Налог на добычу полезных ископаемых в рк

Опубликовано: 17.05.2024

1. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые и лечебные грязи исчисляются за единицу объема добытого общераспространенного полезного ископаемого и лечебной грязи исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:

№ п/п
Наименование полезных ископаемых
Ставки, в МРП
1
2
3
1.
Метаморфические породы, в том числе мрамор, кварцит, кварцево-полевошпатовые породы
0,02
2.
Магматические горные породы, в том числе гранит, сиенит, диорит, габбро, риолит (липарит), андезит, диабаз, базальт, вулканические туфы, шлаки, пемзы, вулканические стекла и стекловидные породы (перлит, обсидиан)
0,02
3.
Осадочные горные породы, в том числе галечники и гравий, гравийно-песчаная (песчано-гравийная) смесь, пески и песчаники, глины и глинистые породы (суглинки, алевролиты, аргиллиты, глинистые сланцы), соль поваренная, гипсовые породы, мергели, известняки, в том числе ракушечники, меловые породы, доломиты, известняково-доломитовые породы, кремнистые породы (трепел, опока, диатомит), природные пигменты, торф
0,015
4.
Лечебные грязи
0,02


2. Ставки налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды исчисляются за 1 кубический метр добытой подземной воды исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:

№ п/п
Наименование полезных ископаемых
Ставки, в МРП
1
2
3
1.
Подземная вода, добытая недропользователем, за исключением подземных вод, указанных в строках 2-5 настоящей таблицы
0,003
2.
Подземная вода, добытая недропользователем для осуществления деятельности, регулируемой законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях, и (или) последующей реализации субъекту естественной монополии для осуществления деятельности, регулируемой законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях
0,001
3.
Минеральная подземная вода, хозяйственно-питьевая подземная вода, добытая недропользователем и использованная им для производства алкогольной продукции, безалкогольных напитков и (или) пищевой продукции (за исключением производства сельскохозяйственной продукции и (или) ее переработки)
0,250
4.
Фактические потери хозяйственно-питьевой подземной воды при осуществлении деятельности, регулируемой законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях, и (или) последующей реализации субъекту естественной монополии для осуществления деятельности, регулируемой законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях
0,005
5.
Фактические потери минеральной подземной воды, хозяйственно-питьевой подземной воды, добытой недропользователем, за исключением подземных вод, указанных в строке 4 настоящей таблицы
1,000

3. В случае отсутствия раздельного учета добытой подземной воды в целях применения ставок налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды, установленных пунктом 2 настоящей статьи, применяется наибольший размер ставки.

Сноска. Статья 748 с изменениями, внесенными законами РК от 02.04.2019 № 241-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2018).

Налог на добычу полезных ископаемых

Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 г. обозначил конкретные стратегические приоритеты в дальнейшей налоговой политике в РК, важнейшим из которых является разработка нового Налогового кодекса, который должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, и обеспечить компенсацию ожидаемых потерь бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

Предлагаемые изменения и дополнения в действовавшее налоговое законодательство по вопросам налогообложения недропользователей обусловлены следующим.

Ранее контракты на недропользование заключались в период несовершенства законодательства, отсутствия правовой основы, регулирующей порядок установления баланса экономических интересов сторон. Это привело к тому, что контракты с относительно равным геологическим и экономическим потенциалом имеют разную налоговую нагрузку. Кроме того, имеются контракты, в которых установлены налоговые обязательства, но отсутствуют механизмы их исчисления, непрозрачны механизмы уплаты налога на сверхприбыль, ставки роялти устанавливались индивидуально в каждом контракте, что, соответственно, приводит к неравномерному распределению налоговой нагрузки на недропользователей.

В этих условиях задача государства - восстановление равномерной налоговой нагрузки для всех недропользователей.

Одним из путей решения данного вопроса является отмена нормы стабильности налогового режима контракта на недропользование. В связи с чем Налоговым кодексом предусматривается отмена стабильности налогового режима всех контрактов на недропользование, за исключением ранее заключенных СРП и контракта на недропользование, утвержденного Президентом РК.

Наряду с вышеназванными факторами введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взамен роялти, в связи с тем, что, как указывалось выше, ранее ставки роялти устанавливались индивидуально в каждом контракте, налоговая нагрузка на недропользователей распределена неравномерно. Введение НДПИ, в отличие от роялти, обеспечит равномерное и справедливое распределение налоговой нагрузки на недропользователей.

Плательщиками НДПИ являются недропользователи, осуществляющие добычу нефти, минерального сырья, подземных вод и лечебных грязей, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование.

НДПИ уплачивается недропользователем отдельно по каждому виду добываемых на территории РК минерального сырья, нефти, подземных вод и лечебных грязей.

НДПИ для нефтегазодобывающего сектора:

НДПИ по сырой нефти исчисляется:

- объем добытой сырой нефти, газового конденсата и природного газа, и стоимость сырой нефти, исчисленная, исходя из цен на нефть сортов Brent и Urals, публикуемых международными ценовыми агентствами Platt's и Argus;

- при реализации на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо, НДПИ исчисляется как произведение фактического объема реализованных сырой нефти, газового конденсата и фактической покупной цены нефтеперерабатывающего завода за единицу продукции;

- при передаче для переработки в качестве давальческого сырья и (или) использовании недропользователем на собственные производственные нужды исчисляется как произведение фактического объема поставленных на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо, сырой нефти, газового конденсата и (или) использованных недропользователем на собственные производственные нужды и производственной себестоимости добычи единицы продукции, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, увеличенной на 20 процентов.

Ставки НДПИ на сырую нефть, газовый конденсат дифференцированы согласно шкале в зависимости от годовых объемов добычи, что позволяет учитывать различия в размерах месторождений. Кроме того, к ставкам НДПИ на сырую нефть, реализуемую на внутреннем рынке, применяется понижающий коэффициент 0,5.

НДПИ не уплачивается по природному газу, закачиваемому обратно в недра.

НДПИ для горнорудного сектора:

Объектом обложения по твердым полезным ископаемым является объем погашенных запасов полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь. Для исчисления НДПИ:

- по металлам, котируемым на бирже (алюминий, медь, цинк, свинец, олово, никель, золото, серебро, платина, палладий) применяется стоимость металла, определяемая по процентному содержанию полезного ископаемого в концентрате и биржевой цены данного полезного ископаемого на Лондонской бирже металлов;

- по другим видам твердых полезных ископаемых, для которых отсутствуют публикуемые биржевые цены, применяется фактическая средняя цена реализации концентрата. При отсутствии реализации стоимость концентрата определяется исходя из себестоимости добычи и первичной переработки (обогащения), увеличенной на норму рентабельности в размере 20%. Ставки НДПИ на твердые полезные ископаемые дифференцированы в разрезе видов полезных ископаемых. Кроме этого, практика применения общего порядка обложения к недропользователям, осуществляющим добычу полезных ископаемых в сложных условиях (т.е. на низкорентабельных месторождениях, обводненных месторождениях, месторождениях, содержащих высоковязкое полезное ископаемое, малодебетных и выработанных месторождениях), в значительной мере влияет на рентабельность недропользователей.

Учитывая изложенное, Налоговым кодексом предусмотрено отнесение месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории низкорентабельных, высоковязких, обводненных, малодебетных и выработанных. Их перечень и порядок налогообложения в части налогов и специальных платежей, установленных разделом недропользования, определяется Правительством РК.

А. Рахметова, эксперт СУ НК МФ РК

4.7 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным на ­ логом, регулируется НК РФ (главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») и обязателен к применению на всей территории Рос ­ сийской Федерации.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, при ­ знаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало ­ гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на ­ хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го ­ сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключитель ­ ной экономической зоне Российской Федерации, а также за предела ­ ми территории Российской Федерации, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федера ­ ции (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга ­ низации либо месту жительства физического лица.

Объектом налогообложения признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы ­ вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Фе ­ дерации;
  • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито ­ рии Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на тер ­ риториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставлен ­ ном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую ­ щая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональ ­ ному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо ­ го - стандарту (техническим условиям) организации.

Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.

Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород ­ ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру ­ гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.

Налоговая база определяется двумя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:

Виды полезных ископаемых

Нефть обезвоженная, обессоленная и ста ­ билизированная, попутный газ и газ го ­ рючий природный из всех видов место ­ рождений углеводородного сырья

Количество «добытых полезных ископаемых в натуральном выра ­ жении

Остальные виды добываемых полезных ископаемых

Стоимость добытых полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого определяется нало ­ гоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Опре ­ деление количества добытого полезного ископаемого осуществляется двумя методами:

  • прямой — посредством применения измерительных средств и ус ­ тройств. Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь;
  • косвенный — количество добытого полезного ископаемого оп ­ ределяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогопла ­ тельщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, ут ­ вержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки место- I рождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из трех способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации без учета субсидий — способ применяется при наличии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации добытого полезного ископае ­ мого — способ применяется при отсутствии государственных субси ­ дий из бюджета к ценам реализации;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых — способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализа ­ ции. Сущность каждого способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых изложена в ст. 340 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы по нало ­ гу на добычу полезных ископаемых: в п. 2 ст. 336 дан Перечень полез ­ ных ископаемых, не признаваемых объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налого ­ вые ставки от 0 до 8% (ст. 342 НК РФ).

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит упла ­ те по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного на ­ логоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуаль ­ ного предпринимателя.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по ме ­ сту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым пери ­ одом, по форме, утвержденной приказом Минфина России.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

В статье приведён подробный анализ таких проблемных вопросов НДПИ как: нормативно-правовая база налога на добычу полезных ископаемых; объект НДПИ (особенности определения); изменения в налоговом законодательстве о налоге на добычу полезных ископаемых

Субъектами недропользования в Российской Федерации являются юридические лица и предприниматели, которые получают право пользования участками недр путём заключения соглашения о разделе продукции или выдачи разрешительного документа – лицензии.

Одним из основных условий недропользования является платность (возмездность), которая выражается, помимо прочего, в налогообложении добычи минерально-сырьевых ресурсов.

Нормативно-правовая база налога на добычу полезных ископаемых

Исчерпывающий перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в России, регламентирован в Налоговом кодексе РФ. Главой 26 НК РФ определены основания возникновения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ), особенности определения объекта налогообложения и исчисления указанного налога, субъектный состав плательщиков НДПИ, ставки налога и льготы по его уплате.

Закон РФ № 2395-1 «О недрах» содержит общие и частные принципы недропользования, которые имеют значение для налогообложения пользователей недр.

Помимо указанных документов, нормативную базу регулирования НДПИ составляют официальные разъяснения, письма, инструкции и приказы Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ. Эти органы не обладают полномочиями по изменению оснований, размера, срока и порядка уплаты налога, однако имеют право разъяснять конкретные нормы налогового законодательства. Подзаконные нормативные акты Минфина и ФНС РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Для целей налогообложения важное значение имеет определение срока наступления обязанности по уплате НДПИ. В соответствие со статьей 9 Закона «О недрах» обязанности пользователей участками недр наступают с момента регистрации разрешительного документа (лицензии) или даты вступления в силу договора о разделе продукции. Однако официальная позиция Министерства финансов РФ, выраженная в письме от 0810.2013 года № 03-06-05-01/41901, разъясняет общую норму Закона «О недрах»: обязанности недропользователя, в том числе и по уплате НДПИ, возникают с именно с момента регистрации лицензии.

Объект НДПИ – особенности определения

Особенности определения объекта данного налога зависят от содержания термина «полезное ископаемое». В статье 336 НК РФ в качестве объектов налогообложения указаны:

  • ресурсы, извлечённые (добытые) в пределах территориальных границ РФ на конкретном участке, предоставленном субъекту предпринимательской деятельности в пользование, учтённые в государственном запасе полезных ископаемых. Территориальный критерий включает в себя и континентальный шельф, на котором ведётся добыча минерально-сырьевых ресурсов;
  • ресурсы, извлечённые из отходов недродобывающего производства, в случаях, когда такая деятельность подлежит обязательному лицензированию;
  • ресурсы, извлечённые (добытые) вне границ Российской Федерации, если такая деятельность осуществлялась на территории, на которую распространяется юрисдикция РФ.

Таким образом, ключевыми моментами для определения объекта налогообложения являются следующие показатели:

  • добыча минерально-сырьевых ресурсов, а также извлечение их из отходов производства. Не являются объектом налогообложения минерально-сырьевые ресурсы, находящиеся в недрах (в отходах производства) и не добытые (не извлеченные) пользователем;
  • учёт в государственном балансе запасов ископаемых;
  • территориальная принадлежность места расположения добычи (извлечения) ископаемого.

В ст. 336 НК РФ указаны и виды ресурсов, которые не признаются объектом налогообложения (например, общераспространенные минерально-сырьевые ресурсы и подземные воды, добытые предпринимателем, не учтенные в государственном балансе запасов и используемые в целях удовлетворения личных потребностей). Перечень общераспространенных ископаемых в настоящее время формирует Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Изменения в законодательстве

Важное изменение законодательства в части регулирования НДПИ вступили в силу 1 сентября 2013 года. Федеральным Законом от 23 июля 2013 года № 213-ФЗ был расширен и уточнён перечень объектов налогообложения – введено понятие залежей углеводородного сырья.

С 01 января 2016 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, изменяющие регулирование налогообложения:

  • определены льготные условия в отношении налогообложения ресурсов, добытых из участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море (ст. 342.5 НК РФ);
  • уточнён перечень драгоценных металлов, которые отнесены к добытым минерально-сырьевым ресурсам, а значит и к объекту налогообложения (ст.337 НК РФ);
  • в отношении добытых нефти, газа и газового конденсата введены новые коэффициенты, применяющиеся при расчете налога (ст. 342.4, 342.5 НК РФ);
  • увеличены пени за просрочку уплаты налога.

С 01 января 2017 года в Налоговом кодексе РФ закреплено предоставление налоговые преференций для участников региональных инвестиционных проектов, в том числе и по НДПИ (изменения внесены Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 144-ФЗ).

Среди основных изменений в части налогообложения НДПИ, которые стоит ожидать в 2017-2018 годах, можно отметить:

  • установление ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твёрдых минерально-сырьевых ресурсов в привязке к мировым ценам;
  • введение дополнительных мер налогового стимулирования недропользования на новых участках недр, а также на участках со сложными условиями добычи ресурсов;
  • передача органам власти субъектов РФ полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы для общераспространенных видов минерально-сырьевых ресурсов;
  • дальнейшее применение понижающих коэффициентов для предприятий, осуществляющих деятельность по добыче минерально-сырьевых ресурсов.

Читайте также: