Отчетность о суммах налоговых платежей начисленных и поступивших в бюджетную систему рф

Опубликовано: 15.05.2024

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 7 сентября 2016 г. N ММВ-7-1/478@ в приложение внесены изменения, применяющиеся начиная с представления отчетов по состоянию на 1 октября 2016 г.

Приложение N 15
Утверждено
приказом Федеральной налоговой службы
от 18 ноября 2015 г. N ММВ-7-1/529@
(с изменениями от 16 февраля, 31 мая, 7 сентября 2016 г.)

ОТЧЕТНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

О НАЧИСЛЕНИИ И ПОСТУПЛЕНИИ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по состоянию на __________________ 201__ года

Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации Федеральной налоговой службе

9-го числа месяца, следующего за отчетным периодом

Утверждена приказом ФНС России

Республика, край, область, автономное образование

Методические указания
по порядку составления отчета по форме N 1-НМ "Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации"

1. Отчеты по форме N 1-НМ составляются нарастающим итогом с начала года по состоянию на 1 число каждого месяца и представляются управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее УФНС России) 9-го числа месяца, следующего за отчетным периодом в адрес ФНС России.

2. Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации при отправке файла с отчетом в ФНС России в имени файла указывают код субъекта Российской Федерации, за который высылают отчет.

3. УФНС России формируют отчет в целом по субъекту Российской Федерации, включая данные по крупнейшим налогоплательщикам, уплачивающим налоги, сборы и иные обязательные платежи (далее - налоги) на территории данного субъекта, но состоящим на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, и данные, поступившие из УФНС России по другим субъектам Российской Федерации по налогоплательщикам, уплачивающим налоги на территории данного субъекта.

Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам формируют и передают не позднее 6 числа месяца, следующего за отчетным, в УФНС России по месту уплаты соответствующих налогов ИР "Расчеты с бюджетом" по налогоплательщикам, состоящим на учете в данных инспекциях (включая сведения по закрытым обособленным подразделениям).

Передача данных по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) осуществляется в особом порядке (п. 4.1 и п. 4.2).

4. При формировании показателей о начислениях по НДПИ (графа 1) по строкам 1730-1788 необходимо руководствоваться следующим.

В соответствии с установленным порядком уплата налога на добычу полезных ископаемых осуществляется по месту нахождения участков недр.

Данные о начисленных и поступивших суммах НДПИ в отчете по форме N 1-НМ отражают УФНС России тех субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется добыча полезных ископаемых и уплата соответствующих сумм налога.

4.1. УФНС России по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых на территории других субъектов Российской Федерации, осуществляют выгрузку данных из ИР "Расчеты с бюджетом" регионального уровня по этим налогоплательщикам по НДПИ отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, и отправляют указанные данные не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным, в УФНС России по месту добычи полезных ископаемых и фактической уплаты НДПИ.

4.2. Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее по тексту - МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) осуществляют выгрузку данных по НДПИ из ИР "Расчеты с бюджетом" по налогоплательщикам НДПИ, состоящим на учете в данных инспекциях, отдельно по каждому субъекту Российской Федерации и не позднее 6 числа месяца, следующего за отчетным, передают указанные сведения:

4.2.1. в части налогоплательщиков НДПИ, осуществляющих добычу полезных ископаемых в субъекте Российской Федерации по месту фактического нахождения - в УФНС России по месту фактического нахождения данных налогоплательщиков;

4.2.2. в части налогоплательщиков НДПИ, осуществляющих добычу полезных ископаемых в субъектах Российской Федерации, отличных от субъекта Российской Федерации по месту фактического нахождения данных налогоплательщиков - в соответствующие УФНС России по месту добычи полезных ископаемых.

Информация, сформированная в соответствии с п. 3.1 и п. 4.2.1 данных методических указаний, направляется МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в соответствующие УФНС России по субъектам Российской Федерации одновременно.

5. В случае осуществления налогоплательщиком уплаты налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, на счета органов Федерального казначейства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, указанные денежные средства в полном объеме отражаются в отчете по форме N 1-НМ указанных автономных округов по соответствующим строкам.

Часть налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, который в соответствии с законодательством Российской Федерации перечисляется органами Федерального казначейства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа на счета по учету доходов финансового управления Тюменской области, в отчет по форме N 1-НМ Тюменской области не включается.

6. В случае изменения налогоплательщиком в течение отчетного года места учета, применяется следующий порядок отражения сведений о начисленных и поступивших суммах:

- в УФНС России по прежнему месту нахождения сведения о начисленных и уплаченных в течение того периода времени, когда налогоплательщик состоял на учете в налоговом органе этого субъекта (с начала года до даты снятия с учета), суммах налогов и сборов в налоговой отчетности отражаются до конца года;

- в отчетности УФНС России, принявшего налогоплательщика на налоговый учет, данные о суммах начислений и поступлений за период, предшествующий дате постановки на учет, не отражаются. Информация о суммах начислений и поступлений налогов и сборов по этому налогоплательщику включается в отчетность налогового органа по новому месту учета, начиная с даты фактической постановки налогоплательщика на налоговой учет и до конца отчетного года.

7. Отчет по форме N 1-НМ в части показателей о начисленных суммах налогов, сборов и иных обязательных платежей формируется УФНС России на основании данных:

ИР "Расчеты с бюджетом" регионального уровня;

ИР "Расчеты с бюджетом", полученных из межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

ИР "Расчеты с бюджетом", полученных от УФНС России других субъектов в части: расчетов по НДПИ, а также информации по закрытым обособленным подразделениям.

ИР "Расчеты с бюджетом" по закрытым обособленным подразделениям, направляются УФНС России по месту учета организации - правопреемника, т.е. по месту ведения карточки "РСБ" по закрытому обособленному подразделению, в УФНС России по прежнему месту нахождения закрытого обособленного подразделения, т.е. месту уплаты налогов, в порядке, аналогичном порядку и срокам направления сведений по НДПИ.

Общая сумма начислений к уплате в текущем году по каждому из КБК формируется в следующем порядке: 2.7. "Начислено" + 2.8. "Подлежит уплате (по дате погашения отсрочки, в соответствии с графиками реструктуризации, рассрочки и т.д.)" - 2.9. "Уменьшено начислений".

8. Перечень статей доходов формы N 1-НМ составлен в соответствии с нормативными документами Министерства финансов Российской Федерации.

Показатели граф 2-4 раздела I отчета, в которых отражаются суммы поступлений налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета, консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также местных бюджетов, формируются на основании раздела I "Справки о перечислении поступлений в бюджеты" (далее по тексту - Справка) (приложение N 20 к Порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н).

УФНС России направляют в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Справку по налогоплательщикам, состоящим на учете в данной МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, для использования при формировании отчета по форме N 1-МР.

9. При формировании раздела I следует учитывать, что суммы, списанные с расчетных счетов плательщиков в последние дни месяца, но зачисленные на счета по учету доходов бюджетов в следующем месяце, включаются в отчет того месяца, когда эти платежи зачислены в соответствующие бюджеты.

Графы 2, 3 и 4 формируются на основании структурированной информации, полученной из органов Федерального казначейства о перечисленных доходах от уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами в доход федерального бюджета, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, при этом:

графа 2 формируется на основании данных графы 9 "Перечислено поступлений в федеральный бюджет" раздела I Справки;

графа 3 формируется на основании суммарных данных граф 11 и 13 "Перечислено поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет" раздела I Справки;

графа 4 формируется на основании данных графы 13 "Перечислено поступлений в местный бюджет" раздела I Справки.

10. По строкам с кодами 1280, 1290 (КБК 182 1 03 02041 01 0000 110, КБК 182 1 03 02042 01 0000 110), 1320 (КБК 182 1 03 02070 01 0000 110), 1330 (КБК 182 1 03 02080 01 0000 110), 1418 (КБК 182 1 03 02270 01 0000 110) отражаются суммы в полном объеме поступившие на счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" органа Федерального казначейства данного субъекта Российской Федерации. При формировании строк 1280, 1290, 1320, 1330 используется информация из граф 9, 11, 13 и 23 Справки. В гр. 2 раздела 1 используются данные о поступлении в федеральный бюджет гр. 9 Справки; в гр. 3 раздела I - данные о поступлениях в бюджет субъекта РФ (гр. 11 + гр. 13+ гр. 23) Справки; в гр. 4 раздела I - данные о поступлениях в местный бюджет из гр. 13 Справки.

При формировании строки 1418 используется информация из граф 11, 13 и 23 раздела I Справки по соответствующим кодам бюджетной классификации, а именно в гр. 3 раздела I - данные о поступлениях в бюджет субъекта РФ (гр. 11 + гр. 13+ гр. 23) Справки, а в гр. 4 раздела I - данные о поступлениях в местный бюджет из гр. 13 Справки.

11. По строке 1000 гр. 1 отражаются начисления по кодам строк 1010, 3070.

12. При формировании раздела II "Поступление платежей в счет погашения задолженности по единому социальному налогу, недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды" необходимо руководствоваться следующим.

Порядок формирования графы 1 раздела II отчета N 1-НМ аналогичен порядку формирования графы 1 раздела I.

Данные по строке 3070 графы 2 формируются аналогично формированию графы 2 раздела I отчета.

Остальные строки графы 2 раздела формируются с учетом остатка нераспределенных органами Федерального казначейства средств в государственные внебюджетные фонды (гр. 25 раздела I Справки).

13. Раздел III "Начисление и поступление платежей по налогам на совокупный доход" формируется в порядке, аналогичном порядку формирования раздела I формы N 1-НМ.

14. Отчетные данные по форме N 1-НМ передаются в ФНС России с применением электронной почты в соответствии с установленными форматами текстовых файлов на адрес электронной почты mns3001@nalog.ru.

Обращаем внимание на необходимость указания при формировании файла номера ВТС, а при его отсутствии кода города и номера телефона отправителя.

Пояснительные записки направляются при снижении показателей по сравнению с отчетными данными на предыдущую отчетную дату, а также по фактам отрицательных значений и нарушения контрольных соотношений к отчету на каждую отчетную дату, несмотря на то, что данные факты повторяются при составлении отчета нарастающим итогом на последующие отчетные даты.

Пояснительные записки передаются одновременно с отчетом на адрес электронной почты mns3001@nalog.ru.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

Информация об изменениях:

Приказом ФНС России от 7 сентября 2016 г. N ММВ-7-1/478@ в контрольные соотношения внесены изменения, применяющиеся начиная с представления отчетов по состоянию на 1 октября 2016 г.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 июля 2012 г. N 02-06-07/2561

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами по вопросу порядка формирования и предоставления бюджетной отчетности федеральными органами власти (государственными органами), их подведомственными территориальными управлениями (казенными учреждениями), осуществляющими полномочия главных администраторов доходов бюджетов в отношении источников доходов, подлежащих распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, содержащих код элемента бюджета "01" (далее - федеральные администраторы поступлений), сообщает.

Требования к формированию бюджетной отчетности, а также требования к ее составлению установлены Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н. Отчетность о результатах администрирования главными администраторами доходов распределяемых между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации формируется по данным бюджетного учета, сформированных следующими бухгалтерскими записями.

1. Начисление доходов бюджетов федеральными администраторами поступлений осуществляется на основании первичных документов, подтверждающих возникновение права требования к плательщику денежных средств в доход соответствующего бюджета, и оформляется бухгалтерской записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 120500000 "Расчеты по доходам", 130305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 140110100 "Доходы хозяйствующего субъекта" (абз. 2 п. 78, абз. 2 п. 120 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция 162н).

2. При зачислении указанных платежей на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", открытый территориальным органам Федерального казначейства для распределения поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - счет 40101):

- территориальные органы Федерального казначейства в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 сентября 2008 г. N 92н (далее - Порядок 92н), направляют администраторам поступлений, а также соответствующим финансовым органам в части поступлений, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0531455 - Приложение N 5 к Порядку 92н) с приложением информации из расчетных документов (либо расчетные документы на бумажном носителе);

- федеральные администраторы поступлений оформляют на основании вышеназванных документов бухгалтерскую запись по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 121002100 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 120500000 "Расчеты по доходам", 130305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (абз. 11 п. 78, абз. 2 п. 91, абз. 11 п. 104 Инструкции 162н).

Территориальные органы Федерального казначейства, ежедневно, на следующий день после получения из учреждения банка выписок и приложенных к ним документов направляют федеральным администраторам поступлений Справку о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468 - Приложение N 18 к Порядку 92н) по поступлениям, перечисленным в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

3. Федеральные администраторы поступлений на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты на суммы доходов, перечисленных после распределения в бюджеты, отличные от уровня бюджета, установившего ставку налога (отличного от элемента бюджета "01"), оформляют бухгалтерские записи по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 140110100 "Доходы хозяйствующего субъекта" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 121002100 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам" (абз. 8 п. 91, абз. 5 п. 120 Инструкции 162н).

4. Учет федеральными администраторами поступлений платежей, поступивших от плательщиков в последний день отчетного периода и на отчетную дату оставшихся на счете 40101 для их распределения и последующего перечисления на счета соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в следующем отчетном периоде, отражается в учете следующими бухгалтерскими записями: по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 121004000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 121002000 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам" (абз. 10 п. 91, абз. 2 п. 94 Инструкции 162н).

Суммы распределенных доходов, зачисленных на счет 40101 в предыдущем отчетном периоде, поступившие в доход федерального бюджета, отражаются следующими бухгалтерскими записями: по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 021002000 "Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 121004000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет" (абз. 11 п. 91, абз. 4 п. 94 Инструкции 162н).

5. Федеральными администраторами поступлений суммы распределяемых доходов, зачисленные на счет 40101 в предыдущем отчетном периоде, перечисленные органом казначейства в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 140110000 "Доходы текущего финансового года" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 121004000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет" (абз. 3 п. 94 Инструкции 162н).

В силу положений бюджетного законодательства Российской Федерации лицевой счет федерального администратора поступлений на единых счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований не открывается. В связи с чем отражение в бюджетном учете федеральными администраторами поступлений распределенных сумм доходов на единые счета бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований не представляется возможным ввиду отсутствия первичного документа, подтверждающего указанные зачисления.

Принимая во внимание изложенное, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по мере зачисления в на соответствующие единые счета бюджетов распределяемых поступлений с кодами элементов других бюджетов (элемента бюджета "01") на основании полученной ими от органов Федерального казначейства Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (ф. 0531455) отражают в бюджетном учете:

поступления доходов по кассовому исполнению бюджета по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 120211510 "Поступление средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 140210000 "Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет" (абз. 2 п. 56, абз. 2 п. 125 Инструкции 162н);

с одновременным отражением поступивших доходов на единый счет бюджета бухгалтерской записью по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 121002100 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 140110100 "Доходы хозяйствующего субъекта" (абз. 9 п. 91, абз. 2 п. 120 Инструкции 162н), содержащих в 1 - 3 разрядах номера счета код федерального администратора поступлений, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Таким образом, федеральные администраторы поступлений бюджетную отчетность в части распределенных сумм доходов, содержащих элемент бюджета "01", в соответствующие финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований не представляют. При этом суммы задолженности плательщиков по начисленным доходам, распределяемым в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, отражаются в балансе исполнения федерального бюджета.

Вместе с тем согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные органы власти (государственные органы), в силу возложенных бюджетным законодательством полномочий, представляют финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований прогнозы, сведения об администрировании источников доходов, необходимых для обеспечения исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Судебная практика и законодательство — Минфина России от 05.07.2012 N 02-06-07/2561

При отражении в бюджетном учете и регистрах бюджетного учета операций с доходами, подлежащими распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, содержащими код элемента бюджета "01", необходимо руководствоваться положениями письма Минфина России от 05.07.2012 N 02-06-07/2561.

Справочная / Всё про налоги

Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой

Для сверки с налоговой понадобятся два документа:

  • Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
  • Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.


В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Положительная сумма — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Выписка операций по расчётам с бюджетом

В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.


Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.

В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.

Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.


Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.

! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.

Пример выписки по налогу УСН


Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:

  • В апреле он платит 6 996₽, итого переплата — 71 805₽.
  • 3 мая подаёт декларацию и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату: 71 805 – 4 017 – 28 062 – 8 190 = 31 536₽.
  • Появляется операция с описанием «уменьшено по декларации». Это значит, что основные расходы предприниматель понёс в конце года, поэтому в течение года ему начислили слишком много налога. Теперь его нужно уменьшить, поэтому в выписке появляется «обратное» начисление на 10 995₽. Тот нечастый случай, когда декларация не добавляет обязательств, а наоборот.
  • В июле он платит авансовый платёж за полугодие 2018 года и переплата на момент запроса выписки у него — 52 603₽.

Пример выписки по страховым взносам за сотрудников


Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:

  • 9 января он платит 1 697,15 ₽ с декабрьской зарплаты, переплата увеличивается до 5 194,29 ₽ (3 497,14 + 1 697,15). Эту цифру мы видим в 13 столбце.
  • 10 января он подаёт расчёт по страховым взносам (РСВ) и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату до нуля: 5 194, 29 — 1 800 — 1 697,14 — 1 697,15 = 0. В 13 столбце вы тоже увидите ноль.
  • Предприниматель заплатил за 4 квартал 2017 года ровно столько, сколько отразил в декларации. На 15 января у него нет ни долгов, ни переплат. В идеале так и должно быть.

Библиографическая ссылка на статью:
Метеж В.Д. Анализ поступления налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации на территории Приморского края // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/71146 (дата обращения: 20.05.2021).

Налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государственной политики. Само существование государства и реализация им своих функций и задач немыслимо без налогов[1].

Основной функций налогов была и остается фискальная — пополнение доходной части государственного бюджета. В самом деле, доля налоговых по­ступлений в доходах бюджета стабильно составляет 70-80 %.

Вторая немаловажная налоговая функция — контрольная. Посредством налогообложения государство контролирует доходы граждан и юридических лиц, их источники и направления расходования, тем самым решая общественные, всеобщие, задачи.

Помимо вышеназванных, в современном обществе все большее значение приобретают распределительная и регулирующая функции, позволяющие государству перераспределять доходы между отдельными категориями граждан, стимулировать развитие отдельных областей и видов деятельности и ограничивать другие.

Таким образом, налоги – достаточно гибкий и эффективный инструмент не только бюджетной, но и социальной политики. Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей яв­ляются приоритетной задачей российских налоговых органов РФ.

Зависит они и от эффективности работы по контролю за соблюдением за­конодательства о налогах и сборах инспекциями ФНС на территории Приморского края.

В таблицах 1 и 2 представлены данные о налоговых поступлениях во все уровни бюджета за 2014-2015 гг., а также на территории Приморского края. Данные в таблице 1 приведены на основе налоговой отчетности формы №1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную си­стему РФ»[2].

Таблица 1 – Поступление налоговых платежей бюджет Российской Федерации за 2014-2015гг.

Показатели 2014 год млрд. руб. 2015 год млрд. руб. в % к 2014г.
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации 12 670,2 13 788,3 108,8
в том числе:
в федеральный бюджет 6 214,6 6 880,5 110,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 455,6 6 907,8 107,0

Поступления налогов и сборов по инспекциям на территории Приморского края в целом характеризуется некоторой нестабильностью. Так, за 2015 год наблюдался рост объема налоговых платежей на 1 118,1 млрд. руб. (8,8 %), по сравнению с 2014 годом. Общий объем поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году составил13 788,3 млрд. руб.


Рисунок 1 – Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014-2015гг.

Федеральный бюджет, формирующийся плательщиками инспекции в те­чение всех двух лет остается дотационным — поступления этого уровня незна­чительно меньше, чем налоговые поступления в консолидированные бюджеты Приморского края.

Удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет составляет 49 % в 2014 году и 49.9 % в 2015 году. Отклонение за анализируемый период составляет 10,7 % к предыдущему году. Увеличение налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по сравнению с 2014 годом составляет 7 %.

Далее проанализирована структура налоговых поступлений каждого уровня бюджетов РФ. Удельный вес конкретных налогов и сборов в сумме всех поступлений бюджетной системы РФ за 2 года менялся мало, поэтому за ос­нову анализа структуры налоговых платежей был взят 2014 год.

На формирование федерального бюджета основное влияние оказывает НДС: именно за счет того, что по данному налогу возмещаются значительные суммы, весь бюджет в целом отказывается дотационным.

Первым по значимости налогом, как и по всем регионам страны в целом, является НДС. В 2014 году его доля в федеральном бюджете — 80,8 %.

Вторая по значимости для федерального бюджета — группа платежей за пользование природными ресурсами. Это водный налог, НДПИ, сборы ВБР: соответственно, 5,1 %, 4,9 % и 2,9 %.

Налог на прибыль сформировал 4,0 % налоговых поступлений.

В региональном бюджете более одной третьей поступлений — 36,8 % – составляет налог на доходы физических лиц.

Практически равен ему по значимости налог на имущество организаций. Его доля 34,4 %.

В формировании местного бюджета основная роль принадлежит налогу на доходы физических лиц. Его доля — 81,2 % всех поступлений.

А вот один из самых массовых налогов — налог на имущество физических лиц — занимает совсем незначительное место в доходах бюджета При­морского края (всего 1,5 % поступлений). Основной причиной является то, что порядок оценки инвентаризационной стоимости объектов налогообложения устарел, а налог на имущество граждан исчисляется из вышеуказанной стоимости. Изменения этого положения следует ожидать после 2015 года – в связи с введением в действие главы 31 НК РФ до 2020 года будет осуществлен постепенный переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов, приближенной к рыночной, что должно дать дополнительные поступления в местные бюджеты.

Таблица 2 – Структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2014-2015 гг. в разрезе налогов [3]

Основным преимуществом НДФЛ для государства является то, что его платят практически все категории граждан, все трудоспособное население страны. НДФЛ – один из самых продуктивных и перспективных видов налога, потому что уклонение от его уплаты практически невозможно.

Второй по значимости – налог на прибыль: 30,5 % налоговых доходов. При этом незначительно увеличение поступлений по нему привело и к увели­чению удельного веса этого налога в доходах бюджета в среднем на 0,1 про­центных пунктов.

Большую роль в формировании налоговых доходов в 2015 году, как и в 2014 году, начали играть налог на имущество организаций: удельный вес налога, взимаемый на территории Приморского края, повысился до 10,3 %. При этом следует отметить, что налог на имущество физических лиц занимает намного меньшую долю — всего 0,4 %.

Обращает на себя внимание один из федеральных налогов – акциз, кото­рый также отличается стабильностью и положительной динамикой как в 2014 году (478,1 млрд. руб.), так и в 2015 году (486,5 млрд. руб.).

Прочие налоги и сборы образуют менее значительную часть налоговых доходов и, несмотря на колебания поступлений по ним, их доля остается прак­тически неизменной. Так, например, транспортный налог занимает 2 % общего объема поступлений консолидированного бюджета, земельный налог — 2,7 %, НДПИ – менее 1 %.

Все вышеуказанные изменения можно объяснить спецификой социально-экономического состояния подведомственных муниципальных образований на территории Приморского края.

Таким образом, налоговые поступления в 2015 году увеличились в среднем 7 % по сравнению с 2014 годом. Исходя из вышесказанного, можно заметить увеличение доходов не только Приморского края, но и Российской Федерации в целом.

Не смотря на положительные показатели администрируемых ФНС доходов, дефицит регионального бюджета на 2016 год составляет 6% от расходов, что говорит о необходимости увеличения налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта путем повышения эффективности налогового контроля инспекциями ФНС на территории Приморского края.

Библиографический список

  1. Налоги и налогообложение: учебник для прикладного бакалавриата: учебник для студентов вузов / [авт.: А. А. Агапова, М. В. Белецкий, О. В. Бе­лянская и др.] ; под ред.: Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плаханова. – М. : Юрайт, 2014. – 503 с.
  2. Федеральная налоговая служба. Налоговая аналитика.// Официальный сайт налоговых органов РФ. URL: : https://www.nalog.ru/rn25/
  3. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ // Федеральная налоговая служба: официальный сайт. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

(Приказ ФНС РФ от 25.07.2017 г. № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами»)

В настоящее время порядок организации работы налоговых органов с невыясненными платежами утвержден приказом ФНС РФ от 18.01.2012 г. № ЯК-7-1/9@ (раздел V).

С 1 декабря 2017 года вступит в силу новый порядок организации работы налоговых органов с невыясненными платежами.

Одновременно утратит силу раздел V приказа ФНС РФ от 18.01.2012 г. № ЯК-7-1/9@.

С 1 декабря 2017 года работа с невыясненными платежами осуществляется по расчетным документам, в полях которых не указана или неверно указана информация плательщиком либо кредитным учреждением при формировании ЭПД, а также платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

После обработки данных, поступивших от УФК, в Ведомости невыясненных поступлений отражаются платежи:

– отнесенные органами Федерального казначейства на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений согласно классификации доходов бюджетов РФ и прилагаемые к Запросу органа Федерального казначейства на выяснение принадлежности платежа;

– оформленные плательщиками с нарушением Правил указания информации в полях расчетных документов, что привело к невозможности отражения их в карточках «РСБ», либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы специалистами налогового органа для отражения в карточках «РСБ» конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым не открыты карточки «РСБ», у налогоплательщиков.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

После получения от налогового органа информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа налогоплательщик должен предоставить в налоговый орган заявление о необходимости уточнения реквизитов платежного документа.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговым органом в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносится решение об уточнении платежа по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 29.12.2016 г. № ММВ-7-1/731@.

По-прежнему коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов.

В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения.

Налоговые органы информируют налогоплательщика о принятом решении в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ.

При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и ИП, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи – по телекоммуникационным каналам связи, для ЮЛ, ИП и ФЛ – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика, при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте.

Обратите внимание!
Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым налоговым органом по уточнению платежей, администрируемых ФНС РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится, в случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., денежные средства по которым поступили в органы системы ПФР до передачи администрирования страховых взносов налоговым органом (до 01.01.2017 г.), и порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., денежные средства по которым поступили в налоговые органы после возложения функций администрирования страховых взносов (после 01.01.2017 г.), существенно различаются.

При обнаружении налогоплательщиками ошибок при заполнении расчетных документов по уплате страховых взносов и необходимости уточнения в них реквизитов следует руководствоваться следующим.

1) Утонение реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили до 01.01.2017 года в органы системы ПФР.

Заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в отделение ПФР.

Отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит решение об уточнении реквизитов в расчетном документе, которое направляет в налоговый орган.

Одновременно с решением об утонении платежа по расчетному документу отделение ПФР передает в налоговый орган сумму пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанную по состоянию на 01.01.2017 г.

На основании полученных сведений налоговый орган отражает полученное решение об уточнении платежа и сумму начисленной (уменьшенной) пени в лицевом счете плательщика.

2) Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили после 01.01.2017 в налоговые органы.

Плательщик заявление об уточнении расчетного документа представляет в налоговый орган.

Налоговый орган направляет в отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика и копии платежного документа (до реализации соответствующего программного обеспечения запрос направляется на бумажном носителе).

После получения запроса отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и подтверждает правомерность уточнения реквизитов в расчетном документе, направляя сообщение о возможности проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов.

Налоговые органы на основании сообщения, направленного отделением ПФР, принимают решение об уточнении платежа.

Налоговый орган осуществляет перерасчет пеней в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

В случае, если сумма, уплаченная по конкретному расчетному документу, учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отделения ПФР в течение 5 рабочих дней извещают налоговые органы о невозможности уточнения реквизитов.

Читайте также: