не знали, что, в отличие от европейских стран, розничная цена бензина в России никак не зависит от нефтяных котировок. Впрочем, на наших отечественных заправках в определённый момент цены также снизились, но падение не превышало 5%.

Роснефть

Фото: rosneft.ru

Вообще, из-за особенностей ценообразования и налогообложения в России удешевление горючего на опте и в рознице не предусмотрено. Теоретически цены на топливо у нас могут лишь медленно расти.

Бывает и так, что падение цен на нефть сопровождается заметным удорожанием бензина и дизтоплива. К примеру, так случилось в 2014 году, когда падение цены на нефть марки Urals составило около 30%, а бензин на заправках поднялся в цене в среднем на 10%. Эксперты комментировали «РБК», что тот феномен был связан с ослаблением российской национальной валюты.

Нефтяники требуют откорректировать демпфирующий механизм

С начала 2021 года после серьёзного прошлогоднего обвала цены на нефть потихоньку начали восстанавливаться. Это привело к повышению привлекательности экспорта.

Чтобы избежать роста оптовых цен на топливо на внутреннем рынке, нефтяные компании предложили скорректировать механизм демпфирования. Главной претензией нефтяников к существующей системе является то, что индикативная внутренняя цена абсолютно оторвана от реальной рыночной ситуации.

Если бы правительство согласилось снизить размер индексации по предложению представителей нефтяного бизнеса, бюджет получил бы в этом году на 70 млрд рублей меньше. Они мотивируют свою просьбу тем, что существующий демпферный механизм делает невыгодной загрузку сырьём отечественных НПЗ.

правительство РФ

Фото: kremlin.ru

Несмотря на это, Минэнерго РФ рекомендует увеличить объёмы переработки сырой нефти, чтобы довести запас бензина и дизтоплива до 1,6-1,7 млн т. Компании вроде бы согласились последовать рекомендациям министерства.

Следует отметить, что наиболее сложная обстановка сложилась с автомобильным бензином, оптовая цена которого внутри страны значительно ниже экспортной. Если она вырастет, в непростой ситуации окажутся АЗС, которые связаны ограничениями и поднять цены не могут.

Это означает, что демпферный механизм нуждается в корректировке. То есть, если рыночная ситуация в ближайшее время не изменится, правительству всё же придется пойти навстречу нефтяным компаниям.

Новак: Стоимость бензина не зависит от мировых цен на нефть

Глава Минэнерго Александр Новак считает демпфер действенным инструментом регулирования энергетического рынка России, о чём сам высказывался неоднократно.

«Правительством был создан очень эффективный инструмент в середине 2018 года, который эффективно работает уже 1,5 года. Цены у нас в основном стабильны и не превышают уровень инфляции», — говорил он в эфире телеканала «Россия 24» весной 2020 года.

Александр Новак

А в начале 2021-ого он опять подтвердил свою позицию по этому вопросу, выступая на Гайдаровском форуме в дискуссии «Будущее энергетики», где описал собравшимся принцип действия демпфирующего механизма и его эффективность.

«В 2020 году цены на нефть очень сильно колебались от 20 до 50 долларов за баррель, а на заправках бензин АИ92 вырос только на 2%. Для сглаживания эффекта колебаний цен на мировом рынке на розничные цены эффективно действует демпфирующий механизм. В результате его действия в 2021 году темп роста цен на нефтепродукты в рознице также сохранится в пределах инфляции», — заявил вице-премьер.

По данным Росстата, в 2020 году рост инфляции составил 4,9%, то есть инфляция в России в прошлом году росла значительно быстрее, чем цены на бензин. И хотя в высших эшелонах власти утверждают, что всё под контролем, отмечается рост оптовых и розничных цен на топливо.

Или всё-таки зависит?

По данным издания Finanz, опубликованным 28 января 2021 года, в России отмечается дефицит бензина, а цена на него достигла наивысшей отметки за последние 2 года. Значительный рост отмечен в промежутке между 20-ыми числами декабря и серединой января, составив 20-22%. Чтобы притормозить его, было решено сократить экспорт нефти.

Поэтому в феврале в европейские страны через западные российские порты отгрузят на 20% меньше нефти, чем в январе. В частности, через порты Усть-Луга, Приморск и Новороссийск в январе отправили около 6 млн т, то на февраль запланирована отгрузка лишь 4,3 млн т.

нефтяной танкер

Источники издания Bloomberg утверждают, что нефтяные компании России принесли в жертву выручку от экспорта ради того, чтобы насытить внутренний рынок и преодолеть дефицит сырья для НПЗ.

Это особенно неприятно, так как чиновникам из высшего эшелона и так трудно объяснять, почему дорожают продукты, а тут ещё и бензин, подорожание которого, кстати, повышает себестоимость практически любых групп товаров. Правда, в Минфине успокаивают, что увеличение оптовых цен на горючее будет сглажено за счёт действия демпфирующего механизма.

1626

(Рейтер) Правительство РФ рассчитывает на дополнительные доходы для бюджета в рамках завершающего этапа налогового маневра для нефтяной отрасли, однако несколько компонентов расчёта, которые могут повлиять на конечный результат, правительство пока не определило.

Кабинет министров утвердил законопроект в четверг.

"Были проведены согласования, встречи с представителями отрасли, сегодня обсудим доработанный документ, чтобы в ближайшее время внести в Госдуму", - сказал журналистам отвечающий в правительстве за энергетический комплекс вице-премьер Дмитрий Козак.

Согласно документу, копия которого есть у Рейтер, к 2024 году власти планируют поэтапное обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и зеркальное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) такими же темпами и на такую же величину. Рейтер пока не удалось подтвердить, является ли копия законопроекта окончательной версией документа.

Поскольку обнуление экспортной пошлины сократит маржу НПЗ, а также грозит значительным повышением внутренних цен на топливо из-за роста экспортного паритета, законопроект предусматривает субсидию для нефтепереработки в виде отрицательного акциза на нефть и дополнительную демпфирующую надбавку к нему, сглаживающую влияние мировых цен на внутренний рынок.

Согласно законопроекту, основным условием предоставления отрицательного акциза на нефть является наличие у компании перерабатывающих мощностей и выполнение требования о производстве и поставке на рынок РФ автобензина класса Евро-5 в количестве более 10 процентов от объема переработки нефти.

Безусловное право на получение отрицательного акциза получают НПЗ компаний, против которых действуют иностранные санкции.

Также его смогут получить НПЗ, завершающие модернизацию.

"Предусмотрено предоставление отрицательного акциза тем компаниям, которые осуществляют модернизацию нефтеперерабатывающих производств, которые возьмут на себя обязательства, кто не успел в предыдущий период завершить модернизацию, в течение трёх лет модернизировать производство", - сказал Козак журналистам.

Федеральный бюджет в ходе реализации заключительного этапа налогового маневра, по словам Козака, в течение шести лет дополнительно получит 1,3-1,6 триллиона рублей.

Однако предусмотренная законопроектом демпфирующая надбавка к возвратному акцизу, призванная защищать внутренний рынок от резких скачков мировых цен, потребует дополнительных расходов из госбюджета. Объём её применения оценить заранее невозможно, поскольку он зависит от колебаний мировых цен а сама формула будет уточнена, как предполагается, ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Другой неопределённый компонент расчётов - повышающий коэффициент к отрицательному акцизу в размере 1-1,6 в зависимости от удаленности НПЗ от рынков сбыта. Он должен компенсировать заводам логистические издержки при экспорте. По словам Козака, Минфин и Минэнерго планируют внести его в документ ко второму чтению в Думе.

ЗАЩИТА ОТ САНКЦИЙ

Условие, позволяющее получить возвратный акциз - если в компании-заявителе по состоянию на 1 января 2018 года "прямо и (или) косвенно участвуют российские организации, которые на указанную дату подпадали под действие введенных иностранными государствами. в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации запретительных, ограничительных и (или) иных аналогичных мер", говорится в законопроекте.

При этом совокупная доля участия санкционных компаний должна составлять не менее 50 процентов.

Из российских переработчиков под это условие подпадают Роснефть и Новатэк. Причём Новатэк сможет воспользоваться отрицательным акцизом для своего завода в Усть-Луге, поставляющем продукцию исключительно на экспорт, а не на внутренний рынок, где применяются акцизные сборы.

Законопроект предусматривает, что экспортная пошлина будет равномерно уменьшаться на 1/6 ежегодно с 2019 года. Для этого к действующей формуле экспортной пошлины вводится корректирующий коэффициент - 0,833 в 2019 году, 0,666 в 2020 году и так далее, до 0 в 2024 году.

В четверг на брифинге Козак сообщил журналистам, что законопроект предусматривает возможность для правительства временно устанавливать повышенную экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты для защиты в внутреннего рынка.

"Предусмотрена возможность правительства введения на временной основе, в случае форс-мажорных обстоятельств, чтобы не допустить галопирующий рост цен на моторное топливо, вводить (повышенные) экспортные пошлины на нефтепродукты и на нефть", - сказал Козак.

Ранее сообщалось, что верхняя граница временных заградительных пошлин на нефтепродукты сможет достигать 90 процентов от пошлины на нефть.

Пошлина на нефть в 2018 году, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть марки Urals, составляет $124,7 за тонну, пошлина на корзину нефтепродуктов из тонны нефти по общим выходам НПЗ РФ в 2018 году - $63,1 за тонну.

Законопроект дополняет формулу расчёта НДПИ новым слагаемым, которое в точности повторяет формулу экспортной пошлины в рублевом выражении (умноженную на средний за месяц курс доллара) с корректирующим коэффициентом, который в 2019 году устанавливается в размере 1/6, ежегодно увеличивается на 1/6 до 1 (единицы) в 2024 году.

Сумма прироста НДПИ за 2019-2024 годы, по расчётам Рейтер, составит 9,4 триллиона рублей. Расчёт экстраполирует объём добычи в 2017 году нефти, не подпадающей под льготную ставку, и сложившиеся в 2018 году средние значения цены Urals и курса доллара к рублю.

Сумма экспортных пошлин на корзину выпускаемых заводами нефтепродуктов сейчас в среднем вдвое меньше экспортной пошлины на объем нефти, из которой они были получены. Эта разница многие годы обеспечивала значительную маржу НПЗ, которую владельцы заводов, как предполагалось, направят на модернизацию для повышения глубины переработки и увеличения выпуска высококачественного топлива.

Поэтапное снижение и обнуление в итоге экспортной пошлины на нефть и зависящих от нее пошлин на нефтепродукты и одновременное удорожание сырья за счет роста НДПИ существенно снизит маржу НПЗ, а для заводов с простой схемой переработки окончательно сделает ее убыточной.

Манёвр предоставит самим себе мини-НПЗ, давно вызывавшие раздражение и властей, и нефтяных компаний, но крупные НПЗ, которые производят в том числе качественное моторное топливо для внутреннего рынка, государство решило поддержать отрицательным акцизом, который будет примерно соответствовать существующему диспаритету экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Введение обратного акциза на нефть для переработчиков потребовало бы от государства выплатить 3,4 триллиона рублей в 2019-2024 годах, показали расчёты Рейтер для объема переработки по итогам 2017 года и при сложившихся за январь-июнь 2018 года средней цене Urals и курсе доллара.

Предложенная в законопроекте формула акциза на нефть содержит ту же формулу экспортной пошлины и корректирующий коэффициент, возрастающий на 1/6 в год, как и в расчёте НДПИ, а также ещё один коэффициент (обозначенный как "Спю"), который рассчитывается исходя из объемов производства нефтепродуктов: нафты (в формуле обозначается "пб"), светлых нефтепродуктов ("св"), включая масла и подакцизную ароматику, кокса ("кс") и темных нефтепродуктов ("т"), соотнесенных с объёмом сырья ("нс").

Документ приводит следующую формулу расчёта коэффициента:

Спю = (Vнс − 0,55×Vпб − 0,3×Vсв − 0,065×Vкс − Vт)/ Vнс

Чтобы исключить занижение значений в числителе формулы, законопроект содержит условие, согласно которому сумма использованных в формуле весов нефтепродуктов должна составлять не менее 0,8 от переработанного нефтяного сырья.

Наибольший эффект от введения отрицательного акциза могут получить НПЗ, выпускающие моторное топливо 5 класса (Евро-5) и светлые нефтепродукты, то есть или хорошо оснащённые, или перерабатывающие газоконденсат, практически не содержащий тёмных фракций.

Представленная в законопроекте формула дает среднее значение акциза на нефть для НПЗ РФ в 2019 году - 610 рублей за тонну при текущих значениях средней цены на нефть, курсе доллара и показателях производства, а к 2024 году, по мере роста корректирующего коэффициента - 3.640 рублей за тонну. Примерно столько же составляет разность пошлин на нефть и нефтепродукты, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть.

Для хорошо оснащенных НПЗ: ТАНЕКО Татнефти, Новойл, Уфанефтехим Роснефти, ПермНОС, Волгоградского НПЗ Лукойла, а также газоконденсатных Сургутского ЗСК и Астраханского ГПЗ Газпрома расчётное значение отрицательного акциза на нефть в 2024 году составляет около 4.500 рублей за тонну и больше.

Наименьший акциз на нефть, с учетом показателей производства в первом полугодии 2018 года, получат заводы Роснефти - Саратовский НПЗ (2.900 рублей за тонну), Уфимский НПЗ (2.750), Ачинский (3.000) и Ухтинский НПЗ Лукойла (3.000).

(при участии Полины Никольской, Натальи Чумаковой, Александра Шкурина, редактор Александр Ершов)

Читайте также: