Налог на прибыль посреднические операции

Опубликовано: 15.05.2024

Посреднические операции и сделки, так часто применяемые в практической деятельности организации, всегда были головной болью бухгалтера. Со вступлением в силу 21 главы НК РФ "Налог на добавленную стоимость" ситуация с НДС более или менее разъяснилась, казалось бы следует ждать аналогичных событий и в отношении других налогов. Однако ситуация развивается по принципу: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Несомненно приятным событием стало применение с 1 января 2002 г. к посредническим операциям и сделкам общепринятой ставки налога на прибыль в размере 24% (вместо повышенной в размере до 43%). Означает ли это, что проблемы с посредничеством в отношении ведения раздельного учета прибыли, полученной от этого вида деятельности, разрешены и организовывать его больше не надо? Частично - да, поскольку отпадает необходимость в сложных расчетах себестоимости посреднических услуг, приводящих на практике к многочисленным ошибкам. Частично - потому, что бухгалтерам все же придется разграничивать обороты по реализации посреднических услуг, что связано с особым порядком учета возмещаемых затрат (а также НДС и налога с продаж).

Как учитывать посредникам возмещаемые расходы

При исполнении поручения по договорам комиссии, поручения или агентирования каждая из сторон осуществляет предпринимательскую деятельность, формируя расходы, связанные с ее осуществлением. В ряде случаев комиссионер (поверенный, агент) может фактически осуществлять расходы за комитента (доверителя или принципала), выступая в качестве организации, через которую осуществляются расчеты между исполнителем (третьим лицом) и заказчиком (комитентом, доверителем, принципалом) услуг. Указанные расходы включаются в состав затрат комитента (доверителя, принципала) и подлежат возмещению комиссионеру (поверенному, агенту), при этом такие расходы не являются ни доходом ни расходом посредника. Подобная позиция всегда поддерживалась как налоговым, так и бухгалтерским законодательством, однако с 1 января 2002 г. законодатель подготовил сюрприз, заложенный в пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, определяющим доходы, которые не учитываются при определении посредниками налоговой базы по налогу на прибыль.

Сначала процитируем норму: при определении налоговой базы не учитываются "средства, поступившие комиссионеру, агенту или иному поверенному по договору комиссии, агентскому договору и (или) другому аналогичному договору в пользу комитента, принципала и (или) иного доверителя, в том числе суммы положительных курсовых разниц по расчетам в иностранной валюте по договорам с поставщиками товарно-материальных ценностей, работ, услуг, заключенным по поручению комитента, принципала и (или) иного доверителя, за исключением сумм вознаграждений и сумм, подлежащих выплате этому комиссионеру, агенту или иному поверенному в счет возмещения произведенных им затрат".

Исходя из указанной нормы закона следует, что суммы возмещаемых посреднику расходов учитываются в целях налогообложения прибыли в том же порядке, что и суммы причитающегося ему вознаграждения, то есть включаются в состав доходов от реализации. В то же время НК РФ не содержит никакой нормы, позволяющей включить указанные суммы в состав расходов посредников. Тем более, что такие расходы изначально осуществляются в пользу комитента, доверителя, принципала и должны быть включены в состав их расходов.

Это означает, что суммы возмещаемых комитентом (принципалом) расходов должны увеличивать налоговую базу комиссионера (агента, поверенного), то есть признаваться доходом (выручкой от реализации) посредника без какой-либо возможности отнести в состав расходов затраты по его получению. Такая странная позиция законодателя противоречит понятию дохода для целей налогообложения, которым признается выручка от реализации товаров, (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. При осуществлении посреднической деятельности, как известно, выручкой посредника является сумма вознаграждения, а выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) формируется у комитента (принципала, доверителя).

Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается внести изменения в порядок определения доходов посредников и исключить из их состава суммы расходов, возмещаемых комитентом, принципалом или иным доверителем, при условии, что они не включены в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного и учитываются в составе расходов комитента, принципала и (или) иного доверителя.

Определение даты реализации при продаже товаров (работ, услуг) через посредника

Действующее законодательство о налогах и сборах связывает дату возникновения дохода в целях налогообложения с датой реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно п.3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода для целей налогообложения признается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Применительно к договорам комиссии (поручения, агентирования) это означает, что в налоговом учете комитента (доверителя, принципала) доход формируется в момент реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) комиссионером (поверенным, агентом). Однако комитент (доверитель, принципал) может узнать о факте получения дохода только после того, как посредник известит его об исполнении поручения.

Если между сторонами заключен договор комиссии, то после исполнения комиссионного поручения комиссионер обязан отчитаться перед комитентом, для чего ему следует составить и передать комитенту отчет. Такая норма прямо предусмотрена ст. 999 ГК РФ. Одновременно время стороны могут согласовать любые другие сроки и периодичность предоставления отчета комиссионера, при этом гражданское законодательство никак не ограничивает такие сроки в отношении договора комиссии (при условии достижения сторонами соглашения по их установлению).

В то же время сроки и периодичность составления отчета могут быть ограничены иными законодательными актами, в том числе действующими в области налогового учета.

Согласно ст. 316 НК РФ в случае если реализация производится через комиссионера, последний обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества. Хотя в данном случае законодатель не использует понятия "отчет", а говорит только об извещении комитента о дате реализации принадлежащего ему имущества, сторонам все же предпочтительнее оговорить именно сроки предоставления отчета, поскольку и в том и в другом случае комиссионеру придется указывать одни и те же данные. В противном случае комиссионеру придется делать двойную работу: сначала извещать комитента о дате реализации и стоимости реализованных товаров или имущественных прав согласно налоговому законодательству, а потом предоставлять отчет в соответствии с граждански законодательством. Кроме того следует иметь в виду, что извещение может понадобиться комитенту только в случае, если договором установлен срок предоставления комиссионером отчета более длительный, чем сроки предоставления им налоговой декларации либо сроки уплаты авансовых платежей по итогам отчетного (налогового) периода.

Такая позиция законодателя, видимо, связана с попыткой заставить налогоплательщика-комитента формировать доход по общему принципу исходя из даты реализации принадлежащих ему товаров (имущественных прав).

Вместе с тем необходимо отметить, что представляется неправомерным ограничение свободы действий сторон по договорам комиссии в отношении трехдневного срока предоставления комиссионером извещения (или отчета), поскольку налоговое законодательство не должно регулировать отношения, предусмотренные гражданским законодательством. Кроме того, Налоговый Кодекс не содержит каких-либо санкций для комиссионера за несвоевременное извещение им комитента о дате и сумме реализации.

Вряд ли налоговые органы смогут предъявить какие-либо претензии и к комитенту, если отчет (извещение) будет предоставлен посредником не в трехдневный, а в пятидневный или иной срок, предусмотренный договором, и позволяющий комитенту своевременно отразить в налоговом учете доходы от реализации, осуществляемой через посредника. По мнению автора в отношении прибыли датой предоставления отчета комиссионера может быть любая дата, ограниченная сроком предоставления налоговой декларации либо датой уплаты авансовых платежей по итогам отчетного (налогового) периода.

Это означает, что комитенту (принципалу) следует иметь отчет посредника в следующие сроки:

-- до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, если комитент (принципал) уплачивает авансовые платежи по итогам отчетного периода;

-- до 15 числа месяца, следующего за отчетным, если комитент (принципал) перешел на уплату ежемесячных авансовых платежей

Несоблюдение указанных сроков приведет к налоговой ошибке в отражении доходов за соответствующий налоговый период, и, как минимум, к начислению пеней (а также к иным претензиям со стороны налоговых органов).

Обращаем внимание читателей, что вытекающий из изложенного выше порядок отражения комитентом выручки от реализации в том отчетном (налоговом) периоде, когда фактически произошла передача права собственности на принадлежавший ему товар (имущественные права), противоречит п. 3 ст. 271 НК РФ в действующей редакции, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии налогоплательщиком-комитентом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату предоставления отчета комиссионера. Следуя указанному алгоритму расчета дохода, комитенту, заключившему договор в иностранной валюте, придется пересчитать доходы в рубли и отразить их на дату предоставления отчета, а не на дату фактической реализации комиссионного товара.

Видимо в данном случае речь идет об ошибке законодателя, тем паче, что Проектом изменений к 25 главе предполагается фразу "доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату предоставления отчета комиссионера (агента)" заменить словами "датой реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера о реализации".

Рассмотренная выше специальная норма в отношении определения даты реализации применяются в соответствии с налоговым законодательством только для комитента и комиссионера, действующих в рамках договора комиссии. Для поверенного и агента налоговое законодательство не определяет трехдневного срока отчета, однако это не говорит о том, что доверителю или принципалу следует определять дату реализации иным способом.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что позволяя комитенту и комиссионеру, действующих по договору комиссии, самостоятельно определять сроки предоставления отчета гражданское законодательство, в отношении договора поручения предусматривает иные нормы предоставления отчета: согласно ст. 974 ГК РФ по исполнении поручения поверенный обязан без промедления представить отчет (с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения). Таким образом поверенный обязан сразу же по исполнении поручения представить доверителю отчет, при этом гражданское законодательство не оставляет права сторонам договора поручения решать этот вопрос иным образом (например, договориться об иных сроках предоставления отчета). Соответственно доверителю для того, чтобы своевременно отразить выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), никакого дополнительного извещения от поверенного не требуется.

Если стороны все же нарушают положения ГК РФ и устанавливают договором поручения иные сроки предоставления поверенным отчета, то в целях исчисления налога на прибыль им придется воспользоваться нормами, предусмотренными для договора комиссии.

Сложнее решается вопрос о дате реализации у принципала при исполнении агентского договора. Согласно п. 1 ст. 1008 ГК РФ гражданское законодательство предоставляет право сторонам решать вопрос о порядке и сроках представления принципалу отчета, при этом налоговое законодательство не определяет специальных сроков в отношении предоставления агентом отчета или какого-либо извещения принципала о дате реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в рамках агентского договора. В то же время вполне очевидно, что налоговые органы попытаются применить по отношению к агентскому договору нормы, аналогичные тем, что предусмотрены договора комиссии. И, хотя напрямую применение таких норм вряд ли допустимо, все же они будут правы, поскольку в отсутствии специальных норм, принципалы будут вынуждены руководствоваться общей нормой, предусматривающей, что датой получения дохода для целей налогообложения признается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), то есть день перехода права собственности. При этом порядок определения даты реализации не должен зависеть ни от вида заключаемого договора, ни от сроков предоставления каких-либо документов посредниками.

По мнению автора установление специальных сроков извещения комитента носит для налогоплательщиком упредительный (поясняющий) характер, внося тем не менее некоторую сумятицу во вполне очевидную общую норму, которая может сама по себе диктовать общий порядок определения даты реализации, не делая без лишней необходимости исключений для отдельных договоров.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что посреднику, действующему по договорам комиссии, поручения или агентирования, следует предоставлять отчеты в сроки, установленные договором, при этом в целях налогообложения сторонам по посредническим договорам рекомендуется устанавливать их с учетом особенностей исчисления налога на прибыль и сроков его уплаты.

К сожалению круг вопросов, касающихся посреднической деятельности и вызывающих некоторое недоумение, которые вероятнее всего станут предметом многочисленных споров с судах, не ограничивается изложенными выше проблемами.

Обратите внимание, что в ранее действующем законодательстве по налогу на прибыль специальный режим налогообложения предусматривался для посреднических договоров, в качестве которых рассматривались только договоры комиссии, поручения и агентирования. В ныне действующей редакции НК РФ законодателем применяется формулировка "договор комиссии, агентскому договор или другой аналогичный договор", при этом используются понятия "комиссионер, агент и (или) иной поверенный" и "комитент, принципал и (или) иной доверитель". Такая формулировка закона позволяет однозначно определить в качестве посреднических действия сторон по договорам комиссии, поручения и агентирования. В то же время законодатель не определяет ни понятия "аналогичный договор", ни порядок проведения аналогии с другими договорами, предусмотренными в ГК РФ.

Поэтому на сегодня остается загадкой, что понимать под "аналогичными договорами" и каким образом проводить аналогию. Особенно остро этот вопрос встанет перед организациями, действующими по договору транспортной экспедиции, порядок налогообложения операций по которому вызывал многочисленные споры в связи с тем, что по сути этот договор является разновидностью агентского. Однако такое положение прямо не закреплено в ГК РФ, что не позволяло ранее причислить действия по такому договору к посредническим операциям и сделкам. Можно ли (или нужно) считать договор транспортной экспедиции в 2002 г. посредническим требует тщательного разбирательства и, быстрее всего, будет решаться в судебном порядке. В данной ситуации налогоплательщиком следует воспользоваться правилом, что все неустранимые сомнения толкуются в их пользу.

Пархачева М.А.
Консалтинговая группа "Экон-Профи"
личный сайт автора: www.econ-profi.ru


Марина Пархачева, Генеральный директор Консалтинговой группы "Экон-Профи"

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Посреднические операции и сделки, так часто применяемые в практической деятельности организации, всегда были головной болью бухгалтера. Со вступлением в силу 21 главы НК РФ "Налог на добавленную стоимость" ситуация с НДС более или менее разъяснилась, казалось бы следует ждать аналогичных событий и в отношении других налогов. Однако ситуация развивается по принципу: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Как учитывать посредникам возмещаемые расходы

При исполнении поручения по договорам комиссии, поручения или агентирования каждая из сторон осуществляет предпринимательскую деятельность, формируя расходы, связанные с ее осуществлением. В ряде случаев комиссионер (поверенный, агент) может фактически осуществлять расходы за комитента (доверителя или принципала), выступая в качестве организации, через которую осуществляются расчеты между исполнителем (третьим лицом) и заказчиком (комитентом, доверителем, принципалом) услуг. Указанные расходы включаются в состав затрат комитента (доверителя, принципала) и подлежат возмещению комитенту (поверенному, агенту), при этом такие расходы не являются ни доходом ни расходом посредника. Подобная позиция всегда поддерживалась как налоговым, так и бухгалтерским законодательством, однако с 1 января 2002 г. законодатель подготовил сюрприз, заложенный в пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, определяющим доходы, которые не учитываются при определении посредниками налоговой базы по налогу на прибыль.

Сначала процитируем норму: при определении налоговой базы не учитываются "средства, поступившие комиссионеру, агенту или иному поверенному по договору комиссии, агентскому договору и (или) другому аналогичному договору в пользу комитента, принципала и (или) иного доверителя, в том числе суммы положительных курсовых разниц по расчетам в иностранной валюте по договорам с поставщиками товарно-материальных ценностей, работ, услуг, заключенным по поручению комитента, принципала и (или) иного доверителя, за исключением сумм вознаграждений и сумм, подлежащих выплате этому комиссионеру, агенту или иному поверенному в счет возмещения произведенных им затрат".

Исходя из указанной нормы закона следует, что суммы возмещаемых посреднику расходов учитываются в целях налогообложения прибыли в том же порядке, что и суммы причитающегося ему вознаграждения, то есть включаются в состав доходов от реализации. В то же время НК РФ не содержит никакой нормы, позволяющей включить указанные суммы в состав расходов посредников. Тем более, что такие расходы изначально осуществляются в пользу комитента, доверителя, принципала и должны быть включены в состав их расходов.

Это означает, что суммы возмещаемых комитентом (принципалом) расходов должны увеличивать налоговую базу комиссионера (агента, поверенного), то есть признаваться доходом (выручкой от реализации) посредника без какой-либо возможности отнести в состав расходов затраты по его получению. Такая странная позиция законодателя противоречит понятию дохода для целей налогообложения, которым признается выручка от реализации товаров, (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. При осуществлении посреднической деятельности, как известно, выручкой посредника является сумма вознаграждения, а выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) формируется у комитента (принципала, доверителя).

Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается внести изменения в порядок определения доходов посредников и исключить из их состава суммы расходов, возмещаемых комитентом, принципалом или иным доверителем, при условии, что они не включены в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного и учитываются в составе расходов комитента, принципала и (или) иного доверителя.

Определение даты реализации при продаже товаров (работ, услуг) через посредника

Действующее законодательство о налогах и сборах связывает дату возникновения дохода в целях налогообложения с датой реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно п.3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода для целей налогообложения признается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Применительно к договорам комиссии (поручения, агентирования) это означает, что в налоговом учете комитента (доверителя, принципала) доход формируется в момент реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) комиссионером (поверенным, агентом). Однако комитент (доверитель, принципал) может узнать о факте получения дохода только после того, как посредник известит его об исполнении поручения.

Если между сторонами заключен договор комиссии, то после исполнения комиссионного поручения комиссионер обязан отчитаться перед комитентом, для чего ему следует составить и передать комитенту отчет. Такая норма прямо предусмотрена ст. 999 ГК РФ. Одновременно время стороны могут согласовать любые другие сроки и периодичность предоставления отчета комиссионера, при этом гражданское законодательство никак не ограничивает такие сроки в отношении договора комиссии (при условии достижения сторонами соглашения по их установлению).

В то же время сроки и периодичность составления отчета могут быть ограничены иными законодательными актами, в том числе действующими в области налогового учета.

Согласно ст. 316 НК РФ в случае если реализация производится через комиссионера, последний обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества. Хотя в данном случае законодатель не использует понятия "отчет", а говорит только об извещении комитента о дате реализации принадлежащего ему имущества, сторонам все же предпочтительнее оговорить именно сроки предоставления отчета, поскольку и в том и в другом случае комиссионеру придется указывать одни и те же данные. В противном случае комиссионеру придется делать двойную работу: сначала извещать комитента о дате реализации и стоимости реализованных товаров или имущественных прав согласно налоговому законодательству, а потом предоставлять отчет в соответствии с граждански законодательством . Кроме того следует иметь в виду, что извещение может понадобиться комитенту только в случае, если договором установлен срок предоставления комиссионером отчета более длительный, чем сроки предоставления им налоговой декларации либо сроки уплаты авансовых платежей по итогам отчетного (налогового) периода .

Такая позиция законодателя, видимо, связана с попыткой заставить налогоплательщика-комитента формировать доход по общему принципу исходя из даты реализации принадлежащих ему товаров (имущественных прав).

Вместе с тем необходимо отметить, что представляется неправомерным ограничение свободы действий сторон по договорам комиссии в отношении трехдневного срока предоставления комиссионером извещения (или отчета), поскольку налоговое законодательство не должно регулировать отношения, предусмотренные гражданским законодательством. Кроме того налоговый Кодекс не содержит каких-либо санкций для комиссионера за несвоевременное извещение им комитента о дате и сумме реализации.

Вряд ли налоговые органы смогут предъявить какие-либо претензии и к комитенту, если отчет (извещение) будет предоставлен посредником не в трехдневный, а в пятидневный или иной срок, предусмотренный договором, и позволяющий комитенту своевременно отразить в налоговом учете доходы от реализации, осуществляемой через посредника. По мнению автора в отношении прибыли датой предоставления отчета комиссионера может быть любая дата, ограниченная сроком предоставления налоговой декларации либо датой уплаты авансовых платежей по итогам отчетного (налогового) периода.

Это означает, что комитенту (принципалу) следует иметь отчет посредника в следующие сроки:

  • до 30 числа месяца , следующего за отчетным периодом, если комитент (принципал) уплачивает авансовые платежи по итогам отчетного периода;
  • до 15 числа месяца , следующего за отчетным, если комитент (принципал) перешел на уплату ежемесячных авансовых платежей
Несоблюдение указанных сроков приведет к налоговой ошибке в отражении доходов за соответствующий налоговый период, и, как минимум, к начислению пеней (а также к иным претензиям со стороны налоговых органов).

Обращаем внимание читателей, что вытекающий из изложенного выше порядок отражения комитентом выручки от реализации в том отчетном (налоговом) периоде, когда фактически произошла передача права собственности на принадлежавший ему товар (имущественные права), противоречит п. 3 ст. 271 НК РФ в действующей редакции, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии налогоплательщиком-комитентом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату предоставления отчета комиссионера. Следуя указанному алгоритму расчета дохода, комитенту, заключившему договор в иностранной валюте, придется пересчитать доходы в рубли и отразить их на дату предоставления отчета, а не на дату фактической реализации комиссионного товара.

Видимо в данном случае речь идет об ошибке законодателя, тем паче, что Проектом изменений к 25 главе предполагается фразу "доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату предоставления отчета комиссионера (агента)" заменить словами "датой реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера о реализации" .

Рассмотренная выше специальная норма в отношении определения даты реализации применяются в соответствии с налоговым законодательством только для комитента и комиссионера, действующих в рамках договора комиссии. Для поверенного и агента налоговое законодательство не определяет трехдневного срока отчета, однако это не говорит о том, что доверителю или принципалу следует определять дату реализации иным способом.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что позволяя комитенту и комиссионеру, действующих по договору комиссии, самостоятельно определять сроки предоставления отчета гражданское законодательство, в отношении договора поручения предусматривает иные нормы предоставления отчета: согласно ст. 974 ГК РФ по исполнении поручения поверенный обязан без промедления представить отчет (с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения). Таким образом поверенный обязан сразу же по исполнении поручения представить доверителю отчет, при этом гражданское законодательство не оставляет права сторонам договора поручения решать этот вопрос иным образом (например, договориться об иных сроках предоставления отчета). Соответственно доверителю для того, чтобы своевременно отразить выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), никакого дополнительного извещения от поверенного не требуется.

Если стороны все же нарушают положения ГК РФ и устанавливают договором поручения иные сроки предоставления поверенным отчета, то в целях исчисления налога на прибыль им придется воспользоваться нормами, предусмотренными для договора комиссии.

Сложнее решается вопрос о дате реализации у принципала при исполнении агентского договора. Согласно п. 1 ст. 1008 ГК РФ гражданское законодательство предоставляет право сторонам решать вопрос о порядке и сроках представления принципалу отчета, при этом налоговое законодательство не определяет специальных сроков в отношении предоставления агентом отчета или какого-либо извещения принципала о дате реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в рамках агентского договора. В то же время вполне очевидно, что налоговые органы попытаются применить по отношению к агентскому договору нормы, аналогичные тем, что предусмотрены договора комиссии. И, хотя напрямую применение таких норм вряд ли допустимо, все же они будут правы, поскольку в отсутствии специальных норм, принципалы будут вынуждены руководствоваться общей нормой, предусматривающей, что датой получения дохода для целей налогообложения признается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), то есть день перехода права собственности. При этом порядок определения даты реализации не должен зависеть ни от вида заключаемого договора, ни от

сроков предоставления каких-либо документов посредниками.

По мнению автора установление специальных сроков извещения комитента носит для налогоплательщиком упредительный (поясняющий) характер, внося тем не менее некоторую сумятицу во вполне очевидную общую норму, которая может сама по себе диктовать общий порядок определения даты реализации, не делая без лишней необходимости исключений для отдельных договоров. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что посреднику, действующему по договорам комиссии, поручения или агентирования, следует предоставлять отчеты в сроки, установленные договором, при этом в целях налогообложения сторонам по посредническим договорам рекомендуется устанавливать их с учетом особенностей исчисления налога на прибыль и сроков его уплаты.

К сожалению круг вопросов, касающихся посреднической деятельности и вызывающих некоторое недоумение, которые вероятнее всего станут предметом многочисленных споров с судах, не ограничивается изложенными выше проблемами.

Обратите внимание, что в ранее действующем законодательстве по налогу на прибыль специальный режим налогообложения предусматривался для посреднических договоров, в качестве которых рассматривались только договоры комиссии, поручения и агентирования. В ныне действующей редакции НК РФ законодателем применяется формулировка "договор комиссии, агентскому договор или другой аналогичный договор", при этом используются понятия "комиссионер, агент и (или) иной поверенный" и "комитент, принципал и (или) иной доверитель". Такая формулировка закона позволяет однозначно определить в качестве посреднических действия сторон по договорам комиссии, поручения и агентирования. В то же время законодатель не определяет ни понятия "аналогичный договор", ни порядок проведения аналогии с другими договорами, предусмотренными в ГК РФ.

Поэтому на сегодня остается загадкой, что понимать под "аналогичными договорами" и каким образом проводить аналогию. Особенно остро этот вопрос встанет перед организациями, действующими по договору транспортной экспедиции, порядок налогообложения операций по которому вызывал многочисленные споры в связи с тем, что по сути этот договор является разновидностью агентского. Однако такое положение прямо не закреплено в ГК РФ, что не позволяло ранее причислить действия по такому договору к посредническим операциям и сделкам. Можно ли (или нужно) считать договор транспортной экспедиции в 2002 г. посредническим требует тщательного разбирательства и, быстрее всего, будет решаться в судебном порядке. В данной ситуации налогоплательщиком следует воспользоваться правилом, что все неустранимые сомнения толкуются в их пользу.

Налогообложение участников договора комиссии имеет свои особенности. При этом и у комитента, и у комиссионера существует много вопросов, касающихся исчисления и уплаты НДС и «прибыльного» налога с суммы комиссионного вознаграждения. К тому же от его вида зависит порядок начисления тех или иных налогов. Кроме того, участники посреднического договора могут применять УСН. Как в этом случае учитывать доходы и расходы, полученные от сделки? Разобраться поможет наша статья.

Немного о самом вознаграждении

Комиссионер является посредником, например, между продавцами товаров и их покупателями, исполнителями работ (услуг) и их заказчиками. Того, кто заключил комиссионный договор с посредником, называют комитентом.

Вознаграждение посредника за исполненное им поручение может быть определено в комиссионном договоре в виде конкретной суммы или разницы между назначенной комитентом ценой и ценой, по которой комиссионер совершил сделку. Кроме того, стороны могут установить величину посреднической платы как процент от суммы договора, заключенного с поставщиком или покупателем товаров (работ, услуг).

Комиссионер действует или от своего имени, но за счет комитента, или только от имени и за счет последнего. При этом если посредник участвует в расчетах с третьими лицами, то покупатели (заказчики) рассчитываются с комиссионером за поставленные товары (работы, услуги), а поставщики получают от него деньги за проданный товар, то есть комитент имеет дело только с комиссионером. В данном случае к посреднику будут поступать суммы комиссионного вознаграждения, возмещения понесенных расходов, а также средства, принадлежащие комитенту, в виде оплаты товаров (работ, услуг).

Удержать свое вознаграждение комиссионер может, когда поступят деньги от покупателя, или при перечислении денежных средств комитенту. В платежном поручении нужно указать, что оплата произведена по договору комиссии с учетом взаимных требований в части причитающегося комиссионного вознаграждения. Если срок перечисления денежных средств комитенту в договоре не установлен, то комиссионер должен рассчитаться с заказчиком посреднических услуг непосредственно после поступления на свой расчетный счет выручки от покупателей.

Комиссионер может и не участвовать в расчетах. В этом случае иметь дело с покупателями или поставщиками по заключенным сделкам придется комитенту, и только от него посредник получит свое вознаграждение.

Обратите внимание: согласовывать суммы вознаграждения стороны могут только с помощью отчета посредника. И это не зависит от того, участвует комиссионер в расчетах с третьими лицами или нет, а в случае его участия в них — имеет он право удерживать свое вознаграждение из денег, поступивших от покупателей, или нет.

Дополнительная выгода от продажи товара (работы, услуги), взятого на комиссию, появляется, когда посредник реализует продукцию дороже, чем предусмотрел комитент, но на выгодных для него условиях. Выгода возможна, когда стороны посреднического соглашения прямо установили, по какой цене комиссионер должен продать товар (работу, услугу) комитента. Если же такой оговорки нет, то выгоду следует рассматривать как комиссионное вознаграждение.

Гражданским законодательством установлено, что если в посредническом договоре не указан порядок распределения дополнительного дохода между сторонами, то величина выгоды делится поровну. При этом дополнительная выгода, которая рассматривается как комиссионное вознаграждение, поровну не делится.

НДС при договоре комиссии

На сумму посреднического вознаграждения и часть дополнительной выгоды комиссионер должен начислить НДС и выставить комитенту счет-фактуру. Считается, что комиссионер полностью выполнил поручение, когда заказчик посреднических услуг принял его отчет. Поэтому документы на вознаграждение следует выставлять одновременно с отчетом. При этом комиссионер регистрирует счет-фактуру в Книге продаж, а комитент — в Книге покупок.

Как известно, налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из дат:

  • на день отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Это же правило касается участников договора комиссии.

Если в посредническом договоре есть оговорка, что комиссионер вправе удерживать свое вознаграждение из поступлений от покупателей, то при получении аванса он получает предоплату и по своему вознаграждению. Нужно ли в этом случае платить НДС? Судьи полагают: если указать в договоре, что услуга считается оказанной только после утверждения отчета комитентом, то посреднику не нужно будет перечислять в бюджет НДС до момента отгрузки товаров. Это объясняется тем, что все полученные им деньги принадлежат комитенту, а значит, никакой предоплаты по вознаграждению нет (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2004 № А19-12348/ 03-43-Ф02-484/04-С1). Таким образом, сторонам договора комиссии рекомендуется четко прописывать момент, когда обязательства посредника считаются исполненными.

Обратите внимание: если комиссионер имеет право удерживать свое вознаграждение из денежных средств покупателей, подлежащих перечислению комитенту, то на сумму НДС составлять отдельное платежное поручение не надо. Пункт 4 статьи 168 Налогового кодекса в этом случае неприменим (письмо Минфина России от 12.04.2007 № 03-07-11/104).

Комиссионер при заключении договора с покупателем товаров (работ, услуг) не должен отдельно выделять сумму дополнительной выгоды. Законодательство этого не предусматривает. Следовательно, если он заключил с третьим лицом сделку на более выгодных условиях, чем указал комитент, то сумма этого вида дохода будет включена в состав цены товаров (работ, услуг) и будет облагаться НДС у комитента. Инспекторы в письме МНС России от 22.07.2003 № ВГ-6-03/807 также разъясняют, что заказчик посреднических услуг должен начислить НДС на стоимость реализованных товаров (работ, услуг) с учетом комиссионного вознаграждения и дополнительной выгоды.

Налог на прибыль для участников сделки

Прибыль комиссионера — это разница между вознаграждением комиссионера, его дополнительной выгодой без учета НДС и затратами на оказание посреднической услуги, включаемыми в ее себестоимость. Посредник должен закрепить в учетной политике для целей налогообложения, где он будет учитывать полученную выгоду: в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. Выбор зависит от того, признаются ли операции, проводимые фирмой, реализацией в соответствии с уставной деятельностью. Такую позицию УФНС России по г. Москве высказало в письме от 17.04.2007 № 20-12/035144. Однако ранее налоговое ведомство высказывало мнение, что выгода посредника не что иное, как безвозмездно переданные комитентом в пользу посредника средства, которые облагаются налогом на прибыль и учитываются в составе внереализационных доходов (письмо Управления МНС России по г. Москве от 11.07.2003 № 26-08/ 38889).

Комитент при расчете налога на прибыль включает в прочие расходы величину основного комиссионного вознаграждения (ст. 264 НК РФ). Дополнительная выгода комиссионера в его расходах не учитывается. Контролирующие органы считают ее безвозмездно переданными денежными средствами. А они, согласно пункту 16 статьи 270 Налогового кодекса, признаются расходами, не учитываемыми в целях налогообложения (письмо Управления МНС России по г. Москве от 11.07.2003 № 26-08/ 38889).

УСН могут применять как комиссионер, так и комитент. Объектом налогообложения по единому налогу можно выбрать доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если «упрощенцем» является комиссионер, то его доходом признается только комиссионное вознаграждение и дополнительная выгода. Деньги, поступившие от заказчика посреднических услуг для исполнения поручения или же от покупателей (поставщиков), предназначенные для комитента, доходом не признаются. На это указали специалисты Минфина России в письме от 20.08.2007 № 03-11-04/ 2/204.

Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то выручку он признает на дату поступления вознаграждения от комитента. В противном случае посредник учитывает доход в тот день, когда покупатели или комитент перечислят деньги, из суммы которых он удержит свое вознаграждение. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан, ведь «упрощенцы» используют кассовый метод, то есть расходы признаются только после их фактической оплаты. На это указывает пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса.

При этом следует обратить внимание, что затраты, понесенные посредником в связи с исполнением поручения, не уменьшают его базу по единому налогу, так как их обязан возместить комитент. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

При определении налоговой базы комитентом, применяющим «упрощенку», в качестве доходов учитываются все поступления, полученные комиссионером от третьих лиц при совершении сделок по договору комиссии, то есть и вознаграждение, и дополнительная выгода комиссионера.

Эксперт «НА» Ж.В. Кузьмина


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Михаил Кобрин

Что такое посредничество

Посредничество — это работа посредника-исполнителя, который решает задачи клиента: заключает сделку, доход от которой получает заказчик. Для оформления посредничества выбирают один из трех договоров.

Договор поручения

Положения договора регулирует гл. 49 ГК РФ. По его условиям поверенный выполняет задачи доверителя. В результате заказчик приобретает права и обязанности, которые указаны в договоре перед третьими лицами.

Заключив сделку, исполнитель незамедлительно передает все полученное по ней доверителю. Заказчик компенсирует расходы, которые сделал поверенный, а также оплачивает его услуги, если это предусмотрено договором.

Так как исполнитель работает от имени доверителя, ему нужна официальная доверенность.

НДС при посреднических операциях

Комиссионный договор

Положения договора комиссии регулирует гл. 51 ГК РФ. Комиссионер — это лицо, которое по поручению заказчика и за его счет заключает сделки купли-продажи с третьими лицами.

Комиссионер работает от своего имени. Поэтому по заключенным сделкам только он несет все права и обязанности. Но права собственности на товары у комиссионера нет.

Договор комиссии является возмездным. Комиссионер предоставит заказчику результат работы в отчете, его сроки и порядок сдачи прописывают в договоре. При принятии отчета заказчик выплачивает вознаграждение.

Так как ответственность по заключенной сделке несет исполнитель, то доверенность от заказчика ему не нужна.

Агентский договор

Регулируется гл. 52 ГК РФ. По договору агент обязуется выполнить те или иные действия, о которых попросит заказчик. Агентский договор объединяет в себе комиссионный договор и договор поручительства. Поэтому по заключенной сделке права и обязанности могут возникать и у исполнителя, и у заказчика. Все зависит от условий договора.

Как и комиссионер, агент также обязан предоставляет заказчику отчет о проделанной работе с приложением документов по сделке.

Посмотрите отличия посреднических договоров в таблице.

Характеристика Поручение Комиссия Агентирование
Кто финансирует сделку Заказчик Заказчик Заказчик
Кто приобретает права и обязанности Заказчик Комиссионер Заказчик / Агент
Предполагается ли вознаграждение по договору Да / Нет Да Да

Выбор вида посреднического договора зависит от ситуации. Договор поручительства стоит заключать для совершения юридически значимых действий: регистрации товарного знака, регистрации имущества и так далее.

Комиссионный договор часто используют в сделках купли-продажи. Покупатель может не знать, что работает с комиссионером, так как исполнитель действует от своего имени.

Сделки по продаже товаров и услуг

Для продажи товаров или услуг заказчика иногда нанимают посредника. Часто для этого используют комиссионный договор, что влияет на учет как посредника, так и заказчика.

Учет НДС у комиссионера

Рассмотрим тонкости учета НДС и порядок выставления счетов-фактур со стороны комиссионера.

Бухгалтерский учет у комиссионера

Содержание договора комиссии определяет правила ведения бухучета, вот основные особенности:

  • первичка, в том числе товарные накладные, счета-фактуры, договоры и прочее выписываются и заключаются от имени комиссионера, так как он действует от своего имени;
  • товары для реализации комиссионер учитывает на специальных забалансовых счетах, так как права собственности на них у него нет;
  • услугу посредника считают исполненной в момент перехода права собственности от продавца к покупателю;
  • доход исполнителя — комиссионное вознаграждение;
  • исполнитель может как участвовать, так и не участвовать в расчетах между продавцом и покупателем. Это зависит от условий договора.

Учет НДС у комиссионера

Торговые компании часто используют договор комиссии при реализации продукции, но учет НДС в этой ситуации вести сложно.

Вознаграждение, полученное по посредническому договору, облагают НДС (ст. 156 НК РФ). Действующая ставка — 20 %. Налогооблагаемая база комиссионера или агента — это его вознаграждение. Момент определения базы — дата направления отчета о проделанной работе заказчику.

Комиссионер может заключить сделку на более выгодных условиях, чем оговаривалось с заказчиком. Тогда, кроме вознаграждения, ему причитается дополнительный бонус, размер которого фиксируется в договоре. Эта премия, как и основное вознаграждение, облагается НДС по ставке 20 %.

Посредник платит НДС с вознаграждения даже тогда, когда оказывает услуги по реализации товаров, которые не облагаются НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Случаи, когда посредник не платит НДС

В большинстве случае посредник платит НДС. Но в п. 2 ст. 156 НК РФ перечислены ситуации, когда платить НДС не нужно:

  • при оказании услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ (п. 1 ст. 149 НК РФ);
  • при реализации медицинских товаров, утвержденных в специальном перечне (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • при оказании ритуальных услуг и работ (пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • при реализации изделий народных художественных промыслов (пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Выставления счетов-фактур у посредника

При продаже товара покупателю комиссионер выставляет ему счет-фактуру (п.3 ст. 168 НК РФ). На основании этого документа покупатель принимает НДС к вычету. Счет-фактуру можно не выставлять, если заказчик не плательщик НДС.

При заполнении комиссионер использует Постановление Правительства РФ № 1137 от 26.12.2011 года. В строке «Продавец» он указывает свое наименование. В строке «Грузоотправитель и его адрес» фиксирует данные организации, со склада которой отправлялся товар. Это может быть сам заказчик или комиссионер. В строке «Грузополучатель и его адрес» посредник указывает наименование и адрес получателя. А в строке «Покупатель» — наименование плательщика.

Комиссионер заполняет два счета-фактуры. Один передает покупателю, а второй оставляет у себя и регистрирует в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. При этом в книгу продаж посредник ничего не записывает.

После этого комиссионер сообщает реквизиты фактуры заказчику. А комитент выставляет посреднику аналогичный счет-фактуру, но со своим номером. Комиссионер регистрирует полученный счет-фактуру в учетном журнале.

Если реализация происходит от имени продавца, а не посредника, то и счет-фактуру выставляет продавец. Доверенному или агенту это делать не нужно.

Учет НДС у комитента

Собственником реализуемого по агентскому или комиссионному договору имущества выступает заказчик-комитент. Следовательно, он и плательщик налога. Налогооблагаемую базу определяют как стоимость реализованных товаров и услуг.

Сложность заключается в моменте возникновения базы по НДС. Ее определяют по дате продажи товаров или услуг. В случае с посредником ориентируйтесь на даты его действий. Следовательно, налоговая база возникает в день реализации комиссионером товаров или получения предоплаты. Узнать эти даты можно из отчета посредника.

Если заказчик не плательщик НДС, то выставлять счет-фактуру покупателю не нужно.

Содержание отчета посредника

Унифицированной формы отчета нет. Поэтому выберите со своим исполнителем любой формат. Главное, чтобы он содержал обязательные реквизиты первичного документа (ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 года):

  • наименование;
  • дату составления;
  • наименование посредника;
  • суть проделанной работы;
  • денежные и натуральные измерители операции;
  • ФИО и должности лиц, ответственных за совершение и оформление операции;
  • подписи вышеназванных лиц.

По НДС от реализации товаров или услуг через посредника нужно отчитываться в те же сроки, в которые вы отчитываетесь по «стандартным» продажам. Поэтому при заключении посреднического договора сразу оговорите сроки получения отчетов от исполнителя. Если комиссионер затянет со сдачей отчета, для вас это не будет оправданием в несвоевременной уплате НДС. Заказчик обязан контролировать сроки получения отчетов.

Выставления счетов-фактур у заказчика

Если реализация товаров происходила от имени заказчика, то он же и выставляет счет-фактуру покупателю. Процедура ничем не отличается от обычной продажи.

Ситуация меняется, если продажа была от имени комиссионера. Придерживайтесь следующего алгоритма:

  • посредник передает заказчику информацию о счете-фактуре, которую он выставил покупателю;
  • заказчик выставляет свой счет-фактуру, его содержание идентично фактуре из первого пункта.

Датируются эти документы одной датой. Содержание документов ничем не отличается друг от друга, кроме номера. Даже «Покупатель» остается тот же. Заказчик делает два счета-фактуры. Один передает комиссионеру, а второй оставляет у себя и регистрирует в журнале и книге продаж.

Вычет по НДС за услуги посредника

Заказчик принимает к вычету НДС, который комиссионер уплатил в составе вознаграждения. Для этого получите от посредника соответствующую счет-фактуру и зарегистрируйте в книге покупок в части 2 журнала учета. При этом заказчик-неплательщик НДС принять налог к вычету не сможет.

Сделки по покупке товаров и услуг

Посреднику можно покупать товары или искать ТМЦ, которые нужны заказчику. В таком случае мы будем наблюдать ситуацию обратную реализации.

Учет НДС у комиссионера

Документооборот происходит в стандартном режиме, если сделку заключают от имени заказчика. Тогда он самостоятельно выставляет покупателю всю первичку.

Но посредник может оформить сделку и от своего имени. В таком случае поставщик выставит все документы на имя комиссионера. Эти бумаги посредник обязательно предоставит заказчику в составе своего отчета.

После покупки посредник выставляет на имя заказчика два вида счетов-фактур:

  • счет-фактуру на приобретенные ТМЦ. Один экземпляр он передает комитенту, а второй оставляет у себя и регистрирует в журнале. В книгу продаж фактуру вносить не нужно;
  • счет-фактуру на свое вознаграждение.

Заказчик принимает к вычету НДС за купленные товары только при наличии следующих документов:

  • счетов-фактур от комиссионера с приложением копий счетов-фактур, которые выставил посреднику продавец;
  • платежных поручений, подтверждающих факт перечисления денег от комитента к комиссионеру и от посредника к продавцу;
  • комиссионного или агентского договора.

Учет НДС у комитента

Заказчик, получив товар и счет-фактуру от комиссионера, регистрирует его в книге покупок и журнале учета счетов-фактур. После этого он принимает НДС к вычету, но при условии, что у него есть счет-фактура от продавца.

Если комитент не является плательщиком НДС, то никакого обмена счетами-фактурами не возникает. Принять выставленный НДС к вычету он не сможет.

Счета-фактуры у посредников, которые не платят НДС

Посредник может работать на упрощенной системе налогообложения и не платить НДС. Это не освобождает его от обязанности выставлять счета-фактуры на проданные товары и услуги. Но выставлять счет-фактуру на свои услуги он не должен, так как не является плательщиком НДС.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет НДС как по «обычным», так и по посредническим операциям. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

В материале ниже речь будет идти только о вопросах налогообложения посреднических операций, которые носят хозяйственный характер, то есть из поля зрения будут исключены комиссия в розничной торговле и операции при участии физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В хозяйственной практике используется обычно три типа посреднических договоров, налогообложение которых несколько различается. Агентский договор (договор коммерческого посредничества, ст. 297 Хозяйственного кодекса) и договор поручения (ст. 1000 Гражданского кодекса Украины) – это договоры, по которым поверенный или агент вступает в правоотношения с третьими лицами от имени своего принципала/доверителя. Разница между ними заключается в том, что агентский договор используется в предпринимательской деятельности, ведь это коммерческое посредничество. А договор поручения применяется в гражданско-правовых отношениях. Третий тип посреднического договора – договор комиссии (ст. 1011 Гражданского кодекса). Его особенность заключается в том, что комиссионер в отношениях с третьими лицами действует от своего имени.

В рамках посреднических договоров посредником (агентом, комиссионером или поверенным) могут осуществляться такие разновидности налогооблагаемых хозяйственных операций:

1. Предоставление услуг посредника и их оплата

По общему правилу облагается налогом на добавленную стоимость осуществленная на территории Украины операция по поставке услуг по правилам налогообложения услуг. Согласно Налоговому кодексу объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков, в частности, по поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со статьей 186 Кодекса (подпункт "б" пункта 185.1 статьи 185 Кодекса).

Базой налогообложения в этом случае является стоимость услуги – агентское или комиссионное вознаграждение, вознаграждение поверенного. Такое вознаграждение может устанавливаться как в фиксированном размере, так и в процентах от суммы реализованного или приобретенного для доверителя товара или услуг. По договору комиссии вознаграждение может удерживаться со средств, полагающихся доверителю.

Важно, что агентский договор оплатный, а размер вознаграждения агента является его существенным условием. Если агент гарантирует перед третьим лицом выполнение обязательств своим принципалом, за это может быть предусмотрено дополнительное вознаграждение.

Так же и комиссионный договор является оплатным, поэтому если договором комиссии размер платы не определен, она выплачивается после выполнения договора комиссии исходя из обычных цен за такие услуги.

В отличие от комиссии и коммерческого посредничества, нормы, регулирующие заключение договора поручения, предусматривают определенную диспозитивность. Поверенный имеет право на плату за выполнение своей обязанности по договору поручения, если иное не установлено договором или законом. Если в договоре поручения не определен размер платы поверенному или порядок ее выплаты, она выплачивается после выполнения поручения в соответствии с обычными ценами на такие услуги. Это означает, что в случае, когда запланированная операция не предусматривает оплаты услуг поверенного, это следует прямо предусмотреть в договоре.

Интересной особенностью агентского договора, которую можно использовать при необходимости субъектам хозяйствования, является то, что агентские отношения могут возникать не только на основании агентского договора, но и учитывая одобрение субъектом хозяйствования, которого представляет коммерческий агент, соглашения, заключенного в интересах этого субъекта агентом без полномочия на его заключение или с превышением предоставленного ему полномочия, что делает такое соглашение действительным с момента его заключения.

Срок уплаты посреднического вознаграждения следует урегулировать договором, иначе агент (комиссионер) будет иметь право на вознаграждение после выполнения обязательств третьим лицом.

Датой возникновения налоговых обязательств по НДС в соответствии с пунктом 187.1 НКУ будет считаться дата первого события, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, произошедших раньше:

а) дата зачисления средств в оплату услуг от комитента/принципала/доверителя;

б) дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг налогоплательщиком.

На указанную дату налогоплательщик должен начислить налоговые обязательства по НДС, составить и зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную.

Налог на прибыль

У комиссионера/агента/поверенного облагается прибыль, полученная от предоставления посреднической услуги, которая определяется (у плательщика налога на прибыль на общих условиях) путем корректировки (увеличения/уменьшения) финрезультата до налогообложения (прибыли/убытка), определенного в финотчетности предприятия-посредника в соответствии с национальными П(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие в соответствии с положениями НК.

Согласно п. 9.1 П(С)БУ 16 "Расходы" платежи по договорам комиссии, агентским соглашениям и прочим аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п. не признаются расходами и не включаются в отчет о финансовых результатах у комиссионера.

Посредническое вознаграждение отражается по кредиту субсчета 703 "Доход от реализации работ и услуг". Учет себестоимости реализованных за отчетный период посреднических (комиссионных) услуг ведется по дебету субсчета 903 "Себестоимость реализованных работ и услуг".

У комитента/принципала/доверителя посредническое вознаграждение относится к расходам на сбыт (п. 1 П(С)БУ 16 "Расходы") и учитывается на счете 93.

2. Движение средств и товаров между сторонами посреднического договора

Как известно, право собственности на товар, переданный от комитента (доверителя) комиссионеру (агенту), остается у комитента, потому комитент (доверитель) не списывает товар с баланса, а делает запись на забалансовых субсчетах: Дт 283 "Товары на комиссии" Кт 281 "Товары на складе" по первоначальной стоимости (п. 5.10 Методрекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина Украины от 10.01.2007 г. № 2), а комиссионер – на забалансовом субсчете 024 "Товары, принятые на комиссию". Что касается средств, то они у комиссионера учитываются на забалансовом счете 025 "Материальные ценности доверителя".

Для агентских договоров и договоров поручения этот вопрос, равно как и изложенные ниже правила относительно НДС, не всегда актуален, поскольку поверенные и коммерческие агенты действуют от имени доверителей/принципалов, поэтому, как правило, движение товара осуществляется непосредственно между доверителем/принципалом и его поставщиком/покупателем. При этом такие операции облагаются налогами по общим правилам, действующим для налогообложения операций по поставке.

Налог на прибыль

Полученные в пользу комитента/доверителя/принципала денежные средства или товары не включаются в доходы посредника, поскольку в соответствии с п. 6.2 П(С)БУ 15 не признаются доходами такие поступления от других лиц, как "сумма поступлений по договору комиссии, агентскому и другому аналогичному договору в пользу комитента, принципала и т. п.". Напомним, что доходами и расходами признаются только те изменения, которые вызвали изменения активов и обязательств налогоплательщика. Так же в доход посредника не включаются полученные от покупателей товара авансы. Кстати, при решении вопроса о неприменении налоговых разниц в порядке п. 134.1.1 в лимит в 20 миллионов гривен годового дохода "транзитные" средства также не включаются.

У комитента/принципала/доверителя доход и расходы возникают на дату реализации товаров или получения средств, о которой он узнает из отчета посредника.

Операции по передаче товаров от доверителя к посреднику по посредническим договорам на продажу и в обратном направлении по договорам на приобретение, если такие операции осуществляются на территории Украины, облагаются НДС (пп. "е" пп. 14.1.191 НКУ и пп. "а" п. 185.1 ст. 185, п. 189.4 ст. 189 Налогового кодекса). Налоговые обязательства возникают по правилу первого события.

То есть, например, у комиссионера при приобретении товара у третьего лица возникает налоговый кредит на основании полученной от продавца налоговой накладной, а при отгрузке товара комитенту – налоговые обязательства по правилу первого события. Соответственно, у комитента налоговые обязательства возникают по операциям по получению товара от комиссионера по правилу первого события.

Но эти правила не работают в договорах комиссии на экспорт или импорт товаров (п. 189.6 НК).

При экспорте в соответствии с п. 200.16 НК право на нулевую ставку НДС и бюджетное возмещение в случае комиссии на экспорт получает только собственник товара – комитент, который должен быть указан в экспортной таможенной декларации как собственник товара. Комиссионное вознаграждение по экспортной комиссии не включается в таможенную стоимость экспортированного товара (п. 200.16 НК), а облагается НДС по ставке 20 %. Комиссионер вообще не отражает в своей декларации по НДС экспортную операцию. Он отражает только поставку комиссионной услуги.

При импорте комиссионер уплачивает импортный НДС и получает право на налоговый кредит. Со временем при поставке товара комитенту у комиссионера возникают налоговые обязательства, а налоговый кредит возникает у комитента.

3. Операции посредника с третьим лицом

Если речь идет о комиссии, то поскольку комиссионер вступает в правоотношения с третьими лицами от своего имени, налогообложение таких операций осуществляется по правилам для соответствующего типа операций – например, поставки товаров или услуг, но с учетом особенностей договоров комиссии на экспорт или импорт. В случаях коммерческого посредничества или поручения движение товаров/услуг происходит обычно непосредственно между доверителем и третьим лицом, ведь применяется обычное налогообложение для соответствующего типа операций.

ТЦО и посредничество

Осторожнее следует относиться к договорам комиссии в ВЭД в аспекте трансфертного ценообразования. Необходимо учитывать, например, что реализация товара нерезиденту через посредника не освобождает от соблюдения правил трансфертного ценообразования при условии, если операция отвечает стоимостному критерию, нерезидент расположен в юрисдикции с низким уровнем налогообложения, а комиссионер не принимает на себя существенных рисков по договору (пп. 39.2.1.7 Налогового кодекса).

Важно учитывать, что оценивая роль комиссионера в операциях, некоторые суды занимают фискальную позицию (см. постановление Киевского апелляционного административного суда от 02.02.2017 г. № 826/4205/16 и постановление Харьковского апелляционного административного суда от 01.02.2017 г. № 816/1528/16). Другие суды придерживаются более лояльного к плательщику мнения (постановление Львовского апелляционного административного суда № 813/3451/16 от 20.03.2017 г.).

Если резидент Украины заключает договор с иностранным посредником, расположенным в определенной юрисдикции, то операции между ними, при условии достижения стоимостного критерия, могут стать контролируемыми, что означает, что размер посреднического вознаграждения должен отвечать правилу "вытянутой руки".

Предоставление посреднических услуг плательщиками единого налога

В случае осуществления плательщиками единого налога посреднической деятельности при определении дохода применяется общая норма п. 292.4 НКУ. В доход "упрощенцев" включается сумма вознаграждения, которое получается посредником (поверенным, агентом, комиссионером). Это означает, что суммы, не являющиеся вознаграждением за посреднические услуги, но поступающие посреднику для выполнения посреднического договора (так называемые "транзитные" суммы), не включаются в его налогооблагаемый доход как с целью обложения единым налогом, так и с целью определения дохода, что дает право находиться на упрощенной системе налогообложения. Также именно этот доход учитывается для определения объема операций, в связи с которым возникает обязанность применения РРО. Фискальная служба подтвердила эту позицию в индивидуальной налоговой консультации (письмо от 16.08.2017 г. № 1633/Б/99-99-13-01-02-14/ІПК).

Для избежания недоразумений полученное вознаграждение должное четко указываться в первичных документах, а также в реквизите "Призначення платежу" платежного поручения.

Важно также учитывать, что закон предусматривает запрет на неденежные расчеты для плательщиков единого налога (п. 291.6 НК), поэтому взаимозачеты вознаграждения посредника с принадлежащими комитенту средствами здесь недопустимы.

Читайте также: