Налог на имущество в жкх

Опубликовано: 09.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 20 мая 2020 г. N СД-3-3/3832@ О применении управляющей компанией льготы по НДС при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов

Федеральная налоговая служба в пределах своей компетенции рассмотрела обращение и по вопросу о применении управляющей компанией льготы по НДС (далее - НДС) при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов сообщает следующее.

Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Таким образом, в случае приобретения управляющей организацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, от налогообложения НДС освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом указанной нормой Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, а также указанных работ (услуг), реализуемых управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги).

В то же время на основании пунктов 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой этого налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

В связи с этим при реализации управляющим организациям работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС согласно статье 145 Кодекса, НДС этими организациями и индивидуальными предпринимателями не исчисляется.

Соответственно, в случае приобретения управляющей организацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщиков НДС согласно статье 145 Кодекса, от налогообложения НДС освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), в которую НДС не включается.

Учитывая изложенное, в случае, если управляющая организация реализует работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по стоимости выше той, по которой данные работы (услуги) приобретаются, то не выполняется условие предоставления освобождения от уплаты НДС, предусмотренное подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Данная позиция подтверждается судебной практикой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 N 307-КГ17-19544, от 20.04.2018 N 309-КГ18-4019, от 14.02.2020 N 303-ЭС19-27925).

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

ФНС рассмотрела вопрос о применении управляющей компанией льготы по НДС при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В частности, указано, что от НДС освобождается реализация управляющими организациями вышеуказанных работ (услуг) по стоимости их приобретения у организаций и ИП, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). Если стоимость реализации превышает стоимость приобретения, то НДС уплачивается. Налог взимается и в том случае, когда работы (услуги) выполняются (оказываются) собственными силами управляющих организаций.

"Аудит и налогообложение", 2011, N 5

Независимо от организационно-правовой формы организации ЖКХ владеют на праве собственности либо на праве оперативного управления большим количеством объектов основных средств. Соответственно, эти организации являются плательщиками налога на имущество.

Согласно Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", утвержденным Приказом Росстата от 20.11.2009 N 269, к организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ (п. 5.11 названного документа). Управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) также включены в состав организаций ЖКХ.

Статьей 14 НК РФ налог на имущество отнесен к числу региональных налогов. В п. 1 ст. 372 НК РФ указано, что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, а с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодатели субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога.

Организации ЖКХ, как и иные организации, признаются плательщиками налога на имущество в том случае, если они имеют имущество, признаваемое объектом налогообложения, что следует из п. 1 ст. 373 НК РФ.

Объекты обложения налогом на имущество определены ст. 374 НК РФ. Объектами налогообложения для организаций ЖКХ признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Не признаются объектами налогообложения в соответствии с п. 4 ст. 374 НК РФ:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Какое же имущество учитывается на балансе организаций ЖКХ в качестве объектов основных средств?

Под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса понимаются находящиеся на балансе организации ЖКХ здания, сооружения, а также иные объекты недвижимого имущества и входящее в их состав инженерное оборудование, предназначенные для функционирования жилищно-коммунального комплекса.

К недвижимому имуществу в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся, в частности, здания, сооружения, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в связи с чем под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В такой комплекс включается имущество, указанное в технической документации и дополнительно установленное, смонтированное в результате капитальных вложений. Оно функционально связано со зданием (сооружением), и перемещение данного имущества без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно (Письмо Минфина России от 18.04.2006 N 03-06-01-04/89).

При определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо учитывать положения ст. 11 НК РФ и руководствоваться действующими законодательными и нормативными актами в области жилищно-коммунальной сферы, в частности, положениями Градостроительного кодекса РФ, согласно которым сведения об указанных объектах должны быть включены в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.

К таким объектам в соответствии с п. 13 разд. 3.1.5 "Генеральные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, относятся существующие и проектируемые головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.

Перечень названных объектов содержится и в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К ним также отнесены трубопроводы, линии электропередач и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей.

В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру ЖКХ, Минфин считает возможным использовать также Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденный Постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51. Согласно данному Классификатору к сфере жилищно-коммунального комплекса относятся, в частности, услуги по функционированию, содержанию, техническому обслуживанию и капитальному ремонту автомобильных дорог и электрических сетей, входящих в инфраструктуру городов и других населенных пунктов.

Следует отметить, что если на балансе организации ЖКХ в качестве объектов основных средств учитываются многоквартирные жилые дома, в которых находятся приватизированные квартиры, то во избежание двойного налогообложения организации необходимо списать с баланса имущество, являющееся общедолевой собственностью жильцов многоквартирных жилых домов. Списание производится одновременно со списанием приватизированных квартир исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника квартиры (помещения) до их полной приватизации (выкупа). Об этом говорится в Письме Минфина России от 11.06.2008 N 03-05-04-01/24.

Для того чтобы рассчитать налог на имущество за налоговый период в отношении объекта ЖКХ, организации необходимо определить налоговую базу, которая исчисляется как среднегодовая стоимость этого объекта (п. 1 ст. 375 НК РФ). Чтобы определить среднегодовую стоимость, вначале необходимо сложить величины остаточной стоимости объекта на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, затем полученную сумму разделить на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Остаточная стоимость формируется в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость таких объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Напомню, что согласно п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования, объекты незавершенного капитального строительства, а также:

  • имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
  • имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;
  • имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации;
  • объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно п. 3 ст. 379 НК РФ законодателям субъектов при установлении налога предоставлено право не устанавливать отчетные периоды.

Если законодательством субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей по налогу на имущество по итогам отчетных периодов (первого квартала, полугодия, девяти месяцев), то налоговую базу необходимо рассчитывать по истечении каждого из них. Налоговая база в этом случае определяется как средняя стоимость объекта, то есть как частное отделения суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости объекта на первое число каждого месяца отчетного периода и первое число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Исчисление суммы налога на имущество (суммы авансовых платежей по налогу) осуществляется организацией ЖКХ по истечении налогового (отчетного) периода в соответствии со ст. 382 НК РФ. Согласно п. 2 данной статьи сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. При этом сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода, рассчитывается как произведение налоговой ставки, установленной законом субъекта РФ, и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма авансового платежа по налогу в соответствии с п. 4 ст. 382 НК РФ исчисляется в размере одной четвертой произведения налоговой ставки, установленной законом субъекта РФ, и средней стоимости объектов организации ЖКХ, определенной за отчетный период.

Уплата в бюджет налога на имущество (авансовых платежей по налогу) в отношении имущества, находящегося на балансе организации ЖКХ, на основании п. 3 ст. 383 НК РФ производится по местонахождению организации с учетом особенностей, предусмотренных ст. ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ.

Срок и порядок уплаты налога на имущество (авансового платежа) определяются, как уже говорилось выше, законодательными (представительными) органами субъекта РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Кроме исчисления и уплаты налога на имущество (авансовых платежей) организация обязана по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган налоговые расчеты по авансовым платежам и декларацию по налогу на имущество (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Представлять в налоговый орган налоговые расчеты по авансовым платежам и декларацию по налогу организация обязана по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н "Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Порядков их заполнения". Этим же Приказом утверждены также Порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций.

Поскольку плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, то организации, не имеющие на балансе имущества, признаваемого объектом налогообложения, не являются плательщиками этого налога и у них отсутствует обязанность по представлению в налоговые органы деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) по данному налогу.

В Письме Минфина России от 08.02.2010 N 3-3-05/128 разъясняется, что до момента выбытия (списания с баланса) основные средства учитываются на балансе организации в качестве основных средств, в том числе полностью самортизированные основные средства, имеющие нулевую стоимость. Следовательно, у организации сохраняется обязанность по представлению в налоговые органы деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций.

Срок представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, а также налоговых деклараций по итогам налогового периода определен п. п. 2, 3 ст. 386 НК РФ.

Так, налоговые расчеты по авансовым платежам должны быть представлены организацией не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговая декларация - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В отношении объектов ЖКХ законами субъектов РФ могут быть предусмотрены льготы в виде:

  • специальной налоговой ставки (ст. 380 НК РФ).

Например, на территории Республики Алтай Законом Республики Алтай от 21.11.2003 N 16-1 "О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай" установлена общая налоговая ставка 2,2%. Однако в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств регионального и (или) местных бюджетов, налоговая ставка установлена в размере 0,2%.

На территории Республики Карелия Законом Республики Карелия от 30.12.1999 N 384-ЗРК "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" установлена общая налоговая ставка 2,2%. В отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, которые полностью или частично финансируются за счет средств бюджета Республики Карелия и (или) местных бюджетов, налоговая ставка установлена в размере 0,5%;

  • в виде освобождения от уплаты налога на имущество (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Так, на территории Москвы действует Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций".

На основании ст. 4 этого Закона освобождаются от уплаты налога на имущество организации:

  1. в отношении объектов ЖКХ, газоснабжения, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета Москвы и (или) бюджетов муниципальных образований;
  2. в отношении подземных коллекторов для инженерных коммуникаций и имущества, предназначенного для их содержания и эксплуатации;
  3. в отношении объектов коммунального комплекса по утилизации (обезвреживанию) твердых бытовых отходов, водоснабжению и водоотведению.

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Жилищно-коммунальное хозяйство, риэлторская деятельность ›
  • Коммунальные услуги - оказание ›
  • Налог на имущество в ЖКХ

Налог на имущество в ЖКХ

Налог на имущество в ЖКХ

Организации, осуществляющие различные виды деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве, могут быть представлены как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Но независимо от организационно-правовой формы, организации ЖКХ владеют на праве собственности либо на праве оперативного управления большим количеством объектов основных средств. Соответственно, организации ЖКХ являются плательщиками налога на имущество организаций. О том, как исчисляется и уплачивается этот налог, мы расскажем в этой статье.

Обратимся, прежде всего, к Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения №22-ЖКХ (сводная) Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы, утвержденным Приказом Росстата от 31 января 2013 года № 41. Пунктом 5.11 названного документа к организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ. Управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) также включены в состав организаций ЖКХ, но о них в нашей статье мы говорить не будем.

Следует отметить, что статьей 14 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налог на имущество отнесен к числу региональных налогов. Исчисление и уплата налога на имущество организаций регулируется главой 30 Налог на имущество организаций НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций (далее налог на имущество) устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, а с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодатели субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Организации ЖКХ, как и иные организации, признаются налогоплательщиками налога на имущество в том случае, если они имеют имущество, признаваемое объектом налогообложения, что следует из пункта 1 статьи 373 НК РФ.

Объекты налогообложения налогом на имущество определены статьей 374 НК РФ. Объектами налогообложения для российских организаций ЖКХ признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ, а с 1 января 2015 года Р если иное не предусмотрено еще и статьей 378.2 НК РФ, что следует из Федерального закона от 2 апреля 2014 года №52-ФЗ О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Закон №52-ФЗ).

Обратите внимание!

Объектами налогообложения налогом на имущество признается имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

Не признаются объектами налогообложения в соответствии с пунктом 4 статьи 374 НК РФ:

- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

- ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

- движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Таким образом, имущество, учитываемое на балансе организаций ЖКХ в качестве объектов основных средств, подлежит обложению налогом на имущество у данных организаций. Какое же имущество учитывается на балансе организаций ЖКХ в качестве объектов основных средств?

Под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса понимаются находящиеся на балансе организации ЖКХ здания, сооружения, а также иные объекты недвижимого имущества и входящее в их состав инженерное оборудование, предназначенные для функционирования жилищно-коммунального комплекса.

К недвижимому имуществу в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся, в частности, здания, сооружения, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в связи с чем под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается имущество, как указанное в технической документации на объект недвижимости, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капвложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Такие разъяснения приведены в письме Минфина Российской Федерации от 18 апреля 2006 года №03-06-01-04/89.

В названном письме также указано, что при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо учитывать положения статьи 11 НК РФ и руководствоваться действующими законодательными и нормативными актами в области жилищно-коммунальной сферы, в частности положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому сведения об указанных объектах должны быть включены в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.

К указанным объектам, согласно пункту 13 раздела 3.1.5 Генеральные планы Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 150, относятся существующие и проектируемые головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.

В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, специалисты Минфина считают возможным также использовать Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов, утвержденный постановлением Госстроя Российской Федерации от 25 мая 2000 года № 51, согласно которому к сфере жилищно-коммунального комплекса относятся, в частности, услуги по функционированию, содержанию, техническому обслуживанию и капитальному ремонту автомобильных дорог и электрических сетей, входящих в инфраструктуру городов и других населенных пунктов.

Для того чтобы рассчитать налог на имущество за налоговый период в отношении объекта ЖКХ, организации необходимо определить налоговую базу.

Согласно статье 375 НК РФ в общем случае налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период на основании пункта 4 статьи 376 НК РФ определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

При этом остаточная стоимость имущества формируется в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункт 3 статьи 375 НК РФ). Обратите внимание, что с 1 января 2015 года на основании Закона № 52-ФЗ если остаточная стоимость имущества будет включать в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, то остаточная стоимость указанного имущества будет определяться без учета таких затрат.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Напомним, что согласно пункту 2 статьи 256 НК РФ не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), объекты незавершенного капитального строительства. Не подлежат амортизации, в частности, следующие виды амортизируемого имущества:

- имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;

- имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

- имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации;

- объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, отчетными периодами первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Причем, как следует из пункта 3 статьи 379 НК РФ, законодателям субъектов при установлении налога предоставлено право не устанавливать отчетные периоды.

Если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена уплата авансовых платежей по налогу на имущество по итогам отчетных периодов (первого квартала, полугодия, девяти месяцев), то налоговую базу необходимо рассчитывать по истечении каждого из них. Налоговая база в этом случае определяется как средняя стоимость имущества, то есть как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (пункт 4 статьи 376 НК РФ).

Исчисление суммы налога на имущество (суммы авансовых платежей по налогу) осуществляется организацией ЖКХ по истечении налогового периода (отчетного периода) в соответствии со статьей 382 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 382 НК РФ сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. При этом сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода, рассчитывается как произведение налоговой ставки, установленной законом субъекта Российской Федерации, и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма авансового платежа по налогу в соответствии с пунктом 4 статьи 382 НК РФ, по общему правилу исчисляется в размере одной четвертой произведения налоговой ставки, установленной законом субъекта Российской Федерации и средней стоимости объектов организации ЖКХ, определенной за отчетный период.

Уплата в бюджет налога на имущество (авансовых платежей по налогу) в отношении имущества, находящегося на балансе организации ЖКХ, на основании пункта 3 статьи 383 НК РФ производится по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 НК РФ.

Срок и порядок уплаты налога на имущество (авансового платежа) определяются, как мы отметили в начале статьи, законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 383 НК РФ).

Кроме исчисления и уплаты налога на имущество (авансовых платежей), организация обязана по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и декларацию по налогу на имущество (пункт 1 статьи 386 НК РФ).

Форма налоговой декларации и форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС Российской Федерации от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895 Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения.

В начале статьи мы сказали, что налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Таким образом, организации, не имеющие на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения, не являются налогоплательщиками налога на имущество организаций, следовательно, у них отсутствует обязанность по представлению в налоговые органы деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) по данному налогу.

В письме ФНС Российской Федерации от 8 февраля 2010 года № 3-3-05/128 обращено внимание на то, что до момента выбытия (списания с баланса) основные средства учитываются на балансе организации в качестве основных средств, в том числе полностью самортизированные основные средства, имеющие нулевую стоимость. Следовательно, у организации сохраняется обязанность по представлению в налоговые органы деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций.

Срок представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, а также налоговых деклараций по итогам налогового периода определен пунктами 2, 3 статьи 386 НК РФ. Так, налоговые расчеты по авансовым платежам должны быть представлены организацией не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговая декларация не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Заметим, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, что установлено пунктом 7 статьи 6.1 НК РФ.

На какие налоговые каникулы и льготы могут сейчас рассчитывать организации отрасли жилищно-коммунального хозяйства, 24 апреля на онлайн-семинаре рассказал Александр Ушаков, юрист МКА «Арбат». Читайте о главных моментах.

Налоги УО и ТСЖ: как снизить риск привлечения к ответственности

Каникулы, льготы и отсрочки для бизнеса

31 марта Госдума РФ приняла целый пакет мер поддержки для предпринимателей. Эти меры касаются уплаты налогов, начисления взносов и больничных, размеров зарплат, других важных вопросов налогообложения в период распространения новой коронавирусной инфекции.

Александр Ушаков в рамках онлайн-семинара «Налоговые льготы, каникулы и отсрочки для вашей компании в период пандемии» подробно рассказал о каждом из предложений.

Об ответственности управляющих организаций за неуплату налогов

Налоговые льготы для организаций ЖКХ

ЖКХ – одна из ключевых отраслей экономики, связанная с удовлетворением социально-значимых потребностей населения. Тем не менее, сфера жилищно-коммунального хозяйства пока что не входит в перечень наиболее пострадавших от пандемии коронавируса отраслей. Так как большинство льгот рассчитано на организации из этого перечня, управляющие и ресурсоснабжающие компании пока не могут претендовать на все привилегии.

Минстрой РФ работает над ситуацией. Ведомство уже предложило Правительству РФ расширить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии и включить в него сферу ЖКХ. Ведущие юристы также просят поддержать жилищно-коммунальное хозяйство: уже разработана и запущена петиция, которую могут подписать все желающие.

На онлайн-семинаре мы рассказали обо всех льготах, отсрочках и налоговых каникулах, предложенных бизнесу. Важно знать об этом и управляющим и ресурсоснабжающим организациям. Но вот на какие меры поддержки они могут рассчитывать прямо сейчас?

Александр Ушаков отметил, что, исходя из тех норм законодательства, которые действуют на данный момент, организации ЖКХ могут воспользоваться:

  • продлёнными сроками сдачи отчётности,
  • отсрочкой оплаты в фонды пенсионного и социального страхования,
  • банковскими программами и послаблениями.

Эксперт рекомендовал активно поработать с обслуживающим организацию банком, заключить соответствующие соглашения по тарифам на эквайринг и онлайн-кассы. О том, как оформить такие соглашения, а также, как получить другие меры поддержки, вы узнаете, посмотрев полную версию онлайн-семинара.

О налоге на добавленную стоимость для услуги по обращению с ТКО

Онлайн-семинар для УК и РСО про налоговые льготы

Для вашего удобства мы прикрепили слайды, видеозапись и раздаточные материалы к данной статье. Прокрутите страницу вниз, и перед блоком «Статьи по теме» нажмите «Получить всё за 2900». Напомним, что члены Клуба РосКвартала и Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» участвуют в онлайн-семинарах и получают раздаточные материалы к ним бесплатно.

Что ещё вы узнаете, посмотрев видеозапись онлайн-семинара «Налоговые льготы, каникулы и отсрочки для вашей компании в период пандемии»:

  • для каких организаций срок уплаты налогов продлевается на полгода,
  • какие налоги за 2019 год можно заплатить позже,
  • как переносятся сроки уплаты взносов,
  • какие ставки взносов действуют с 1 апреля для малого и среднего бизнеса,
  • какие теперь действуют сроки для отчётности и налогов,
  • кого касается продление сроков для деклараций,
  • на какой срок приостановлены выездные налоговые проверки.

Будьте здоровы и изучайте меры поддержки для вашего бизнеса.

Какие налоги платит ЖКХ?

Сфера ЖКХ в России всегда находилась в центре внимания. И это вполне объяснимо. Ведь каждый гражданин, каждая организация и каждое предприятие являются потребителями услуг ЖКХ, а следовательно, ситуация в указанной сфере сказывается на всех. Плюс сама сфера ЖКХ – это огромное количество предприятий со своими коллективами.

Одна из важнейших сторон функционирования этой сферы – ее налогообложение. С помощью указанного механизма регулируются многие процессы, от его эффективности зависит финансовое благополучие всей отрасли и, следовательно, комфортность жизни россиян.

Сфера налогообложения остается при этом одной из самых сложных в правовом поле России, поскольку есть определенные неточности формулировок, не прописаны некоторые понятия и действия, есть противоречия различных нормативных документов, да и правоприменительная практика запутана и противоречива.

Особенности налогообложения сферы ЖКХ

Жилищно-коммунальный комплекс России состоит из множества предприятия разной организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности и формы собственности. Создать единые правила для всех непросто. Это же относится и к системе налогообложения. Ведь ЖКХ является социально-значимой деятельностью, его услуги должны быть доступны всем социальным слоям, какими бы доходами они ни располагали.

Еще одна особенность системы ЖКХ состоит в том, что одним из источников ее финансирования являются налоговые поступления. Ведь многие ее предприятия и организация находятся в муниципальной или региональной собственности, а значит, финансируются из бюджета, то есть из средств налогоплательщиков. С другой стороны, на все структуры, предоставляющие ЖКУ, возложена обязанность платить налоги и сборы во внебюджетные фонды.

При этом в правительстве уже давно идет борьба между сторонниками и противниками предоставления значительных налоговых льгот предприятиям ЖКХ. Необходимость такого подхода мотивируется как раз тем, что «коммуналка» выполняет у нас в стране важную социальную функцию. Однако экономический блок правительства раз за разом отвергает такую возможность.

Какие основные налоги платят предприятия ЖКХ?

В итоге предприятия ЖКХ остаются плательщиками практически всех основных налогов, как и любые другие коммерческие структуры в России. Основные из них – это налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль. С 1 января 2006 года «коммуналка» стала еще и плательщиком налога на имущество организаций.

Правила взимания всех указанных налогов определяет, естественно, Налоговый кодекс КР (НК РФ). Но главная проблема для указанной сферы в том, что размер тарифов в большинстве случаев регулируется либо федеральными, либо региональными властями, а не рынком. В результате, по оценкам экспертов, в некоторых видах коммунальных услуг налогообложение составляет суммарно до 60% от тарифа. Это приводит к тому, что не остается средств на модернизацию инфраструктуры.

ЖКХ, как и многие другие отрасли, подпадает под действие упрощенной системы налогообложения. В этом случае организации освобождаются как раз от основных налогов – НДС и на прибыль. Однако «упрощенка» доступна только для небольших предприятий.

При общей системе налогообложения в ЖКХ от НДС освобождается определенный вид предоставляемых услуг. Это касается ситуации, когда предприятия ЖКХ предоставляют кому-то в пользование жилые помещения.

Исключением по уплате НДС являются также коммунальные услуги, которые предоставляются любыми управляющими структурами (включая ТСЖ и ЖСК) жильцам после приобретения этих услуг у ресурсоснабжающих организаций. Иными словами, когда УК выступают посредником. Освобождены от НДС также услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Налог на прибыль с организаций ЖКХ взимается по тем же правилам, что и с большинства других коммерческих структур, – с разницы между доходами и расходами. В данном случае доходами следует считать поступление средств от предоставления различных коммунальных услуг, а также плату за содержание и ремонт жилья.

Поскольку с 2006 года предприятия ЖКХ федеральными законами лишены льгот по налогу на имущество, под налогообложение попадает весь их имущественный комплекс. Однако это региональный налог, а потому на уровне субъектов льготы могут сохраняться, в том числе на отдельные инфраструктурные объекты.

Читайте также: