Перспективы развития налоговой системы рф курсовая

Опубликовано: 14.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы, проблем, которые возникают в процессе осуществления налогообложения, основные направления развития налоговой системы.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. Исследование теоретических основ и предпосылок развития налоговой системы РФ.
2. Анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы Республики Мордовия.
3. Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы в современных условиях.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы
России 8
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой
системы РФ 8
1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 18
1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ 25
2 Анализ процесса формирования и развития налоговой системы РФ 29
2.1 Оценка структуры и динамики налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ 29
2.2 Исследование механизма поступления налоговых доходов в бюджеты
различных уровней 32
2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и региональный
бюджет по Республике Мордовия 35
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 41
3.1 Основные направления повышения поступлений в доходы
консолидированного бюджета 41
3.2 Возможность увеличения поступлений налоговых доходов в
федеральный бюджет РФ 50
3.3 Разработка рекомендации по повышению значимости поступлений
налогов и сборов Республики Мордовия в общем объеме налоговых
доходов РФ 56
Заключение 61
Список использованных источников 64

Работа состоит из 1 файл

налоговая система.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт дополнительного образования

Факультет экономики и финансов

Кафедра налогов и налогообложения

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Автор курсовой работы подпись, дата Ю. А. Агафонова

Обозначение дипломной работы ДР-02069964-080107-65-01-10

Специальность 080107-65 «Налоги и налогообложение»

д-р эконом. наук, проф. подпись, дата Н. А. Филиппова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт дополнительного образования

Факультет экономики и финансов

Кафедра налогов и налогообложения

д-р эконом. наук, проф.

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студентка 3 курса Агафонова Юлия Александровна

1 Тема Налоговая система РФ и перспективы ее развития

2 Срок представления работы к защите 04.03.11

3 Исходные данные для курсовой работы: нормативно-правовые акты, научно-методическая литература, периодические издания, отчетные данные УФНС России по РМ

4 Содержание курсовой работы

4.1 Теоретические и исторические предпосылки развития налоговой системы России

4.2 Исследование процесса формирования и развития налоговой системы РФ

4.3 Перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации и Республике Мордовия

5 Расчетно-графическая часть: таблицы, рисунки, графики, схемы, формулы

6 Приложения в соответствии с темой исследования

Руководитель работы подпись, дата Н.А. Филиппова

Задание принял к исполнению подпись, дата Ю. А. Агафонова

Курсовая работа содержит 69 страниц, 33 использованных источников, 6 таблиц, 5 рисунков, 2 приложения.

СИСТЕМА, НАЛОГ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, КОНТРОЛЬ, ОРГАН, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, АГЕНТ, ПРОВЕРКА, КОДЕКС, СТАВКА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЛЬГОТА, ДОХОД, ВЫЧЕТ.

Объект исследования - Управление Федеральной налоговой службы России по Республики Мордовия.

Предмет исследования – налоговая система Российской Федерации т Республики Мордовия.

Цель работы – исследование теоретических основ, анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы РФ и разработка предложений по ее совершенствованию в современных условиях.

Методы исследования: абстрактно-логический, экономико-статистический, системный анализ, методы сравнения, группировок и др.

В результате исследования изучены теоретические и исторические предпосылки формирования налоговой системы, проведен анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы и выработаны предложения по ее совершенствованию в современных условиях.

Степень внедрения – частичная

Область применения – в практике работы налоговых органов

Эффективность выражается в оптимизации процесса формирования и развития налоговой системы Российской Федерации и Республики Мордовия.

1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы

1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой

1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 18

1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ 25

2 Анализ процесса формирования и развития налоговой системы РФ 29

2.1 Оценка структуры и динамики налоговых доходов

консолидированного бюджета РФ 29

2.2 Исследование механизма поступления налоговых доходов в бюджеты

различных уровней 32

2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и региональный

бюджет по Республике Мордовия 35

3 Перспективы развития налоговой системы РФ 41

3.1 Основные направления повышения поступлений в доходы

консолидированного бюджета 41

3.2 Возможность увеличения поступлений налоговых доходов в

федеральный бюджет РФ 50

3.3 Разработка рекомендации по повышению значимости поступлений

налогов и сборов Республики Мордовия в общем объеме налоговых

Список использованных источников 64

Приложение А 68

Приложение Б 69

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.

В 20-х гг. параллельно налоговой реформе реформировался аппарат налоговых органов на базе Народного комиссариата финансов. В его составе появилось организационно - налоговое управление.

Очередная налоговая реформа 1930 г. связана с окончательным искоренением частной собственности и всех форм предпринимательской деятельности. С указанного времени учреждены налоговые инспекции в составе районных и городских финотделов.

Организационно деятельность инспекций, общее руководство и контроль осуществляли налоговые подразделения краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов. Руководящими и контролирующими органами межреспубликанского и общесоюзного масштаба являлись управления налогов и сборов Наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР. Структура и штатная численность инспекций напрямую зависела от количества налогоплательщиков, величины обслуживаемой территории и ее экономической характеристики.

Перемены, происходившие в стране в конце 80-х - начале 90-х гг. затронули и сферу налогообложения. В результате реорганизации на основе существовавших налоговых органов в 1995 году созданы:

- Главная государственная налоговая инспекция министерства финансов СССР;

- Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных республик;

- Государственные налоговые инспекции министерств финансов автономных республик;

- Государственные налоговые инспекции финансовых аппаратов областей, краев, округов, городов, районов.

- Государственные налоговые инспекции различных уровней, выполняя возложенные на них задачи, подчинялись соответствующим министерствам финансов и их аппаратам на местах, а также вышестоящим инспекциям.

В 1995 - 1996 г. состоялось создание единой централизованной Государственной налоговой службы Российской Федерации. С 1 января 1996 года ГНС РФ выведена из состава Минфина РФ. В конце 2002 г. произошло преобразование Государственной налоговой службы Российской Федерации в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. МНС России действовала до сентября 2004 г., после чего была преобразована в Федеральную налоговую службу, вновь введенную в состав Минфина.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности. Для создания современной налоговой системы в период перехода к рыночной экономики необходимо было выявить, наиболее значимое звено. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговые поступления являются фундаментом любого государства. На долю налогов приходится до 90% всех поступлений в бюджет страны. Поэтому, от «качества» налоговой системы, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Налоговые системы отличаются по набору, принципам построения, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней власти.

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы, проблем, которые возникают в процессе осуществления налогообложения, основные направления развития налоговой системы.

На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. Исследование теоретических основ и предпосылок развития налоговой системы РФ.

2. Анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы Республики Мордовия.

3. Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы в современных условиях.

Объектом исследования будет являться Управление Федеральной налоговой службы России по Республики Мордовия, а предмет исследования – налоговая система Российской Федерации и Республики Мордовия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявление основ функционирования налоговой системы, проблемы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране
Проанализировать действующую налоговую систему в РФ и ее элементы
Выявить проблемы современной налоговой системы РФ
Выявить перспективы развития Российской налоговой системы
Изучить основные изменения налогового законодательства РФ, с 2012 года

Прикрепленные файлы: 1 файл

САм курсач.docx

Актуальность темы объясняется тем, что в рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Объектом исследования: служит налоговая система РФ

Предмет исследования: проблемы и перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

Цель работы: выявление основ функционирования налоговой системы, проблемы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе.

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

  • Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране
  • Проанализировать действующую налоговую систему в РФ и ее элементы
  • Выявить проблемы современной налоговой системы РФ
  • Выявить перспективы развития Российской налоговой системы
  • Изучить основные изменения налогового законодательства РФ, с 2012 года

Поставленные задачи определили логику и структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе «Теоретические аспекты функционирования налоговой системы» дается определение налоговой системы, ее виды и роль в экономике. Рассматриваются основные элементы налоговой системы.

Во второй главе «Налоговая система Российской Федерации» рассматриваются этапы становления налоговой системы в России, проблемы и перспективы ее развития, основные изменения налогового законодательства, которые вступят в силу в 2012 году.

При данном исследовании использовался метод дедукции (от общего к частному)

При написании курсовой работы использовалась учебная литература, посвященная теме о налогах и налогообложении, монографии.

Нормативной базой работы являются:

  • "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2011) - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  • "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 19.05.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.06.2012) - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  • Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

Информационную базу работы составили базу данные МИНФНС по Уральскому округу

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы системного и структурного анализа. В работе использовались статистические и табличные инструменты исследования.

Практическая значимость – расширение кругозора, знаний в области налогового права.

1. Теоретические аспекты функционирования налоговой системы

1.1Налоговая система: понятие, виды и роль в экономике

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

Налоговый механизм – понятие более объемное, чем система налогов, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно- правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов обложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Виды налоговой системы

Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налоговой системы в экономике

Экономическая природа, содержание и взаимосвязь фискальной, регулирующей и контрольной функций налоговой системы составляют потенциальные возможности этой финансовой категории, объективно заложенные в ней. Однако на практике налоговый потенциал может быть использован с разным коэффициентом полезного действия. Фактический результат, степень практического использования налогового потенциала, выраженного в функциональном предназначении налоговой системы, и определяет их роль в сложившейся экономической и финансовой системе.

С одной стороны, роль налоговой системы зависит от эффективности проводимой правительством налоговой политики. С другой стороны, чем эффективнее действующие налоги и налоговая система (результативнее их роль), тем меньше государству нужно делать усилий по реформированию или рационализации системы налогов и налогообложения. Такая тесная двусторонняя зависимость результативности роли налогов и эффективности налоговой политики обязывает подробно остановиться на оценке фискальной, регулирующей и контрольно-регулятивной роли налогов и налоговой системы. Напомним, что цель налоговой политики - достижение экономически или социально значимого фискального, регулирующего и контрольно-регулятивного результата (эффекта).

Роль налогов и налоговой системы в целом можно считать результативной, если на практике максимально использованы все потенциальные возможности налогов, то есть обеспечено необходимое равновесие всех их функций. Важнейшим условием налогового равновесия является установление оптимального уровня налоговых изъятий в целом (налогового бремени) и ставок основных налоговых платежей. Только на этой основе возможно надлежащее исполнение бюджетов всех уровней, соблюдение интересов налогоплательщиков в развитии бизнеса, обеспечение экономической и социальной защищенности граждан.

Оценка роли налогов может быть негативной, когда действующая система налогообложения не учитывает приоритетные потребности экономики и нацелена преимущественно на решение фискальных задач без учета объективных экономических и налоговых законов и закономерностей. В результате не срабатывают должным образом не только фискальная, но и регулирующая и контрольная функции налогов, возникают серьезные финансовые затруднения и у налогоплательщиков, и у государства. Именно такая ситуация характерна для российских налогов и их системы.

На оценку роли налогов огромное влияние оказывает субъективный фактор. Она определяется не только экономикой, но и налоговой политикой правительств, поэтому роль налогов по-разному может быть оценена органами государственной власти и налогоплательщиками, предпринимателями и работниками, различными социальными группами населения. Отсюда и оценка роли налогов разными субъектами налогообложения также будет разная. Усиление налогового бремени до предельного уровня для пополнения доходов бюджета, например в связи с ростом социальных расходов, может быть выгодно государству и отдельным группам населения, а значит, и оценено ими положительно. Но эта же мера повлечет за собой уменьшение доходов налогоплательщиков, что может вызвать отрицательную их реакцию. Поэтому, однозначно заявлять о позитивной или негативной роли налогов на конкретном этапе развития экономики крайне сложно в виду многовариантности решений.

Наиболее объективно роль налогов можно определить только с точки зрения наиболее рационального сочетания интересов совокупного налогоплательщика, общества и государства в целом, то есть с двух взаимодействующих сторон: во-первых, по отношению к государственным доходам (оценка фискальной роли);

во-вторых, с позиций влияния налогообложения на экономический рост и рост доходов плательщиков, на предпринимательскую, инвестиционную, трудовую активность и другие стороны экономического поведения субъектов налогообложения (оценка регулирующей и контрольно-регулятивной роли).


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.11.2019 2019-11-17

Статья просмотрена: 3413 раз

Библиографическое описание:

Дубровская, Т. Н. Налоговая система России и перспективы ее развития / Т. Н. Дубровская, А. Р. Леденева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64068/ (дата обращения: 20.05.2021).

В современном мире у каждого на слуху словосочетание налоговая система, но если спросить у гражданина нашей страны что же это такое, то далеко не каждый даст четкий ответ на поставленный вопрос. Давайте попробуем разобраться что же такое Налоговая система на примере нашей страны.

Ключевые слова: налоговая система, налог, НДФЛ, НДС, Налоговый кодекс РФ.

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством.

Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах. А именно после распада СССР в 1991 году, когда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В течение 7 лет велись разработки материалов для создания Налогового Кодекса. И вот в 1998 году была издана 1 часть. А на разработку второй части НК РФ потребовалось еще 3 года, и наконец в 2001 году она была опубликована. Так, в России появился самый главный документ по регулированию отношений между налогоплательщиком и государством.

Итак, познакомимся поближе с главным налоговым законом России — Налоговым Кодексом Российской Федерации. НК РФ состоит из двух частей. 1-ая часть регулирует общие вопросы по налогообложению. В ней раскрываются понятия основных налогов и других платежей, расписан порядок исполнения обязательств, права и обязанности, ответственность участников налоговых отношений и другие аспекты.

2-ая часть отражает ставки, порядок и сроки уплаты всех налогов, которые есть и действуют на территории России.


Налоговая система РФ состоит из трех уровней. Как правило устанавливаются фиксированные ставки, исключения составляют акцизы (их ставки зависят от видов подакцизных товаров), водный налог зависит от способа водопользования, также от вида запрашиваемого действия зависит размер государственной пошлины, налог на добычу полезных ископаемых устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении.

Важно отметить, что с 1 января 2019 года повысился налог на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. Это вызвало массу неудобств, так как уже за первый квартал организации обязаны были отчитаться по новой форме. Но так как система не была отлажена, многие предприятия очень понервничали при сдаче отчетности за 1 квартал.

Что же касается местных налогов и сборов, то здесь ставки плавающие, имеют место быть и прогрессивные. В основном это зависит от вида объекта [1].

Прежде чем начать открывать свой бизнес на территории Российской Федерации, необходимо изучить какие налоговые режимы действуют на территории нашей страны. С 2019 года их количество увеличилось до 6. Рассмотрим их в таблице 1.

Режимы налоговой системы РФ

Основная система налогообложения

Такой режим присваивается сразу после регистрации в ИФНС, его могут использовать и ООО, и ИП

Упрощенная система налогообложения

Здесь есть некоторые условия, такие как:

—среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;

—остаточная стоимость амортизируемых осн.ср-тв не более 150 млн руб.;

—доходы за 9 мес не превышают 112,5 млн руб..

Единый налог на вмененный доход

В п.2 ст. 346.2 НК РФ отражены те виды предпринимательской деятельности, которые могут применять этот спец режим, но при условии, что их среднечисленность не превышает 100 человек

Единый сельскохозяйственный налог

Данный режим имеют право использовать только сельскохозяйственные производители

Его вправе применять только индивидуальные предприниматели, смысл в том, что комерсант выкупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев

Налог на профессиональный доход или налог для самозанятых

Касается тех, кто работает не на работодателя, а на себя. Это могут быть как физ лица, так и ИП. Одним из условий является то, что не должны иметь нанятых работников. Кроме того, воспользоваться новой схемой могут только те, чей доход за год не превышает 2,4 млн руб (или 200 тысруб с мес).

Налоговые ставки: 4 % — если оказывают услуги физ лицам; 6 % — если деньги поступают от юр лиц

Ни для кого не секрет, что в нашей стране существует очень много минусов и недочетов в налоговой политике государства. Так, например, ежегодно в казну поступает всего лишь около 60 % из 100 %, остальные 40 % не доходят, так как имеет место быть теневому рынку и многие продолжают уходить от уплаты налогов. Все это негативно влияет на развития нашей страны и общество в целом. Ведь налоговые поступления формируют Федеральный бюджет нашей страны. Еще одним минусом является отсутствие стабильности, это вызвано большим количеством налогов. Люди путаются и ошибаются, так как правительство регулярно вносит поправки. Это несет за собой ошибки, за которые начисляются пени, из-за этого граждане несут убытки, а вместе с тем негатив относительно налоговой системы нашей страны [2].

В планах на 2019–2020 годы у правительства появилось много идей по изменению налоговой политики государства. Это стало связано с тем, что обещание, данное В. В. Путиным, истекло и с 01.01.2019 года развязались руки всем тех, кто давно хотел внести свои коррективы. Так одним из самых волнующий вопросов особенно для населения России стал об изменении ставки НДФЛ. На рассмотрение было представлен проект о смене регрессивной ставки на прогрессивную со следующими показателями [5]:

Изменение ставки НДФЛ сучетом разницы суммы годового дохода физлица

НДФЛ

Годовой доход

менее 100 тыс.руб.

100 тыс.руб-1 млн руб.

1 млн руб-5 млн руб.

свыше 5 млн руб

Рассмотрим на примере: «Сотрудник Иванова работает лаборантом в государственном образовательном учреждении, в связи с небольшой загруженностью занятость ее составляет пол дня, соответственно занимает она пол ставки. Оклад 1 ставки составляет 7100 руб в мес, соответственно 0,5 ставки 3550 руб в месяц. Но необходимо взять во внимание, что сумма заработной платы не должна быть ниже установленного в регионе МРОТа. Так минимальный размер оплаты труда по Воронежской области с 01.01.2019 года составляет 11 280 руб, соответственно за 0,5 ставки — 5 640 руб в месяц. Работодатель обязан доплачивать до минимального размера оплаты труда.

Рассчитаем размер заработной платы за год, чтобы узнать по какой ставке будет взиматься НДФЛ.

5 640 руб. x 12 месяцев = 67 680 руб за год

Таким образом, заработная плата за год менее 100 тысруб и соответственно ежемесячный доход будет облагаться по ставке в размере 5 % подоходного налога.

Проанализируем еще один пример. Бухгалтер одной логистической компании работает ежедневно по график 5/2, и имеет заработную плату в размере 29 300 руб. Как мы видим, размер заработной платы превышает МРОТ, поэтому производим расчет таким образом: 29 300 руб x 12 = 351 600 руб в год. Так, заработная плата бухгалтера попадает в промежуток от 100 тыс. руб — до 3 млн руб, соответственно заработная плата сотрудника будет облагаться ставкой в размере 13 %.

Рассмотрев два наглядных примера, я считаю, что прогрессивная шкала имеет свои плюсы и минусы. Конечно, такое решение могло бы наладить справедливые взимания подоходного налога с граждан. Действительно, у граждан, получающих больший доход — возможностей производить более высокие отчисления больше. Но как отмечалось раньше в России имеет место быть теневой рынок и заработные платы в конвертах. Такое введение сподвигнет работодателей вести еще большую теневую экономику. Они перестанут показывать реальный уровень продаж, начнут экономить на сотрудниках и производстве. Обороты и покупательная способность спадет и экономическое развитие страны остановится.

Я считаю, наиболее правильное решение — это рассмотреть законопроект о предоставлении льгот определенным гражданам, таким как, например, инвалиды, многодетные семьи и гражданам, имеющим доход ниже среднего.

Возвращаясь к примерам о повышении налоговых ставок, невозможно не согласиться с Алексеем Кудриным, который высказался, что позорно говорить о бедности в стране, имея такой уровень ВВП на душу населения, а именно, этот показатель на 2019 год составляет 1 935 147,6 руб.

Для развития налоговой системы необходимо:

1) Сделать налоговую систему простой и доступной, для этого нужно упростить систему налогообложения так, чтобы простым гражданам стало понятно за что с них взимается тот или иной налог;

2) Как отмечалось выше, продолжать борьбу с теневым рынком, ведь если государство будет получать налоговые вычеты в соответствии с установленными требованиями, то ему не придется создавать новые налоговые вычеты для пополнения Федерального бюджета;

3) Усилить контроль за взимание налогов в коммерческих и негосударственных организациях, чтобы бизнес был построен на законных основаниях;

4) Увеличить акцизы на алкогольную и табачную продукцию, тем самым мы поддержим проект «Здоровая нация», а также урегулируем правовые отношения между государством и производителями данной продукции;

5) Ввести льготы, о которых говорилось выше.

Таким образом, Налоговая система РФ требует еще много доработок. Наше правительство старается улучшить эту сферу экономики как может. Главное продолжать уделять должное внимание данному вопросу, а также прислушиваться к населению.

  1. Васильева О. Ю. Проблемы на пути реализации основных направлений налоговой политики в 2018–2020 годах // Инновации в науке и практике. — 2018. — с.83–89.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
  3. Нововведения в бухгалтерском учете, налогообложении и аудите Дубровская Т.Н, Чугунов А. В. Серебрякова И. А. Научный Вестник Воронежского государственного технического университета. Серия «Экономика и предпринимательство» — Воронеж: ВГТУ, 2018 г. — Выпуск 13 — с.71–77
  4. Consultant.ru
  5. garant.ru
  6. nalog.ru
  7. nalogovaya-politika-rossii-na-2019–2020-gody

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы
Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. 3
1 Основы налоговой системы РФ……………………………………………………………….5
1.1 Налоговая система: понятие и цели……………………….……………………………..5
1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………………….……10
2 Оценка современной налоговой системы России………………………………………..…13
2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в январе-августе 2011 г………………………………………………………………………………. …13
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ………………………. …………27
3 Основные направления развития налоговой системы РФ…………………………..……..29
3.1 Проблемы и ограничения развития налоговой системы……………………………. 29
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы………………………………………………………….43
Приложение……………………………………

Работа содержит 1 файл

Современная налоговая система РФ-развитие и перспективы.docx

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

Современная налоговая система РФ: развитие и перспективы

1 Основы налоговой системы РФ…………………………………………………… ………….5

1.1 Налоговая система: понятие и цели……………………….……………………………..5

1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………………….……10

2 Оценка современной налоговой системы России……………… ………………………..…13

2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в январе-августе 2011 г…………………………………………………………………………… …. …13

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ………………………. …………27

3 Основные направления развития налоговой системы РФ…………………………..……..29

3.1 Проблемы и ограничения развития налоговой системы…………………………….. .29

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………………… …….43

Введение

На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.

Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.

Степень разработанности проблемы. Научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.

Необходимость построения налоговой системы, соответствующей сущности налогов и их функциям в переходный период, отмечается в работах В.А. Кашина, И.А. Кравченко, Д.С. Львова, И.Г. Русаковой, Ю.В. Лременко и др. В последние годы значительное внимание теории и практике реформирования налоговой системы уделяют А.М. Бабич, И.В. Горской, Л.Н. Лыкова, Л.Н. Павлова, Л.Л. Окуневой, В.Ф. Столяров, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др.

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

  • проанализировать понятие и цели налоговой системы;
  • определить принципы построения налоговой системы;
  • дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2011г;
  • кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
  • перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
  • раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.

Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.

Предмет исследования – реформирование налоговой системы.

Теоретической и методологической основой работы являются теории и концепции экономической трансформации налогообложения и налоговой системы в Российской Федерации.

Структура работы. Основное содержание курсовой работы изложено во введении, в 3 главах, 6 параграфах и заключении. В ходе работы над курсовой работой автором было изучено 23 источника литературы, как учебного, так и законодательного характера. Список прилагается в конце работы.

Глава 1. Основы налоговой системы РФ

1.1 Налоговая система понятие и цели.

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.

Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико- правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе. 1

В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке. 2

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства 3 .

И.М. Александров рассматривает налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения 4 .

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. 5

На наш взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Цель налоговой системы:

    • создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,
    • создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Роль и функции системы налогообложения

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов, что отражено на рис. 1 6 .

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ – от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

Однако теоретическое определение функций ещё не означает, что именно в заданном ими направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную ёмкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задаёт не только наука, но и практика.

В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П.Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной 7 . Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств» 8 . Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации"

Факультет права и экономики

Кафедра экономики и финансов

Специальность 080105.65 Финансы и кредит

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему "Налоговая система РФ и перспективы её развития"

Выполнила Ерашова Юлия Васильевна

факультет права и экономики, 2006г.н., гр. ЗУ CФК-41, заочная форма обучения

Научный руководитель к.э.н. доцент Рысак Н.В.

Рецензент к.э.н., доцент Омского государственного университета путей сообщения Полтараднева Н.Л.

Заведующий кафедрой экономики и финансов к.э.н. доцент Ёлкина В.Н.

Заведующий кафедрой экономики и финансов к.э.н., доцент___________В.Н. Елкина

выполнения дипломной работы

по специальности 080105.65 финансы и кредит

на тему: "Налоговая система РФ и перспективы её развития"

(утвержденную приказом начальника Омской академии МВД России от "19" октября 2009 г. № 769)

Ерашова Юлия Васильевна, факультет экономики и финансов, 4 курс, группа ЗУСФК-41, заочная форма обучения, 2006 год набора

Отметка научного руководителя о выполнении

Подбор и изучение нормативных правовых актов и научно-исследовательской литературы по теме

Сбор, обработка и анализ эмпирического материала

Перечень подлежащих разработке вопросов (наименование глав, параграфов)

1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1. Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

1.2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

1.3. Подходы к определению эффективности современной налоговой системы

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1. Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

2.2. Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней

2.3. Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1. Направления совершенствования налоговой системы РФ

3.2. Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП

Представление завершенной работы научному руководителю

Представление работы на кафедру для подготовки отзыва и прохождения рецензирования

Предварительная защита работы на кафедре

Заведующий кафедрой экономики и финансов факультета права и экономики к.э.н., доцент

Научный руководитель к.э.н.,доцент

1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ

1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации

1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней

2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ

3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы – ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них – отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В результате формируется тенденция ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их снижения, несвоевременности выплат или выплат заработной платы через "черные кассы", углублению "теневых" сетей и расширению взаимосвязей внутри них.

В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных в социально ориентированных развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.

Подобным образом в перспективе должна функционировать налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сказанное позволяет заключить, что выбранная тема выпускной квалификационной работы "Налоговая система РФ и перспективы её развития" является актуальной.

Теоретической базой данной выпускной квалификационной работы выступили учебники, учебные пособия по экономике и налогообложению, монографии, затрагивающие проблемы функционирования налоговой системы, публикации в научных журналах.

В качестве аналитической базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2005-2008 годах, а также данные за январь – ноябрь 2009 года.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:

- дать понятие "налоговая система", выделить основные характеристики и принципы построения налоговой системы;

- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;

- выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

- проанализировать данные, касающиеся налоговой доходной части консолидированного бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе РФ;

– оценить перспективы развития налоговой системы РФ;

-->ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
  • Читайте также: