Налог который вносили в казну нерусские народы

Опубликовано: 14.05.2024

на языке монгольских и тюркских племен обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью. Перешло слово Я. в. смотреть

(тюрк.) натуральная подать, которой облагались нерусские народы. занимавшиеся охотничьим промыслом в 15—18 вв. в Поволжье, в 17 — начале 20 вв. . смотреть

ЯСАК, -а, м. В старину: натуральный налог, к-рым облагались нек-рыенароды Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. 11 прил. ясачный, -ая, -ое.Ясачные сборы. смотреть

ясак 1. м. Натуральный налог (пушниной, скотом и т.п.), которым облагались народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (на Руси и в Российском государстве до 1917 г.). 2. м. устар. Условный знак, сигнал.

ясак налог, подать Словарь русских синонимов. ясак сущ., кол-во синонимов: 4 • дань (12) • налог (39) • подать (20) • сигнал (53) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дань, налог, подать. смотреть

Ясак — на языке монгольских и тюркских племен обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью. Перешло слово Я. в русский язык со времени завоевания Сибири. Я. вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и др. пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьезную статью отпускной торговли. Первоначально сбором Я. ведал сибирский приказ; с 1763 г. мягкая рухлядь стала поступать в кабинет Его Величества. Я. назначался для каждого племени или рода в отдельности, "смотря по людям и по промыслам". Уплата Я. ложилась на инородцев тяжелым бременем, так как служилые люди старались собирать его с "прибылью" и позволяли себе разные злоупотребления, притесняя инородцев за качество Я. и не допуская замены одних зверей другими. Постоянные жалобы инородцев вызвали в 1727 г. издание указа, разрешавшего замену мягкой рухляди деньгами; но вскоре уплата Я. деньгами была признана для казны убыточной. В 1739 г. состоялась резолюция кабинета министров собирать Я. соболями, "а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя". Злоупотребления сборщиков Я. не прекратились; "ясашные народы терпели от заборщиков Я. и прочих начальников грабительство и разорение", и правительство в 1763 г. признало необходимым упорядочить ясашную повинность. С этой целью был командирован в том же году в Сибирь секунд-майор Щербачев, для составления генеральной переписи и более правильного обложения Я. инородцев. Образованные Щербачевым на местах особые комиссии выработали следующие основания для ясашного обложения. Каждый род или улус был обложен или определенным родом зверя, раз навсегда оцененным, или деньгами, или тем и другим вместе. На случай неулова так назыв. "окладных зверей", разрешено было заменять их другой пушниной или деньгами по справочным ценам. В начале XIX века, пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как материальное положение и численность инородческих племен, обложенных Я., значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 г. ясашные комиссии, особые для Вост. и для Зап. Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 г. деление инородцев на оседлых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введенный в 1763 г.; предположено было только отменить 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати и повинности "по тем сословиям, в кои они вступили". По окладам, установленным ясашной комиссией, ясашные инородцы продолжали платить ясак до самого последнего времени, несмотря на то, что многие инородцы, числившиеся по окладным листам кочевыми, успели фактически перейти в оседлое состояние М. Кроль.

ЯСАК(тюркск.). 1) подать, взимаемая с кочующих племен в Сибири, преимущественно пушным товаром. 2) особый колокол при церкви, которым дают знак звонарю. смотреть

В истории налогообложения России современные исследователи выделяют три этапа: первый связан с периодом становления государственности Киевской Руси и характеризуется появлением централизованных общегосударственных налогов; второй приходится на время укрепления финансов Московского государства и является этапом становления единой государственной системы управления сбором налогов (1653-1861); третий этап начинается с отмены крепостного права и характерен становлением современной системы налогообложения в ее основных элементах: единый порядок применения личных подоходных налогов, всеобщность налогообложения, становление государственной системы страхования и обеспечения.


В ХVI веке Сибирь, как новый край Русского государства, управлялась Посольским приказом, а с 1599 года – Приказом Казанского дворца. Еще позднее, в 1637 году, управление перешло в ведомство особого Сибирского приказа, который назначал и смещал воевод, дьяков и служилых людей, ему подчинялись ратные люди, размещенные в сибирских городах. Приказ заведовал и сбором ясака с нерусских народов, денег, соли и хлеба – с русского населения.

Ясак, по сути, был прообразом налогообложения в Сибири и долго оставался главной формой податных сборов с нерусского населения. В переводе это слово означает «дань». На первых порах он ничем и не отличался от дани, которую выплачивало местное население более сильным племенам или государственным образованиям. Но с закреплением и развитием Сибири в составе Русского государства ясачная подать претерпевала существенные изменения, постепенно превращаясь в ренту. Ясак взимался в основном пушниной, брали его и рыбой, скотом, разрешали уплату деньгами, что свидетельствовало о втягивании населения Сибири в товарно-денежные отношения. Размер ясака в разных частях Сибири был неодинаков. Самый большой оклад платили остяки Нарымского, Томского и Енисейского уездов – 10-12 соболиных шкурок. Некоторые аборигены Сибири были освобождены от ясака, но с них бралось обязательство выполнять ямскую службу.

В «Истории Сибири» (Л. «Наука», 1968) читаем: «В стоимостном выражении размер ясачного платежа был меньше повинности сибирского крестьянина или посадского человека. Но если учесть разницу в уровне развития производительных сил русского населения и аборигенных обитателей края, а также насилие, которым сопровождался процесс сбора ясака, следует признать, что фискальный гнет у нерусских народов Сибири был не легче, если не тяжелее, чем у тяглых сословий русского населения края».

Ясачный сбор не был единственным видом налогообложения в Сибири на рубеже ХVI века. Воеводы в то время широко использовали так называемые приношения «в почесть» – брали пушниной, хлебом, драгоценностями, облагали население различными поборами в свою пользу, брали откуп за назначение для сбора ясака со всех служилых людей. До указа Петра I о государственных крестьянах в Сибири было две группы казенных крестьян: пашенные, связанные с отработочной формой феодальной ренты, и оброчные, которые платили в казну оброк преимущественно в натуральной форме.

От острогов, управ – к министерству

Безусловно, утверждать о каком бы то ни было системном налогообложении в ХVII-ХVIII веках, несмотря даже на массу «оброчных статей» и видов податей, нет никаких оснований. Можно лишь обнаружить зачатки формирования основ налоговой системы в реформах косвенного налогообложения (1653-1667), системы прямых налогов (1679-1681) и таможенных пошлин, что привело к учреждению Бурмистерской палаты или Ратуши (подчиненной Большой Казне) как единого общегосударственного фискального ведомства.

В конце ХVIII – начале ХХ века взиманием налогов в Сибири, в том числе и на территории нынешней Новосибирской области, занимались местные органы государственного управления и сословного самоуправления. К их числу следует отнести Бердский острог (основан в начале ХVII века), Чаусский острог (1713-1822), Чаусскую судную избу (1743-1758), Чаусскую судную контору (1754-1785), Каинское уездное казначейство (1783-1798), волостные правления Томской губернии (1798-1920), Новониколаевскую городскую управу (1909-1919), а также волостные земские управы, земские избы, земских управителей и т. п.

Сибирь в XVII в. В пеструю среду племен и народов, языков и вер, обычаев и культур Сибири русские люди пришли в конце XVI и в XVII столетии.

Межродовые и межплеменные раздоры и войны, нападения правителей соседних государств и племен, превращение ряда племен в кыштымов (данников) постоянно нарушали течение жизни обитателей Сибири. Поэтому они нередко сами стремились перейти под покровительство России.

В Сибирь шли не только служилые люди, ватаги охотников, скупщики пушнины, но и крестьяне. Промышленные, торговые люди всеми путями, правдами и неправдами добывали «мягкую рухлядь» — пушнину. Крестьян же интересовала земля, возможность трудиться на себя, без помещиков.

Продвижение русских людей, военных и «охочих», происходило очень быстро. В 1632 г. они дошли до Тихого океана. Их путь отмечают построенные ими городки — остроги, зимовья, например Красноярский (1628), Братский на Ангаре (1630), Верхоленский (1642), Киренский (1631), Олекминский (1635), Ленский, или Якутск (1632). В 30— 40-е гг. XVII в. русские открыли и обследовали устья всех крупных рек Северо-Восточной Азии. Такое стремительное движение на восток объяснялось поисками новых богатств, прежде всего пушного зверя.


Передвижение местных жителей Сибири в XVII в.

Отряды русских людей насчитывали, как правило, по нескольку десятков, лишь изредка 200 — 300 человек.

В 1648 г. из устья Колымы вышли морем шесть кочей (судов) холмогорца Ф. Попова и казака С. Дежнева. Деж-невский коч прошел проливом мимо Большого Каменного Носа, и вскоре корабль выбросило на берег, «прошед Анадырское устье». Так был открыт пролив между Азией и Америкой. А Попов оказался на Камчатке, куда приплыл по Тихому океану в 1648 г. Экспедиция В. Атласова (1697—1699) положила начало продвижению на Камчатку и Курильские острова.

В середине века русские появляются и на Амуре. Основной путь туда шел с севера со стороны Якутска, откуда пришли экспедиции В. Пояркова, затем Е. Хабарова.

В Приамурье появляются русские городки, зимовья, слободы: Албазинский (1651), Кумарский (1654), Косогорский (1655), Нерчинский (1654) и др. Приамурье входит в состав владений России. Это встречает недовольство, сопротивление правителей Маньчжурии, захвативших тогда Китай. Нерчинский договор 1689 г. разграничивает владения России и Китая на Амуре и его притоках.

К концу столетия русские владения на севере и востоке подошли к естественным рубежам — побережью Ледовитого и Тихого океанов.

К концу XVII столетия русское население Сибири насчитывало 25 тысяч семей; из них 11 тысяч, около половины, были крестьянскими. Присоединение Сибири к России стало поворотным моментом в истории местного населения. Оно положило начало подъему в развитии земледелия, промышленности (открытие и добыча руд, соли), сближению русского и нерусских народов.

Нерусские народы. В XVII в. выросло число народов, подвластных московскому государю. По-прежнему в пределах его владений проживали нерусские народы Европейского Севера и Поволжья, Северного Кавказа и Приуралья. Теперь к ним прибавились народности Сибири, немногочисленные, но обитавшие на необъятных пространствах.

Западная Карелия находилась теперь в составе Швеции. С карел брали всякие подати — подушную, дымовую, судейскую и др. Среди них насаждали финский язык и лютеранство. В ответ карелы оказывали сопротивление, в массовом порядке переселялись в русские пределы. Густав-Адольф, шведский король, признавал, что «русская закваска в Кексгольмской провинции увеличивалась, а не уменьшалась».

Жители Карелии, как и ранее, занимались охотой и рыболовством, обрабатывали железо и сеяли хлеб. К концу века более 90 % карел были дворцовыми крестьянами, остальные — помещичьими и монастырскими. В Карелии появились промышленные предприятия. В ответ на приписку к ним для работ крестьян Кижского погоста они подняли в 1695 г. крупное восстание, оказали вооруженное сопротивление правительственному отряду.

Саамы (лопари), жившие на Кольском полуострове, вынуждены были платить двойную дань — России и Дании, а саамские погосты у шведской границы — еще и третью дань в пользу Швеции.

Прежними оставались хозяйственные занятия и народа коми — земледелие и скотоводство, охота и рыбная ловля, лесные промыслы. Местные жители в основном были черносошными крестьянами. В частном владении числилось только несколько сот семей. Некоторые крестьяне скапливали немалые богатства — на сибирских торгах, промыслах. Довольно значительных размеров достигли промыслы на реке Выми. Здесь добывали до 300 тысяч пудов соли ежегодно. Жители края Коми «тянули тягло» в пользу казны — вносили разные платежи, отбывали службы (ямская гоньба).

У народов Поволжья было развито скотоводство, в меньшей степени — земледелие, ремесло. Занимались они охотой и рыбной ловлей. Сюда шли русские крестьяне, а за ними и помещики. Последние, как и местные феодалы, захватывали земли и угодья. Основная часть жителей вносила в казну ясак, исполняла повинности. Феодальную верхушку из местной среды русские власти старались привлечь на свою сторону — закрепляли за ними земли, поборы с соплеменников, давали права русского дворянства.

Местные жители и русские пришельцы — крестьяне — поддерживали между собой хозяйственные связи, обменивались опытом (распашка земель, сенокошение, содержание скота и др.), вступали в смешанные браки, узнавали языки друг друга, перенимали обычаи. Все это взаимно их обогащало. Башкиры, татары участвовали в войнах России с соседями.

В 1662—1664 гг. и 1681 —1683 гг. крупные восстания произошли в Башкирии. Башкиры захватывали и разоряли русские селения, обогащались добычей, в том числе пленниками. Русские власти вводили в край крупные военные силы, чтобы подавить эти движения.

На Северном Кавказе в вассальной зависимости от России находилась Кабарда. Опорой здесь служили русские крепости по рекам Тереку и Сунже, его притоку,— Терский городок, Сунженский острог и иные. Тут располагались владения кабардинских князей Черкасских — пашни и огороды, «садов много и в садах всяких овощев много» (так описал эти места русский купец Котов, побывавший здесь в 1623 г.). Развивались транзитная торговля восточными и русскими товарами, виноделие.

Кабардинские отряды, по указанию из Москвы или по собственной инициативе, воевали против азовских и крымских татар, Малой Ногайской Орды, участвовали в Чигиринских походах 1677—1678 гг.

Вопросы и задания:

  1. Что вам известно о проникновении русских в Сибирь до XVII в.?
  2. Какие причины приводили к продвижению русских в Сибирь?
  3. Какими способами присоединялись сибирские земли?
  4. Какое значение имело присоединение Сибири для России, для местных народов?
  5. Охарактеризуйте уклад жизни и характер занятий нерусских народов. Как повлияло на их жизнь вхождение в состав России?

Документы

Наказ якутскому воеводе о ясачных людях. 1651 г

Нерчинский договор с Китаем. 1689

Ст. 1. Река, называемая Горбица, которая расположена близ реки Черной, по-татарски называемой Урум, и впадает в реку Сагалиен-ула (Амур), составляет рубеж между обеими империями. Также от вершины скалы или каменной горы, на которой находится исток и начало вышеназванной реки Горбицы, и через вершину той горы до моря, владение империи так разделяется, чтобы все земли и реки, малые или большие, которые от южной части той горы впадают в реку Сагалиен-ула, были под властью Китайской империи, все же земли и реки, которые с другой стороны горы простираются к северной стороне, остаются под властью Российской империи, таким образом, чтобы реки, впадающие в море, и земли, находящиеся в промежутке между рекой Удью и вершиной горы, указанной в качестве рубежа, оставались не определенными. Вопрос о них после возвращения к себе послов обеих империй тщательно рассмотреть и точно исследовать и через послов или грамоты определить. Также река, называемая Аргунь, которая впадает в вышеназванную реку Сагалиен-ула, определяет границы так, что все земли, которые с южной стороны, принадлежат Китайской, а те, которые с северной стороны,— Российской империи. И все строения, которые находятся с южной стороны указанной реки до устья реки, называемой Мейрелке (правый приток р. Аргуни), должны быть перенесены на северный берег.

Ст. 2. (Крепость Албазин «должна быть до основания срыта и разрушена», ее жители со всем имуществом «выведены в земли Русской империи», «охотникам» запрещается переходить установленные рубежи; перебежчики обеими сторонами выдаются.)

НАРОДЫ РОССИИ В XVII В.

Задание 1. Перечислите народы, входившие в состав населения России в XVII в., используя текст параграфа и иллюстрации (с. 81—85 учеб­ника, часть 2). Сравните их образ жизни.

Русские, украинцы, народы Поволжья (татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры), народы Поморья (карелы, саамы, коми-зыряне), народы Кавказа (кабардинцы, имеретинцы, кахетинцы), народы Сибири и Дальнего Востока (ненцы, эвенки, буряты, якуты, юкагиры, чукчи, коряки, ительмены (камчадалы), айны (курилы), дауры) и др.

Образ жизни этих народов отличался в зависимости от природно-климатических условий территории их проживания. Народы равнин и предгорий занимались земледелием и скотоводством, народы Поморья в основном занимались рыбалкой, народы Сибири и Дальнего Востока — охотой, собирательством и рыбалкой.

Задание 2. Заполните таблицу «Народы Сибири и Дальнего Вос­тока в XVII в.».

Название народа Территория проживания Основные занятия и особенности жизненного уклада
буряты По берегам Ангары и Байкала Кочевой народ. Основные занятия: скотоводство, рыбная ловля, земледелие. Появилась родоплеменная знать.
якуты (саха) Северо-Восточная Сибирь Жили в юртах. Основные занятия: скотоводство, охота, рыболовство. Заготавливали сено на зиму для скота. Занимались производством молочных продуктов. Гончарное и кузнечное ремесла. Появилась родоплеменная знать.
юкагиры Крайний северо-восток Сибири Основное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
эвенки (тунгусы) От Енисея до Охотского моря Жили в чумах. Основные занятия: охота и рыбная ловля. Сохранился родовой строй.
коряки Крайний северо-восток Сибири Основное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
чукчи Крайний северо-восток Сибири Основное занятие: оленеводство. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
ненцы Тундра от Европейского Севера до низовьев Енисея Жили в чумах. Основные занятия: оленеводство, рыбная ловля, охота на пушного зверя.
ительмены (в последствии после контактов с русскими стали называться камчадалами) Камчатка, Магадан, Чукотка Основное занятие: рыбная ловля, собирание трав. Каменные орудия труда, деревянная посуда.
айны (курилы) Камчатка, Сахалин, Курильские острова Загадочное древнее племя, жившее в Японии, на Курильских островах, Сахалине, появились около 13 тысяч лет назад. Основное занятие: рыбная ловля, собирание трав, охота. Искусные войны и охотники.
дауры Приамурье Жили в укрепленных городах. Основное занятие: земледелие, огородничество, садоводство, скотоводство, охота, рыбная ловля.

Задание 3. Разгадайте кроссворд.

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Народы России в XVII в.

  • 4. Один из народов Сибири. — Якуты
  • 5. Город, где в конце XVII в. был заклю­чён мирный договор между Россией и Китаем. — Нерчинск
  • 7. Народ, живший на Оби. — Ханты
  • 8. Народ, населявший местность от Енисея до Охотского побережья. — Эвенки
  • 10. Русский землепроходец, давший первые сведения о Кам­чатке, Сахалине, Курильских островах. — Атласов
  • 11, 13, 14. Народы северо-восто­ка Сибири. — Ительмены,Коряки, Юкагиры
  • 15. Русский землепроходец, впервые проплывший проливом между Азией и Америкой. — Дежнёв

  • 1. Народ, живший в южном Забайкалье и в Приамурье. — Дючеры
  • 2. Один из народов северо-востока Сибири. — Чукчи
  • 3. Русский землепроходец, отряд ко­торого первым достиг берега Тихого океана. — Москвитин
  • 4. Налог, который вноси­ли в казну нерусские народы. — Ясак
  • 6. Народ, населявший верховья Ангары и Витима. — Буряты
  • 7. Русский землепроходец, начавший освоение Приамурья. — Хабаров
  • 9. Русский землепроходец, отряд которого впервые обследовал район реки Амура. — Поярков
  • 12. Река в Сибири. — Лена

Задание 4. На контурной карте отметьте разными цветами места расселения неславянских народов Европейской России, места расселения народов Сибири.

  • Неславянские народы Европейской России (обозначены красными большими буквами): карелы, саамы, коми-зыряне, чуваши, мордва, татары, башкиры, калмыки, адыги, ненцы.
  • Народы Сибири (обозначены тёмно-синими большими буквами): ненцы, ханты, манси, татары, тунгусы (эвенки), буряты, якуты, эвены, эвенки, юкагиры, коряки, ительмены, дауры, нивхи, айны.

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Народы России в XVII в.

Задание 5. Используя Интернет, напишите эссе на тему «Народы России: наша общая история»

Начиная с XVI века Россия начинает активно расширять свою территорию за счет присоединения и освоения новых земель. Десятки племен и народов вошли в многонациональную семью под названием Россия. Однако по сей день существуют разные точки зрения на наш многонациональный состав. Одни считают, что Россия стала «тюрьмой» для народов. Другие видят в таком сотрудничестве безусловные выгоды для всех вошедших в состав Российского государства народностей. Было ли присоединение новых земель необходимым и логичным с точки зрения исторического процесса? Что оно принесло многочисленным народам: благо или несчастье?

Для ответа на эти вопросы следует обратиться к историческим фактам и сравнить процессы освоения новых территорий разными странами. Эпоха Великих открытий не обошла Россию стороной. Конечно же мы не открыли нового континента, но для русских первопроходцев и исследователей все осваиваемые земли, так же как и для Колумба Америка, были практически неизведанными, полными загадок и тайн. Поэтому для нас освоение Урала, Сибири и Дальнего Востока имеет такое же значение, как и все Великие географические открытия.

Освоение новых территорий Россией стало закономерным историческим процессом, свидетельствующим о развитии общества, знаний и технологий. В этом историческая логика полностью соответствует духу эпохи. Многие активные люди из разных стран в это время отправились в неизведанные края с разными целями. Кто-то хотел добиться богатства, кто-то – увеличить мощь и влияние своей родины, кто-то отправился в путешествие из-за неутолимой жажды исследователя. В результате на карте мира появились новые земли, ставшие колониями нескольких европейских государств, неизмеримо увеличив их богатство и международное влияние.

А что принесло освоение Сибири для России? Можно ли считать присоединение малочисленных сибирских народов большим достижением, повлиявшим на богатство и влияние нашего государства? Скорее всего, вряд ли — у России и так было слишком много проблем, чтобы вешать себе на шею еще и проблемы других народов, а также тратить силы и средства на удержание таких обширных территорий. Да и взимаемый с сибирцев ясак был настолько незначительным, что о каких-либо баснословных богатствах говорить не приходилось. Однако, так могло казаться только на первый взгляд. Освоение Сибири и Дальнего Востока оказалось долгосрочными инвестициями, и сегодня Россия обладает богатейшими запасами природных ресурсов этого региона.

В отличии от европейского колонизационного процесса российская экспансия носила преимущественно мирный характер. Присоединенные к России народы не порабощались и не истреблялись. Зачастую они сохраняли свой быт, обычаи и верования. Конечно, истории известны случаи и жестокостей, и обмана туземных племен, и даже насильной христианизации. Но все это не носило массовый характер. Да и сами русские люди, бывало, претерпевали от собственного государства куда большие лишения и жестокости. Достаточно вспомнить преследование староверов. Кроме того, многие народы присоединялись к России абсолютно добровольно, ища защиты от чужеземной агрессии: например, кавказские народы кахетинцев, имеретинцев, ингушей, осетинцев, кумыков, абхазцев, кабардинцев и т.д. Многочисленные народы Сибири и Дальнего Востока были присоединены к России в результате освоения русскими первопроходцами этих территорий.

Что же получили присоединенные к России народы? На мой взгляд, они многое приобрели, не потеряв практически ничего. Россия на тот момент была достаточно развитым государством и русские купцы и переселенцы развивали торговлю с местным населением, делились новыми технологиями земледелия и скотоводства, передавали опыт строительства жилищ, вели миссионерскую и образовательную деятельность и т.д. Фактически, присоединенные народы получили мощный стимул к развитию, покровительство сильного государства, улучшили свое благосостояние, обогатили культуру. В свою очередь, русские, знакомясь с новыми для них народами, так же перенимали у тех их опыт, умения и обычаи. Конечно же, вместе с «благами цивилизации» русские приносили и отрицательный опыт. Например, сибирские народы впервые испытали на себе действие спиртных напитков, алчность и коварство некоторых русских, казачью жестокость и разгильдяйство. Да, они впервые познакомились со всем этим, а русским людям приходится с этим «отрицательным опытом» жить всю жизнь.

Так или иначе, обогащая друг друга, народы России превратились в одну единую, крепкую семью. Каждый народ сохранил свою самобытность, но при этом взял от других что-нибудь нужное для себя. Никто не заставляет народы считать себя русскими, но они живут в России и чувствуют себя россиянами. И все друг друга считают своими. Еще Достоевский выделял такое качество русского человека, как восприимчивость к культуре других народов, принятие и «извинение» иных идеалов, терпимость к чужим обычаям, нравам, вере. Веротерпимость как исконное качество русской нации выражено в самом духе русской государственности как многонациональной, вобравшей в себя различные идеологические и религиозные конфессии.

Еще в Древней Руси государственный аппарат существовал за счет налоговых сборов. А поскольку личные финансы правителей тогда не отделялись от финансов государства, все поступления стекались в княжескую или царскую казну. Сокровищницы с огромными сундуками устраивались в подклетах каменных церквей. Создавались особые отделения: казна золотая, казна шубная, казна пушная, казна белая (бельевая). Натуральные и денежные ценности назывались скотом, комната с казной — скотницей, а казначей — скотником.

В источниках упоминаются разные названия первых налогов: дань, оброк, повинность, подать, тягло, но сама суть неизменна. Налоговое бремя всегда возлагалось на население — крестьян и горожан. По случаю военных походов вводились чрезвычайные сборы, иногда бязательные платежи вносились добровольно, но чаще всего дань взималась с подвластных племен.

По шкурке с дыма

В древнерусских воинственных княжествах существовала вполне цивилизованная фискальная система. Регулярная дань приносила казне постоянный доход. Задолго до X века на завоеванных территориях действовали уставы и уроки, то есть строго определенный порядок обязательных выплат. В обществе, основанном на натуральном хозяйстве, налоговая схема привязывалась к земельной собственности. Субъектом налогообложения становился дым (семейный очаг, дом), рало или плуг. Чаще всего денежным эквивалентом служили меха, размер выплат так и назывался: «одна шкурка с дыма».

К оплате принимались мед, рыба, зерно — в зависимости от рода занятий поселенцев и потребностей княжеской казны. Помимо дани, источником поступлений в казну был оброк — выплата ренты за пользование землей, продуктами производства или деньгами. На оброк отдавались лесные и рыболовецкие угодья, пашни, огороды, сенокосы и мельницы. Вплоть до отмены крепостного права зависимые крестьяне собирали оброчные подати для вотчинников и помещиков либо уплачивали повинность работами.

Полюдье и повоз

Одной из первых налоговых форм, принятых в древнерусском государстве, был повоз: представители подвластного племени сами привозили князю установленную дань. Существовала другая специфическая форма налога — полюдье. Княжеские даньщики (чиновники, контролировавшие исполнение повинностей) разъезжали по владениям, собирая дань с поселенцев. Среди них были писцы, учитывавшие размеры земельных участков и количество плательщиков, собственно даньщики, занятые сбором прямых податей, и черноборцы, которые взимали плату с простого народа (черный бор). Один из видов полюдья — кормление князя и его войска за счет местного населения. Так, жители Новгорода раз в год отдавали князю 300 слитков серебра (гривен) на содержание наемных дружинников, оборонявших северные кордоны.

Пошлины и специальные сборы

Некоторые казенные сборы, которые существуют и поныне, были приняты еще в средневековой Руси. Служба, взимавшая проезжую пошлину (мыть), именовалась «мытники». В золотоордынские времена из мытников выделились три подразделения. Заставщики взимали плату за проезд товарных обозов через путевые заставы, мостовщики брали пошлину на мостах, перевозчики отвечали за сбор на перевозах. Торговые пошлины собирались таможниками: в XII–XIV веках иногородцы уплачивали гостиную дань за разрешение торговать в других городах, за контрольное взвешивание товара на казенных весах и клеймение продаваемых лошадей. Устанавливались таже упоминаются брачная, медовая, сторожевая пошлины. Позже были введены новые налоговые сборы: стрелецкий хлеб, ямская гонь (перевозочные), пищальные деньги (на изготовление оружия), городовые и засечные (на возведение засек — пограничных укреплений).

В XVI веке образовались территориальные налоговые управления — чети. Кроме уплаты податей, население обязывалось выполнять прочие повинности: строить дороги и мосты, брать на постой государственных чиновников, предоставлять подводы. Жители городов — посадские — платили дополнительный оброк с кузниц, лавок, мастерских.

Люди, жившие на просторах Урала, Сибири и Поволжья, вносили в казну особый вид натурального налога — ясак (ценная пушнина). Самые необычные, но социально размежеванные сборы вводил государь-реформатор Петр Великий. При нем был установлен суровый налог на ношение бороды: холопьи оценивались в 30 рублей, рядовые торговые и дворянские — в 60 рублей, первостатейные купеческие — в 100 рублей. В своих деревнях крестьяне могли не брить бороды, но, въезжая в город и на обратной дороге, они должны были заплатить за роскошь копейку. Во времена царствования Петра I действовал банный налог: думные бояре и первостатейные купцы вынуждены были уплачивать в казну 3 рубля, разночинцы, рядовые купцы и дворяне — по рублю, крестьяне же — по 15 копеек.

Состав казны стал меняться с 50-х годов XVI века: долю натуральных податей постепенно вытеснили денежные средства. Но лишь к началу XX века она перестала рассматриваться исключительно как хранилище ценностей и приобрела значение системы управления государственными активами.

Читайте также: