Налог на операторов связи

Опубликовано: 11.05.2024

1. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.

2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

3. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.

4. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.

5. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

1. Комментируемая статья представляет собой образец высокой степени формализации норм, что практически сводит к минимуму возможность дополнительного или расширительного толкования.

В п. 1 комментируемой статьи содержится положение, которое определяет источники финансирования при формировании резерва:

- обязательные отчисления операторов связи, оказывающих услуги связи в сети связи общего пользования, порядок расчета и осуществления которых регламентирован комментируемой статьей;

- иные не запрещенные законом источники (добровольные пожертвования, благотворительные взносы, целевые денежные средства и пр.).

Обязательные отчисления в резерв являются неналоговыми платежами, однако базой для их расчета являются доходы, полученные оператором в течение квартала от оказания услуг связи, как и при расчете налоговых платежей.

Размер определяется как 1,2% от суммы доходов, полученных оператором в течение квартала от оказания услуг связи, за вычетом уплаченных налогов. Доходы определяются в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Обратим внимание, что в соответствии с Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг) и прочие доходы.

2. Пунктом 3 комментируемой статьи закрепляется размер ставки отчислений оператора сети связи общего пользования. Операторы связи ежеквартально отчисляют 1,2% средств, размер которых рассчитывается как разность между доходами от оказанных услуг связи в сети связи общего пользования и доходами от оказанных услуг присоединения и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования. При этом из указанной разницы доходов исключаются суммы, уплачиваемые в виде налога на добавленную стоимость.

Пунктом 4 комментируемой статьи определяется субъект, который рассчитывает размер платежа.

Кроме того, следует учитывать, что отчисления в резерв производятся по итогам каждого квартала не позднее 30-го числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала. Контроль за поступлением отчислений осуществляет Федеральное агентство связи.

Крайняя дата для отчислений - 30-е число месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала (30 апреля, 30 июля, 30 октября, 30 января), - выбрана не случайно. Все налоговые отчисления и расчеты, связанные с их исчислением, производятся, как правило, ранее обозначенной даты. Соответственно, оператор связи не должен испытывать затруднений в связи с исчислением размера платежа в резерв.

3. Обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания должны быть осуществлены в установленные сроки и в полном объеме. Невыполнение данной обязанности влечет взыскание указанных платежей в судебном порядке.

Например, Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 января 2015 г. N Ф06-18186/2013 по делу N А12-13954/2014 о взыскании задолженности по обязательным платежам в резерв универсального обслуживания требование удовлетворено, поскольку размер задолженности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания подтвержден, доказательств оплаты отчислений оператором сети общего пользования не представлено.

По другому делу Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2015 г. N Ф07-4794/2015 по делу N А26-9004/2014 о взыскании задолженности по обязательным отчислениям операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания требование удовлетворено частично, поскольку срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по обязательным отчислениям за отдельный период не пропущен.

Предусмотренная п. 6 комментируемой статьи процедура является стандартной для разрешения споров. Тем не менее стороны могут урегулировать спор и в досудебном порядке, поскольку действующим законодательством предусмотрен вариант рассмотрения споров в административном порядке. Однако на практике это малодейственно.

В письме Россвязи от 15 сентября 2014 г. N ИЧ-П33-4053 в ответ на Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2014 г. N ПР08-141/08-03 отмечено, что в части осуществления полномочий Россвязи по администрированию доходов федерального бюджета необходимо усилить работу по обеспечению увеличения поступлений в резерв универсального обслуживания, в том числе с целью недопущения возникновения задолженности перед операторами связи и срыва соответствующих договорных обязательств со стороны Россвязи. Принятие решений по вопросам увеличения доходного потенциала по коду "Средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания" следует обеспечить с привлечением Минкомсвязи России и Роскомнадзора.

Так, например, согласно информации, изложенной в письме Россвязи от 15 сентября 2014 г. N ИЧ-П33-4053, за период с 26 июня 2014 г. по 8 сентября 2014 г. операторам связи направлено 216 уведомлений о задолженности в резерв универсального обслуживания. В соответствии с планом-графиком подачи исков в судебные инстанции в 2014 году подано 83 исковых заявления о взыскании задолженности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания с операторов связи (в том числе за период с 26 июня 2014 г. по 8 сентября 2014 г. - 16 заявлений) на общую сумму 382,6 млн рублей (в том числе за период с 26 июня 2014 г. по 8 сентября 2014 г. на сумму 20,1 млн рублей). В результате судебно-претензионной работы операторами связи добровольно перечислено в резерв универсального обслуживания 146,0 млн рублей (в том числе за период с 26 июня 2014 г. по 8 сентября 2014 г. - 55,0 млн рублей).

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ" АКТУАЛИЗАЦИЯ
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева, 2016

Сотовая связь – явление, мягко говоря, не новое, и, казалось бы, «правила игры» тут вполне себе «устоялись». Тем удивительнее, что в последнее время в некоторых регионах налоговики стали предъявлять компаниям претензии, связанные с учетом этого вида расходов. Хотелось бы думать, что этого всего лишь «перегибы на местах», а не новое веяние. Но в любом случае стоит подстраховаться.

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 данные расходы как связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров представляют собой расходы по обычным видам деятельности.

Отражение расходов на услуги сотовой связи производится на счетах учета затрат. Выбор конкретного счета учета затрат будет зависеть от специфики деятельности организации и принятой на предприятии методологии учета.

Налоговый учет расходов на сотовую связь

В налоговом учете расходы на услуги связи являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для организации, применяющей УСН, данные расходы также могут быть включены в состав расходов в целях применения упрощенной системы налогообложения (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Аналогичное мнение содержится в целом ряде писем контролеров (письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-11-11/807, от 11.03.2012 № 03-11-11/74 и др.).

Казалось бы, все просто и все понятно, но именно теперь и начинаются самые основные нюансы, которые определяют правильность отнесения данных расходов в налоговом и бухгалтерском учете.

Расходы должны быть экономически обоснованы. Ведь можно потратить круглую сумму на телефонные переговоры и при этом умудриться не потратить и минуты действительно на служебные обсуждения.

К примеру, в постановлениях ФАС Московского округа от 06.08.2009 № КА-А40/7416-09 конкретизируется, что налоговое законодательство РФ не содержит специального перечня документов, подтверждающих производственный характер расходов налогоплательщика на оплату услуг сотовой связи.

Это действительно так, однако налоговики называют несколько факторов, которые необходимо соблюсти, чтобы включать рассматриваемые расходы в расчет налога на прибыль. Причем все разъяснения достаточно давние и не менялись в течение всего прошедшего периода.

Во-первых, необходим приказ, утверждающий перечень должностных лиц, которые в силу исполняемых ими обязанностей имеют право на пользование услугами сотовой связи. При этом должна присутствовать связь между обеспечением работника сотовой связью и необходимостью такого шага, обусловленной соответствующим функционалом и отраженной в должностных инструкциях.

Сразу поясним, что данное требование, как обоснованно указал ФАС Московского округа в постановлении от 11.05.2011 № КА-А40/3913-11 по делу № А40-6554/10-90-93, формально не основано на законе, который не требует наличия подобных норм в трудовых договорах или должностных инструкциях. Однако, на наш взгляд, игнорировать данное пожелание контролеров все же не стоит.

Во-вторых, нужны договор с оператором сотовой связи и детализированные счета оператора связи. По детализизации разговоров по номерам, принадлежащим контрагентам, можно обосновать производственный характер бесед.

Об этом говорят письма Минфина России от 23.06.2011 № 03-03-06/1/378, от 16.01.2015 № 03-11-11/807.

В письме Минфина России от 07.12.2005 № 03-03-04/1/418 разъясняется, что форма детализированного счета должна содержать детализацию общей суммы платежа за предоставленные оператором сотовой связи услуги в разрезе отдельных субсчетов, открываемых по каждому числящемуся за налогоплательщиком абонентскому номеру.

Однако ФАС Поволжского округа в Постановлении от 09.11.2006 по делу № А65-29284/2005-СА2-8 заключил, что детализация не так уж и важна, так как в данном документе нет и не может быть информации о содержании переговоров. Иметь детализацию разговоров действительно очень желательно, но вовсе не обязательно.

Также не лишает предприятие права на использование сотовой связи наличие убытка (постановление ФАС Московского округа от 04.12.2007 № КА-А40/12410-07).

О том, что не нужно отчитываться перед налоговыми органами о содержании переговоров, сказано еще в таком «древнем» документе, как письмо МНС России от 22.05.2000 № ВГ-9-02/174. Документы, подтверждающие экономический результат телефонных переговоров, тоже не нужны (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2007 по делу № А72-694/07-16/15).

А оператор сотовой связи необязательно должен дислоцироваться в вашем регионе (постановлении ФАС Московского округа от 04.12.2007 № КА-А40/12410-07). Ни наличие стационарных телефонов, ни большое соотношение числа пользователей сотовой сети с численностью работников, ни звонки вне рабочего времени, ни тот факт, что не каждый звонок сопровождается оформлением заключения договора или возникновением иной связи между абонентами не могут свидетельствовать об отсутствии производственной направленности расходов на сотовую связь (постановление ФАС Московского округа от 19.01.2009 № КА-А40/12732-08).

Нередко экономически выгоднее использовать безлимитные тарифы, которые представляют операторы сотовой связи. В этом случае налоговики не находят никаких противопоказаний для принятия таких расходов при условии, что они будут связаны с производством (письмо Минфина России от 23.06.2011 № 03-03-06/1/378).

Обратим внимание, что по мере того, как сотовая связь становилась более доступной и массовой, более лояльными становились и контролеры. Однако сейчас времена такие, что проверяющие в целях пополнения бюджета хватаются за любую «штрафную» возможность. Так что лучше все же не расслабляться и выполнять минимальные требования, описанные в данной статье, которые помогут избежать трудозатратного процесса разбирательства конфликта.

Лимит расходов на использование сотовой связи

В целях финансовой дисциплины и экономии средств некоторые предприятия устанавливают лимит, который могут «проговорить» работники и который компенсируются предприятием.

Сразу скажем, что установление лимитов, как иногда требуют проверяющие, – это право налогоплательщика, а не обязанность.

Таким образом, ежемесячно оператору сотовой связи на лицевой счет организации будет зачисляться необходимая сумма аванса с соответствующим распределением средств в разрезе конкретных телефонных номеров в пределах установленных в организации лимитов.

По достижении установленных лимитов происходит приостановление представления услуг связи. Неиспользованные средства (непроговоренные) «сгорают» в аналитике к данному телефону. Сам аванс предприятия не пропадает. Неиспользованные средства предприятия переносятся на следующий месяц.

Установление определенных лимитов сотрудникам на расходы на сотовую связь имеет свои положительные и отрицательные моменты.

Важным положительным моментом является дисциплинирование работников, мотивация на меры экономии, разумную умеренность в разговорах. И пока работник укладывается в установленные лимиты, мы видим только положительные факторы. Однако выход подобных расходов за пределы лимитов сразу приводит к возникновению у предприятия определенных учетных и налоговых затруднений.

Дело в том, что не всегда при превышении лимита связь блокируется. Нередко суммы превышения оцениваются уже по итогам прошедшего времени как разность между фактически выставленными суммами расходов по конкретному телефону и величиной утвержденного лимита. В результате может возникнуть ситуация, когда по конкретным работникам могут возникать суммы перерасходования на сотовую связь.

Читайте в Бераторе

По определению ведь именно для этих целей и вводятся лимиты, они считаются непроизводственными и подлежащими компенсации данным работником.

Если работник компенсирует сверхлимитные расходы, то НДФЛ и страховых взносов не возникает, так как нет личного дохода. А вот если взыскать эти суммы не удалось или предприятие решило таким образом поощрить работника, то, получается, необходимо удержать еще НДФЛ с работника (сообщить в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, в налоговый орган о невозможности удержания) и начислить страховые взносы (письмо Минфина России от 13.10.2010 № 03-03-06/2/178).

Далее сумма превышения лимита расходов на использование сотовой связи, удержанная из заработной платы работников, а также внесенная работниками в кассу организации, учитывается в составе доходов предприятия (письма Минфина России от 26.11.2015 № 03-11-06/2/68878, от 27.07.2006 № 03-03-04/3/15).

Начислять НДС на эти суммы будет не нужно, однако придется восстановить налог, который был отнесен на вычет при расчетах с бюджетом. НДС к вычету не принимается и списывается за счет собственных средств организации.

Но во всех ли случаях необходим такой порядок действий в отношении налога на прибыль и НДС? Нет, необязательно. Если работник вышел за пределы лимита, то это все же вовсе не безусловный фактор того, что расходы – непроизводственные.

Вполне возможно, что есть объективная причина перерасхода средств на телефонные переговоры в текущем месяце. В этом случае на основании объяснительной работника (служебной записки) лимит может быть увеличен (разово или на постоянной основе). В таком случае эти суммы будут производственными и терять расходы и НДС будет не нужно.

Приемы «на удержание»

Если с налогом на прибыль и НДС достаточно понятно, то с удержанием этих сумм с работника ситуация довольно непростая. Основания для удержания сумм из зарплаты перечислены в статье 137 Трудового кодекса РФ. И начнем с того, что трудовое законодательство не предусматривает удержания из заработной платы по такому основанию, как компенсация расходов на сотовую связь.

Некоторые эксперты предлагают классифицировать сверхлимитные расходы предприятия на связь в качестве прямого действительного ущерба (ст. 238 ТК РФ). Вот только с этим может возникнуть проблема. Ведь нельзя просто заявить, что предприятие понесло ущерб, его нужно доказать и провести ряд процедурных мероприятий (оценка ущерба, письменная фиксация ущерба, наличие объяснительной работника и решения руководителя). Но даже в этом случае велика вероятность, что работник откажется добровольно возместить эти суммы и придется идти в суд, который предприятие, скорее всего, проиграет.

Поясним наше мнение подробнее. Повторимся, что ущерб необходимо доказать. И в этом случае наличие на предприятии приказа о неких лимитах не будет играть совершенно никакой роли. Администрация должна будет доказать не превышение лимита, а то, что конкретные телефонные переговоры были осуществлены не по производственной необходимости. И хорошо, если подобные номера и суммы выделяются и их легко установить.

Но чаще всего детализация содержит большое число телефонных номеров, с которыми были соединения. И с ходу определить, производственные это или непроизводственные контакты, очень нелегко. А в объяснительной работника будет указано, например, что он производил обзвон потенциальных клиентов согласно данным различных интернет-ресурсов. И доказать, что такой-то телефон принадлежит приятелю работника, а не представителю какого-либо клиента, будет очень тяжело.

Таким образом, довести дело до успешного завершения строго в официальных рамках будет очень непросто.

Тут на помощь работодателю могут прийти административные ресурсы, в том числе возможность (если имеется) корректировки премиальной части работника. Это, пожалуй, самый удобный вариант разрешения сложной ситуации.

Но, на наш взгляд, оптимальным будет являться следующий метод компенсации «сотовых» расходов. Так предприятие лишается входного НДС, однако избегает множества проблем, возникающих со сверхлимитными выплатами.

Расходы на сотовую связь при использовании работниками личного сотового телефона

Чтобы обеспечить работника служебной сотовой связью, некоторые организации идут на дополнительные расходы и приобретают служебные сотовые телефоны. Это не всегда удобно как самому предприятию – возникают лишние расходы, – так и работникам, так как если телефон не поддерживает две сим-карты, то возникает необходимость носить два телефонных аппарата – с личной и со служебной «симкой». Гораздо удобнее комбинированный вариант, когда у работника телефонный аппарат личный, удобный и привычный, а предприятие лишь компенсирует расходы на служебные переговоры.

Чаще всего при таком подходе устанавливают некий лимит компенсации расходов работника.

При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсацияза использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других принадлежащих ему технических средств и материалов, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием (ст. 188 ТК РФ).

Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Данные компенсации и уменьшают налогооблагаемую базу предприятия, и не облагаются ни НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ), ни страховыми взносами (абз. 10 подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Что касается судебной практики, то в целом она вполне благосклонна к налогоплательщикам (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.08.2015 № Ф04-21805/2015 по делу № А27-24559/2014, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.07.2014 по делу № А63-9568/2013, ФАС Поволжского округа от 16.04.2012 по делу № А55-14888/2011 и др.).

Однако и самим «плошать» не следует. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2014 по делу № А45-25321/2012 судьи признали правоту нало­гового органа, но только из-за слабой подготовки налогоплательщика.

Компания не представила документы, подтверждающие служебный характер переговоров работника по мобильному телефону, доказательства расходования полученных работником денежных средств на услуги сотовой связи (то есть отсутствовали платежные документы в адрес оператора сотовой связи), а также какого-либо соглашения между обществом и работником о размере возмещения.

Аналогичным образом ФАС Поволжского округа в Постановлении от 26.06.2012 по делу № А57-6506/2011 не нашел позицию налогоплательщика убедительной из-за того, что из приказа о выдаче корпоративных сим-карт не было понятно, кому именно были переданы сим-карты и для выполнения каких производственных целей. Определением ВАС РФ от 21.01.2013 № ВАС-14647/12 отказано в передаче дела № А57-6506/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.

Возмещения НДС у организации возникать не будет, так как никаких договорных отношений с различными операторами связи, которые обслуживают работников, у организации не имеется. Соответственно, она не будет получать никаких документов в свой адрес от «связистов».

Только нужно учесть, что не облагается именно компенсация расходов работника по служебной сотовой связи. Попытка документально оформить безвозмездную аренду телефонных аппаратов у работника – не лучший вариант. Так как, согласно письму УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 № 20-12/061156, у организации при получении от своих сотрудников в безвозмездное пользование имущества (сотовых телефонов) формируется внереализационный доход, который определяется исходя из рыночных цен.

Дмитрий Кислов, к.э.н., эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Похоже, 2020 год станет для россиян периодом настоящих свершений! Вот только не факт, что позитивных. Пока одни чиновники поднимают возраст выхода на пенсию, ловят за руку самозанятых работников и требуют плату за пользование подземными водами, другие готовят сразу несколько глав, которые пополнят Налоговый кодекс Российской Федерации в 2020 году. Одна из них описывает новый налог, который будет взыматься с операторов мобильной связи.

Казалось бы – если налог ляжет на плечи операторов, то при чем тут обычные граждане страны? Возможно, это нововведение их никак не коснется? Увы – сегмент мобильной связи еще не пришел в себя после внедрения скандально известного “пакета Яровой”, а значит, новые потрясения могут поставить операторов в сложное положение и привести к росту цен на сотовую связь. Что ж, давайте вместе ответим на вопросы, которые волнуют каждого. Чего ожидать от нового налога? “Потянут” ли его операторы в одиночку, или нововведение затронет простых россиян? И главное – в каких суммах это будет выражаться?

Зачем правительство РФ вводит новые налоги?

Налог с мобильных операторов в России 2020

Для начала опровергнем слух, который вызвал наибольшее возмущение у россиян. Дело в том, что все эти “новые налоги” не являются новыми. Министерство финансов еще в 2018 году объявило, что собирается кодифицировать ряд уже существующих неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Елена Лебединская, директор департамента доходов Минфина, объяснила это тем, что контролировать неналоговые платежи довольно проблематично. Правительство уже пыталось объединить их одним законодательным актом, но потерпело фиаско.

Второй (но не менее важной) причиной трансформации простых сборов в налоги стало активное уклонение россиян от неналоговых платежей. Сейчас за неуплату сборов должники несут лишь административную ответственность. Однако в 2020 году безответственных плательщиков смогут подвергнуть даже уголовному преследованию! Впрочем, Минфин считает, что репрессивные меры нужно вводить постепенно, поэтому некоторые категории неплательщиков получат отсрочку. В случае налога на мобильную связь она составит десять лет.

В целом, Налоговый кодекс РФ вместит в себя 5 новых глав:

  • «Экологический налог», глава 25.5. Неналоговый платеж за урон, наносимый экологии, было решено заменить полноценным налогом. Основная нагрузка при этом ляжет на физлиц, организации и индивидуальные предприятия, которые наносят серьезный вред экологии посредством сброса ядовитых веществ и хранения токсичных отходов производства.
  • «Утилизационный сбор», глава 25.6. Новый сбор, названный утилизационным, сейчас является частью экологического сбора. Платить его придется всем физлицам, организациям и индивидуальным предприятиям, которые занимаются производством или импортом товаров с упаковкой, в обязательном порядке подлежащей утилизации. К платежу примкнут также предприниматели и компании, работающие в сфере производства и импорта обозначенных в законе категорий транспортных средств.
  • «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения», глава 25.7. Сейчас аналогом такого платежа является взнос через государственную систему «Платон». Новый налог придется оплачивать хозяевам автомобилей, превышающих лимит допустимой массы (12 000 кг).
  • «Налог на операторов сети связи общего пользования», глава 25.8. Частные предприниматели и фирмы, предоставляющие услуги в области коммуникаций (в частности – услуги мобильной связи) попадут под обременение данным налогом.
  • «Гостиничный сбор», глава 33.1. Сейчас аналога гостиничному сбору нет. Есть только сбор, экспериментально введенный в некоторых отдельных курортных регионах. Гостиничный сбор в 2020 году будет введен для всех организаций и физлиц, оказывающих любого рода гостиничные услуги, обеспечивающих россиянам и гостям страны временное размещение и проживание.

Подорожает ли мобильная связь из-за нового налога?

На данный момент операторы отчисляют 1,2% своих доходов в «резерв универсального обслуживания». Менять эту ставку правительство не планирует. Но зато с января 2020 года операторам придется строго отчитываться, ведь по налогу должны ввести новую декларацию. Пока неизвестно, повлечет ли такая инициатива правительства повышение цен на тарифы. Пока что россиянам грех жаловаться на дорогую связь – если сравнивать с другими странами, можно заметить, что расценки у мобильных операторов в РФ довольно скромные.

Налог с операторов мобильной связи в России 2020

Статистика по тарифным планам показывает такую картину:

Страна Средняя плата за связь (₽)
Венесуэла 290
Россия 355
США 3167
Япония 3490

По словам известного аналитика и бизнес-консультанта Эльдара Муртазина, велика вероятность того, что операторы решат переложить новую налоговую нагрузку на пользователей связи. И даже если в правительстве сдержат обещание и не изменят ставку, есть и другие факторы роста цен, которых не избежать. Затратный закон Яровой, необходимость выделять деньги под разработку 5G… Исходя из этого, тарифы действительно подорожают, но в условиях постоянной конкуренции операторов в России этот рост не превысит 20%.

Само собой, даже с двадцатипроцентным подорожанием цена мобильной связи в РФ и близко не сравняется с размерами тарифов в Азии и США. С другой стороны, возникает закономерный вопрос: корректно ли радоваться “мизерной цене связи” в России, если и зарплаты, и пенсии, и любые виды социальных выплат в РФ намного ниже, чем в странах Европы или Соединенных Штатах Америки? Ведь для пожилых россиян, экономящих каждую копейку, даже повышение тарифов на 20% станет серьезным ударом по кошельку… Впрочем, сбудется ли такой негативный прогноз, мы увидим только к середине 2020 года.


(1 голосов, среднее: 5.00 с 5)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Законопроекты

Минфин опубликовал текст законопроекта, которым запланировано внести в Налоговый кодекс неналоговые платежи. Этим же документом предлагается ввести два новых налога — экологический и на операторов сети связи общего пользования.

Проект очень большой, поэтому пока расскажем о нем кратко. Вот что предлагает Минфин.

Внести в Налоговый кодекс следующие налоги и сборы:

  • экологический налог;
  • утилизационный сбор;
  • сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения;
  • налог на операторов сети связи общего пользования;
  • гостиничный сбор.
Экологичекий налог должен заменить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В пояснительной записке говорится, что проведенный анализ динамики фактических поступлений этой платы свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и бюджетов субъектов РФ. При этом штрафные санкции по КоАП можно взыскать только через суд, а неуплата платежа в крупной размере не образует состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Внесение экологического налога, по мнению Минфина, позволит резко увеличить поступления в бюджет. Налоговикам будут даны полномочия не только проводить камеральную проверку деклараций, но и производить осмотр помещений в рамках её проведения.

Утилизационный сбор будет введен взамен существующих в настоящее время неналоговых платежей — экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии со статьями 24.1 и 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В законопроекте определены плательщики сбора, объекты обложения сбором, установлены ставки сборов и коэффициенты к ним, предусмотрен порядок расчета сбора и порядок подтверждения уплаты сбора.

Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования заменит плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн(так называемая плата в систему «Платон»). Ставка сбора устанавливается в размере 3,73 рубля на один километр пути, которая подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. При этом оператором по сбору так и останется ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». Однако налоговикам будет передано право взыскивать задолженность по сбору на основании актов, представляемых в налоговые органы оператором.

Налог на операторов сети связи общего пользования — заменит обязательный платеж, взимаемый в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Ставка останется прежней — 1,2% от доходов оператора, определяемых по данным бухгалтерского учета. Однако для организаций связи добавится отчетности, ведь будет введена новая квартальная декларация по этому налогу.

Гостиничный сбор будет прописан в главе 33.1 НК. Он заменит действующий сейчас в качестве эксперимента на территориях четырех субъектов РФ неналоговый платеж — курортный сбор. Плательщиками гостиничного сбора будут уже не физические лица, а организации и ИП, владеющие средствами временного размещения. Таким образом Минфин хочет пополнить местные бюджеты. Однако принимать решение о введении гостиничного сбора будут именно местные власти. Введение этого сбора планируется с 1 января 2023 года.

Помимо введения новых налогов и сборов законопроектом предлагается включить в НК в качестве государственной пошлины ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений (внесение изменений, просмотр сведений и т.п.) из государственных реестров (регистров), ведение которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти и (или) подведомственными им учреждениями.

Что в результате останется от проекта после принятия его Госдумой, предугадать сложно. Бизнес сопротивляется появлению неналоговых платежей в Налоговом кодексе и уже просили вмешаться в ситуацию Владимира Путина. Но вряд ли власти откажутся от идеи, позволяющей повысить доходы бюджета и дающей налоговикам новые полномочия.

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; N 10, ст. 1069; N 31, ст. 3431; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 27, ст. 3408; N 31, ст. 4190; 2011, N 7, ст. 901; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6333; N 50, ст. 7351, 7366; 2012, N 31, ст. 4328; N 53, ст. 7578; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4062; N 43, ст. 5451; N 44, ст. 5643; N 48, ст. 6162; N 49, ст. 6339, 6347; N 52, ст. 6961; 2014, N 6, ст. 560; N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4229, 4273; N 49, ст. 6928; 2015, N 29, ст. 4342, 4383; 2016, N 10, ст. 1316, 1318; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3873; N 27, ст. 4213, 4221; N 28, ст. 4558; 2017, N 31, ст. 4742, 4794; N 50, ст. 7557; 2018, N 53, ст. 8453, 8455; 2019, N 18, ст. 2214; N 23, ст. 2914; 2020, N 15, ст. 2233) следующие изменения:

а) дополнить подпунктом 3 1-1 следующего содержания:

"3 1-1 ) идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования) - идентификационный номер пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором предусмотрена возможность использования идентификационного модуля;";

б) в подпункте 3 2 слово "устанавливается" заменить словом "используется";

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.

Заключение договоров об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случая, указанного в абзаце пятом пункта 1 1 настоящей статьи, осуществляется при наличии волеизъявления физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо юридического лица одним из следующих способов:

с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, при условии идентификации физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя юридического лица, с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".";

б) дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

"1 1 . Оператор связи или уполномоченное им лицо для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны использовать:

помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде;

оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.

Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с абзацами третьим - пятым пункта 1 настоящей статьи с учетом особенностей, установленных абзацем пятым настоящего пункта.

В случае использования пользовательского оборудования (оконечного оборудования), имеющего встроенный идентификационный модуль, который позволяет программно изменять информацию на идентификационном модуле, необходимую для идентификации абонента и (или) пользователя услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в сети оператора подвижной радиотелефонной связи заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется только с использованием способов, указанных в абзацах третьем и пятом пункта 1 настоящей статьи.

Услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту - физическому лицу или абоненту - юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю и пользователю услугами связи такого абонента, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Абонент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель обязаны предоставить оператору связи сведения о пользователях услугами связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. Требования настоящего абзаца не распространяются на договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Абонент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, заключающие договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, предоставляют возможность пользоваться в рамках указанного договора услугами подвижной радиотелефонной связи пользователям услугами связи - физическим лицам только при условии внесения в федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации) абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем или по решению абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя пользователем услугами связи сведений о таком пользователе услугами связи - физическом лице и сведений об используемом этим пользователем услугами связи абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи, а также о наименовании абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Оператор связи обязан проверять наличие таких сведений посредством направления запроса в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия до начала оказания услуг связи. В случае, если при проверке оператор связи обнаружит, что сведения отсутствуют или не являются достоверными, оператор связи обязан не оказывать в отношении данного абонентского номера услуги связи, о чем уведомляет юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя, и в случае отсутствия ответа в установленный срок исключает из договора указанный абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи.

В случае, если услуги подвижной радиотелефонной связи оказываются абоненту - юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю в целях обеспечения функционирования пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором используется идентификационный модуль, указанные услуги оказываются при условии внесения абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в единую систему идентификации и аутентификации сведений об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования), адресе абонента или адресе установки пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и других сведений, позволяющих идентифицировать абонента или его пользовательское оборудование (оконечное оборудование). Состав указанных в настоящем абзаце сведений и порядок их внесения абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в единую систему идентификации и аутентификации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При внесении в единую систему идентификации и аутентификации сведений, предусмотренных абзацем шестым настоящего пункта, абонентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такие сведения должны быть подтверждены пользователем услугами связи с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Правилами оказания услуг связи могут устанавливаться случаи, при которых не требуется предоставление оператору связи сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя.";

абзац первый изложить в следующей редакции:

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"использование единой системы идентификации и аутентификации;";

абзац седьмой признать утратившим силу;

3) дополнить статьей 44 2 следующего содержания:

"Статья 44 2 . Информационная система мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя

1. В целях осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, создается информационная система мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя (далее - информационная система мониторинга).

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с использованием информационной системы мониторинга осуществляет мониторинг соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи.

3. В целях осуществления мониторинга, указанного в пункте 2 настоящей статьи, информационная система мониторинга взаимодействует с единой системой идентификации и аутентификации, базой данных перенесенных абонентских номеров, иными определенными Правительством Российской Федерации информационными системами.

4. Организационные и технические меры, необходимые для реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, полномочий по мониторингу соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляет радиочастотная служба.";

4) статью 45 дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

"7. Физическое лицо, зарегистрированное в единой системе идентификации и аутентификации, вправе вносить в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также исключать из указанной системы:

сведения об одном или нескольких абонентских номерах, выделенных ему оператором подвижной радиотелефонной связи;

идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования), который используется в его пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) в привязке к его абонентскому номеру, выделенному оператором подвижной радиотелефонной связи.

В случае утраты пользовательского оборудования (оконечного оборудования), идентификатор которого внесен в единую систему идентификации и аутентификации, физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, вправе внести сведения об утрате такого пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. После получения из единой системы идентификации и аутентификации информации об утрате пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и в случае подтверждения уникальности идентификатора пользовательского оборудования (оконечного оборудования), внесенного в единую систему идентификации и аутентификации, на основании сведений, имеющихся в распоряжении оператора подвижной радиотелефонной связи, данный оператор обязан не оказывать услуги связи абоненту - физическому лицу или пользователю услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя в случае использования им утраченного пользовательского оборудования (оконечного оборудования). Порядок взаимодействия оператора подвижной радиотелефонной связи с оператором единой системы идентификации и аутентификации устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. При получении оператором подвижной радиотелефонной связи от оператора единой системы идентификации и аутентификации запроса о соответствии данных об абоненте - физическом лице или пользователе услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, данным об абоненте - физическом лице или пользователе услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, которые получены оператором подвижной радиотелефонной связи в результате проведения проверки достоверности сведений в соответствии с пунктом 6 статьи 44 настоящего Федерального закона, оператор подвижной радиотелефонной связи предоставляет соответствующую информацию в единую систему идентификации и аутентификации.

Указанное взаимодействие между оператором подвижной радиотелефонной связи и оператором единой системы идентификации и аутентификации осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.";

а) абзац девятый пункта 1 изложить в следующей редакции:

"прекратить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативноразыскную деятельность, запроса от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, сформированного по результатам мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, или предписания указанного федерального органа исполнительной власти, сформированного по результатам контрольных мероприятий, в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах, а также в случае предотвращения и пресечения преступлений с использованием сетей связи и средств связи;";

б) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

"13. Для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя оператор подвижной радиотелефонной связи обязан обеспечить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, доступ, в том числе с использованием информационной системы мониторинга, к информации о способах подтверждения сведений и результатах проведенных проверок достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, к сведениям об абонентах и сведениям о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, об используемом ими пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании), к информации о функционировании идентификационных модулей, используемых абонентами и пользователями услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а также направлять в указанную информационную систему мониторинга иную информацию в составе, порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.";

6) абзац второй пункта 1 статьи 53 после слов "оконечное оборудование," дополнить словами "в том числе идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования),".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 года.

2. Абоненты - юридические лица либо индивидуальные предприниматели, заключившие с операторами связи договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, либо пользователи услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя по решению указанных абонентов вносят сведения о пользователях услугами связи в федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" в соответствии с требованиями, установленными абзацем шестым пункта 1 1 статьи 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", в срок до 30 ноября 2021 года.

3. Обязанности операторов связи, установленные абзацем седьмым пункта 1 1 статьи 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", в отношении абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, заключивших с операторами связи договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, возникают с 1 декабря 2021 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Читайте также: