Налог на скважину в украине

Опубликовано: 04.05.2024

1 ukr_mova
К величайшему сожалению, нынешняя власть в законотворческойOLYMPUS DIGITAL CAMERA
деятельности не отошла от манеры своих «папередников», в частности от такой, как попытки за яркими лозунгами втихушку, не афишируя при принятии, запихнуть в закон какую-нибудь мерзость с формулировкой, являющейся малопонятною для восприятия большинством населения и при этом, с многочисленными отсылками к другим нормам. Т.е. именно таким образом, чтобы большинство населения как можно дольше ничего не могло понять, а потом оно как-нибудь может уляжется…

В данном случае имеются в виду отдельные положения Закона Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27 марта 2014 года № 1166-VII, в разделе І которого появился такой себе пункт 23, дословно выглядящий следующим образом: «В статье 263 Налогового кодекса Украины пункт 263.1 дополнить подпунктами 263.1.5 и 263.1.6 следующего содержания: 263.1.6. Плательщиками платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов предпринимательства, которые согласно законодательству относятся к фермерским хозяйствам, – граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые в пределах предоставленных им земельных участков, размер которых превышает нормы, предусмотренные статьей 121 Земельного кодекса Украины, добывают пресные подземные воды с применением электрических устройств, в объеме свыше 13 кубических метров в месяц (по показателям счетчиков)».

Понятно, что большинство населения Украины, которое давно уже перестало относиться к «самой читающей нации мира», даже если прочитает это «законотворчество», едва ли обратит на него внимание при такой формулировке. А следовало бы обратить, поскольку эта норма касается или может коснуться очень многих людей, имеющих на своем земельном участке колодец или буровую скважину, качающих из нее в дом или для полива овощей воду с использованием электрического насоса.

Тем не менее, все же следует отметить, что эта норма закона постепенно таки приобрела некоторую огласку и вызывает все больший ажиотаж, ее уже прозвали: «налог на колодцы». Поэтому, давайте выясним: кого она касается, а кого – нет?

Если эту норму в полном объеме перевести с юридического словоблудия на «человеческий» язык, то все физические лица (но, не фермеры!), которым предоставлен земельный участок в пользование или в собственность, и этот земельный участок превышает установленные земельным кодексом нормы безвозмездной передачи земельных участков гражданам, и при этом они – эти граждане (и неграждане тоже), имеют буровую скважину или колодец с любым насосом (поскольку любой насос способен выкачать 13 куб. м в месяц), могут стать плательщиками нового налога, если таки выкачают из под земли более 13 куб. метров воды в расчете на 1 месяц.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Но давайте выясним, владельцы или пользователи каких именно земельных участков должны быть плательщиками этого налога, ведь всегда и почти везде могут найтись чиновники (не обязательно – налоговики), которые захотят содрать побольше, при чем, с каждого владельца колодца или скважины. Обратимся к упомянутой статье 121 Земельного кодекса, определяющей, что граждане Украины имеют право на безвозмездную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в конкретно указанных размерах (п. «а» для фермеров пропускаем):

б) для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2,0 гектара;

в) для ведения садоводства – не больше 0,12 гектара;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в селах – не больше 0,25 гектара, в поселках – не больше 0,15 гектара, в городах – не больше 0,10 гектара;

ґ) для индивидуального дачного строительства – не больше 0,10 гектара;

д) для строительства индивидуальных гаражей – не больше 0,01 гектара.

Учитывая, что в новопринятом законе довольно неразумно (мягко говоря) не конкретизировано – каким пунктом в каком именно случае пользоваться, воспользуемся, так называемой, логикой закона. Согласно этой логике следует полагать, что – к какой категории относится земельный участок, на котором расположен электрифицированный колодец или скважина, то размер именно именно того участка из статьи 121 Земельного кодекса и следует принимать во внимание при определении: является ли лицо налогоплательщиком на воду.

Т.е., если колодец или буровая скважина расположены возле дома в селе, то плательщиком является только лицо, у которого земельный участок для обслуживания этого дома и хозяйственных сооружений превышает 25 соток. Соответственно, если это в городе – сверх 10-ти соток, в поселке – если превышает 15 соток.

Если колодец или скважина расположена на участке для ведения личного крестьянского (селянского) хозяйства, то налогоплательщиками на воду являются только граждане, у которых размер такого участка превышает 2 гектара. Аналогично – относительно земельных участков для ведения садоводства (если более 12-ти соток) и для дачных участков (если более 10-ти соток). А если у кого-то есть колодец или скважина возле гаража или в самом гараже, то он является плательщиком налога, только в том случае, если размер гаражного земельного участка превышает 1 сотку.

При определении назначения земельного участка следует исходить из того, что об этом указано в государственном акте о праве собственности на земельный участок, или в соответствующем решении сельсовета, или в зарегистрированном договоре аренды земельного участка.

При этом во всех случаях, такие лица платят налог на воду только в том случае, если потребляют свыше 13 куб. м. воды в месяц. Понятно, что таких потенциальных налогоплательщиков обяжут иметь счетчики воды, которые должны проходить периодическую проверку.

Таким образом, тем лицам, у кого размеры участков, на которых расположенные источники электрифицированной добычи воды, меньшие, чем указанные (а таких владельцев и пользователей земли – большинство), беспокоиться не следует. И если какой-то ретивый сборщик налогов или, к примеру, регистраторы колодцев и насосов от местных советов (наверняка такие вскоре появятся, вместо экономически невыгодных социальных работников?) будут стараться вписать таких малоземельных пользователей воды в налогоплательщики на воду и заставлять ставить счетчики на воду (а это точно будет происходить под коррупционным воздействием производителей и продавцов этих счетчиков), то таких сборщиков-регистраторов можно направлять, хотя и культурно, но достаточно далеко.

Теперь вернемся к тем, кто все же будет плательщиком налога на воду. Сколько они должны платить? Здесь «мути», традиционно для нашей Верховной Рады, не меньше, но попробуем «побегать» от нормы к норме: «… подпункт 263.9.1 пункта 263.9 изложить в такой редакции: “263.9.1. Ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых устанавливаются в процентах от стоимости товарной продукции горного предприятия – добытого полезного ископаемого (минерального сырья) в таких размерах: … (указано) …». Но мы эти размеры не читаем, поскольку к этому пункту закона имеется таинственное примечание № 3, напоминающее звездочки в рекламках тарифов мобильных операторов. Находим это примечание № 3: «Плата за пользование недрами для добычи пресных подземных вод, которые добываются плательщиками, указанными в подпункте 263.1.6 пункта 263.1 этой статьи, применяется по ставкам, определенным в пункте 325.2 статье 325 этого Кодекса». Ищем дальше…

Статья 325.2 Налогового кодекса Украины устанавливает ставки сбора за специальное использование подземных вод по регионам и даже по отдельным районам за каждые 100 куб. метров использованной воды. В частности, для всей Черновицкой области такая ставка сбора на каждые 100 куб. метров воды – 62,41 грн., для всей соседней Винницкой области дешевле – 57 грн. за 100 куб. м., для северных районов Хмельницкой обл. (Деражнянский, Красиловский, Летичевский, Староконстантиновский, Хмельницкий, Полонский, Шепетовский) – 44,59 грн. и для прочих районов Хмельницкой области – 67,78 грн. за 100 куб. м.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Следует отметить, что из нормы закона следует, что не являются плательщиками налога владельцы и пользователи даже больших земельных участков, если они нагло качают воду с колодцев общественного владения или из колодца соседа, не подпадающего под признаки налогоплательщика.

Также можно предвидеть, что богатые собственники действительно больших имений этот налог платить не будут, поскольку тот, кто имеет свое «межигір’ячко» некогда не впустит на свою территорию ни сборщика налогов, ни какого-нибудь регистратора от сельсовета, совершенно законно, пользуясь своими конституционными правами неприкосновенности владения. А охранник такого господина всегда вежливо (хотя может и не всегда?) скажет такому сборщику налогов сквозь забор, что у господина нет ни одного насоса и господин – бедняжка лично таскает из колодца и каждый день носит в дом воду ведрами. А если же, вдруг, при каком-то законном обыске в имения обнаружится насос в буровой скважине, то всегда можно сказать, что его только вчера туда установили.

Таким образом, закон возможно будет реально действовать только относительно довольно средненьких владельцев и пользователей земельных участков сельскохозяйственного назначения, возможно, относительно отдельных дачников и застройщиков, которым удалось купить 2 участка и объединили их в один госакт. В какой-то мере, в этом плане не повезло владельцам земельных участков «под застройку», размер которых незначительно превышает 25 соток в селе, 10 соток в городе и 15 соток в поселках. То есть, есть ли у какой-то бабули земельный участок на 5 соток больше указаных норм (ну так сложилось) пусть дальше таскает воду из колодца ведрами или ставит счетчик и платит налог, помогая правительству спасать Украину от финансового кризиса.

Я написал: «возможно будет действовать», так как вообще не понятно, как его можно исполнять. Существует право неприкосновенности владения, ни один владелец и пользователь земельного участка (не только владельцы «межигорий») не обязаны допускать на него ни кого, если у такого лица нет соответствующего решения суда. Суд таких решений давать не будет без наличия криминального производства. Для возбуждения криминального производства оснований в данном случае не может быть. Перекрыть воду в колодце при недопуске, как это делают водоканалы, не возможно.

Может быть, введут какие-то штрафные санкции за недопуск к колодцу, но это будет противоречить нормам Конституции и гражданского законодательства. Да и, если соответствующий чиновник все же проник на территорию и увидел насос, не возможно зафиксировать – с какого времени он установлен, какой период не платится налог, сколько воды использовано?

И хотя, новым законом Кабмину поручено в течении 3-х месяцев со дня вступления в силу этого Закона принять нормативно-правовые акты, необходимые для его реализации и обеспечить пересмотр и приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти своих нормативно-правовых актов в соответствие с ним, пока что на сайте Миндоходов Украины не удалось найти ничего о порядке взыскания этого налога.

Тем не менее, в завершение следует отметить, что эти изменения в законодательство вступили в силу с 1 апреля 2014 года и соответственно с 1 апреля 2014 года налогоплательщики, теоретически, должны этот налог сами себе начислять и платить (но платить – уже не себе).

Рентная плата – общегосударственный налог, который справляется в Украине за пользование природными ресурсами.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых
  2. Плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых
  3. Рентная плата за пользование радиочастотным ресурсом Украины
  4. Рентная плата за специальное использование воды
  5. Рентная плата за специальное использование лесных ресурсов
  6. Рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами аммиака по территории Украины
  7. Представление декларации и сроки уплаты рентной платы
  8. Мини-агробизнес: идеи в сфере огородничества

Состав рентной платы:

  • рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;
  • рентная плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • рентная плата за пользование радиочастотным ресурсом Украины;
  • рентная плата за специальное использование воды;
  • рентная плата за специальное использование лесных ресурсов;
  • рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами аммиака по территории Украины.

Рентная плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых

Плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются субъекты хозяйствования, в том числе граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели, которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений на пользование недрами в пределах конкретных участков недр с целью осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых, в том числе во время геологического изучения.

В случае заключения владельцами специальных разрешений с третьими лицами договоров на выполнение работ (услуг), связанных с использованием недр, в том числе (но не исключительно) по операциям с давальческим сырьем, плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются владельцы таких специальных разрешений.

Плательщиком рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых при выполнении договоров о совместной деятельности без образования юридического лица является уполномоченное лицо - один из участников такого договора, на которого в соответствии с его условиями возложена обязанность начисления, удержания и внесения налогов и сборов в бюджет с единого текущего счета совместной деятельности , при условии, что один из участников указанного договора имеет соответствующее специальное разрешение.

Плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов предпринимательства, которые в соответствии с законодательством относятся к фермерским хозяйствам, осуществляющим хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование.

Плательщики рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых осуществляют для целей налогообложения отдельный (от других видов операционной деятельности) бухгалтерский и налоговый учет расходов и доходов по каждому виду минерального сырья по каждому объекту недр, на который предоставлено специальное разрешение.

Объектом налогообложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых по каждому предоставленному в пользование участку недр, определенному в соответствующем специальном разрешении, является объем товарной продукции горного предприятия - добытого полезного ископаемого (минерального сырья), что является результатом хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых в налоговом (отчетном) периоде, приведенной в соответствие со стандартом, установленным отраслевым законодательством.

Базой налогообложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых является стоимость объемов добытых в налоговом (отчетном) периоде полезных ископаемых (минерального сырья), которая отдельно вычисляется для каждого вида полезного ископаемого (минерального сырья) для каждого участка недр на базовых условиях поставки (состав готовой продукции горного предприятия).

Стоимость соответствующего вида товарной продукции горного предприятия - добытого полезного ископаемого (минерального сырья) в налоговом (отчетном) периоде исчисляется плательщиком для каждого участка недр на базовых условиях поставки (состав готовой продукции горного предприятия) по большей из таких ее величин:

  • по фактическим ценам реализации соответствующего вида товарной продукции горного предприятия - добытого полезного ископаемого (минерального сырья);
  • по расчетной стоимости соответствующего вида товарной продукции горного предприятия - добытого полезного ископаемого (минерального сырья), кроме углеводородного сырья.

Ставки рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых устанавливаются в процентах от стоимости товарной продукции горного предприятия - добытого полезного ископаемого (минерального сырья) в размерах, установленных п.252.20 ст. 252 НКУ.

К ставкам рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых применяются корректирующие коэффициенты, которые определяются в зависимости от вида полезного ископаемого (минерального сырья) и условий его добычи (п.252.22 ст.252 НКУ).

Плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых

Плательщиками рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, являются юридические и физические лица - субъекты хозяйствования, которые используют в пределах территории Украины участка недры для:

  • хранения природного газа, нефти, газообразных и других жидких нефтепродуктов;
  • выдержки виноматериалов, производства и хранения винопродукции;
  • выращивания грибов, овощей, цветов и других растений;
  • хранения пищевых продуктов, промышленных и других товаров, веществ и материалов;
  • производства других видов хозяйственной деятельности.

Не являются плательщиками рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, военные части, учреждения, учреждения и организации Вооруженных Сил Украины и другие военные формирования, образованные в соответствии с законом, финансируемые за счет средств государственного бюджета.

Объектом налогообложения рентной платой за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, является объем подземного пространства (участка) недр.

Рентная плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, не взимается:

  • за использование транспортных тоннелей и других подземных коммуникаций, коллекторно-дренажных систем и объектов городского коммунального хозяйства;
  • за использование подземных сооружений на глубине не более 20 метров, построенных открытым способом без засыпки или с последующим грунтовым засыпанием.

Ставки рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются в зависимости от полезных свойств недр и степени экологической безопасности при их использовании согласно п.253.5 ст.253 НКУ.

Рентная плата за пользование радиочастотным ресурсом Украины

Плательщиками рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины являются общие пользователи радиочастотного ресурса Украины, определенные законодательством о радиочастотном ресурсе, которым предоставлено право пользоваться радиочастотным ресурсом Украины в пределах выделенной части полос радиочастот общего пользования на основании:

лицензии на пользование радиочастотным ресурсом Украины;

лицензии на вещание и разрешения на эксплуатацию радиоэлектронного средства и излучающего устройства;

разрешения на эксплуатацию радиоэлектронного средства и излучающего устройства, полученного на основании договора с собственником лицензии на вещание;

разрешения на эксплуатацию радиоэлектронного средства и излучающего устройства.

Не являются плательщиками рентной платы специальные пользователи, перечень которых определен законодательством о радиочастотном ресурсе, и радиоаматоры.

Объектом налогообложения рентной платой за пользование радиочастотным ресурсом Украины является ширина полосы радиочастот, которая определяется как часть полосы радиочастот общего пользования в соответствующем регионе и указанная в лицензии на пользование радиочастотным ресурсом Украины или в разрешении на эксплуатацию радиоэлектронного средства и излучающего устройства для технологических пользователей и пользователей, которые пользуются радиочастотным ресурсом для распространения телерадиопрограмм.

Ставки рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины устанавливаются п.254.4 ст.254 НКУ.

Рентная плата за специальное использование воды

Плательщиками рентной платы за специальное использование воды являются:

первичные водопользователи - субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица - предприниматели, которые используют и / или передают вторичным водопользователям воду , полученную путем забора воды из водных объектов;

субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица - предприниматели, использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Не являются плательщиками рентной платы за специальное использование воды водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупность людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и плательщиков единого налога.

Объектом налогообложения рентной платой за специальное использование воды является фактический объем воды, который используют водопользователи.

Ставки рентной платы за специальное использование воды устанавливаются п.255.5 ст.255 НКУ.

Рентная плата за специальное использование лесных ресурсов

Плательщиками рентной платы за специальное использование лесных ресурсов являются лесопользователи - юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы из источников их происхождения из Украины или выполняющие агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, физические лица (кроме физических лиц, имеющих право безвозмездно без выдачи специального разрешения использовать лесные ресурсы в соответствии с лесным законодательством), а также физические лица - предприниматели, осуществляющие специальное использование лесных ресурсов на основании специального разрешения (лесорубочного билета или лесного билета) или в соответствии с условиями договора долгосрочного временного пользования лесами.

Объектом налогообложения рентной платой за специальное использование лесных ресурсов являются:

  • древесина, заготовленная в порядке рубок главного пользования;
  • древесина, заготовленная во время проведения мероприятий:
  • по улучшению качественного состава лесов, их оздоровления, усиления защитных свойств ;
  • по расчистке лесных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог и тому подобное;
  • второстепенные лесные материалы (заготовка живицы, пней, луба и коры, древесной зелени, древесных соков и других второстепенных лесных материалов, предусмотренных нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства);
  • побочные лесные пользования (заготовка сена, выпас скота, заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, сбор лесной подстилки, заготовка камыша и других побочных лесных пользований, предусмотренных нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства);
  • использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей и проведения научно-исследовательских работ.

Ставки рентной платы за специальное использование лесных ресурсов устанавливаются п.256.3 ст.256 НКУ.

Рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами аммиака по территории Украины

Плательщиками рентной платы являются субъекты хозяйствования, которые эксплуатируют объекты магистральных трубопроводов и предоставляют (организуют) услуги по транспортировке (перемещению) груза трубопроводами Украины.

Объектом налогообложения рентной платой:

для нефти и нефтепродуктов являются их фактические объемы транспортируемые по территории Украины в налоговом (отчетном) периоде;

для аммиака является сумма произведений расстояний соответствующих маршрутов его транспортировки (перемещения), согласованных между плательщиком рентной платы и заказчиком на соответствующий налоговый (отчетный) период, на объемы аммиака, транспортируемого (перемещенного) по каждому маршруту транспортировки.

  • 0,56 доллара США за транспортировку одной тонны нефти магистральными нефтепроводами;
  • 0,56 доллара США за транспортировку тонны нефтепродуктов магистральными нефтепродуктопроводами;
  • 2,4 доллара США за транзитную транспортировку одной тонны аммиака за каждые 100 километров расстояния соответствующих маршрутов его транспортировки.

В случае изменения тарифов на транспортировку к ставкам рентной платы применяется корректирующий коэффициент, исчисляемый в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, кроме ставки рентной платы за транзитную транспортировку аммиака и за транспортировку нефти магистральными нефтепроводами для потребителей Украины.

Представление декларации и сроки уплаты рентной платы

Базовый налоговый (отчетный) период для рентной платы равен календарному кварталу, а для рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за добычу нефти, конденсата, природного газа, в том числе газа, растворенного в нефти (нефтяного (попутного) газа), этана , пропана, бутана, рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины и рентной платы за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами аммиака территорией Украины, - равен календарному месяцу.

Плательщики рентной платы самостоятельно исчисляют сумму налоговых обязательств по рентной плате.

Плательщик рентной платы до окончания определенного разделом II Налогового Кодекса предельного срока представления налоговых деклараций за налоговый (отчетный) период, представляет в соответствующий орган налоговою декларацию с приложениям по форме, утвержденной Министерством финансов.

Сумма налоговых обязательств по рентной плате, определенная в налоговой декларации за налоговый (отчетный) период, уплачивается в бюджет в течение 10 календарных дней после истечения предельного срока представления такой налоговой декларации.

Рентная плата за специальное использование лесных ресурсов уплачивается лесопользователями ежеквартально равными частями от суммы рентной платы, указанной в специальных разрешениях, выданных в соответствующем календарном году.

Собственное Дело

Плательщик или неплательщик

Прежде всего напомним, что с 1 апреля 2014 года благодаря антикризисному Закону № 1166 в рядах плательщиков платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых произошло пополнение. К ним, в частности, добавились землевладельцы, которые осуществляют хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (подпункт 263.1.5 НКУ).

Разрешение на использование недр нельзя путать с разрешением на специальное водопользование — это два разных документа. В отличие от разрешения на пользование недрами, разрешение на спецводопользование необходимо иметь всегда (при заборе воды непосредственно из водных объектов) независимо от объемов выкачанной воды.

В соответствии со статьей 48 ВКУ забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, ее использование и сброс загрязняющих веществ в воду являются специальным водопользованием. А специальное водопользование осуществляется только на основании разрешений (статья 49 ВКУ).

Согласование и выдача разрешений на использование воды регулируются Порядком № 321. Разрешения на спецводопользование выдаются бесплатно и, как правило, через единый разрешительный центр.

Соответственно, если раньше те, кто не получали специальное разрешение на пользование недрами, могли избежать платы за недра, то теперь критерии изменились.

Для начисления и внесения платы за недра нужно не только входить в число плательщиков этой платы, но и иметь объект налогообложения. А в соответствии с подпунктом 263.2.3 НКУ не являются объектом налог обложения пресные подземные воды глубиной добычи до 20 метров.

Следовательно, если предприниматель добывает пресную подземную воду из скважины, глубина которой менее 20 м, то платить этот налог он не должен из-за отсутствия объекта налогообложения.

Остальные субъекты хозяйствования, которые добывают воду даже без разрешения на пользование недрами, должны платить плату за недра по тем же правилам, что и другие горнодобывающие предприятия.

Правила расчета платы за недра

Далее разберемся с правилами расчета платы за недра при добыче водных ресурсов. Со ІІ квартала 2014 года они также претерпели существенные изменения. Теперь для всех пользователей ставки установлены только в относительном выражении, т. е. в процентном или кратном отношении к базе налогообложения (пункт 28.2 НКУ).

Ранее действовали и абсолютные ставки в фиксированных величинах, например, в гривнях за единицу добытых природных ресурсов. Соответственно, рассчитать плату за недра, когда действовали абсолютные ставки, было легко. Достаточно было перемножить абсолютную ставку платы (при добыче пресных подземных вод она составляла 8,95 грн. за 100 м 3 ) на объем добытой воды.

Теперь же обязательства по плате за недра следует определять совсем по-другому, а именно как произведение относительной ставки, установленной в процентах (5 % для подземных вод), и стоимости объемов добытых в налоговом периоде полезных ископаемых, рассчитанной отдельно для каждого участка недр.

Таким образом, новую ставку платы за недра, выраженную в процентах, не нужно умножать на объем добытой воды в кубометрах. Для расчета налогового обязательства по плате за недра, начиная со II квартала 2014 года нужно иметь другую величину — стоимость товарной продукции, т. е. стоимость добытых полезных ископаемых (минерального сырья).

О том, как же исчислить эту самую стоимость, если речь идет о добыче подземных вод для собственного потребления, вы узнаете далее.

Для того чтобы плательщик платы за недра мог определить стоимость объемов добытых в налоговом периоде полезных ископаемых, он должен вести отдельный учет расходов и доходов по каждому виду полезных ископаемых, на которые получено специальное разрешение (подпункт 263.1.3 НКУ).

Правила определения базы налогообложения при добыче воды прописаны в пункте 263.6.1 НКУ. Вначале определяют стоимость полезного ископаемого (воды) по большей из таких величин:

1) фактическим ценам реализации соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья);

2) расчетной стоимости соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья), кроме углеводородного сырья.

От чего же отталкиваться предпринимателю со скважиной? Так, субъекты хозяйствования, которые используют добытую воду только для собственных хозяйственных нужд, как в нашей ситуации, не имеют информации о фактических ценах реализации таких ресурсов. Ведь обычно никакой реализации добытой воды «на сторону» они не осуществляют.

Поэтому, исходя из этих правил плательщики платы за недра, добывающие воду для собственных хозяйственных нужд, для определения базы налогообложения должны использовать расчетную стоимость (пункт 2).

В НКУ говорится о сравнении двух величин и определении большей, но о том, что делать, если одна из величин не известна, не сказано. Налоговики также по этому поводу не высказывались.

А пока решения нет, остается рассчитывать налоговые обязательства, опираясь только на известную информацию (размер расчетной стоимости добытой воды), и надеяться, что здравый смысл и логика победят.

Идем дальше. Правила исчисления размера расчетной стоимости добытой воды описаны в подпункте 263.6.5 НКУ. Согласно нормам этого подпункта расчетная стоимость добытого сырья состоит из расходов, понесенных на ее добычу за налоговый период. Другими словами, она состоит из «налоговой» себестоимости добытого сырья (воды). В расходы, которые формируют расчетную стоимость, включаются:

а) материальные расходы, относящиеся к дополнительным расходам согласно разделу III НКУ, за исключением материальных расходов, связанных с хранением, транспортировкой, упаковкой и проведением других операций из добытого полезного ископаемого (минерального сырья), а также производством и реализацией других видов продукции, товаров (работ, услуг).

Учтите: добытое сырье используется для хозяйственных нужд, а не для реализации. Поэтому все материальные расходы, понесенные на добычу такого сырья, будут включаться в расчетную стоимость;

б) расходы на оплату труда, которые признаются налоговыми расходами согласно разделу III НКУ, кроме расходов на оплату труда работников, не занятых в хозяйственной деятельности по добыче воды;

в) расходы по ремонту основных средств, которые относятся к налоговым согласно разделу III НКУ, кроме расходов на ремонт основных средств, не связанных технически и технологически с добычей воды;

г) другие расходы, которые входят в состав расходов.

Кроме того, при исчислении расчетной стоимости соответствующего вида добытого полезного ископаемого также учитывается сумма амортизации, начисленной по правилам, определенным в разделе III НКУ, кроме амортизации активов, не связанных технически и технологически с хоздеятельностью по добыче полезного ископаемого.

Расчет обязательств по плате за недра

После того как мы выяснили, как определить стоимость товарной продукции, добытой за отчетный период, переходим к расчету налоговых обязательств. В расчет принимается не вся стоимость товарной продукции, а лишь стоимость единицы соответствующего вида полезного ископаемого (подпункт 263.6.9 НКУ). Чтобы рассчитать стоимость единицы соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья) (далее — ЦР), в нашем случае (вода) нужно воспользоваться следующей формулой:

где Вмп — расходы, исчисленные согласно подпунктам 263.6.5 — 263.6.8 НКУ, в гривнях. О том, как их определить, вы узнали выше;

Vмп — объем (количество) добытых полезных ископаемых (минерального сырья) за налоговый (отчетный) период;

Крмпе — коэффициент рентабельности,который для пользователей скважины равен 15 % (письма Миндоходов от 07.07.2014 г. № 16034/7/99-99-15-04-01-17; от 21.07.2014 г.).

После этого переходим к главному расчету — определяем налоговые обязательства по плате за недра. Но для этого следует воспользоваться еще одной формулой (пункт 263.7 НКУ):

где Vф — объем (количество) соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья) в налоговом (отчетном) периоде (в единицах массы или объема);

Вкк — стоимость единицы соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья). Это и есть показатель Цр из предыдущей формулы;

Свнз — величина ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, в процентах. При добыче подземных вод она составляет 5 %;

Кпп — корректирующий коэффициент, установленный в пункте 263.10 НКУ, но для добычи подземных вод его нет.

Далее останется только заполнить Налоговый расчет за квартал и подать его в установленный срок в налоговую инспекцию по местонахождению скважины.

Обязательность измерительных приборов

Водопользователи знают, что для расчета и уплаты водосбора совсем не обязательно иметь измерительный прибор учета объемов израсходованной воды. При отсутствии измерительных приборов он определяется на основании технологических данных (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или оказанных услуг, расход электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.). Но при отсутствии измерительных приборов, если возможность их установления существует, водопользователи должны будут уплачивать спецводосбор в двукратном размере (пункт 326.10 НКУ).

А как же быть с платой за недра в таком случае? К сожалению, в разделе XI НКУ такой поблажки нет, а значит, без счетчика не обойтись. Кроме того, ввод в действие эксплуатационных скважин на воду без оснащения их водорегулирующими и контрольно-измерительными устройствами запрещает часть 6 статьи 98 ВКУ. Ввиду этого Порядок № 963 требует от водопользователей обустраивать эксплуатируемые артезианские скважины средствами измерения объема добытых подземных вод, прошедшими в установленном порядке государственную метрологическую аттестацию и поверку.

К тому же именно по объемам израсходованной воды определяется, можно ли водопользователю работать без специального разрешения. Такое право дано предпринимателям при условии, что производительность водозаборов подземных вод не превышает 300 м 3 в сутки, а недра используются для хозяйственных и бытовых потребностей, как в нашем случае.

Как известно, переход на упрощенную систему налогообложения закрыт для субъектов хозяйствования, осуществляющих добычу, реализацию полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения (пункт 5 подпункта 291.5.1 НКУ).

Перечни полезных ископаемых общегосударственного и местного значения утверждены постановлением № 827. Причем подземные воды отнесены к «запретным для единоналожников» полезным ископаемым общегосударственного значения.

Получается, что формально работать на едином налоге владельцу скважины нельзя. Тем не менее, налоговики на практике единоналожников со скважинами «не выгоняют» с упрощенной системы на общую. А вот будут ли препятствовать переходу общесистемщиков со скважинами на единый налог — остается вопросом.

Добавим, что реализовывать (или, например, выпускать и реализовывать) товары из полезных ископаемых общегосударственного или местного значения, приобретенных у сторонних субъектов хозяйствования, осуществляющих их добычу, единоналожники могут. Поэтому, купив, например, воду у «добытчиков», торговать ею (в частности, продавать в фасованном виде) или использовать как-то иначе по своему усмотрению единоналожникам не запрещено.

Со II квартала 2014 года уплачивать плату за недра должны предприниматели, которые добывают из скважин подземные воды без разрешения на добычу полезных ископаемых (только на основании разрешений на спецводопользование). Приятное исключение — добыча пресной воды из скважины глубиной меньше 20 м.

Для расчета платы за недра при добыче воды следует умножить новую относительную ставку (5 %) на стоимость единицы товарной продукции, определенную по расчетной цене, и на количество добытого сырья за период.

Для расчета необходимые значения нужно подставить в формулу.

Также, чтобы определить все необходимые показатели для платы за недра, нужно иметь измерительный прибор количества фактически добытой воды.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ВКУ — Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Закон № 1166 Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.14 г. № 1166-VII.

Постановление № 827 — постановление КМУ «Об утверждении перечней полезных ископаемых общегосударственного и местного значений» от 12.12.94 г. № 827 (в редакции от 28.12.2011 г. № 1370).

Порядок № 321 — Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 321.

Порядок № 963 — Порядок государственного учета артезианских скважин, оснащения их средствами измерения объема добытых подземных вод, утвержденный постановлением КМУ от 08.10.2012 г. № 963.

Не стоит напоминать о том, как сильно важна вода в жизни человека, к тому же каждый из нас в зависимости от возраста, веса и состояния здоровья на 65-80% состоит из воды. О том каким видам налогообложения подвержен данный жизненно важный ресурс и поговорим в статье.

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

Анна Кравченко

3DБухгалтерия, кандидат экономических наук

Кто является плательщиком рентной платы?

Рентная плата за специальное использование воды взимается в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса (НКУ). Согласно чему, плательщиками рентной платы за специальное использование воды являются водопользователи - субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также ФЛП, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и (или) от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Напоминаем, что Законом № 1797-VIII «О внесении изменений в НКУ относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.16 г. - внесены поправки в ст. 255 НКУ. На данный момент не являются плательщиками рентной платы за специальное использование воды водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе юридические лица, физические лица - предприниматели и плательщики единого налога. Таким образом, предприниматели, получающие воду на основании договора с водоканалом или прочими субъектами, с 01.01.18г. не будут плательщиками рентной платы за воду.

Понятие специального водопользования

В соответствии со ст. 48 Водного кодекса специальное водопользование - это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов.

Получение экономической выгоды от хозяйственной деятельности, в том числе и от использования воды, происходит в рамках специального использования природных ресурсов (в т.ч. специального водопользования) по закреплению объекта природных ресурсов, например, водного объекта путем предоставления соответствующего разрешения конкретному субъекту для обеспечения условий осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность по поставке воды, которую может проводить плательщик рентной платы осуществляется по 36 КВЭД «Забор, очистка и подача воды» и включает в т.ч. операции по забору воды из рек, озер, скважин, очистки воды для водоснабжения, обработки воды для производственных нужд, распределение воды водопроводами, транспортом или другими средствами.

Операции, которые выполняются владельцами разрешительного документа с использованием водного объекта, например, питьевой воды, объединяются термином «производство воды», то есть забор воды из источников питьевого водоснабжения и (или) доведения ее качества до требований питьевой воды. При этом операции по поставке или транспортировке питьевой воды владельцами разрешений на специальное использование воды на практике могут и не выполняться.

Ставки рентной платы

Рентная плата исчисляется исходя из фактических объемов использованной воды (подземной, поверхностной) водных объектов, установленных с разрешения на специальное водопользование, лимитов использования воды, ставок рентной платы и коэффициентов.

Причем учтите, что с 01.01.18г. на 16,8 %-ов увеличились ставки рентной платы за специальное использование воды, они применяются при исчислении налоговых обязательств по рентной плате по результатам хозяйственной деятельности в 2018 году. Данный показатель рассчитывается нарастающим итогом с начала года и отражается в налоговой декларации по форме, утвержденной приказом Минфина № 719 от 17.08.15г.
Налоговые декларации по рентной плате имеют квартальный период, причем предельными сроками их подачи и уплаты налоговых обязательств считаются:

  • за 4-ый квартал 2017г. - 09.02.18, а последний день уплаты налога – 19.02.18г.;
  • за 1-ый квартал 2018г. - 10.05.18г. и 18.05.18г. соответственно;
  • за 2-ой квартал 2018г. - 09.08.18г. и 17.08.18г. соответственно;
  • за 3-ий квартал 2018г. - 09.11.18г. и 19.11.18г. соответственно;
  • за 4-ый квартал 2018г. - 11.02.19 и 19.02.19г. соответственно.

Если у Вас остались какие-либо вопросы отдел бухгалтерского обслуживания готов на них ответить. Наши специалисты – решат любые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом и налогообложением.



Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 1283. Для оценки необходима авторизация. 24.01.2021

О разрешениях на бурение и плату за воду из скважин

При использовании грунтовых (подземных) вод для домашнего хозяйства и усадьбы платить за воду не нужно.

В этой статье законодательные акты и комментарии к ним даны в хронологическом порядке, поэтому, чтобы прочесть новые документы, следует опуститься вниз.

В частности, часть 1 статьи 23 («Право землевладельцев и землепользователей на добычу полезных ископаемых местного значения, торфа, пресных подземных вод и пользование недрами для других целей») изложена в такой редакции:
«Землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров, подземные воды для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-питьевого водоснабжения, при условии, что продуктивность водозаборов подземных вод не превышает 300 куб. м в сутки…».
(Выделение жирным наше — А. Б.).

Определено, что Кабинет министров в шестимесячный срок со дня вступления в силу этого нормативно-правового акта должен разработать и утвердить порядок государственного учёта артезианских скважин, обеспечения их средствами измерения добытых подземных вод и обеспечения государственного контроля за соблюдением водопользователями этого Закона.

Таким образом, до сих пор, если подземные воды предназначались для производства, порядок оплаты за их использование устанавливался в процессе регистрации предприятия. Об изменениях в порядке оплаты за добытую для небытовых нужд воду, если такие изменения будут, мы узнаем после середины 2011 года.

Также предлагаем нашим читателям разъяснение касательно некоторых аспектов добычи подземных вод с сайта Государственной службы геологии и недр Украины (перевод текста наш).

Положения статьи 23

Многочисленные предприятия обращаются с просьбой разъяснить положения статьи 23 Кодекса Украины о недрах в связи с внесением в неё изменений Законом Украины «О внесении изменений в статью 23 Кодекса Украины о недрах касательно добычи подземных вод» от 22.12.2010 № 2849-VI и предоставить разъяснение по вопросам необходимости получения специального разрешения на пользование недрами субъектом хозяйствования, если он производит добычу подземных пресных вод в пределах предоставленного ему земельного участка более чем из одной скважины, совокупный водозабор которых не превышает 300 кубических метров в сутки.

Законодатель в соответствии с новой редакцией статьи 23 Кодекса Украины о недрах (далее – Кодекс о недрах), внесенной Законом Украины «О внесении изменений в статью 23 Кодекса Украины о недрах касательно добычи подземных вод» отд 22.12.2010 № 2849-VI, предоставил землевладельцам и землепользователям право в пределах выделенных им земельных участков без специальных разрешений и горного отвода добывать подземные воды.

В то же время новой редакцией статьи 23 Кодекса о недрах установлены ограничения для реализации этого права, во-первых, границами выделенных земельных участков, во-вторых, определена цель добычи – для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-бытового водоснабжения, и, в-третьих, ограничена такая добыча продуктивностью водозаборов подземных вод, не превышающей 300 кубических метров за сутки.

Таким образом, реализация права землевладельца и землепользлователя добывать подземные воды возможна лишь при наличии всех условий, предусмотренных статьёй 23 Кодекса о недрах.

В соответствии с частью 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины земля в Украине может пребывать в частной, коммунальной и государственной собственности.

В соответствии со статьёй 92 Земельного кодекса Украины право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности получают предприятия, учреждения и организации, имеющие государственную и коммунальную форму собственности; общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации; религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других строений, необходимых для обеспечения их деятельности.

В то же время, в соответствии со статьёй 93 Земельного кодекса Украины земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным объединениям и организациям, а такжие иностранным государствам.

В соответствии со статьёй 126 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок должно быть засвидетельствовано государственным актом, гражданско-правовым договором об отчуждении земельного участка, заключённым в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому договору или по свидетельству о праве на наследство. Право постоянного пользования земельным участком свидетельствует государственный акт на право постоянного пользования земельным участком. Границы земельного участка, передаваемого в собственность или в пользование, определяются земельно-кадастровой документацией, которая выдаётся Государственным агентством земельных ресурсов Украины.

В соответствии с межгосударственным стандартом «ГОСТ 17.1.1.04-80», утверждённым постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.03.1980 № 1452, который действует в Украине, к хозяйственно-бытовым нуждам относятся: хозяйственно-питьевое водоснабжение (централизованное и нецентрализованное) территорий жилой застройки и общественных строений городских промышленных районов и сельскохозяйственных районов; кондиционирование воздуха в общественных и жилых зданиях; полив и мытьё территорий населённых пунктов (улиц, площадей, зелёних насаждений), работа фонтанов и т. п.; полив посадок в городских и поселковых теплицах и парниках; иные нужды (в том числе гашение пожаров, промываниие водопроводных и канализационных сетей).

К хозяйственно-бытовым нуждам не относятся лечебные, курортные и оздоровительные цели, нужды сельского хозяйства (без орошения и обводнения), а также орошение и обводнение; промышленные (производственные) потребности; нужды теплоэнергетики; территориальное перераспределение стока поверхностных вод и пополнение запасов подземных вод; сброс сточных вод и другие потребности, а также многоцелевое водопользование.

Термин «собственные», использованный в комментируемой статье, ограничивает право, предоставленное статьёй 23 Кодекса о недрах, лишь такими потребностями, которые есть у землевладельца (землепользователя), и делает невозможной добычу подземных вод для обеспечения потребностей третьих лиц.

Термины «централизованное питьевое водоснабжение» (хозяйственная деятельность по обеспечению потребителей питьевой водой при помощи комплекса объектов, сооружений, распределительных водопроводных сетей, связанных единым технологическим процессом производства и транспортирования питьевой воды) и «нецентрализованное питьевое водоснабжение» (обеспечение индивидуальных потребителей питьевой водой из источников питьевого водоснабжения при помощи пунктов разлива воды (в том числе передвижных), применение установок (приспособлений) подготовки питьевой воды и поставка фасованной питьевой воды) определены в статье 1 Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении».

Следует отметить, что в соответствии со статьёй 23 Кодекса о недрах добыча подземных вод для производства фасованной питьевой воды должна производиться лишь после получения в установленном Кабинетом Министров Украины порядке специального разрешения на пользование недрами. Вместе с тем статья 21 Кодекса о недрах разрешает предоставлять недра для добычи пресных подземных вод без горного отвода.

В соответствии с межгосударственным стандартом «ГОСТ 27065-86 Качество вод. Термины и определения», который действует в Украине, к пресным водам (термин 23. Пресные воды) относятся воды с минерализацией до 1 г/дм3.

Последним из условий касательно добычи подземных вод в соответствии со статьёй 23 Кодекса о недрах является условие относительно продуктивности водозаборов подземных вод, которая не должна превышать 300 кубических метров за сутки.

В соответствии с абзацом 18 статьи 1 Водного кодекса Украины водозабор — сооружение или устройство для забора воды из водного объекта.

Пунктом 1.5.4. Инструкции по применению Классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых государственного фонда недр к месторождению питьевых и технических подземных вод, утверждённой приказом Государственной комиссии Украины по запасам полезных ископаемых от 04.02.2000 № 23 (зарегистрирован в Минюсте 29.02.2000 за № 109/4330), определено, что водозабор подземных вод может состоять из одного или группы компактно расположенных водозаборных соружений (скважин, колодцев, каптажей).

Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо определиться по вопросу, принадлежат ли несколько скважин к единому водозабору, или каждая из них является отдельным водозабором, исходя из нижеследующего.

В статье 23 Кодекса о недрах слово «водозаборов» употреблено во множественном числе, то есть речь идёт о совокупной продуктивности водозаборов в пределах предоставленных землевладельцу или землепользователю земельных участков.

С учётом положений пункта 2 Закона Украины «О внесении изменения в статью 23 Кодекса Украины о недрах касательно добычи подземных вод» от 22.12.2010 № 2849-VI, в соответствии с которым Кабинету Министров Украины поручено в шестимесячный срок разработать и утвердить порядок государственного учёта артезианских скважин, обеспечения их средствами измерения добытых подземных вод и обеспечения государственного контроля за исполнением водопользователями этого Закона, законодатель под продуктивностью водозабора за сутки имеет в виду фактическую добычу подземных вод в соответствии с показаниями средств измерения, которыми обустроен соответствующий водозабор (водозаборные сооружения).

Поскольку добыча подземных вод как полезного ископаемого общегосударственного значения (постановление Кабинета Министров Украины от 12.12.1994 № 827) осуществляется с участков недр, границы которых определяются координатами месторождения или его участка, то продуктивность водозабора до 300 кубических метров за сутки касается фактической добычи подземных вод с одного участка недр независимо от количества земельных участков, на которых расположен единый водозабор, а также количества скважин единого водозабора. Необходимо отметить, что положения статьи 23 Кодекса о недрах не распространяются на геологическое изучение, в том числе с опытно-промышленной разработкой, полезных ископаемых, на что, руководствуясь положением статьи 19 Кодекса о недрах, необходимо получить специальное разрешение на пользование недрами.
(Выделение жирным наше — А. Б.).

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии со статьёй 19 Кодекса о недрах предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам недра предоставляются в пользование лишь при условии наличия у них специального разрешения на пользование участком недр.

Также необходимо подчеркнуть, что предоставление официальных разъяснений нормативных положений законодательных актов с целью установления их однозначного и правильного понимания и применения на всей территории государства и предоставление официальных разъяснений таких положений выходит за пределы полномочий Государственной службы геологии и недр Украины, действующей в соответствии со своим Положением, утверждённым Указом Президента Украины от 06.04.2011 № 391.

И наиболее «свежий» документ (перевод текста наш):

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2012 г. № 963
Киев

Об утверждении Порядка государственного учёта артезианских скважин и обустройстве их средствами измерения объёма добытых подземных вод

Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок государственного учёта артезианских скважин и обустройства их средствами измерения объема добытых подземных вод.

2. Пункт 4 Порядка ведения государственного водного кадастра … после слов «поверхностных и подземных вод» дополнить словами «,государственного учёта артезианских скважин».

3. Государственной службе геологии и недр:

обеспечить, начиная с 1 января 2013 г., ведение государственного реестра артезианских скважин;

совместно с местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления принять меры к обеспечению обустройства соответствующими субъектами хозяйствования до 1 января 2013 г. эксплуатируемых артезианских скважин средствами измерения объёма добытых подземных вод;

определить предприятия и организации, поверочные лаборатории которых будут проводить государственную метрологическую аттестацию или поверку средств измерения объёма добытых подземных вод.

Премьер-министр Украины
Н. АЗАРОВ

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета Министров Украины
от 8 октября 2012 р. № 963

ПОРЯДОК
государственного учёта артезианских скважин и обустройства их средствами измерения объёма добытых подземных вод

1. Этот Порядок определяет процедуру ведения государственного учёта артезианских скважин и обустройство их средствами измерения объёма добытых подземных вод.

2. Государственный учёт артезианских скважин осуществляется Госгеонедрами путём ведения государственного реестра артезианских скважин.

3. В государственный реестр артезианских скважин включаются сведения об артезианских скважинах, в том числе недействующих, независимо от места расположения, на основании данных, содержащихся в паспортах артезианских скважин.

Указанные паспорта составляются по форме, утвержденной совместным решением Минприроды и Минрегиона, а их копии ежегодно до 1 декабря подаются в Госгеонедра субъектами хозяйствования (юридическими лицами и физическими лицами-предпринимателями), которые являются собственниками или пользователями земельных участков, в пределах которых расположены и эксплуатируются артезианские скважины (далее — водопользователи).

4. Данные государственного учёта артезианских скважин включаются в государственный водный кадастр.

5. Водопользователи обустраивают эксплуатируемые артезианские скважины средствами измерения объёма добытых подземных вод (далее — средства измерения), прошедшими в установленном законодательством порядке государственную метрологическую аттестацию или поверку в поверочных лабораториях предприятий и организаций, уполномоченных на проведение государственных испытаний или поверок.

6. Представители поверочных лабораторий предприятий и организаций, уполномоченных на проведение государственных испытаний или поверок, осуществляют опломбирование установленных средств измерения, о чём составляется соответствующий акт, и их периодическую поверку в установленном законодательством порядке.

7. Водопользователи обязаны поддерживать средства измерения в пригодном для эксплуатации состоянии.

8. Сведения об объёме добытых подземных вод вносятся водопользователями в автоматизированную систему учёта добытых подземных вод в порядке, установленном Минприроды.

9. Госгеонедра осуществляют в установленном законодательством порядке контроль за соблюдением водопользователями требований настоящего Порядка.

Примечания Аква Базиса.

— Слова «субъектами хозяйствования» в тексте выделены нами.

— Официальные тексты названных выше законодательных актов Украины следует искать в официальных изданиях.

— Постановление Кабмина и «Порядок …» не определяют, что такое артезианская скважина. В проекте этих документов (январь 2012 года) было указано, что «артезианская скважина — горная выработка цилиндрической формы большой длины и малого по сравнению с длиной диаметра, которую сооружают с помощью специальных инструментов и механизмов без доступа в неё людей; закреплена обсадными трубами с целью предотвращения обрушения пород; имеет водоприёмную часть, оборудованную фильтровой колонной «. Таким образом, все скважины, из которых течёт вода, — артезианские. Разве что кроме скважин в скальных породах, так как первые могут не иметь фильтра вообще.

— В проекте этих документов (январь 2012 года) было указано, что они касаются «артезианских скважин, производительность забора подземных вод которых превышает 300 кубических метров в сутки». Приведенные выше Постановление Кабмина и «Порядок …» уже не устанавливают такую норму.

— Ещё раз подчеркиваем, что Постановление Кабмина и «Порядок …» касаются субъектов хозяйствования (ст. 3 «Порядка …») и не содержат слов «физическое лицо».

Читайте также: