Налог на прибыль для it компаний в 2021 году

Опубликовано: 14.05.2024

Старший юрист Департамента международного налогового планирования Юридической фирмы Клифф

специально для ГАРАНТ.РУ

Что такое налоговый маневр в IT-отрасли?

Это "народное название" нового пакета налоговых льгот для российских IT-компаний. О налоговом маневре в этой отрасли (еще он получил название IT-маневр), в рамках которого предполагалось существенно снизить налог на прибыль и страховые взносы, впервые заговорил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в июне 2020 года. Далее намерение провести IT-маневр подтвердил Владимир Путин в своем публичном выступлении 23 июня, указав, что предлагаемые ставки налога будут одними из самых низких в мире.

В итоге 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон № 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 265-ФЗ), которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний. Изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

Чем отличается новый режим налогообложения от ранее действующего?

Изменения коснулись режима налогообложения доходов от ПО и баз данных НДС, налогом на прибыль организаций, а также обложения страховыми взносами.

Основным отличием ИТ-маневра от действующего в настоящий момент режима является изменение порядка налогообложения доходов от программного обеспечения НДС. В текущей редакции подп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса от НДС освобождаются операции по передаче прав на любое ПО и любые базы данных на основании лицензионных, в том числе сублицензионных договоров, а также на основании договоров об отчуждении исключительных прав.

С 2021 года от НДС освобождается передача прав на ПО, в том числе, передача через Интернет при соблюдении следующих условий:

  • ПО включено в специальный реестр российского ПО. В настоящее время в реестр включено более 7,1 тыс. наименований ПО, причем с августа по октябрь текущего года в реестр включено более 230 наименований ПО и баз данных (за тот же период прошлого года в реестр было добавлено около 150 наименований), что может свидетельствовать о высокой заинтересованности во льготе производителей ПО;
  • порядок включения в реестр регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 12365. Для включения в данный реестр необходимо, чтобы исключительные права на ПО (базу данных) были законно получены на территории РФ (введены в гражданский оборот в РФ) или экземпляры программы (базы данных) свободно распространялись в РФ; менее 30% выручки от передачи прав использования на такие ПО (базу данных) приходилось на договоры с иностранными лицами; ПО, права на которое передаются, не является государственной тайной. Кроме того, необходимо, чтобы исключительное право на ПО (базу данных) без ограничений по территории и сроку действия принадлежало российскому лицу (лицам), в том числе российской коммерческой организации, не менее 50% прямого или косвенного участия в которой принадлежат гражданам РФ, российским публичным образованиям (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) или российским некоммерческим образованиям. Помимо указанных выше, Постановлением Правительства № 1236 установлены также дополнительные критерии: ПО не управляется и не обновляется принудительно из-за границы; обслуживание и техническая поддержка ПО осуществляется российской организацией без преимущественного владения иностранными лицами или гражданином РФ;
  • права на ПО, которые буду передаваться, не включают в себе права распространения рекламы в Интернете, и (или) получения доступа к ней, размещения предложений о покупке / продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав) в Интернете, поиска информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключения сделок. То есть теперь льгота по НДС станет недоступна для торговых площадок, а также практически любого ПО, на котором есть рекламные баннеры или иное продвижение собственных или чужих товаров (услуг). При этом, льгота потенциально может быть применима, например, к компьютерным играм, продуктам в сфере информационной безопасности, системам управления процессами, образовательному ПО и другим.

Налог на прибыль

Важной составляющей IT-маневра стало существенное снижение ставки по налогу на прибыль для компаний в IT-сфере – 3% вместо 20%.

Так, согласно п. 4 ст. 1 Закона № 265-ФЗ льготы по налогу на прибыль предусмотрены для двух категорий компаний, работающих в сфере ИТ: для российских организаций, разрабатывающих и реализующих ПО, оказывающих услуги по его модификации, адаптации, установке, тестированию и сопровождению ПО и баз данных, а также для организаций, которые занимаются проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Для организаций из первой группы для получения льготы по налогу на прибыль необходимо соблюдение следующих условий:

  • получение документа о государственной аккредитации компании в сфере ИТ в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2007 г. № 7586. После принятия Закона № 265-ФЗ в данное Постановление не вносились изменения, однако возможно внесение их в будущем;
  • не менее 90 % от суммы доходов компании получено в виде доходов от отчуждения экземпляров ПО (баз данных), разработанных компанией, отчуждения исключительных прав (передачи прав на использование такого ПО и базы данных, обновления к ним, в том числе через Интернет), а также доходов от оказания услуг по разработке, адаптации и модификации ПО, установке, тестированию и сопровождению ПО и баз данных. То есть льгота касается самостоятельно разработанного ПО. При этом, такие доходы не должны включать доходы от передачи прав на распространение или получение доступа к рекламе в Интернете, размещения предложений о покупке и продаже товаров (услуг, работ, имущественных прав) и поиска информации о потенциальных продавцах и покупателях, а также заключения соответствующих сделок. При расчете доли доходов в нее не включаются доходы в виде курсовой разницы и курсовой разницы, возникшей от переоценки выданных (полученных) авансов (п. 2, п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ), а также доходы от уступки прав требования долга, который возник при признании доходов от операций в IT-сфере;
  • не менее 7 сотрудников за отчетный период (среднесписочная численность).

Для организаций второй категории требования являются аналогичными – включение в реестр (в настоящее время существует только проект Постановления Правительства РФ "О ведении реестра организаций, оказывающих услуги (осуществляющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции"), получение не менее 90% доходов от соответствующих доходов (доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции) и наличие среднесписочной численности работников не менее 7 человек в течение отчетного периода.

Также в рамках изменений по налогу на прибыль, отменяется возможность амортизации в отношении электронно-вычислительной техники, ранее предусмотренная п. 6 ст. 259 НК РФ. Теперь расходы на приобретение ЭВМ можно учесть в налоговой базе в качестве материальных расходов.

Условия для применения пониженных тарифов страховых взносов аналогичны перечисленным выше условиям в отношении налога на прибыль (включение в соответствующий реестр, получение не менее 90% доходов от указанных видов деятельности, минимальная среднесписочная численность сотрудников не менее 7 человек). С 2021 года пониженные тарифы страховых взносов являются следующими:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом, общая нагрузка по страховым взносам составит 7,6%. Напомню, что в текущей редакции нормы п. 5 ст. 427 НК РФ организации в сфере ИТ могут претендовать на пониженные тарифы по страховым взносам в общем размере 14 % (на ОПС – 8 %, на случай ВНиМ – 2 %, на ОМС – 4 %).

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на то, что некоторые представители ИТ-индустрии негативно отзывались об изменениях в налогообложении НДС, в силу которых на льготу может претендовать меньшее число компаний, чем раньше, и более высокую эффективную ставку налогообложения при использовании ПО, чем в аналогичных режимах в иностранных государствах (например, IP-box на Кипре дает возможность использования эффективной ставки налогообложения доходов от использования программного обеспечения в размере 2,5 %), IT-маневр может стать эффективным инструментом для ряда компаний в сфере ИТ, чья деятельность с использованием ПО не связана с рекламой и реализацией товаров (услуг).

Елизавета Кобрина

Федеральный закон № 265-ФЗ внёс изменения в работу IT-компаний. С 2021 года для них изменились налоговые ставки по налогу на прибыль. В этой статье базовая информация и частные случаи.

Статья подготовлена по материалам вебинара Ольги Букиной «Налог на прибыль в 2021 году. Изменения. Отчётность».

Для кого и как снизят ставки по налогу на прибыль

Ставка по налогу на прибыль теперь составляет 3 % вместо 20 %. Все 3 % уплачиваются в федеральный бюджет, а субъекты не получают вообще ничего, причём от воли субъектов это не зависит.

Льготу ввели для двух категорий:

  1. Для российских организаций в области IT — разработка и реализация программ, баз данных, адаптация и модификация программ, тестирование и сопровождение программ и баз данных (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).
  2. Для российских организаций, которые занимаются проектированием и разработкой электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (п. 1.16 ст. 284 НК РФ).

Но есть условия, которые надо выполнить, чтобы получить сниженную ставку.

Условие 1. Признание от государства

У организаций из п. 1.15 должна быть государственная аккредитация в области информационных технологий. Положение о госаккредитации утверждено постановлением Правительства от 06.11.2007 № 758.

Организации из п. 1.16 должны входить в специальный реестр Минпромторга. Порядок ведения этого реестра утверждён постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2392.

Условие 2. Доля доходов не менее 90 %

Для обеих категорий доля доходов от деятельности, перечисленной в абз. 3 п. 1.15 или абз. 3 п. 1.16 ст. 284 НК РФ, должна составлять не менее 90 % от всех доходов.

Это значит, что если вы айтишники, не стоит разбавлять деятельность какими-то крупными мероприятиями, которые могут размыть прибыль. Например, если вдруг организация проведёт какой-то крупный платный семинар, у неё доля доходов от деятельности, указанной в соответствующем пункте ст. 284 НК РФ, резко упадёт. За этот период будет сложно обосновать применение 3 % ставки.

Сейчас только начинает применяться этот порядок, поэтому нас ждёт ещё достаточно разъяснений Минфина и ФНС, но пока лучше стараться строго придерживаться того, что указано в кодексе.

Условие 3. Среднесписочная численность

Среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период должна быть не менее 7 человек. Подробнее про расчет среднесписочной численности в ст. 2.4.1 Приказа Росстата от 27.11.2019 № 711.

1 мая запускаем курс «Налог на прибыль: изменения, признание расходов, нетипичные ситуации». Все видео и тесты доступны сразу.

Льготная ставка при реорганизации IT-компании

Реорганизация — это либо выделение, когда нечто отпочковалось от компании, либо это разделение — когда компания просто распадается на две совершенно новые фирмы.

Ситуация с реорганизацией и применением льготы по прибыли рассмотрена в свежем письме ФНС от 27.01.2021 № СД-4-3/883@.

Например, компания разрабатывала две программы. И вот она распалась на две компании. Её отпочковавшаяся часть получила одну программу, другая — другую. Правопреемник для расчёта доли в 90 % вправе учитывать все виды доходов, возникающих в связи с использованием программ при условии, что они были разработаны реорганизованной организацией.

Дочерняя организация, не будучи сама разработчиком, а получив программу как правопреемник при реорганизации, может применять ставку 3 %. Но только если указанные программы были разработаны той компанией, от которой они оторвались.

Разъяснения налоговой по льготам для IT-компаний

Сразу после того, как вышел ФЗ, посвящённый айтишникам, от них посыпались вопросы о применении положений пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ. Ответы на большинство из них Минфин дал в письме от 18.12.2020 № 03-07-07/111669.

Рекомендуем ознакомиться с этим документом всем, кто имеет отношение к IT-деятельности. Это очень обширное письмо, где перечисляется несколько частных случаев, когда применяются или не применяются льготы, предусмотренные положениями закона № 265-ФЗ. Это касается не только прибыли, но и освобождения от НДС, пониженных ставок страховых взносов.

И вот несколько примеров, которые были рассмотрены.

Пример 1. ПО автоматизирует процесс обслуживания клиентов, сбора данных, проведения маркетинговых кампаний, программ лояльности и анализ их результатов. В числе прочего эта программа позволяет проводить рассылку СМС и имейлов.

При передаче налогоплательщиком прав на использование программы не применяются положения абзаца второго пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, исключение, указанное в абз. 4 п. 1.15 ст. 284 и абз. 4 и 8 п. 5 ст. 427 НК РФ.

Пример 2. В ПО реализована система юридически значимого документооборота, то есть клиенты могут обмениваться с контрагентами электронными документами, подписанными электронной подписью.

В связи с этим при передаче налогоплательщиком прав на использование указанной программы, вышеназванные исключения тоже не применяются.

Пример 3. Программное обеспечение позволяет проводить анализ и проверки контрагентов на основании информации из широкого круга источников (ЕГРЮЛ, информационные базы судов, Росстат, данные торговых площадок и т.д.) и отслеживает изменения в данной информации.

Тут тоже нет оснований для применения исключений.

Пожалуйста, изучите это письмо и примеры, тогда многое для вас, наверное, станет более понятным. Его написали специально для всех, кто приступает к деятельности в этой области, чтобы мы могли как-то сориентироваться.

Лектор вебинара Ольга Букина, аудитор, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учёту
Подготовила Елизавета Кобрина, выпускающий редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

image_pdf
image_print

В период пандемии был разработан Федеральный закон N 265-ФЗ, который предусматривает налоговую поддержку для бизнеса в сфере информационных технологий.

Налоговый манёвр – это перераспределение налоговой нагрузки, предоставление льгот по отношению к налогоплательщикам разных категорий.

Применить налоговый манёвр в отношении бизнеса информационных технологий президента Владимира Путина убедила встреча с IT-сообществом. В ходе встречи глава государства заметил, что благодаря манёвру налоги для отрасли в стране значительно сократятся и станут ниже, чем в остальных странах мира.

1 января 2021 года закон вступил в силу. Рассмотрим, что изменилось в статьях Налогового кодекса по отношению к информационно-технологическому бизнесу страны.

Налог на прибыль

Главным изменением стало значительное понижение ставки налога на прибыль. В предыдущие годы представители IT-компаний платили налог в размере 20%, теперь он будет составлять всего 3%. Под льготную реформу попасть не просто, для этого необходимо соответствовать некоторым требованиям.

Для разработчиков ПО

Российские компании, которые занимаются разработкой и реализацией информационных технологий, программных обеспечений и баз данных, оказывают услуги по установке, адаптации, тестированию, модификации, могут применить пониженную ставку при соблюдении следующих требований:

Внимание! В IT-доход не включаются доходы от:

  • размещения предложений о продаже и покупке для клиентов
  • рекламы
  • поиска информации о потенциальных продавцах

То есть под льготную налоговую ставку представители продажи рекламы в интернете не попадают.

Для разработчиков и проектировщиков «железа»

Компании, занимающиеся разработкой и проектированием изделий компонентной базы и электронной продукции, также попадают под список получателей льгот. К ним применяются аналогичные требования. Отличие только в том, что вместо регистрации аккредитации необходимо попасть в реестр Министерства промышленности и торговли РФ.

Для этого в ГИС Промышленности надо предоставить:

  • копию устава компании
  • справку, подтверждающую наличие лицензионных соглашений на товарный знак систем проектирования
  • документ, подтверждающий факт постановки на бухучёт итогов собственных разработок;
  • свидетельство о регистрации топологии интегральных схем
  • подтверждение численности в штате не менее семи человек
  • предоставление данных о доходах, подтверждающих, что 90% прибыль приходит от IT-деятельности

С перечнем необходимой документации и порядком оформления можно ознакомится в Постановлении Правительства от 31.12.2020 № 2392.

Новый закон отменил возможность применения амортизации в отношении ЭВМ, но была добавлена возможность записать растраты на покупку электронно-вычислительной техники в качестве растрат в налоговую базу.

Страховые взносы

Перечень требований аналогичен – состав штатных сотрудников и прибыль от доходов должна соответствовать прописанным правилам (более 7 человек и не менее 90% дохода от IT-деятельности).

Пониженные тарифы с 1 января составляют:

  • обязательное пенсионное страхование – 6% (ранее – 8%)
  • в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5% (ранее – 2%)
  • ОМС – 0,1% (ранее – 4%)

В ходе опроса представителей IT-отрасли выяснилось, что подобная льгота позволит бизнесу данной категории выйти на рынок «белых» зарплат и окончательно отказаться от выдачи работникам денег «в конверте».

Изменения, затронувшие НДС

До принятия данного закона НДС не учитывался по операциям в передаче прав на любое ПО и базы данных (лицензионные, сублицензионные, договор об отчуждении исключительных прав). С этого года порядок будет другим.

С 1 января 2021 года освобождаются от НДС организации, которые прошли регистрацию своего программного обеспечения и были занесены в реестр российского ПО. В данный список попасть можно после заполнения и подачи заявления в Минкомсвязи через портал Госуслуг. С правилами формирования реестра можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Условия для внесения ПО в реестр:

  • права на ПО (базу данных) приобретены на территории РФ законно, либо образцы программы открыто распространяются на территории страны
  • от передачи прав по договору с иностранными компаниями приходится не более 30% от выручки
  • права на ПО не должны являться государственной тайной
  • программой или базой данных запрещено управлять из других стран
  • исключительные права на программу должны принадлежать гражданину Российской Федерации. Они не должны иметь лимит. Если же правами владеет коммерческая организация, то половину участия должны иметь граждане РФ или коммерческие/публичные образования РФ
  • Права на ПО не могут включать в себя права на рекламу, ее распространение, получения доступа к ней, размещение предложений о покупке, продажи. Льготы по НДС не будут предоставлены организациям, которые занимаются услугами пропаганды и все что подразумевает ее, компаниям, считающимся торговой площадкой

Если требования не подходят, а другие льготы у компании отсутствуют, то применяется НДС 20%.

Примеры с пояснением Минфина

Министерство цифровых технологий совместно с IT-компаниями и ФНС разработало Письмо от 18.12.2020 № 03-07-07/111669. Имеющееся приложение составляет примеры ситуаций, которые касаются конкретных налогоплательщиков, реализующих собственные программы ЭВМ и баз данных по ним.

В примеры включены налогоплательщики, имеющие исключительные права на:

  • комплексное ПО, которое обеспечивает работу системы электронного документооборота
  • ПО по регулированию отношений с клиентами (CRM)
  • ПО, которое проводит анализ и контроль контрагентов
  • ПО, позволяющее организовывать весь процесс основания, редактирования и управления сайтом (CMS)
  • ПО, которое уже включено в единый реестр российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных

Также туда вошли те, кто получил права на основании лицензионного договора и предоставляет право на использование ПО по другому сублицензионному соглашению.

Налоговый манёвр в IT – достоинства и недостатки

За счёт предоставленных льгот налоговый манёвр повышает конкурентоспособность IT-компаний. Организации, занимающиеся информационными технологиями и соблюдающие все выдвинутые законом требования, получают значительную прибыль за счёт экономии на обязательных взносах.

Достоинства:

  • снижение тарифов страховых взносов с 14% до 7,6%
  • ставка налога на прибыль сократилась с 20% до 3%

Недостатки:

  • Обязательное занесение ПО в реестр российских разработок, в противном случае ставка по НДС будет 20%

6 МИН

IT-поддержка: как налоговый манёвр изменит жизнь российских разработчиков

С 1 января 2021 года организации IT-сферы получат новые льготы: разработчикам программного обеспечения снизят налоги и страховые взносы. Рассказываем, какие льготы ждут IT-компании и кто получит поддержку от государства.

Отечественные разработчики открывают компании в США, Великобритании, Канаде и на Мальте: налоговая нагрузка в этих странах в 3 — 4 раза ниже, чем в России. Чтобы удержать IT-бизнес и повысить уровень конкуренции с иностранными разработчиками, правительство решило провести налоговый манёвр и уменьшило налоги и взносы.

Какие налоги и взносы снизят

Налог на прибыль

Если ваша компания рассчитывает на льготы, но работает на упрощёнке, напишите заявление по форме № 26.2-3 с датой «1 января 2021 года» и отправьте его в налоговую по месту регистрации. Так вы перейдёте на ОСНО уже с нового года.

Страховые взносы

Вторая льгота — снижение страховых взносов. Здесь система налогообложения не имеет значения: взносы платят и на ОСНО, и на УСН. Общая ставка уменьшается с 14 до 7,6 %, а в разрезе по отдельным видам взносов изменения следующие:

  • пенсионное страхование — до 6 %;
  • социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан — до 1,5 %;
  • медицинское страхование — до 0,1 %.

Кому предоставят льготы

Льготы по налогам и страховым взносам получат компании, которые одновременно включены в реестр аккредитованных организаций в IT-области и реестр российских программ для ЭВМ .

Реестр аккредитованных IT-компаний

Аккредитованными могут стать IT-компании, которые соответствуют двум критериям:

среднее число штатных работников за последний год — не менее 7 человек;

90 % дохода — сделки с программным обеспечением, которое разработала компания.

Сделки с программным обеспечением включают:

  • продажу программ и их лицензионных копий, в том числе в интернете;
  • передачу исключительных прав на программы (например, права на авторство или перепродажу);
  • оказание услуг по разработке, модификации, установке и тестированию программ.

Реестр российских программ

В реестр программ попадают компании, которые соответствуют следующим требованиям:

  • российское юридическое лицо, при этом доля иностранных организаций в уставном капитале — не более 50 %;
  • дивиденды иностранных учредителей — не более 30 % от общей суммы;
  • исключительные права на программу включают лицензированные компоненты, элементы open-source (т. е. бесплатные исходные коды других программистов) и собственные разработки;
  • программы разработаны и поддерживаются в России;
  • программы не нарушают законы о защите персональных данных и соответствуют сертификатам ФСТЭК и ФСБ .

Чтобы попасть в реестр программ, нужно зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и получить электронную подпись. Затем подать заявление через ЕСИА и приложить копии документов, которые подтверждают доходы и права на программы. Минкомсвязи разместил инструкцию по регистрации в ЕСИА и подаче заявления на своём сайте.

Кто не получит льгот по налогам и взносам

Налоговый манёвр не затронет IT-компании, которые разрабатывают программы, но зарабатывают на услугах или рекламе. Например, Яндекс и 2ГИС не рассчитывают на льготы, потому что создают бесплатные программы, а доход получают от рекламы и оказания сторонних услуг (доставка продуктов, платное продвижение компаний). Зато льготы получит «Лаборатория Касперского», которая только продаёт свои программы.

Как компенсируют потери бюджета

Раньше IT-компании не платили НДС при продаже своих программ. Но реализация налогового манёвра потребует ежегодных расходов в 23,1 млрд рублей, поэтому правительство ограничило льготу. Теперь льготу по НДС получат только ИТ-компании из реестра российских программ. Эксперты считают , что такое изменение повысит цены на отечественный софт на 20 %, но принесёт 42,5 млрд рублей в бюджет.

Короче

-

Налоговый манёвр — это снижение ставок по налогу на прибыль и страховым взносам для IT-компаний. Налог на прибыль снизится с 20 до 3 %, страховые взносы — с 14 до 7,6 %.

-

Чтобы получить льготы, организация должна попасть в реестр аккредитованных IT-компаний и реестр российского ПО.

-

Чтобы компенсировать потери бюджета, правительство отменило нулевую ставку НДС для программ, которые не включены в реестр.

В результате принятия ФЗ № 265-ФЗ отдельные аспекты налогообложения IT-компаний с 01.01.2021 подлежат существенным изменениям, в частности, касающиеся налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и страховых взносов.

В настоящем обзоре мы представим комплексный анализ всех нововведений, а также порядок и условия их применения.

Льгота по НДС

Льгота заключается в освобождении от обложения НДС операций по реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

  • исключительных прав на программы для электронно-вычислительных машин (далее – ЭВМ) и базы данных, включенные в единый реестр;
  • прав на использование указанных программ и баз данных.

При этом, права на использование таких программ и баз данных могут передаваться не только путем заключения лицензионного договора, но также путем предоставления к ним удаленного доступа через интернет.

Необходимо отметить, что реализация прав на использование обновлений к указанным программам, базам данных и дополнительным функциональным возможностям также освобождается от обложения НДС.

Для получения указанной льготы передаваемые по лицензионному договору программное обеспечение должно быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, опубликованном на официальном сайте Минкомсвязи России. В случае если в указанном реестре сведения о передаваемом ПО или базе данных отсутствуют, операции по передаче исключительных прав или прав на использование такого ПО (базы данных) не освобождаются от обложения НДС.

Необходимо отметить, что освобождение от обложения НДС вышеуказанных операций не распространяется на передачу прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, если эти права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламу интернете или получать доступ к ней;
  • размещать в интернете предложения о приобретении или реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах или заключать сделки.

Льгота по налогу на прибыль организаций

Льгота заключается в применении ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3% и ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0%. Соответственно, суммарная ставка по налогу на прибыль для организаций, имеющих право на указанную льготу, составляет 3%.

Получение данной льготы предусмотрено для двух категорий организаций:

1. К первой группе относятся организации:

  • осуществляющие деятельность в области IT;
  • разрабатывающие и реализующие разработанные ими программы для ЭВМ, базы

данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи или оказывающие услуги по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных;

  • устанавливающие, тестирующие и сопровождающие программы для ЭВМ и базы данных.

2. Ко второй группе организаций, имеющих право на получение льготы по налогу на прибыль, относятся организации, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Для применения организациями пониженных ставок требуется одновременное соблюдение следующих условий:

  • организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо организация включена в реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2392);
  • доля доходов от операций в сфере IT по итогам отчетного или налогового периода составляет не менее 90% от суммы всех доходов, полученных организацией;
  • среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Необходимо отметить, что в случае, если по итогам налогового (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из указанных условий, она утрачивает право применения пониженных ставок по налогу на прибыль с начала года, в котором допущено несоответствие вышеуказанным условиям.

Льгота по страховым взносам

Льгота заключается в возможности применения российскими организациями, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающими услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, устанавливающих, тестирующих и сопровождающих программы для ЭВМ, базы данных, пониженных тарифов страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 6%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;
  • на обязательное медицинское страхование – 0,1%.

Таким образом суммарная величина тарифов по страховым взносам составляет 7,6%.

Для получения организациями указанной льготы обязательно их соответствие следующим требованиям:

  • получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико- внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
  • среднесписочная численность сотрудников организации за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек;
  • доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период.

При этом важно, что если организация утратит аккредитацию либо статус резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ или по итогам очередного периода перестанет соответствовать одному из вышеуказанных условий, то страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года по стандартным тарифам.

Порядок определения доходов от IT-деятельности

В доходы от деятельности в области IT включаются доходы от:

  • реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ (баз данных);
  • передачи исключительных прав на разработанные ею программы, базы данных, прав на их использование по лицензионному договору (в том числе путем предоставления удаленного доступа через Интернет к программам и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности).
  • услуг (работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники). Это могут быть программы, базы данных собственной разработки или разработанные другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров) (письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185);
  • услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению программ и баз данных, которые организация разработала либо адаптировала или модифицировала. Адаптированные, модифицированные программы, базы данных могут быть как собственной разработки, так и разработанными другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров)[1].

Исключение составляют доходы от предоставления прав использования программ (баз данных), состоящих в распространении рекламы в Интернете, получении доступа к ней, размещении предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, в поиске информации о потенциальных покупателях (продавцах), заключении сделок. Их не нужно учитывать в составе доходов от деятельности в IT‑сфере.

Например, не нужно учитывать доходы от предоставления прав на программы, позволяющие участвовать в торгово-закупочных процедурах в электронной форме, размещать рекламу и предложения о продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой или рекламно-торговой площадке (приложение к письму Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669).

Приведенный выше перечень доходов от IT-деятельности является исчерпывающим. Какие-то иные доходы (в частности, вознаграждения за предоставление прав на использование топологий микросхем, секретов производства (ноу-хау) по лицензионным договорам) к сфере IT отнести нельзя[2].

Для IT-компании, созданной в результате выделения (разделения) и получившей исключительные права на программу (базу данных) в порядке правопреемства, имеется особенность. Такая компания может учесть названные доходы при расчете 90% доли, в том числе в случае, когда программу (базу данных) разработала реорганизованная организация[3].

Сумму доходов необходимо определять по данным налогового учета, исключив из нее:

  • доходы в виде курсовых разниц;
  • доходы в виде субсидий, указанных в п. 4.1 ст. 271 НК РФ;
  • доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от деятельности в области IT.

При подсчете доли доходов, дающей право на применение льготной ставки налога, не учитываются доходы, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. Это относится, в частности, к полученным средствам целевого финансирования, например, грантам. Это правило действует только если ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.15 ст. 284 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.08.2020 № 03‑03‑07/74034).

Пограничные ситуации применения IT-льгот

Стоит понимать, что в отношении операций по реализации прав на программное обеспечение и базы данных, которые состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в интернете, получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в интернете, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) или заключать сделки, не действует освобождение от НДС. Доходы по таким операциям не учитываются в числителе при расчете доли доходов от IT-деятельности при расчете доходов для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций и страховым взносам.

Однако в письме Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669 приведено несколько типовых ситуаций, когда передача прав на программу по лицензионному договору не подпадает под рассматриваемое исключение и налогоплательщик может воспользоваться освобождением от НДС, если программа включена в соответствующий реестр, а также квалифицировать полученные доходы в качестве доходов от IT-деятельности:

  • программа обеспечивает электронный документооборот. Пользуясь программой, клиенты могут создавать, изменять, хранить, передавать, обменивать, согласовывать, искать документы. В том числе клиенты могут обмениваться с контрагентами договорными документами, подписанными квалифицированной электронной подписью;
  • программа позволяет управлять отношениями с клиентами (CRM), автоматизировать процессы их обслуживания, сбора данных, планирования, бюджетирования, проведения и анализа результатов маркетинговых кампаний и программ лояльности, отслеживания статуса выполнения заказов, контроля процесса продаж. В числе прочего с помощью такой программы можно рассылать сообщения через электронную почту и сервисы обмена мгновенными электронными сообщениями. Характер распространяемой в них информации не влияет на освобождение от НДС. Даже если лицензиар распространяет рекламную информацию (например, рассылает по собственной базе клиентов сообщения об акциях и скидках), препятствий для применения освобождения нет;
  • программа позволяет проводить анализ и проверку контрагентов на основании информации из широкого круга источников (ЕГРЮЛ, информационные базы судов, Росстата, данные торговых площадок и т.д.) и отслеживать изменения в ней;
  • программа предназначена для организации процесса создания, редактирования и управления сайтом (CMS). Пользуясь ею, лицензиат получает возможность конструировать сайт, например, сайт для интернет-магазина. Характер размещаемой на нем информации для освобождения от НДС значения не имеет. Даже если на созданном с помощью программы сайте разместить рекламную информацию или предложения о реализации товаров, применению освобождения от НДС по пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ это не препятствует.

Конкуренция IT-льгот с льготами для резидентов «Сколково»

Резиденты проекта «Сколково» еще до введения IT-маневра уже имели право на ряд льгот. В частности, при соблюдении ряда условий, имели право в течение первых 10 лет с момента присвоения статуса на:

  • освобождение от уплаты НДС;
  • освобождение от уплаты налога на прибыль;
  • применение по страховым взносам ставки 14%.

Сравнивая льготы в рамках IT-маневра и льготы для резидентов «Сколково» становится видно, что применение льгот в рамках IT-маневра резидентам «Сколково» выгодно в части страховых взносов. В тоже время, применять освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС выгоднее, применяя статус резидента «Сколково».

Возможно ли в таком случае комбинировать налоговые льготы? Минфин России в письме от 28.09.2020 № 03-03-10/84983 ответил утвердительно.

Финансовое ведомство разъяснило, что выбор налогоплательщиками осуществляется по каждому платежу отдельно и не зависит от преференций по другим платежам. Например, если по страховым взносам компания выбрала льготу в рамках IT-маневра, то по налогу на прибыль она может воспользоваться преференцией для участника проекта «Сколково» и наоборот.

О «деловой цели» использования IT-льгот

Снижение налоговой нагрузки в рамках IT-маневра неизбежно вызовет желание многих компаний воспользоваться данным преимуществом. После введения IT-льгот некоторое крупные многопрофильные компании задумались о выведении существующих IT-подразделений в отдельные бизнес-единицы, с целью получить возможность воспользоваться льготами.

Однако везде, где есть налоговая выгода, могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов о признании её необоснованной. Об этом напомнила ФНС России в письме от 21.01.2021 № СД‑4‑2/561@.

Так, ФНС России в целом не ставит под запрет выделение существующих IT‑подразделений в новые юридические лица. Вместе с тем налоговая служба обратила внимание, что создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков «дробления бизнеса», когда единственной целью этих действий является получение права на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций и тарифов страховых взносов.

В то же время налоговая служба признает создание IT-компании, применяющей пониженные ставки по налогу на прибыль организаций и тарифы страховых взносов, при отсутствии искажений, направленных на создание видимости соблюдения условий их применения, в качестве правомерной деловой цели, полностью соответствующей целям введения пониженного уровня обложения для IT-компаний.

Что это может значить для бизнеса? Выделение из существующей «материнской» компании не должно преследовать цель налоговой экономии. Например, приведенные ниже ситуации наверняка вызовут претензии со стороны налоговых органов:

  • единственным заказчиком вновь созданного IT-подразделения остается «материнская» компания;
  • в результате выделения и снижения выручки/количества персонала «материнской компании» она получила возможность применять и применяет специальный налоговый режим (УСН);
  • вновь выведенное IT-подразделение, в которое трудоустроен большой штат «материнской компании», не имеющий отношения к IT-разработкам.

Поэтому при реорганизации существующих юридических лиц с целью выделить IT-подразделение, которое подпадает под льготный режим, собственники заранее должны готовить обоснование для такой операции. В будущем, при проведении проверки или возникновении вопросов со стороны налогового органа компания должна представить логичное и экономически обоснованное объяснение о наличии деловой цели для выделения IT-подразделения в отдельное юридическое лицо. Например, такой деловой целью может являться:

  • развитие IT-направления в качестве самостоятельной бизнес-единицы;
  • обособление IT-подразделения в качестве профессионального IT-участника для участия в процедурах закупок и тендерах;
  • перепрофилирование IT-активов;
  • диверсификация рисков от развития IT-направления, например, при разработке нового продукта и защита существующего (основного, непрофильного) бизнеса от рисков неудачи.

К сожалению, невозможно привести исчерпывающий перечень обоснований деловой цели или вариантов рискованных действий без изучения каждой конкретной ситуации. Поэтому наиболее безопасным будет заранее готовить обосновывающие материалы, в том числе с привлечением профессиональных консультантов, при планировании бизнес-решений. А собственникам бизнеса рекомендуем в таком случае задать себе простой вопрос: какие преимущества, помимо налоговых, я получу при выделении IT- подразделения в отдельное лицо? Если ответом будет понятная и выгодная бизнес- стратегия, то шансы выиграть спор с налоговой инспекцией значительно повышаются.

[1] письмо Минфина России от 04.12.2020 № 03-03-06/1/106185

[2] письмо Минфина России от 23.11.2020 № 03‑03‑06/1/101948

[3] Письмо Минфина России от 10.12.2020 № 03-03-10/108118

Читайте также: