Налог на оборот 5

Опубликовано: 23.04.2024

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

Еще

Это подтверждается не только анализом функционала, но и указанным выше приказом ФНС РФ, согласно которому налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5 до 30%.

В качестве примера приводятся сведения о налоговой нагрузке некоторых, наугад взятых организаций из различных отраслей:

В подтверждение примеры налоговой нагрузки организаций, которые не являются плательщиками НДПИ и акцизов:

МУП «Ухтаводоканал», ИНН 11020228818 27,1%

ООО «Ухтажилфонд», ИНН 1102055018 24,6%

АО «ОДК-Пермские моторы», ИНН 5904007312 23,8%

ПАО «Т плюс», ИНН 6315376946 11,7%

АО «Тандер», ИНН 2310031475 10,1%

ПАО «Лукойл», ИНН 7708004767 6,2%

ПАО «Транснефть», ИНН 7706061801 6,1%

Такое соотношение нагрузок, которое следует из упомянутого приказа ФНС РФ, а также приведенных примеров, при всем желании нельзя назвать равенством, возникает вследствие различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, тогда как трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по этим же налогам.

В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт).

В итоге имеет место нарушение заявленного в пункте 1 статьи 3 НК РФ принципа равенства налогообложения, что в итоге делает невозможным гармоничный экономический рост во всех отраслях сразу.

Альтернативное предложение

Реализация принципа равенства налогообложения, декларируемого пунктом 1 статьи 3 НК РФ, возможна только одним-единственным способом – введением единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, взамен четырех основных налогов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ, и удерживаемого безакцептно на базе современных банковских технологий – при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей (заказчиков), или при инкассации наличных денег в ритейле.

Ставка единого оборотного налога рассчитывается из следующих данных:

Выручка организаций в 2016г. 234,3 трлн.руб.1

Налог на прибыль 2,8 трлн.руб.

Страховые взносы 4,1 трлн.руб.

Расходная часть бюджета ПФР 6,5 трлн.руб.

НДФЛ 3,1 трлн.руб.

80% от НДФЛ (по низким доходам) 2,5 трлн.руб.

Согласно следующему соотношению, построенному на основе показателей выручки, НДС, налога на прибыль, расходной части бюджета ПФР и 80% НДФЛ (то есть по относительно низким доходам), ставка единого оборотного налога составит 6,2%

В этой связи детально расшифровываю признаки предлагаемого мной единого оборотного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ:

— налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают денежные доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;

— объект налогообложения – реализация в смысле пункта 1 статьи 39 НК РФ;

— налоговая база – выручка организации от реализации;

— налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;

— налоговая ставка – выше указано, исходя из сегодняшних условий, что она составляет 6,2%;

— порядок исчисления налога – как произведение налоговой ставки на налоговую базу;

— порядок и сроки уплаты налога – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей (безналично или при инкассации наличных)

Облагая выручку организаций по ставке 6,2%, появится возможность:

а) заместить четыре основных налога (НДС, налог на прибыль, страховые взносы, НДФЛ);

б) превратить в действительность пункт 1 статьи 3 НК РФ о равенстве налогообложения;

в) устранить присущую нынешней системе налогообложения налоговую дискриминацию;

г) избавиться от такого явления, как теневая заработная плата;

д) получить идеальную защиту от присущего современной системе налогообложения уклонения от уплаты налогов и обеспечить предельную простоту налогового администрирования;

е) построить профицитный пенсионный бюджет и навсегда снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;

ж) восстановить инвестиционную активность и в итоге получить гармоничную отраслевую структуру экономики, деформированную 27 годами рыночных реформ.

В планах Минэкономразвития РФ на 2021 год — кардинальное изменение налоговой системы в России. Чиновники хотят упразднить существующую дифференцированную систему налогообложения, упразднить налог на прибыль, НДС и страховые взносы и ввести вместо них единый для всех налог на оборот.

Что случилось?

Минэкономразвития России включило в проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год внесение кардинальных поправок в Налоговый кодекс РФ о введении в России единого оборотного налога. Авторы инициативы отмечают, что в российской правоприменительной практике отсутствуют принцип равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 статьи 3 НК РФ . В ней сказано, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению. Однако на практике это не так, как считают в МЭР.

Вместо четырех налогов — один

Сейчас в силу требований НК РФ, как отмечают разработчики инициативы, налогоплательщики на общей системе налогообложения при прочих равных условиях должны платить в бюджеты бюджетной системы РФ следующие дифференцированные налоги и взносы:

  • НДС — по общей ставке 20%;
  • налог на прибыль — по общей ставке 20%;
  • НДФЛ —13% от фонда оплаты труда (удерживается с работников);
  • обязательные страховые взносы в пенсионный, социальный и медицинский фонды — 30% от фонда оплаты труда;
  • налог на имущество — до 2,2% от среднегодовой стоимости имущества.

В зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций, работающих в разных экономических сферах (строительство, транспорт, ЖКХ, сельское хозяйство, тяжелая промышленность и т.д.), составляет около 24–27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из транспортно-энергетического комплекса и торговли — 6–14% к выручке, что в 2–4 раза меньше. Сами налоговики подтверждают, что в зависимости от сферы деятельности налогоплательщики на общей системе налогообложения платят в бюджет по-разному — в пределах от 5% до 30% доходов.

Как заметили чиновники, возникает неравенство из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции. Некоторые отрасли получают значительную экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а другие несут сверхвысокую нагрузку по тем же налогам. Как отмечают авторы законопроекта:

В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт).

Решить проблему чиновники предлагают введением единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке. Этот новый налог должен заменить четыре основных налога и сбора:

  1. НДС.
  2. Налог на прибыль.
  3. Страховые взносы.
  4. НДФЛ.

Если идея МЭР найдет поддержку, то налогоплательщиками нового налога на оборот смогут стать организации или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям. Объектом налогообложения будет реализация товаров, работ или услуг путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ, а также возмездное оказание услуг. Ставка налога составит 6,2% от всей полученной в результате реализации товаров выручки.

По аналогии с самозанятыми гражданами МЭР предлагает ввести упрощенное администрирование нового налога:

  • безакцептное списание суммы налога при каждом поступлении средств на расчетный счет налогоплательщика или при инкассации наличных денег в ритейле;
  • упрощенная отчетность и взаимодействие с налоговой службой.

В результате МЭР хочет получить оптимизацию российской системы налогообложения и обеспечение реализации принципа равенства налогов для всех отраслей. Простота налогового администрирования должна вывести бизнес из тени и обеспечить защиту от уклонения от уплаты налогов. В результате новая система, как считают чиновники, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Этот материал обновлен 01.02.2021

На каждой системе налогообложения компания платит разный состав налогов.

Это может быть один налог, как на упрощенке, или целый список, как на общей системе. Расскажу, как выбрать систему налогообложения и чем они между собой различаются.

Это обзорная статья, а не руководство по налогообложению. Мы не будем писать про экзотику: акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственный налог. И главное: не доверяйте в вопросах налогов только статьям из интернета. Для этого нужен опытный бухгалтер.

Общая система налогообложения

На общей системе налогообложения, или ОСН, придется платить несколько налогов и вести налоговый учет. Зато нет ограничений по доходу, количеству сотрудников и видам деятельности.

Компании на общей системе платят НДС, налог на прибыль, налог на имущество и другие налоги.

НДС. При продаже и перепродаже товаров и услуг компания обязана заложить в цену НДС. Чем больше посредников прошел товар, тем он дороже для конечного покупателя.

Вот какие ставки НДС действуют:

  1. Основная ставка — 20%.
  2. Льготная для некоторых продуктов питания, лекарств и детских товаров — 10%.
  3. Для товаров на экспорт, некоторых сопутствующих экспорту работ и услуг — 0%. Освобождение от НДС и ставка 0% — не одно и то же.

Компания экономит на НДС, если заключает сделки с партнерами на общей системе налогообложения. В этом случае она может принять к вычету НДС из счетов поставщиков.

Например, мебельный завод заказал у поставщика массив дуба. Его цена со всеми затратами и прибылью — 100 000 рублей. Поставщик начисляет на нее еще 20% НДС — 20 000 рублей. Стоимость массива для завода становится 120 000 рублей.

Завод купил массив и сделал из него шкаф. Окончательная цена шкафа со всеми накрутками — 500 000 рублей.

Завод начисляет на цену НДС 20% — 100 000 рублей. Цена шкафа для покупателей становится 600 000 рублей.

Эти 100 000 рублей НДС завод должен заплатить государству. Но не все так просто. Когда завод покупал дуб, он уже заплатил 20 000 рублей НДС. На эту сумму он может уменьшить свой налог. Получается, ему нужно заплатить НДС 80 000 рублей: 100 000 − 20 000 Р .

Представим, что поставщик дуба работает на упрощенке. Тогда он не платит НДС и не включает его в цену. ООО «Диван» не может сделать вычет по НДС и платит все 100 000 рублей налога.

Налог на прибыль. Если очень упрощенно, прибыль — разница между доходами и расходами. На нее начисляется 20% налога.

Налог на имущество. Налогом облагается недвижимость, которая числится на балансе компании в качестве основных средств. Например, офисное здание или склад. Такое имущество обычно в собственности компании, и его изначально приобретали не для перепродажи.

Если имущество входит в региональный перечень, налог начисляют на кадастровую стоимость, если нет — на балансовую. Весь список объектов и их кадастровая стоимость указаны в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Каждый регион устанавливает свою ставку налога на имущество в пределах 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%. Компания обязана сама считать налог на имущество и отчитываться по нему. По всем видам недвижимости есть свои нюансы, поэтому лучше, если налог посчитает бухгалтер.

Торговый сбор. Его платят владельцы торговых точек: магазинов, рынков, ярмарок, киосков, палаток, торговых автоматов. А автозаправкам его платить не нужно. Пока торговый сбор есть только в Москве, но в будущем может появиться в Севастополе и Санкт-Петербурге.

Сумма зависит от вида торговли и района: чем ближе к центру города, тем дороже. Ставки в законе Москвы — от 21 000 до 81 000 рублей за квартал.

Другие налоги. Все остальные налоги компании платят, если есть причина. За транспорт — транспортный налог, за землю в собственности или бессрочном пользовании — земельный налог.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН), или упрощенка, — система, на которой компания платит единый налог. Он заменяет НДС и налог на прибыль.

Компания может начать работу на УСН сразу после регистрации или перейти на нее позже. Вот каким требованиям нужно соответствовать, чтобы работать на УСН:

  1. Средняя численность сотрудников — не более 100 человек.
  2. Оборот — до 112,5 млн рублей в год для перехода, до 150 млн в год для дальнейшей работы.
  3. Отсутствие филиалов.
  4. Доля участия других компаний в уставном капитале меньше 25%.
  5. Остаточная стоимость основных средств не более 150 млн рублей.

Налоги ООО на УСН условно можно разделить на три группы.

Основной налог УСН. Тут два варианта: платить налог с доходов или с разницы доходов и расходов.

Налог на имущество для объектов в специальном перечне, который устанавливают региональные законы. Обычно это касается офисных и торговых центров и помещений в них. Если недвижимости нет в перечне или он не утвержден на начало года, налог платить не нужно.

Прочие налоги. Например:

  • транспортный налог — если есть автомобили, зарегистрированные на компанию в ГИБДД. Компания может быть как собственником автомобиля, так и лизингополучателем;
  • земельный налог — при наличии земли в собственности или в долгосрочном пользовании;
  • торговый сбор — если компания занимается оптовой и розничной торговлей в Москве.

Для работы на упрощенке компания выбирает между системами «Доходы» с налоговой ставкой до 6% и «Доходы минус расходы» с налоговой ставкой от 5 до 15%. Ставка налога зависит от региона.

Работать на системе «Доходы минус расходы» выгодно, если расходы компании больше 60—65% от оборота. Например, такая схема подойдет продуктовому магазину или палатке с шаурмой. Если расходов мало, выгоднее система «Доходы».

Компания может менять систему упрощенки раз в год. Если сначала выбрали «Доходы минус расходы», но поняли, что это невыгодно, перейти на «Доходы» можно только в конце года. Для этого нужно подать заявление до 31 декабря.

Минимальный налог для УСН «Доходы минус расходы»

Если расходы превысят доходы, все равно придется заплатить минимальный налог. Это 1% от доходов за минусом начисленных авансовых платежей по итогам года.

Компания рассчитывает два налога: по обычной ставке и минимальный налог. Заплатить нужно сумму, которая оказалась больше.

Компании на УСН «Доходы» могут уменьшить налог до 50% на сумму уплаченных страховых взносов за сотрудников. А на УСН «Доходы минус расходы» — включить страховые взносы в расходы и так уменьшить доход, с которого платят налог.

В большинстве случаев компании на упрощенке не платят НДС и налог на прибыль. Но есть исключения — иногда эти налоги платить нужно:

  1. Налог на прибыль как налоговый агент при выплате дивидендов другим организациям.
  2. НДС при ввозе товаров в Россию.
  3. НДС как налоговый агент, если компания арендует имущество напрямую у государства, региона или муниципалитета, покупает металлолом и макулатуру у плательщика НДС.

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД — специальный налоговый режим для некоторых видов деятельности, например розницы, общепита, бытовых услуг.

Налог на ЕНВД не зависит от дохода компании. Его платят с дохода, предполагаемого государством в этой сфере.

Например, государство решает, что ателье по пошиву одежды в Екатеринбурге зарабатывает с каждого квадратного метра помещения 100 000 рублей в квартал. На основе этого показателя нужно будет считать налог.

Ставка на ЕНВД — от 7,5 до 15%, зависит от муниципалитета. В Москве ЕНВД не действует.

Налог считают по сложной формуле: учитывают вид деятельности, площадь торгового зала, количество сотрудников. С этим лучше обращаться к бухгалтеру.

Вот в каких сферах можно работать на ЕНВД:

  1. Розничная торговля.
  2. Общественное питание.
  3. Бытовые и ветеринарные услуги.
  4. Ремонт, техническое обслуживание и мойка машин, а также стоянки.
  5. Размещение и распространение наружной рекламы и рекламы на транспорте.
  6. Сдача в аренду торговых мест и земельных участков.
  7. Гостиницы, хостелы, общежития, отели, сдача в аренду квартиры.
  8. Перевозка пассажиров и грузов.

Чтобы работать на ЕНВД, тоже нужно соответствовать требованиям: среднесписочная численность сотрудников за год должна быть не более 100 человек, доля участия других компаний в уставном капитале — до 25%.

Кроме единого налога, компания на ЕНВД платит налог на имущество из регионального перечня, земельный и транспортный налоги.

ЕНВД можно сочетать с общей и упрощенной системой, но придется вести раздельный учет.

Этот режим отменили с 1 января 2021 года

Отчисления за сотрудников

Если в компании работают сотрудники, за них придется платить НДФЛ и страховые взносы.

НДФЛ. Компания удерживает 13% с любых выплат сотрудникам: зарплаты, отпускные, больничные. Исключения — пособия по беременности и родам, выплаты по увольнению в пределах трех среднемесячных заработков, компенсации за вред здоровью на производстве и некоторые другие.

По НДФЛ компания выступает налоговым агентом. Она не платит налог из своих денег, а вычитает из зарплаты сотрудников и отправляет в бюджет.

Страховые взносы. Компания обязана заплатить взносы за сотрудников, даже если у нее не было доходов:

  • на пенсионное страхование — 22% от зарплаты сотрудника;
  • на медицинское — 5,1%;
  • на социальное — 2,9%;
  • взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5%. Ставка зависит от уровня риска на рабочем месте: взносы за офис-менеджера и шахтера будут разными.

Чтобы защитить собственников бизнеса, государство установило лимиты. Если зарплата сотрудника за 2021 год превысила 966 000 Р , компания не платит взносы на социальное страхование с суммы превышения. В 2020 году лимит был меньше — 912 000 Р . А если превысила 1,292 млн рублей, компания платит взносы на пенсионное страхование по тарифу 10%, а не 22%.

Какую систему налогообложения выбрать для ООО

На ОСН могут работать все компании, для остальных режимов есть ограничения. Сначала проверьте, под какие системы налогообложения вы подходите, а потом выберите вариант, где будете платить меньше налогов.

Проверьте, попадает ли вид деятельности под ЕНВД. Каждый муниципалитет имеет право отменить ЕНВД на своей территории или сократить список видов деятельности — читайте местные документы. Например, в Москве нельзя работать на ЕНВД.

Проверьте ограничения: количество сотрудников и годовой доход компании. На ЕНВД и УСН нельзя работать, если среднесписочное количество сотрудников за год больше 100 человек.

Посмотрите, на какой системе налогообложения работает большинство контрагентов. Если на общей, то, скорее всего, придется выбрать такую же систему. Компаниям на ОСН будет невыгодно работать с партнером на упрощенке, потому что они не смогут принимать НДС к вычету.

С выбором режима поможет опытный бухгалтер. Если компания подходит под несколько режимов налогообложения, он посчитает налоговую нагрузку и скажет, как можно законно сэкономить на налогах. Если у бизнеса есть льготы, поможет их получить.

Ответственность за неуплату налогов

Компания может получить штраф и пени за ошибки в отчетности и суммах налога или просрочку платежей. Сумма штрафа зависит от того, намеренная это ошибка или случайная:

  1. случайная — штраф 20% от суммы неуплаты;
  2. намеренная — 40%. Если, конечно, налоговая докажет намеренность действий.

Директор может получить штраф от 5 до 10 тысяч рублей, дисквалификацию на срок до двух лет или уголовный срок. Все зависит от того, какую сумму недоплатили в бюджет, случайно или намеренно, первое это нарушение или нет.

Как уменьшить сумму налогов для ООО

Есть несколько законных способов уменьшить налог.

Налоговые льготы. На любом режиме налогообложения есть льготы для некоторых категорий предпринимателей. Они прописаны в местных законах.

Например, ставка 6% на УСН «Доходы» может быть уменьшена до 1—5% в разных регионах. В республике Бурятия действует ставка 5% для дошкольного и дополнительного образования, производства мебели и некоторых других видов деятельности. А в Крыму и Севастополе есть шанс работать по ставке 0%.

А на УСН «Доходы минус расходы» регион может установить ставку от 5 до 15%. Например, в Санкт-Петербурге ставка 7%, а в Крыму — 3% до 2021 года.

На ЕНВД ставка 15% может быть уменьшена до 7,5%. Чтобы узнать, действует ли в вашем регионе пониженная ставка, читайте решения муниципалитетов на сайте ФНС.

Налоговые спецрежимы. Малый и средний бизнес может работать на упрощенке, а в некоторых сферах, например рознице и общепите, — на ЕНВД.

Льготные налоговые территории. Компания может стать резидентом центра инноваций, технопарка или индустриального парка, например ИЦ «Сколково».

Выглядит это примерно так: в одном месте открывают научные и исследовательские институты, выставочные площадки, деловые и обучающие центры. Работать туда пускают не всех: нужно быть высокотехнологичной или ИТ-компанией и соответствовать критериям площадки.

Участники получают льготы на налог на прибыль, частично или полностью освобождаются от налога на имущество, а в случае со «Сколково» — еще и от НДС.

Экономия на взносах за сотрудников. Можно отдать часть функций на аутсорс и не платить страховые взносы. Например, можно не нанимать уборщицу, а приглашать клининговую компанию раз в месяц, не держать в штате юристов и бухгалтеров, а найти компанию-подрядчика.

В планах Минэкономразвития РФ на 2021 год — кардинальное изменение налоговой системы в России. Чиновники хотят упразднить существующую дифференцированную систему налогообложения, упразднить налог на прибыль, НДС и страховые взносы и ввести вместо них единый для всех налог на оборот.

Что случилось?

Минэкономразвития России включило в проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год внесение кардинальных поправок в Налоговый кодекс РФ о введении в России единого оборотного налога. Авторы инициативы отмечают, что в российской правоприменительной практике отсутствуют принцип равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 статьи 3 НК РФ . В ней сказано, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению. Однако на практике это не так, как считают в МЭР.

Вместо четырех налогов — один

Сейчас в силу требований НК РФ, как отмечают разработчики инициативы, налогоплательщики на общей системе налогообложения при прочих равных условиях должны платить в бюджеты бюджетной системы РФ следующие дифференцированные налоги и взносы:

  • НДС — по общей ставке 20%;
  • налог на прибыль — по общей ставке 20%;
  • НДФЛ —13% от фонда оплаты труда (удерживается с работников);
  • обязательные страховые взносы в пенсионный, социальный и медицинский фонды — 30% от фонда оплаты труда;
  • налог на имущество — до 2,2% от среднегодовой стоимости имущества.

В зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций, работающих в разных экономических сферах (строительство, транспорт, ЖКХ, сельское хозяйство, тяжелая промышленность и т.д.), составляет около 24–27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из транспортно-энергетического комплекса и торговли — 6–14% к выручке, что в 2–4 раза меньше. Сами налоговики подтверждают, что в зависимости от сферы деятельности налогоплательщики на общей системе налогообложения платят в бюджет по-разному — в пределах от 5% до 30% доходов.

Как заметили чиновники, возникает неравенство из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции. Некоторые отрасли получают значительную экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а другие несут сверхвысокую нагрузку по тем же налогам. Как отмечают авторы законопроекта:

В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт).

Решить проблему чиновники предлагают введением единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке. Этот новый налог должен заменить четыре основных налога и сбора:

  1. НДС.
  2. Налог на прибыль.
  3. Страховые взносы.
  4. НДФЛ.

Если идея МЭР найдет поддержку, то налогоплательщиками нового налога на оборот смогут стать организации или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям. Объектом налогообложения будет реализация товаров, работ или услуг путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ, а также возмездное оказание услуг. Ставка налога составит 6,2% от всей полученной в результате реализации товаров выручки.

По аналогии с самозанятыми гражданами МЭР предлагает ввести упрощенное администрирование нового налога:

  • безакцептное списание суммы налога при каждом поступлении средств на расчетный счет налогоплательщика или при инкассации наличных денег в ритейле;
  • упрощенная отчетность и взаимодействие с налоговой службой.

В результате МЭР хочет получить оптимизацию российской системы налогообложения и обеспечение реализации принципа равенства налогов для всех отраслей. Простота налогового администрирования должна вывести бизнес из тени и обеспечить защиту от уклонения от уплаты налогов. В результате новая система, как считают чиновники, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Читайте также: