Налог на прибыль казенного учреждения в 2020 году

Опубликовано: 16.05.2024

С 1 января к амортизируемому имуществу будет относиться больше объектов, в пользу налогоплательщиков будут прояснены ситуации, связанные с учетом в доходах курортного сбора и увеличением номинальной стоимости долей участников ООО. Также утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль, порядок ее заполнения и формат представления.

Изменения, связанные с нематериальными активами

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 256 НК РФ, согласно которым с 1 января 2020 года к амортизируемому имуществу будут относиться результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Ранее налоговиков стоимость не интересовала, они обращали внимание на тот факт, что это изначально нематериальные активы (НМА). Списывать затраты на приобретение или создание НМА нужно было только через механизм амортизации. В Письме ФНС РФ от 25.02.2011 N КЕ-4-3/3006 прямо говорится о том, что «стоимость НМА признается в целях налогообложения прибыли через механизм амортизации вне зависимости от стоимости».

С 1 января 2020 года ситуация изменится, и через механизм амортизации НМА будет списываться, как и по основным средствам, интеллектуальная деятельность, в зависимости от срока полезного использования, который превышает 12 месяцев, и первоначальной стоимости более 100 000 руб.

Таким образом, если ранее налоговики выступали категорически против того, чтобы НМА с маленькой стоимостью сразу списывали в расход, то с нового года эта возможность появится, и на стоимость придется обращать внимание, чтобы понять — списывать НМА сразу или через механизм амортизации.

Новое правило амортизации при консервации основных средств

Изменения с 1 января 2020 года затронут те объекты основных средств, которые находятся на консервации. В основном консервацию основных средств на срок более 3-х месяцев используют организации, чья деятельность зависит от сезона. Обычные организации, как правило, к этому не прибегают.

Но если вам предстоит заниматься консервацией в 2020 году, то нужно обязательно знать об изменениях, которые планируются в этом направлении.

Сейчас Письмо Минфина РФ от 06.06.2019 № 03-03-06/2/41359 четко говорит, что «перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, установлен п. 3 ст. 256 НК РФ. При этом указанные положения не предусматривают требования о прекращении начисления амортизации в случае отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества в какой-либо промежуток времени». Срок полезного использования такого основного средства увеличивался на период консервации.

С 1 января 2020 года действует обратное правило. Если основное средство было на консервации, в любом случае срок полезного использования продлеваться не будет. То есть тот срок, который был установлен изначально, консервация никак не продлит, и, соответственно, срок полезного использования истечет тогда, когда он был определен.


Учет первичных бухгалтерских документов, работа со счетами-фактурами, книгами покупок и продаж. Аналитические отчеты и много полезного для бизнеса.

Новые правила перехода с линейного на нелинейный метод

С 1 января 2020 года действует новая редакция п. 1 ст. 259 НК РФ, согласно которой метод начисления амортизации можно менять не чаще одного раза в 5 лет.

Ранее переход был ограничен пятью годами, однако ограничение распространялось только на переход с нелинейного на линейный метод. Теперь не будет разницы, с какого метода и на какой вы осуществляете переход — ограничение в 5 лет будет применяться в обязательном порядке.

Срок исчисляется с момента применения метода. В Письме Минфина РФ от 24.04.2012 № 03-03-10/41 в том числе говорится о том, как исчисляется пятилетний срок: «выбравшие с 1 января 2009 г. нелинейный метод начисления амортизации, установленный ст. 259.2 Кодекса, вправе перейти на линейный метод начисления амортизации не ранее 1 января 2014 г.». Соответственно, по аналогии получается, что если вы с 2020 года будете применять, к примеру, линейный метод, то на другой — нелинейный метод — сможете перейти только в 2025 году.

Перенесение убытков на следующий год

Изменения коснулись отмены 10-летнего срока, в течение которого можно было переносить убытки на последующие годы по налогу на прибыль. Предполагалось, что допустимо пропорционально списывать только 50 %, причем 50 % от налоговой базы, которая получилась по налогу на прибыль по декларации. Это ограничение должно было действовать по 31 декабря 2020 года.

Так, п. 2.1 статьи 283 НК РФ гласит, что «в отчетные (налоговые) периоды, начиная с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года, налоговая база по налогу на прибыль организаций за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %».

Но Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ продлил срок применения этого 50%-го ограничения до 31 декабря 2021 года.

Доход в виде курортного сбора и определение налоговой базы по налогу на прибыль

В отдельных субъектах РФ ряд организаций и ИП, которые предоставляют гостиничные услуги или услуги по обеспечению временного проживания, получают с отдыхающих курортный сбор. До определенного времени Налоговый кодекс не уточнял, должен ли оператор включать полученные суммы сбора в доходы в целях исчисления налога на прибыль.

В Письме ФНС РФ от 12.04.2018 N СД-4-3/6986@ дается разъяснение, что у оператора не возникает дохода, облагаемого налогом на прибыль, так как Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ не предусматривает, что оператор получает экономическую выгоду в связи с выполнением обязанностей по исчислению, взиманию и перечислению курортного сбора.

В Налоговом кодексе появится пп. 9.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде платы курортного сбора, взимаемого операторами.

Доход при увеличении номинальной стоимости доли в ООО

С 1 января 2020 года, согласно новой редакции пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, при увеличении уставного капитала ООО (без изменения доли участия акционера (участника) в этом ООО) разницы между номинальной стоимостью новых и первоначальных долей участника в доходы, облагаемые налогом на прибыль, включаться не будут.

По действующим нормам доходы в виде стоимости дополнительно полученных акционером акций или в виде разницы между стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных при увеличении уставного капитала (без изменения доли участия), и стоимостью первоначальных акций не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Декларация по налогу на прибыль: новая форма

Приказ ФНС РФ от 14.08.2019 N СА-7-21/405@ утвердил не только новую форму декларации по налогу на прибыль, но и порядок ее заполнения, формат представления.

Поскольку новая форма должна быть сдана уже по отчету за 2019 год, важно проверить, есть ли она в бухгалтерской программе, с помощью который вы передаете декларацию налоговикам.

Что изменилось в новой форме:

  • Из разделов исключены строки, содержащие информацию о суммах авансовых платежей, исчисленных за отчетные периоды. Таким образом была учтена отмена обязанности ежеквартально представлять расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций в соответствии с Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ.
  • В форму внесены идентификаторы признаваемых объектами налогообложения морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания.
  • В декларации появились коды новых налоговых льгот для объектов высокой энергетической эффективности, имущества, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе РФ, которое используется при разработке морских месторождений углеводородного сырья.
  • В форму добавили коды новых налоговых льгот для организаций, признаваемых фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ об инновационных научно-технологических центрах.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Кому повезло?

В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

  • сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;
  • предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.
Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020.

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395 ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210 ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464 ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210 ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Музеям, театрам и библиотекам — нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.


Содержание Содержание
  • Доходы, не облагаемые налогом на прибыль в казенных учреждениях
  • Облагаемые налогом доходы
  • Особенности исчисления налога на прибыль
  • Отчетность и сроки уплаты налога в бюджет
  • Авансовые платежи за отчетные периоды
  • Ответственность за нарушение порядка отчетности и расчетов
  • Учет операций в казенных учреждениях
  • Пример исчисления суммы налога
  • Законодательные акты, регулирующие налог на прибыль казенных учреждений
  • Ошибки, допускаемые в расчете налога на прибыль
  • Рубрика "Вопросы и ответы"

Назначение деятельности казенных учреждений состоит в осуществлении функций, возложенных государственными органами. Учреждения оказывают услуги, производят работы в интересах государства или муниципалитета с финансированием за счет соответствующего бюджета. Организации создаются для реализации некоммерческих функций по обслуживанию населения. В статье расскажем про налог на прибыль в казенных учреждениях, рассмотрим порядок расчета.

Доходы, не облагаемые налогом на прибыль в казенных учреждениях

Основное финансирование казенных учреждений осуществляется из бюджета федерального или муниципального уровня. Суммы целевого назначения, получаемые казенными учреждениями в рамках лимита бюджетных обязательств, не подлежат включению в облагаемую прибылью базу и не отражаются в налоговых декларациях. Остаток бюджетных средств в соответствии с утвержденным лимитом, не использованный в течение года, подлежит возврату в казну. Кроме сметного финансирования, организации могут получать дополнительные доходы.

Учреждения казенного типа имеют право вести деятельность, определенную учредительными документами и с согласия распорядителя бюджета. Основанием ведения деятельности служит лицензия либо специальное разрешение, выданное вышестоящим органом. В процессе оказания услуг, проведения работ и исполнения государственных функций учреждения получают доходы, не облагаемые налогом на прибыль (пп. 33.1 п.1 ст. 251 НК РФ).

Облагаемые налогом доходы

Доходы, не связанные с несением государственных функций, облагаются налогом в общем порядке. Если вид деятельности не внесен в учредительные документы как государственная услуга, полученные суммы являются доходом. Одновременно виды деятельности, не относящиеся к государственным, должны быть также внесены в Устав. Ведение предпринимательской деятельности казенным учреждением, не заявленной в документах организации и при отсутствии разрешения от распорядителя бюджета, является незаконным.

При получении дохода учреждение обязано самостоятельно исчислить налог на основании учетных данных, сформировать отчетность и уплатить налог в бюджет. В составе дополнительных, облагаемых налогом, доходов учреждению могут поступать:

  • Суммы от продажи основных средств (с согласия собственника).
  • Платежи за сдачу имущества в аренду, предоставления парковки.
  • Неустойки, штрафы, выплачиваемые за нарушение условий договоров.
  • Страховые возмещения, положенные к получению при наступлении страхового случая.
  • Излишки материальных ценностей, выявленных при инвентаризации и материалов, полученных при демонтаже имущества.
  • Стоимость безвозмездно полученного имущества или добровольные пожертвования граждан либо организаций.
  • Иные доходы, полученные в рамках заключенных договоров.

Особенности исчисления налога на прибыль

Поступления казенных учреждений возникают из нескольких источников. В учете открываются дополнительные счета. При исчислении налога на прибыль требуется выделить:

  • Суммы финансирования из бюджета.
  • Поступления от платных услуг, работ, относящиеся к необлагаемым доходам и возвращаемые в бюджет.
  • Внереализационные доходы, не относящиеся к государственным (муниципальным) услугам.

Для определения сумм, подлежащих налогообложению, учреждение обязано вести раздельный учет доходов и расходов, включая оплату труда персонала, имущественных налогов, прочих затрат. Деление производится пропорционально суммам дохода или финансирования, поступающих из разных источников. Распределение сумм ведется нарастающим итогом в течение года.

Наличие раздельного учета позволяет определить суммы, относящиеся к разным видам доходов и финансирования. Порядок разделения затрат требуется закрепить в учетной политике учреждения. При отсутствии раздельного учета все поступающие суммы будут облагаться налогом.

Особенность исчисления базы состоит в том, что в ряде случаев расходы нельзя использовать для ее снижения. Например, при сдаче имущества в аренду требуется учитывать, что расходы по содержанию помещения оплачиваются из средств распорядителя бюджета. Затраты не включаются в расчет облагаемой базы.

Отчетность и сроки уплаты налога в бюджет

В обязанность учреждений казенного типа входят формирование и представление деклараций по налогу на прибыль в ИФНС вне зависимости от факта получения доходов. В НК РФ установлены условия и предельные сроки представления данных. При ведении учета казенных учреждений:

  • Отчетность подается по итогам налогового и промежуточного (квартального) периода.
  • Срок подачи деклараций по итогам года установлен до 28 марта года, следующего за отчетным.
  • В течение года декларации представляются в течение 28 дней по итогам промежуточных периодов.

Исключение составляют учреждения, обеспечивающие театральную, музейную, концертную деятельность. Данные учреждения представляют только годовую отчетность. Оплата сумм налога производится в УФК по месту учета организации. Ставка налога составляет 20% от исчисленной учреждением базы – разницы доходов и расходов. Общая сумма подлежит распределению по федеральным и региональным бюджетам.

Авансовые платежи за отчетные периоды

По результатам промежуточных периодов казенные учреждения должны уплачивать авансовые платежи. В связи с отнесением казенных учреждений к бюджетным организациям в учете используются только квартальные авансовые платежи. Уплата налога производится в течение 28 дней после окончания отчетного периода. Суммы, положенные к оплате, рассчитываются нарастающим итогом в течение года.

Ответственность за нарушение порядка отчетности и расчетов

Пренебрежение обязанностями налогоплательщика по своевременной подаче отчетности влечет наложение санкций. При наличии налога, исчисленного к уплате, или его отсутствии учреждение привлекают к ответственности по ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции налагают только при пропуске срока сдачи декларации по итогам года. Авансовые платежи не являются уплатой налога. В отношении отчетов по промежуточным периодам в течение года наказание налагается по ст. 126 НК РФ.

Суть наказания Статья НК РФ Размер
Несвоевременность подачи декларации при наличии суммы 119 5% от суммы начисления за полный и неполный месяц, но не более 30%
Тоже, при отсутствии базы 119 1 000 рублей
Несвоевременность подачи отчетов по результатам промежуточного периода 126 200 рублей

При нарушении установленного срока уплаты сумм налагаются пени за каждый день просрочки.

Учет операций в казенных учреждениях

Казенные учреждения используют бюджетный план счетов. При реализации операций по налогообложении учреждения используют стандартные проводки.

Пример исчисления суммы налога

Казенное учреждение «Муниципал» имеет доход от сдачи территории под парковочные места. Учреждение имеет разрешение на вид деятельности. В 1 квартале 2017 года учреждение получило доход в размере 35 000 рублей. Расходная часть при определении облагаемой базы не учитывается в связи с отсутствием затрат, относящихся к предпринимательской деятельности. В учете учреждения производятся записи:

  • При начислении налога: дебет КРБ 1.401.20.290 кредит КРБ 1.303.03.730 на сумму 35 000 х 20% = 7 000 рублей;
  • При уплате суммы: дебет КРБ 1.303.03.830 кредит КРБ 1.304.05.290 на сумму 7 000 рублей. Суммы перечисляются в доход определенного бюджета.

Законодательные акты, регулирующие налог на прибыль казенных учреждений

В отношении деятельности казенных предприятий применяется большое количество законодательных актов, являющихся нормативной базой для определения налога на прибыль. Учреждения должны придерживаться положений БК РФ и НК РФ.

Законодательная норма Назначение
П.3 ст. 161 БК РФ Определяет право ведения дополнительной деятельности при условии предоставления возможности учредительными документами
Ст. 251 НК РФ Устанавливает освобождение от налогообложения сумм, поступивших от оказания платных услуг (работ) в рамках государственных функций
Ст. 270 НК РФ Устанавливает отсутствие права включения расходов в расчет базы по прибыли по государственным услугам или работам.
Ст. 285 НК РФ Определяет периоды представления отчетности
Ст. 289 НК РФ Предоставляет возможность подачи отчетности в упрощенном виде

Ошибки, допускаемые в расчете налога на прибыль

В учете казенных учреждений могут быть допущены ошибки, приводящие к занижению базы и налога. Преимущественно неверные позиции касаются включения ряда сумм в состав доходов. В отношении расходов имеется четкая позиция законодательства об исключении затрат, финансируемых распорядителем.

Неверная позиция в учете Верная позиция
Имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, включено в облагаемую базу по заниженной стоимости Внесение в состав доходов стоимости актива, полученного безвозмездно, производится в сумме не ниже рыночной и остаточной стоимости
Коммунальные платежи, отдельно выделенные и компенсируемые арендатором имущества, отнесены в состав доходов Казенные учреждения не могут оказывать коммунальные услуги и имеют право только на перепредъявление счетов. Суммы в доход не включаются в связи с отсутствием экономической выгоды
Не включены в состав доходов материалы, оставшиеся после демонтажа имущества Материалы по демонтажу имущества, согласованного с собственником для ликвидации, принимаются на учет по рыночной стоимости
Не отражены штрафы от нарушения условий договоров при отсутствии в документе фиксированной суммы или процентной ставки Сумма санкции, при отсутствии положения о сумме в договоре, устанавливается согласно ГК РФ по ставке банка

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Подлежат ли включению в состав доходов сумм безвозмездных пожертвований?

При использовании средств на уставные цели налог на прибыль не уплачивается.

Вопрос №2. Нужно ли представлять декларацию в полной форме при отсутствии облагаемой базы у казенного учреждения?

В случае отсутствия налогооблагаемой базы отчетность представляется в упрощенном виде. Учреждения подают в составе декларации листы 01, 02, 07. Остальные листы, включая подраздел 1.1 раздела 1, не представляются.

Вопрос №3. Покрываются ли в казенных учреждениях за счет бюджетного финансирования суммы штрафов, наложенных в связи с нарушением налогового законодательства?

Штрафы за пренебрежение обязанностями налогоплательщика покрываются за счет сумм, имеющихся в распоряжении учреждения после уплаты налогов по полученным доходам.

Вопрос №4. Отражаются ли в декларации по налогу на прибыль суммы бюджетного финансирования учреждений?

Казенные учреждения должны в составе декларации представить лист 07, при этом суммы финансирования в рамках утвержденных лимитов в отчетности не отражаются.

КОСГУ и КВР – это специальные коды, которые используют государственные учреждения для отражения доходов и расходов. Коды едины для бюджета всех уровней. Расшифровка этих кодов помогает контролировать целевое использование бюджетных денег.

В статье расскажем, где применяются КОСГУ и КВР и как они связаны между собой, кому и на каком этапе госзакупок они нужны, приведем актуальную таблицу соответствия кодов в 2020 году.

Расшифровка аббревиатуры КОСГУ

КОСГУ расшифровывается как классификация операций сектора государственного управления. Это буквенно-цифровые коды, с помощью которых бюджетные организации группируют доходы и расходы по их экономическому содержанию.

Классификация разбита на основные группы:

  • 100 «Доходы»;
  • 200 «Расходы»;
  • 300 «Поступление нефинансовых активов»;
  • 400 «Выбытие нефинансовых активов»;
  • 500 «Поступление финансовых активов»;
  • 600 «Выбытие финансовых активов»;
  • 700 «Увеличение обязательств»;
  • 800 «Уменьшение обязательств».

Каждая группа делится на статьи, и далее – на подстатьи.

Например, в группу 100 «Доходы» входят статьи:

  • 110 «Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование»;
  • 120 «Доходы от собственности»;
  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»;
  • 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» и другие.

Статья 110 включает в себя подстатьи:

  • 111 «Налоги»;
  • 112 «Государственная пошлина, сборы»;
  • 113 «Таможенные платежи» и другие.

Полный список групп, статей и подстатей КОСГУ опубликован в приложении к Приказу Минфина № 209н.

Государственные учреждения применяют КОСГУ при:

  • планировании бюджета;
  • принятие бюджетных обязательств;
  • ведении учета и отчетности;
  • составлении смет доходов и расходов.

КОСГУ входит в структуру счета бюджетного учета и занимает в нем три последних разряда:

Ранее коды КОСГУ применялись в структуре кода бюджетной классификации (КБК). С 2015 года этот код в КБК заменили на код вида расходов (КВР). Шифры КОСГУ находятся в строгой увязке с КВР.

Что такое КВР

Код вида расходов (КВР) – специальный цифровой код, который применяют в составлении и исполнении бюджетов, бухгалтерском учете и отчетности, чтобы обозначить направление расходования средств.
КВР не используют отдельно, он входит в состав кода бюджетной классификации (КБК) и занимает в нем разряды 18 – 20.

Коды видов расходов состоят из следующих групп:

  • 100 – Расходы на выплаты персоналу;
  • 200 – Расходы на госзакупки;
  • 300 – Социальные иные выплаты населению;
  • 400 – Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • 500 – Межбюджетные трансферты (передача средств из одного бюджета в другой);
  • 600 – Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • 700 – Обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • 800 – Иные бюджетные затраты.

В группы входят подгруппы и элементы. Полный список групп, подгрупп и элементов КВР описан в Приказе Минфина №85н.

КОСГУ в закупках

Коды КОСГУ используют заказчики на этапе построения плана и плана-графика закупок. Госзаказчики определяют, есть ли лимиты бюджетных средств по нужной статье расходов и какие товары и услуги они могут закупить по тому или иному коду КОСГУ.

Чтобы запланировать закупку, госучреждение должно правильно определить КВР и отразить операцию в плане и плане-графике. Шифр КВР входит в структуру идентификационного кода закупки (ИКЗ) и занимает в его структуре 34 – 36 разряды. ИКЗ заказчики должны указывать в закупочной документации. Его нельзя менять с момента планирования закупки до исполнения контракта. Но чтобы правильно выбрать КВР, сначала нужно определить КОСГУ.

Порядок определения КВР и КОСГУ

Порядок применения КОСГУ государственными учреждениями и детализация кодов описаны в Приказе Минфина №209н. Для точной классификации операций и увязки кодов КВР и КОСГУ Минфин рекомендует пользоваться таблицей соответствия кодов, которую публикует на своем сайте и периодически обновляет.

Например, вам нужно закупить бланки строгой отчетности (БСО). В приказе 209н находим подстатью, в которую входит приобретение БСО – это подстатья 349.
В таблице соответствия кодов подстатья 349 находится в увязке с КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» с примечанием: «В части бланков строгой отчетности».
Итог: отражать операцию по закупке бланков строгой отчетности нужно по КВР 242 и КОСГУ 349.

Таблица соответствия КОСГУ и КВР на 2020 год

Обзор нововведений КОСГУ и КВР в 2020 году

Нововведения в 2020 году можно разделить на два типа:

  1. Изменение в нормативных документах.
  2. Изменение увязок в таблице соответствия КОСГУ и КРВ.

Изменения в нормативных документах

С 1 января 2020 года для формирования КБК и определения КВР бюджетным и автономным учреждениям нужно пользоваться Приказом Минфина 85н, вместо приказа 132н, который действовал в 2019 году. В приложении № 4 к приказу перечислены коды видов расходов.

Госучреждения должны пользоваться новым порядком применения КОСГУ, который описан в приказе 209н. Он содержит пункты (13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9), которые вступили в силу 1 января 2020 года. Эти пункты отражают операции по расчетам с нерезидентами.

Изменение увязок в таблице соответствия КОСГУ и КРВ

Перечислим, какие соответствия кодов добавили, а какие исключили из таблицы.

Из таблицы исключили увязки:

  • КВР 113 с подстатьей 211 КОСГУ;
  • КВР 113 с КОСГУ 266, в части оплаты пособий за первые три дня временной нетрудоспособности осужденных;
  • КВР 814 с КОСГУ 246.

  • КВР 243 с КОСГУ 347;
  • КВР 122 с подстатьей 221 КОСГУ, в части компенсации работникам стоимость сотовой связи;
  • КВР 243 - с подстатьями 229 и 299 КОСГУ;
  • КВР 454 и 455 - со статьей 530 КОСГУ;
  • КВР 613, 623, 634, 814 - с подстатьей 297 КОСГУ применительно к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов.

Добавили примечания для увязок:

  • КВР 111 с подстатьей 211 КОСГУ – в части расходов на оплату труда осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы России;
  • КВР 111 с подстатьей 266 КОСГУ – в части оплаты пособий осужденным за первые три дня больничного.

В 2020 году для верного применения КОСГУ нужно правильно разграничивать выплаты: в денежной они форме или натуральной, социальные или несоциальные.

Ответственность за нарушение законодательства

Если казенное учреждение неверно отразит КВР и КОСГУ, то контролирующие органы расценят это как нецелевое использование бюджетных средств, и учреждение получит наказание (ст 15.14 КоАП):

  • штраф на должностных лиц – от 20 до 50 тыс рублей или отстранение от работы на срок от 1 до 3 лет;
  • штраф на юридическое лицо – от 5 до 25 % полученной из бюджета суммы.

Чтобы правильно отражать доходы и расходы бюджетных средств и корректно применять шифры КОСГУ и соответствующие им КВР, нужно следить за изменением приказов Минфина и обновлением таблицы соответствия кодов.

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Читайте также: