К бельский налоговое право

Опубликовано: 16.05.2024

ЮстиАл | Юридический паблик

ЮстиАл | Юридический паблик запись закреплена

9 книг по налоговому праву

1. Козырин А.Н. "Введение в российское налоговое право"

Представленная работа знакомит с основами теории налогового права: понятием, предметом и методом налогового права, его источниками, понятием налога и налоговой обязанности, процедурами установления налога, добровольного и принудительного исполнения налоговой обязанности, налогового контроля, а также с вопросами ответственности за совершение налогового правонарушения, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

2. Сапожникова Е.Ю. "Налоговое право"

В работе рассматриваются такие темы, как: "История налогообложения", "Понятие налога и сбора, их характерные черты. Функции налогов", "Общие положения налогового права России", "Источники налогового права", "Элементы юридического состава налога", "Налоговая обязанность", "Налоговый контроль", "Налоговые проверки", "Федеральные налоги", "Региональные налоги", "Налоговое планирование" и др.

3. Клейменова М.О. "Налоговое право"

Работа посвящена сущности налогового права, его месту в системе финансового права, выявлено предназначение налогового права в механизме правового регулирования установления, введения и взимания налогов.

4. Тютин Д.В. "Налоговое право. Курс лекций" 2015

Рассматриваются основные положения налогового права; деятельность налоговых органов; способы защиты прав частных субъектов, бремя и стандарт доказывания в налоговых спорах; федеральные налоги и сборы; региональные налоги; местные налоги; специальные налоговые режимы и др.

5. Ялбулганов А.А. "Налоги и сборы Российской Федерации в схемах и таблицах"

В представленном издании применена оригинальная методика изложения материала, которая позволяет легко усвоить все сложные вопросы порядка исчисления и уплаты налогов и сборов. Схемы наглядно позволяют пройти пошагово все стадии налогового процесса - от установления налогов и сборов и до их уплаты. Приводятся формулы порядка исчисления налогов и сборов, порядка применения налоговых льгот, которые позволят избежать ошибок при расчете налогов и сборов.

6. Черник Д.Г., Майбуров И.А., Литвиненко А.Н. "Налоги"

Освещаются актуальные теоретические и практические проблемы построения налоговой системы Российской Федерации, в частности налоговое законодательство, принципы формирования налогов и сборов, налоговое регулирование и налоговый контроль.

7. Колесниченко Т.В. "Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок"

Настоящая работа посвящена вопросам разрешения налоговых споров, возникающих по результатам налоговых проверок. Подробно рассмотрены процедуры, применяемые при урегулировании споров названной категории.

8. Сасов К.А. "Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации"

В работе проанализированы и систематизированы правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам налогового права и даны рекомендации по их применению в административной и судебной практике. Обобщены решения Конституционного Суда РФ по вопросам процессуального и налогового права, выявлены тенденции конституционного правосудия в области налогообложения, сделаны предложения по практическому применению конституционных положений при защите прав налогоплательщиков в налоговых органах, судах, в том числе в арбитражных судах.

9. Полежарова Л.В. и др. "Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России"

В работе рассматриваются основы теории устранения международного двойного налогообложения, применяемый в Российской Федерации механизм устранения международного двойного налогообложения, а также вопросы налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Цена:

Авторы работы:

БЕЛЬСКИЙ КОНСТАНТИН СТЕПАНОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВО И НАЛОГИ (ЦИКЛ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕОРИИ НАЛОГОВОГО ПРАВА ИЗ ПЯТИ ЧАСТЕЙ. ЧАСТЬ 3. ПРАВО ГОСУДАРСТВА УСТАНАВЛИВАТЬ НАЛОГИ КАК КОРОЛЕВСКОЕ ПРАВО)»

Финансовое и налоговое право

ГОСУДАРСТВО И НАЛОГИ

(цикл материалов по теории налогового права из пяти частей. Часть 3. Право государства устанавливать налоги как королевское право)

Для древнего мира, средних веков и нового времени наиболее характерной формой государства была монархия, как правило, с неограниченной властью монарха: царя, императора, короля. В её идеологии господствовало представление о божественном характере власти монарха, в руках которого консолидировалась вся полнота власти. Осуществление деспотического права монархов устанавливать налоги выборочно можно показать, взяв в качестве примера такие древние государства, как Израиль и Рим, а также на примере более поздних государств, как королевская Франция и императорская Россия, которые функционировали в новое время.

Древний Израиль. Государству предшествовал первобытнообщинный племенной строй. По мнению известного итальянского историка С. Москати, кочевые древнееврейские племена проникли на территорию Палестины в Х111-Х11 вв. до н.э.1 Ветхозаветные данные рисуют процесс их внутреннего развития и возникновения у них государства и обложения налогами. Первоначально это была федерация племен, создавшая общие культовые институты, связанная в языке, общим духом в нравах и вере, трудовой деятельностью. К этому времени все семитские племена, перешедшие от кочевого образа жизни к оседлому, приняли государственную форму правления.

Возникновение государства ускорилось в результате борьбы древнееврейских племён с филистимлянами и возникших междоусобиц внутри федерации. Если первоначально от-

дельные племена имели своих временных вождей - «судей», то необходимость постоянной борьбы с внешними врагами и желание создать прочный внутренний порядок уже в Х1 в. до н.э. заставила древних евреев просить знаменитого и самого справедливого судью Самуила, чтобы он объединил их в государство Израиль и поставил над ними царя. Самуил явился преобразователем своего народа и принял деятельное участие в организации царства Израиль. По словам французского историка Э. Ренана, роль Самуила сводилась к «деятельному содействию нового режима, как это свидетельствуют древние тексты»2.

Перечисляя в первой книге Царств Ветхого завета права царя в налоговой сфере, Самуил говорил, обращаясь к израильтянам: «и поля ваши, и виноградные, и масличные сады ваши возьмёт, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмёт десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших возьмёт и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмёт десятую часть, и сами вы будете ему рабами»3. Но народ израильский, утомлённый безначалием, готов был нести эти налоговые тяготы, только бы иметь твёрдую власть. И отвечал народ Самуилу: «нет, пусть будет царь над нами, чтобы мы были как все другие народы. Пусть наш царь управляет нами, законодательствует и судит. Платя налоги, мы хотим жить и трудиться в условиях мира». Согласно древним текстам, Самуил указал израильтянам царя и помазал его на царство, бла-

1 Цит. по: Гельцер М.Л. Проблема образования государства на древ- 2 Ренан Э. История израильского народа. Т. 1. СПб., 1907. С. 240-241.

нем Ближнем Востоке. Вопросы истории. 1964. № 1. С. 206-207. 3 Библия. Ветхий завет. М., 1979. С. 263-264.

гославив монархию, как более совершенный строй, чем племенной, патриархальный, строй, способный дать устойчивый мир и упорядоченную юстицию.

Древний Рим. Рим республиканского периода не знал прямых налогов и жил, главным образом, за счёт военной добычи и дани с подвластных племён. Законы республиканского Рима щадили имущество римских граждан, не налагая на них каких-либо податей. Прямые налоги появляются в императорском Риме, распространяясь первоначально на всех жителей побеждённой страны. Римское государство обеспечивало порядок и спокойствие в побеждённой стране, но наделяло себя правом захвата военной добычи и правом на регулярное изъятие части имущества жителей этой страны в виде податей. «Античное государство, - по мнению К. Родбертуса, - могло брать, что хотело, где хотело и сколько хотело»1. Таким регулярным изъятием имущества жителей побеждённой страны была поголовная подать, которой облагались свободные и рабы, мужчины и женщины, старики и дети. Так, Цезарь ежегодно налагал на побеждённую Галлию поголовную подать под именем стипендии, а Август -такой же налог на завоёванный Египет.

В период республиканского Рима римские полководцы облагали жителей побеждённой страны данью пли податями с согласия Сената. При императоре Августе, когда государственная власть перешла от республики (общины) к одному человеку, он как единоличный правитель, не только устанавливал налоги, но и распределял их по своему усмотрению. Более того, при императорах налоговая политика делает поворот в сторону распространения налогов не только на жителей провинций, но и на римских граждан.

Проще говоря, для римских императоров все жители Римской империи, в том числе римские граждане, рассматривались как одна дойная корова, которая должна была обеспечивать все имущественные и денежные потребности государства. Именно по этой причине император Каракалла даровал права Римс-

кого гражданства всем жителям провинций, имея в виду последних как налогоплательщиков.

Трибутно-обязанный (по современному: налогообязанный) римлянин при уплате налогов должен был показать следующие объекты налогообложения: 1) свою недвижимость, а именно: количество пахотной земли, виноградников, оливковых садов, пастбищ, леса, здания, принадлежащие ему; 2) рабов и, что весьма существенно, по национальности, возрасту, ремеслу; 3) рыбные пруды, склады, соляные копи. С этого имущества древний римлянин императорского периода платил налоги в государственную казну. «Цезарское государство», становясь всё более государством военным и чиновничьим, смотрит на общество как на свой домен, в котором видит податной (налоговый) интерес. При этом, императорами облагаются самые неожиданные объекты.

Так, Калигула ввёл подати на всех лиц мужского и женского пола, занимающихся проституцией как промыслом. К. Родбертус, характеризуя некоторые из налогов, введённых Римскими императорами, писал: «Эти подати приноравливались всегда к новым отраслям заработков, и они не только не отменялись другими императорами, но ещё и развивались дальше»2.

Император Веспасиан обложил уже особую отрасль «меркации» знаменитой в истории уриной податью. Выражаясь современным языком, это был налог на доходы от общественных туалетов, принадлежащих частным лицам. Известен анекдот о разговоре Веспасиана с сыном Титом. Тит был против столь неблаго-гоуханной подати. «Слышишь ли ты какой-нибудь запах? - спросил его однажды Веспаси-ан, подставив червонец к его носу. - «Нет». Ну, а ведь он от уринной подати!»

Королевская Франция. Королевское (царское) право устанавливать налоги, не считаясь с правами подданных и с представительными учреждениями, поднимается на заоблачную высоту в абсолютных монархиях Западной Европы и самодержавной России в ХУ!-ХУ. вв. Знаменитые слова французского короля Людо-

1 Родбертус К. Исследования в области национальной экономии

классической древности. Вып. 3. Ярославль, 1884. С. 77. 2 Там же. С. 252.

вика XIV в. «Letat c'est moi» - «государство -это я, не были выражением одного только высокомерия, а обозначали то, что место старых феодальных регионов с их сепаратистскими нравами и неприступными замками заняло единое государство, выражением которого являлась неограниченная королевская власть.

Обоснованная в XVI в. французским го-сударствоведом Ж. Боденом и получившая в последующих веках распространение теория государственного суверенитета подводила теоретическую базу для подобного понимания королевской власти и абсолютизировала её права над подданными. Ж. Боден, определяя содержание суверенной власти монарха путём перечисления отдельных верховных прав, относил к ним восемь субъективных прав: право законодательствовать, право объявлять войну и заключать мир, право назначения высших должностных лиц, право верховной юрисдикции, право на повиновение, право чеканить монету и, наконец, право устанавливать налоги.1 Право устанавливать налоги единолично монархом распространялось на тех подданных, кто имел собственность и доходы.

Несмотря на собиравшиеся в отдельные годы Генеральные штаты, обсуждавшие с королём финансовые, в том числе налоговые вопросы, королевское право во Франции на собственность подданных, на её часть в виде налогов, было вознесено на степень божественного права. Французские короли заявили в лице Людовика XIV, что верховная власть давала им безграничное право на частную собственность их подданных. «Вы должны знать, -писал Людовик в поучении сыну, - что король полновластный господин, и что ему принадлежит естественное право свободно распоряжаться всем имуществом своих подданных, как мирян, так и духовных лиц, для общих нужд государства»2. Практическим комментарием к этому теоретическому положению короля служил налоговый гнет на крестьянство, который кратно усилился во Франции в эпоху абсолютной монархии и подтачивал народное благосостояние.

1 Еллинек Г. Общее государственное право. СПб., 1908. С. 337.

2 Цит. по: Герье В.И. Идея народовластия и Французская революция 1789 г. М., 1904. С. 13.

За время абсолютизма во Франции (XVI-XVIII вв.) королевской властью были введены налоги и сборы: за наём домов и магазинов, принадлежащих королю; дорожная пошлина; рыночная пошлина с хлеба; сборы с мер и весов; налог, взимаемый с сельских нотариусов; пошлина с печей, прудов, рек, с рыбного промысла, мельниц; соляная пошлина; пошлина с продажи поместий; сбор за рождение незаконных детей; сбор за собственность, не имеющую хозяина; плата за возведение в дворянство; налог с новоприобретённо-го имущества; доходы с регалий; пошлины с высоких деревьев; пошлина с привозных и туземных продуктов и т.п.3

Начиная с конца XVII в. донесения интендантов, осуществлявших судебно-полицейский и финансовый надзор за провинциями, полны жалоб на «невыносимую» тяжесть налогов.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Цена:

Авторы работы:

БЕЛЬСКИЙ КОНСТАНТИН СТЕПАНОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВО И НАЛОГИ (ЦИКЛ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕОРИИ НАЛОГОВОГО ПРАВА ИЗ ПЯТИ ЧАСТЕЙ. ЧАСТЬ 3. ПРАВО ГОСУДАРСТВА УСТАНАВЛИВАТЬ НАЛОГИ КАК КОРОЛЕВСКОЕ ПРАВО)»

Финансовое и налоговое право

ГОСУДАРСТВО И НАЛОГИ

(цикл материалов по теории налогового права из пяти частей. Часть 3. Право государства устанавливать налоги как королевское право)

Для древнего мира, средних веков и нового времени наиболее характерной формой государства была монархия, как правило, с неограниченной властью монарха: царя, императора, короля. В её идеологии господствовало представление о божественном характере власти монарха, в руках которого консолидировалась вся полнота власти. Осуществление деспотического права монархов устанавливать налоги выборочно можно показать, взяв в качестве примера такие древние государства, как Израиль и Рим, а также на примере более поздних государств, как королевская Франция и императорская Россия, которые функционировали в новое время.

Древний Израиль. Государству предшествовал первобытнообщинный племенной строй. По мнению известного итальянского историка С. Москати, кочевые древнееврейские племена проникли на территорию Палестины в Х111-Х11 вв. до н.э.1 Ветхозаветные данные рисуют процесс их внутреннего развития и возникновения у них государства и обложения налогами. Первоначально это была федерация племен, создавшая общие культовые институты, связанная в языке, общим духом в нравах и вере, трудовой деятельностью. К этому времени все семитские племена, перешедшие от кочевого образа жизни к оседлому, приняли государственную форму правления.

Возникновение государства ускорилось в результате борьбы древнееврейских племён с филистимлянами и возникших междоусобиц внутри федерации. Если первоначально от-

дельные племена имели своих временных вождей - «судей», то необходимость постоянной борьбы с внешними врагами и желание создать прочный внутренний порядок уже в Х1 в. до н.э. заставила древних евреев просить знаменитого и самого справедливого судью Самуила, чтобы он объединил их в государство Израиль и поставил над ними царя. Самуил явился преобразователем своего народа и принял деятельное участие в организации царства Израиль. По словам французского историка Э. Ренана, роль Самуила сводилась к «деятельному содействию нового режима, как это свидетельствуют древние тексты»2.

Перечисляя в первой книге Царств Ветхого завета права царя в налоговой сфере, Самуил говорил, обращаясь к израильтянам: «и поля ваши, и виноградные, и масличные сады ваши возьмёт, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмёт десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших возьмёт и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмёт десятую часть, и сами вы будете ему рабами»3. Но народ израильский, утомлённый безначалием, готов был нести эти налоговые тяготы, только бы иметь твёрдую власть. И отвечал народ Самуилу: «нет, пусть будет царь над нами, чтобы мы были как все другие народы. Пусть наш царь управляет нами, законодательствует и судит. Платя налоги, мы хотим жить и трудиться в условиях мира». Согласно древним текстам, Самуил указал израильтянам царя и помазал его на царство, бла-

1 Цит. по: Гельцер М.Л. Проблема образования государства на древ- 2 Ренан Э. История израильского народа. Т. 1. СПб., 1907. С. 240-241.

нем Ближнем Востоке. Вопросы истории. 1964. № 1. С. 206-207. 3 Библия. Ветхий завет. М., 1979. С. 263-264.

гославив монархию, как более совершенный строй, чем племенной, патриархальный, строй, способный дать устойчивый мир и упорядоченную юстицию.

Древний Рим. Рим республиканского периода не знал прямых налогов и жил, главным образом, за счёт военной добычи и дани с подвластных племён. Законы республиканского Рима щадили имущество римских граждан, не налагая на них каких-либо податей. Прямые налоги появляются в императорском Риме, распространяясь первоначально на всех жителей побеждённой страны. Римское государство обеспечивало порядок и спокойствие в побеждённой стране, но наделяло себя правом захвата военной добычи и правом на регулярное изъятие части имущества жителей этой страны в виде податей. «Античное государство, - по мнению К. Родбертуса, - могло брать, что хотело, где хотело и сколько хотело»1. Таким регулярным изъятием имущества жителей побеждённой страны была поголовная подать, которой облагались свободные и рабы, мужчины и женщины, старики и дети. Так, Цезарь ежегодно налагал на побеждённую Галлию поголовную подать под именем стипендии, а Август -такой же налог на завоёванный Египет.

В период республиканского Рима римские полководцы облагали жителей побеждённой страны данью пли податями с согласия Сената. При императоре Августе, когда государственная власть перешла от республики (общины) к одному человеку, он как единоличный правитель, не только устанавливал налоги, но и распределял их по своему усмотрению. Более того, при императорах налоговая политика делает поворот в сторону распространения налогов не только на жителей провинций, но и на римских граждан.

Проще говоря, для римских императоров все жители Римской империи, в том числе римские граждане, рассматривались как одна дойная корова, которая должна была обеспечивать все имущественные и денежные потребности государства. Именно по этой причине император Каракалла даровал права Римс-

кого гражданства всем жителям провинций, имея в виду последних как налогоплательщиков.

Трибутно-обязанный (по современному: налогообязанный) римлянин при уплате налогов должен был показать следующие объекты налогообложения: 1) свою недвижимость, а именно: количество пахотной земли, виноградников, оливковых садов, пастбищ, леса, здания, принадлежащие ему; 2) рабов и, что весьма существенно, по национальности, возрасту, ремеслу; 3) рыбные пруды, склады, соляные копи. С этого имущества древний римлянин императорского периода платил налоги в государственную казну. «Цезарское государство», становясь всё более государством военным и чиновничьим, смотрит на общество как на свой домен, в котором видит податной (налоговый) интерес. При этом, императорами облагаются самые неожиданные объекты.

Так, Калигула ввёл подати на всех лиц мужского и женского пола, занимающихся проституцией как промыслом. К. Родбертус, характеризуя некоторые из налогов, введённых Римскими императорами, писал: «Эти подати приноравливались всегда к новым отраслям заработков, и они не только не отменялись другими императорами, но ещё и развивались дальше»2.

Император Веспасиан обложил уже особую отрасль «меркации» знаменитой в истории уриной податью. Выражаясь современным языком, это был налог на доходы от общественных туалетов, принадлежащих частным лицам. Известен анекдот о разговоре Веспасиана с сыном Титом. Тит был против столь неблаго-гоуханной подати. «Слышишь ли ты какой-нибудь запах? - спросил его однажды Веспаси-ан, подставив червонец к его носу. - «Нет». Ну, а ведь он от уринной подати!»

Королевская Франция. Королевское (царское) право устанавливать налоги, не считаясь с правами подданных и с представительными учреждениями, поднимается на заоблачную высоту в абсолютных монархиях Западной Европы и самодержавной России в ХУ!-ХУ. вв. Знаменитые слова французского короля Людо-

1 Родбертус К. Исследования в области национальной экономии

классической древности. Вып. 3. Ярославль, 1884. С. 77. 2 Там же. С. 252.

вика XIV в. «Letat c'est moi» - «государство -это я, не были выражением одного только высокомерия, а обозначали то, что место старых феодальных регионов с их сепаратистскими нравами и неприступными замками заняло единое государство, выражением которого являлась неограниченная королевская власть.

Обоснованная в XVI в. французским го-сударствоведом Ж. Боденом и получившая в последующих веках распространение теория государственного суверенитета подводила теоретическую базу для подобного понимания королевской власти и абсолютизировала её права над подданными. Ж. Боден, определяя содержание суверенной власти монарха путём перечисления отдельных верховных прав, относил к ним восемь субъективных прав: право законодательствовать, право объявлять войну и заключать мир, право назначения высших должностных лиц, право верховной юрисдикции, право на повиновение, право чеканить монету и, наконец, право устанавливать налоги.1 Право устанавливать налоги единолично монархом распространялось на тех подданных, кто имел собственность и доходы.

Несмотря на собиравшиеся в отдельные годы Генеральные штаты, обсуждавшие с королём финансовые, в том числе налоговые вопросы, королевское право во Франции на собственность подданных, на её часть в виде налогов, было вознесено на степень божественного права. Французские короли заявили в лице Людовика XIV, что верховная власть давала им безграничное право на частную собственность их подданных. «Вы должны знать, -писал Людовик в поучении сыну, - что король полновластный господин, и что ему принадлежит естественное право свободно распоряжаться всем имуществом своих подданных, как мирян, так и духовных лиц, для общих нужд государства»2. Практическим комментарием к этому теоретическому положению короля служил налоговый гнет на крестьянство, который кратно усилился во Франции в эпоху абсолютной монархии и подтачивал народное благосостояние.

1 Еллинек Г. Общее государственное право. СПб., 1908. С. 337.

2 Цит. по: Герье В.И. Идея народовластия и Французская революция 1789 г. М., 1904. С. 13.

За время абсолютизма во Франции (XVI-XVIII вв.) королевской властью были введены налоги и сборы: за наём домов и магазинов, принадлежащих королю; дорожная пошлина; рыночная пошлина с хлеба; сборы с мер и весов; налог, взимаемый с сельских нотариусов; пошлина с печей, прудов, рек, с рыбного промысла, мельниц; соляная пошлина; пошлина с продажи поместий; сбор за рождение незаконных детей; сбор за собственность, не имеющую хозяина; плата за возведение в дворянство; налог с новоприобретённо-го имущества; доходы с регалий; пошлины с высоких деревьев; пошлина с привозных и туземных продуктов и т.п.3

Начиная с конца XVII в. донесения интендантов, осуществлявших судебно-полицейский и финансовый надзор за провинциями, полны жалоб на «невыносимую» тяжесть налогов.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Читайте также: