Налог на репатриацию в россии

Опубликовано: 03.05.2024

налог на репатриацию

Термин "репатриация" достаточно широко используется в области политики и бизнеса. Что означает это понятие? Рассмотрим это в статье.

Терминология

Что такое репатриация? Это возвращение кого-либо или чего-либо из-за рубежа на родину. К примеру, граждане, которые проживают за границей, по каким-то обстоятельствам решают приехать обратно в страну, где они родились и выросли. Обычно так возвращаются люди на свою этническую родину. В международной практике право на репатриацию было зафиксировано в Женевской конвенции от 1949 года. При ее принятии рассматривались вопросы возвращения граждан на родину в мирное время, в противовес перемещению граждан из страны в страну в период военных действий. Кроме этого, существует понятие "репатриация выручки". В этом случае денежные средства, которые человек заработал за границей, направляются на его родину. Термин может быть связан и с областями искусства и культуры. В данном случае те либо другие ценности, которые находятся за границей, направляются в государство своего исторического происхождения.

право на репатриацию

Возвращение граждан

Гражданская репатриация – это процедура, имеющая свою специфику в зависимости от нормативной базы страны, выступающей в качестве родины для людей. В ряде государств взаимодействие правительства с переселенцами имеет свои национальные особенности. Например, в некоторых странах граждане, вернувшиеся на родину, имеют право на временное проживание. В нормах других государств предусмотрено получение гражданства этими людьми. В мире существуют страны, в которых доля репатриантов достаточно высока. В частности в Израиле переселенцами является пятая часть всего населения. В некоторых странах проблеме возврата граждан на родину уделяется особое внимание. К их числу, в частности, относят Россию, Армению, Венгрию, Германию, Грецию и др. Переселенцам здесь гарантируется достаточно много гражданских прав. Как считают эксперты, репатриация – это весьма позитивное явление. В первую очередь такое мнение обусловлено тем, что при возвращении граждан на родину пополняются трудовые и демографические ресурсы. Исходя из этой точки зрения, репатриация – это большое благо для государства.

репатриация валюты это

Возврат капитала

Существует несколько мнений о том, что такое репатриация прибыли. Как считает ряд экспертов, данная процедура представляет собой сознательную попытку государства вернуть капитал, вывезенный за его пределы ранее неправомерным способом. Рассматривая понятие с этой точки зрения, можно усмотреть в нем элемент национального финансово-кредитного регулирования. Контроль над репатриацией позволяет правительству и ЦБ сдерживать инфляцию, стабилизировать курс собственной валюты страны. Кроме этого, за счет управления перемещением денежных средств обеспечивается надлежащее качество экономических финансовых расчетов. Некоторые страны осуществляют экспорт капитала, неотъемлемым элементом работы с которым выступает репатриация валюты. Это позволяет правительствам повысить показатели обменных процессов и платежного баланса.

Цели государства

Любое международное перемещение финансовых средств, в том числе и репатриация валютной выручки, выступает в качестве одного из инструментов национальной стратегии, в соответствии с которой развивается экономика. Выше было сказано, что существуют государства-импортеры денег. Как правило, их политика находится в зависимости от реального положения дел в экономической сфере. В случае нормального, стабильного развития государство смягчает ограничения на вывоз и ввоз финансовых средств.

Однако при наступлении кризиса оборот финансов может стать строго лимитированным. Это, в частности, касается репатриации валюты, вложенной в экономику таких государств. Регулирование перемещения финансов может производиться в интересах существующих национальных монополий, а также для корректирования экономических макропоказателей. Закон о репатриации в том или ином государстве может предусматривать дополнительные гарантии для процедур трансграничного перемещения денег, обеспечение страховой защиты иностранных финансов в случае политических рисков.

Налог на репатриацию

репатриация прибыли

Он может предусматриваться в отдельных государствах и распространяться на нерезидентов. Взимание налога осуществляется непосредственно с источника в ходе фактического вывода финансов за рубеж. Выплаты производятся субъектом, перечисляющим нерезиденту дивиденды, роялти, проценты и прочие доходы. Обычно такие сборы распространяются на пассивные поступления. В нормах ряда государств предусматриваются специальные налоговые вычеты в случае уплаты репатриационного сбора. К примеру, если субъект ведет бизнес за рубежом, перечислил необходимые суммы в казну, то у него есть возможность получить компенсацию при отчислении средств в бюджет своей страны либо уплатить меньшую сумму.

Тариф

Необходимо сказать, что в мировой практике не принято каких-либо единых универсальных норм, касающихся налоговой ставки, регулирования уплаты сбора. Кроме этого, в пределах каждого государства может действовать достаточно сложная система по исчислению таких сумм в казну. В некоторых странах ЕС, например, налоговая ставка 10% и более.

Тонкости расчетов

Репатриация капитала касается непосредственно резидентов России, которые осуществляют внешнеторговую деятельность. На них распространяются нормы, согласно которым устанавливается обязательство обеспечивать получение от зарубежных субъектов деньги за услуги и товары в уполномоченных банковских организациях. Кроме того, на территорию России должны возвращаться финансы резидентов в том случае, если зарубежному партнеру была перечислена предоплата, но он не поставил в РФ услуги или товары, принадлежащие ему. В качестве исключения из правил (когда осуществлять какие-либо возвраты на родину нет необходимости) выступают случаи, при которых взаимодействие с иностранными партнерами основывается на выполнении определенных видов кредитных (долговых) обязательств.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 27 мая 2014 г. Минфин России опубликовал обновлённую версию законопроекта о налоговой репатриации прибыли («деофшоризации») . Суть и основные положения законопроекта описывалась и комментировались нами в сообщении от 4 апреля 2014 г. Сегодняшнее сообщение дополняет предыдущее и касается изменений, внесённых в законопроект при доработке.


1. Признание иностранных организаций российскими налоговыми резидентами

Основания признания иностранных организаций российскими налоговыми резидентами уточнены и в обновлённом виде по своей сути соответствуют общепринятому в мировой практике подходу «места управления».

В частности, для признания российского налогового резидентства не будет достаточно проведения в России одного – двух заседаний совета директоров: необходимо, чтобы такая практика была обычной.

Ведение в России учёта, а также делопроизводства, равно как и новый признак – наём работников и управлением персоналом в России, – будут лишь дополнительными, а не основными признаками налогового резидентства. Их можно будет применить, если различные признаки, считающиеся основными, не позволят точно определить место управления. Признак хранения архивов в России из законопроекта исключён.

Уточнены правила самостоятельного признания российского резидентства. Такая возможность не будет доступна организациям из «чёрного списка» непрозрачных юрисдикций и из иных юрисдикций, с которыми нет соглашений об обмене данными по налоговым вопросам. От статуса российского резидента можно будет отказаться.

2. «Контролируемые иностранные компании»

2.1. Признание статуса КИК

Иностранные организации и используемые для извлечения дохода «структуры» без статуса субъекта права, управление которыми осуществляется вне России, но под российским контролем, – так называемые «контролируемые иностранные компании», будут теперь приносить российским контролирующим лицам не только возможность распоряжения доходами, но и налоговые и сопутствующие им административные обязанности, как если бы контролирующее лицо само получило такие доходы.

В этой части прежняя версия законопроекта была уточнена в основном в сторону расширения сферы действия новых правил.

В обновлённой версии КИК может быть в любой стране, кроме «белого» списка, куда будут включаться страны, которые обеспечивают обмен данными с российскими налоговыми органами и взимают налоги по эффективной ставке не ниже ¾ российской. В прежней версии для признания КИК предлагался «чёрный» список юрисдикций, хотя и, согласно комментариям разработчиков, расширенный по сравнению с нынешним. Скорее всего, такое изменение обусловлено политическими соображениями: в рамках международных отношений сложнее обосновать включение в «чёрный» список «респектабельной» страны, чем отсутствие такой страны в «белом» списке.

В перечне структур, используемых для извлечения дохода, теперь прямо указаны трасты и «иные формы доверительного управления», хотя мы полагали, что и в прежней версии они подразумевались, пусть и не были прямо упомянуты.

Порог «презумпции контроля» в виде 10 %-го участия, причём «совместно с иными лицами с учётом особенностей взаимотношений», сохранён, и Минфин России настаивает на его правильности.

Комментарий ПГ. Мы полагаем, что 10 %-ый порог занижен, но высок риск, что он сохранится в принятом законе.

Деловая практика и регулятор исходят из крайностей. Регулятор не готов смириться с дроблением контроля между лицами, фактически связанными между собой, но формально не аффилированными. Любой исчерпывающий перечень оснований аффилированности по сути превращается в памятку по её обходу. Бизнес против открытого перечня оснований взаимозависимости, так как размыт общий признак «влияния на деятельность», который предусмотрен действующим законодательством (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

По схожему вопросу признания аффилированности при работе над поправками в Гражданский кодекс РФ сбалансированное решение так и не было найдено. «Компромиссное» решение, которое в итоге было принято, стало лишь отсылкой к законам, которые только предстоит принять в будущем.

В налоговых вопросах проблема осложнена фискальным интересом, и Минфин России в этой связи находится в сильной позиции.

Мы полагаем, что в интересах бизнес-сообщества может быть выработка собственного варианта сбалансированного решения вопроса о критериях совместного контроля, и со ссылкой на это решение может быть поставлен вопрос о повышении 10%-ного порога до разумной величины 50%.

Из правил КИК исключается «некоммерческая или иная организация, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами». Однако мы полагаем, что если фактически такая организация будет предоставлять своим контролирующим лицам такие же возможности, как и КИК, то её статус может быть переквалифицирован российскими налоговыми органами (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ).

2.2. Расчёт налогооблагаемой прибыли КИК

По вопросам расчёта налогооблагаемой прибыли КИК новая версия законопроекта улучшает положение бизнеса по сравнению с прежней версией.

Включён суммовой порог прибыли КИК, облагаемой в России, – более 3 млн. руб.

Исчисление налога с прибыли КИК отложено на год, следующий за годом определения этой прибыли.

Обязанность исчислять прибыль КИК по российским правилам налогового учёта пока сохранилась, но обсуждается введение двух режимов расчёта:

  • для организаций из стран, не включённых в «чёрный список», но не соответствующих критерию эффективной налоговой ставки для «белого» списка, – согласно МСФО, с определёнными корректировками, приближающими МСФО к прибыли по НК РФ;
  • для организаций из стран «чёрного списка» – согласно НК РФ.

Уточнены правила разделения прибыли КИК между контролирующими лицами: если долю участия определить невозможно, прибыль разделяется по количеству участников (т.е. поровну) или «в соответствии с личным законом» КИК. Прежняя версия требовала от каждого из российских контролирующих лиц уплатить налог со всей прибыли.

Предусмотрена возможность учесть расходы российского контролирующего лица, связанные с получением прибыли КИК, и зачесть иностранный налог, уплаченный КИК.

Вместе с тем, возможность консолидации прибылей и убытков между несколькими КИК одного контролирующего лица в одной юрисдикции по-прежнему отсутствует.

Прибыль КИК разделена на «доходы от пассивной деятельности» (инвестиционные доходы – дивиденды, продажа долей, акций и паёв, недвижимости, проценты, роялти, аренда – и доходы от обслуживания деятельности других лиц – консультационных и иных подобных услуг) и «доходы от активной деятельности» (все остальные – по сути это операционная прибыль). Прибыль определяется раздельно по данным сегментам, допускается перенос убытка внутри сегмента на будущее. «Доходы от активной деятельности» можно уменьшить на «инвестиционные расходы» на производственные мощности, инфраструктуру и объекты интеллектуальной собственности, если уменьшение предусмотрено законодательством соответствующей страны.

За неуплату налога с прибыли КИК вместо предложенного в прежней версии штрафа 20% от прибыли предусмотрен штраф 20% от недоплаченного налога, то есть отличие от «обычного» штрафа за недоплату налога (п. 1 ст. 122 НК РФ) – лишь в нижнем пределе штрафа (100 тыс. руб.). Не предусмотрен повышенный штраф 40% за неуплату налога с прибыли КИК, совершённую умышленно, как в «общем» составе (п. 2 ст. 122 НК РФ), хотя нельзя исключать, что такой штраф всё же появится.

3. Закрепление понятия бенефициарного получателя дохода

Как мы и предполагали, в обновлённой версии законопроекта появилось понятие бенефициарного получателя дохода для выплат иностранным лицам, которые облагаются согласно НК РФ налогом у источника (дивиденды, проценты, роялти и некоторые другие), но освобождаются от налогообложения или облагаются по меньшим ставкам в соответствии с международными договорами. Более того, в тексте можно обнаружить два схожих понятия, выполняющих одну задачу: «фактический получатель (бенефициарный собственник)» и «лицо, имеющее фактическое право на доход». Скорее всего, после доработки останется одно понятие и его определение.

Бенефициарный получатель – это лицо, которое получает доход и при этом своей волей и в своём интересе определяет дальнейшую судьбу дохода. Получатель, который весь доход перечисляет какому-либо третьему лицу («кондуит»), не является бенефициарным и не может пользоваться преимуществами, которые предусмотрены международными договорами.

Комментарий ПГ. Схожий подход был выражен в письме Минфина России от 9 апреля 2014 г. № 03-00-РЗ/16236 со ссылкой на международную практику толкования уже действующих налоговых соглашений, основанных на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Концепция бенефициарного получателя уже внедряется в практику работы налоговых органов, прежде всего – при выплатах в страны, соглашения с которыми содержат это или аналогичные понятия. Вместе с тем, существует риск, что так же должны толковаться иные соглашения, и такой подход может быть в ближайшее время подтверждён на уровне ОЭСР. Как известно, ФНС России провела несколько практических семинаров с участием иностранных специалистов для работников налоговых органов по данной тематике.

4. «Тонкая капитализация»: плюс «сёстры» и другие «родственники», минус долги перед российскими банками

В обновлённой версии законопроекта содержится новая редакция правила «тонкой капитализации» (п. 2 ст. 269 НК РФ), где формальные критерии 20%-ного участия и аффилированности с иностранной организацией заменены взаимозависимостью, которая в рамках действующего законодательства может пониматься весьма широко (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). Соответственно, в сферу действия правил попадают долговые обязательства с участием сестринских и иных подобных корпоративных образований. Этот подход закрепляет складывающуюся судебную практику, где область действия правил «тонкой капитализации» толкуется расширительно.

Вместе с тем, готовится ещё один законопроект, в котором из действия правил «тонкой капитализации» исключаются долговые обязательства перед российскими банками под обеспечение, предоставляемое взаимозависимыми иностранными лицами. [3] Этот подход также соответствует складывающейся практике: налоговые органы снимают претензии к налогоплательщикам в подобных ситуациях.

5. Недвижимость

В законопроекте предложено облагать в России доходы от продажи долей (акций) любых организаций, прямо или косвенно владеющих российской недвижимостью, а не только российских организаций, более половины активов которых составляет российская недвижимость (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ). То есть будут облагаться все формы опосредованной продажи недвижимости.

Обновлённая версия законопроекта предусматривает, что налог будет уплачивать самостоятельно продавец, включая иностранные организации, а не покупатель – российская организация, признаваемая налоговым агентом.

Порядок уплаты налогов, если продавец владеет недвижимостью косвенно и не состоит на учёте в российском налоговом органе, пока остаётся неясным, как и порядок определения доли косвенного владения недвижимостью в активах.

О чём подумать, что сделать

Ожидается, что рассматриваемый законопроект будет принят в текущем 2014 году.

Наши общие рекомендации, изложенные в предыдущем сообщении по данному вопросу, остаются в силе, мы советуем:

  • проанализировать структуры владения и управления, в которые включены организации из низконалоговых юрисдикций, включая характер связей между бизнес-партнёрами на предмет риска установления совместного контроля над иностранной организацией или структурой;
  • при необходимости изменить существующие структуры, чтобы они при этом соответствовали подлинному содержанию отношений задействованных лиц.

Одними из вариантов изменения существующих структур могут стать:

  • «репатриация» структур, для функционирования которых за рубежом нет явной деловой необходимости, или их перевод в «неофшорные» юрисдикции;
  • распределение прибыли КИК с применением более низкой налоговой ставки, чем общеустановленная, которая будет применяться для вменённой прибыли КИК.

По нашему мнению, существует вероятность, что налоговые органы будут применять к прошедшим периодам концепцию законопроекта в качестве методики выявления и (или) доказывания случаев получения необоснованной налоговой выгоды (согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 и по аналогии с тем, как в сфере контроля за трансфертным ценообразованием используются правила раздела V.1 НК РФ при спорах, касающихся статьи 40 НК РФ). Более того, нашим специалистам уже известна подобная практика.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» имеют значительный опыт комплексного анализа применяемых структур для правомерного уменьшения рисков.

17 июня 2014 г. юридическая компания «Пепеляев Групп» проводит семинар-практикум об основных положениях законопроекта в целях подготовки к его применению.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:

в Москве: к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или e-mail,

Рустему Ахметшину, Старшему партнеру «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или e-mail,

Петру Попову, Ведущему юристу «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или e-mail,

Геннадию Тимоничеву, Старшему юристу «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (495) 967-00-07 или e-mail,

В Санкт-Петербурге: Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой Практики «Пепеляев Групп» по тел.: +7 (812) 640-60-10 или e-mail,

В Красноярске: Егору Лысенко, Руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп» в г. Красноярске по тел.: +7 (391) 277-73-00 или e-mail.

C 1 января 2021 года начинается следующий этап частичной отмены требования о репатриации, установленного ст. 19 Закона о валютном регулировании. С начала следующего года доля рублевой выручки по сырьевым контрактам, которую российские экспортеры больше не обязаны зачислять на свои российские счета, будет увеличена до 30 % (с текущих 10 %).

Кроме того, список исключений из требования о репатриации будет пополнен случаем зачета по некоторым категориям договоров об оказании услуг с нерезидентами.

Что меняется: новый этап отмены репатриации в отношении сырьевых контрактов

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании резиденты обязаны обеспечить зачисление средств, причитающихся им от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, на свои банковские счета в российских банках. Поправки в Законе о валютном регулировании, закрепленные в Федеральном законе № 265-ФЗ от 2 августа 2019 года (далее – «Закон № 265-ФЗ»), предусматривают поэтапную отмену этой обязанности в отношении некоторых категорий внешнеторговых сырьевых контрактов при соблюдении определенных требований:

  • Во-первых, отмена репатриации касается только контрактов, расчеты по которым осуществляются в российских рублях (сумма контракта указана в рублях и оплата осуществляется в рублях).
  • Во-вторых, поэтапная отмена репатриации предусмотрена только в отношении внешнеторговых контрактов по экспорту определенных сырьевых товаров (списки товаров установлены п. 4 ст. 2 Закона № 265-ФЗ). Такие товары включают некоторые минеральные продукты (например, руды и минеральное топливо), органические химические соединения, драгоценные и недрагоценные металлы и пр.
  • В-третьих, резидент (экспортер) может не возвращать в Россию не более определенного процента от суммы внешнеторгового контракта. В настоящее время экспортер может оставить за границей до 10 % от суммы выручки по сырьевому контракту (за исключением некоторых категорий товаров). С 1 января 2021 года этот порог будет увеличен до 30 %, а в 2022 и 2023 годах – до 50 % и 70 % соответственно. С 1 января 2024 года планируется разрешить экспортерам не возвращать в Россию до 100 % от всей суммы выручки по внешнеторговому сырьевому контракту, соответствующему описанным выше требованиям.

Что не изменилось: репатриация в отношении иных видов внешнеторговых контрактов

Напомним, что в отношении внешнеторговых контрактов, предусматривающих выполнение работ, оказание услуг, передачу несырьевых товаров (с некоторыми исключениями) или интеллектуальной собственности, обязанность резидента по репатриации российских рублей полностью отменена 1 января 2020 года. При этом требование о полной репатриации средств, полученных в иностранной валюте, продолжает действовать.

Отдельно обращаем внимание, что постепенная отмена репатриации не означает отмену требования о возврате в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

Кроме того, резиденты по-прежнему обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета по займам, выданным нерезидентам, независимо от валюты займа.

Отмена репатриации при проведении зачета по некоторым внешнеторговым контрактам

С 1 января 2021 года также станет необязательной репатриация валютной выручки (как иностранной валюты, так и рублей) на российские счета резидентов при зачете встречных требований по обязательствам из внешнеторговых контрактов, предусматривающих оказание некоторых услуг. Перечень таких услуг будет утвержден Правительством РФ (на настоящий момент перечень находится на стадии обсуждения). Предполагается, что в перечень войдут следующие категории услуг:

  • образовательные услуги по программам высшего образования;
  • издание программного обеспечения и производство компьютерного оборудования, а также услуги по предоставлению соответствующих лицензий; и
  • услуги по обработке данных и размещению информации.

Заключение

В России наблюдается устойчивая тенденция ослабления валютного регулирования и либерализации валютного контроля.

В настоящее время изменения уже коснулись репатриации валютной выручки по некоторым внешнеторговым контрактам. Также рассматривается законопроект о поэтапной отмене репатриации в отношении несырьевых неэнергетических товаров и обсуждается отмена репатриации при проведении зачета некоторых подлежащих возврату авансовых платежей.

В связи с этим мы не исключаем принятия дальнейших мер по ослаблению валютного регулирования и смягчению валютного контроля в отношении внешнеторговых контрактов.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Константином Барановым, Дарьей Лукояновой, Елизаветой Волкодав или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

Как известно, статья 19 Закона о валютном регулировании говорит об одном из валютных ограничений – репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации. В самом Законе отсутствует определение термина «репатриация», но в обобщенном значении под ней понимается получение резидентом от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты (иностранной или валюты РФ) в результате исполнения контрагентом-нерезидентом внешнеторгового договора или договора займа либо же возврат в РФ ранее уплаченных нерезиденту денежных средств по неисполненному внешнеторговому договору. Нарушение обязанности по репатриации денежных средств влечет административную и, при определенных обстоятельствах, уголовную ответственность. Тем самым государство препятствует оттоку капитала за рубеж.

Репатриация - получение резидентом на свои банковские счета валюты (в т.ч. валюты РФ) от нерезидента в результате исполнения последним внешнеторгового договора или договора займа или возврат в РФ ранее уплаченных нерезиденту денежных средств по неисполненному внешнеторговому договору.

Исполнение обязанности по репатриации валютной выручки: новые случаи

Статьей 19 Закона предусмотрен также ряд исключений из правила репатриации и перечислены случаи, при которых резиденты признаются исполнившими обязанность по репатриации валютной выручки. Теперь Закон дополнен новым случаем, позволяющим резидентам не зачислять денежные средства на свои счета в уполномоченных банках за переданные нерезидентам товары (работы, услуги, информацию и результаты интеллектуальной деятельности): в случае получения страхового возмещения по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.

Получено страховое возмещение по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств – резидент может не зачислять денежные средства на свои счета.

Такое страховое возмещение (страховая выплата) должно быть получено от страховой организации на банковский счет в уполномоченном банке резидента или выгодоприобретателя. Однако для этого страховая организация должна быть резидентом и не должна быть включена в перечень страховых организаций, которые в целях исполнения обязанности резидента, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, не вправе страховать риски неисполнения нерезидентом обязательств по указанным выше экспортным внешнеторговым договорам (контрактам) с резидентом. Перечень формируется Центральным банком РФ и размещается на его официальном сайте, а основания для включения страховых организаций в такой Перечень теперь предусмотрены в ч. 4.5 ст. 19 Закона.

Одним из оснований, которое к тому же не связано с совершением страховой организацией-резидентом неправомерных действий, является осуществление ею страховой деятельности менее одного года со дня выдачи лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

Кроме того, экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валюты при обеспечении им получения на свои счета в уполномоченных банках денежных средств от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной уполномоченным банком нерезиденту в пользу резидента в обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных внешнеторговым договором, в сумме и сроки, которые предусмотрены таким внешнеторговым договором (ч. 4.8 ст. 19 Закона).

Расширение перечня разрешенных валютных операций и подтверждающих документов

В целях реализации вышеуказанных изменений в статью 19, в Законе также расширен перечень разрешенных между резидентами валютных операций. Так, положения ч. 1 ст. 9 Закона дополнены пунктами 32 и 33, которые предоставляют возможность резидентам как получать от страховых организаций-резидентов, не включенных Перечень ЦБ РФ, страховые возмещения (страховые выплаты) в иностранной валюте по договорам страхования, так и самим уплачивать таким страховым организациям страховые премии в иностранной валюте.

Закон дополняет и перечень документов, которые могут быть истребованы у резидентов и нерезидентов в целях осуществления валютного контроля в связи с введенными изменениями (п. 9 ч. 4 ст. 23 Закона). Перечень пополнен, в том числе, документами, которые подтверждают фиксацию сторонами внешнеторгового договора факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке, а также документами, свидетельствующими о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии. Таким образом, резиденты могут обосновывать недополучение валютной выручки, в том числе, и этими документами.

Разъяснения ФНС

Федеральная налоговая служба в своем Письме от 26 февраля 2021 г. №ВД-4-17/2458@ «О направлении разъяснений» перечисляет и раскрывает содержание основных положений Федерального закона от 17.02.2021 №9-ФЗ, который и внес вышеуказанные изменения в Закон, вступившие в силу 28.02.2021, а также поручает своим управлениям по субъектам РФ довести данное Письмо до нижестоящих налоговых органов.

Кроме того, ФНС напоминает, что для целей ст. 19 Закона, в том числе для того, чтобы резидент мог воспользоваться нововведенными послаблениями в части репатриации денежных средств, определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) должно быть не менее 70 процентов (пп. «а» п. 15 Правил осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2011 N 964).

Можно резюмировать, что данные изменения в Закон смягчают требования валютного контроля для российских экспортеров в тех случаях, когда внешнеторговый договор (контракт) исполнен ненадлежащим образом или не исполнен и резидент получает на счет в уполномоченном банке выплаты от страховщика при наступлении страхового случая или от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии. Это, в свою очередь, влечет снижение административной нагрузки на российских экспортеров и развивает отношения с сфере страхования и обеспечения банковскими гарантиями, что уменьшает риск неполучения денег при реализации внешнеторговых договоров.

Также Закон допустил к страхованию рисков неисполнения обязательств по внешнеторговым договорам любые российские страховые организации, которые не включены в Перечень Центробанка, а не только АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР), как это было ранее.

Страны и репатриация - что это

Репатриация — это понятие все чаще и чаще встречается в мире бизнеса и политики. Слово в переводе с латыни означает возвращение кого-то или чего-то в родные места из другой страны. В международном праве понятие репатриация было определено на Женевской конвенции в 1949 году.

Подразумевается, что каждый человек с рождения имеет неприкосновенное право на возвращение в места, где он родился. Давно это понятие ассоциировалось с Израилем и Германием, когда возвращали соотечественников в родные места.

Термин применим не только к людям (эмигрантам, беженцам, военнопленным), но и к денежным средствам, которые были заработаны за рубежом или к сфере искусства, когда культурные ценности возвращаются из дальних стран на свою историческую родину.

  1. Кто такой репатриант
  2. Репатриация граждан в России
  3. Привилегии
  4. Некоторые моменты
  5. Репатриация денежных средств
  6. Денежные расчеты при репатриации
  7. Налог на репатриацию дохода
  8. Финансовая амнистия
  9. Валютная политика России
  10. Репатриация капиталов в России
  11. Репатриация валюты в других странах

Кто такой репатриант

Миграция или репатриация в мире

Термин репатриант применяется к лицам, которые вынуждены были покинуть свою страну. К ним относятся беженцы, военнопленные, эмигранты. Причем возвращаясь на Родину, эти люди получают обратно все свои гражданские права.

Каждая страна имеет свои особенности при применении репатриации. Например, Израиль дал название программе по возвращению Алия, Казахстан назвал программу Нурлы Кош, а Армения — Еркир.

Польша использует название — Репатриация репрессированных поляков. Под действие этой программы попадают люди, репрессированные при СССР и сосланные в Азию или за Урал.

Репатриация граждан в России

В Российской Федерации закон о репатриации был принят в 2006 году. Но, до сих пор не начал полноценно функционировать. После 2006 года он был переработан, а с 2012 года получил статус бессрочного, наряду с программой репатриации.

Памятка о пеерселеии соотечественников и паспорт РФ

Она подразумевает свод правил и положений, определяющих, что принимать участие в программе могут:

  • лица с бывшим гражданством СССР;
  • лица, проживающие в бывших союзных республиках;
  • граждане России, проживающие в других странах;
  • выходцы из СССР и их потомки.

В соответствии с Законом, репатриант может вернуть свои гражданские права намного быстрее иностранца, так как фактически он от них не отказывался. То есть не нужно получать гражданство заново, нужно его восстановить.

В связи с этим были упрощены некоторые бюрократические процедуры. К тому же к репатриантам применяется ряд льгот. Они быстрее решают вопрос с проживанием и недвижимостью, с трудоустройством и т.д.

Почему такие преимущества дает государство репатриантам? Потому что оно заинтересовано в возвращении людей, особенно если это специалисты высокого профиля, ценные трудовые кадры, способные и готовые сделать вклад в экономику страны.

Идеальный репатриант — это сильный и энергичный человек, не достигший пенсионного возраста.

Привилегии

Программы для репатриации в Россию

В обновленном варианте Закона прописаны положения, дающие репатрианту неплохой шанс начать новую успешную жизнь. Так, например, государство оказывает финансовую помощь в виде разовых выплат и компенсации расходов за переезд на Родину.

Российская программа позволяет возвращающимся ввозить в страну багаж без оплаты пошлины. Также переселенцам компенсируется часть аренды жилой площади в течение 6 месяцев.

Некоторые моменты

В связи с тем, что многие репатрианты при возвращении желают поселиться в Санкт-Петербурге или в Москве, власти страны приняли законодательные нормы, которые делят регионы на разные категории.

Карта России и репатриант

  • Категория «А» — приоритетная, включающая в себя приграничные земли. При репатриировании в этот регион государство выплачивает большие «подъемные».
  • Категория «Б» — подразумевает привлечение квалифицированного репатрианта для освоения и реализации крупномасштабного проекта. Обычно такие регионы испытывают дефицит рабочей силы.
  • Категория «В» — для стабильных экономических регионов. Здесь нужны люди для повышения численности населения. Государство оказывает существенную помощь таким репатриантам.

Следует учесть, что переселенец должен владеть русским языком и профессиональными навыками. Причем опыт работы — это скорее преимущество, а не обязательное условие при наличии образования.

Репатриация денежных средств

Это понятие означает возвращение в родную страну денежных средств, доходов от инвестиций за границей. Возвращается капитал для его инвестирования в экономику родного государства.

Таким способом правительство и ЦБ пытаются контролировать инфляцию и курс национальной валюты. Экономическая стабилизация, а также благоприятный инфляционный фон — вот главная цель репатриации капитала.

В трансграничном движении денежных средств, как правило, участвуют не только страны, куда этот капитал ввозится, но и те государства откуда этот капитал вывозится. Так, например денежный поток может облагаться рядом налогов.

Россия и денежные средства

В целях стимулирования возвращения денег на родину, страны готовы применять репрессивные законодательные меры и так называемую «белую» амнистию» капиталов. Этот вопрос очень актуален для России, где регулярно вывозится капитал от 2 до 2,5 млр долл ежемесячно.

То есть страна готова объявить амнистию лицу, которое вывезло незаконно капитал за границу. Также при наличии политических рисков, государство дает дополнительные гарантии и страховую защиту при перемещении средств.

Существуют страны-экспортеры капитала и страны-импортеры. Последние действуют в зависимости от экономической ситуации в стране. При стабилизации ограничения в вопросе ввоза и вывоза капитала ослабевают, но когда наступает кризис — финансовый оборот строго лимитируется.

Денежные расчеты при репатриации

В репатриации капиталов участвуют резиденты РФ, занимающиеся внешнеторговой деятельностью. Они обязаны контролировать поступление от иностранных субъектов денежные средства за товары или услуги на счета уполномоченных банков.

Деньги и пеерселенцы в Россию

Это касается и предоплаты за непоставленные товары или услуги. Не требуют репатриации случаи, в которых денежные отношения базируются на исполнении долговых или кредитных обязательствах.

Обязанность резидента признается исполненной сразу, как только денежные средства поступают на его счет в уполномоченном банке.

Налог на репатриацию дохода

На данный момент нет единых международных правил для регулирования возврата налога. Законодательство некоторых государств взимает налог на доходы нерезидентов при фактическом выводе средств за границу.

Денежные расчеты и налоги репатриантов

Уплатить его обязан тот, кто перечисляет нерезиденту дивиденды, проценты, роялти. Это применимо обычно к пассивному доходу.

Существует компенсация в виде налоговых вычетов при условии уплаты гражданином за границей налогов в казну иностранного государства.

Каждая страна имеет сложную систему сбора процентов в свою казну. На это влияет множество факторов. Например, Украина будет обращать внимание на юрисдикцию того государства, откуда появился инвестор. Некоторые страны ЕС применяют ставку налога в 10%. А Кипр установил налоговую ставку в размере 0%.

Финансовая амнистия

Утечка валюты из России

Существует три источника, подлежащих амнистии:

  1. Неучтенные доходы в крупном размере, находящиеся в национальной экономике.
  2. Получение задолженности от лиц-должников по уплате налогов.
  3. Вывезенный из страны капитал. На сегодняшний день он оценивается в десятки миллиардов долларов в год.

Для России репатриация средств является актуальной темой. Запад активно борется с нелегальным отмыванием денежных средств и в том числе под пристальное внимание попадают крупные российские капиталы.

Даже при условии полной законности, может быть произведен арест или заморозка счетов до выяснения путей получения дохода. Такие жесткие меры стали предпосылками к возвращению вывезенного капитала на родину — в Россию.

Конечно, если он не был получен преступным экономическим путем. В этом случае владельца ждут правовые наказания или условия применения финансовой амнистии. Речь в этом случае не идет о криминальном капитале, полученном преступным путем.

Под амнистию попадают преступления в экономической сфере средней тяжести и нарушающие интересы коммерческих организаций.

Валютная политика России

Россия и движение валют

Одна из составляющих Российской валютной политики — обязанность репатриации выручки от внешней торговли. Это призвано повысить золотовалютный резерв страны и поддержать состояние платежного баланса государства. Следует отметить, что такой вид ограничения используется в 101 стране.

Определяет валютные отношения Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который планируется детализировать для обеспечения более жесткого контроля за участниками процесса репатриации.

Репатриация капиталов в России

В 2005 году впервые в России прошла амнистия капиталов. На тот момент В.В. Путин говорил о размере вывезенных денежных средств в 300 млрд долларов. Удалось вернуть всего 3,7 млрд рублей.

Правила репатриации капиталов в России

Условием амнистии была уплата 13% -ого налога с возвращенной суммы.

Однако, несмотря на российское гражданство и происхождение, многие предприниматели предпочитали оставаться иностранными, причем нужно отметить, что Запад не имел желания расставаться с этим капиталом, так как репатриация создавала для их банков угрозу банкротства.

На фоне всего этого была создана Финансовая полиция для борьбы с коррупцией и нелегальным уходом российского капитала за границу.

Ведомство выполняло три функции:

  • финансовую разведку
  • оперативноразыскную деятельность
  • финансовый контроль

Подобные ведомства существуют во многих странах — Италии, Австрии, Белоруссии, Британии, Сингапуре, Казахстане.

Репатриация валюты в других странах

Движение валюты в странах при репатриации

В 2001 году Италия успешно провела амнистию, вернув на родину примерно 61 млрд долларов. Условия возврата были на выбор — в виде единовременной выплате 2,5% от возвращаемой суммы или покупки акций родных компаний на 12% от этой же суммы.

После такой операции налоговое законодательство резко ужесточило меры. После чего капитал начал уходить в офшоры, чтобы избежать налоговых выплат. Тогда в 2009 году последовала очередная амнистия и тарифный барьер возврата составил всего 6 % денежных средств.

В итоге общая сумма возвращенных капиталов страну составила 95 млрд долларов. Это был несомненный выдающийся успех.

Ирландия в 1998 году смогла вернуть 1,5 млрд долларов. Великобритания в 2007 году всего лишь 400 млн фунтов стерлингов. США за два периода — 2009 и 2011 года возвратила в казну 4,4 млрд долларов.

Читайте также: