Письмо в налоговую о земельном налоге

Опубликовано: 04.05.2024


Обычно бухгалтеры рады отмене отчетов, но с 2021 года, с отменой деклараций по транспортному и земельному налогу, вопросов стало кажется еще больше, чем раньше. Например, когда ждать извещения о сумме к уплате от ФНС или что делать, если налог почему-то не совпадает с вашими расчетами? Как сообщить налоговой службе о льготах? Декларацию по налогу на недвижимое имущество не отменили, но зато до сих пор упрощенцы путаются — когда платить и сдавать, а когда нет.

Чего ждать от ФНС и в какие сроки платить налоги

С 2021 года ФНС сама будет сообщать о том, каким вышел земельный и транспортный налог за прошлый год. По информации налоговой службы сообщения о налогах за 2020 год будут рассылаться в течение 2 квартала 2021 года. При этом срок уплаты для обоих видов налогов — 1 марта — уже прошел. Т.е. по факту сообщения придут после уплаты.

Как долго ждать сообщения?

Сроки указаны в п. 4 статьи 363 НК РФ:

Если уведомление от ФНС до вас так и не добралось, придется самостоятельно передать в налоговую данные об имуществе — автомобилях и участках до 31 декабря 2021 года, т.е. до конца текущего налогового периода (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС от 25.02.20 № ЕД-7-21/124@.

От расчета налогов организации по прежнему не освобождены, авансовые платежи необходимо самостоятельно рассчитать и платить. В 2021 году сроки по ним:

  • за 1 квартал до 30.04.2021;
  • за 2 квартал до 02.08.2021;
  • за 3 квартал до 01.11.2020.

По налогу на имущество декларацию нужно сдавать как и раньше. Но с 2020 года не требуется предоставлять авансовые расчеты по налогу в течение года, только годовую декларацию (ФЗ № 63-ФЗ от 15.04.2019). Срок — до 30 марта.

Вроде бы все уже все сдали и заплатили. Но т.к. уведомления начали многим приходить только сейчас, а работа бухгалтера не проходит без сюрпризов, то стали появляться первые недопонимания и вопросы по правильности расчета налогов и учету имущества.

Не самый последний среди них — льготы.

Как сообщить о льготах по земельному и транспортному налогу

Для этого есть специальная форма, которая утверждена Приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/377@. Вот например как выглядит пара ее разделов:

Сообщить о праве на льготу теоретически можно в любое время. В НК нет каких-то конкретных сроков. Но сама ФНС рекомендовала сделать это еще в 1 квартале 2021 года, до того, как начнется активная рассылка сообщений о суммах налогов к уплате.

Проверить наличие льготы по имущественным налогам

Не обязательно указывать муниципальное образование, достаточно выбрать в форме нужный регион и нажать «Найти»

Что имеем в результате? Путаница в суммах налога — ФНС может видеть недоимку, которой по факту нет, о льготах может узнать уже после направления сообщения, а налогоплательщики, получая уведомление, не понимают — должны они все таки бюджету или нет.

Если сумма пришла неверная, как опротестовать?

Судя по форумам и бухгалтерским группам в соцсетях, немало организаций получают «письма счастья» с неверными данными.

«Получили сообщение из своей ИФНС, транспортный налог к уплате совсем не такой, какой рассчитала я. Оказалось, что налоговая не учла льготу, положенную по региональному закону. Причем никаких подтверждающих документов по тому же закону не требуется, сведения ФНС должна получать после регистрации авто путем информационного обмена», — пишет бухгалтер Ольга .

«Прислали письмо с суммой налога за рабочее авто. Сильно больше, чем должно было быть. Указана не та ставка. И что теперь делать?» — интересуется уже бухгалтер Татьяна .

«Рассчитали налог как за грузовое авто, хотя черным по-белому в документах указано, что автомобиль легковой», — негодует Евгений, директор компании .

Логично, что нужно написать возражения на неверный расчет налога . Никакой особой формы для этого нет. Оформите жалобу на обычном бланке для писем организации, опишите ситуацию, укажите свои возражения (аргументированно, со ссылкой на НК, региональное законодательство и т.п.), составьте собственный расчет и приложите копии документов, например, подтверждающих льготу, которая не была учтена.

Правда советуем перед тем, как писать гневное письмо, все таки перепроверить информацию. Порой региональное законодательство меняется по-тихому и вы возможно не в курсе возникших перемен.

Обратите внимание , что ответить несогласием на расчет налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения (пункт 6 статьи 363 НК РФ).

Рассматривать ваше письмо будут в течение месяца (или даже двух — ФНС вправе продлить срок рассмотрения). Затем вы или получите сообщение с новой суммой налога или требование, если налоговая все правильна посчитала, а вы налог не доплатили.

Важные моменты в расчете налогов:

Если ваше авто было уничтожено, к примеру, сгорело при пожаре, то исчисление налога прекратиться с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было утрачено. Но сама по себе ФНС об этом не узнает. Необходимо написать заявление (форма утверждена Приказом от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@) и приложить подтверждающие документы, рассматривается оно в течение 30 дней.

В противном случае налог будет начисляться до момента снятия авто с регистрации (см. Постановления АС Северо-Западного округа от 08.02.2021 по делу № А56-12586/2020).

Если в течение налогового периода произошло изменение кадастровой стоимости участка, то оно не будет учитываться при расчете налога в текущем и предшествующих налоговых периодах . Исключение — если изменения предусмотрены п.п. 1.1 статьи 391 НК РФ или другим российским законодательством.

Практически аналогичное положение действует и по налогу на имущество. Изменение кадастровой стоимости объекта будет учтено при расчете налогооблагаемой базы только если это прямо будет указано в п. 15 статьи 378.2 НК РФ или в законодательстве РФ, которое регулирует кадастровую оценку.

Напоминаем, что для оплаты налогов с 1 мая 2021 года нужно использовать новые реквизиты .

Теперь давайте посмотрим, какие вопросы больше всего тревожат бухгалтеров в связи с нововведениями.

Вопросы по транспортному налогу

Кто платит транспортный налог при лизинге?

Платит тот, на кого зарегистрировано ТС, т.к. этот вопрос стороны решают при заключении договора.

Например, лизингодатель приобрел авто и сразу передал его по договору лизинга , не проводя регистрацию, зарегистрировал авто лизингополучатель в соответствии с условиями договора, значит он и платит транспортный налог.

Другой пример — лизингодатель зарегистрировал ТС на себя и предал его лизингополучателю , по договору в собственность авто перейдет получателю только после полной оплаты, тогда же он сможет его зарегистрировать. Значит в период лизинга транспортный налог будет платить лизингодатель.

Какие авто относятся к дорогостоящим и как рассчитывать по ним налог?

Перечень дорогостоящих автомобилей (от 3 млн рублей) устанавливает Минпромторг ( смотреть перечень 2021 года ). Если ваше авто в него угодило, то рассчитывать транспортный налог придется с применением повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3). Коэффициент зависит от года выпуска и средней стоимости автомобиля (пункт 2 статьи 362 НК РФ).

Нужно ли платить транспортный налог за автомобиль, приобретенный для перепродажи?

Для начала уточним — собственником авто организация может стать и без его регистрации. Одно с другим не связано. Но использование ТС без регистрации в ГИБДД может навлечь штрафы (от 5 000 до 10 000 рублей), к тому же налог платит тот, на кого авто зарегистрировано. Это либо старый либо новый собственник. Чтобы было понятнее, рассмотрим практические ситуации:

Пример 1: ООО купило авто у гражданина Иванова 30 апреля 2021 года. 5 мая организация продала автомобиль другому физлицу — Петрову. При этом не поставила авто на учет в ГИБДД и в ПТС был сразу вписан новый владелец машины. Компания ничего не нарушила. На постановку на учет дается 10 календарных дней, в течение этого времени можно без всяких последствий продать ТС не занимаясь его регистрацией.

Единственная проблема, которая может возникнуть — в ГИБДД автомобиль числится за Ивановым, а Петров принесет договор купли-продажи с ООО. В этом случае лучше прямо в договоре указать на каком основании организация владеет авто и сослаться на договор купли-продажи с Ивановым. В любом случае у инспектора есть право запросить дополнительные документы, если возникнут какие-то сомнения.

Транспортный налог организация не заплатит вообще, т.к. даже не успела зарегистрировать ТС на себя.

Пример 2: Компания купила у другой организации экскаватор 8 апреля 2021 года. 16 апреля техника была поставлена на учет в Гостехнадзоре (обратите внимание — не в ГИБДД), но 20 апреля руководителю компании предложили хорошую цену за экскаватор и он решил его продать. Сделку быстро оформили и уже 28 апреля новый владелец поставил технику на учет.

Компания не заплатит налог за апрель . По правилам, если ТС поставлено на учет после 15 числа месяца, то налог за этот месяц не платиться. С другой стороны если снять с регистрации ТС после 15 числа (что и произошло 28 апреля), то налог за этот месяц считать нужно. Минфин считает, что в этой ситуации (когда авто поставлено и снято с учета в одной и той же половине месяца) налог компания платить не должна.

Новый обладатель экскаватора за апрель налог платить не будет , т.к. поставил его на учет после 15 числа, для него расчет налога начнется с 1 мая.

Самый первый собственник техники , продавший ее 8 апреля и будет плательщиком налога, ведь снята с учета она 16 апреля, т.е. после 15 числа.

Таким образом удается избежать двойного налогообложения и за переходный месяц обязательно кто-то заплатит.

Оперативно заключить сделку, подписать документы, купить выгодно имущество на торгах помогут электронная подпись и ЭДО. Работа с электронными документами через онлайн-сервис и мобильное приложение Такском-Файлер или чрез 1С .

Вопросы по земельному налогу

В 2020 году в связи с пандемией в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ ИП и организации, работающие в наиболее пострадавших отраслях получили освобождение от уплаты земельного налога за 2 квартал (кстати и от транспортного и от налога на имущество тоже). Надо ли как-то заявить об этой льготе по аналогии с другими, подав заявление?

Нет, специально сообщать ФНС, что у вас есть такое право не нужно. Налоговая должна сама произвести перерасчет. Ели посмотрите на форму заявления в статье выше, то там даже не предусмотрено указание отсылок к ФЗ, а только к региональному законодательству.

Если же ФНС почему-то не пересчитали налоговые обязательства и требует уплаты налога за 2 квартал 2020 года, то придется идти путем возражений и жалоб. Рекомендуем не просто ссылаться на норму ФЗ, но и подтвердить свой статус, дающий право на поддержку — например, приложить выписку из ЕГРЮЛ, где указан основной вид деятельности, выписку из Реестра СМП для подтверждения статуса малого предприятия.

Договор купли-продажи земельного участка заключен 8 февраля 2021 года, 11 мая 2021 года подписан акт передачи, регистрация в ЕГРН 14 мая, приказ о вводе в эксплуатацию от 17 мая. С какой даты отсчитывать срок для расчета земельного налога?

Ориентироваться нужно на день государственной регистрации права в Реестре. Права на земельной участок, согласно гражданскому законодательству, подлежат государственной регистрации и расчет налога будет производится (как и в случае с транспортом) по новому собственнику именно со дня внесения записи в Реестр.

Как узнать кадастровую стоимость, из которой будет производиться расчет налога?

Актуальную стоимость можно найти через онлайн-сервис Росреестра . Вы также можете сделать письменный запрос через МФЦ или по почте или через личный кабинет на сайте Росреестра. Сведения предоставляются бесплатно.

Вопросы про налог на недвижимость

Наверное самые популярные вопросы касаются уплаты налога налогоплательщиками, применяющими УСН.

Организация применяет УСН, имеет в собственности недвижимое имущество. Нужно ли подавать декларацию?

Организации на УСН сдают декларацию и уплачивают налог только по недвижимости, налоговая база по которой определяется, исходя из кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ, п.п 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ).

Если у организации есть разные объекты недвижимости — облагаемые и не облагаемые налогом, то необлагаемые объекты в декларации не указываются.

Как понять относится конкретное имущество у организации на УСН к облагаемому или нет?

На этот вопрос сможет ответить только региональное законодательство. Нужно смотреть во-первых , местный закон, в котором определен порядок уплаты налога на имущество, во-вторых , перечень объектов недвижимости на 2021 год (или другой год, который интересует) для целей налогообложения. Причем Перечень может периодически пересматриваться. В-третьих , нужно вчитаться в НК, в п.п. 4 пункта 1 статьи 378.2 сказано, что объектами налогообложения выступают, например, гаражи, жилые помещения, машино-места и др.

Получается, что некоторые объекты могут даже отсутствовать в перечне, но при этом упрощенцы все равно должны уплачивать с них налог. К примеру, с квартиры, которая приобретена для проживания сотрудников или с гаража для рабочего автомобиля.

К новой декларации по налогу на имущество организаций есть раздел с движимым имуществом. Значит ли это, что и по движимому имуществу нужно уплачивать налог и сдавать декларацию?

Новая форма декларации утверждена Приказом от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@. В ней действительно есть такой раздел. Но заполняют его только те, кто имеет облагаемое налогом недвижимое имущество и подает декларацию по нему. Т.е. если у вас есть необлагаемая налогом недвижимость и / или движимое имущество — подавать декларацию не надо.

Если у вас есть объекты, подлежащие налогообложению, то кроме них, нужно включать в декларацию информацию и о движимом имуществе, учтенном у организации в качестве основных средств, но налог с такого имущества платить (по крайней мере пока) не нужно.

Сопутствующий вопрос обычно такой — а как различать движимое и недвижимое имущество?

На самом деле в законе все не так однозначно, например, в отношении движимого имущество сказано, что это деньги, ценные бумаги, а также все, что не относится к недвижимому имуществу (пункт 2 статьи 130 ГК РФ). Поэтому придется действовать методом исключения. Проблема в том, что отнесение объекта к недвижимости не слишком однозначное.

Можно выделить несколько признаков недвижимости:

  • Связь с землей, невозможность переместить объект без ущерба. К примеру, здание фабрики на фундаменте — это недвижимость. А ларек, установленный без фундамента, который можно легко демонтировать и перевезти — движимость;
  • Закон определяет объекты как недвижимость (пункт 1 статьи 130 ГК РФ) — линии связи, космические объекты и другие;
  • Недвижимость подлежит обязательной госрегистрации (хотя это не обязательное условие);
  • Наличие в отношении имущества документов технического учета, технической инвентаризации, разрешений на строительство, проектной документации и т.п. Это один из критериев, описанных в Письме ФНС от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@. Т.е. в расчет будут приниматься конкретные документы, в том числе данные экспертиз;
  • Неспособность имущества функционировать самостоятельно, вне основного объекта. Пример такого имущества — лифты.

На самом деле в данном вопросе стоит обращать внимание на судебную практику. А она очень разношерстная.

  1. Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело № А40-95182/20 переквалификации движимого имущества в недвижимое;
  2. АС Московского округа вынес Постановление от 23 сентября 2020 г. по делу № А40-317545/2018, где отнесение имущества к недвижимому определялось в том числе на основании Приказа Министерства промышленности и энергетики (т.е. на основании отраслевого законодательства).

Нельзя сказать, что эти дела решились в пользу налогоплательщиков.

Подробнее о разногласиях в определении типа имущества читайте в нашей статье на сайте .

Кстати, Правительство рассматривает возможность вернуться к взиманию налога с движимого имущества (с этими целями собирается информация о нем в составе деклараций). Один из аргументов — прекращение споров по разделению имущества на движимое и недвижимое. Ну да, если все облагается налогом чего тут спорить?

Организация владеет автомобилем, компьютерами, каждый стоимостью свыше 100 000 рублей и несколькими киосками (движимое имущество). Нужно ли подавать декларацию и включать информацию о таком имуществе в декларацию?

Выше мы уже сказали, что декларация не подается, если организации в собственности имеется только движимое имущество, т.к. оно не подлежит налогообложению. Поэтому владельцам авто, компьютеров и прочего аналогичного имущества волноваться не стоит.

Предприниматель имеет право на получение льготы по налогу на имущество, по объектам, которые использует в своей деятельности, какие документы могут подтвердить назначение использования недвижимого имущества?

Можно приложить любые документы, которые укажут на характер использования помещения. Например — КУДиР, где отражены доходы от деятельности, связанной с данным имуществом (сдача в аренду, к примеру), договоры аренды, фото- и видеосъемка помещений, техническая документация. Если ФНС не хочет верить документам — пригласите инспекторов посетить объект лично, у вас есть такое право.

Организация применяет ОСНО, купила здание, зарегистровала права на него, но не ввело его в эксплуатацию, надо ли уплачивать налог?

Сам по себе ввод в эксплуатацию не имеет значения для налогообложения. Если здание учтено на счете 01 и готово к использованию, то оно облагается налогом. Просто так оставлять объект числящимся на счете 08 (как пытаются некоторые) нельзя. Для этого нужны основания. К примеру, здание куплено в состоянии не позволяющем его нормальную эксплуатацию и требуется произвести ремонт. Тогда, пока объект не будет отремонтирован и введен в эксплуатацию и будет числиться на счете 08, он не облагается налогом.

Сдавайте отчетность, сверяйтесь с ИФНС, обменивайтесь документами с контрагентами. Все это при помощи сервисов 1С . Для групп компаний скидки!

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 21 июля 2006 г. N ММ-6-21/714@

О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ

Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе письма Минфина России от 12.05.2006 N 03-06-01-02/21 и от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65 по вопросу о налогообложении земельным налогом земельных участков в случае отсутствия документов о государственной регистрации прав на земельные участки и о порядке налогообложения земельным налогом земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома.

Доведите данные письма Минфина России до сведения налоговых органов и налогоплательщиков.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 мая 2006 г. N 03-06-01-02/21

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с поступающими вопросами от региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о реализации положений главы 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации направляет для руководства и использования в работе письмо Минфина России от 11.05.2006 N 03-06-02-02/37, направленное в адрес Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия, о налогообложении земельным налогом земельных участков в случае отсутствия документов о государственной регистрации прав на земельные участки.

Доведите указанные разъяснения до сведения территориальных налоговых органов и налогоплательщиков.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 мая 2006 г. N 03-06-02-02/37

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение от 03.04.2006 N СД-14/1630 о реализации отдельных положений главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.

Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Из пункта 2 статьи 8 и пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что государственная регистрация носит правообразующий характер, если право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента его регистрации.

В соответствии с Федеральным законом 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) указанные выше права на земельные участки удостоверяются документами, которые и являются основанием для взимания земельного налога с правообладателей земельных участков.

В случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации, а в соответствии с законом (например, пункт 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.

В случае если право на земельный участок (например, занятый жилым домом, находящимся в собственности) возникает в соответствии с законом, основанием для взимания земельного налога являются правоподтверждающие документы о регистрации прав на объекты недвижимого имущества, а при их отсутствии - правоустанавливающие документы, служащие основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются правоустанавливающие документы, к которым относятся:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

При этом обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются, в частности, кадастровый план земельного участка и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.

Также следует иметь в виду, что права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным выше Федеральным законом. При этом государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной (пункт 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ).

Обращаем внимание, что статьей 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

К таким документам относятся:

- Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

- Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

- Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";

- Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления (постановления, распоряжения, решения) в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что пунктом 3 статьи 392 Кодекса предусмотрено, что, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Установленный Кодексом порядок согласуется с нормами действующего законодательства, в частности с положениями статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 271 и 273 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также обращаем внимание, что на основании пунктов 3 и 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налогоплательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями определяется самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра, а в отношении физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими ведение земельного кадастра, и органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органами муниципальных образований по формам, утверждаемым Минфином России.

В этой связи органы муниципальных образований должны обеспечить представление в налоговые органы всех имеющихся у них сведений по земельным участкам и их правообладателям, которые содержатся в принятых ими нормативно-правовых актах, а также правоустанавливающих документах, выданных до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и Рекомендаций по ее заполнению" (зарегистрировано Минюстом России 17.04.2006 N 7712).

Полагаем также, что указанные сведения целесообразно передать в органы, осуществляющие ведение земельного кадастра, для учета и установления легитимной кадастровой стоимости в целях налогообложения.

Учитывая положения статьи 387 Кодекса об обязательности уплаты земельного налога и статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации о платности использования земли, организации и физические лица, не имеющие вышеназванные правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы на фактически используемые земельные участки, в том числе и по договорам аренды зданий, сооружений, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной статьей 19.21 Административного кодекса Российской Федерации.

Поскольку земельный налог полностью поступает в бюджеты муниципальных образований, вопрос непосильных для граждан затрат на оформление документов для регистрации прав на земельные участки может быть решен органами местного самоуправления путем выделения из местного бюджета компенсационных выплат незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным гражданам) либо непосредственно организациям, выдающим указанные документы. Относительно сроков длительности оформления документов, необходимых для государственной регистрации прав на земельные участки, то вопрос может быть решен с органами, осуществляющими проведение соответствующих работ и выдачу необходимых документов.

Налоговые органы в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при выявлении землепользователей, уклоняющихся от государственной регистрации прав на земельные участки и, следовательно, от уплаты земельного налога, должны сообщать администрациям муниципальных образований о таких фактах для принятия соответствующих мер.

В 2018 году налоговая начислила мне налог на чужую землю. А потом суд взыскал с меня госпошлину 545,68 Р за судебное заседание, о котором я даже не знала.

Налоговая приписала мне чужой долг за земельный налог в размере 13 597 Р и подала на меня в суд, а я узнала об этом только после смски от банка о списании госпошлины. Расскажу, как я выяснила, кто обратился к приставам, и как объяснила налоговой, что ничего ей не должна.

Что случилось

В июне 2018 года я оформляла на госуслугах заявления на выплаты по случаю рождения ребенка и увидела кнопку «Налоговая задолженность». Я была уверена, что ничего не должна, и нажала на нее. На портале отобразился долг по земельному налогу 13 597 Р и пеня за просрочку 682 Р . При этом никакой земли в моей собственности не было.

Я не собиралась платить чужой налог. Мне пришлось разбираться в ситуации.

Р , а пеня — 682 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Р , а пеня — 682 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Обращение в техподдержку

Я знала, что долг не мой. Поэтому в тот же день нашла раздел портала госуслуг, где можно обратиться в техподдержку, и написала жалобу на явную ошибку в данных.

Через две минуты мне ответили, что все сведения о налоговых задолженностях поступают на портал непосредственно из баз данных ФНС России. Если у меня есть вопрос о начислениях налогов и задолженностях, мне нужно обратиться в налоговую.

Я была уверена, что это просто ошибка, которая мне ничем грозить не может. Поэтому я написала в налоговую только через два месяца. Мне было не до писем: лето, маленький ребенок, ремонт — вот неполный список причин моей нерасторопности.

Только в августе я обратилась в налоговую через электронную приемную. Мой опыт показывает, что в непонятных ситуациях надо делать именно так: подавать письменные жалобы, чтобы остался номер и дата обращения. А потом получить от ведомства официальный ответ. В спорных ситуациях всегда можно будет на него сослаться или представить как доказательство своей правоты.

Обращение я направила в центральный аппарат налоговой службы, потому что считала чужую задолженность по земельному налогу на госуслугах какой-то общей ошибкой. В обращении я сообщила, что не была и не являюсь собственником чего-либо , за что полагается платить налог.

Обращение зарегистрировали 19 августа 2018 года — об этом мне на почту пришло автоматическое сообщение. В нем был указан номер, по которому можно было узнавать статус рассмотрения обращения. Налоговая должна была прислать ответ по электронной почте максимум через 30 дней.

Через два дня мне пришло информационное письмо: обращение передали в УФНС России по Республике Саха (Якутии) — вышестоящий орган ИФНС № 2 по Якутии, — которая начислила налог. И это при том, что я родилась и живу в Москве. Ответа от управления в установленные сроки я не увидела.

Через несколько недель, в сентябре, на портале госуслуг информация о задолженности пропала, и я успокоилась. Как оказалось — рано.

Списание госпошлины

Вечером 15 ноября мне пришли три смски от Сбербанка: с моих счетов списали 545,68 Р .

В сообщениях, помимо суммы, было указано вот что:

  1. Номер исполнительного производства, по которому взыскали деньги.
  2. Отдел судебных приставов, который открыл исполнительное производство.
  3. Причина списания — «госпошлина, присужденная судом».
  4. ФИО пристава.
  5. Телефон горячей линии службы судебных приставов.

Р " loading="lazy" data-bordered="true">

На сайте федеральной службы судебных приставов по номеру исполнительного производства я убедилась, что должник действительно я. Там же узнала, какой суд выдал исполнительный лист и на что.

Через приставов кто-то взыскивал с меня госпошлину в размере 272,88 Р . Но банк списал с моего счета больше: в смсках были суммы 272,84 Р , 60,75 Р , 212,09 Р — всего 545,68 Р . То есть пристав дважды взыскал с меня одну и ту же госпошлину по одному и тому же исполнительному производству.

Сумма небольшая, но я была в шоке, что кто-то со мной судился, а я об этом ничего не знаю. И возмущена, что деньги списали дважды за одно и то же. Кроме того, было абсолютно непонятно, каких еще сюрпризов ждать. Я могла снова оказаться кому-то должна, чего бы мне очень не хотелось.

На следующий день рано утром я позвонила родственнице мужа, которая работает юристом. Она сказала, что, скорее всего, суд вынес в отношении меня судебный приказ. В таком случае мое присутствие не требовалось — вот почему я могла ничего не знать о судебном процессе до списания денег со счета.

Родственница мужа посоветовала в первую очередь поехать в суд и ознакомиться с материалами дела.

Отмена судебного приказа

16 ноября я отправилась в банк за выписками по трем своим счетам: подумала, что лучше сразу иметь все подтверждающие документы на руках. Затем по совету родственницы поехала в судебный участок, который был указан в исполнительном производстве.

Я без проблем попала к мировому судье участка по своему месту жительства. Судья пояснила, что 17 июля она вынесла судебный приказ: в пользу ИФНС № 2 по Якутии с меня взыскали задолженность по земельному налогу — 13 597 Р , пеню за просрочку — 44,88 Р , а также госпошлину за рассмотрение дела в доход бюджета Москвы. Всего 13 914,72 Р . И все это из-за ошибки в данных налоговой службы.

Приказное производство — это упрощенная схема по взысканию бесспорных долгов. Взыскатель представляет в суд документы о долге, судья рассматривает их без вызова сторон и, если признает убедительными, выносит судебный приказ. В моем случае налоговая пришла в суд с подтверждающими документами и получила приказ о взыскании долга по земельному налогу.

Судебный приказ — это исполнительный документ. Поэтому приказ о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за просрочку выдали ИФНС № 2 по Якутии. Сама инспекция налоговой должна была передать документ в службу судебных приставов, в банк или на мою работу, чтобы взыскать суммы налога и пени.

А чтобы взыскать госпошлину за проведение суда, судье необходимо было на основании судебного приказа сформировать исполнительный лист и передать его в налоговую по месту нахождения суда.

Получается, суд через свою налоговую за деньгами обратился к приставам, а ИФНС № 2 по Якутии — нет. Возможно, налоговики просто не стали передавать приказ, когда получили мое обращение об ошибке. А возможно, они к этому моменту все еще не получили документы от суда. Поэтому 13 914,72 Р в пользу налоговой не списали.

Я не стала разбираться, что двигало налоговой, а сразу же написала заявление, что против приказа возражаю и задолженность не признаю. По закону, если должник не согласен с долгом или его размером, он может потребовать отменить судебный приказ: для этого достаточно представить в суд возражения в течение 20 дней с момента, когда должник получил копию приказа. Судья отменит его без разбирательств. Я копию приказа не получала вообще.

Я написала заявление в свободной форме, образец был на информационном щите в суде. Судья приняла его и попросила подождать в коридоре. Через несколько минут я получила на руки определение об отмене судебного приказа.

Мне повезло: в здании почти никого не было, судья рассказала мне подробнее про судебный приказ и лично приняла заявление, хотя это не входит в ее обязанности. Если бы она этого не сделала, мне пришлось бы подавать заявление об отмене приказа через канцелярию, а потом повторно ехать в суд за определением.

Когда судья узнала, что я готова сама отвезти определение об отмене судебного приказа приставам, искренне удивилась. Она не понимала, зачем я собираюсь возвращать копеечную госпошлину. Но я не поддалась на провокацию. Я считаю, что за любую работу нужно платить, и госпошлина суду полагается, но не за мой счет.

Отмена постановления о взыскании

Из суда я сразу отправилась к приставам. Мне было уже все равно, что у пристава по моему производству был не приемный день: кто-то все равно должен был быть в отделении. В итоге моя пристав была на рабочем месте, попала я к ней без проблем.

Я передала приставу документы: определение об отмене приказа и выписки из банка. Она выдала мне копии двух постановлений об отмене взыскания, так как госпошлину с меня взыскали дважды. Сообщила, что деньги поступят обратно на счета в течение 3 дней. А если этого не случится, то мне надо будет обратиться в свой банк.

По мнению пристава, мой гнев на двойное списание был абсолютно несправедлив: это была не ее вина, а банка. Она просто еще раз направила запрос о снятии денежных средств как напоминание.

Когда я задала этот вопрос в банке, мне возразили: по закону банк обязан выполнять все требования ФССП. Если пристав дважды направил постановление о взыскании, деньги взыщут дважды. Банк не должен проверять, не направили ли приставы несколько повторных запросов по одному и тому же производству. Так что ошибка была все же со стороны пристава.

Возврат госпошлины

Через три дня деньги мне не поступили, поэтому 3 декабря я обратилась в Сбербанк. Там мне сообщили, что если средства забрали приставы, то только они могут их вернуть. Если деньги уже переданы взыскателю, то приставы должны самостоятельно забрать их обратно, а затем вернуть мне.

В этот же день я написала жалобу старшему приставу отдела, в котором было открыто исполнительное производство. Подала ее через электронную приемную ФССП, чтобы не тратить еще один день на поездки. Описала всю ситуацию и еще раз потребовала вернуть средства, которые взыскали ошибочно.

Официального ответа я так и не увидела, но деньги поступили на счет. Об этом я узнала из смски от банка 10 декабря. В итоге с даты постановления об отмене взыскания до фактического возврата денег на мои счета прошло три недели.

Обращение в налоговую

В конце всей этой истории я решила повторно обратиться в налоговую. Для начала я позвонила по телефону горячей линии ФНС, чтобы узнать статус своего обращения от 19 августа.

По информации налоговой, ответ мне отправили на электронную почту. Оператор предложила соединить меня с УФНС по Якутии, которое рассматривало мое обращение. Но дозвониться через сотрудника горячей линии не получилось, поэтому она продиктовала мне номер телефона приемной УФНС по Якутии. Я решила позвонить им сама, чтобы попросить выслать письмо-ответ повторно.

Меня соединили с сотрудником, который готовил мне ответ. Мы разобрались, что официальное письмо от налоговой действительно было, но моя электронная почта определила его в спам, где я его в итоге все-таки нашла.

В письме не было ни извинений за ошибку в начислении мне чужого земельного налога, ни информации о том, что инспекция налоговой успела подать на меня в суд. И так как я написала в обращении что-то вроде: «Мне начислили какие-то налоги — вот как они отображаются на госуслугах», — в ответе мне написали и про землю, и про налог на имущество. Налоговики разобрались: земля действительно не моя, а другие налоги мне не начисляли.

Почему возникла ошибка

Когда я общалась по телефону с сотрудником УФНС по Якутии, он сразу вспомнил мою ситуацию и сообщил, что это была ошибка нотариуса при оформлении наследства. Я не знаю, как такое возможно и правда ли это, но таков был неофициальный комментарий налоговой службы.

Я слышала, что иногда чужие задолженности списывают из-за полного совпадения ФИО и даже одновременно ФИО и даты рождения. Но в моем случае вероятность такого ничтожно мала: у меня редкое отчество. Поэтому я не знаю наверняка, почему все-таки возникла ошибка. Но если ситуация когда-нибудь повторится, то я не поленюсь и закажу выписку из ЕГРН на ошибочный объект. Так я буду знать, есть ли у меня двойник по ФИО.

Значительно позже этой истории, когда мы уже купили свою квартиру и я оформляла налоговый вычет, я сделала себе доступ к личному кабинету ФНС. Там я увидела, что в качестве прописки вместо моего адреса указан адрес одного из отделений Почты России. Более того, там все еще отображалось чужое имущество: дом и земельный участок.

То есть после всех моих обращений налоговые задолженности с меня брать не стали, но недвижимое имущество в своих базах налоговики по-прежнему оставили на мне.

Обе ошибки исправили довольно быстро. Адрес поправили в отделении налоговой, куда я подавала декларацию: я предъявила паспорт и изменения внесли сразу же. А на чужое имущество пришлось повторно жаловаться уже через личный кабинет ФНС. Там есть быстрые кнопки «Сообщить об ошибке» и «Объект мне не принадлежит».

Оказаться должным за чужое имущество неприятно. Еще неприятнее в подобных ситуациях то, что, пока не арестуют счета, можно и не узнать о досадной оплошности.

Надо максимально внимательно относиться к ошибкам и опечаткам на официальных порталах. И дополнительно стоит проверять на сайте ФССП, нет ли действующих исполнительных производств с вашим участием. Особенно важно это делать перед путешествиями за границу, чтобы приставы не успели ограничить выезд из-за долгов.

Банк данных исполнительных производств ФССП. Проверить себя



Самое неприятное, что за такие ошибки никто ответственности не несет. Ошибся какой то человек в канцелярии, а ты потом бегай, доказывай, возвращай. В лучшем случае вернешь деньги но потеряешь время, а виновник просто исправит свою ошибку.


Денис, в данном случает виновата судья, не выполнившая процедуру закона - уведомление о судебном приказе заказным письмом, и отсчёт срока обжалования 10 дней с даты получения письма. Либо (с 1.01.2020) - уведомление через личный кабинет на Госуслугах. Но выставить судье иск за моральный ущерб - невероятно. Но нельзя было так просто спустить на тормозах, даже после добровольной отмены приказа судьёй.


Валерий, жалоба в квалификационную коллегию судей (ККС) прекрасно учит судей хорошим манерам.


Денис, можно попробовать взыскать ущерб за незаконные действия органа власти через суд


Для получения опыта. В следующий раз, если сумма будет существенно больше, будет чёткая схема действий, это поможет, так как волнение будет огромное.


А как вы считаете, есть смысл так упираться ради возврата 500 ₽, если судебный приказ уже отменили? А с какой стати я должен заниматься благотворительностью в пользу государства?


смысл есть всегда!у моих знакомых эсэсовцы списывали несколько лет пятьсот рублей по вымышленному штрафу в администрацию города и много что ещё творят эти всякого рода ублюдочные конторы,если мы трусливо молчим !надо наглее отстаивать свои права в которых нас старательно ущемляют!

АЛЕКСЕЙ, не "наглее", жестче. Наглость - это как раз основная черта всех этих ублюдков, которые в гос.конторах и работают в основном.


Тут вопрос же был не в 500р списаний, а в том что на человека повесили чужое имущество и чужие долги.
И да, подобные вопросы надо решать быстро, чтобы эти 500р не превратились в последствии в большие проблемы.

Думаю, стоит. Стоит только для того, чтобы быть уверенной, что не будет продолжения.


Да, есть, но в этом случае нельзя на этом останавливаться, пока все виновные не будут наказаны материально в качестве морального ущерба. Если каждый тупой клерк заплатит хотя бы по полмиллиона, и вылетит с работы следующим за ними будет неповадно так тупить.


У меня ситуация с налогом на имущество. Я пенсионерка, и по закону не плачу налог на недвижимость. Но вдруг оказалось, что в моей собственности есть ещё квартира. Разбиралась долго. Писала в разные инстанции. Из кадастра(не помню, как правильно эта организация называется) в налоговую была отправлена справка о моей собственности, это 1 квартира и всё. Налоговая с упорством осла требовала оплатить налог и пеню за просрочку за чужую недвижимость Я отсканировала все документы (переписка с разными организациями, все требования) и отправила электронное письмо с вложением переписки на сайт УФНС по г.Москва. Ответ пришёл быстро, а затем и из районной инспекции с извинениями. Но! На следующий год процедура повторилась. Но тут уж я все документы сразу отправила в УФНС, приписав, что следующее обращение будет в министерство и в суд непосредственно на исполнителя с возмещением морального вреда. Всё, требования прекратились.

Садько, такая же ситуация один в один) Но у меня пока только две итерации прошли, письмо с угрозами еще не писал)


Апанас, у меня тоже такая же ситуация была, но мне было проще как работнику налоговой- узнал кто занимается рассылкой в Нижнем, позвонил и объяснил ей ситуацию, предупредив что следующий звонок будет начальнику отдела. Дебильная организация. раз меня вызвали на "ковер" , говорят что не заплатил налог-16коп. (сбер такие суммы не принимает



Алексей, мне недавно прислали ответ из налоговой "ваши документы получили, спасибо". Я очень удивилась на фига они это пишут на официальном бланке с печатью. Теперь понятно.


2020 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2020 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2019 г. – последний.

Земельный налог 2020: когда нужно отчитаться за прошлый год

В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

  • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
  • если участок находится в бессрочном пользовании.

Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

  • получены в пользование по договору аренды;
  • находятся на праве безвозмездного пользования.

По итогам 2019 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2020 г. Уточнить стоимость можно:

  • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу. Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены. Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2020 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

  • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
  • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
  • по решению суда.

За 2019 год заплатить земельный налог для юридических лиц надо не позднее 01.02.2020 г. Но поскольку дата выпадает на выходной день, срок переносится на 03.02.2020 г. Это самый ранний срок, когда муниципалитет может требовать внесения платы за землю. Но на местном уровне могут устанавливаться и более поздние даты, а также периодичность уплаты (квартальные авансы или единый годовой платеж). Это также уточняется в местной ИФНС.

Уплачивается налог по месту нахождения участка, вне зависимости от того, где зарегистрировано юридическое лицо-собственник. Если участок относится к разным муниципальным образованиям, платеж распределяется пропорционально площади, относящейся к каждому из них. Соответственно, внести платеж придется несколькими платежными поручениями в разные ИФНС.

Изменения по земельному налогу с 2020 года

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

  • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка - в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС - такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

    органы уголовно-исполнительной системы;

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
6. Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт - Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

Читайте также: