Налог кровью что такое

Опубликовано: 25.04.2024

Вы слышали, что за деньги можно откупиться от армии? А что в счет денежного долга можно отдать имущество – тоже слышали? А что долг можно погасить какой-либо услугой, помощью, каким-то действием – тоже слышали?

А что Орда могла требовать с улусов поставку юношей в ордынскую армию – и это известно?

А вы в школе старинные строки не читали:

У кого денег нет —

У того дитя возьмет;

У кого дитяти нет —

У того жену возьмет;

У кого жены-то нет —

Того самого с головой возьмет.

Нет? Не помните? Это о чем? О том, что денежный налог может взиматься и людским поголовьем. А также продуктами, оружием, изделиями и прочим. Все имеет стоимостный эквивалент.

И рекрутами, бойцами тоже может взиматься налог.

Русские положили множество воинов в борьбе против тохтамышевского врага. Фиг бы Тохтамыш его добил, если б мы его не замучили.

Во-первых, такие жертвы, потери и услуги нельзя не оценить. Налог кровью Русь заплатила на многие десятилетия вперед. Чем можно наградить самоотверженного вассала, оказавшего неоценимую помощь? Земля у него есть, денег у царя у самого нет, драгоценности и доспехи – мелочь незначимая. А освободить его от всех царских налогов – на какое-то время. На год, три, пять, десять! Прими от меня, слуга и друг верный, чем могу тебе отплатить.

Денежный налог с лихвой был уплачен кровью. И эта кровь была для Орды куда дороже денег.

Во-вторых. Русь так обезмужичела, что и налог-то платить трудно. Много дворов без кормильцев остались. Сами еле живы, весной и от голода мрут, случается. Надо же войти в положение, дать хоть несколько лет народу. Чтоб подняться как-то. Ну, с точки зрения хозяйского расчета.

Так что после битвы очень даже могли – и должны! – получить на какое-то время освобождение от ордынского налога.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

III. НАЛОГ — СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОГУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА

III. НАЛОГ — СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ МОГУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА Если государство при помощи воинской повинности, народного образования, которым оно управляет в интересах богатых классов, при помощи церкви и тысячи своих чиновников обладает уже колоссальной властью над своими

IV. НАЛОГ — СРЕДСТВО ОБОГАЩАТЬ БОГАТЫХ

IV. НАЛОГ — СРЕДСТВО ОБОГАЩАТЬ БОГАТЫХ Налог так удобен! Наивные люди — «дорогие граждане», как их именуют во время выборов, — привыкли видеть в налоге средство для совершения великих дел цивилизации, полезных для народа. Но правительства великолепно знают, что налог

ЖЕЛЕЗОМ И КРОВЬЮ

ЖЕЛЕЗОМ И КРОВЬЮ Господствующей тенденцией в обществе послереволюционного времени стал отрыв от традиционной почвы. Рвались семейные узы, слабели религиозные связи, исчезала традиционная местная лояльность. Индустриальная среда, фабрика, шахта не предлагали никакой

Кровью и железом

Кровью и железом 1862 год в Пруссии протекал бурно. В то время король и парламент находились в напряженных отношениях, поскольку последний не желал выделять деньги на перевооружение армии. Парламент — в очередной раз — не утвердил предлагаемый правительством бюджет — и 6

Овечий налог

Овечий налог Подлинная суть исландской политической экономии нигде не проявляется так ярко, как в том обстоятельстве, что налогов, специально созданных для обогащения «государственных мужей» — годи, в Исландии эпохи народовластия не существовало вовсе. Лишь в самом

«Комбед» — «абиссинский налог» — «общак»

«Комбед» — «абиссинский налог» — «общак» Слово «общак» обозначает общую кассу уголовно-арестантского мира. В идеале она предназначена для того, чтобы поддерживать («греть») «братву», «идейных», а также любого арестанта, который чтит «воровские» «законы» и «традиции»,

МЫ УМЫЛИСЬ КРОВЬЮ…

МЫ УМЫЛИСЬ КРОВЬЮ… В начале августа 1941 года войска немецкой группы армии «Север» начали новое наступление на Ленинград. Замысел состоял в стремительном прорыве к городу и его окружению. Левый фланг наступающей группировки должен был прикрыть широкий и полноводный

Нелегальный налог

Нелегальный налог По мере распространения в стране нового поколения «итальяно-американских мафий» под их влиянием оказались почти все торговые отрасли и почти вся индустрия сервиса. А главенствующую роль в этом играла династия Дона Карло. Она успешно контактировала с

Знания, оплаченные кровью

Знания, оплаченные кровью Если бы из всех присущих японцам черт потребовалось выделить одну наиболее характерную, вернее всего было бы назвать любознательность. Причем широта интересов, прорывающая рутину повседневной жизни, страсть к постижению непознанного чаще

ЧЕРНИЛА ПАХНУТ КРОВЬЮ…

ЧЕРНИЛА ПАХНУТ КРОВЬЮ… "Кровь… Кровь… Кровь…"Так начинает палестинский поэт Салем Джебран стихотворение "Зарезанная деревня" — о жителях одной из многих арабских деревень, изведавших беспощадную расправу израильских карателей,Сейчас, после кровавой бойни, учиненной

«Клятва кровью»

«Клятва кровью» — Мы должны дать клятву никогда не оставлять друг друга, — воскликнул Диац. — Смерть американцам! Клятву надо скрепить кровью.Сидя при свете свечи за столом, залитым красным вином, они укололи ладонь и подписали клятву кровью.Пьетро даже не

Банан с кровью

Банан с кровью Силы вторжения в Гватемалу, среди которых были наемники со скромной оплатой 10 долл. в день, и гватемальские офицеры, прошедшие обучение в США, и американские граждане, в т.ч. военные пилоты, нанятые ЦРУ, готовились в Никарагуа, под крылышком у

Каждый будет платить налог

Каждый будет платить налог У 1710 года много общего с 1694-м: окончание двух следующих друг за другом очень холодных зим, долгая и жестокая война со всей Европейской коалицией, развал государственных финансов, невозможность прибегать далее к крайним мерам. Голландцы

Военный налог

Военный налог В январе 1942 года в стране был введен военный налог с целью финансирования расходов на оборону. Этим налогом облагались граждане допенсионного возраста, в том числе и командный состав частей армии и флота, не участвовавший в боевых действиях.Поступления от

54. Предложение Сталина повысить налог на колхозы

54. Предложение Сталина повысить налог на колхозы Хрущёв: «При рассмотрении этого проекта (заготовительных цен на продукты животноводства – Г. Ф.) Сталин внёс предложение повысить налог на колхозы и колхозников ещё на 40 миллиардов рублей, так как, по его мнению,

Имперский налог

Имперский налог Империя – дорогостоящая вещь. Поэтому империя не любит рассуждать об экономике, призывая своих подданных мыслить глобально и проводить время в геополитических дискуссиях. Потому что если люди начнут считать и размышлять о результатах своих



Девширме́ (осм. دوشيرمه ‎ — devşirme «набор» от осм. ديوشرمك ‎ — devşirmek собирать (плоды, цветы и т.д.) ; греч. παιδομάζωμα paidomazoma, набор детей ; арм. տերշիմէ ; серб. данак у крви / danak u krvi и болг. кръвен данък - «кровная дань», «налог кровью») — в Османской империи один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве kapıkulları («слуг Порты), то есть личных невольников султана. Большинство чиновников и военных Османской империи в XV-XVI веках состояло именно из призванных по девширме лиц. [1] Личные слуги (де-факто рабы) султана обычно служили в одном из четырёх имперских ведомств: дворцовая служба, канцелярия (Kalemiyye), богословы (İlmiyye) и военные (Seyfiyye). Последние, элитные, подчинявшиеся напрямую султану, войска, делились на кавалерию и пехоту. Кавалерия именовалась Kapıkulu Süvarileri («Кавалерия слуг Порты»), а пехота Kapıkulu Ordusu («Армия слуг Порты»). Другое, более распространённое название Yeni Çeri (янычары — «новый воин»), отражало скорее статус воина, чем его принадлежность к тому или иному роду войск. Янычары также выполняли полицейские и охранные функции.

Содержание

История

Основной причиной возникновения девширме было недоверие османских султанов к собственной тюркской элите [2] . Начиная со времён Мурада I, у османских правителей появилась постоянная необходимость «уравновешивать власть (тюркской) аристократии с помощью создания и развития личного войска из христианских зависимых солдат и обращённых капыкуллары («слуг Порты»)» [3] . Так один из таких «заключённых» дворца писал: «Во дворце есть всего несколько человек, говорящих по-тюркски от рождения, потому что султан полагает, что вернее служат ему обращённые христиане, у которых нет ни крова, ни дома, ни родителей, ни друзей». В популярной среди османской бюрократии тех времён книге «Правление, или, Руководство для правителей» говорится в частности, что если султан примет на службу представителей разных народов, то «все народности будут стремиться превзойти друг друга . Если армия состоит из одного народа появляется опасность. У солдат нет рвения и они подвержены беспорядку» [2] .

Своего пика практика девширме достигла во времена правления Мехмеда II, который в полной мере испытал на себе опасность, исходящую от сильной мусульманской элиты. В 1446 году, после всего двух лет правления будущий завоеватель Константинополя, возможно, по наущению великого визиря и собственного родственника, Чандарлы Халил-паши, был отстранён от власти. На два года трон вернулся его отцу Мураду II. Халил-паша был также одним из активных противников похода на византийскую столицу, называя это предприятие «помутнением сознания опьянённого юноши». После этого большинство великих визирей и пашей были «слугами Порты». Только 18 (по некоторым данным 12) из 48 визирей после завоевания Константинополя имели тюркское происхождение, поэтому некоторые турки называли Диван (имперский совет) «невольничьим рынком».

Система «девширме» сводилась к тому, что, не всегда регулярно, из налогооблагаемой общины, чаще всего из христианских семей балканских крестьян, брался в среднем каждый пятый неполовозрелый мальчик (от 8 до 16 лет, однако случалось, что брали и 6-летних, и юношей до 20 лет). В присутствии старосты, священника и кади его имя и происхождение записывалось в реестр, после чего мальчику делали обрезание, обращали в ислам и увозили в Константинополь, где он воспитывался до достижения половой зрелости. Самые способные получали образование в эндеруне (дворцовой школе) или в доме одного из пашей и поступали впоследствии на правительственную службу. Остальных отправляли в деревню «к турку», где они учились говорить по-турецки. Затем такие юноши поступали на службу во дворец, где становились садовниками. Некоторые работали матросами или строителями. Большинство же становилось янычарами и выполняло разные функции, от службы в регулярной пехоте до личной охраны султана или патриарха.

Для многих семей набор их сыновей по девширме становился настоящей трагедией. Однако, нередки были также случаи когда родители всячески способствовали попаданию ребёнка во дворец, так как служба там открывала огромные возможности для крестьянского мальчика. [4] Отрыв от дома, собственных корней нередко приводил к тому, что такие юноши становились ярыми защитниками султана, как единственного своего отца, и новой для них веры. Однако, не все забывали о своих корнях и известны случаи, когда великие визири пользовались своим происхождением в политических переговорах и дипломатических сношениях.

С 1580-х годов «Слугам Порты» разрешалось заводить семьи и записывать детей в корпус по наследству.

Последнее упоминание о наборе христиан по девширме относится к началу XVIII века.

Айдер Заркави


История Османской империи представляет безусловный интерес, поскольку после заката Арабского халифата и его приемника Мамлюкского султаната это государство было сильнейшим в мусульманском мире. В Османском государстве в основе всех внутренних законов был заложен раздел общества на мусульман и зимми — иноверцев, которые получали право исповедывать свою веру за выплату налога на веру — джизьи. Мусульманин, естественно, имел куда больше прав, он мог выстроить блесстящую военную или административную карьеру, в то же время национальность не играла никакой роли. Девширме интересен тем, что с помощью него формировали янычарский корпус. Однако, янычары появились до введения этого налога. Впервые янычары появились в армии Орхана I, это были военнопленные, которые присягнули султану и приняли Ислам, что дало им возможность стать военной элитой — ударной армией османских войск. Нечто похожее мы можем увидеть в Айюбидском султанате, где невольники так же становились ударной армией — мамлюками. Однако, официально девширме был введен при Мураде I в 1365 году. Что же из себя представлял девширме? Девширме — (с тур. — сбор) налог на немусульманское население Османской империи, система принудительного набора мальчиков для их перевоспитания и дальнейшего несения службы в качестве слуг Порты и «рабов» султана. Мальчики направлялись в Стамбул, где из них выбирались наиболее способные. Самые способные получали образование в Эдирне и в дальнейшем несли службу при дворе султана, получали наиболее высокие должности вплоть до Великого Визиря — второго человека в империи после самого султана. Менее способные же направлялись в турецкие семьи, где принимали ислам, учили турецкий язык, и в дальнейшем после окончания образования занимались либо гражданской службой, либо обслуживали дворец султана. Большинство формировали элитную армию Османской империи — янычар. Попасть в янычары было почетно, так как около 300 лет это была одна из сильнейших армий Европы. Янычары освобождались от многих обязательных для янычар повинностей, например, они имели право употреблять алкоголь, что в принципе запрещено шариатом. Однако в то же время янычарский корпус представлял из себя что-то типа военно-религиозного ордена. Среди янычар было популярно суфийское течение — бекташизм, они имели свои религиозные обряды, однако в то же время до 16 столетия янычары не могли обзаводиться семьями. Почему существовал девширме? Дело в том, что султаны не могли доверять своему окружению, поскольку на примере других мусульманских держав родовая аристократия часто пыталась сместить династию или монарха, при дворе было множество интриг, вследствие чего государство было политически нестабильно. Помимо того Османская империя была многонациональной, её населяли не только турки, но и армяне, греки, балканские славяне и многие другие. Подобная система не только помогала в тюркизации и исламизации захваченных земель (не смотря на то, что де-юре в Османской империи по закону Фатиха была разрешена свобода вероисповедания и даже был сохранен Константинопольский патриархат после падения Византии). Помимо того девширме оберегало государство от внутренней нестабильности и дворцовых переворотов. В то же время показателен пример Мехмеда Фатиха, визири турецкого происхождения при нем были настроены категорически против захвата Константинополя, вследствие чего султану пришлось прибегнуть к национальной перестановке Дивана Османской империи, благодаря чему у султана была полная политическая поддержка в государстве перед покорением Нового Рима. Многие крестьяне были настроены категорично по отношению к девширме, поскольку отнимать ребенка у семьи жестоко. С другой стороны многие и сами пытались отдать ребенка сборщикам этого налога, поскольку для бедных крестьян это была единственная возможность, чтоб их дети пробились по социальной лестнице османского общества вверх. Дети, снискавшие успех, в свою очередь не забывали не только своих родителей, помогая им финансово, но и часто помогали тем народам, из которых сами происходили. Девширме дало османскому обществу много великих людей, среди них и Великий Визирь Мехмед Соколлу, который при рождении был серб Бойо Ненадич, именно при нем Османская империя достигла небывалого величия. Среди выдающихся личностей, которые построили карьеру благодаря девширме, были и выдающийся архитектор армянского происхождения Мимар Синан, и успешный полководец и государственый деятель греческого происхождения Ибрагим-паша, и губернатор Магриба Кылыч Али-паша. В конце 16 столетия в Османской империи начинается разложение корпуса янычар, он стал более открытым и туда стали записываться и сами мусульмане, и даже аристократия. В государстве появилась мощная политическая консервативная сила. С янычар были сняты запреты, отныне они могли заниматься торговлей, а так же заводить семьи. Девширме продолжало применяться, однако в ограниченном виде, поскольку ни османское войско, ни османская администрации более в подобном налоге не нуждались. В дальнейшем этот налог утратил значение.

Комментарии 15

"Вот в Ленинграде был холод, жуткий, свирепый, и замерзающие кричали в обледенелых подъездах — все тише и тише, долго, по многу часов… Он засыпал, слушая, как кто-то кричит, просыпался всё под этот же безнадежный крик, и нельзя сказать, что это было страшно, скорее тошно, и когда утром, закутанный до глаз, он спускался за водой по лестнице, залитой замёрзшим дерьмом, держа за руку мать, которая волочила санки с привязанным ведром, этот, который кричал, лежал внизу возле клетки лифта, наверное, там же, где упал вчера, наверняка там же — сам он встать не мог, ползти тоже, а выйти к нему так никто и не вышел… И никакой ряби не понадобилось. Мы выжили только потому, что мать имела обыкновение покупать дрова не летом, а ранней весной. Дрова нас спасли. И кошки. Двенадцать взрослых кошек и маленький котёнок, который был так голоден, что, когда я хотел его погладить, он бросился на мою руку и жадно грыз и кусал пальцы… Вас бы туда, сволочей, подумал Андрей про солдат с неожиданной злобой. Это вам не Эксперимент… И тот город был пострашнее этого. Я бы там обязательно сошел с ума. Меня спасло, что я был маленький. Маленькие просто умирали…"
В дальнейшем этот налог утратил значение.


Это факт, что ужасы налога преувеличивают, хотя у него есть и очевидные плюсы.

— Фридрихсон, тебе нужна свобода?
— Мне? Ну что Вы, зачем?
— Может быть Вам, сударыня?
— Зачем мне свобода? Я замужем.
И вы терпите?
Мы привыкли.
К дракону можно привыкнуть?
Можно. Он очень добр.
Что ж он такого доброго сделал?
Ну как Вам сказать? Он очень много сделал для нашего города.
При нем началось большое строительство.
И он избавил нас от цыган.


Да и вообще не бывает добра и зла в истории. В любой системе есть очевидные плюсы и минусы. Так и здесь. Минус - отбирали детей. Плюс - у них было будущее в передовом государстве своего времени.

"Плюс - у них было будущее. "
Эй, в какой еще стране среди быдла отбирали кандидатов в светлое будущее?
У элиты своих детей не было для подьема по социальной лестнице?
"Пылающей тропой мы идем к коммунизму".


А какая разница, какой национальности элита во времена, когда национальность не имела значение и определяющей была религия? Или вы считаете, что например в России императорский дом и аристократия были чисто русскими славянского происхождения? )


Про детей аристократии я уже написал. Это была мера уберечь двор падишаха от заговоров. А так же обеспечение государственной стабильности за счет привлечения покоренных народов к государственной и военной службе


Девширме́ (осман. دوشيرمه ‎ — devşirme «набор» ← осман. ديوشرمك ‎ — devşirmek «собирать »; греч. παιδομάζωμα [paidomazoma] «набор детей»; арм. տերշիմէ ; серб. данак у крви / danak u krvi и болг. кръвен данък «кровная дань, налог кровью») — в Османской империи один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве kapıkulları («слуг Порты»), то есть личных невольников султана. Большинство чиновников и военных Османской империи в XV—XVI веках состояло именно из призванных по девширме лиц [1] . Личные слуги (де-факто рабы) султана обычно служили в одном из четырёх имперских ведомств: дворцовая служба, канцелярия (Kalemiyye), богословы (İlmiyye) и военные (Seyfiyye). Последние, элитные, подчинявшиеся напрямую султану, войска, делились на кавалерию и пехоту. Кавалерия именовалась Kapıkulu Süvarileri («Кавалерия слуг Порты»), а пехота Kapıkulu Ordusu («Армия слуг Порты»). Другое, более распространённое название Yeni Çeri (янычары «новый воин»), отражало скорее статус воина, чем его принадлежность к тому или иному роду войск. Янычары также выполняли полицейские и охранные функции.

Содержание

  • 1 История
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

История

Практика набора воинов и слуг из иноплемённых и покоренных племён и народов в истории человечества известна из незапамятных времён. В частности подобное практиковалось в государствах Великой Степи, в том числе в Тюркском каганате и в монгольской империи XIII-XV вв.

Османы не были исключением из правила. Уже на ранних этапах истории Османского бейлика, а потом султаната в составе его армии служили представители самых разных народов, многие из которых принимали господствующее вероисповедание — ислам. Оформление этой системы в контексте государственной и правовой системы Османской империи и породило явление «девширме».

Основной причиной возникновения девширме было недоверие османских султанов к собственной тюркской элите [2] . Начиная со времён Мурада I, у османских правителей появилась постоянная необходимость «уравновешивать власть (тюркской) аристократии с помощью создания и развития личного войска из христианских зависимых солдат и обращённых капыкуллары („слуг Порты“)» [3] . Так, один из таких «заключённых» дворца писал: «Во дворце есть всего несколько человек, говорящих по-тюркски от рождения, потому что султан полагает, что вернее служат ему обращённые христиане, у которых нет ни крова, ни дома, ни родителей, ни друзей». В популярной среди османской бюрократии тех времён книге «Правление, или, Руководство для правителей» такая политика обосновывается, в частности, тем, что если султан примет на службу представителей разных народов, то «все народности будут стремиться превзойти друг друга … Если армия состоит из одного народа, появляется опасность. У солдат нет рвения, и они подвержены беспорядку» [2] .

Своего пика практика девширме достигла во времена правления Мехмеда II, который в полной мере испытал на себе опасность, исходящую от сильной мусульманской элиты. В 1446 году, после всего двух лет правления будущий завоеватель Константинополя, возможно, по наущению великого визиря и собственного родственника, Чандарлы Халил-паши, был отстранён от власти. На два года трон вернулся его отцу Мураду II. Халил-паша был также одним из активных противников похода на византийскую столицу, называя это предприятие «помутнением сознания опьянённого юноши». После этого большинство великих визирей и пашей были «слугами Порты». Только 18 (по некоторым данным 12) из 48 визирей после завоевания Константинополя имели тюркское происхождение, поэтому некоторые турки называли Диван (имперский совет) «невольничьим рынком».

Система «девширме» сводилась к тому, что, не всегда регулярно, из налогооблагаемой общины, чаще всего из христианских семей балканских крестьян, брался в среднем каждый пятый неполовозрелый мальчик (от 8 до 16 лет, однако случалось, что брали и 6-летних, и юношей до 20 лет). В присутствии старосты, священника и кади его имя и происхождение записывалось в реестр, после чего мальчику делали обрезание, обращали в ислам и увозили в Константинополь, где он воспитывался до достижения половой зрелости. Самые способные получали образование в эндеруне (дворцовой школе) или в доме одного из пашей и поступали впоследствии на правительственную службу в качестве чиновника. Остальных отправляли в деревню «к турку», где они учились говорить по-турецки. Затем такие юноши поступали на службу во дворец, где становились садовниками. Некоторые работали матросами или строителями. Большинство же становилось янычарами и выполняло разные функции, от службы в регулярной пехоте до личной охраны султана или патриарха. Подобным образом стал известен миру один из величайших османских архитекторов и инженеров — Мимар Синан.

Для многих семей отбор их сыновей по девширме становился настоящей трагедией, но нередки были и случаи, когда родители сами всячески способствовали попаданию ребёнка во дворец, так как служба там открывала огромные возможности для простого крестьянского мальчика [4] . Так как мусульмане не подлежали девширме, многие небогатые мусульмане, чтобы обеспечить сыну возможность сделать карьеру, предлагали соседям-христианам во время набора по девширме сдать их ребёнка в янычары под видом собственного сына (благо, обряд обрезания у турок традиционно делают сравнительно поздно — в возрасте 10-13 лет). Отрыв от дома, собственных корней нередко приводил к тому, что такие юноши становились ярыми защитниками султана, как единственного своего отца, и новой для них веры. Однако не все забывали о своих корнях, и известны случаи, когда великие визири пользовались своим происхождением в политических переговорах и дипломатических сношениях, а также, возможно, искренне помогали своим соплеменникам-христианам, обосновывая это пользой для империи. Так, великий визирь из сербских мальчиков восстановил Сербскую патриархию с богослужением на церковнославянском языке во главе со своим родственником, хотя султан поддерживал Константинопольскую патриархию, до сих пор не признающую церковнославянский язык. О пожертвованиях и вкладах сипахов существуют упоминания в записях о строительстве (официально запрещённом в Османской империи, но разрешавшемся чиновником, часто из обращённых христиан, на месте) и восстановлении православных храмов, финансировании иконописи и стенной росписи, о заказах рукописей или священных сосудов [5] .

С 1580-х годов «слугам Порты» было разрешено заводить семьи и записывать своих детей в янычары по наследству, в результате чего корпус постепенно начал закрываться, превращаясь в наследственный.

Последнее упоминание о наборе христиан по девширме относится к началу XVIII века.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Сербские хроники
  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Links
  • Сербские хроники
  • Балканский дом (недвижимость Сербии)
  • April 2017
    1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30

В связи с путешествием в Вишеград и возникшим в связи с ним именем Мехмет-паши Соколлу, строителя моста на Дрине, вспомнилось мне страшное слово «девширме», без которого вся эта история выглядит неполно и непонятно. В самом деле, как из сербского мальчика, угнанного в турецкий плен, мог вырасти великий визирь? Какие чудесные неисповедимые пути привели его в Стамбул и вознесли на такие высоты?
Но чуда не было, а была система — уникальная османская система подготовки кадров для гражданской и военной службы. С тех пор, как в XV веке Сербия вошла в состав Османской империи, здесь, как и в других балканских странах, взимался девширме — налог кровью. Приезжали периодически отряды специальных вербовщиков и отбирали у христианских семей мальчиков от 8 до 16 лет — естественно, тех, что казались более крепкими, здоровыми и сообразительными (приход в Боснию одного такого отряда как раз и описан в ромена Иво Андрича «Мост на Дрине»).

Несчастных, оторванных от родителей детей увозили далеко на юг, в Анатолию, то есть в азиатские владения Турции, и отдавали на воспитание в турецкие семьи, где их обращали в ислам. Им рассказывали, что султан вырвал их из сельской балканской глуши, оказал им великую честь и открыл для них такие возможности, которых никогда не имели их родители. Теперь на службе у империи они могли стать великими воинами или большими государственными деятелями, принятие ислама уничтожало все препятствия — теперь место, которое они могли занять в Османской империи, зависело только от их личных дарований.
Те дети христиан, которые были отобраны для военной службы, становились янычарами — профессиональными воинами, жившими за счет султанской казны и добычи, взятой в бою. Они не имели семей и жили своеобразным боевым братством, преданные друг другу и султану, в котором их научили видеть величайшего благодетеля в своей жизни. На протяжении почти 300 лет янычары наводили страх на Европу как лучшая пехота своего времени и не испытывали ни тени сомнения, когда им приходилось наводить порядок в тех местах, где проходило их детство.

Других же детей, проявлявших склонность не к военным играм, а интеллектуальной деятельности, ждала гражданская служба. И здесь перед ними и в самом деле открывались все двери, вне всякой зависимости от их происхождения. С 1453 по 1623 год в Османской империи пост великого визиря — главы гражданской администрации, первого человека после султана, его главного советника — занимали 47 человек, и только 5 из них имели турецкие корни. Греки, албанцы, армянин, грузин, черкес, хорват, даже итальянец… Был среди них и серб, знаменитый Мехмет-паша Соколлу, не забывший о своем происхождении. Строительство моста на Дрине было далеко не главным его делом и не самой важной помощью, оказанной им соотечественникам. В 1557 году под влиянием Мехмет-паши визиря султан Сулейман I Великолепный разрешил восстановить в Сербии Печскую патриархию, во главе которой был поставлен ближний родственник Мехмет-паши (возможно, племянник или двоюродный брат) патриарх Макарий Соколович.

Султану выгодны были такие соратники и советники. Оторванные от своих семей, не имевшие ни многочисленной родни, ни крупных земельных владений, они воистину были рабами султана. Он их возвысил, он их мог и уничтожить одним мановением своей руки, не боясь чьей-либо мести.
Налог кровью, несомненно, был выгоден Османской империи и немало способствовал ее успехам и долгой стабильности. Кого волновало горе христианских семей, оставшихся без любимых сыновей? Далекая провинция, бедные люди, крестьяне, не имевшие никакого иного будущего, помимо каждодневного сельского труда… Турки, и в самом деле, верили, что осчастливливают их сыновей, открывают им дорогу в жизнь. Но люди, каким бы ни было их социальное положение, остаются людьми, и боль, испытываемая от потери ребенка, от благосостояния не зависит. Слезы, пролитые по каждому насильно увезенному мальчику, не исчезали бесследно; когда-нибудь чаша обид, нанесенных турками подвластным народам, должна была переполниться.
(Из "Сербских хроник")

Читайте также: