Налог на прибыль для сельхозпроизводителей в 2021 году

Опубликовано: 19.09.2024

Налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса или на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Сельскохозяйственные производители – кто они?

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

Читайте в бераторе



Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Одним из приоритетных направлений развития российской экономики является сельское хозяйство. В связи с этим для предприятий данной сферы был разработан специальный налоговый режим — единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН — что это такое простыми словами?

Плательщики на этой системе освобождены от уплаты налога на прибыль (индивидуальные предприниматели — от НДФЛ), а также частично от налога на имущество. Вместо этого они уплачивают единый налог с разницы доходов и расходов. При этом лицо должно иметь статус сельхозпроизводителя. К ним относят юрлиц, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, которые занимаются производством, переработкой или продажей продукции растениеводства, животноводства, рыбным хозяйством, а также оказывают услуги в области сельского хозяйства. Кроме этого, ключевое условие применения спецрежима — лимит доходов от прочей деятельности. Доля выручки с продаж сельхозпродукции в общей сумме поступлений должна быть равна не менее 70 %.

В настоящее время порядок налогообложения лиц на ЕСХН несколько изменился. Какие нововведения появились в системе ЕСХН с 2021 года? Последние новости вы можете найти в нашей статье.

ЕСХН в 2021 году: изменения обязанностей плательщиков

Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.

Сдавайте декларацию ЕСХН через интернет

Укажите данные вашей организации, и Контур.Экстерн поможет рассчитать сельскохозяйственный налог, проверит декларацию на ошибки и моментально передаст ее в налоговую, а затем подготовит платежку для банка.

ЕСХН и НДС в 2021 году: преимущества и недостатки

Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.

С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.

Освобождение от уплаты НДС для сельхозпроизводителей

У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:

  • уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году;
  • соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение от НДС в 2021 году, доход без учета налога в 2020 году не должен был превысить 80 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:

Год Пороговое значение выручки
2020 90 млн руб. в 2019 г.
2021 80 млн руб. в 2020 г.
2022 70 млн руб. в 2021 г.
2023 60 млн руб. в 2022 г.

Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма уведомления об использовании права на освобождение от НДС при ЕСХН в 2021 году утверждена Приложением № 2 к Приказу Минфина от 26.12.2018 № 286н.

Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.

Налоговые ставки спецрежима для сельхозпроизводителей в 2021 году

Единый сельскохозяйственный налог в 2021 году в общем случае уплачивается по стандартной ставке в 6 %. При этом власти субъектов РФ могут установить дифференцированные значения ставки в диапазоне от 0 до 6 %. Такая возможность появилась с начала 2019 года. Размер ставки зависит от:

  • вида с/х продукции (или работ/услуг);
  • размера доходов от ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства;
  • места, где лицо осуществляет деятельность;
  • численности сотрудников компании или ИП.

Вариация ставок позволяет найти баланс между нагрузкой на плательщиков и величиной налоговых поступлений. Некоторые регионы уже воспользовались правом ввести на их территории пониженные ставки. Например, в Московской области установлена нулевая ставка налога до 31 декабря 2021 года. До этой же даты установлены ставки местными законами в Свердловской (5 %) и в Кемеровской областях (3 %).

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2021

Важный вопрос при применении ЕСХН — налогообложение имущества. В качестве ключевых изменений в системе ЕСХН последних лет следует указать поправку в Налоговом кодексе, касающуюся налога на имущество. Начиная с прошедшего 2018 года от обложения налогом освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении с/х деятельности. К нему относятся активы, которые задействованы при производстве, переработке, реализации сельхозтоваров либо при оказании услуг другим сельхозпроизводителям. Ранее такая оговорка отсутствовала.

Имущество, которое используется в сельхоздеятельности, можно разделить на две группы. Одно напрямую используется для производства. Например, посевная техника, здания, где содержатся животные и т.д. Другие являются вспомогательными, в частности, гаражи для техники, склады и т.д. Право не уплачивать налог относится к обеим группам.

Активы, облагаемые налогом на имущество, и активы, задействованные в с/х деятельности, должны учитываться отдельно. Однако может возникнуть ситуация, когда предприятие использует имущество одновременно для производства сельхозпродукции и для иной деятельности. В таком случае раздельно учесть имущество нельзя. В 2018 году было выпущено Письмо ФНС от 10 июля 2018 № БС-4-21/13205@. В нем приведено следующее разъяснение: если предприятие-сельхозпроизводитель использует имущество для прочей предпринимательской деятельности, но в то же время и по целевому назначению, то налогом оно не облагается. Кроме того, налог на имущество платить не надо, если активы находятся на консервации, то есть временно не задействованы при основной деятельности.


Содержание Содержание
  • Сельхозпроизводители - кто они?
  • Налог на прибыль для сельхозпроизводителей по нулевой ставке
  • Налог на прибыль для сельхозпроизводителей - расчет налоговой базы
  • Законодательные акты по теме
  • Типичные ошибки
  • Ответы на распространенные вопросы по теме «Сельхозпроизводители и НДС»

Компании, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, уплачивают в бюджет единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Помимо основного налога, сельхозпроизводители уплачивают налог на прибыль, причем таким предприятиям вменена обязанность по применению нулевой ставки в отношении данного налога. Предлагаем разобраться с тем, как уплачивается налог на прибыль для сельхозпроизводителей, получающих доход от деятельности по продаже произведенной продукции.

Сельхозпроизводители – кто они?

Применение специальных режимов налогообложения существенно упрощает документооборот на предприятии, позволяет экономить средства на уплате налогов и предоставляет возможность налогоплательщикам пользоваться всяческими льготами. К льготным налоговым режимам относится и ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, однако, не каждая организация имеет право на его применение. Плательщики ЕСХН освобождены от уплаты:

  • налога на имущество организаций (имущественного налога для физических лиц, если речь идет об индивидуальном предпринимателе);
  • налога на добавленную стоимость (НДС);
  • налога на прибыль для организации (налога на доходы физических лиц, если речь идет об ИП). См. п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

Так, на уплату ЕСХН могут быть переведены исключительно юридические лица и ИП, признанные производителями сельскохозяйственной продукции. Чтобы разобраться с тем, может ли фирма, осуществляющая деятельность в сфере сельского хозяйства, перейти на уплату ЕСХН, необходимо изучить определение сельхозпроизводителей, представленное в статье 346.2 НК РФ. Сельскохозяйственным товаропроизводителем признается:

  • организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, осуществлением ее переработки (первичной и/или промышленной), в том числе на основных средствах, взятых в аренду, а также реализацией такой продукции;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (животноводческие, огороднические, садоводческие, снабженческие, сбытовые (торговые), перерабатывающие), признаваемые таковыми на основании положений Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ.

Необходимо также обратить внимание на перечень требований, которые должны быть соблюдены компанией, желающей уплачивать единый сельскохозяйственный налог. Согласно указаниям подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, основным условием для перехода на льготный режим является получение дохода от продажи произведенной сельскохозяйственной продукции (в том числе продуктов ее первичной переработки, полученных из сельскохозяйственного сырья собственного производства) в размере 70% от общей суммы дохода предприятия.

Важно! Доля 70-процентного дохода вычисляется с принятием во внимание доходов от оказания производителем сельскохозяйственной продукции вспомогательных услуг, оказанных другим сельхозпроизводителям по части животноводства и растениеводства (начиная с 1 января 2017 года). См. подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

Налог на прибыль для сельхозпроизводителей по нулевой ставке

Если компании присвоен статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, налог на прибыль должен уплачиваться ей по нулевой ставке, если налог исчисляется исходя из размера прибыли, полученной от деятельности по продаже изготовленной продукции сельскохозяйственного производства и по реализации произведенной и переработанной этим налогоплательщиком продукции собственного изготовления. Таковы разъяснения Министерства финансов России, обозначенные в тексте Письма Минфина РФ от 13.09.2021 № 03-03-06/1/65651.

Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ, налоговой льготой считается как полное освобождение от уплаты налога, так и уплата налога в меньшем размере. При этом плательщик налога имеет право на то, чтобы отказаться от применения налоговой льготы или приостановить действие льготы на один или несколько налоговых периодов, но только если сделать это не запрещает налоговое законодательство. С этой точки зрения получается, что сельхозпроизводитель получает возможность не применять льготу по налогу на прибыль и отказаться от нулевой ставки.

Но налоговая ставка – это самостоятельный элемент налогообложения (ст. 17 НК РФ). И ни одна норма НК РФ не предполагает предоставление налогоплательщикам права отказа от утвержденной налоговой ставки или изменения величины ставки по какому бы то ни было налогу, даже если предприятие готово исчислять налог по более высокой ставке. В связи с этим, сельхозпроизводители обязаны применять нулевую ставку по налогу на прибыль, которая была получена от осуществления именно сельскохозяйственной деятельности.

Налог на прибыль для сельхозпроизводителей – расчет налоговой базы

Нулевая ставка по налогу на прибыль должна быть применена не ко всей сумме прибыли, подлежащей налогообложению, а только по отношению к доходам, полученным от осуществления деятельности, имеющей непосредственное отношение к реализации продукции собственного производства и к продаже переработанной продукции. В связи с этим налогоплательщик, согласно п. 2 ст. 274 НК РФ, обязан обеспечить раздельное исчисление налогооблагаемой базы по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых должна облагаться налогом по другой ставке, отличной от от общей.

Прежде чем заниматься исчислением налога на прибыль, необходимо уменьшить размер налогооблагаемой базы на сумму затрат предприятия. Важно, чтобы при этом доходы и затраты соотносились – это означает, что доходы, полученные в рамках осуществления некоторых хозяйственных операций, могут быть уменьшены исключительно на те расходы, которые понесены по этим же самым операциям.

Что касается возможности учета внереализационных расходов, все зависит от того, получается ли определить принадлежность таких затрат к конкретному виду деятельности:

  • если отнесение внереализационных расходов к конкретному виду деятельности представляется возможным, их учитывают при определении налогооблагаемой базы в случае принадлежности затрат к деятельности, облагаемой по нулевой ставке;
  • если невозможно определить принадлежность внереализационных расходов к какому-либо виду деятельности, эти затраты должны быть распределены между видами деятельности налогоплательщика пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов фирмы.

По представленной выше схеме производится распределение общехозяйственных расходов предприятия.

Законодательные акты по теме

п. 2 ст. 274 НК РФ Об определении налоговой базы по налогу на прибыль сельсхозпроизводителями (налог на прибыль для сельхозпроизводителей)
Письмо Минфина РФ от 13.09.2021 № 03-03-06/1/65651 Налог на прибыль для сельхозпроизводителей по нулевой ставке
ст. 17 НК РФ О налоговой ставке как о самостоятельном элементе налогообложения

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие, обладающее статусом сельхозпроизводителя, применяет нулевую ставку по налогу на прибыль в отношении всех доходов компании.

Комментарий: Ставка 0% по налогу на прибыль применяется исключительно в отношении видов деятельности сельхозпроизводителя, имеющих отношение к реализации продукции сельскохозяйственного производства и переработанного селькохозяйственного сырья.

Ошибка: Сельскохозяйственное предприятие, уплачивающее ЕСХН, не ведет раздельный учет доходов, полученных от производства и продажи сельскохозяйственной продукции, и прочих доходов от иных видов деятельности.

Комментарий: Поскольку сельхозпроизводители вправе применять ставку 0% по налогу на прибыль только в отношении доходов, полученных от производства и продажи продукции сельскохозяйственного производства, предприятие обязано вести учет доходов, не связанных с таким видом деятельности, отдельно – он будет облагаться по иной налоговой ставке.

Ответы на распространенные вопросы по теме «Сельхозпроизводители и НДС»

Вопрос №1: Может ли сельхозпроизводитель учесть в расходах безнадежные к взысканию долги в целях исчисления налоговой базы по ЕСХН?

Ответ: Предприятия, уплачивающие ЕСХН, не имеют права учитывать безнадежные долги в расходах, поскольку они не являются плательщиками налога на прибыль.

Вопрос №2: По какой ставке облагаются доходы сельхозпроизводителя, не имеющие отношения к производству и реализации сельскохозяйственной продукции?

Ответ: Доходы, не связанные с производством сельскохозяйственной продукции, облагаются налогом на прибыль по ставке 20%.

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕСХН


Что собой представляет единый сельскохозяйственный налог, для кого он предназначен, как правильно его посчитать и уплатить, рассказывается в нашем материале.

Что такое ЕСХН в налогообложении

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это специальный налоговый режим, который предназначен для организаций и предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию. Работа на нем освобождает организации от уплаты:

  • налога на прибыль (исключение составляют доходы по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств);
  • налога на имущество в отношении имущества, которое организация использует для производства, переработки и продажи сельхозпродукции, а также для оказания услуг сельхозпроизводителям.

Индивидуальные предприниматели, работающие на ЕСХН, не платят:

  • НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности (исключение — доходы от дивидендов и доходы, облагаемые по ставкам 35 и 9 процентов (полный перечень можно посмотреть в пп. 2, 5 ст. 224 НК РФ);
  • налог на имущество физлиц в отношении имущества, которое используется для производства, переработки и продажи сельхозпродукции.

До 01.01.2019 физические и юридические лица, работающие на ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС. Изменения, внесенные Законом «О внесении изменения в части первую и вторую НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ, данное послабление отменили.

Плательщики ЕСХН имеют право на освобождение от НДС в 2021 году при соблюдении одного из следующих условий (п. 1 ст. 145 НК РФ):

  • переход на ЕСХН и реализация права на освобождение происходят в течение одного календарного года;
  • сумма доходов от деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН, за 2020 год не превысила 80 млн рублей (в дальнейшем данная сумма уменьшена до 70 млн рублей за 2021 год и 60 млн рублей — за 2022-й и последующие годы).

Для получения права на освобождение в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление и подтверждающие документы до 20-го числа месяца, с которого будет действовать освобождение. Форма уведомление утверждена Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Организации и предприниматели, получившие освобождение, не могут от него отказаться в дальнейшем.

Чем отличается ЕСХН от УСН

ЕСХН, как и упрощенная система налогообложения (УСН), представляет собой спецрежим, применение которого освобождает от уплаты отдельных налогов. Однако между ними существует немало различий:

  • в отличие от УСН плательщики ЕСХН не освобождены от уплаты НДС;
  • на ЕСХН могут работать только производители сельскохозяйственной продукции, при условии, что доля от такой деятельности составляет не менее 70 процентов от всех их доходов. Для плательщиков УСН не установлен конкретный перечень видов деятельности. Существует ряд компаний, которым запрещено переходить на этот спецрежим, в частности, банкам, организациям с филиалами и так далее (п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • для некоторых категорий плательщиков ЕСХН — рыболовецких артелей и рыбохозяйственных организаций — установлены дополнительные ограничения. Они должны работать на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Кроме того, среднесписочная численность рыбохозяйственных организаций не должна превышать 300 сотрудников. На УСН действуют другие правила уже в отношении всех, кто применяет этот спецрежим. Сотрудников не должно быть более 130 человек, доход не должен превышать 200 млн рублей, а доля участия других организаций — 25%;
  • в отличие от УСН, плательщики ЕСХН не могут выбрать объект налогообложения. Для них он един — «Доходы минус расходы». На УСН существует выбор между объектами «Доходы» и «Доходы минус расходы»;
  • на ЕСХН необходимо уплатить авансовый платеж по итогам полугодия и налог по итогам года, а на УСН предоплату вносят ежеквартально. При этом сдавать авансовые расчеты на обоих спецрежимах не нужно.

Кто может применять ЕСХН

Существует несколько категорий налогоплательщиков, которые могут применять ЕСХН.

Во-первых, организации и ИП, которые непосредственно производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Доход от такой деятельности, а также от оказания услуг сельхозпроизводителям должен составлять не менее 70 процентов от всех их доходов. К сельскохозяйственной продукции относят продукцию животноводства сельского и лесного растениеводства.

Полный список можно найти в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458.

Во-вторых,компании и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, в частности, услуги:

  • по подготовке полей;
  • по посеву и выращиванию зерновых и плодовых культур;
  • по обрезке фруктовых деревьев;
  • по перегонке и выпасу скота и так далее.

Доля доходов от такой деятельности также должна составлять не менее 70% от общего дохода.

В-третьих, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе животноводческие, снабженческие, растениеводческие и другие. К ним также применяют правило о доходе.

В-четвертых, сельскохозяйственные производственные кооперативы, в том числе рыболовецкие артели, осуществляющие рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Доля от продажи улова и рыбной продукции собственного производства должна составлять 70 процентов и более.

В-пятых,рыбохозяйственные организации и ИП, удовлетворяющие требованиям, установленным для рыболовецких артелей. Кроме того, их среднесписочная численность не должна превышать 300 работников.

Не могут применять спецрежим:

  • компании и ИП, производящие подакцизные товары (исключение — подакцизный виноград, вино, виноматериалы собственного производства);
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения;
  • компании, организующие и проводящие азартные игры.

Как перейти на ЕСХН

Компания или ИП, желающие перейти на ЕСХН, должны подать в налоговую инспекцию уведомление до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором будет осуществлен переход. В документе необходимо указать долю дохода от реализации сельхозпродукции. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@.

Вновь созданная фирма или вновь зарегистрированный предприниматель могут уведомить ФНС в течение 30 дней с момента постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). Если пропустить этот срок, придется до конца года работать на общей системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, утратившие право на уплату налога на профессиональный доход, должны уведомить о переходе на ЕСХН в течение 20 дней с момента снятия с учета в качестве самозанятого. (п. 6 ст. 15 Закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Когда сдавать декларацию по ЕСХН

Декларацию по ЕСХН необходимо подавать единожды по окончании налогового периода, которым является год. В течение года ничего сдавать не нужно. Плательщики ЕСХН подают декларацию в налоговую инспекцию по месту своего нахождения не позднее:

  • 31 марта года, следующего за отчетным (декларацию за 2020 год необходимо сдать до 31.03.2021);
  • 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация или ИП прекратили свою деятельность в качестве сельхозпроизводителя по п. 9 ст. 346.3 НК РФ.

Документ можно подать:

За подачу документов на бумажном носителе тем, чья среднесписочная численность превышает 100 работников, грозит штраф 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).

Как заполнить декларацию ЕСХН

Бланк декларации по ЕСХН утвержден Приказом ФНС РФ от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@. Документ будет действовать с 29.03.2021 в обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 18.12.2020 № ЕД-7-3/926@). В период с 29.03.2021 по 31.03.2021 сдать декларацию можно как по старой, так и по новой форме (письмо ФНС РФ от 12.02.2021 № СД-4-3/1776@).

Документ состоит из титульного листа и четырех разделов.

На титульном листе необходимо указать:

  • данные налогоплательщика (название, ИНН, КПП);
  • номер корректировки, при подаче первичной декларации следует проставить «0»;
  • налоговый период «34» — календарный год;
  • год, за который сдается отчетность (2020-й);
  • код налоговой инспекции.

В разделе 1 указываем:

  • в строках 001 и 003 — код ОКТМО, в строке 001 код проставляют все налогоплательщики, в строке 003 — только те, которые сменили свое местонахождение;
  • в строке 002 — сумму авансового платежа;
  • в строке 004 — сумму, которую необходимо заплатить по итогам года с учетом аванса;
  • в строке 005 — сумму налога к уменьшению, если сумма аванса превысила сумму налога, исчисленного за год.

В разделе 2 прописываем:

  • в строке 010 — полученные доходы, их размер берем из книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н;
  • в строке 020 — понесенные расходы;
  • в строке 030 — налоговую базу по налогу (из доходов вычитаем расходы), при отрицательной разнице налоговая база равна нулю;
  • в строке 040 — сумму убытков прошлых лет, на которые уменьшена налоговая база;
  • в строке 045 — ставку налога;
  • в строке 050 — сумму налога за год (налоговую базу уменьшаем на сумму убытков прошлых лет и умножаем на налоговую ставку).

Раздел 2.1 заполняют только те, кто имеет убытки прошлых лет. Полученные убытки можно учитывать при расчете налога в течение 10 лет.

Раздел 3 оформляют только налогоплательщики, получившие денежные средства, а также другое имущество в рамках целевого финансирования или благотворительной деятельности.

Что входит в расходы при ЕСХН

При расчете налоговой базы из суммы полученных доходов вычитают сумму произведенных расходов. Перечень расходов превышает 40 позиций (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). В него входят, в частности, траты:

  • на покупку и изготовление основных средств, их реконструкцию, модернизацию;
  • на оплату труда и больничных;
  • на уплату обязательных страховых взносов и вносов по некоторым видам добровольного страхования;
  • на командировки;
  • на услуги связи и так далее.

Расходы плательщика ЕСХН должны быть (п. 3, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ):

  • обоснованными, то есть экономически оправданными и выраженными в денежной форме;
  • подтвержденными документами, оформленными в соответствии с законодательством или обычаями делового оборота;
  • оплаченными.

Как рассчитать налог ЕСХН

Сумму налога следует считать по формуле: налоговая база, умноженная на ставку налога. Как мы выяснили ранее, для определения налоговой базы из полученных доходов вычитают расходы и убытки прошлых лет.

Налоговая ставка равна 6 процентам. Регионы могут устанавливать с 01.01.2019 дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6 процентов в зависимости:

  • от вида сельхозпродукции;
  • от места ведения деятельности;
  • от размера доходов вследствие продажи сельхозпродукции собственного производства;
  • от среднесписочной численности работников.

Например, для сельхозпроизводителей Московской области с 01.01.2019 по 31.12.2021 действует нулевая ставка налога (Закон Московской области «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Московской области» от 27.08.2018 № 145/2018-ОЗ).

Пример

ИП Иванов А.П. за первое полугодие 2020 года получил доходы в размере 3 879 500 рублей. Расходы составили 2 158 600 рублей. Авансовый платеж составил (3 879 500 — 2 158 600) х 6 процентов = 1 720 900×6 процентов = 103 254 рубля.

Во втором полугодии доходы составили 1 460 200 рублей расходы — 1 350 000 рублей. Итоговая сумма налога составит: доходы за годы (3 879 500 1 460 200) — расходы за год (2 158 600 1 350 000) х 6 процентов = 5 339 700 — 3 508 600×6 процентов = 109 866 рублей. Уменьшим полученную сумму на размер уплаченного аванса: 109 866 — 103 254 = 6 612 рублей. Таким образом, по итогам 2020 года предпринимателю необходимо заплатить 6 612 рублей.

Как оплатить налог ЕСХН

ЕСХН платят два раза в год:

  • авансовый платеж по итогам I полугодия — не позднее 25 июля текущего года;
  • итоговый платеж — не позднее 31 марта следующего года.

ИП Иванов А.П. из примера, приведенного выше, должен заплатить:

  • 103 254 рубля — не позднее 27.07.2020;
  • 6 612 рублей — не позднее 31.03.2021.

Совмещение ЕСХН с другими режимами

До отмены системы налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход плательщики ЕСХН могли совмещать этот спецрежим с ЕНВД. Его с УСН и ОСНО сочетать запрещено. После отмены ЕНВД с 2021 года юрлица не имеют право совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Индивидуальные предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентной системой налогообложения. Они должны вести раздельный учет доходов и расходов по этим спецрежимам. Семидесятипроцентную долю доходов от продажи сельхозпродукции необходимо считать от доходов, полученных по обеим системам налогообложения (письмо Минфина РФ от 17.10.2011 № 03-11-09/64).

Преимущества и недостатки ЕСХН

К преимуществам ЕСХН можно отнести:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДФЛ;
  • минимальное количество отчетов — ежегодно необходимо сдавать лишь декларацию по ЕСХН;
  • возможность для ИП совмещать этот спецрежим с патентной системой налогообложения;
  • отсутствие минимального налога, если фирма сработала в убыток. Например, на УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» придется заплатить 1 процент от доходов, определяемых по ст. 346.15 НК РФ (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

К недостаткам отнесем:

  • жесткие требования к доле доходов от продажи сельхозпродукции;
  • обязанность уплачивать НДС в отличие от УСН или ПСН. Хотя для компаний, работающих с поставщиками, уплачивающими НДС, данный факт стал плюсом, так как позволил принимать «входной» НДС к вычету. Фирмы и ИП, чья выручка невелика, могут получить освобождение от уплаты налога;
  • отсутствие возможности для юрлиц совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Читайте также: