Налоговый статус организации это

Опубликовано: 16.05.2024

Елизавета Кобрина

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Кадровый учет и отчеты по сотрудникам, зарплата, пособия, командировочные и удержания в удобном бухгалтерском веб-сервисе

В большинстве стран отношения между государством и налогоплательщиками строятся на основе резидентства. По этому принципу все налогоплательщики отдельного государства делятся на резидентов и нерезидентов.

Физические лица в статусе резидента

Налоговый резидент

Если физлицо находится на территории России минимум 183 календарных дня в течение 12 месяцев, следующих подряд, его можно назвать резидентом РФ. Эти 183 дня необязательно должны идти последовательно. Есть исключения, когда пребывание вне страны не делает лицо нерезидентом:

  • если физическое лицо отсутствовало в стране по причинам прохождения лечения, обучения или исполнения за границей обязательств по трудовому договору;
  • если российский военнослужащий несет воинскую обязанность за границей или сотрудник органов власти в командировке за пределами РФ;
  • если международный договор устанавливает другой порядок определения резидентства, то применяется его положение, так как его юридическая сила выше.

При отсутствии в стране в течение 183 и более дней за последний год физическое лицо считается нерезидентом. Статус резидента подтверждается сведениями из табеля учета рабочего времени, копиями страниц паспорта с отметками о пересечении границы, документы о регистрации по месту жительства, данными миграционных карт.

По закону гражданство лица не имеет значения для признания резидентом. Им можно признать лицо без гражданства или иностранного гражданина. ИП получают резидентство, если уплачивают российские налоги и зарегистрированы в органах ФНС России.

Юридические лица — резиденты

Резидентство юридического лица определяется принадлежностью к налоговой системе РФ. Юрлицо должно состоять на учете в соответствующих органах и уплачивать налоги в бюджет. Для присвоения этого статуса учитывайте место регистрации фирмы, месторасположение управляющего органа и место деятельности. Юридическим лицом — резидентом РФ считаются:

  • организации, зарегистрированные в России;
  • иностранные организации в соответствии с международным договором;
  • международные организации, головной офис которых располагается в России, и управление осуществляется с территории РФ.

Если юрлицо ведет деятельность в России, но при этом создано и зарегистрировано за границей, оно не может быть резидентом.

Статус налогового резидента и его особенности

От того, является ли лицо резидентом страны, зависит, в какой стране оно будет платить налог на доходы и какие правила налогообложения будут для него применяться. Статьи 207, 209, 210 и 224 Налогового кодекса регулируют вопросы резидентства в России.

Резидент РФ обязан декларировать все доходы, в том числе полученные за пределами страны и уплачивать с них налоги; налоговая база рассчитывается как сумма всех доходов облагаемых налогом, за исключением сумм положенных налоговых вычетов. Сумма налога для резидента исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца. Нерезидент уплачивает налог только с тех доходов, которые получены на территории России; налоговый вычет не предоставляется. Сумма налога для нерезидента исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода (за месяц).

Налог на доходы резидентов и нерезидентов

От налогового статуса физлица зависит ставка НДФЛ, по которой облагаются получаемые доходы. По статье 224 Налогового кодекса резидент РФ уплачивает стандартный НДФЛ по ставке 13%. Для лиц нерезидентов пункт 3 статьи 224 устанавливает специальную ставку НДФЛ 30%, которая может быть снижена при определенных условиях:

  • если нерезидент получил в качестве дохода дивиденды от вложений в российские организации, ставку налога можно снизить до 15%;
  • для особых категорий нерезидентов налоговая ставка составляет 13%.

Особыми категориями нерезидентов признаются: работники по патенту, высококвалифицированные специалисты, переселенцы и беженцы, граждане ЕАЭС, члены экипажей судов.

Смена статуса налогового резидента

В течение года физическое лицо может изменить свой статус. Каждый раз, когда выплачивается доход, уточняйте статус сотрудника, чтобы не удерживать с него лишнюю сумму налога. Для этого каждый месяц при начислении зарплаты проверяйте, сколько времени работник провел на территории России в течение предшествующих 12 месяцев. Дополнительно по итогам налогового периода (календарного года) уточните статус работника и при необходимости сделайте перерасчет НДФЛ за год.

Если лицо получает резидентство, у него возникает возможность возвратить сумму переплаты по НДФЛ, накопленную в текущем календарном году (с 1 января). Работодатель должен провести перерасчет НДФЛ по ставке 13% с начала года и зачесть излишне уплаченную сумму налога. Если до конца года зачесть всю сумму переплаты невозможно, сотрудник может подать заявление в налоговый орган, чтобы налоговая провела перерасчет и вернула излишне уплаченную сумму. Для этого необходимо предоставить справку 2-НДФЛ, декларацию и документ, подтверждающий резидентство.

При утрате сотрудником в течение года резидентства страны, с начала текущего года производится перерасчет НДФЛ по ставке 30% без предоставления налоговых вычетов. При начислении зарплаты, помимо налога необходимо удерживать сумму долга с начала года (но не более 50% от зарплаты). Если год уже закончился нужно подать в органы ФНС справку 2-НДФЛ по ставке 30% и передать долг на взыскание в налоговый орган. Во избежание этого можно договориться с работником о внесении наличных средств и за их счет погасить задолженность по налогу.

Ведете работу с налоговыми резидентами и нерезидентами? В течение месяца в сервисе Контур.Бухгалтерия можно бесплатно, легко и быстро формировать и отправлять декларации, вести учет и начислять зарплату.

Основы налогообложения

Налог – это обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Принципы взимания налога

1. Принцип обязательности.

2. Принцип индивидуальной безвозмездности.

3. Налог обеспечивается механизмом государственного принуждения.

Система налогов в РФ предусматривает 3 группы налогов:

1) Федеральные налоги, которые устанавливаются налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ (НДФЛ, НДС, налог на прибыль, ЕСН и др.)

2) Региональные налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов РФ и которые обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Законами субъектов РФ устанавливаются следующие элементы: налоговые ставки, налоговые льготы, порядок, сроки и формы уплаты (налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций и др.).

3) Местные налоги, устанавливаются Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, в которых определяются следующие элементы: налоговая ставка, налоговые льготы, порядок, сроки и формы уплаты (земельный налог и налог на имущество физических лиц).

Участники налоговых отношений

Участники налоговых отношений - это лица, обладающие правосубъектностью, т.е. у которых имеются субъективные права и обязанности в системе налоговых отношений.

Ø Государственные органы, имеющие определенные полномочия в сфере налогообложения (Федеральная налоговая служба, таможенные органы, Федеральное казначейство, банки и др.)

Ø Налогоплательщики – это лица, на которых законом возложена обязанность платить налог; выделяют следующие категории налогоплательщиков:

В статье 20 налоговый кодекс вводит особую категорию налогоплательщиков – взаимозависимые лица - это лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или результаты деятельности налогоплательщиков.

Взаимозависимыми признаются лица:

o если одна организация участвует в имуществе другой организации и доля такого участия превышает 20%

o если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению

o если физические лица находятся в состоянии родства или брачных отношений

o суд признать лиц взаимозависимыми по иным основаниям, если они оказывают влияние на результаты сделок по реализации товара

Ø Налоговые агенты – это лица, на которых, в соответствие с законом, возложена обязанность исчислить, удержать налог у налогоплательщика и перечислить его в бюджет (работодатель).

Ø Сборщики налогов– это лица, которые принимают средства в уплату налогов и перечисляют их в бюджет.

Прежде чем взимать налог, государство в лице законодательных органов власти в нормативных документах устанавливает элементы налога.

Элементы налога:

СУЩЕСТВЕННЫЕ

ü Субъект налога – это налогоплательщик.

Отношения между государством и налогоплательщиками строятся по принципу резиденства.

Резиденты несут полную налоговую обязанность, и у них налогами облагаются доходы, полученные, как на территории данного государства, так и за рубежом.

Нерезиденты несут ограниченную налоговую обязанность и у них налогами облагаются доходы, полученные только на территории данного государства.

В РФ резиденство определяется ежегодно.

Налоговый статус физических лиц определяется в соответствие с тестом физического присутствия, в соответствие с которым лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, т.е. проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году, являются резидентами.

Нерезиденты– это лица, не имеющие постоянного места жительства в РФ.

В тех случаях, когда временного критерия не достаточно для определения резиденства, например, возникает двойное резиденство, то используют следующие дополнительные признаки:

месторасположение привычного жилища

центр жизненных интересов

Если в результате последовательного применения этих критериев не возможно определить резиденство, то вопрос решается в процессе переговоров налоговых и финансовых органов, заинтересованных государств.

Налоговый статус юридических лиц.

Резиденство у юридических лиц определяется на основе теста инкорпорации, в соответствие с которым все организации, зарегистрированные, как юридические лица в РФ, являются резидентами.

Для международных организаций последовательно применяют следующие тесты:

§ тест «место осуществления центрального управления и контроля»

§ тест «место осуществления текущего управления предприятием»

§ тест «деловой цели»

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях, как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

Личное участие налогоплательщика не лишает его права иметь представителя, так и участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в отношениях.

Законными представителями налогоплательщиков организаций являются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов (внешний представитель).

Законными представителями налогоплательщиков физических лицпризнаются лица, выступающие в качестве представителей в соответствие с гражданским законодательством РФ (сам человек, родители для несовершеннолетних, опекуны и т.д.).

Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с участниками налоговых отношений на основании доверенности.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченное представительство может быть как возмездным, так и безвозмездным.

Доверенность может быть генеральной, специальной или разовой.

ü Объект налога – это те юридические факты, т.е. действия, события, состояния, которые обуславливают обязанность налогоплательщика платить налог.

ü Предмет налога представляет собой признаки фактического характера, которые обуславливают обязанность плательщика платить налог.

ü Налоговая база – это стоимостное или иное выражение объекта или предмета налога.

ü Единица налога – это определенный параметр, в котором выражается налоговая база (рубли, л.с., литры, т, шт. и т.д.)

ü Налоговая ставка – это размер налога на единицу налога. По виду налоговые ставки различают, как процентные, твердые (т.е. в рублях) и комбинированные.

По экономическому содержанию налоговые ставки делятся:

o маргинальные, которые непосредственно указаны в налоговых законах

o фактические, которые определяются, как отношение уплаченного налога к налоговой базе

o экономические, которые определяются как отношение уплаченного налога к полученному доходу

ü Налоговый период – это срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

ü Отчетный период – это период, за который представляется налоговая отчетность (это налоговая декларация).

ü Метод налогообложения – это порядок изменения налоговой ставки в зависимости от изменения налоговой базы.

Различают несколько методов налогообложения:

- равное налогообложение, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога

- прогрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога (транспортный налог, в зависимости от мощности двигателя)

- регрессивное налогообложение, при котором с ростом налоговой базы снижается ставка налога (ЕСН)

- пропорциональное налогообложение, при котором устанавливается единая ставка налога, а сумма налога изменяется пропорционально налоговой базе.

ü Порядок уплаты налога включает в себя 3 составляющих:

- средства уплаты (налоги уплачиваются только в рублях)

- направление уплаты

- сроки уплаты

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ü Налоговые льготы – это предоставляемая налогоплательщику определенное преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать в меньшем размере.

В зависимости от того, на изменение какого элемента направлена льгота выделяют следующие налоговые льготы:

-Изъятие – это налоговая льгота, направленная на выведение из под налогообложения отдельных объектов или предметов налога (например, стипендия)

-Скидки – это налоговые вычеты, направленные на уменьшение налоговой базы

-Сокращение налогового оклада (сумма налога), которая выражается в полном или частичном освобождении налогоплательщика от уплаты налога (например, пенсионеры не платят НДФЛ)

-Изменение срока уплаты налогов – перенос установленного срока на более поздний срок, не превышающий один год. Изменение срока уплаты налога может осуществляться в форме отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты налога производится, как правило, под залог имущества или при наличии поручительства.

Отличие отсрочки, рассрочки от инвестиционного налогового кредита является то, что первые две предоставляются, в связи с неблагополучным положением налогоплательщика, а инвестиционный налоговый кредит (ИНК) в связи с осуществлением определенных затрат.

Рассрочка или отсрочка уплаты налога может быть предоставлена по следующим основаниям:

o причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия

o задержка налогоплательщику бюджетного финансирования

o угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога

o если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога

o если производство и реализация продукции носит сезонный характер

Если отсрочка или рассрочка уплаты налога предоставляется по 3-ему, 5-ому и 5-ому основаниям, то на сумму задолженности начисляются проценты, исходя из ставки, равной ½ ставки рефинансирования ЦБ.

Если отсрочка или рассрочка предоставляются по первому и второму основаниям, то на сумму задолженности проценты не начисляются.

Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:

возбуждено уголовное дело, в связи с налоговыми правонарушениями

производится производство по делу о налоговом правонарушении

имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или имущества, либо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1-ого года до 5-ти лет.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, в праве уменьшать свои платежи по налогу, по которому предоставлен кредит до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией (накопленная сумма кредита) не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором.

В каждом отчетном или налоговом периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50-ти % рассчитанной суммы налога без учета кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по следующим основаниям:

§ проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на защиту окружающей среды или создание рабочих мест для инвалидов

§ осуществление внедренческой или инновационной деятельности

§ выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

a.по основания, указанным в пункте 1 – на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей

b.по основаниям, указанным пунктами 2 ; 3 – на сумму кредиты, определяемую по соглашению между налогоплательщиком и уполномоченными органами.

На сумму инвестиционного налогового кредита устанавливаются %-ты.

Не допускается устанавливать %-ты на сумму кредита менее ½ и более ¾ ставки рефинансирования банка России.

Законами субъектов РФ разрешается устанавливать другие условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которы возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Понятие налогоплательщика и плательщика сбора

Никакой обязательный платеж не может взиматься, если не предусмотрен круг лиц, обязанных его вносить. По этой причине, каждый раздел НК, устанавливающий тот или иной налог и сбор содержит соответствующие положения.

Общие правила, определяющие статус налогоплательщиков, которые занимают центральное место в отраслевом законодательстве, установлены в главе 3 НК РФ.

Определение содержится в ст. 19 НК РФ. Согласно нему, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лика, а также организации, на которых этот документ возлагает обязанности по их уплате.

С 2017 г. будут предусмотрены новые правила. Администрирование и контроль уплаты взносов во внебюджетные фонды передаются налоговым органам, поэтому указанное определение приобретет соответствующие элементы.

В отдельных случаях, налогоплательщиками признаются иностранные структуры, действующие в России без образования юридического лица.

Учитывая понятие, изложенное в ст. 19 НК РФ, законодатель разделяет понятия плательщика налогов и плательщика сборов. С 2017 г. появится плательщик обязательных взносов. Судебная практика пришла к тому, что статус этих субъектов не един.

Права и обязанности налогоплательщиков, касающиеся исключительно их, не распространяются на плательщиков сборов и наоборот.

Состав налогоплательщиков и плательщиков сборов

Ст. 57 Конституции России предусматривает исполнение обязанности по уплате налогов каждым. Эти положения конкретизируются нормами НК.

Налогоплательщики и плательщики сборов делятся на 2 основные категории: физическое лицо и организация. Каждый указанный тип субъекта имеет свои особенности, предусмотренные нормами ГК и НК.

Дополнительным основанием для деления этих лиц служит их принадлежность к России. Отличают национальных и иностранных налогоплательщиков. Это касается как граждан, так и организаций.

Также налогоплательщики могут делиться на резидентов России (пребывающих на ее территории от 183-х дней на протяжении года) и нерезидентов. Последним могут предоставляться льготы, в том числе, они вправе получить освобождение от уплаты некоторых налогов. Это объясняется тем, что место их жительства расположено за рубежом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами

Законодательство называет в качестве физического лица граждан России, иностранцев и лиц, не обладающих таковым. Действующий порядок предоставляет им схожий статус, и они исполняют обязанности по уплате на общих основаниях. Все они получают индивидуальный номер. В отдельных случаях, возможности могут зависеть от гражданства. Речь идет о возможности получить льготы или освобождение.

Отдельное регулирование предусмотрено для индивидуальных предпринимателей (ИП). Помимо постановки на учет в качестве физического лица, они должны сдавать документы, дополнительные декларации, а также получать свидетельство о регистрации в качестве ИП. Эта категория, согласно ст. 11 НК, включает главу фермерского или крестьянского хозяйства. Такое лицо рассматривается как предприниматель. Права и обязанности налогоплательщиков этой категории гораздо шире, нежели у обычного гражданина.

Если эти субъекты не встали на учет, то они все равно несут налоговые риски, аналогичные тем, которые связаны с детальностью ИП. Сослаться на то, что такое наименование налогоплательщика отсутствует, не получится. Тот факт, что лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, не будучи внесенным в качестве ИП, не освобождает его от ответственности.

Выделяется и такая категория, как самозанятые граждане. К ним относятся адвокаты и нотариусы.

Если налогоплательщик недееспособен или является несовершеннолетним, то необходимые функции выполняют представители (родители или опекуны). Однако становится на учет и получает индивидуальны номер именно подопечный или ребенок. Но все риски, связанные с ответственностью, несут представители.

Налогоплательщики, являющиеся организациями

Ст. 11 НК определяет их как образованные в соответствии с российским законом юрлица, либо иностранные юрлица, обладающие правоспособностью, а также международные организации и их российские филиалы, либо представительства.

Правовое положение филиалов и представительств организаций не предполагает признание их налогоплательщиками. Однако они имеют значение в ситуациях, когда проводится налоговый контроль (выездная проверка деятельности филиала) и подлежат постановке на учет с выдачей соответствующего уведомления.

НК толкует понятие филиалов и представительств более расширительно, нежели ГК. Налоговыми нормами вводится понятие обособленного подразделения, под которым подразумевается наличие как минимум одного стационарного рабочего места. В отношении каждого из них требуется постановка на учет.

Права и обязанности налогоплательщика и плательщика сбора

Правовое положение (статус) этих субъектов предполагает наличие определенных прав и обязанностей. Другие его элементы включают ответственность налогоплательщиков и плательщиков сборов.

В случае применения последней, закон предусматривает возможность отстаивания интересов. Это выражается в таком институте, как права налогоплательщиков на защиту.

Перечень всех прав, принадлежащих налогоплательщикам установлен в ст. 21 НК и предусматривает следующее:

1. Получение бесплатной информации обо всех налогах, подлежащих уплате, включая их основные элементы (объект налогообложения, база, ставка и другие). Помимо этого, он может получить действующую форму любой декларации и проконсультироваться о том, как ее заполнить. Также предусмотрено информирование о порядке постановки на учет и о том, как выдается соответствующее свидетельство.

2. Получение разъяснений Минфина о порядке установления и внесения федеральных, региональных и местных обязательных платежей и структурах, осуществляющих информирование об итоговом размере налога. Для решения такой проблемы этого нужно подать заявление.

3. Использование всех имеющихся налоговых льгот, в том числе, освобождение. Конкретные послабление содержатся в нормах 2-й части НК. Каждый налог может предусматривать отдельные льготы.

4. Отсрочка, рассрочка платежа либо получение инвестиционного налогового кредита, порядок предоставления которого определен нормами НК.

5. Распоряжение переплаченными суммами налогов. Возможен как их в зачет как в по будущим начислениям, так и возврат.

6. Встречное информирование со стороны налоговой инспекции в ходе сверки расчетов с бюджетом.

В этой статье содержится лишь база. Перечень прав носит открытый характер и может дополняться специальными нормами.

Налогоплательщики обязаны соблюдать требования ст. 23 НК. К ним относятся следующие действия:

1. Внесение всех предусмотренных платежей. Субъекты налогообложения и плательщики сборов обязаны исполнять установленные законом налоговые обязательства. Помимо самих расчетов с бюджетом, в ряде случаев, должны самостоятельно определять некоторые элементы налога (объект налогообложения, база, ставка).

2. Постановка на регистрационный учет налогоплательщиков обязывает всех лиц состоять на нем по месту нахождения. Каждый из таких субъектов должен получать уникальный номер. Не стоит путать регистрацию ИП и юридических лиц с этой процедурой. Первая носит гражданско-правовой-характер, а постановка служит одним из методов, при помощи которого осуществляется контроль.

3. Представление в налоговую инспекцию по месту нахождения декларации по налогам и сборам. Даже если есть освобождение от уплаты, потребуется информирование (если есть объект налогообложения). В этом случае сдаются нулевые декларации. Иначе бездействие будет рассматриваться в качестве нарушения. Важно внимательно указывать каждый предусмотренный номер.

4. Юридические лица должны сдавать бухгалтерскую отчетность по месту своего нахождения.

5. Адвокаты, нотариусы и ИП должны представлять книги учета доходов и расходов в порядке исполнения запросов инспекции.

6. На протяжении 4-х лет хранить налоговые и бухгалтерские документы. Это связано с возможностью проводить проверки доначислять налоги за 3 предшествующих года. При проведении таковой должна обеспечиваться возможность изучить указанные документы.

В этих нормах также перечислена база. Отдельными положениями могут предусматриваться дополнительные обязанности.

Ответственность налогоплательщиков

В зависимости от характера, который носит правонарушение, могут применяться различные меры ответственности. Они принадлежат разным правовым отраслям.

В случаях, когда правонарушение связано с налоговыми правоотношениями, ответственность наступает в соответствии с нормами НК. Примером служит непредставление декларации. Даже несданный «нулевой» отчет повлечет проблемы.

Возможна и административная ответственность за правонарушение. В качестве примера подойдут случаи, когда сведения, указывающие место расположения организации (объект недвижимости), не соответствует данным учета (постановка на учет с нарушениями). Эти риски стоит исключить и обозначить актуальное место нахождения юрлица.

Если правонарушение по сокрытию налогов носит преступный характер, то ответственность наступит по нормам УК РФ.

Тогда высоки риски лишиться свободы. Стоимость такого нарушения и связанные с ним проблемы будут существенными.

В ряде случаев ответственность распространяется не на плательщиков, а на налоговых агентов – субъектов, на которых возложено исполнение обязательств по уплате в бюджет, подавать сведения и выполнять другие функции.

Защита при проведении налогового контроля

В случае, если в отношении налогоплательщика проводится налоговый контроль, ему обеспечивается защита. В рамках нее он может представлять пояснения, документы и другие доказательства и сведения в обоснование своей позиции.

Кроме того, предоставляются следующие возможности:

  • получение копий требований и актов проверяющей структуры;
  • требование соблюдения законных процедур;
  • не осуществление исполнения заведомо незаконных требований и предписаний проверяющих;
  • участие в заседаниях, на которых изучаются налоговые документы и вынесение заявления по существу рассматриваемых вопросов;
  • обжалование всех актов, требований и решений налоговых структур, а также требование возмещения причиненных в результате нарушения убытков. Возможна как судебная защита (порядок и особенности предусмотрены процессуальными нормами), при которой подается исковое заявление, так и обращение в вышестоящую инспекцию (порядок содержится в НК).

Также налогоплательщик имеет право на соблюдение сохранение налоговой тайны. Инспекцией должна быть обеспечена ее защита, не допускающая того, чтобы эти сведения утекли.

В международной практике понятие налогового резидента, как для физических, так и для юридических лиц, - одно из основополагающих при их налогообложении. Отличие налогового резидента от нерезидента, в общем-то, заключается в том, что резидент, как правило, уплачивает налог со всего своего дохода (полученного внутри страны или за рубежом), а нерезидент – только с дохода, полученного от коммерческой деятельности в этой стране. Чтобы не оказалось так, что одно и то же лицо уплачивает налог дважды – в стране своего резидентства и в стране получения дохода, между странами заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения. У России сейчас 80 действующих соглашений.

На данный момент, в отличие от многих других стран, в России нет понятия налогового резидентства для юридических лиц. Налогоплательщики-юридические лица определены как «организации», и их налоговых статус определен одним критерием: местом их регистрации. Между тем, как известно, нередко за рубежом регистрируется компания, которая, по сути, является «ширмой» и действительности никакой реальной деятельности не ведет, а управляется из России ее реальным, бенефициарным владельцем. Обложить ее налогом в России нет никакой правовой возможности, поскольку формально доход получает иностранная компания, а не ее бенефициарный владелец, хотя в реальности денежные средства со счетов компании тратятся по прямому распоряжению владельца бизнеса, а то и в его личных интересах. В результате, если компания зарегистрирована в низконалоговой или оффшорной юрисдикции, налог с доходов не платит ни компания, ни ее реальный владелец.

Но в практике других стран применяется другой подход: налоговое резидентство и, соответственно, налоговый статус компании определяются через критерии, которые позволяют определить ее фактическую «связь» с тем или иным государством, независимо от места ее регистрации. Как правило, основной критерий, - это место фактического управления компанией, которое, в свою очередь, может определяться на основании таких признаков как а) место проведения совета директоров; б) место оперативного управления; в) местонахождение главного офиса или административного здания; г) местонахождение центральной бухгалтерии; в) местонахождение архива и т.д.

Похожие критерии уже закреплены в специальных протоколах к соглашениям, которые подписаны Россией в последние два года с Кипром, Люксембургом, Швейцарией и другими странами.

Таким образом, юридическое лицо в каком-то смысле сравнивается с физическим лицом, у которого тоже есть «место регистрации» - гражданство, но для целей его налогообложения главное не это, а его реальная связь с тем или иным государством, которая определяется через место его проживания и работы, местонахождение его постоянного жилища, семьи и т.д.

Управление компанией, принятие основных решений о ее деятельности, деятельность совета директоров обычно рассматриваются как основная, «реальная» деятельность компании. Поэтому в Великобритании, например, критерий места центрального управления и контроля применяется уже более 130 лет, постепенно он был воспринят и другими странами.

Введение в российское налоговое законодательство понятия налогового резидентства юридического лица, основанного на критерии контроля и управления, позволит налоговым органам взимать налоги с компаний, которые фактически являются российскими, хотя и зарегистрированы где-то за рубежом.

Фактический получатель дохода: повод для большой путаницы

Еще одним важным шагом Минфин называет законодательное определение понятия фактического получателя дохода. Это понятие – наименее проработанное не только в российское практике, но и на международном уровне. Прежде всего, нужно четко отличать понятия «фактический получатель дохода» и «бенефициарный собственник». В английском языке обычно и то, и другое обознаются одним словом – beneficial owner. В результате, уже сейчас в ходе обсуждения инициатив по деоффшоризации мы видим их смешение, хотя юридический смысл их совершенно разный.

Чаще всего, говоря о «бенефициарном собственнике» или «бенефициарном владельце», имеют в виду фактического владельца компании или бизнеса, конечного акционера, который может быть неочевиден, поскольку может участвовать в своем бизнесе не напрямую, а через другие компании, трасты, доверенных лиц, номинальных держателей и т.д. Раскрытие фактического владельца компании чаще всего требуется не в налоговых целях, а в «антиотмывочном» и антикоррупционном законодательстве – чтобы установить лиц, совершающих преступления под прикрытием (часто фиктивных) юридических лиц, в антимонопольном законодательстве – чтобы получить информацию об аффилированных лицах и установить истинного владельца бизнеса. В налоговых целях понятие фактического получателя дохода не имеет никакого негативного смысла и означает лицо (физическое или юридическое), которое в юридическом и экономическом смысле получает доход в свое распоряжение и несет в связи с этим налоговые обязательства. Это понятие используется в соглашениях об избежании двойного налогообложения и в этом же смысле, мы уверены, его употребляет Минфин в своей программе мер по деофшоризации (см. слайд «Бенефициарный владелец или фактический получатель дохода?»).

В то же время, даже на уровне ОЭСР (а именно здесь создаются основные документы по международному налогообложению и толкованию соглашений об избежании двойного налогообложения) дискуссия о точном определении фактического получателя дохода еще продолжается. На данный момент достигнуто понимание, что

1) в любом случае фактический получатель дохода – это не то же самое, что бенефициарный владелец (о чем мы уже сказали выше),

2) таковым не является посредник (агент, поверенный) или номинальный держатель,

3) таковым не является кондуитная компания (компания, специально созданная для использования налоговых преимуществ по международным соглашениям), которая действует просто как «администратор» дохода.

Иначе говоря, фактический получатель дохода – это «реальный» получатель дохода, который получает его в свое полное распоряжение, а потому разумно, что он и должен уплатить налог с этого дохода. Проблема же заключается в том, что нередко доход выплачивается некоему лицу, которое формально, согласно налоговым соглашениям, имеет право на пониженную ставку налога или вовсе от налога освобождено. А на самом деле денежные средства транзитом уходят дальше, и фактический получатель дохода – лицо, которое зарегистрировано в низконалоговой или оффшорной юрисдикции и которое никаких налоговых льгот не имеет.

Выявлять фактических получателей дохода налоговые органы собираются путем улучшения обмена информацией с налоговыми органами других стран. В результате доходы будут обложены налогом исходя из того, кто является фактическим получателем дохода, а не формальным.

Наказание без преступления?

Основная проблема обоих понятий – налоговое резидентство юридического лица и фактического получателя дохода – заключается в том, что очень сложно их определить, выделить понятные критерии и избежать произвольного толкования и применения налоговыми и судебными органами.

Особенно эта проблема обостряется тем, что в России ни налогоплательщики, ни налоговые органы, ни суды не имеют достаточного (если не сказать – никакого) опыта в применении этих понятий, подходов, которые десятилетиями вырабатывались в европейских странах и США. Достаточно сказать, что у нас нет практически никаких документов ОЭСР на русском языке (ведь Россия – не участник ОЭСР), хотя именно на эти документы собирается опираться Минфин.

Налоговый кодекс в числе основных принципов налогообложения указывает: «Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (п.6 ст.3 НК РФ). А в данном случае есть большая опасность, что все эти незнакомые российскому налогоплательщику понятия будут применяться произвольно, в зависимости от уровня компетентности и собственного понимания конкретного инспектора, от ситуации и необходимости решения фискальных задач, а налогоплательщики будут наказываться за нарушения, которые они совершать и не собирались.

Обмен информацией — необходимая составляющая деофшоризации

В числе намеченных мероприятий – ратификация Конвенции Совета Европы и ОЭСР 1988 г. о взаимной помощи по налоговым вопросам. Сейчас она уже подписана 63 государствами и, более того, распространена на заморские территории Великобритании (Британские Виргинские острова, о.Мэн и т.п. территории, которые часто используются в оффшорных структурах).

Сейчас российские налоговые органы могут направлять лишь обоснованные запросы, касающиеся конкретных лиц и конкретных операций (и то, как говорят налоговики, ответы приходят лишь в 30% случаев), поскольку соглашениями об избежании двойного налогообложения обмен информацией достаточно ограничен.

Конвенция предусматривает намного больше инструментов для получения информации из-за рубежа. Во-первых, в дополнение к уже известному обмену информацией по запросу появятся автоматический и произвольный (т.е. без запроса, автоматически или по инициативе налогового органа) обмен информацией.

Во-вторых, предусмотрены особые налоговые проверки, при которых действия налоговых органов двух или нескольких стран тем или иным образом координируются: а) одновременные налоговые проверки; б) совместные налоговые проверки; в) налоговые проверки за границей.

В-третьих, Конвенция предусматривает взаимную помощь по взысканию налогов. Это должно обеспечить поступление недоплаченного налога в бюджет в тех случаях, когда имущество неплательщика находится за границей.

Согласно планам Правительства Конвенция должна быть ратифицирована в 1 квартале 2014 года.

Материал подготовил Рустем Ахметшин, старший партнер «Пепеляев Групп».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

  • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
  • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
  • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

Читайте также: