Отсрочка рассрочка инвестиционный налоговый кредит

Опубликовано: 30.04.2024

Применение такой процедуры будет зависеть от выполнения ряда условий в ходе реализации.

Общая характеристика случаев прекращения реструктуризации

Процедура изменения срока внесения обязательных платежей в бюджет, предусмотренная соответствующими нормами НК, предполагает не только выполнение необходимых условий на стадии согласования. Ст. 68 НК предусматривает основания, по которым соответствующий режим прекращает свое действие.

Обстоятельства, приводящие к прекращению действия облегченного режима делятся на 2 основные группы.

Первые не зависят от воли заявителя и уполномоченной структуры, согласовавшей процедуру реструктуризации долга по налогам и сборам. Речь идет о наступлении соответствующих событий, обладающих юридическим значением. В таких ситуациях принятие решения или заключение соглашения не потребуется.

Другие, напротив, связываются с активными действиями участников этих правоотношений. Только их совершение может вызвать последствия прекращения действия режима реструктуризации уплаты налогов и сборов в бюджет.

Другим способом разделить эти основания выступает наличие или отсутствие нарушений налогоплательщика. Ряд случаев прекращения связан с ними, а другая часть не проистекает из противоправных действий лица, чья задолженность была реструктуризирована.

Условия, которые предполагают прекращение режима реструктуризации, приведены в ст. 68 НК. Этот перечень является исчерпывающим.

Окончание периода действия рассрочки, отсрочки либо инвестиционного налогового кредита

Этот способ прекращения режима реструктуризации относится к случаям, которые не зависят от воли сторон (является юридически значимым событием). Речь идет о сроке, который содержится в принятом по заявлению налогоплательщика решении. В случае с инвестиционным налоговым кредитом, имеется в виду подписанное сторонами соглашение.

Отсрочка, а также рассрочка, могут оформляться на период не более года.

Это требование установлено ст. 64 НК. Исключения составляют платежи по федеральным налогам, перечисляемым в федеральный бюджет. В этом случае, предельный срок составляет 3 года.

Требования к периодам действия инвестиционного налогового кредита определены в ст. 66 НК. Согласно этой норме, срок действия этого договора устанавливается его условиями. При этом, должны соблюдаться следующие правила:

  • минимальный период действия составляет 1 год;
  • максимальный, по общему правилу, срок не может превышать 5-ти лет;
  • в исключительных случаях, предельный период действия может достигать 10-ти лет. Речь идет о компаниях, являющихся резидентами зон территориального развития.

Исполнение налогоплательщиком своих обязанностей досрочно

Это обстоятельство также не зависит от воли сторон. Последняя, в случае с налогоплательщиком направлена на гашение обязательств перед бюджетом, а не на прекращение режима реструктуризации.

Для реализации этого основания необходимы следующие условия:

  • произведена уплата всех задолженностей по самим налоговым обязательствам. К таковым приравнивается тело долга по инвестиционному налоговому кредиту;
  • осуществлено перечисление предусмотренных в решении или соглашении процентов;
  • налогоплательщик уплатил все установленные в тексте решения пени.

Если любое из этих условий не выполнено, режим реструктуризации продолжает действовать.

Прекращение режима реструктуризации в связи с нарушениями

Эти основания предусмотрены для всех случаев изменения сроков уплаты налогов. Отличается лишь процедура отмены этого режима, зависящая от того, какой его вид был реализован.

Нарушением считается любое отступление от правил, содержащихся в решении о предоставлении отсрочки или рассрочки, либо от условий, согласованных сторонами договора инвестиционного налогового кредита и требований, предъявляемых к этому соглашению законом.

Прекращение действия условий об инвестиционном налоговом кредите на основании соглашения сторон

Одним из оснований окончания режима изменения сроков уплаты налогов выступает соглашение участников инвестиционного налогового кредита. Оно присуще только для такой формы реструктуризации. Причиной выступает иной статус этого документа.

Фактическим инициатором может выступать как налогоплательщик, желающий вернуться к обычным условиям внесения средств в бюджет, так и любой другой субъект соглашения. Оно может иметь место и в следствие нарушения организацией условий договора. Ей может быть предложено расторгнуть соглашение, против чего юрлицо не будет возражать.

Ст. 68 ГК предусматривает особую процедуру, итогом которой становится возврат налогоплательщика к стандартным условиям. Она отличается в зависимости от того, какая форма реструктуризации применялась.

Процедура отмены отсрочек и рассрочек

Процесс отмены решения о предоставлении отсрочек и рассрочек по обязательным платежам носит административный характер. Он отличается сравнительной простотой, в сравнении с ситуациями, при которых заключен договор.

Решение принимает тот же орган, что и рассматривал заявление о применении отсрочек или рассрочки. Указанный документ должен быть направлен налогоплательщику посредством заказного письма, в течение 5-ти дней после принятия. Закон устанавливает приравнивает к получению отправления адресатом истечение 6-дневного срока с момента отправки.

Если отмену осуществила не налоговая инспекция по месту расположения, то копия документа направляется в ее адрес.

Согласно ст. 198 НК, налогоплательщик может подать заявление об обжаловании этого решения в суд. Срок начинает течь с того момента, когда ему вручено письмо. При этом, желательно подать заявление об обеспечительных мерах, удовлетворение которого позволит приостановить действие оспариваемого акта.

Принятое в административном порядке решение порождает ряд последствий. Во-первых, речь идет об обязанности в течение месяца погасить долг по базовой сумме и процентам, предусмотренным в тексте отмененного документа. Дополнительным последствием станет образование пени, которая начнет начисляться на следующий день, после получения письма, н не позже, чем через 6 дней после его отправки адресату.

Процедура отмены договора об инвестиционном налоговом кредите

Последствия расторжения зависят от характера нарушения. Они предполагают уплату всех налогов и процентов по ставке рефинансирования ЦБ, которые рассчитываются за весь период действия соглашения. При определенных условиях, процента рассчитываются со дня расторжения до момента фактической оплаты.

Нарушителю дается 3 месяца с момента расторжения на оплату указанных сумм.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

Изменение срока уплаты налога и сбора является одним из важнейших институтов налогового права. При финансовых затруднениях фирме без рассрочки, отсрочки по уплате налогов и сборов подчас просто не обойтись. Также налоговым законодательством предусмотрена и такая форма изменения сроков уплаты налогов, как инвестиционный налоговый кредит. Он направлен на поддержание инновационного развития экономики, на выполнение организациями ряда существенных социально-экономических задач.

В соответствии с российским законодательством изменение сроков уплаты налогов может осуществляться по трем направлениям: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК). В сущности, они представляют собой перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Однако в отсрочке, рассрочке или инвестиционном налоговом кредите фирме может быть отказано по основаниям, предусмотренным статьей 62 Налогового кодекса.

Изменение сроков уплаты налогов исключено, если в отношении лица, претендующего на такое изменение, имеется производство по уголовным налоговым правонарушениям, административным налоговым правонарушениям и в других случаях, предусмотренных статьей 62 Налогового кодекса.

Различия отсрочки/рассрочки и инвестиционного кредита

Отсрочка/рассрочка по уплате налоговИнвестиционный налоговый кредит (ИНК)
Определение
Отсрочка — перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более позднюю дату в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
Рассрочка — поэтапное погашение задолженности перед бюджетами по налогам.
Изменение срока уплаты налога, при котором организации представляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Срок предоставления
- до 1 года (п. 1 ст. 64 НК);
- от 1 года до 3 лет по федеральным налогам по решению правительства (п. 1 ст. 64 НК).
от 1 года до 5 лет (п. 1 ст. 66 НК).
Уплата
Поэтапная или единовременная.Поэтапная уплата суммы кредита и начисленных процентов.
Цель
Предотвращение банкротства фирмы.Поддержка инновационного развития экономики или выполнения компаниями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности.
Форма предоставления
Решение налоговой службы о предоставлении отсрочки (рассрочки), в отдельных случаях — договор (например, о залоге имущества).Форма предоставления
Решение налоговой службы о предоставлении ИНК, инвестиционный договор.
Основания предоставления
1. Ущерб фирме в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (подп. 1 п. 2 ст. 64 НК).
2. Задержка предприятию финансирования из бюджета или оплаты за выполненный государственный заказ (подп. 2 п. 2 ст. 64 НК).
3. Угроза банкротства фирмы (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК).
4. Сезонный характер осуществления деятельности компании (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК).
6. Иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом (подп. 6 п. 2 ст. 64 НК).
1. Проведение фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (подп. 1 п. 1 ст. 67 НК).
2. Осуществление организацией внедренческой и инновационной деятельности (подп. 2 п. 1 ст. 67 НК).
3. Выполнение фирмой особо важных заказов по развитию региона и предоставление особо важных услуг населению (подп. 3 п. 1 ст. 67 НК).

Ставка рефинансирования Центробанка устанавливается в размере 10,5% годовых с 29 апреля 2008 года (указание Центробанка от 28 апреля 2008 г. № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»).

При проведении фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 процентов от стоимости приобретенного фирмой оборудования. По основаниям, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса, ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между налоговой службой и фирмой (п. 2 ст. 67 НК).

Не допускается устанавливать начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита проценты по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центробанка.

Разрешите обратиться

Для получения отсрочки, рассрочки по уплате налогов или инвестиционного налогового кредита фирме необходимо подать заявление и предоставить документы в налоговую службу (Приказ ФНС от 4 октября 2006 г. № САЭ-3-19/654@ «Об утверждении порядка рассмотрения ФНС заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов»). Документы, необходимые для оформления рассрочки, отсрочки уплаты налогов или инвестиционного кредита, утверждены приказом ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798.

Органы, уполномоченные рассматривать заявления об изменении сроков уплаты налогов, перечислены в статье 63 Налогового кодекса. Так, например, для решения вопроса об отсрочке федеральных налогов нужно обратиться в Федеральную налоговую службу. Если речь идет о региональных или местных налогах — в инспекцию ФНС по месту нахождения фирмы. В некоторых случаях налоговая служба не может принять решение самостоятельно без согласования с финансовыми органами соответствующих субъектов Федерации, муниципальных образований (решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2005 г. № А40-22438/05-127-189).

В заявлении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов фирме необходимо указать одно из оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса. При этом основание изменения сроков уплаты налогов должно быть документально подтверждено (постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05.

Так, например, при получении фирмой отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в связи с выполнением сезонных видов работ (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК) необходимо документально подтвердить осуществление работ такого рода. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382.

Согласно приказу ФНС № САЭ-3-19/654@, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в любом случае должно содержать:

  • сумму задолженности;
  • налог, по уплате которого предостав ляется отсрочка или рассрочка;
  • сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
К заявлению о получении ИНК также прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, бизнес-план инвестиционного проекта (приказ ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798).

Работники налоговой и финансовых служб должны рассмотреть документы в течение месяца и вынести решение (ст. 64, ст. 67 НК). При отказе в изменении срока уплаты налога налоговая служба выносит мотивированное решение. В этом случае, а также в случае промедления принятия решения об изменении срока уплаты налога компания вправе обратиться с жалобой в суд (см., например, постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05).

3.5 Изменение сроков уплаты налогов (сборов)

Изменением срока уплаты налога (сбора) признается перенос установленного законодательством срока на более поздний период, что равнозначно предоставлению налогоплательщику кредита. При этом за пользование таким своеобразным кредитом предусматривается уплата процентов, как правило, более льготных по сравнению с процентами за коммерческие банковские кредиты.

Срок уплаты налога не может быть изменен в случаях (п. 1 ст. 62 НК РФ):

  • возбуждения уголовного дела, связанного с нарушением налогового законодательства;
  • рассмотрения дела о налоговом правонарушении, связанного с несоблюдением налогового законодательства;
  • достаточных оснований для предположения о том, что лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств либо собирается выехать за пределы РФ.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются:

  • по федеральным налогам (сборам) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • по региональным и местным налогам (сборам) — финансовые органы субъекта Федерации и муниципального образования совместно с налоговыми органами по местонахождению (месту жительства) налогоплательщика;
  • по налогам (сборам), подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, — Федеральная таможенная служба (ФТС России) или уполномоченные ею таможенные органы;
  • по государственной пошлине — уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;
  • по единому социальному налогу — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный проводить контроль и надзор в области налогов и сборов совместно с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Виды изменения срока уплаты и сроки уплаты налогов

Вид изменения срока уплаты налога

Инвестиционный налоговый кредит

От одного года до пяти лет

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, не превышающая пяти лет, может быть предоставлена по решению министра финансов РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
  • если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставлена в связи со стихийным бедствием или в результате задержки финансирования из бюджета, то на сумму задолженности проценты не начисляются.

Если рассрочка или отсрочка по уплате налога предоставлена по основаниям 3-5, на сумму задолженности начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) подается в уполномоченный орган и рассматривается в течение одного месяца. Решение направляется налогоплательщику в трехдневный срок.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора) должно содержать:

  • данные о налоге, по уплате которого предоставляется отсрочка (рассрочка);
  • сведения о сроках, порядке уплаты задолженности и начисленных процентах;
  • в необходимых случаях — документы об имуществе, которое является предметом залога.

Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена под залог имущества. В этом случае решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества между налогоплательщиком и налоговым органом.

Отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки) должен быть мотивированным.

Инвестиционный налоговый кредит — изменение срока уплаты налога, когда организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока в определенных пределах уменьшить свои Платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В данном случае максимально возможный кредит — 30% стоимости приобретенного организацией целевого оборудования;
  • осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов. В данном случае сумма кредита определяется по согласованию между уполномоченным органом и заинтересованным лицом;
  • выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению. В данном случае сумма кредита также определяется по согласованию между уполномоченным органом и заинтересованным лицом;
  • выполнение организацией государственного оборонного заказа.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение проводится по каждому налоговому платежу до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. Суммы, на которые уменьшаются налоговые платежи, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей, определенных по общим правилам.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом в течение одного месяца и в обязательном порядке согласуется с финансовыми органами. Такое решение служит основанием для заключения с налогоплательщиком договора об инвестиционном налоговом кредите.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать:

  • налог, по которому предоставляется инвестиционный налоговый кредит;
  • порядок уменьшения налоговых платежей;
  • сумму кредита;
  • срок действия договора;
  • начисляемые на сумму кредита проценты;
  • порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов.
  • документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Ставки процентов за пользование инвестиционным налоговым кредитом должны быть не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования Банка России.

Копию договора организация представляет в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Порядок и условия применения инвестиционного налогового кредита регламентируется ст. 66 НК РФ.

Действие отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита прекращается в случаях:

  • уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов по истечении установленного срока;
  • по решению уполномоченного органа при нарушении налогоплательщиком условий предоставления отсрочки, рассрочки.

В последнем случае при досрочном прекращении отсрочки или рассрочки налогоплательщик должен уплатить недополученную сумму задолженности и процентов на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора по ставке рефинансирования Банка России.

Действие договора о налоговом или инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по согласованию сторон или решению суда.

Если налогоплательщик нарушил условия договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита, то договор расторгается. При этом налогоплательщик обязан уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора по ставке рефинансирования Банка России.

При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает еще и пени.

Читатель Михаил спрашивает:

Прочитал на сайте налоговой, что можно взять отсрочку или рассрочку по налогам и оплатить их когда-нибудь потом. Это правда? Как получить?

Артур Дулкарнаев

Отвечаем: в теории да, но на практике редко кому удается

Сначала расскажем, как по закону. По Налоговому кодексу можно перенести срок оплаты налогов, страховых взносов, пени и штрафов. Это касается компаний и ИП. Есть три способа:

  • отсрочка — срок переносится;
  • рассрочка — компания платит не сразу всю сумму целиком, а постепенно;

  • инвестиционный кредит — компания уменьшает платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам, а через какое-то время выплачивает их полностью и с процентами. Налоговая может выдать инвестиционный кредит, если компания занимается инновациями, разрабатывает новый вид ресурса или выполняет важный заказ по развитию региона.
  • Инвестиционный кредит похож на отсрочку, но у него другие условия. Например, компания должна показать налоговой бизнес-план.

    Давайте пока об отсрочке и рассрочке.

    Не каждая компания может получить отсрочку или рассрочку по налогам. Иначе бы все так делали и никто не платил налоги. Главное условие — у компании сейчас нет денег, чтобы оплатить налоги, но они появятся в будущем:

    • компания получила ущерб от стихийного бедствия, технологической катастрофы или других обстоятельств непреодолимой силы;
    • вовремя не получила деньги из бюджета. Например, компания дает льготу какой-то категории граждан, а государство должно компенсировать льготы компании. Компания рассчитывает на эти деньги, но государство их не выплачивает;
    • если оплатит все налоги разом, обанкротится;

  • компания производит сезонные товары или оказывает сезонные услуги, и доход от этой деятельности больше 50% среди других доходов компании. Список таких работ и услуг есть в постановлении Правительства;
  • компания не может сразу выплатить всю сумму налогов, которую требует налоговая после проверки. Например, ей не заплатили деньги клиенты.
  • Для рассрочки налогов, которые налоговая попросила заплатить после проверки, есть еще несколько условий:

  • сумма налогов составляет не более 70% и не менее 30% от выручки за год до проверки;
  • компания зарегистрирована больше года назад;
  • не в процессе банкротства или ликвидации;
  • не обжалует решение налоговой проверки. Бывает, что налоговая после проверки просит доплатить налоги, а компания с этим не согласна и идет в суд. Вот в этом случае рассрочку и отсрочку получить не получится.
  • Получается, налоговая должна понимать, что компания никуда не исчезнет, не обанкротится и вернет деньги в конце отсрочки.

    Когда отсрочку и рассрочку не дадут

    Компания не может получить отсрочку или рассрочку, если совершила преступление или у налоговой есть сомнения, что она оплатит налоги в будущем:

    • против компании возбудили уголовное дело за налоговое преступление;
    • идет дело о налоговом или административном нарушении компании;
    • есть основания, что компания хочет получить отсрочку по налогам, чтобы скрыть имущество и не платить с него налоги. Например, налоговая доначислила компании налоги. Если она не заплатит сама, налоговая подаст в суд и будет взыскивать налоги принудительно. Если денег на счетах нет, приставы могут описать в счет долга оборудование, мебель и другое имущество.

    Чтобы не терять имущество, компания просит отсрочку на полгода. За это время продает оборудование и мебель. Налоговая через полгода требует вернуть все налоги, но нет ни денег, ни имущества;

  • руководитель компании хочет выехать за пределы РФ на постоянное место жительства;
  • за последние три года компания нарушила сроки или условия отсрочки или рассрочки по налогам.
  • Для отсрочки или рассрочки у компании должна быть настоящая причина, а не желание просто так сэкономить деньги.

    Сколько стоит отсрочка и рассрочка

    Налоговая не дает отсрочку или рассрочку под честное слово, за нее придется заплатить. Вот какие расценки:

      бесплатно — если компания получила ущерб от стихийного бедствия или обстоятельств непреодолимой силы. Грубо говоря, если компанию по производству матрасов затопило лавой после извержения вулкана, то она может пользоваться отсрочкой или рассрочкой по налогам бесплатно. То же самое, если компания не получила бюджетные деньги;

    На отсрочке можно сэкономить. Если компания не платит налог и ей начисляют пени, то придется платить 1/300 ставки за каждый день в течение первых тридцати дней, а дальше 1/150 ставки за каждый день. При текущей ставке отсрочка обойдется в 3,6% годовых, а пени — в 21,8%.

    Когда компания берет отсрочку или рассрочку, она платит налоги позже. Но за это время не надо платить пени, как будто просрочили оплату налогов. Об этом четко не написано в законе, но вытекает из статей 64 и 75 Налогового кодекса.

    По каким налогам и на какой срок

    Налоговая может быть против отсрочки и рассрочки по НДС. Минфин объясняет это одном из писем. Продавец продает товары с НДС, и покупатель может сделать вычет по НДС по этой сделке. Если продавец возьмет отсрочку по налогу, то покупатель возместит налог, который продавец не платил. Получается, этот налог должно возместить государство, а так нельзя.

    Как получить

    Рассрочка налоговой — почти то же самое, что банковская рассрочка. Ее дают под гарантии:

    залог имущества компании;

    поручительство. Поручителем может быть человек или компания. Если компания не вернет налоги, то отвечать по ним будет поручитель;

  • банковскую гарантию. Если компания не заплатит налоги в конце рассрочки, это сделает банк. Подходят банки с собственными средствами в 1 млрд рублей, лицензией, сроком работы не меньше пяти лет. Банк должен соблюдать нормативы Центробанка.
  • Компания, которая хочет получить отсрочку, и поручитель должны вместе прийти в налоговую с письменным заявлением. Поручительство оформляют договором между налоговой и поручителем.

    К заявлению нужно приложить:

    • банковскую справку о ежемесячных оборотах за последние шесть месяцев;
    • банковскую справку об остатках денежных средств на счетах компании;
    • список поставщиков, номера договоров с ними и сроки по ним;
    • копии договоров с поставщиками;

  • обязательство о соблюдении условий, на которых принимается решение об отсрочке или рассрочке. Его нужно заполнить по форме налоговой;
  • документ, который докажет, что компания не может заплатить налоги в срок.
  • Например, компания продает готовые обеды на фабрику, а там случился пожар. За готовые обеда фабрика не платит, но пишет гарантийное письмо, что заплатит в следующем месяце. Компании оплата обедов приносит 90% выручки. Тогда компания должна предоставить в налоговую справку о пожаре, договор с фабрикой, выписку из отчетности и гарантийное письмо.

    Налоговая рассматривает заявление в течение тридцати дней и выносит решение. Если налоговая отказывает, она должна написать причину, чтобы компания могла ее обжаловать.

    Как в реальности

    На деле получить рассрочку или отсрочку сложно. По данным налоговой, в 2016 году ее получили сто компаний на сумму 12 млрд рублей.

    Попробовать можно, но в своей практике мы не встречали случаи, когда компании получали отсрочку. Обычно бывает так: компания не добивается отсрочки, идет в суд и там заключает с налоговой мировое соглашение. То есть компания и налоговая договариваются об условиях, которые удобны обоим. Например, на часть налогов дают рассрочку.

    Инвестиционный налоговый кредит

    Инвестиционный налоговый кредит (далее - ИНК) является особой формой изменения срока уплаты налогов. Он отличается от отсрочки и рассрочки как специфичными основаниями его предоставления, так и порядком, который установлен ст.ст. 66 и 67 НК РФ.

    Прежде всего, претендовать на получение ИНК могут только организации - налогоплательщики (по соответствующему налогу) (п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 67 НК РФ). У организаций - налоговых агентов нет возможности получить ИНК (п. 9 ст. 61 НК РФ).

    Кроме того, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

    - по налогу на прибыль организаций (за исключением налога на прибыль, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 3 ст. 62 НК РФ));

    - по региональным налогам (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) (ст. 14 НК РФ);

    - по местным налогам (земельный налог) (ст. 15 НК РФ).

    В отличие от отсрочки или рассрочки положения главы 9 НК РФ не предусматривают возможности предоставления ИНК по сборам, а также по пеням и штрафам (п. 6 ст. 61 НК РФ).

    Для получения ИНК организация должна обратиться в соответствующий уполномоченный орган с заявлением. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности. Решение о предоставлении ИНК принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней с момента получения заявления от организации. При наличии необходимых условий и при отсутствии причин, исключающих возможность изменения срока уплаты налога (п. 1 ст. 62 НК РФ), между сторонами заключается договор об ИНК (п. 6 ст. 6.1, п. 3.1 ст. 61, п. п. 4, 5 ст. 67 НК РФ)*(1).

    Копия этого договора в течение 5 рабочих дней представляется организацией в налоговый орган по месту её учета.

    Внимание

    Решение о предоставлении ИНК по налогу на прибыль организаций в части, установленной для зачисления в бюджеты субъектов РФ, а также по региональным налогам вправе принимать лишь органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ (пп. 7 п. 1 ст. 63 НК РФ). На налоговые органы указанные функции возложены быть не могут (письма Минфина России от 21.01.2013 N 03-02-07/1-13, от 28.07.2011 N 03-02-07/1-266, от 13.01.2011 N 03-02-07/1-3).

    Налоговые органы уполномочены предоставлять ИНК только (пп. пп. 1, 2 п. 1 ст. 63 НК РФ):

    - по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет;

    - по местным налогам.

    Формы таких договоров об ИНК, заключаемых с налоговыми органами, установлены приказом ФНС России от 29.11.2005 N САЭ-3-19/622@.

    Заключение договора об ИНК дает организации возможность в течение срока его действия и в определенных пределах уменьшать свои платежи по соответствующему налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    В большинстве случаев договор об ИНК может быть заключен на срок от 1 до 5 лет, в особых случаях (пп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ) - до 10 лет.

    Уменьшение производится за каждый отчетный период до тех пор, пока накопленная сумма кредита не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором*(2). Под накопленной суммой кредита понимается сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений налогового платежа.

    Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется непосредственно договором об ИНК.

    Кроме того, договор об ИНК должен содержать (п. 2 ст. 66, п. 6 ст. 67 НК РФ):

    - сумму кредита (с указанием налога, по которому ИНК предоставлен);

    - начисляемые на сумму кредита проценты;

    Внимание

    Как правило, проценты на сумму кредита могут быть установлены в размере не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Установление иных ставок не допускается (за некоторым исключением)*(3).

    Проценты на сумму задолженности не начисляются в случае, если основанием предоставления ИНК является включение заинтересованной организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 6 ст. 67 НК РФ).

    - срок действия договора;

    - порядок погашения суммы кредита;

    Внимание

    Сумма кредита должна быть погашена в срок, не превышающий срок, на который предоставляется ИНК.

    - порядок и срок погашения начисленных процентов;

    - указание на способ обеспечения обязательств*(4);

    - положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления ИНК, либо определяются условия такой реализации (передачи).

    Положения НК РФ не ограничивают стороны в количестве заключаемых договоров об ИНК (при этом накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров). Однако необходимо учитывать следующие общие ограничения:

    - суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных без учета наличия договоров об ИНК (за каждый отчетный период);

    - накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

    Основания и условия, при наличии которых организация вправе претендовать на получение ИНК*(3):

    Основания (должны быть подтверждены организацией документально (п. 3 ст. 67 НК РФ))

    Проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства,

    в том числе направленного на:

    - создание рабочих мест для инвалидов;

    - повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.

    Осуществление мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона от 10.01.2002

    ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 100 % стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

    Осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности,

    - создание новых или совершенствование применяемых технологий

    - создание новых видов сырья или материалов

    ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией

    Выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению

    Выполнение организацией государственного оборонного заказа

    Осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности,

    - относящихся к возобновляемым источникам энергии;

    - относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 %;

    - иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ

    ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 100 % стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей

    Включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    ИПК предоставляется на сумму кредита, составляющую не более чем 100 % суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с указанным законом

    При отсутствии обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога (п. 1 ст. 62 НК РФ), уполномоченный орган не вправе отказать организации в предоставлении ИНК по данному основанию

    Действие ИНК прекращается по истечении срока действия соответствующего договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных ст. 68 НК РФ.

    Следует обратить внимание, что в случаях расторжения договора об ИНК по причине нарушения условий договора, на которых предоставлен ИНК, организация в ограниченный срок должна не только погасить задолженность, но и уплатить проценты, начисленные на неуплаченную сумму (п.п. 8 - 11 ст. 68 НК РФ). Причем в таких случаях проценты рассчитываются исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения этого договора (в большинстве случаев), либо за каждый день со дня расторжения договора до дня погашения задолженности (если ИНК предоставлялся на основании пп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ). То есть ограничения по размеру процентной ставки, установленные п. 6 ст. 67 НК РФ, в таких случаях не действуют.

    *(1) Форма договора об ИНК устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении ИНК.

    *(2) Если организация по итогам отчетных и (или) налогового периодов получила убытки, то излишне накопленная по итогам этого налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

    *(3) Пункт 7 ст. 67 НК РФ предусматривает возможность устанавливать иные основания и условия предоставления ИНК, включая сроки действия ИНК и ставки процентов на сумму кредита:

    - законами субъектов РФ - в отношении налога на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) и по региональным налогам;

    - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований - по местным налогам.

    *(4) На основании п. 5 ст. 61 НК РФ по решению уполномоченного органа предоставление ИНК может быть обеспечено залогом имущества, поручительством либо банковской гарантией. Если ИНК предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

    Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Информационный блок " Энциклопедия решений. Налоги и взносы " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

    Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

    Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.

    См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

    При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.

    Читайте также: