Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин

Опубликовано: 28.04.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Игошин Р.Е. Механизм распределения ввозных таможенных пошлин в таможенном союзе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2012/05/1061 (дата обращения: 12.04.2021).

Основой функционирования Таможенного союза является порядок, который предусматривает использование транзитных счетов для зачисления поступивших сумм ввозных таможенных пошлин с их последующим распределением уполномоченными органами в бюджеты стран–участников Таможенного союза. Импортные пошлины распределяются по согласованному макроэкономическому критерию, рассчитанному на основании показателей общего и стоимостных объемах импорта из стран дальнего зарубежья за 2007–2008 годы на базе статистических данных ООН по торговле товарами «Комтрейд ООН» вне зависимости от страны назначения товара [4]. :

– Республика Беларусь – 4,70 %;

– Республика Казахстан – 7,33 %;

– Российская Федерация – 87,97%.

Распределение ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, начало осуществляться с 1 сентября 2010 года
[1]. Механизм движения ввозных таможенных пошлин представлен на рис. 1.1.


Рис.1.1. Механизм движения ввозных таможенных пошлин

Цифрами обозначены следующие этапы движения ввозных таможенных пошлин [2] :

1. Перечисление (возврат) ввозной таможенной пошлины.

2. Распределение в бюджеты сторон ввозной таможенной пошлины.

3. Перечисление распределенной суммы ввозной таможенной пошлины на корсчет сторон.

4. Перечисление в бюджет стороны распределенной ввозной таможенной пошлины.

5. Перечисление с корсчетов на счета казначейств сторон.

6. Ежедневная конверсия по официальному курсу стороны с последующим перечислением распределенной ввозной таможенной пошлины в бюджет стороны.

За период с 1 сентября 2010 г. по 1 января 2012 г. поступило ввозных таможенных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации и подлежащих распределению между сторонами, на сумму 966,8 млрд. руб. Из них распределено в бюджет Российской Федерации 850,5 млрд. руб. (87,97 %), в бюджет Республики Беларусь – 45,4 млрд. руб. (4,70 %), в бюджет Республики Казахстан – 70,9 млрд. руб. (7,33 %).

Одновременно с этим, в доход бюджета Российской Федерации поступило 81,7 млрд. руб. (от Республики Беларусь – 35,0 млрд. руб., от Республики Казахстан – 46,7 млрд. руб.) (рис.1.2).



Рис.1.2 Исполнение странами–участниками Соглашения о Таможенном союзе за период с 01.09.2010 по 01.01.2012 гг., млрд. руб.

По итогам функционирования механизма перечисления распределенных сумм ввозной таможенной пошлины в бюджеты стран–участников Таможенного союза за период с 1 сентября 2010 г. по 1 января 2012 г. совокупное сальдо перечислений для Российской Федерации составило –34,5 млрд. руб., в том числе по Республике Беларусь – –10,3 млрд. руб., по Республике Казахстан – –24,1 млрд. руб. [3].

Из этих данных можно выявить реальные доли стран–участников Соглашения о Таможенном союзе в общем объеме перечисленных в бюджет ТС ввозных таможенных пошлин в период с 01.07.10 по 01.01.12гг., которые рассчитаны и представлены в форме круговой диаграммы на рис. 1.3.



Рис. 1.3 Доля стран–участников ТС в общем объеме перечисленных ввозных таможенных пошлин за период с 01.07.10 по 01.01.12гг., %.

Сравнивая полученные данные с критериями распределения ввозных таможенных пошлин, рассчитанными «Комтрейд ООН», которые действуют на данный момент, можно сделать вывод, что текущая пропорция распределения ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе не соответствует реальной экономической ситуации и нуждается в изменении в сторону увеличения доли Российской Федерации.

Библиографический список

  1. Cоглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года;
  2. Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин / Н. Мамбеталиев, А. Баринов // Налоговый вестник. – 2011. – №4. – с. 68 – 73;
  3. http:// http://www.customs.ru/ - сайт Федеральной таможенной службы РФ;
  4. http://www.tsouz.ru / – сайт Комиссии Таможенного союза.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых положений действующего на данный момент таможенного законодательства, которое в прошлом году претерпело кардинальные изменения. Имеются в виду те из новаций, которые определяют и регулируют порядок уплаты, а также возврата таможенных платежей. Правовые основы осуществления данных процедур предусмотрены рядом документов.

Первостепенную роль среди них играют действующий с 1 января 2018 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), который вступил в силу 4 сентября прошлого года.

Кроме того, специалисты в сфере таможенного дела руководствуются положениями ряда международных соглашений, принятых в рамках ЕАЭС, а также нормативных правовых актов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ФТС России. При этом единое таможенное регулирование на территории Союза осуществляется в соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС и нормами уже упоминавшегося Кодекса, а также составляющих право Союза международных договоров и актов, которые регулируют таможенные правоотношения хозяйствующих субъектов ЕАЭС.

Как известно, среди прочих в сменивший Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) новый Кодекс были включены и положения, касающиеся администрирования таможенных платежей, которые ранее регулировались международными договорами ЕАЭС. В ходе составления ТК ЕАЭС удалось кодифицировать несколько документов. Например, Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров; Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

В Кодексе Союза таможенным платежам посвящен раздел II. Из него следует, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС. Уточним, что таможенным платежам посвящен и аналогичный раздел Закона № 289-ФЗ. При этом после начала действия данного документа порядок уплаты и возврата таможенных платежей должен был существенно измениться. Однако в полном объеме этого не произошло из-за того, что до сих пор не вступили в силу некоторые положения Закона № 289-ФЗ.

Так, часть 1 статьи 35 этого документа предусматривает, что авансовые платежи, внесение которых оговорено статьей 48 ТК ЕАЭС, могут быть использованы для уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, денежного залога, таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Применить не получается

Из этого следует, что среди прочего авансовые платежи могут быть использованы в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Однако данное положение до сих пор не действует, так как пункт 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, утвержденного Договором о ЕАЭС, предусматривает, что ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).

Напомним, что в соответствии с переходными положениями Закона № 289-ФЗ, а именно части 5 статьи 397 Закона, со дня начала применения положений статьи 36 Закона № 289-ФЗ теряют силу положения статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ). Кроме того, согласно части 8 статьи 398, положения статей 28, 30, а также частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67-70 Закона № 289-ФЗ будут действовать только со дня вступления в силу соответствующего международного договора Российской Федерации, который предусматривает внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о ЕАЭС. Суть данного положения в том, что со дня начала применения статьи 36 нового Федерального закона о возврате авансовых платежей перестанут применяться положения статьи 122 Закона № 311-ФЗ.

Кроме того, согласно части 6 статьи 35 Закона № 289-ФЗ изменился срок представления таможенным органом отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь он составляет 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения такого заявления (но не более чем за три года, предшествующие дню подачи указанного заявления). Ранее этот срок составлял 30 дней. По новым правилам заявление может быть подано на бумажном носителе и в электронном виде. Во втором случае оно должно быть подписано усиленной электронной цифровой подписью (ЭЦП) и направлено через «Личный кабинет участника ВЭД», размещенный на официальном сайте ФТС России.

Здесь следует отметить, что уже издан, но еще не вступил в силу приказ ФТС России от 25.02.2019 № 321 «Об утверждении форм заявления лица, внесшего авансовые платежи, о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, порядка подачи лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также порядка предоставления таможенным органом такого отчета».

Переплаты подлежат возврату

Как известно, статья 36 Закона № 289-ФЗ допускает возврат авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей. Согласно указанной статье заявление на возврат авансовых платежей может быть подано в электронной форме через «Личный кабинет». При этом форму, формат, структуру и порядок подачи заявления определяет ФТС России. После вступления указанной статьи в силу не нужно будет предъявлять платежный документ, подтверждающий внесение авансовых платежей. Кроме того, Закон сократил перечень документов, предъявляемых юридическими лицами для возврата авансовых платежей. В нем четко прописаны случаи, когда возврат авансовых платежей не производится, а также установлены сроки возврата средств (не более 10 рабочих дней).

Вопросу возврата излишне уплаченных таможенных платежей посвящена глава 11 Закона № 289-ФЗ. Согласно статье 67 факт излишней уплаты таможенных платежей фиксируется таможенным органом рядом таможенных документов, на которых должны быть отметки уполномоченных должностных лиц таможенного органа. Имеются в виду корректировки декларации на товары (ДТ) и таможенного приходного ордера, а также иных таможенных документов, подтверждающих, что размер денежных средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, превышает размер исчисленных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Таким образом, согласно положениям Закона № 289-ФЗ, основанием для возврата излишне уплаченных таможенных платежей будут являться документы, которыми фиксируется факт излишней уплаты. Как уже отмечалось, они обязательно должны иметь соответствующую отметку таможенного органа.

Здесь следует уточнить, что приказом ФТС России от 29.04.2019 № 727 утвержден Порядок ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства. Однако данный документ вступит в силу не ранее дня начала применения положений статей 36 и 67 Закона № 289-ФЗ, в них речь идет о возврате авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей.

Разберемся с излишками

Далее разберемся с излишне уплаченными и излишне взысканными таможенными платежами. Закон № 289-ФЗ четко определяет, какие платежи относятся к излишне взысканным. Согласно пункту 12 статьи 67 таковыми признаются суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а само взыскание осуществлялось в соответствии с положениями главы 12 Закона № 289-ФЗ. Здесь следует отметить, что ранее само понятие «Излишне взысканные таможенные платежи» имело иную трактовку.

Так, в пункте 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» указано, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. При этом добровольное внесение декларантом изменений в ДТ и перечисление таможенных платежей в соответствии с изменениями, внесенными во исполнение решения таможенного органа, является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.

Из сказанного следует, что после вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ изменится сам подход к пониманию категории излишне взысканных таможенных платежей, а таможенные платежи, уплаченные по решению таможенного органа, не будут считаться излишне взысканными. Подчеркнем, что отнесение таможенных платежей к излишне уплаченным либо излишне взысканным имеет принципиальное значение, поскольку в отношении последних предусмотрена уплата процентов.

Согласно пункту 13 статьи 67 Закона № 289-ФЗ таможенный орган должен не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возврата, уведомить плательщика о сумме подлежащих выплате процентов. При этом приказом ФТС России от 07.05.2019 № 766 утверждены формы заявления о выплате процентов и порядка подачи данного заявления. Однако данный документ вступит в силу не ранее даты начала применения статьи 67 Закона № 289-ФЗ.

Что же мы имеем?

Несмотря на то что на данный момент регулирующие положения Закона № 289-ФЗ не вступили в силу, таможенная служба с недавних пор уже применяет централизованный порядок уплаты таможенных платежей. Дело в том, что 13 сентября 2018 года вступил в силу приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

Поэтому с конца сентября 2018 года до конца первого квартала текущего года осуществлялся поэтапный перевод плательщиков на Единые лицевые счета (ЕЛС). Он производился на основании учета места налоговой регистрации плательщика, исходя из идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Чтобы российские физические лица, индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица могли использовать ЕЛС, ФТС России издала приказ от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

Кроме того, Минфин своим письмом от 19 марта 2019 года разъяснил, что при заполнении ДТ в графу «B» должны быть обязательно внесены код вида платежа, сумма уплаченного таможенного платежа и цифровой код валюты уплаты. В данном документе также указано, что применение централизованного порядка уплаты таможенных платежей не предполагает отражение информации о расходовании денежных средств в разрезе платежных документов. Дело в том, что это не мешает внутреннему учету организации и налоговой отчетности.

Как показала практика, при использовании ЕЛС участники ВЭД столкнулись с рядом неудобств. Так, некоторых не устраивает тот факт, что при просмотре остатков на ЕЛС в «Личном кабинете» больше не отражаются номера платежных поручений. В результате у ряда компаний, по их утверждению, значительно усложнился внутренний учет таможенных платежей. Особенно если они имеют в своем составе несколько филиалов.

В новых условиях таможенные представители не имеют возможности доплачивать за клиента недостающие таможенные платежи. Теперь при возникновении такой нехватки средств они должны вносить всю сумму полностью. Кроме того, к большому сожалению, участники ВЭД больше не могут уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансового платежа.

В этой связи представляет интерес разбор порядка возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств, который применялся до вступления в силу положений Закона № 289-ФЗ. Отметим, что еще до начала его действия упомянутый выше приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 позволял таможенной службе осуществлять возврат участникам ВЭД излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.

Это можно было сделать с помощью информационной системы таможенных органов в форме зачета данных средств в счет авансовых платежей на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из корректировки ДТ (КДТ). Однако, к сожалению, сейчас декларанты не могут подавать через «Личный кабинет участника ВЭД» заявление о возврате в электронном виде. По действующим нормам о таком зачете посредством «Личного кабинета» плательщик должен информироваться не позднее одного рабочего дня, следующего за днем зачета излишнее уплаченных (взысканных) таможенных платежей в счет авансовых.

На практике из-за этого иногда возникали некорректные ситуации, когда даже при наличии КДТ зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не удавалось произвести. Чтобы устранить проблему, по данному поводу участнику ВЭД следует обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.

Что касается возврата плательщикам денежного залога, то в соответствии с пунктом 36 Временного порядка, утвержденного приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329, данная процедура осуществляется информационной системой таможенных органов в форме зачета в счет авансовых платежей. Это происходит в случаях, установленных ТК ЕАЭС - возврат денежного залога. При этом лицу, внесшему денежный залог, не нужно представлять заявление о таком зачете. Согласно статье 122 Закона № 311-ФЗ для возврата авансовых платежей плательщику необходимо обратиться в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств, с заявлением, заполненным по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 (приложение № 1).

Решать комплексно

Из сказанного выше следует, что вопросы применения ЕЛС и возврата излишне уплаченных таможенных платежей сегодня нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством возврат таможенных платежей осуществляется посредством использования Единого лицевого счета после перечисления в счет авансовых платежей. Как показала практика, на сегодня у централизованного порядка уплаты таможенных платежей имеются и преимущества, и недостатки.

Первые, безусловно, заключаются в том, что администрирование таможенных платежей осуществляется посредством ЕЛС, открытого на уровне ФТС России. Кроме того, порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей и денежного залога упрощен посредством зачисления этих средств в счет авансовых платежей. Сегодня применяется только одна форма заявления – о возврате авансовых платежей.

После вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ его можно будет подавать через «Личный кабинет участника ВЭД». Законодательство также предусматривает возможность получения через него отчета о расходовании денежных средств и информации о наличии задолженности по уплате таможенных платежей.

Недостатки, которые имеются у нововведений в порядок уплаты и возврата таможенных платежей, в первую очередь связаны со сложностями переходного периода. Убеждены, что многие из них будут устранены, когда в полной мере заработают положения, закрепленные статьями 36 и 67 Закона № 289-ФЗ. В них определен порядок возврата авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных платежей.

Как отмечали, пока сложности с уплатой таможенных платежей посредством ЕЛС возникают и у декларантов, и у таможенных представителей. По нашему твердому мнению, ряд проблем, безусловно, будет решен после вступления в силу тех изменений в Договор о ЕАЭС, которые позволят участникам ВЭД уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансовых платежей. Исходя из сказанного, посоветуем бизнесу набраться терпения и дождаться того момента, когда Закон № 289-ФЗ вступит в силу в полном объеме, без каких-либо исключений.

Валентина ИОНИЧЕВА, к.э.н., руководитель Информационно-аналитического центра Newved

Оксана КУРОЧКИНА, адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Экспертного совета ТПП РФ по таможенной политике,

Людмила ТЕСЁЛКИНА, генеральный директор ООО КА Just Logistics, член Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 09.06.2009 N 9 одобрены этапы и сроки формирования единой территории Таможенного союза Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации. С целью завершения формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза возникла необходимость разработать механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Подробнее об этом механизме читайте в данной статье.

Для завершения формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза разработан специальный документ, определяющий порядок зачисления и распределения между сторонами сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате которых возникла со дня начала функционирования ТС в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию, а также пеней (процентов), начисленных на сумму ввозных таможенных пошлин в случаях и порядке, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

Нормативно-правовое регулирование зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин

Правовой основой регулирования данной сферы является Соглашение об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее - Соглашение). Соглашение входит в перечень важнейших международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ТС, направленных на объединение таможенных территорий сторон и завершение формирования ТС. Кроме того, в Соглашении определены понятия "ввозная таможенная пошлина", "уполномоченный орган", "санкции и штрафы за нарушения", "структура и порядок информационного обмена", "механизм разрешения споров", "механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин", установлен норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин между государствами - членами ТС.

Механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин

За основу был взят следующий принцип: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства (далее - уполномоченные органы сторон) в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (в т.ч. при взыскании ввозных таможенных пошлин).
Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают:
- суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;
- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон;
- суммы зачисленных в бюджет стороны доходов от распределения этой стороной сумм ввозных таможенных пошлин;
- суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон;
- суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;
- суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других сторон приостановлено.
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства - члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.
В целях минимизации курсовых потерь при конвертации национальных валют в ходе распределения сумм ввозных таможенных пошлин будет применяться схема их перечисления, основанная на межбанковском клиринге, при котором используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США, а также появляется возможность требования национальным (центральным) банком страны-получателя причитающейся суммы либо в национальной валюте этой страны, либо в долларах США.
После получения средств национальный (центральный) банк страны-получателя должен перечислить полученные средства на счета бюджета.
В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).
Общая схема механизма распределения ввозных таможенных пошлин, а также схема перечисления в доход бюджета стороны сумм от распределения ввозных таможенных пошлин представлена на рис. 1.

Общая схема механизма распределения ввозных таможенных пошлин

Банк одной (первой) стороны обязан продать банку другой (второй) стороны денежные средства в долларах США за сумму национальной валюты первой стороны, равную сумме национальной валюты первой стороны.

Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущий день в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетный день, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в этот день.
Определение суммы возврата осуществляется до распределения поступивших ввозных таможенных пошлин между бюджетами сторон.
Исключительной особенностью является возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин с единого счета уполномоченного органа Республики Казахстан: он осуществляется в отчетный день в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших (зачтенных) на единый счет уполномоченного органа в день осуществления возврата.

Норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин

Экспертной группой по направлению "Выработка механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие" были произведены расчеты нормативов распределения ввозных таможенных пошлин: как среднее арифметическое значение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин, рассчитанных двумя способами:
- на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 - 2008 гг.;
- исходя из стоимостных объемов импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 - 2008 гг. на базе статистических данных ООН по торговле товарами "Комтрейд ООН" в разрезе двузначных групп ТН ВЭД с применением одинаковых расчетных среднеарифметических ставок единого таможенного тарифа (ЕТТ) ТС.
Произведенный расчет объема импорта из третьих стран на основании данных статистики "Комтрейд ООН" (с поправками по 409 товарным позициям ТН ВЭД ТС) позволил установить нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой стороны в следующих размерах:
- Республика Беларусь - 4,70%;
- Республика Казахстан - 7,33%;
- Российская Федерация - 87,97%.
При установлении нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин каждая сторона не должна приобретать или терять что-либо в результате внедрения механизма их расчета.

Обмен информацией

В целях осуществления оперативной сверки данных, поступивших от уполномоченных органов сторон, а также для своевременного выявления расхождений в расчетных (платежных) документах, поступивших по электронным каналам связи в виде графической электронной копии документа, Соглашением предусмотрен обмен информацией между уполномоченными органами сторон, необходимой для реализации Соглашения, осуществляемый по согласованным в трехстороннем порядке формам в сроки, установленные Приложением 2 к Соглашению.
Уполномоченный орган направляет расчетный (платежный) документ (инструкцию) с указанием даты, за которую осуществляется распределение ввозных таможенных пошлин, и суммы в национальной валюте, подлежащей распределению между бюджетами сторон в национальный (центральный) банк для дальнейшего перечисления на счета в иностранной валюте других сторон (см. рис. 2).

Схема обмена информацией между уполномоченными органами сторон

Национальный (центральный) банк стороны информирует национальные (центральные) банки двух других сторон о зачислении доли поступивших сумм ввозных таможенных пошлин в национальной валюте, подлежащей обмену по действующему официальному курсу национального (центрального) банка - эмитента используемой валюты на доллары США (за исключением ее части, зачисленной в национальный бюджет в соответствующей национальной валюте).
Национальные (центральные) банки двух сторон могут установить в договоре, что исполнение встречных обязательств по перечислению денежных средств в долларах США, в т.ч. не исполненных в срок, осуществляется путем перечисления национальным (центральным) банком, величина обязательства которого в долларах США превышает величину встречного обязательства в долларах США другого национального (центрального) банка, денежных средств в долларах США другому национальному (центральному) банку в сумме, равной разнице между величинами указанных встречных обязательств.
В соответствии с Соглашением таможенные органы сторон обеспечивают применение согласованных правил, основанных на единых принципах учета ввозных таможенных пошлин по методу начисления, а также определяют единый порядок обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин.

Санкции, штрафы и механизм разрешения споров

При неперечислении или неполном перечислении денежных средств на счет в иностранной валюте какой-либо стороной в установленные Соглашением сроки, а также в случае непоступления информации от уполномоченного органа этой стороны об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению, она уплачивает стороне, на счета в иностранной валюте которой не поступили соответствующие денежные средства (двум другим сторонам), проценты за просрочку на всю сумму образовавшейся задолженности по ставке в размере 0,1% за каждый календарный день просрочки, включая день, когда сумма от распределения ввозной таможенной пошлины не была перечислена другой стороне (двум другим сторонам).
В случае непоступления (неполного поступления) денежных средств от какой-либо стороны и отсутствия уведомления от ее уполномоченного органа об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между сторонами, уполномоченный орган стороны, на счет в иностранной валюте которой не поступили денежные средства, на третий рабочий день после непоступления (неполного поступления) вправе приостановить перечисление сумм ввозных таможенных пошлин со своего единого счета на счет в иностранной валюте первой стороны.
Если стороной принимается решение о приостановлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин, денежные средства, подлежащие перечислению на счет в иностранной валюте другой стороны, подлежат зачислению в доход бюджета первой стороны до отмены решения о приостановлении перечисления и обособленно учитываются в ее бюджете.
Секретариат Комиссии ТС в данном случае проводит консультации с органами исполнительной власти сторон с целью скорейшего возобновления функционирования механизма распределения сумм ввозных таможенных пошлин в полном объеме. При невозможности принять решение о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин какой-либо из сторон по данному вопросу проводится заседание Комиссии ТС, а в случае непринятия ею решения - заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств.
При принятии решения о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин указанные суммы не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления о принятом решении, подлежат перечислению на счета в иностранной валюте сторон, которым они предназначались в соответствии с Соглашением, при этом проценты за просрочку на указанные суммы не начисляются.
Суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, не перечисленные на счета в иностранной валюте какой-либо стороной, а также суммы не исполненных национальными (центральными) банками сторон обязательств по перечислению денежных средств в долларах США относятся к государственному долгу.

Контроль за реализацией Соглашения

Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Счетный комитет по контролю над исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетная палата Российской Федерации в рамках совместных контрольных мероприятий ежегодно проверяют соблюдение уполномоченными органами сторон положений настоящего Соглашения.
Контроль осуществляет Комиссия Таможенного союза, а ее секретариат проводит:
- мониторинг и контроль полноты поступления ввозных таможенных пошлин и их последующее распределение между государствами - членами Таможенного союза;
- статистический анализ и подготовку справочных, аналитических и информационных материалов в сфере применения вышеуказанного механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин.
Комиссия Таможенного союза представляет в Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств ежегодный отчет об исполнении Соглашения.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

Алматы. 30 ноября. КазТАГ — Высшие органы финансового контроля Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России провели совместное заседание коллегии в формате видеоконференции, сообщила пресс-служба Счетной палаты РФ.

Как отмечается, на заседании, которое впервые прошло в пятистороннем формате, были рассмотрены результаты проверки соблюдения в 2015 году уполномоченными органами 5 стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, их перечисления в доход бюджетов государств-членов союза.

При этом председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова «с сожалением констатировала, что до настоящего времени Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) не утверждено соглашение о проведении высшими органами финансового контроля совместных контрольных мероприятий по проверке соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин», отмечается в распространенном в среду пресс-релизе.

«В связи с этим, осуществляя в этом году впервые проверку в пятистороннем формате, мы вынуждены были опираться на отработанную практику проведения подобных аудитов в рамках Таможенного союза. Безусловно, с учетом повышения уровня развития интеграции это решение нельзя назвать идеальным», — отметила Т. Голикова.

Между тем стороны констатировали, что в 2015 году уполномоченные органы государств-членов ЕАЭС в целом обеспечили соблюдение порядка распределения ввозных таможенных пошлин. При этом общая сумма ввозных таможенных пошлин, поступивших в 2015 году в бюджеты сторон, составила $10,6 млрд.

«По сравнению с 2014 годом в целом наблюдается снижение поступлений таможенных пошлин на $8,8 млрд, или на 45,4%», — отметил в ходе своего выступления аудитор российского контрольного ведомства Сергей Штогрин.

В частности, в национальной валюте в бюджет РФ поступило 556,5 млрд рублей, в бюджет Армении – 35,6 млрд драм, в бюджет Беларуси — 8,6 трлн белорусских рублей, в бюджет Казахстана — Т188,5 млрд, в бюджет Кыргызстана – 3,1 млрд сомов.

Вместе с тем в ходе совместной проверки были выявлены отдельные проблемные вопросы и недостатки, в том числе связанные с зачислением сумм поступивших таможенных пошлин на нераспределяемые счета. «При том, что объем поступления таких пошлин от года к году должен постепенно снижаться, в 2015 году произошло его резкое увеличение. Например, в Республике Казахстан объем таких поступлений увеличился в 7,7 раза, составив 4,3 млрд тенге», — обратил внимание С. Штогрин.

При этом, как и в предыдущем году, значительная часть нераспределенных в Казахстане поступлений (Т664,7 млн) связана с таможенным оформлением товаров компаниями, деятельность которых связана с недропользованием и подпадает под ст. 372 Таможенного кодекса Таможенного союза. Однако, согласно полученной информации от Евразийской комиссии по итогам проработки данного вопроса, таможенное законодательство регламентирует только вопросы, связанные с уплатой (взиманием) таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. При этом оно не распространяется на вопросы, связанные с их дальнейшим зачислением и распределением, поясняется в сообщении.

«Порядок их зачисления и распределения определен соответствующим соглашением от 20 мая 2010 года, а с 1 января 2015 года — протоколом, которые регулируют вопросы межбюджетных отношений государств-членов ЕАЭС и включают казначейские аспекты взаимодействия. Исходя из этого, с 1 сентября 2010 года таможенные пошлины, в том числе уплаченные организациями, работающими в рамках ст. 372 ТК, подлежат распределению между бюджетами государств-членов ЕАЭС», — указано в информации.

Также сообщается, что до настоящего времени не регламентирован механизм зачисления и распределения специальных защитных и антидемпинговых пошлин, обязанность по уплате которых возникла до вступления в силу договора о ЕАЭС, с учетом присоединения к процессу распределения этих пошлин Армении и Кыргызстана.

Однако, как пояснили в этой связи в ЕЭК, в настоящее время проводится активная работа по устранению отмеченных недостатков и урегулированию проблемных вопросов. Относительно соглашения о проведении высшими органами финансового контроля стран-участниц ЕАЭС совместных контрольных мероприятий по проверке соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин в комиссии сообщили, что проект направлен сторонам на внутригосударственное согласование и планируется к подписанию в ближайшее время.

Напомним, установлены нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства-члена ЕАЭС с 01.10.2015 года: Армения – 1,11%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,11%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,32%.

Читайте также: