Что спрашивают на аттестации госслужащих в налоговой

Опубликовано: 16.05.2024

Model.Article.Title

Аттестация госслужащих позволяет своевременно оценить знания, опыт и качество работы, эффективность служебной деятельности сотрудников. Подробнее об основных сложностях процесса оценки кадров органов государственной и муниципальной власти и о перспективах дальнейшего повышения эффективности работы госслужащих рассказывает проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Александр Сафонов.

Последние два десятилетия в России стремительно меняются социально-экономические условия. Ветер перемен приносит все новые и новые задачи российским органам государственной и муниципальной власти. Для того чтобы их решить, субъекты управления всех уровней вынуждены постоянно повышать эффективность своей деятельности. Результаты работы во многом зависят от профессионализма служащих государственных и муниципальных учреждений.

Аттестация позволяет своевременно оценить знания, опыт и качество работы, эффективность служебной деятельности сотрудников, а также коэффициент достижения ими поставленных задач. Она должна служить лакмусовой бумажкой для выявления сотрудников, не соответствующих занимаемой должности. Однако многие эксперты в открытых источниках отмечают недостаточную эффективность процесса аттестации в силу того, что существующая нормативная правовая база и практика проведения оценки госслужащих не всегда отвечают современным требованиям и постоянно меняющейся реальности.

Подробнее об основных сложностях процесса оценки кадров органов государственной и муниципальной власти и о перспективах дальнейшего повышения эффективности работы госслужащих в интервью журналу «Я кадровик» рассказывает проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Александр САФОНОВ.

– Александр Львович, как Вы считаете, в чем заключаются основные проблемы аттестации госслужащих в России? С чем они связаны?

– Главный вопрос, на который должна ответить аттестация, — это есть или нет у чиновника необходимые для должности компетенции и навыки. И вы знаете, по своему опыту могу сказать следующее: основной недостаток современной отечественной системы аттестации в том, что она проходит формально: от нее практически не зависит карьера госслужащего. В то же время в США, например, госслужащий, не прошедший аттестацию, независимо от отношения к нему его непосредственного начальника будет обязательно либо понижен в должности, либо уволен со службы. Это касается и назначений на более высокий пост. Так что если мы хотим повысить ее эффективность, то необходимо создавать независимый институт аттестации госслужащих, и результаты аттестации должны прямо влиять на карьеру чиновника. Также пока невозможно до конца решить проблему блата в учреждениях государственной службы, поскольку нет специальных защитных механизмов.

– Основную роль в процессе оценки служащих играют эксперты аттестационной комиссии. Какими качествами они должны обладать?

– Это сложный вопрос. Если опираться на сегодняшние требования, то эксперт должен обладать знаниями нормативных актов, регулирующих государственную службу, а также знать предметную область, в которой работает чиновник. А если говорить о более продвинутой модели, то в состав комиссии должны входить и профессиональный психолог, и специалист, способный оценить управленческий потенциал аттестуемого.

– Каких положений не хватает в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», чтобы отбор персонала стал максимально профессиональным и эффективным?

– Думается, что в закон необходимо внести положения о создании независимого института оценки персонала, занятого в органах власти.

– Изменение инструментов оценки госслужащих ведет к необходимости модернизации учебных программ для госслужащих. Какие усовершенствования требуются в этой сфере?

– Изменения в системе дополнительного профессионального образования госслужащих, можно сказать, перезрели. Сегодня система ДПО, которая сформировалась в начале 90-х, не отражает потребности текущего времени.

В среднем ежегодно количество государственных гражданских служащих, проходящих программы ДПО, достигает около 60,5 тысяч человек на федеральном уровне и около 40 тысяч человек из субъектов РФ. Эта цифра значительно ниже норматива, установленного законом, по которому ежегодно должно проходить обучение не менее 33% от численного состава всех государственных гражданских служащих. Как показывают данные Минтруда РФ, например в 2013 году, потребность федеральных органов исполнительной власти в ДПО оставила 133 тысячи человек, а объем финансирования — 1,1 миллиарда рублей. В то же время ежегодно обучается не более 10-15% федеральных государственных гражданских служащих федерального уровня и около 20% государственных гражданских служащих субъектов РФ. А это фактически свидетельствует о неисполнении положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

– В чем же главный недостаток современного процесса дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих?

– В том, что его бизнес-модель может рассматриваться как случайный выбор. Иными словами, несмотря на существующие положения ФЗ-79 и обязательность дополнительного профессионального образования, оно не ведется на системной основе, из-за чего возникает цепочка других недостатков:

  • отбор госслужащих в федеральные органы исполнительной власти для ДПО по принципу «наименьшего зла для рабочего процесса» (охват от 30 до 50% реальной потребности в обучении);
  • зависимость выбора программ ДПО по конкурсу не от качества и актуальности, а от стоимости;
  • зависимость выбора учебных заведений от наличия средств на командировочные расходы;
  • использование неактуальных программ ДПО из числа ранее разработанных для иных целей программ;
  • ведение учебного процесса без участия реальных специалистов;
  • отсутствие у программ развития и связи с научными исследованиями.

Этот ряд можно продолжать бесконечно, однако находить недостатки всегда просто и гораздо сложнее говорить о том, что надо делать.

– А каков, на Ваш взгляд, путь решения этих сложностей?

– Необходимо четко сформировать квалификационные требования к госслужащим. Именно в этих требованиях должны быть отражены основные навыки и компетенции, которыми обязан обладать приходящий на работу в государственные органы власти гражданин.

Основной способ повышения качества ДПО для госслужащих я вижу во внедрении новых методов обучения: дистанционные программы обучения, проектные решения, стажировки, использование симуляторов, проведение командных игр. Подобный опыт с успехом применяется в нашей академии для подготовки высшего управленческого резерва кадров. И именно эти новые форматы дают наивысший эффект.

– Иногда разработка каких-либо новшеств сродни изобретению велосипеда. Не проще ли перенять у зарубежных стран уже имеющийся опыт, позволяющий внести усовершенствования в процесс аттестации?

– Есть много интересных форматов работы, и я думаю, что все они в определенной степени могут эффективно работать и у нас. Но надо понимать, что любая модель опирается на государственные реальности. И сказать, что опыт какой-то конкретной страны стопроцентно подходит нам, было бы преувеличением. И сегодня, благодаря пилотным проектам, запущенным Министерством труда и социальной защиты РФ, у нас появилась возможность выбора своего пути как в сфере оценки деятельности служащих органов государственной и муниципальной власти, так и в плане совершенствования системы государственного управления в целом.

«Надзирание на поступки служителей» (из Генерального регламента от 1720 года):

«Президенты и вице-президенты имеют смотреть, чтоб служители при коллегиях, канцеляриях и конторах должность свою знали; чтоб безбожного жития не имели, также от пития и игры, лжи и обманства удерживали и чтоб в одежде чисто содержались, а в обхождении недерзостно поступали. Буде же увещание и обучение не поможет и надежды ко исправлению не будет, то такого служителя наказать отнятием чина или весьма отставить».

Как отследить дату прохождения аттестации в программе Контур-Персонал Госслужба? Смотрире в программе Контур-Персонал Госслужба!

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


В гостях у журнала Reconomica — налоговый инспектор с 20-летним стажем из Владивостока, Оксана. Она рассказала о своей профессии, трудностях работы и ее преимуществах, а также, как получить эту важную специальность.

Профессия налогового инспектора

Налоговый инспектор — это очень специфичная профессия. В основном, эта работа связана с проведением проверок, ведением документации, анализом оплат налогоплательщиков и, конечно же, применением санкций в случае нарушений.

Данная работа довольно монотонная и однообразная, часто приходится засиживаться допоздна, чтобы успеть выполнить все поставленные задачи. В основном, я работаю с предприятиями и организациями, а вот мои коллеги чаще сталкиваются с обычными гражданами.

Налоговики распределяются по чинам. Существует 1, 2 и 3 ранг. Чем выше ранг, тем серьезнее и солиднее занимаемая должность. У меня 2 ранг, например. Ранг (или класс, как мы его называем) зависит от длительности работы в этой сфере и успешности. Если у человека есть лидерские качества, то он имеет больше шансов для повышения по карьерной лестнице. Некоторые начинают карьеру в небольшом городе, а уже через 10-15 лет становятся налоговиками в краевом центре.

Плюсы и минусы работы в налоговой

Основным плюсом моей профессии считаю ее важность для общества.

Минусов в этой работе тоже немало:

1. Часто работа распределяется неравномерно. В обычные дни обязанностей много, но до конца рабочего дня можно успеть, а в периоды сдачи налоговой отчетности начинается коллапс, потому что работы просто очень много и ты ничего не успеваешь.

2. Никто не любит платить налоги, поэтому люди, приезжающие в налоговую, часто бывают не в духе и грубят. Это оставляет осадок на весь день.

3. От такой работы сложно абстрагироваться и дома. В голове постоянно крутятся отчеты и документация, а со временем работа становится большей частью твоей жизни.

4. Большой минус для здоровья приносит работа в офисе. Ты постоянно сидишь перед компьютером, мало двигаешься, напрягаешь глаза, смотря на экран. У меня уже испортилось зрение и фигура. Часто времени нет даже на обеденный перерыв, желудок тоже не в восторге.

Что касается заработной платы, то с ней все в порядке. Конечно, всегда хочется больше, но все-таки я довольна тем, что есть. На данный момент я зарабатываю 25 тысяч рублей.

Обязанности налогового инспектора

В мои обязанности входит множество различных задач:

1. Нужно следить за соблюдением налогового законодательства, проводить разъяснительные работы.

2. Необходимо проверять всю финансовую документацию предприятий, дела которых я веду, и консультировать всех обратившихся ко мне граждан по вопросам налогов.

3. Больше всего рабочего времени занимает ведение налоговой отчетности — приходится анализировать и собирать гигантский объем информации.

4. Редко, но все же приходится выезжать на проверки. Такие проверки проводятся в случае подозрений о махинациях или если мы уже знаем, что предприятие не выплачивает налоги и нам необходимо определить сумму штрафов.

В общем, я считаю, что налоговый инспектор должен хорошо разбираться в законах, знать Конституцию и другие государственные важные документы. Очень важно быть юридически и финансово подкованным, быть уверенным даже в самых мелких деталях и знать ответы на все вопросы, касающиеся налогообложения.

Уникальность профессии

Поэтому любой налоговый инспектор, в первую очередь, должен обладать такими личностными качествами, как: аналитические способности, кропотливость, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, дотошность, педантичность.

Поскольку налоговый инспектор работает с людьми, одна часть из которых честно платит налоги, понимая свою ответственность перед государством, а другие — не очень, пытаясь государство обмануть, специалист должен знать тонкости психологии, и в соответствии с психологическими особенностями налогоплательщика выбирать тактику общения с ним.

Еще одно качество, которое необходимо специалисту по налогам — высокий порог «неконфликтности». Налоговый инспектор как дипломат должен достигать своих целей не военным путем, а с помощью мирных переговоров. При этом быть готовым к тому, что не всегда консенсус будет достигнут без обид и оскорблений.

Вообще, очень многое в работе налоговика автоматизировано. К примеру, есть АСК НДС. Он позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами. Иными словами, мы можем увидеть, как деньги с 1 счета попадают на пятый. Как правило, отмывание денег ловят именно таким образом. Раньше эту систему использовали как инструмент для работы, однако сейчас одних подозрений от программы достаточно, чтобы возбудить дело.

Человек, занимающийся сбором налогов, может помочь не только своим клиентам, но и себе. Знание права и финансов — одно из самых востребованных в жизни любого современного человека.

Знание всех нюансов налогообложения развивает человека: специалист все время должен «держать в форме» свой интеллект.

Если вспомнить этимологию названия профессии, то можно убедиться в том, что мудрый язык просто выделил важнейшую проблему в профессии: налоговых инспекторов по определению не любят. Надо быть готовым к тому, что встретят человека, который пришел изъять кровно заработанное, хотя бы и его часть, неласково. Быть готовым к таким ситуациям нужно всегда, а это предполагает определенное психологическое напряжение.

И еще одно: профессия достаточно монотонна, поэтому говорить о каком-либо разнообразии не приходится.

Как стать налоговым инспектором

Сегодня же получить профессию налогового инспектора можно в любом экономическим ВУЗе, где имеется специальность «налоги и налогообложение» или «экономическая безопасность».


Центр тестирования при Государственной кадровой службе (ГКС) был создан в 2008 году, основанием явился указ президента от 2007 года для совершенствования кадровой политики и системы мониторинга исполнения закона о государственной службе. Цель создания Центра – совершенствование системы организации прохождения госслужбы, создание эффективного и прозрачного приема и прохождения госслужбы, внедрение единого порядка прохождения тестирования.

О том, кто и как проходит конкурсный отбор, а кто избегает норм закона, в интервью K—News рассказала заведующая Центром тестирования Государственной кадровой службы Садыгуль Алымкулова.

Расскажите о работе Центра тестирования, в чем она заключается?

Раньше при приеме на административные государственные должности применялось бланочное тестирование, и в каждом госоргане оно было своим. Это показало себя с худшей стороны, поскольку присутствовал элемент коррупции. Госорганы сами разрабатывали вопросы, не имея достаточных профессиональных навыков, многие вопросы составлялись некорректно и был некорректный перевод на другой язык. В связи с этим возникла необходимость создания единого центра компьютерного тестирования при поступлении и прохождении государственной службы. Центр тестирования также оказывает услуги при прохождении аттестации и сдачи квалификационного экзамена для получения классного чина. Не так давно тестирование начали сдавать и граждане при поступлении на муниципальную службу, муниципальные служащие также проходят тестирование при прохождении аттестации и сдачи квалификационного экзамена.

Как проходят эти экзамены, и какой результат они приносят?

Мы проводим тестирование по заявке самого государственного органа. Когда в министерстве объявляют конкурс на то или иное вакантное место, они отбирают документы претендентов на соответствие их требованиям. Это первый этап конкурса. Мы подключаемся ко второму этапу, к нам приходят заявки от госоргана с именами и фамилиями конкурсантов. Для них и проводится тест. Они проводятся у нас ежедневно, по понедельникам, вторникам и пятницам здесь, по Бишкеку и Чуйской области, в среду – с северным представительством по Нарыну, Таласу, Иссык-Кулю, в пятницу — с южным представительством по Ошу, Джалал-Абаду и Баткену. У нас есть филиалы в каждом областном центре, и гражданам нет необходимости приезжать в Бишкек, они могут пройти конкурс на местах. Также мы сейчас прорабатываем вопрос открытия новых филиалов, например, в Кара-Куле, Ала-Буке и так далее, чтобы жителям отдаленных районов не нужно было ехать в областной центр.

Я считаю, что результат внедрения конкурсного отбора налицо – значительно сократился уровень коррупции при конкурсном отборе, аттестации, нет субъективного мнения. Улучшилось качество предоставляемых услуг при проведении тестирования, повысилось доверие населения, повысился авторитет государственной службы, граждане сами видят, как проходит тестирование, видят результат сразу, за какие-то доли секунды, а не через несколько месяцев, как это было раньше.

После прохождения теста результаты видны конкурсантам, а также вывешиваются на сайте Государственной кадровой службы. То есть, если на бумаге кто-то и пытается переписать количество баллов, то на сайте это сделать невозможно, и результаты тестирования могут видеть все.

Какие вопросы содержатся в тесте и кто их составляет?

Тест состоит из двух заданий – основной тест и предметный, в каждом тесте по 30 вопросов. В основном тесте содержатся вопросы относительно установленного перечня нормативно-правовых актов, которые должны знать все госслужащие – это Конституция, законы о государственной службе, о декларировании, Трудовой кодекс, инструкция по делопроизводству и так далее. Из практики могу сказать, что большинство не знают Конституцию и закон о госслужбе, именно в той части, где прописаны права и обязанности госслужащих, также многие не знают инструкцию по делопроизводству, которая утверждена постановлением правительства.

Предметный тест формируется из тех нормативных правовых актов, которые по заявке передаются государственным органом. То есть министерство или ведомство прописывает, какие законы должен знать человек, претендующий на должность. Исходя из этого, формируются вопросы.

В какие ведомства самый большой конкурс?

Бывает по-разному, но обычно на одно вакантное место претендуют как минимум по 5 человек. Конечно, бывает больше, например, недавно был конкурс на должность ведущего специалиста Управления инвестиционной политики Министерства финансов, на эту должность претендовали 30 человек. В Министерство энергетики тоже большой конкурс. В Налоговую службу чуть ли не по 50 претендуют на одну должность. Может быть связано с определенной спецификой работы в этих органах. Но конкурс есть конкурс, выигрывает человек, который лучше всех подготовлен и может ответить на вопросы.

Скажите, если конкурс проходит открыто и прозрачно, откуда берется информация о том, что в Центре тестирования можно подкупить сотрудников и набрать нужное количество баллов?

Работа Центра тестирования очень открыта, конкурс проходит абсолютно прозрачно. Конечно, как и при любой работе, есть недовольные граждане, есть люди, которые не согласны со своими результатами. В таких случаях мы показываем им выполненную работу, и тогда они уже сами видят, что ответили неправильно и поэтому не набрали нужные баллы. Бывает, что жалобы поступают выше — в МВД, КГНБ, депутатам, Аппарат президента. Поэтому нужно сначала все выучить, а потом идти на тестирование.

Бывают случаи, когда руководители тех или иных ведомств или депутаты звонят, просят «поддержать» их родственников или протеже на конкурсе. Но очевидно они не очень дружат с информационными технологиями, потому что это просто невозможно. Все ответы фиксируется в компьютере, что-то приписать или дописать невозможно. Помочь конкурсанту можно лишь одним способом – стоять рядом и подсказывать правильные ответы. Но мы не имеем такого права, и специально для того, чтобы конкурсантам не помогали и чтобы они не списывали друг у друга, в кабинетах установлены видеокамеры. Там даже разговаривать между собой нельзя, во время тестирования в зале стоит гробовая тишина.

А на какие должности можно пройти только через конкурс?

Мы охватываем конкурсом претендентов на все административные государственные должности во всех ведомствах, за исключением технического и младшего обслуживающего персонала. Претенденты на административные должности Аппарата Жогорку Кенеша и правительства также должны проходить конкурс, но, сколько существует государство, сколько существует ГКС, сколько существует Центр тестирования, только в этом году впервые прошло тестирование на замещение административных должностей Аппарата Жогорку Кенеша. В Аппарат правительства до сих пор ни разу тестирования не проходили. Наверное, этот вопрос должна рассмотреть соответствующая структура, которая отвечает за исполнение закона.

Если посмотреть на реестр, в Аппарате правительства предусмотрены такие должности, как эксперт, инспектор, референт, но заявки на конкурс на эти должности ни разу не поступали. В Аппарате президента в основном политические должности, на них конкурсы не проводятся. В Аппарате Жогорку Кенеше немного иная классификация должностей, начальник управления входит в высшую группу должностей, также в высшую группу должности включены должности заместителя начальника управления, заведующий отделом, начальник пресс-службы. А в других ведомствах в высшую группу должностей входят должности статс-секретаря, назначение которого также проводится по конкурсу, все претенденты проходят отбор по документам, компьютерное тестирование, практические задания, тестирования на полиграфе, и только потом идут на собеседование. Госкадровая служба совместно с проектом СВЕМ Всемирного Банка разработали стратегию реформирования заработной платы государственных и муниципальных служащих, вместе с ним и реестр государственных и муниципальных должностей, там мы предложили спустить эти должности, потому что должна быть единая иерархия, если мы парламентская республика, это не означает, что там должности должны быть выше, начальник управления – он везде начальник управления, в любом ведомстве.

Если для получения должности нужно проходить конкурс, то, как тогда быть с теми, кто проходит на госслужбу по связям? Ведь такая схема до сих пор существует, и это не секрет…

Возможно, есть такое, что в некоторых министерствах и ведомствах на какие-либо должности назначаются без объявления конкурса, тогда – это обход закона. Потому что по закону все претенденты должны пройти через конкурс.

Также на сегодняшний день в законе о госслужбе есть норма, которая, по моему мнению, показывает лицо наших некоторых политиков. В статье 24 закона сказано, что вне конкурса на должности могут назначаться консультанты и помощники руководителей госорганов и лиц, замещающих политические должности. И вот по этой норме были назначения в аппарат Госналоговой службы, это даже скрывать не нужно, всем это известно, Таможенной службы, руководителей районных структурных подразделений, которые даже по квалификационным требованиям не подходят на эти должности. Мы много раз поднимали этот вопрос, писали, но реакции нет, депутаты и министры тыкают на эту статью, хотя дальше написано, что «при соблюдении квалификационных требований». Недавно депутат Курмантай Абдиев пытался своим законопроектом отменить данную норму, но, к сожалению, коллеги его не поддержали. Новый министр приходит и назначает своего консультанта на ключевые должности, и тут мы уже ничего не можем делать, разбираться должна Генеральная прокуратура, потому что не все назначенные подходят по квалификационным требованиям, а значит, нарушается закон. Естественно, у гражданского сообщества, у простого народа складывается ощущение, что везде коррупция.

У вас ведь еще проходит полиграф-тестирование?

Да, на сегодняшний день в рамках реализации указа президента от 2010 года проводится полиграф-тестирование. Данным указом предусмотрено внедрение тестирования при поступлении в определенные органы – Финполицию, Налоговую службу, Таможенную службу, а также при проведении аттестации, ротации и служебных расследований в этих госорганах. Но на сегодняшний день указ выполняет только Налоговая служба, сотрудники ГСПЭБ (бывший Финпол – K—News) не выполняют указ и не проходят полиграф-тестирование, хотя при назначении на должности в такие госорганы очень велик риск коррупции. То же самое с Таможенной службой. На сегодняшний день проходят полиграф-тестирование все претенденты на любую должность в Госкадровую службу, а также статс-секретари. Недавно при проведении плановой аттестации госслужащие Счетной палаты также прошли полиграф-тестирование. Сам госорган определяет перечень должностей, на которые должны проходить полиграф-тестирование, по идее, это должны быть должности, где высок риск коррупции, там, где непосредственно работа с населением. И статс-секретарь должен знать, кого назначать на такие должности — человека серьезного, который неподвластен коррупционным системам.

А какие вопросы задаются конкурсантам? Спрашиваете о том, берут ли они взятки?

В заявке госоргана должно быть указано, что именно нужно выявить. Исходя из этой заявки, эксперты-полиграфологи разрабатывают вопросы. Конечно, нельзя задавать прямой вопрос «Берете ли вы взятки?». Эксперты работают и составляют вопросы. Например, «Планируете ли вы левый доход на новой должности?». Тестирование проходит не сам человек, а тестируется его память, и человек, отвечая на вопросы, неосознанно говорит правду, все это показывается на мониторе аппарата полиграфа.

Например, по последним данным видно, что люди больше идут в Налоговую службу именно для того, чтобы иметь левый доход. По итогам аттестации сотрудников Налоговой службы видно, что левый доход там больше, чем использование служебных полномочий. Конечно, каждый человек, претендуя на должность, будет говорить, что он самый честный и хороший человек, у него будут все рекомендации, но ведь это никак не проверяется, а полиграф все это показывает. Всю информацию о том, как проходит тестирование, мы размещаем на официальном сайте ГКС.

А итоги полиграф-тестирования как-то учитываются? Были случаи увольнения?

Результаты носят рекомендательный характер, потому что мы следуем Конституции и соблюдаем принцип презумпции невиновности – только суд может определить, виновен человек или нет. Мы же отдаем руководителю госоргана результаты, которые могут ему помочь в принятии того или иного решения, но не более того. Он уже точно определяет, может доверять человеку при назначении его на ту или иную должность.

Нельзя, конечно, говорить, что нужно увольнять только из-за полиграфа, но если вкупе брать результаты всех этапов тестирования, то, наверное, уже можно увидеть полную картину. По информации Счетной палаты, по итогам аттестации служащих, куда входит и компьютерное тестирование, и практическое задание, и полиграф-тестирование, и оценка деятельности госслужащего, и его руководителя, 8 человек были уволены из 132, которые проходили аттестацию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Аттестация госслужащего — это обязательная процедура, позволяющая определить квалификационный уровень специалиста. Проводят ее периодически по правилам, оговоренным законодательством.

  • Вычет за учебу ребенка: документы и правила получения
  • Как расшифровываются категории годности к военной службе
  • Как рассчитать человеко-часы
  • Как проверить, есть ли задолженность по налогам
  • Сокращение рабочего дня при высокой температуре воздуха

О необходимости регулярно проходить аттестацию заявлено в Указе Президента Российской Федерации №110 от 01.02.2005 и Федеральном законе №79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а сама процедура регламентирована Постановлением Правительства РФ №1387 от 09.09.2020. В этих нормах оговаривается периодичность проведения аттестации государственного гражданского служащего, правила ее организации, список необходимых документов и другие детали.

Зачем это нужно

Если сотрудник покажет в ходе аттестации негативные результаты, его или понизят в должности, или даже, при определенных обстоятельствах, освободят от занимаемой должности и уволят с государственной службы.

Кто проходит аттестацию

Проходить аттестацию обязаны все государственные гражданские служащие. Но есть и исключения. Законодательством предусмотрено, что аттестации не подлежат гражданские служащие, которые подпадают под один из критериев:

  • проработали на занимаемой должности менее одного года;
  • достигли 60 лет;
  • беременные женщины;
  • работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • прошли аттестацию менее одного года назад;
  • замещают должности руководителей, помощников и советников, с которыми заключен срочный трудовой контракт (за исключением должностей, назначение на которые производится президентом или правительством).

Частота проведения

На основании законодательства очередная аттестация на государственной гражданской службе проводится раз в три года, а внеочередную организуют до истечения трехлетнего срока с момента последнего оценивания.

Внеочередную проверку проводят по соглашению сторон с учетом годового отчета о результатах профессиональной деятельности служащего. Либо она проводится по инициативе нанимателя в связи с необходимостью сокращения кадрового состава или изменения условий оплаты труда.

Порядок проведения

В государственных структурах вся процедура аттестации государственного служащего прописывается в специальном нормативном акте — положении, порядке, регламенте (в статье мы будем использовать термин «Положение»). Независимо от названия документа, его суть одна — представить полную информацию о графике проверки, аттестационной комиссии, необходимых документах, списке государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации, и иных подробностях.

Для проведения очередной проверки госорган издает приказ по форме, рекомендуемой правительством. Основные моменты, которые в нем прописывают:

  • состав комиссии, сроки и порядок ее работы;
  • график проведения аттестации и списки сотрудников, которые приглашаются на нее;
  • порядок ознакомления с документами каждого аттестуемого;
  • необходимость подготовки и представления в комиссию отзыва об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, материалов, необходимых для работы комиссии;
  • методы оценки профессиональной служебной деятельности;
  • иные подробности.

Приказ о проведении аттестации гражданских служащих

Кого включить в аттестационную комиссию

Порядок и правила формирования аттестационной комиссии подробно описаны в ст. 48 ФЗ №79-ФЗ. Аттестационную комиссию формируют таким образом, чтобы среди ее членов не возникало конфликтов интересов. И в законе отдельно прописано, что происходит, если государственный гражданский служащий, подлежащий аттестации, является членом аттестационной комиссии, — его временно выводят из состава комиссии на время проверки, а затем возвращают полномочия.

При формировании комиссии обязательно учитывать специфику должностных обязанностей служащих, а при необходимости допустимо создавать несколько составов экспертов. Например, аттестация госслужащих, использующих в работе информацию, содержащую государственную тайну, проводится отдельно. Но и членов комиссии обязаны иметь допуск к секретным сведениям нужного уровня.

Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Среди членов — представитель нанимателя, представитель федерального государственного органа по управлению госслужбой, представители образовательных организаций в качестве независимых экспертов. Численность последних должна составлять не менее ¼ от общего числа членов. Все члены аттестационной комиссии имеют равные права при принятии решений.

График проведения проверки

График составляют ежегодно, а утверждает его наниматель. Каждого из аттестуемых следует ознакомить с этим документом не позднее, чем за месяц до проведения проверки.

В график включают следующие сведения:

  • название государственной структуры, подразделения, в которых проводится аттестация;
  • перечень аттестуемых сотрудников;
  • дата, время и место проведения проверки;
  • дата предоставления в комиссию необходимых документов;
  • список ответственных за их предоставление руководителей.

Бланк графика проведения аттестации

График проведения аттестации

Подготовка документов

Абсолютно на каждого служащего, подлежащего аттестации, готовится пакет документов, указанный в положении. Обязательные среди них:

  • аттестационный лист с результатами предыдущей аттестации (допустимо представлять в электронном виде);
  • отзыв об исполнении сотрудниками обязанностей, подписанный руководителями и самим служащим (разрешено представлять в электронном виде);
  • отчеты о проделанной работе;
  • выписка из личного дела с информацией о специальности, стаже службы, включении в кадровый резерв государственного органа, наличии поощрений и награждений, имеющихся дисциплинарных взысканиях, иными важными сведениями. Этот документ готовит кадровая служба.

Отзыв об исполнении служащим обязанностей готовят и передают в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до даты проверки.

Бланк аттестационного листа

Аттестационный лист

Бланк отзыва об аттестуемом служащем


Как проходит процедура

Не менее чем за неделю до планируемой аттестации работник кадровой службы обязан ознакомить каждого подлежащего аттестации государственного гражданского служащего с подготовленным для передачи в комиссию отзывом об исполнении им должностных обязанностей. Если аттестуемый не согласен с отзывом, он вправе подать заявление о несогласии или пояснительную записку на отзыв и подготовить дополнительные сведения, подтверждающие успешную службу.

Во время проверки знаний служащего приглашают в специально выделенное помещение к аттестационной комиссии, которая изучает предоставленные документы и вправе проводить тестирования, опросы, собеседования и другие процедуры, позволяющие определить квалификационный уровень сотрудника. Все эти детали закрепляют в Положении и приказе.

Если сотрудник не явился, то мероприятие перенесут. Но надо понимать, каковы последствия, если гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины, — минимум дисциплинарное взыскание в виде замечания на основании ст. 57 ФЗ №79-ФЗ.

Варианты принятых решений

Порядок и сроки оглашения решений аттестационной комиссии рекомендуется закрепить в Положении. Для оформления решений используют следующие формулировки:

  • соответствует занимаемой должности;
  • соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  • не соответствует занимаемой должности.

Все результаты принимают открытым голосованием, а затем вносят в протокол заседания комиссии. При вынесении решения рекомендуется обосновать его и предложить меры по улучшению результатов аттестации.

Бланк протокола заседания комиссии


Аттестационный лист предоставляют гражданскому служащему для ознакомления под подпись и затем хранят в его личном деле вместе с отзывом о выполнении обязанностей и отчетом о работе.

Не позднее чем через 7 дней после проведения проверки государственных гражданских служащих ее итоги передают представителю нанимателя, который в течение 30 дней издает правовой акт государственного органа с решениями относительно аттестованных гражданских служащих. Используя уже имеющиеся формулировки, по результатам аттестации гражданского служащего могут быть приняты решения следующего плана:

  • о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • о направлении гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации;
  • о понижении гражданского служащего в должности гражданской службы.

По трудовому законодательству уволить сотрудника с гражданской службы по итогам аттестации нельзя. Но если он отказывается от понижения в должности, повышения квалификации или переподготовки, работодатель вправе отстранить его от должности и уволить с гражданской службы (п. 17 ст. 48 ФЗ №79-ФЗ).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести аттестацию гражданских служащих. Используйте эти инструкции бесплатно.

Обжалование результатов

При несогласии с результатами или решением, принятым по итогу проверки, сотрудник вправе обжаловать эти результаты (п. 18 ст. 48 ФЗ №79-ФЗ) путем открытия трудового спора или в судебном порядке.


Налоговая инспекция считается престижным местом работы. Так и есть на самом деле. Гражданская служба хороша не только дополнительными привилегиями, но и высоким пенсионным обеспечением в перспективе. Привлекательность налоговой объясняется также стабильностью и надежностью этого места работы. Просчитанная на годы вперёд карьера, регулярные выплаты зарплаты и отличное премирование — все в комплексе дает сотруднику уверенность в завтрашнем дне. «Туда нереально попасть!» — скажете вы. На самом деле возможности всегда открыты, особенно если вы не претендуете сразу на руководящую должность, а готовы начинать с низов.

Собеседование в налоговой: что нужно знать

Первое и основное, о чем нужно знать, это тот факт, что на любую, даже самую скромную позицию в налоговую инспекцию, проводится конкурс. Официальная процедура, которая принята в государственных структурах. Поэтому просто прислать резюме в отдел кадров и ждать ответа, не получится.

В каком порядке действовать? Сначала нужно подать документы на открытую вакансию, на которую уже объявлен конкурс. В пакет входят следующие официальные бумаги:

  • Заявление от соискателя;
  • Анкета с фото 4*6 по утвержденной официальной форме;
  • Паспорт, точнее его копия;
  • Документы, свидетельствующие о профессиональных навыках (диплом, трудовая, сертификаты);
  • Медицинские справки о прохождении освидетельствования у психиатра, нарколога, невролога.
  • Автобиография.


Важная деталь: документы в копиях заверяются по месту работы в отделе кадров печатью организации или нотариально.

Времени на сбор всего пакета предостаточно. С момента открытия вакансии бумаги можно сдать в кадровую службу ФНС в течение 21 дня.

Анализ документов кандидатов — это первый этап отбора. Их рассматривают на соответствие требованиям вакансии. Потом лучших уведомляют об участии во втором этапе. Происходит это не менее, чем за 15 дней до личного собеседования с соискателем должности. Таковы требования Закона о государственной службе.

Подать свои документы формально может каждый. Но помните о том, что если у вас не соответствует образование или опыт работы, то выдержать заочный конкурс с теми, у кого за спиной академии госслужбы, специальные юридические вузы и должности в чиновничьих структурах, будет невозможно.

Что спрашивают в налоговой на собеседовании

До вопросов с комиссией, в которую будет входить потенциальный руководитель и группа экспертов, надо еще пройти тестирование по специальности. Традиционный опросный лист состоит из 25 вопросов по законодательству с акцентом на тему налогов. Нужно знать режимы, нормы, сроки платежей, стандарты оформления деклараций как физических, так и юридических лиц.


Количество ошибок на испытании не должно превышать 7 пунктов. Кандидаты, которые допустили больше, автоматически отбраковываются комиссией. Также нужно помнить, что вы проходите конкурс. Если найдется кандидат, который сделал не 7, а 6 или 5 промахов, то он будет иметь приоритет.

Если вы не прокололись на тесте, который проводится зачастую на компьютере, а результат выдается сразу, то вы переходите на следующий этап — личного собеседования.

О чем будут спрашивать? От профессиональных нюансов до обычных разговоров о жизни, семье, личных приоритетах. Не избежать интереса к прежним местам работы и причинах их оставления. Это классика жанра, обычно такие вопросы задают и на государственной службе, и в коммерции.

Комиссия может вернуться и к законодательству. Погонять соискателя по особенностям налогов и сборов. Но здесь в ход пойдут не только общие вопросы, но и частные, сложные случаи. Так что готовиться по теории придется серьезно.

Как пройти собеседование в налоговую инспекцию

Универсального решения быть не может. Инспекций много, свое подразделение в каждом районе. Это значит, как минимум на этапе финального личного собеседования все будет не так, как в другом месте. Начальники разные, вопросы они задают тоже отличающиеся друг от друга.

Но, в целом, есть несколько краеугольных камней успешного трудоустройства в налоговую, которые лучше соблюдать.

  • Больше шансов у тех кандидатов, которые специально обучались основам государственной службы, юриспруденции или непосредственно налогам и праву. Специализированное образование изначально ценится. Тех сотрудников, которые не имеют нужной «корочки», отправляют на второе высшее. Но сначала нужно попасть в штат, а с дипломом математика, инженера или филолога это немного сложнее.
  • Грамотный сбор документов на конкурс. Не пренебрегайте этим этапом, потому что ошибки в заполнении бумаг могут стать причиной отклонения вашего заявления. Будьте внимательны и скрупулезны. Сверяйтесь с образцами на сайте инспекции. А еще лучше — дайте проверить пакет документов опытному чиновнику.
  • Основательная теоретическая подготовка по законодательству. Налоговый Кодекс России должен отскакивать от зубов, как и основные законодательные разделы гражданского права. Учите и стремитесь ответить на 100% вопросов. Такое качественное прохождение тесты еще больше улучшает ваши шансы получить заветную должность.
  • Соблюдение правил дресс-кода. Налоговые инспекторы носят форму и любят строгость во всем. Вы пока только к ней стремитесь, а это значит, что нужно показать максимальную аккуратность в одежде. Идеально — белый верх, черный низ.
  • Подчеркнуто официальный внешний вид. Помимо одежды, нужно сделать классическую прическу: гладкий хвост, зачесанную назад стрижку. Никакой яркой косметики и маникюра со стразами. Нюдовые тона макияжа и прозрачный лак.
  • Вежливость и корректность в общении. Даже если вас попытаются вывести из равновесия. Покажите, что быстро освоите основы профессиональной этики. Инспектор часто работает в стрессовой ситуации.

Наши советы носят общий характер. Ситуации с трудоустройством всегда индивидуальны. Но самых распространенных ошибок с этими рекомендациями вы избежите.

Читайте также: