Налог на рекламу отменен в 2005 году

Опубликовано: 17.05.2024

Содержание

  1. Законодательная база
  2. Основные понятия в рекламной деятельности
  3. Кто обязан платить налог на рекламу
  4. На какую сумму начисляется налог
  5. Как рассчитать сумму налога
  6. Какую ответственность влекут налоговые нарушения

Без эффективного продвижения сложно представить успешный бизнес. Но сегодня и сама реклама является отдельным видом предпринимательства, которая приносит немалый доход. Несмотря но то, что налог на рекламу не платится в РФ с 2005 года, существуют ситуации, когда он собирается под другим названием, например, налог на прибыль.

Законодательная база

После вывода налогов за рекламу из федерального ведения полномочия по их сборам были переданы в местные органы власти.

Местное самоуправление при начислении выплат должно руководствоваться основными положениями закона «О рекламе» (№108-ФЗ), а также Налоговым Кодексом РФ.

Ставка налога на рекламу утверждена в ФЗ № 2118, она составляет 5%, что предполагает получение стабильной прибыли на уровне местного бюджета. Поэтому для уплаты налога следует руководствоваться местным законодательством. Если у предприятия существуют филиалы, расположенные в различных населенных пунктах, и там проводятся рекламные акции, налог на рекламу может быть различным.

Основные понятия в рекламной деятельности

В ФЗ № 38 подробно описан понятийный аппарат рекламной деятельности.

Рекламой считается любая информация, распространяющаяся любым способом и предназначенная для неопределенного круга лиц.

Объект рекламы – продукт или услуга, на которые направлено продвижение:

  • Рекламодатель – производитель или реализатор товара, определяющий объект продвижения и несущий расходы на рекламные мероприятия.
  • Рекламораспространитель – лицо или предприятие, разработавшее и размещающее рекламную информацию по заказу.
  • Потребитель рекламы – лицо или группа лиц, внимание которых привлекается в процессе проведения рекламных мероприятий.
  • Целевая группа – аудитория, на которую направлено распространение рекламной информации в различных видах.
  • Социальная реклама – распространяемая любым способом информация, которая адресована неопределенному кругу лиц, и предназначенная для достижения благотворительных или социальных целей.

К рекламной информации не относятся некоторые данные, представленные в публичной форме:

  • правила обслуживания;
  • информация о режиме работы учреждения;
  • объявления о смене местоположения и времени работы;
  • надписи, предназначенные для предупреждения или запрещения.

Кроме того, рекламной информацией не считаются государственные уведомления.

Кто обязан платить налог на рекламу

Лица или предприятия любой формы собственности, проводящие рекламные мероприятия, должны отчислять налог на рекламу.

При этом действия подпадают под следующие параметры:

  • товар, который рекламируется, должен быть собственностью рекламодателя;
  • предприниматель, для которого разработана реклама, должен иметь регистрацию на территории РФ.

Обязательной является уплата налога и для иностранных граждан, которые осуществляют свою деятельность на территории, относящейся к юрисдикции РФ.

Существует перечень организаций, освобожденных от начисления налоговых выплат за рекламную деятельность:

  • политические организации, агитация не относится к рекламным мероприятиям;
  • физические лица, продвигающие услуги при отсутствии целей извлечения прибыли;
  • благотворительные фонды, которые не занимаются деятельностью, направленной на получение прибыли;
  • центры адаптации и реабилитации, помогающие людям на безвозмездной основе.

В качестве плательщика может выступать не само предприятие или лицо, а рекламная компания. В таком случае к гонорару добавляется сумма для выплаты налога.

На какую сумму начисляется налог

В качестве налоговой базы принимается сумма расходов предприятия на рекламную деятельность, которая прописана в законе.

Затратами на продвижение продукции или услуги считаются:

  • средства, которые были потрачены на проектирование и размещение рекламы, при этом продвижение было заказано у специалистов;
  • сумма, вложенная в разработку рекламной продукции самим собственником (закупка материалов, применение техники);
  • спонсорские расходы (вложение средств других организаций).

К материалам, имеющим рекламное назначение, относятся:

  • баннеры, щиты;
  • наклейки;
  • плакаты, афиши;
  • флаеры;
  • любые носители информации о товаре.

Чтобы рекламировать товар с помощью наружных носителей, фирма должна получить разрешение у местных властей, которое необходимо оплатить. Иногда при установке наружной рекламы предприятию приходится платить за использование конструктивных элементов зданий. При составлении договора на использование отношения по аренде не применяются.

Средства, затраченные на наружную рекламу, включаются в сумму расходов на рекламу. В сумме, облагаемой налогом, учитывается оплата труда и амортизация техники.

В законе предусмотрена возможность размещения рекламной информации на транспорте. Требования к рекламному продукту установлены отдельными нормативными актами (Инструкция в Приложении к приказу МВД № 410). Поскольку транспорт не является стационарным носителем, то расходы на размещение рекламных изображений относятся к нормируемым.

Многие предприятия в последнее время распространяют специальные наклейки с логотипом компании. Владельцам автомобиля предлагается поместить стикер на транспортное средство в обмен на скидки. В сумму расходов на продвижение включаются не только средства, затраченные на изготовление наклеек, но и средства, предназначенные для стимулирования размещения стикеров. То есть расходы, связанные со скидками.

Самым распространенным способом продвижения продукции является реклама в СМИ. Расходы на размещение рекламных объявлений снижают налогооблагаемую прибыль. НДС, уплаченный за выставление рекламы, принимается к вычету в полном объеме.

Но часто предприниматели приобретают отсроченную рекламу, то есть размещена она будет по истечении некоторого времени. В таком случае расходы для налога будут учитываться только тогда, когда объявление будет размещено.

Фирмы часто организуют сами или принимают участие в выставках и акциях. Этот способ продвижения при непосредственном контакте с потенциальным клиентом является одним из наиболее эффективных.

Организации предлагают посетителям выставки канцелярские принадлежности с логотипами компании. Средства, затраченные на изготовление и распространение фирменных сувениров, относятся к рекламным расходам. Они учитываются при начислении налога на прибыль. Стоимость бесплатно распространяемых принадлежностей облагается НДС.

Все другие расходы, связанные с организацией, проведением выставки, арендой помещений, охраной, позиционируются как ненормируемые расходы.

Существует несколько пунктов расходов при продвижении товаров, которые не облагаются налогом:

  • средства, внесенные за разрешение на проведение рекламных мероприятий;
  • суммы, потраченные на оповещение о проведении маркетингового мероприятия.

Не считается рекламной акцией вывеска с названием фирмы, режимом работы, номерами телефона и адресом. К не рекламным материалам относится рассылка информации фирмой своим постоянным клиентам. Поскольку круг лиц, которым отправляются уведомления, считается определенным, то есть ранее заказывавшим товар у предприятия, то это является офертой.

Как рассчитать сумму налога

Порядок начисления аналогичен расчетам по другим налоговым сборам.

Для этого нужно базу налога помножить на ставку, составляющую 5%. Сведения для расчета берутся из расходной статьи бухгалтерии. НДС не включается в потраченные на рекламу средства.

Начисление налога зависит от того, кто осуществляет рекламные мероприятия. Возможны два варианта:

  1. мероприятиями по разработке и продвижению занимается специализированная компания с получением оплаты. Налог будет исчисляться из суммы, вложенной в рекламную кампанию;
  2. продвижение товара осуществляет сам предприниматель. В этом случае необходимо подсчитать затраты на материалы, технику, выплаты работникам. Из полученной суммы в налоговую следует передать 5%.

При расчете в валюте нужно перевести всю сумму в рубли. Срок оплаты налогового сбора устанавливается законодательно на местном уровне. Чаще всего налог на продвижение юридическими лицами оплачивается за квартал, а физическими – за год, но не позже, чем 20-е число месяца, следующего за отчетным.

Какую ответственность влекут налоговые нарушения

В перечень нарушений, которые считаются юридически значимыми в отношении налога на рекламу, включены следующие пункты:

  • некорректное исчисление налоговой суммы, и, как результат, возникновение недоимки;
  • бухгалтерская ошибка, результатом которой является переплата;
  • несвоевременная уплата налогов;
  • несоблюдение сроков подачи отчетности;
  • непредоставление декларации.

При выявлении ошибок предпринимателю дается 10 дней на коррекцию и предоставление правильных сведений. В противном случае переплата не будет возвращена, а на недоимку станут начислять пени.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на рекламу

Курбангалеева О.А.
главный бухгалтер ООО «Экоскан»

Вопрос о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу неоднократно обсуждался на страницах нашего журнала. Этой статьей мы завершаем цикл публикаций, посвященных данному налогу, — с 1 января 2005 года налог на рекламу отменен.

С 1 января 2005 года налог на рекламу отменен, а Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон № 2118-1), подпунктом «з» пункта 1 статьи 21 которого был установлен этот налог, утратил силу в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах». Как и в любой другой переходный период, у налогоплательщиков могут возникнуть вопросы, связанные с завершением расчетов по этому налогу. Рассмотрим самые типичные из них.

Оплата в 2004 году, а оказание услуг в 2005-м

Вспомним определение рекламы, приведенное в Федеральном законе от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе». Как сказано в статье 2 этого закона, реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Из определения следует, что информация становится рекламной только при распространении. Когда нужно начислить налог на рекламу? Как сказано в подпункте «з» пункта 1 статьи 21 Закона № 2118-1, налогом на рекламу облагается стоимость услуг по рекламе. Стоимость услуг в момент их оказания признается в составе расходов в бухгалтерском учете. Это следует из пункта 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Именно в этот момент начисляется налог на рекламу. Напомним, что в соответствии с пунктом 3 ПБУ 10/99 предварительная оплата не признается расходом организации, поэтому при ее перечислении налог на рекламу не начисляется.

Например, если реклама появилась на страницах газет и журналов в декабре 2004 года, организация должна рассчитать налог на рекламу по ставке не менее 5% от стоимости услуг рекламного агентства без учета НДС и перечислить его в бюджет. Так как в этом случае расходы на рекламные услуги будут признаны в декабре 2004 года. Если организация разместит рекламу только в январе 2005 года, платить налог на рекламу ей не придется в связи с тем, что рекламные расходы будут признаны в бухгалтерском учете после отмены налога.

Здесь есть один нюанс. Как известно, в печатных изданиях дата подписания номера в печать и дата выхода в свет (то есть дата выхода номера из типографии) обычно не совпадают. Нужно ли платить налог на рекламу, если номер подписан в печать, например, 30 декабря, а тираж отпечатан 3 января? Как уже упоминалось, информация становится рекламной при ее распространении. Поскольку печатное издание может быть распространено только после того, как будет напечатано (а это произойдет уже после отмены налога), платить налог на рекламу в данном случае не нужно.

Возможна и другая ситуация. Например, первый номер 2005 года подписан в печать и вышел из типографии еще в декабре 2004-го. Уплачивается ли в данном случае налог на рекламу? Да, так как информация стала рекламной в период действия налога. А время, когда экземпляры журнала будут фактически распространены, значения не имеет.

ПРИМЕР 1

В ноябре 2004 года ЗАО «Стентфорд», расположенное в Москве, перечислило рекламному агентству стопроцентную предоплату в размере 42 480 руб., в том числе НДС 18% — 6480 руб., за размещение рекламной информации в журнале рекламного характера. Журнал выходит один раз в неделю. В декабре 2004 года вышло 5 номеров с рекламным объявлением ЗАО «Стентфорд», а в январе 2005-го — 4 номера.

Налогом на рекламу облагаются только рекламные публикации, размещенные в декабрьских номерах журнала. Стоимость этих объявлений составила:

(42 480 руб. – 6480 руб.) : 9 х 5 = 20 000 руб.

Следовательно, сумма налога на рекламу в IV квартале 2004 года составит:

20 000 руб. х 5% = 1000 руб.

Стоимость рекламных услуг, которая будет признана в январе 2005 года, составляет:

42 480 руб. – 6480 руб. – 20 000 руб. = 16 000 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО «Стентфорд» будут сделаны записи:

в ноябре 2004 года

ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51

— 42 480 руб. — перечислена предоплата рекламному агентству;

в декабре 2004 года

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 20 000 руб. — отражены расходы на публикацию рекламных объявлений в декабре 2004 года;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 3600 руб. (6480 руб. : 9 х 5) — отражена сумма НДС по рекламным публикациям в декабре;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками» КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»

— 23 600 руб. (20 000 руб. + 3600 руб.) — зачтена часть предоплаты;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 3600 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный со стоимости декабрьских публикаций;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на рекламу»

— 1000 руб. — отражена сумма налога на рекламу, начисленная за IV квартал 2004 года;

в январе 2005 года

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками»

— 16 000 руб. — отражены расходы на публикацию рекламных объявлений в январе 2005 года;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

— 2880 руб. (6480 руб. – 3600 руб.) — отражена сумма НДС по рекламным публикациям в январе;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками» КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»

— 18 880 руб. (16 000 руб. + 2880 руб.) — зачтена часть предоплаты;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 2880 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный со стоимости январских публикаций.

Стоимость рекламных объявлений, опубликованных в январе 2005 года, налогом на рекламу облагаться не будет.

Обратите внимание: если услуги по рекламе оказаны в 2004 году, а оплачены в 2005-м, налог на рекламу уплачивается.

Централизованная уплата налога на рекламу

Обсуждать, насколько такой порядок правомерен, в этой статье мы не будем. Рассмотрим лишь ситуацию, когда организация-рекламодатель, выполняя требования местного законодательства об уплате налога через рекламораспространителя, перечислила в 2004 году деньги с учетом суммы налога на рекламу. Услуги же по рекламе фактически будут оказаны в 2005-м. Что делать с налогом на рекламу?

В данном случае излишне уплаченная сумма налога — не что иное, как переплата по договору, которую рекламораспространитель должен или вернуть рекламодателю, или зачесть в счет оплаты будущих услуг.

Оформление витрины

В большинстве местных законов о налоге на рекламу налоговой базой при самостоятельном выполнении рекламы признаются расходы на такое выполнение. Что в данном случае считается рекламными расходами? Сумма уценки переданных на экспозицию образцов. В момент передачи этих образцов на оформление витрины у организации никаких расходов не возникает.

Таким образом, если товары, переданные на оформление витрины, уценены в 2004 году, налог на рекламу платить нужно. Если же товары уценены в 2005-м — налог платить не надо.

ПРИМЕР 2

В декабре 2004 года в магазине одежды «Илиада» в связи с новогодней распродажей витрину оформили собственным товаром. Для этого со склада организации был передан товар на сумму 12 000 руб.

В январе 2005 года по окончании распродажи витрину переоформили. Выставленные на ней образцы полностью потеряли товарный вид, и был издан приказ об их уценке.

В бухгалтерском учете организации были сделаны проводки:

в декабре 2004 года

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары на складе» КРЕДИТ 60

— 12 000 руб. — отражена стоимость товара, поступившего на склад;

ДЕБЕТ 41 субсчет «Товары на витрине» КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на складе»

— 12 000 руб. — отражена стоимость товаров, переданных для оформления витрины;

в январе 2005 года

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 41 субсчет «Товары на витрине»

— 12 000 руб. — отражена уценка товаров.

Налог на рекламу в данном случае не начисляется.

Рекламные буклеты

Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, когда организация признала расходы на их изготовление в бухгалтерском учете. Если расходы признаны в 2004 году, налог на рекламу платить придется, а если в 2005-м — стоимость изготовления рекламных буклетов налогом на рекламу облагаться не будет.

Подведем итоги. Как видим, ответ на вопрос, платить или не платить налог на рекламу, зависит от времени оказания услуг по рекламе и, следовательно, признания расходов на эти услуги в бухгалтерском учете. Если расходы признаны в 2004 году, налог уплачивается, если в 2005-м — платить налог не надо.

В том случае, когда организация сама осуществляет собственную рекламу, вопрос об уплате налога на рекламу решается так. Если расходы на рекламу были признаны в учете в 2004 году, налог уплачивается, а если в 2005-м — не уплачивается.

Напомним, что с 1 января 2005 года в силу вступила новая редакция главы 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Согласно этой главе распространение и (или) размещение наружной рекламы будет облагаться ЕНВД. Также с 1 января 2005 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса — 25.3 «Государственная пошлина». Согласно положениям этой главы за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы, а также за регистрацию средства массовой информации, в том числе рекламного характера, взимается госпошлина.

То, что реклама является во многом двигателем торговли, является аксиомой. Эта деятельность может приносить значительную прибыль, часть которой в виде налога не должна проходить мимо государственного бюджета.

Однако налога под этим названием нет в Налоговом кодексе РФ с начала 2005 года. Несмотря на это, он по-прежнему актуален, но не как налогообложение продвижения результатов предпринимательской деятельности (товаров, работ, услуг), а под другими наименованиями, в случае подпадания рекламной активности под другие налоговые сборы или законы других стран.

Рассмотрим, кто в 2017 году в РФ должен платить налог на рекламу, в каких формах это происходит, как правильно вычислить сумму и сопроводить платеж нужной документацией. Все о налоге на рекламу в современном отечественном бизнесе читайте в этой статье.

Реклама и законы

Главные законодательные акты, которым не должно противоречить местное самоуправление в части принятия норм относительно налога на рекламу:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (в рамках, устанавливающих для каждого налога основные существенные признаки: базу, ставку, плательщиков, льготников, учетный период и др. – для налога на рекламу все они в наличии);
  • Закон Российской Федерации № 108-Ф3 «О рекламе», утвержденный в 1995 году, в который много раз вносились изменения, в частности, самое свежее датируется 2017 годом.

СПРАВКА! На территории г. Москвы уплата налога на рекламу регламентируется Законом № 59 от 21.11.2001 года.

Данный вид налога также кратко упоминается в Федеральном законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где утверждается его ставка.

Примерные рекомендации по вычислению суммы этого налога приводятся в Положении о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, утвержденного Письмом Минфина РФ от 02 июня 1992 года № 04-05-20, ФНС России от 02 июня 1992 года № ИЛ-6-04/176 и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, налогам и ценам от 04 июня 1992 года № 5.1/693.

Все остальные законодательные тонкости прописываются в региональных нормативных актах, поскольку данный налог является местным.

Итак, можно дать следующее определение налогу о рекламе – это местный сбор, берущийся с предпринимателей, в чьи расходные статьи входят траты на продвижение собственной продукции.

Основные категории рекламной деятельности

Осуществление рекламной деятельности – это любая форма донесения информации о своих товарах, услугах, работах и др. продукции до общественности через средства массовой информации (печать, телевидение, радио) или иллюстративные средства (табло, «бегущая строка», вывеска, плакат, афиша и т.п.).

Рекламодатель – это юридическое или физическое лицо, несущее расходы на рекламную деятельность, от чьего имени она осуществляется.

Рекламоизготовитель (распространитель) – лицо или организация, изготовившая (и/или разместившая) рекламную информацию по заказу или поручению рекламодателя.

Рекламный носитель – место и способ размещения рекламы.

Не относятся к рекламе следующие сведения, переведенные в публичную форму:

  • вывески, информирующие о часах работы заведения;
  • любое оформление данных о правилах обслуживания клиентов;
  • оповещения и перемене места, режима работы, контактов или реквизитов организации;
  • государственные уведомления;
  • предупреждающие или запрещающие надписи;
  • другие информационные сообщения.

Кому предстоит платить налог на рекламу, а кому – нет

Плательщиками данного вида налогового платежа являются физические и/или юридические лица любой формы собственности или ведомства, которые осуществляют рекламные действия касательно своей продукции. Деятельность должна отвечать таким критериям:

  • рекламируемая продукция должна находиться в собственности рекламодателя;
  • рекламодатель как предприниматель должен быть зарегистрирован на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если иностранный гражданин зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность на территории под юрисдикцией РФ, налог на рекламу относится к нему в той же степени, что и к гражданам России.

Не платят налог на рекламу:

  • организации, проводящие политические кампании (агитацию формально не относят к рекламной деятельности);
  • лица, чья рекламируемая продукция или услуги продвигаются без цели получения прибыли;
  • центры по реабилитации и адаптации;
  • социальные и благотворительные организации.

К СВЕДЕНИЮ! Плательщиком налога может быть не только сам рекламодатель, но и его комитент – организация, осуществляющая для него рекламную деятельность. В таком случае к сумме оплаты этих услуг по договору добавляются средства в размере налогового платежа. Ответственность же за неуплату или ошибки остается на рекламодателе.

С каких сумм исчисляется данный налог

Налоговой базой этого вида муниципальных платежей является конкретная цифра, обозначающая расходы фирмы (или ИП), отнесенные на рекламную деятельность, обозначенную таковой в законодательстве. Траты, считающиеся рекламными:

  • активы, затраченные на разработку, производство и размещение рекламной продукции, заказанной у рекламоизготовителя и разместителя;
  • финансы, в которые вылилось приобретение материалов и самостоятельное изготовление рекламы или участие в ней;
  • вложение средств в продвижение от другого предпринимателя (организации), то есть помощь спонсоров.

К этим видам трат относятся не только материальные расходы, но и отчисления на амортизацию и оплату наемного труда.

Не входят в налоговую базу по рекламе следующие расходы:

  • внесение платы за разрешение на рекламную кампанию;
  • средства, затраченные на информирование о будущей рекламной акции.

Как вычислить сумму налога на рекламу

Порядок исчисления не отличается от других налоговых сборов: численный показатель налоговой базы нужно умножить на ставку, которая по данному налогу неизменна и составляет 5%. Данные о расходах берутся из бухгалтерского учета. Они списываются как траты, уменьшающие базу по налогу на прибыль, причем некоторые в полной сумме, а отдельные – только в размере 1% от выручки. Из потраченных на рекламу средств исключается НДС.

ВАЖНО! Если оплата за рекламную деятельность производилась не в рублях, а в иностранной валюте, то для исчисления налога нужно произвести переоценку валютных остатков, то есть перевести показатели в рубли по текущему курсу Центробанка РФ.

Сроки уплаты

Тонкости, касающиеся сроков, устанавливаются муниципальным (региональным) законодательством. Обычно период расчета, уплаты и предоставления декларации составляет:

  • для юридических лиц – квартал;
  • для физических лиц – год.

Ответственность за налоговые нарушения

Юридически значимыми нарушениями уплаты налога на рекламу, влекущими за собой ощутимые последствия, могут быть следующие:

  1. Неправильное вычисление суммы налога, в результате чего образуется недоимка.
  2. Ошибка, повлекшая за собой переплату.
  3. Несвоевременное внесение данного платежа.
  4. Непредоставление налоговой декларации или предоставление ее с нарушениями сроков.

В первом и втором случае у предпринимателя есть декада на исправление допущенной неточности, далее насчитываются пени (при недоимке) или излишнюю сумму уже нельзя будет вернуть или перезачесть (при переплате).

30 мая Верховный Суд РФ вынес Определение № 305-ЭС19-4394 по делу об оспаривании ООО «Орион Интернейшнл Евро» требования налоговой инспекции по уплате налога на прибыль из-за перерасчета расходов на рекламу.

В 2017 г. ИФНС № 28 по г. Москве провела выездную проверку общества за период с 2012-го по 2014 г., по итогам которой была доначислена недоимка по налогу на прибыль на общую сумму свыше 14,6 млн руб. Основанием доначисления налога послужил вывод инспекции о нарушении обществом положений п. 4 ст. 264 НК РФ, что выразилось во включении в налоговую базу расходов на рекламу в размере свыше 73 млн руб., превысивших 1% от выручки. По итогам проверки было вынесено решение об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, который отменил оспариваемый документ в части выводов о неправомерном включении затрат по приобретению услуг по приоритетной выкладке товара в торговых залах в состав расходов по налогу на прибыль. Одновременно УФНС России возложило на инспекцию обязанность по перерасчету суммы доначисленного налога.

Во исполнение решения вышестоящего органа ИФНС произвела перерасчет, указав, что оставшиеся расходы в размере 944 тыс. руб. (затраты на производство рекламных материалов для размещения на наземных транспортных средствах) подлежат нормированию для целей налогообложения. С учетом этого инспекция направила обществу требование с предложением уплатить задолженность по налогу на прибыль на сумму 207 тыс. руб. В последующем письме налоговый орган скорректировал указанную сумму до 188 тыс. руб.

После безрезультатного обращения в вышестоящий налоговый орган общество оспорило решение УФНС и требование инспекции об уплате налога в судебном порядке. Арбитражный суд удовлетворил требования заявителя частично, признав требование инспекции недействительным. При этом суд исходил из того, что налогоплательщик по итогам 2012 г. не превысил лимит, предусмотренный п. 4 ст. 264 НК в части расходов на размещение рекламы на транспорте, поэтому такие затраты учитывались в полном объеме в составе расходов. В связи с этим суд счел, что инспекция не пересчитала налог должным образом, и признал ее требование недействительным.

В свою очередь апелляция отменила решение первой инстанции, отказав в удовлетворении требования, а кассация поддержала ее постановление. Суды обеих инстанций сошлись во мнении, что спорные затраты в совокупности с иными нормируемыми расходами на рекламу превышают 1% от полученной выручки, в связи с чем инспекция правомерно направила оспариваемое требование об уплате недоимки. При этом суд округа отметил, что законодатель отличает наружную рекламу от той, что размещена на транспортных средствах в соответствии с Законом о рекламе. Следовательно, троллейбусы, на которых были размещены рекламные баннеры общества, нельзя отнести к наружной рекламе, поэтому затраты на такую рекламу не подпадают под положения абз. 3 п. 4 ст. 264 НК и могут учитываться при налогообложении только в пределах установленного норматива.

Ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, общество обратилось с кассационной жалобой в ВС. После изучения обстоятельств дела № А40-125588/2017 Судебная коллегия по экономическим спорам нашла жалобу обоснованной.

Высшая судебная инстанция подчеркнула, что в п. 4 ст. 264 НК установлен особый порядок признания расходов на рекламу в целях налогообложения. Так, в составе фактически понесенных затрат учитываются расходы на виды рекламы, указанные в абз. 2–4 п. 4 ст. 264 НК. К ненормируемым расходам, в частности, относятся расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов. Затраты же на приобретение (изготовление) призов для победителей розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы нормируются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Как пояснил ВС, воля законодателя не направлена на ограничение возможности учета в составе прибыли расходов на распространение рекламных материалов только в связи с тем, что местом их размещения выступают не стационарные объекты (например, остановочные павильоны наземного общественного транспорта), а транспортные средства. «Такого рода дифференциация возможности вычета затрат не имеет под собой разумного экономического основания и, соответственно, приводит к неравному налогообложению хозяйствующих субъектов», – отмечено в определении Суда.

Кроме того, Верховный Суд пояснил, что Закон о рекламе не содержит определения понятия «наружная реклама», которое могло бы использоваться при налогообложении. Учитывая, что Закон о рекламе не относится к нормативным актам о налогах и сборах и имеет иные цели правового регулирования, установленные в нем различия не должны рассматриваться как имеющие значение для налогообложения прибыли при отсутствии на то прямого волеизъявления законодателя.

В связи с этим Суд счел, что спорные расходы общества в размере 944 тыс. руб. представляют собой затраты на оплату изготовления (нанесения) рекламных баннеров продукции на наземном общественном транспорте. «Изготовленные по заказу общества баннеры были приняты налогоплательщиком к учету в качестве малоценных предметов и могли быть использованы для размещения на любой иной открытой поверхности, что инспекцией по существу не оспаривалось», – указано в документе. ВС также отметил, что налоговый орган не оспаривал экономическую оправданность затрат на рекламу кондитерской продукции, понесенных обществом, заинтересованным в увеличении объема продаж за счет роста потребительского спроса.

С учетом изложенного ВС отменил судебные акты апелляции и кассации, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Руководитель налоговой практики юридической фирмы FiveStonesConsulting, адвокат Екатерина Болдинова полагает, что позиция ВС представляет значительный интерес для налоговых юристов: «Споры относительно рекламных расходов достаточно часто встречаются на практике, поэтому данное определение будет очень часто цитироваться коллегами».

Эксперт напомнила, что расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли делятся на ненормируемые и нормируемые. «Нормируемые расходы принимаются налогоплательщиками в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, поэтому НК четко указывает расходы на рекламу, относящиеся к ненормируемым (расходы на рекламу в СМИ (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационных сетях, при кино- и видеообслуживании; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление стендов и щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших первоначальные качества при экспонировании). Предполагается, что все иные рекламные расходы, не попадающие в этот перечень, являются нормируемыми», – пояснила адвокат.

По мнению Екатерины Болдиновой, решение вопроса о том, относится ли реклама на транспортных средствах к нормируемым расходам или нет, оказалось непростым. «Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика, а апелляция и кассация, напротив, согласились с позицией налогового органа. Судебная коллегия ВС пришла к противоположному выводу, решив, что размещаемая на транспорте реклама также является ненормируемой, как и наружная», – пояснила она.

В свою очередь юрист Антон Алексеев полагает, что вопрос о нормировании или ненормировании расходов на наружную рекламу для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с ч. 4 ст. 264 НК возник давно. «Еще в 2005 г. Минфин издал ряд писем, в которых разъяснял, что реклама, размещенная на транспорте, не относится к наружной, поэтому расходы на такую рекламу учитываются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. В 2006 г. ведомство представило разъяснения относительно рекламы в метрополитене (письмо Минфина России от 20 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/361). В нем указывалось, что расходы на размещение рекламы в метро учитываются при налогообложении прибыли, но в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, так как метро является транспортом», – пояснил он.

Эксперт отметил, что ранее суды в основном поддерживали позицию налоговых органов – ключевым критерием для последних являлась возможность отнесения рекламы к наружной. «ВС снял неоднозначность в вопросе нормирования рекламы на транспорте. При этом он указал, что Закон о рекламе не содержит определение понятия “наружная реклама”, которое могло бы использоваться в целях налогообложения. В качестве аргумента в пользу признания рекламы наружной для целей налогообложения Суд также указал, что рекламные баннеры налогоплательщика, размещенные на транспорте, могли быть использованы и для размещения на любой иной открытой поверхности, помимо общественного транспорта», – заключил Антон Алексеев.

Бухгалтерия Онлайн

Налог на рекламу подлежал уплате в местный бюджет организациями и предпринимателями.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Содержание

  • Определение налога
  • Законные основания
  • Понятие расходов на рекламу:
  • Возникающие нюансы:

Их деятельность должна быть направлена на рекламацию продукции через СМИ или другие информационные источники.

Определение налога ↑

Налог существовал до момента, когда отменен налог на рекламу и имел налогооблагаемую базу для начисления и уплаты обязательств в бюджет.

Налог на рекламу имел объект налогообложения, состоявший в рекламировании продукции через средства массовой информации:

  1. Телевидение в виде рекламных роликов, объявлений. В учет принималось распространение информации по кабельному или спутниковому телевидению.
  2. Печатные издания – газеты, журналы, справочники, буклеты.

-в-справочнике

-в-газете

-в-журнале

-в-буклете

Особой популярностью для рекламирования бренда, товаров, услуг применяется наружная реклама: щиты, вывески, баннеры и прочие виды.

-щит

-вывеска

-баннер

В качестве базы для налогообложения не служили вывески информационного характера, указывающие время работы, места служебного пользования и прочие указатели.

Законные основания ↑

Налог на рекламу относился к местным налогам, ставка которого устанавливалась местными органами власти.

Предельная величина имела ограничение, установленное в пределах 5% от расходов на рекламирование продукции.

Налогоплательщиками являлись предприятия – юридические лица, их филиалы, обособленные подразделения вне зависимости от формы собственности и индивидуальные предприниматели.

Обязанность возникала при обращении к профильным предприятиям за услугами рекламного характера.

С компанией заключался договор с обязательными реквизитами, по окончании работ, услуг заказчик получал акт или накладную.

-(образец)

-

В случае самостоятельного проведения акций налогооблагаемая база не формировалась. База для налогообложения возникала только при полной оплате за услугу, на предоплату налог не начислялся.

Когда отменили налог на рекламу

Рекламная деятельность облагалась налогом до 2005 года.

Другие изменения

После внесения изменений в законодательство было сделана поправка в НК РФ относительно рекламной деятельности предприятий.

Организациям или ИП, которые рекламировали продукцию или бренд, вменялся налог (ЕНВД).

Режим ЕНВД применяется не во всех регионах страны, при отсутствии его применения в месте регистрации налогоплательщика обязанность не возникала.

Если регионом применялся режим налогообложения в вид ЕНВД, рекламодатели автоматически становились плательщиками налога.

У налогоплательщиков возникли сомнения – налог на рекламу отменен или нет, что оставалось невыясненным до момента ввода поправки в НК РФ о возможности добровольного применения ЕНВД.

Понятие расходов на рекламу: ↑

Расходы на рекламу являются затратами, связанными с обычной деятельностью и учитываются в составе прочих при расчете налога на прибыль для юрлиц или подсчете НДФЛ у ИП.

Расходы могут учесть организации и ИП, находящиеся на ОСНО или УСНО. Часть расходов относится к нормируемым, другая часть – к ненормируемым.

Нормируемые

В НК РФ установлен открытый список, определяющий возможность применения нормируемых расходов по рекламе.

Величина, ограниченная ст. 249 НК РФ, составляет 1 % от выручки в периоде расчета. К лимитированным расходам относятся те, которые не поименованы в ненормируемом списке.

Выручка, на основании которой определяется лимит расходов, берется без косвенных налогов – НДС и акцизов.

Если в организации принят дополнительный режим налогообложения – ЕНВД или ПСНО, доходы, полученные от применения другого режима, в учет не принимаются.

В качестве выручки рассматриваются доходы, полученные налогоплательщиком по общему или упрощенному режимам налогообложения.

В случае применения предприятием нормируемых расходов на рекламу возникает вопрос о необходимости нормирования НДС в случае применения вычета по выписанным контрагентами входящим счетам-фактурам.

Списание в расход сумм в величинах процентного отношения к выручке данного периода влечет обязанности нормирования сумм НДС по расходам на рекламу, учитываемых в вычете.

Ненормируемые

Ненормируемые расходы определены законодательством в четком перечне, закрытом для изменения.

Нелимитированные расходы могут списываться на затраты в полном и неограниченном объеме. Единственным препятствием для учета является документальное подтверждение.

При списании расходов необходимо иметь от поставщика:

  • договор с поставщиком услуг или исполнителем работ;
  • акт приемки оказанных услуг;
  • счет-фактуру при наличии в учете контрагента обязанности по начислению НДС;
  • накладную на поставку предметов ТМЦ, если договором определено изготовление материальных ценностей в виде вывески или баннера;
  • платежные документы – чек, приходный кассовый ордер, квитанция, платежное поручение по выписке банка.

--page-001

-поручение

.jpg

-кассовый-ордер

.jpg

Отсутствие документального подтверждения не позволяет списывать расходы на рекламу в учете и налогообложении.

В перечень нелимитированных расходов входят:

  1. Мероприятия, организованные через телекоммуникационные сети или СМИ.
  2. Наружные вывески, световая реклама и прочие виды наружного оповещения о субъекте или продукте.
  3. Акции по выставкам продукции, экспозициям, образцов демонстрационных залов, выпуску буклетов и проведению уценки потерявший первоначальный вид товаров.

Налог на рекламу
Все о налоге на наружную рекламу читайте в статье: налог на рекламу.

Что это такое отложенный налог на платеж смотрите здесь.

При определении целесообразности издания справочников и буклетов с рекламной информацией можно заметить, что все действия, направленные на поднятие деловой репутации или имиджа компании можно считать рекламными целями.

Возникающие нюансы: ↑

В налоговом учете часто возникают ситуации, когда инспекторами ИФНС не принимаются расходы на рекламу.

Определить грань того, являются ли понесенные предприятием затраты экономически обоснованными, достаточно сложно.

Не принимают расходы:

  1. В случае, когда определенный вид действий направлен на конкретный круг лиц.
  2. Отсутствуют подтверждающие документы в полном объеме, которые доказывают обоснованность трат.
  3. Затраты не являются обоснованными, так как не привлекают внимания к субъекту, разместившему информацию или продукту, который он выпускает.

Спорные вопросы можно решать в порядке судебного производства, но только при наличии документального подтверждения расходов.

Если фирма размещает свою рекламу в газету?

Отнесение затрат на публикации в газете к расходам на рекламу является неоднозначным вариантом, когда отменили налог это не упростило вопроса.

Отсутствие точных разъяснений по вопросу в налоговом законодательстве порождает субъективный подход толкования вопроса. Спорность вопроса конкретно обозначилась после публикации Минфином письма от 31.01.2006 г.

Письмо № 03-03-04/1/66 прямо указывает на обязательность пометки при публикациях организаций в периодических изданиях «на правах рекламы».

При отсутствии прямого указания на рекламный характер публикации списать в расходы траты невозможно.

Данный вопрос остается спорным, но может решиться в пользу налогоплательщика судебным путем, поскольку отметка «на правах рекламы» не дает гарантий, что информация является рекламой.

Поскольку вопрос неоднозначен, то необходимо обезопасит действия от претензий контролирующих органов.

Для уверенного указания в расходах трат в периодике на публикации рекламного характера необходимо иметь обязательную ссылку и соблюдать требования ФЗ «О рекламе».

Издания, содержащие менее 40 % информации рекламного характера, должны сопровождать рекламный текст пометкой «на правах рекламы».

Как провести эти расходы по БУ и НУ?

Бухгалтерский учет расходов на рекламу предполагает полное списание сумм при наступлении факта хозяйственной деятельности.

Расходы должны быть обоснованы и экономически оправданы. Факт наступает в момент полного прекращения обязательств по выполнению работ или услуг и их оплаты.

Если договором предусмотрена длительная рекламная компания, например, показ роликов на телевидении несколько раз в течение определенного срока, то в бухучете признаются расходы будущих периодов.

Сумма относится на одноименный счет и списывается в расход равными частями.

В налоговом учете общие данные определяются по календарному году, который является налоговым периодом при расчете налога на прибыль.

При подсчете необходимо учитывать авансовые периоды, в разрезе которых считаются авансовые платежи в бюджет.

Если лимит нормируемых расходов будет превышен в отчетном периоде, а по годовому периоду соответствовать, то организация может заплатить пени.

Допускается частичный учет нормируемых расходов в пропорциональном отношении к лимиту.

Возникшая временная разница позволит уменьшить расходную часть налогооблагаемой базы по прибыли при увеличении выручки в будущих периодах.

В случае неполного использования предоставляемого законодательством лимита остаток неиспользованных сумм можно перенести на следующие периоды налогообложения.

Данная позиция высказана в письме Минфина от 06.11.2009 г. за № 03-07-11/285.

Аудит налога на прибыль
Методика аудита налога на прибыль описана в статье: аудит налога на прибыль.

Как МСФО 12 «Налоги на прибыль» определяет отложенный налог? Читайте здесь.

Формула расчета эффективной ставки налога на прибыль узнайте здесь.

Налог на рекламу был отменен с 2005 года. После отмены налога возникла возможность, в соответствии с НК РФ, учитывать расходы на рекламу при расчете налога на прибыль или налога с доходов физических лиц.

Целесообразность затрат необходимо подтвердить документально. При учете расходов необходимо грамотно подходить к определению величин в соответствии с требованиями НК РФ.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Читайте также: