Налог на парусное судно без мотора

Опубликовано: 24.04.2024

Ежегодно до 1 декабря владельцы легковых авто, грузовиков, автобусов, мотоциклов, тракторов и иной техники, передвигающейся по дорогам общего пользования, обязаны оплатить транспортный налог. Такая же обязанность лежит и на тех, кому принадлежит водный транспорт.

Кто обязан платить транспортный налог

Перечень налогоплательщиков и объектов налогообложения определен ст. 357 — 358 НК РФ. В число физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, на которых возложена обязанность по оплате, относятся и владельцы плавательных аппаратов.

Однако разнообразие морских и речных судов настолько велико, что нужно погрузиться в изучение перечня техники, которая требует от собственника совершения платежей в казну, более детально.

Не являются объектами налогообложения весельные лодки и те, на которые установлены моторы мощностью не более 5 л.с.

Несмотря на это исключение, парусные суда, в том числе и яхты, налогом облагаются.

Не нужно платить налог и на транспорт, предназначенный для промысловой деятельности. Кроме того, не взимается сбор и с собственников плавательной техники, если основное ее предназначение — пассажирские перевозки или доставка грузов. При этом транспортные услуги должны быть основным видом деятельности владельца ТС. Это исключение распространяется только на юридических лиц и предпринимателей.

Объектом налогообложения является только тот транспорт, который поставлен на учет в соответствии с действующими в РФ нормами и правилами.

Согласно ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, не подлежат регистрации суда, масса которых не превышает 200 килограмм. Даже в том случае, если на них установлены двигатели мощностью до 8 кВт. Также не ставят на учет спортивные парусные суда (без двигателей и длиной менее 9 м), и несамоходные беспалубные ТС длиной менее 12 м.

Под массой ТС подразумевается оснащенная масса в соответствии с требованиями «Норм оснащения маломерных судов»

Льготные категории объектов налогообложения и плательщиков

Согласно НК РФ, освобождаются от уплаты транспортного налога владельцы ТС, находящихся в угоне. Это правило распространяется как на те суда, в отношении которых ведутся розыскные мероприятия, так и на транспорт, розыск которого остановлен.

Поскольку налог на транспорт является региональным, перечень льгот определяется законами, принимаемыми на уровне каждого субъекта. Получить подробную информацию о том, кому положены льготы можно на горячей линии ФНС, либо на сайте Службы в разделе со справочной информацией.

На государственном уровне освобождены от необходимости оплачивать сбор собственники ТС, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, а также буровые суда и установки.

Как узнать сумму транспортного налога

Чтобы посчитать, какую сумму нужно оплатить до 1 декабря, гражданину нужно владеть следующей информацией:

  • действующая в регионе ставка налога;
  • мощность двигателя в л.с. (при его наличии);
  • период владения ТС за отчетный год;
  • наличие или отсутствие льгот;
  • реквизиты налогового органа.

Физическим лицам информация о сумме, которую необходимо оплатить, поступает в виде уведомления от ФНС по месту жительства. Также эти сведения отображаются в Личном кабинете налогоплательщика на сайте службы.

В том случае, если уведомление не поступило в установленный срок по какой-либо причине, владелец транспорта обязан самостоятельно произвести расчет и оплату. Отсутствие уведомления не является поводом для уклонения от оплаты налогов.

Самостоятельный расчет транспортного налога на водный транспорт можно рассчитать по формуле:

СУММА = T x N x S
Где T — период владения, N — мощность, S — региональная ставка. Период владения определяется как соотношения количества полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на плательщика, к 12. Полным считается месяц, в котором право собственности зарегистрировано надлежащим образом более 50% дней.

Базовые ставки налога зафиксированы в ст. 361 НК РФ. Однако, учитывая региональный принцип, каждый субъект государства имеет право изменять их собственными законодательными актами. Но коэффициент увеличения или уменьшения не может превышать 10.

Для расчета транспортного налога на водный транспорт используются ставки, применяемые в регионе, в котором зарегистрировано ТС.

Что будет, если не платить транспортный налог

Отчетным периодом оплаты для транспортного налога является предыдущий год. После его окончания у граждан есть 11 месяцев (до 1.12 текущего года), чтобы перечислить средства. Как правило, все платежи осуществляются после рассылки уведомлений со стороны ФНС.

Организации обязуются ежеквартально вносить авансовые платежи, а последний платеж по итогам года перевести не позднее 1 марта.

Когда гражданин или юридическое лицо арендует ТС, обязанность по оплате возлагается не на пользователя, а на собственника.

Если своевременно налог не будет оплачен, на его сумму автоматически начисляются пени: ежедневно в размере 1/300 ставки рефинансирования от общего размера задолженности. Если долг не оплачивается длительное время, представители регионального налогового органа получают судебный приказ и накладывают арест на счета неплательщика. Могут быть применены и иные способы взыскания: в том числе арест имущества в судебном порядке.

За владение любым транспортным средством, включая маломерные суда с двигателями, предусмотрен специальный налог, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ. Причем, с начала 2020 года ставки налога на яхту или катер изменились. Актуальные базовые тарифы и принцип начисления налога можно найти в статье 361 «Налоговые ставки» главы 28 «Транспортный налог» НК РФ. Но несколько строк сухого юридического текста оставляют у владельцев судов массу вопросов. На основные из них мы ответим в нашей статье.

Налог на яхту

  1. Размер налога на яхту, катер или моторную лодку одинаков? Ответ: нет. Для начисления налога значение имеет наличие или отсутствие у плавсредства паруса и мощного мотора. Так, лодки на веслах или с мотором мощностью до 8 кВт (10,8 «лошадок») можно не регистрировать и налог с них не уплачивать. А в случае с катерами, моторными лодками и другими водными ТС с мощностью двигателя свыше 5 кВт – регистрация обязательна, как и уплата налога. В отдельную категорию выделены яхты и другие парусно-моторные суда. Тут базовая ставка налога выше. Фактически, вы заплатите и за двигатель, и за ветер в парусах (ну чем не на «налог за воздух»?).
  2. Учитывается ли мощность двигателя катера, как в случае с автомобилями? Ответ: да. Налоговым кодексом предусмотрена умеренная ставка на катера и моторные суда с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно – по 10 рублей за «коня». И удвоенная ставка на «движок» катера более 100 л.с. Аналогичный принцип расчетов налога на яхты. По 20 рублей будет стоить каждая «лошадка» до сотни и по 40 рублей – при мощности яхтенного мотора свыше 100 л.с. Итак, сумма налога получается умножением тарифа на количество «лошадок», уместившихся в моторе. На всякий случай напоминаем, что в 1 киловатте 1,36 лошадиных сил.
  3. Почему в разных регионах разные ставки налога на яхту, и они совсем не такие, как в законе? Налоговые ставки, указанные в статье 361 НК РФ, по решению регионального правительства могут быть изменены как в большую, так и в меньшую сторону, но не более чем в десять раз. Т.е. минимально за 1 л.с. катера можно назначить 2 рубля, максимально – при мощнейшем двигателе яхты – до 400 рублей за 1 л.с. Помимо учета мощности мотора, каждый субъект РФ может применять дополнительные повышающие или понижающие коэффициенты в зависимости от класса экологичности судна, его возраста и места производства (могут присутствовать льготы для катеров и яхт, собранных на отечественных верфях). Таким образом, сколько конкретно заплатит владелец судна, зависит от того, где он прописан. Например, житель Татарстана, имеющий в собственности роскошную яхту с двигателем 300 л.с., за 2020 год должен будет внести в казну 60 000 рублей (в расчете 200 рублей за каждую «лошадку»). А его коллега по яхт-клубу с самарской пропиской – за владение той же яхтой заплатит уже 90 000 рублей (300 рублей / 1 л.с.). В то же время, налог на катер в обоих регионах одинаковый. Например, за владение кабинным катером Velvette 23 Active Sedan с двигателем в 200 л.с. и в Казани и в Самаре надо будет заплатить 20 000 рублей.
  4. Как рассчитать транспортный налог на яхту? В интернете можно найти специальные калькуляторы для расчета транспортного налога. Выбрав регион, тип ТС и указав мощность двигателя, пользователь получает предварительную сумму налога. Расчет будет верным, если в программу загружены актуальные и достоверные налоговые ставки. Для верности можно попробовать ввести данные не в один, а сразу в два-три таких калькулятора. Или уточните налоговую ставку на сайте регионального отделения налоговой службы и умножьте ее на количество «лошадок» самостоятельно.
  5. В каких регионах самый низкий и самый высокий налог на яхту или катер? Самые низкие налоги на текущий момент в Ненецком автономном округе - 2 рубля с 1 л.с., в Мурманской области - 5 рублей за 1 л.с. и Иркутской области – 6,9 рублей. Относительно дешево владеть катером в Новосибирской области. Местные налоговики потребуют по 10 рублей за лошадиную силу, если мощность мотора менее 100 л.с. и 50 рублей за лошадиную силу – для более мощного мотора. Умеренные тарифы можно найти в Крыму и Севастополе. Здесь одна лошадиная сила стоит от 20 рублей для катерного и от 30 рублей – для яхтенного мотора. Соседний Краснодарский край установил налоговые ставки на катера 30 рублей для маломощных моторов и 100 рублей – для моторов свыше 100 «лошадок».

А в некоторых субъектах, например, в МО, Владимировской, Тамбовской или Курской области, налог максимальный. Он в 10 раз превышает базовую ставку и составляет 100 рублей за 1 лошадиную силу при мощности катерного мотора до 100 л.с., и 200 рублей с 1 л.с., если мощность силового агрегата превышает 100 л.с. А вот в Москве одна лошадиная сила катера «стоит» от 40 рублей, яхты – от 80 рублей. Вероятно, это вызвано массой ограничений по использованию москвичами своих плавсредств в акватории данного региона. Фактически, чтобы прокатиться по водной глади, им приходится везти катер или яхту в другой регион или постоянно содержать его там.

  • Когда платить налог на яхту? Транспортный налог, как и большинство имущественный налогов, начисляется по завершении года. Т.е. за 2020 год его начисляют в 2021 году. А с оплатой налога, при желании, можно протянуть аж до декабря 2021 года. Но не позже – иначе будут начислены пени.
  • Как быть, если владеешь судном менее года? Если вы приобрели яхту в июне, то обязанность платить за нее налог у вас тоже начинается с июня. При расчете суммы налоговый орган учет только месяцы фактического владения судном, с округлением до полумесяца. Например, если покупка совершена 10 июня, то налог за яхту вы заплатите за 7 месяцев (округление в большую сторону), а если 16 июня и позже – то вам зачтут 6,5 месяцев владения.
  • Если у вас остались вопросы, связанные с приобретением или эксплуатацией яхты – задайте их специалистам Velvette Marine по телефону или в любом удобном мессенджере.

    caution

    Уважаемые покупатели! В связи с колебаниями курса валют, идет обновление цен на выпускаемую продукцию и весь ассортимент товаров. Указанные на сайте цены могут отличаться от действительных. Просьба уточнять стоимость у менеджеров отдела продаж компании Velvette Marine.

    Яхты

    Налогообложение транспортным налогом яхт имеет свои особенности. Налоговой базой налога на яхты без мотора является единица транспортного средства, т.е. судно. Если яхта оснащена силовой установкой (двигателем), то налоговой базой является мощность двигателя.

    Русская Лодка публиковала недавно ставки транспортного налога (ТН) на маломерные суда, не оснащенные моторами. По этим ставкам и рассчитывается ТН на яхты, не имеющие двигателей. Если яхта (моторная или безмоторная) не подлежит государственной регистрации, то налог не начисляется.

    Для яхт, имеющих двигатели, налог начисляется по ставкам, исходя из мощности силовой установки в лошадиных силах. Напомню, что законодательные собрания регионов РФ устанавливают налоговые ставки ТН по своему усмотрению, но размером не более или не менее, чем в 10 раз от базовых ставок Налогового кодекса РФ. То же правило распространяется на яхты, региональные ставки ТН на которые вы можете видеть в «фирменной» таблице Русской Лодки ниже.

    Как всегда, верхним индексом указано изменение ставки в рублях и в скобках в процентах, по сравнению с предыдущим годом. Красный шрифт индекса означает повышение ставки. Если налоговая ставка не изменилась, то, соответственно, ничего не указывается.

    Ставки транспортного налога на яхты и другие парусно-моторные суда за 2018 год, принятые в субъектах РФ

    Код Субъект Российской Федерации Налоговая ставка, с каждой лошадиной силы, руб.
    до 100 л.с свыше 100 л.с.
    01 Республика Адыгея 80 150
    02 Республика Башкортостан 100 200
    03 Республика Бурятия 28,6 57,2
    04 Республика Алтай 80 100
    05 Республика Дагестан 52 135
    06 Республика Ингушетия 20 40
    07 Кабардино-Балкарская республика 20 40
    08 Республика Калмыкия 108 198
    09 Карачаево-Черкесская республика 20 40
    10 Республика Карелия 200 400
    11 Республика Коми 100 200
    12 Республика Марий Эл 200 400
    13 Республика Мордовия 120 38 (46%) 400 236,1 (144%)
    14 Республика Саха (Якутия) 40 80
    15 Республика Северная Осетия — Алания 40 10 (33%) 90 30 (50%)
    16 Республика Татарстан 100 200
    17 Республика Тыва 66 6 (10%) 149,6 13,6 (10%)
    18 Удмуртская республика 80 200
    19 Республика Хакасия 60 200 100 (100%)
    20 Чеченская республика 36 88
    21 Чувашская республика 105 18 (21%) 157 27 (21%)
    22 Алтайский край 100 200
    23 Краснодарский край 200 50 (33%) 400 100 (33%)
    24 Красноярский край 51 200
    25 Приморский край 150 180
    26 Ставропольский край 73 150
    27 Хабаровский край 38 90
    28 Амурская область 200 400
    29 Архангельская область 140 5 (4%) 281 11 (4%)
    30 Астраханская область 100 61 (156%) 200 129 (182%)
    31 Белгородская область 200 400
    32 Брянская область 100 200
    33 Владимирская область 200 400
    34 Волгоградская область 48 230
    35 Вологодская область 100 200
    36 Воронежская область 60 100
    37 Ивановская область 60 90
    38 Иркутская область 100 200
    39 Калининградская область 138 277
    40 Калужская область 90 180
    41 Камчатский край 100 200
    42 Кемеровская область 40 80
    43 Кировская область 100 200
    44 Костромская область 126 26 (26%) 400 212 (113%)
    45 Курганская область 200 400
    46 Курская область 200 100 (100%) 400 200 (100%)
    47 Ленинградская область 150 50 (50%) 300 100 (50%)
    48 Липецкая область 150 50 (50%) 400 200 (100%)
    49 Магаданская область 125 250
    50 Московская область 200 400
    51 Мурманская область 50 100
    52 Нижегородская область 100 200
    53 Новгородская область 200 100 (100%) 400 200 (100%)
    54 Новосибирская область 50 200
    55 Омская область 100 200
    56 Оренбургская область 100 200
    57 Орловская область 60 100
    58 Пензенская область 106 212
    59 Пермский край 31 62
    60 Псковская область 100 200
    61 Ростовская область 200 170 (567%) 400 200 (100%)
    62 Рязанская область 200 400
    63 Самарская область 150 300
    64 Саратовская область 160 310
    65 Сахалинская область 100 200
    66 Свердловская область 65,6 131,2
    67 Смоленская область 200 400
    68 Тамбовская область 200 400
    69 Тверская область 100 200
    70 Томская область 65 150
    71 Тульская область 110 10 (10%) 220 20 (10%)
    72 Тюменская область 100 200
    73 Ульяновская область 60 180 60 (50%)
    74 Челябинская область 100 200
    75 Забайкальский край 52 104
    76 Ярославская область 120 24 (25%) 200 15 (8%)
    77 Москва 200 400
    78 Санкт-Петербург 100 400 200 (100%)
    79 Еврейская авт.обл. 120 200
    83 Ненецкий автономный округ 20 40
    86 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 140 280
    87 Чукотский а.о. 40 20 (100%) 80 40 (100%)
    89 Ямало-Ненецкий автономный округ 100 200
    91 Республика Крым 30 150 50 (50%)
    92 Севастополь 30 150

    «Мнение редакции»

    Что хотелось бы от себя тут добавить Боцману с Русской Лодки. Судя по размеру ставок, моторные яхты, как и гидроциклы, отнесены к классу маломерных судов (как бы) являющихся предметами роскоши. Т.е. дорогими вещами, которые может себе позволить состоятельный человек. А раз состоятельный, то пускай платит налог по соответствующей ставке.

    Относительно гидроциклов и яхт с двигателями от 100,01 л.с. я, может быть, согласен с такой концепцией. Но вот по поводу маленьких яхточек с маломощными моторчиками у меня, как говорится, особое мнение.

    Допустим, Боцман с «Русской Лодки» вышел на пенсию и переселился в каком-нибудь уютном местечке в Карелии, на берегу тихой речушки или озера. Хорошо пенсионеру рыбачить — времени вагон. Но вот пенсия не очень позволяет шиковать и покупать для речки что-то большое и быстроходно-мощное. Да и бензин нынче дорог.

    И вот вспоминает как-то Боцман о юных годах, отданных парусному спорту, и тут приходит решение: маленькая парусно-моторная лодка или катамаранчик. Чтобы в ветерок не жечь бензин, напрягая экологию и кошелёк, а передвигаться, используя силу ветра. Как Колумб…

    И, оказывается, есть такие варианты. Даже маленькие РИБы парусные есть, например WinBoat 460R Sprint Sail

    РИБ WinBoat 460R Sail

    РИБ WinBoat 460R Sail

    Ну чем не бюджетный вариант. Скорость под парусом не ахти — на уровне детского швертбота «Оптимист», но нам же не гоняться в споре с ветром, залихватски огибая знаки. Нас вполне устроит неспешный (а главное бесплатный!) ход в тишине, нарушаемой лишь ласковым плеском волн о днище… А если ветер стихнет, мы ударим веслами или запустим движок 15-сильный.

    Всё хорошо, но посмотрел Боцман ставки транспортного налога на моторные яхты в Карелии 2018 год и увидел, что за крошечный РИБчик под парусом под 15 л.с. он будет платить налог в 1,86 раза больше, чем за серьезную лодку с мотором 100 л.с.!

    Дело в том, что ставка налога на моторные яхты в Республике Карелия с мощностью двигателя до 100 л.с. — 200 руб. за 1 лошадиную силу. Значит за 15 л.с. Боцману надо будет платить 3000 руб. А за моторную лодку с мощностью ПЛМ до 100 л.с. в Карелии ставка транспортного налога за 2018 год составляет 16 руб. за 1 л.с. Таким образом, за 100 л.с. нужно платить 1600 руб: 3000:1600=1,86.

    И передумал Боцман покупать РИБ под парусом, а взял старый Прогресс-2 под 30 л.с. ибо так дешевле.

    Справедливости ради я отмечу, что в Карелии один из самых самый больших разрывов между ставками ТН на моторные лодки и моторные яхты с двигателями до 100 л.с.. Однако здесь можно привести еще достаточно регионов, где пенсионеру дяде Боцману лучше не покупать парусные лодочки, — во всяком случае из соображений экономии денег на бензин.

    И всё это говорит о том, что, на мой взгляд, если оставлять транспортный налог (были слухи что когда-то существовали планы его отменить «насовсем»), то нужно отдельной строкой учитывать малоразмерные парусные яхточки и шаландочки с «игрушечными» моторами, которые отнюдь не являются атрибутикой роскошного образа жизни.

    С 1 января 2017 года вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Новая редакция правил ГИМС 2017 года, согласно приказу №340, успела наделать шуму среди обывателей. И если вначале все дивились и радовались послаблению дурковатых законов в данном русле, то потом радость сменилась недоумением и ощущением того, что народ опять "натянули".

    фото: Семина Михаила

    фото: Семина Михаила

    Нормативные правовые акты регламентирующие регистрацию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

    • Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
    • Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).

    Согласно этим приказам, порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС России, существенно отличается от того, который устанавливал ранее приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.

    Итак, вспомним, что есть в НПА про маломерные суда.

    Маломерное судно - это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек.

    Согласно правилам от 2015 года., государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт (9.9л.с.).

    Как самому узнать массу вашего судна с мотором?

    Тут мы и увидим первые подводные камни.

    Для начала загляните в ГОСТ Р ИСО-8666-2012. Согласно данному документу, при вычислении этого параметра, учитывается вес НЕ фактически стоящего лодочного мотора, а вес наиболее тяжелого мотора максимальной мощности, допустимой для вашего судна.

    Подчеркну еще раз, НЕ ФАКТИЧЕСКИ СТОЯЩЕГО У ВАС МОТОРА, а вес максимально разрешенного мотора для Вашей лодки, который указывается в документах на лодку!

    МАССА ЛОДКИ РАВНА: массе лодки по документам + максимальный вес мотора, указанный в документах на лодку.

    Если суммарный вес более 200 кг, регистрировать маломерное судно нужно. Если менее 200 кг - не нужно.


    фото: Семина Михаила

    Давайте рассмотрим некоторые примеры по правилам регистрации, чтобы еще раз понять и закрепить информацию, указанную выше.

    Вариант 1:

    Допустим, есть надувная ПВХ лодка Титан-480 фирмы Посейдон. Она имеет снаряжённую массу 110 кг. Раньше можно было использовать эту лодку с мотором на 9.9 лошадиных сил без регистрации в ГИМС, так как общий вес лодки с мотором не превышал 200кг. Вот ведь была радость! Но радовались не долго.

    Теперь нужно учитывать вес подвесного мотора на транец максимальной мощности, который указан производителем Вашей любимой лодки.

    Для данной лодки максимальная мощность двигателя указанная производителем лодки - 50л.с. Открыв каталог 4х-тактных моторов мощностью 50л.с., мы увидим без исключения, что это однозначно 100+ кг веса.

    В свою очередь, суммарная масса лодки и мотора превысит 200кг и такую лодку нужно теперь регистрировать в ГИМС.

    Вариант 2:

    Народная и знаменитая Казанка-М, масса данной лодки в снаряженном состоянии равна 145кг. Если вы ставили на нее мотор мощностью до 8 киловатт (10.88 л.с.), то суммарный вес лодки и мотора не превышал 200 кг. Именно поэтому, ранее, лодку можно было не регистрировать.

    Но тут мы встречаем следующие подводные камни.

    Заглянув в документы на лодку, мы увидим, что производитель одобрил вешать максимальный мотор мощностью в 25 л.с.

    Опять открываем каталоги моторов и видим, что моторы в 25 лошадок весят более 60 кг, а значит, что общий вес Казанки и максимально разрешенного мотора превысит те самые 200 кг.

    Значит, данную Казанку надо регистрировать даже если вы поставите на нее мотор в 8 киловатт (10.88 л.с.) лошадиных сил и менее. Что называется, приплыли.


    фото: Семина Михаила

    Основные отличия действующих правил ГИМС от ранее действовавших

    По вопросам регистрации маломерных судов

    Ранее: все процессы, связанные с регистрацией маломерных судов осуществлялись по ПМЖ того человека, на кого оно было оформлено, или по месту нахождения судна.

    Сейчас: регистрация будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении ГИМС МЧС России на территории РФ.

    Номера маломерных судов

    Ранее: специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми особенностями.

    Располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм.

    Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

    Сейчас: Номер должен быть нанесен на обоих бортах. Он наносится одной строкой так, чтобы середина номера находилась на расстоянии 1/4 длины корпуса судна от форштевня.

    В соответствии с новыми Правилам 2017 года высота цифр и букв остается прежней – 15 см, но так как по длине номер получается в два раза больше, чем прежде, то на многие суда (особенно на лодки ПВХ), он физически не помещается.


    фото: Семина Михаила

    Поэтому Правилами предусмотрено разрешение наносить номера меньшего размера, который физически возможно разместить на борту с учетом конструктивных особенностей судна.

    В таких случаях размеры и место нанесения номера определяются органом регистрации, о чём делается запись в судовом билете и реестре маломерных судов.

    Сроки предоставления государственной услуги по процессу регистрации маломерных судов

    Ранее: все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.

    Сейчас: срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней.

    При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.

    Сейчас: введена государственная пошлина, за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов - 1600 рублей. За судовой билет - 200 рублей.

    Итак, в данной статье мы разобрались, какие маломерные суда подлежат регистрации, а какие нет. Поэтому, при покупке лодки обязательно учитывайте вес лодки и максимальный разрешенный вес мотора для этой лодки.

    Если суммарный вес менее 200 кг - регистрации маломерное судно не подлежит, если более - регистрировать нужно.

    Но не нужно путать регистрацию маломерного судна и Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС.

    Вопрос: нужно ли удостоверение на право управления маломерным судном с весом, с учетом максимально разрешенного веса подвесного мотора, не более 200 кг, при наличии на лодке подвесного мотора до 8 киловатт включительно.

    Ответ: В соответствии с п.1.1 приказа МЧС РФ №262 от 27.05.2014 "Правил аттестации на право управления. ", зарегистрированным в Минюсте 20 августа 2014 года № 33667, подразделения ГИМС аттестуют только граждан на управление маломерными судами, если они используются в некоммерческих целях и если они ПОДЛЕЖАТ РЕГИСТРАЦИИ В РЕЕСТРЕ маломерных судов.

    Из ФЗ РФ от 23 апреля 2012 года №36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные. в части понятия маломерного судна", следует, что не подлежат госрегистрации суда массой до 200 кг включительно, с учетом веса максимально разрешенного подвесного мотора и с мощностью двигателя, в случае установки, до 8 киловатт включительно.

    Поэтому, удостоверение на право управления маломеркой нужно на тех маломерных судах, которые подлежат госрегистрации.

    Отдых на яхте — это истинная поэзия. Завораживающий шум волн, манящая свобода горизонта и безудержная страсть стихии… И как, спросите вы, вписывается в эту идиллическую картину такая напрочь лишенная романтики вещь как налогообложение? Да очень просто: оставив налоговые вопросы без должного внимания, вы рискуете быть выброшенными на берег бескомпромиссной и зачастую бессмысленной жестокостью закона.

    Шоппинг тоже нужно планировать

    Это прозвучит банально, но думать нужно прежде чем делать, и это в полной мере относится к вопросу покупки яхты, причем ее модель и цена — далеко не все, о чем стоит задуматься. Чем раньше будущий гордый владелец судна озадачивается планированием именно налоговых и юридических вопросов покупки и эксплуатации, тем меньше неприятных сюрпризов ожидает его в будущем.

    • Как профинансировать покупку?
    • Кто станет собственником яхты?
    • В каких частях мира она будет эксплуатироваться?
    • Как финансировать эксплуатационные расходы?
    • Сколько будет стоить страховка?
    • Как длина и тип яхты позволяют сэкономить на налогах?

    В качестве интересной истории, вспоминается один из наших клиентов, который приобретал яхту уже с планами по безналоговой ликвидации иностранных компаний в рамках временной акции российского налогового кодекса. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что по месту регистрации яхты запрещено оформлять право персональной собственности на нее в принципе! К сожалению, не имея специальных знаний, ответить на перечисленные выше, равно как на многие другие, вопросы невозможно. Именно по этой причине обзавестись толковым консультантом придется еще до того, как подписывать контракт на постройку или покупку яхты.

    Таможня - наше все

    Большинство яхт строятся или продаются не там, где используются. Физическое же попадание в чужую таможенную зону влечет за собой необходимость таможенной очистки, которая бывает двух видов:

    • Временный ввоз
    • Импорт

    Временный ввоз — это дешевое и сердитое решение для тех, кто не хочет платить сразу. Некоторые страны позволяют многократный временный ввоз на период до 18 месяцев. При эксплуатации яхты в Средиземноморье или прочих территориальных водах ЕС такой путь превращает решение таможенных вопросов в периодическое (раз в полтора года) упражнение по выезду куда-то в Тунис или Алжир на один день и повторному оформлению бумаг уже в Евросоюзе. Более привычный вариант — импорт — неприятен высокими затратами на уплату НДС, которые могут достигать почти 30% от рыночной стоимости судна. Хорош же импорт — тем, что вопрос таможенной очистки решается раз и навсегда, в том числе и для целей продажи яхты в будущем. Помимо этого, НДС можно существенно оптимизировать посредством креативных — и главное, полностью законных — лизинговых схем, доступных на Мальте или на Кипре, и позволяющих снизить общие затраты на импорт до приблизительно 6%. Выбирайте любой путь и, самое главное, не повторяйте ошибок некоторых наших клиентов — бесстрашных счастливчиков, которые годами плавают по Средиземноморью на нерастаможенных яхтах, каждая из которых стоит не меньше, чем бюджет небольшого города.

    Отчетность… Куда же без нее?

    Пожалуй, бумажные процедуры еще не отпугнули от покупки яхты ни одного человека. Тем не менее простейшая операция по покупке судна по самой распространенной схеме (“на оффшорку”) может создать изрядную головную боль. Живя, например, в России, вместе с такой покупкой вы автоматически получайте стандартный набор джентльмена в части раскрытия и налогов:

    • Разовое уведомление о создании иностранной организации
    • Ежегодное уведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)
    • Регулярная подготовка финансовой отчетности этого КИКа по стандартам МСФО с аудитом для расчета налоговой базы в твердой валюте

    Вы вдобавок открыли личный счет, чтобы покрывать расходы яхты? Будьте добры:

    • Уведомьте об этом российскую налоговую
    • Начните подавать ежегодные отчеты о таком счете
    • Начните следить за всеми начислениями средств на счет: большинство видов таких операций являются незаконными и влекут за собой риск штрафа в размере до 100% сумм, зачисленных на счет!

    Поскольку каждое нарушение влечет за собой то или иное наказание, очень рекомендуется завести либо шпаргалку по соблюдению всех “бумажных” процедур, либо консультанта, который сам будет следить за выполнением действий из такой шпаргалки.

    Налоги на ровном месте

    За очень редкими исключениями, яхты принадлежат не лично людям, а их структурам (одна из причин — нежелание банков выдавать кредиты на покупку суден людям). Реально же получать выгоду от использования частного судна способен только человек. Именно тут и таится самая страшная неприятность для судовладельцев: за каждую минуту, проведенную собственником на своей же яхте, он должен платить рыночную стоимость аренды, а также компенсировать все затраты (команда, стоянка, топливо, страховка и многое другое). С точки зрения здравого смысла, такое заявление звучит глупо, но именно таковы правила персонального налогообложения материальной выгоды во многих странах. Экономические блага, бесплатно получаемые от формально третьего лица (компании-собственника яхты), создают налогооблагаемый доход для человека, зашедшего на борт. Логика такого подхода до примитивного проста: если за тебя заплатили, это твой подарок, с которого государство тоже хочет подарочек поменьше, в виде подоходного налога. На первый взгляд, описанный риск может показаться виртуальным. При этом, так уже не считают состоятельные люди из большинства развитых стран, в которых собственников яхт наказывают полным ходом. Что же касается яхтовладельцев из развивающихся стран, по нашему опыту, эта проблема применима чуть ли не всем структурам владения, и риски начнут превращаться в реальность в самом обозримом будущем. Вариантов действий в такой ситуации немного. Проще всего изначально купить и оформить яхту в персональную собственность, но это, как минимум, требует чистой посленалоговой суммы денег для покупки, надежной страховки во избежание персональной ответственности собственника, а также договоренностей с банком в случае получения кредита. Альтернатива — компенсировать компании-собственнику рыночную стоимость пользования яхтой или пользоваться яхтой “в складчину” с другими яхтсменами (здесь вариантов схем множество).

    Автообмен: точка отсчета ответственности

    Ответственность за несоблюдение описанных выше правил почти так же разнообразна, как и сами правила. Поскольку тема эта не из самых приятных, достаточно лишь упомянуть, что, к примеру, максимальная уголовная ответственность за неуплату налогов в России — три года лишения свободы — может легко наступить всего за одну-две недели плавания на дорогой яхте. На логичный вопрос “А как они узнают?” есть весьма очевидный ответ: “Элементарно”. Автоматический обмен финансовой информацией, уже работающий между более чем ста странами, лишит любого собственника яхты любой конфиденциальности: информация по всем операциям на иностранных счетах — что личных, что корпоративных — появится на голубом экране налогового инспектора практически в любой стране резидентства бенефициара без каких-либо усилий со стороны такого инспектора. Сопоставить же факты и вычислить, что именно бенефициар корпоративного счета пользовался яхтой в личных целях, сможет даже стажер. Во всей этой налоговой истории радует пока только одно: во многих странах, включая Россию, наказывать за серьезные налоговые нарушения, связанные с использованием яхт, до первого автоматического обмена информацией осенью 2019 года вряд ли научатся. А это значит, что еще не поздно поставить свою яхту на “налоговый капремонт” и выстроить новую, безопасную схему ее эксплуатации. Заодно можно еще и организовать прощение ряда исторических грехов, приняв участие в добровольном декларировании (налоговой амнистии). В России, например, такой аукцион невиданной щедрости будет продолжаться до конца февраля 2019 года. Мировые тренды в сфере частного капитала и борьбы с уклонением от налогообложения говорят об очевидности радикальных изменений в сфере соблюдения налогового законодательство. Собственно, это уже не тренды, а реальность, и продолжать надеяться на авось — худшая из возможных стратегий.

    Второй паспорт как спасательный круг

    Во многом по причине жесткого налогового законодательства и непредсказуемости государственных органов очень многие состоятельные лица из развивающихся стран принимают решение сменить резидентство или хотя бы приобрести второе гражданство — в качестве надежного “запасного аэродрома” на случай непредвиденных обстоятельств и для свободы передвижения, в том числе по просторам морей-океанов. Мы работаем в этой сфере не один год, и для нас не является сюрпризом, что уже более половины собственников дорогих яхт из стран СНГ приобрели второе гражданство (58%) либо планируют сделать это (45%), и такие впечатляющие цифры лишь подтверждают резонность приведенных в этой статье доводов. Существует крайне занятная закономерность между яхтами и лучшими мировыми локациями, предоставляющими паспорта и виды на жительство взамен на инвестиции. Антигуа и Барбуда, Вануату, Великобритания, Гренада, Доминика, Ирландия, Испания, Камбоджа, Кипр, Латвия, Мальта, Португалия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия — все эти страны имеют выход к мировому океану и доступны прямо с борта вашего судна! В следующий раз, когда вы будете пришвартовываться в одной из гаваней указанных стран, оглядитесь по сторонам и присмотритесь к людям, архитектуре и всем остальным бытовым вещам, которые составляют жизнь в ее привычном понимании. Возможно и вы лично захотите бросить якорь в этой стране? Не для налоговой экономии, защиты активов или планирования наследования — это все скучно и неинтересно — а для повышения качества жизни вас и ваших родных. С учетом постоянно повышающейся конкуренции на рынке предоставления гражданства и резидентства за инвестиции, стартовые потери времени и денег на такое мероприятие выглядят более чем скромно (соответственно, от 2-х месяцев и от 150.000 дол. США. Если вы решитесь на такой важный шаг, мы с радостью приложим все усилия, чтобы сделать это очередное приключение максимально беззаботным!

    Читайте также: