Отношение людей к налогам

Опубликовано: 21.09.2024

Фото: АГН «Москва»

В кризис выросла доля россиян, которые допускают неуплату налогов — с 35% в конце прошлого года до 45% в мае 2020 года. Это показало исследование ЦСР «Налоги глазами россиян» (есть у РБК). Именно столько респондентов на вопрос «Как вы относитесь к ситуации, когда физические лица уклоняются от уплаты налогов?» ответили, что налоги иногда допустимо не уплачивать. Еще в декабре 2019 года больше половины россиян (54%) выбирали ответ «Налоги обязательны к уплате и нельзя оправдать того, кто их не уплачивает».

В исследовании ЦСР участвовали 1,6 тыс. россиян по всей России. Анкетирование прошло в декабре 2019 года и в мае 2020 года, что позволило сравнить настроения граждан в «докризисное» и нынешнее время.

ЦСР связывает рост доли оправдывающих уход от налогов с падением доходов населения и тревогой по поводу будущего.

    Более 60% граждан отмечают снижение доходов в мае по сравнению с февралем, из них 43% отмечают падение доходов более чем на 15%.

Около 53% респондентов отмечают высокий риск снижения зарплаты в будущем, две трети беспокоятся, что им не хватит денег на привычный образ жизни.

Фото:Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

«Тенденция, безусловно, вызвана снижением уровня доходов и стремлением населения выжить любой ценой — сохранить лишнюю копейку при невозможности заработать», — сказала РБК руководитель направления фискальной политики экономической экспертной группы Александра Суслина. Рост доли оправдывающих уклонение от налогов — «очень плохой сигнал» о «снижении доверия граждан к действиям правительства», говорит она, добавляя, что «объявленные антикризисные меры большинству населения кажутся недостаточными как минимум потому, что предоставлены далеко не всем категориям граждан».

Реальные располагаемые доходы населения в 2020 году под давлением падения зарплат сократятся на 3,8%, ожидает Минэкономразвития. Во втором квартале реальные доходы россиян упадут на 6%. Безработица по итогам текущего года вырастет до 5,7% экономически активного населения после 4,6% в 2019 году.

Одновременно с ростом допускающих неуплату налогов в кризис выросла доля граждан, не знающих, на что государство тратит поступившие в бюджет налоговые платежи, — с 38% в конце прошлого года до 57% в мае 2020 года, следует из результатов исследования ЦСР. Лишь 12% населения регулярно следит за информацией о расходах бюджета.

Запрос на справедливость

Большинство россиян (61%) выступают за прогрессивную шкалу подоходного налога (НДФЛ) и имущественных налогов, показал опрос ЦСР.

Министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК говорил, что сейчас правительство не рассматривает введения прогрессивной шкалы НДФЛ, но может вернуться к обсуждению после 2024 года. В России уже действуют так называемые налоги на роскошь — прогрессивные ставки налогов на автомобили дороже 3 млн руб. и квартиры стоимостью выше 300 млн руб. и площадью более 300 кв. м.

В сентябре 2019 года глава ВТБ Андрей Костин предлагал освободить от подоходного налога бедных граждан с доходами на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ), который сейчас составляет 12,1 тыс. руб. Минфин тогда не поддержал эту идею. Отмена НДФЛ для россиян с зарплатой на уровне МРОТ отнимет у бюджета свыше 1 трлн руб., пояснял глава управления ФНС Валерий Засько. По его словам, повышение ставки налога для богатых принесет «копейки» и не решит вопроса социальной справедливости.

В связи с кризисом в поисках новых источников пополнения бюджета президент Владимир Путин предложил обложить НДФЛ процентный доход от вкладов свыше 1 млн руб., а также поднять ставки на выплату дивидендов и процентов по займам за рубеж до максимума 15 и 20%.

Удобно ли платить налоги

В целом уровень налоговой культуры россиян ЦСР охарактеризовал как удовлетворительный с индексом 0,65 при максимальном значении на уровне единицы. Абсолютное большинство (92%) россиян знает, какие налоги обязано платить. Половине известно о всех действующих в России налогах для физлиц.

  • 67% россиян знают о налоговых льготах и 43% пользовались ими.
  • Применение налоговых льгот больше характерно для старшего поколения: 66% респондентов в возрасте от 60 лет и старше имеют такой опыт.
  • Наиболее компетентны в налоговой сфере россияне с официальной зарплатой и предприниматели. Наиболее отстранены от темы налогов молодые люди 18–29 лет.

По мнению большинства респондентов, процедура уплаты налогов для физлиц скорее простая, чем сложная. Легче всего с этим справляются граждане старше 50 лет, они же одновременно самые информированные.

  • 56% россиян знают, как подать в налоговую инспекцию декларацию о доходах.
  • 88% владельцев собственного бизнеса имеют опыт подачи декларации о доходах.
  • Почти 60% респондентов получают налоговые письма традиционными способами — почтовым заказным письмом или лично под расписку. Треть опрошенных (32%) получает налоговые уведомления через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.
  • Свыше половины (56%) участников опроса положительно относятся к возможности получать налоговые уведомления исключительно в электронной форме.

Номинальный ВВП России (рассчитывается в текущих ценах) в апреле 2020 года составил 6,3 трлн руб., что на 28%, или на 2,4 трлн руб., меньше, чем в апреле предыдущего года, следует из ежемесячного отчета Минфина об исполнении федерального бюджета. Ненефтегазовые доходы бюджета, связанные с внутренним производством, сократились на 26% в апреле, в том числе НДС на 21% и налог на прибыль на 43%, а связанные с импортом — на 12%, обращал внимание управляющий директор УК «Агидель» Виктор Тунев.

На экономический провал в апреле повлияли не только режим нерабочих дней и карантинные ограничения для борьбы с эпидемией коронавируса, но и резкое падение цены на нефть. Средняя цена российской нефти Urals в апреле 2020 года составила лишь $18,2 за баррель против $71,5 годом ранее. Для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов бюджета власти используют накопленные резервы в Фонде национального благосостояния.

Дефицит федерального бюджета в 2020 году составит от 4 до 6% ВВП, или 4,3–6,4 трлн руб., следует из оценок Минфина, Минэкономразвития и ЦБ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Россияне критичнее жителей других государств «большой двадцатки» относятся к налоговой политике своей страны.

Россияне оказались абсолютными рекордсменами среди жителей «большой двадцатки» по несогласию с налоговой политикой государства. Во всем остальном отношение наших граждан к налогам и налоговой политике вполне сопоставимо с точкой зрения представителей других ведущих государств планеты.

Разговоры о политике налогообложения не стихнут никогда. Всегда есть сторонники и противники устоявшейся системы, и от баланса их мнений во многом зависит будущее фискальной политики конкретных государств. Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) и Международная федерация бухгалтеров (IFAC) провели исследование среди 7,6 тысячи граждан стран G20 с целью выяснить их отношение к существующей налоговой политике. В исследовании приняли участие мужчины и женщины, достигшие возраста налоговой ответственности, у них разный доход и этническая принадлежность. В G20 входят 19 ведущих стран мира и Евросоюз. Это 2/3 населения планеты и порядка 80% мирового ВВП.

Ниже — позиции респондентов по трем ключевым вопросам.

1. Кому доверять: бухгалтерам — да, политикам — нет

Общество нуждается в авторитетном и доверительном источнике, к которому можно обращаться за консультацией и просвещением. Респонденты стремятся больше знать о налоговой политике и, чтобы обезопасить себя, предпочитают обращаться к услугам экспертов: 57% опрошенных отметили, что доверяют профессиональным бухгалтерам, 49% доверяют налоговым юристам.

При этом 67% ответили, что категорически не доверяют политикам, 41% не доверяют СМИ, а 38% — главам корпораций. Среди возможных причин выделяют неточную отчетность и общую непрозрачность системы.

В России общие тенденции примерно те же: 63% не доверяют словам политиков, 39% не чувствуют уверенности в медиа, 33% отказывают в доверии бизнесменам. При этом в России меньше, чем в среднем по «двадцатке», доверяют профессиональным бухгалтерам (39%).

Интересно, что Россия резко отличается взглядом на негосударственные организации: в целом в странах G20 люди питают доверие к негосударственным организациям, а в России 23% категорически им не доверяют. Кроме России, из всех стран «двадцатки» схожее отношение только у жителей Японии: там 18% не разделяют общего доверия к негосударственным организациям. Респонденты из других стран G20 относятся к негосударственным организациям в целом положительно.

2. Налоговое сотрудничество или налоговый индивидуализм?

Что приоритетнее для жителей стран G20 в налоговой системе: поставить во главу угла интересы своего государства или сотрудничать с другими странами?

Цели подобного международного сотрудничества — привлечение иностранных инвесторов и модернизация налогового законодательства без подавления национальных экономик. 73% граждан «большой двадцатки» согласны, что консолидированная позиция и налоговое сотрудничество между странами должны быть в приоритете. Наиболее позитивно к этому относятся жители Аргентины (73%), Индии (71%), Индонезии (80%) и Турции (77%). Наименьшую готовность к согласованию позиций по налогам с другими государствами демонстрируют Германия (50%), Канада (52%) и Япония (49%). В России 62% респондентов согласны с тем, что сотрудничество в налоговой политике важнее налогового индивидуализма.

В целом для участников опроса международная налоговая система оказалась в 3,5 раза приоритетнее, чем продвижение национальных интересов. Однако респонденты также признались, что существуют барьеры, которые осложняют концепцию международного партнерства. Наиболее острыми проблемами стали двойное налогообложение, влияние валютных курсов на налогооблагаемый доход, унификация мер борьбы против укрывательства налогов.

3. Справедливы ли налоговые выплаты?

Отношение респондентов к объемам налоговых выплат разных классов налогоплательщиков является одним из самых спорных вопросов. 56% респондентов из стран «двадцатки» уверены, что местные компании платят достаточно налогов. 52% считают справедливыми налоговые выплаты глобальных корпораций. Такое же количество людей — 52% — думают, что средне- и малоимущие выплачивают достаточно, 46% согласны с политикой для тех, у кого высокий доход.

Отдельно отметим, что наиболее не согласны с налоговой политикой жители России: 24% россиян изменили бы политику относительно представителей местного и транснационального бизнеса, 36% считают ее несправедливой для средне- и малоимущих, а 39% хотели бы изменить сумму налоговых отчислений для людей с высоким доходом.

Эффективную систему налогообложения формируют не только цифры, но и настроения в обществе. В конечном итоге именно обычные люди определяют русло будущих реформ. Из результатов исследования понятно, что большинство стран «большой двадцатки» готовы к переменам. Вопрос в том, смогут ли они прийти к консенсусу.

В условиях кризиса фискальное бремя стало невыносимым

Доля россиян, допускающих отказ от оплаты налогов, достигла 45% в мае 2020-го, показало исследование Центра статистических разработок (ЦСР). Причина – резкое падение доходов населения на фоне пандемического кризиса и страх перед завтрашним днем. Между тем, нынешняя ситуация до предела обострила проблему, о которой эксперты говорят не первый год. Да, в России одна из самых низких в мире ставок подоходного налога (13%), однако совокупная фискальная нагрузка на каждого гражданина, с учетом всевозможных скрытых и косвенных налогов, может доходить до 50% от ежемесячного дохода.

В условиях кризиса фискальное бремя стало невыносимым

Фото: Геннадий Черкасов

В опросе ЦСР участвовали 1,6 тысячи человек по всей стране. Респондентов спрашивали: «Как вы относитесь к ситуации, когда физические лица уклоняются от уплаты налогов?» В декабре больше половины опрошенных сочли, что этому нет оправданий. А сегодня, спустя лишь пять месяцев, – меньше половины. Более 60% отметили снижение доходов в мае по сравнению с показателем февраля, 53% указали на высокий риск сокращения зарплаты в будущем.

В целом, напрашивается один простой вывод: людей, оправдывающих уклонение от налогов, очень много. Они не верят в благие намерения государства и будут пытаться выжить самостоятельно, без оглядки на объявленные сверху антикризисные меры. Причина подобной «безответственности» граждан – на поверхности. Как ожидает Минэкономразвития, в 2020 году реальные располагаемые доходы населения упадут на 3,8%, во втором квартале – на 6%. Безработица по итогам года вырастет до 5,7% после 4,6% в 2019-м.

Опрос ЦСР показал также, что 61% россиян выступают за прогрессивную шкалу подоходного налога и имущественных налогов. Об этом, кстати, дискутируют и во властных кругах. Так, в сентябре 2019-го Минфин не поддержал инициативу главы ВТБ Андрея Костина - освободить от НДФЛ граждан с доходами на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ), который сейчас составляет 12,1 тысячи рублей. По словам министра финансов Антона Силуанова, правительство может вернуться к вопросу лишь после 2024 года. Отмена НДФЛ для людей с зарплатой на уровне МРОТ лишит федеральный бюджет свыше 1 трлн рублей, предупреждал глава управления Федеральной налоговой службы Валерий Засько.

«Население испытывает серьёзное фискальное бремя, которое складывается из НДФЛ и массы иных налогов, включая косвенные и квазиналоги, - рассуждает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. – Например, налог на имущество физлиц, особенно на недвижимость, уже стал непосильной ношей для жителей городов – как крупных, так и средних».

Эксперт также напоминает о налоге на фонд зарплаты и высоком уровне отчислений в фонды обязательного страхования. Формально за это отвечают работодатели, но в итоге они перекладывают свои издержки на работников, отказываясь повышать зарплаты. И причина здесь зачастую не в жадности менеджеров, а в чрезмерной налоговой нагрузке на бизнес, которая не дает предприятию развиваться и инвестировать в человеческий капитал. И так - во всем: в каких бы сферах государство ни устанавливало налоговые нормы, они, в конце концов, бьют по потребителям. Так, повышенная с 2019 года ставка НДС на товары и услуги впоследствии была «переложена» в цены товаров. Квазиналогами являются, например, сборы за платную парковку, которые касаются миллионов автовладельцев. Сюда же относятся обязательные взносы на капремонт, входящие в состав квартплаты.

По словам Мильчаковой, формально государство может сократить или не повышать ставки ряда налогов, но проблему это не решит. Чтобы ослабить фискальную удавку на шее россиян, нужно снизить налоги на бизнес и навести порядок в обширном перечне квазиналогов и сборов, отменив наименее эффективные из них.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Почти половина россиян считает допустимым уход от налогов — еще год назад «уклонистов» граждане порицали. Сейчас 45% россиян полагают, что иногда налоги допустимо не уплачивать, хотя в декабре они же считали, что все сборы «обязательны к уплате, и нельзя оправдать того, кто их не уплачивает», приводит РБК данные исследования Центра стратегических разработок.

Причина изменившегося отношения в коронакризисе — о снижении доходов в мае по сравнению с февралем заявили более половины россиян. Еще почти столько же считают, что есть высокий риск снижения зарплаты в будущем. Однако такие настроения едва ли действительно приведут к массовой неуплате налогов, считает доцент кафедры мировой экономики, финансов и страхования Академии труда и социальных отношений Константин Добромыслов:

«За время пандемии у многих доход упал достаточно сильно, но здесь тоже надо понимать, что отсутствие дохода не говорит о том, что налоги платить не надо, просто не с чего их платить. Налог платится с дохода, поэтому он автоматически не будет уплачиваться. С другой стороны, понятно, что падение жизненного уровня действительно серьезно сказывается на людях.

Понятно, что от налогов мы никуда не денемся, платить их по-любому придется. Надо будет платить.

Так что здесь это больше эмоции, связанные с падением уровня жизни».

Впрочем, россияне действительно могут перестать платить налоги, если так и не дождутся существенных мер поддержки от государства, говорит руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Михаил Орлов:

«Люди ожидали и продолжали ожидать каких-то более действенных мер со стороны государства, что государство, может быть, там что-то простит им, что-то там отменит, что-то там понизит в части налогообложения. Но этого практически не происходит, вот только сейчас освобождается от налогообложения второй квартал по малому бизнесу. Такие меры должны были быть а) приняты в апреле-месяце, б) по всей видимости, не только этим надо ограничиться. И, соответственно, не дождавшись от государства предложения, население стало само формировать свою повестку, а именно исходя из того, что если я не могу платить, значит, в принципе, я не буду платить. И что делать, если меня не слышат, значит, и я не слышу никого.

Минфин ждет более эффективного исполнения бюджетных ассигнований

Минфин ждет более эффективного исполнения бюджетных ассигнований

Я думаю, что все-таки, когда мы говорим о неуплате, мы, конечно, говорим не о крупных компаниях, не о среднем бизнесе. Поэтому в масштабе страны это, конечно же, не будет катастрофой или, по крайней мере, не приведет к тому, что бюджетная система лишится средств. Когда это будет очевидно? Понятно, что цыплят по осени считают, соответственно, в нашем случае это будем считать, уже когда будем подводить итоги 2020 года».

Действительно не платить налоги будут лишь те, кто и так этого не делал, но таких людей немного, прогнозирует председатель исполкома Общероссийской общественной организации «Российский союз налогоплательщиков» Артем Кирьянов. Те же, кто всегда уплачивал все сборы, вряд ли пойдут на риск из-за страха перед жесткими санкциями.

«Не видим жесткого уклонизма от налогов со стороны граждан, поскольку за работающих граждан налоги в основном платит работодатель как налоговый агент, а что касается имущественных налогов, ну тоже система не позволяет не платить имущественные налоги и при этом оставаться вне поля зрения государства. То есть в любом случае при длительной умышленной неуплате налогов наступают последствия в виде решений суда, исполнительных листов, работы службы судебных приставов и так далее. То есть это вещь достаточно неприятная, поэтому люди у нас в основном в подавляющем большинстве дисциплинированно платят те налоги, которые им начисляются. Вопрос по оплате в сфере ЖКХ, которая происходит постфактум за уже поставленные услуги, он, конечно, несколько более острый, но вместе с тем надо сказать, что таких злостных неплательщиков налогов среди собственников-физических лиц мы насчитываем по разным методикам от 3% до 7%», — отметил Артем Кирьянов.

Правительство обсуждает тактические отступления от бюджетного правила

Правительство обсуждает тактические отступления от бюджетного правила

Помимо прочего, россияне также перестали понимать, на что государство тратит собранные на налогах средства. Доля таких граждан выросла с 38% в декабре до 57% в мае.

Читайте также: