Индекс налогового потенциала формула

Опубликовано: 14.05.2024

Планирование дотаций бюджетам

Общий объем дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.

Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций определяется как среднее арифметическое суммы показателей уровня расчетной бюджетной обеспеченности до распределения дотаций по субъектам Российской Федерации, не входящим в число 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый низкий уровень бюджетной обеспеченности.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций определяется по формуле:

БО = ИНП / ИБР ,

БО - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта

Российской Федерации до распределения дотаций;

ИНП - индекс налогового потенциала субъекта Российской

ИБР - индекс бюджетных расходов субъекта Российской

Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры налоговой базы субъекта Российской Федерации.

Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год рассчитывается по формуле:

ИНП=( НП/ Ч) / (∑ НП/ ∑ Ч)

где НП - налоговый потенциал субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

Н-численность населения субъекта федерации

Индекс бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Индекс бюджетных расходов применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс бюджетных расходов рассчитывается

Зп зп жку жку ц ц

ИБР = У x к + У x к + У x к ,

где:

У - расчетный удельный вес расходов на оплату труда, включая

начисления на оплату труда, и других расходов, на формирование

которых оказывает влияние уровень оплаты труда, в среднем по

консолидированным бюджетам всех субъектов Российской Федерации

принимается равным 0,55;

к - коэффициент дифференциации заработной платы в субъекте

У - расчетный удельный вес расходов на жилищно-коммунальное

хозяйство и коммунальные услуги, а также других расходов, на

формирование которых оказывает влияние стоимость

жилищно-коммунальных услуг, в среднем по консолидированным

бюджетам всех субъектов Российской Федерации принимается равным

0,10;

к - коэффициент стоимости жилищно-коммунальных услуг в

субъекте Российской Федерации;

У - расчетный удельный вес прочих расходов в среднем по

консолидированным бюджетам всех субъектов Российской Федерации

принимается равным 0,35;

к - коэффициент уровня цен в субъекте Российской Федерации.

Дотации распределяются между субъектами Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов Российской Федерации от критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

Объем дотаций, выделяемых субъекту Российской Федерации, рассчитывается в два этапа, причем в отношении каждого из них устанавливается критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

На первом этапе расчетный объем дотаций распределяется между субъектами Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых до распределения дотаций не превышает уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, и определяется по формуле:

Т1 = П x Д1 ,

П - степень сокращения отставания расчетной бюджетной

обеспеченности субъектов Российской Федерации от уровня,

установленного в качестве первого критерия выравнивания расчетной

С изменениями и дополнениями от:

18 сентября 2006 г., 3 ноября 2007 г., 2 ноября 2009 г., 27 ноября 2010 г., 20 декабря 2011 г., 9 декабря 2013 г.

1. Индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год рассчитывается по формуле:



- налоговый потенциал субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

2. Налоговый потенциал субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год рассчитывается по формуле:


,


- налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу на прибыль организаций;


- налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц;


- налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу на имущество организаций;


- налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;


- налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по акцизам (раздельно по акцизам на алкогольную продукцию, спирт этиловый из пищевого сырья, вина, пиво, нефтепродукты);


- налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу на добычу полезных ископаемых (раздельно по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых);


- налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по прочим налоговым доходам.

3. Налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов рассчитывается по формуле:


,


- прогноз поступления доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по j-му налогу на очередной финансовый год (по налогу на прибыль организаций, доходы физических лиц, имущество организаций, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по акцизам (раздельно по акцизам на алкогольную продукцию, спирт этиловый из пищевого сырья, вина, пиво, нефтепродукты), по налогу на добычу полезных ископаемых (раздельно по налогу на добычу общераспространенных полезныхископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых);


,
,
- показатели, характеризующие налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов за 2 года до текущего года и на последнюю отчетную дату текущего года (н - текущий год)**

начислено к уплате налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, фонд начисленной заработной платы работникам организаций, розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению по всем каналам реализации, остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец года (за исключением имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов***), стоимость добычи полезных ископаемых в виде общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых, объем отгруженной предприятиями алкогольной продукции, спирта этилового, вина, объемы производства пива.

В случае если темпы роста объема фонда начисленной заработной платы работников организаций и объема начисленного к уплате налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, превышают соответствующие показатели, сложившиеся в среднем по Российской Федерации, то объемы фонда начисленной заработной платы работников организаций и объемы начисленного к уплате налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, принимаются на уровне среднероссийских показателей.

0,3, 0,35, 0,35 - доля каждого периода, в котором производится расчет показателей, характеризующих налоговый потенциал субъекта Российской Федерации.

3.1. Утратил силу с 1 января 2014 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3.1

3.2. Утратил силу с 1 января 2014 г.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 3.2

4. Налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по прочим видам налогов рассчитывается по формуле:


ПН - прогноз поступления налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год;


- прогноз поступления доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год соответственно по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых.

5. Перечень показателей, характеризующих налоговый потенциал субъектов Российской Федерации, представляемых федеральными органами исполнительной власти, ответственными за сбор данных показателей:

Налог Показатель Источник
Налог на прибыль организаций начислено к уплате налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации Федеральная налоговая служба
Налог на доходы физических лиц фонд начисленной заработной платы работникам организаций Федеральная служба государственной статистики
Налог на имущество организаций остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец года Федеральная служба государственной статистики
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению по всем каналам реализации Федеральная служба государственной статистики
Акцизы объем отгруженной алкогольной продукции, спирта этилового, вина предприятиями, объемы производства пива Федеральная служба государственной статистики Федеральная налоговая служба
Налог на добычу полезных ископаемых стоимость добытых полезных ископаемых в виде общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых Федеральная налоговая служба

** В расчетах на первый и второй годы планового периода показатели, характеризующие налоговый потенциал субъектов Российской Федерации по видам налогов, принимаются равными аналогичным показателям, используемым для расчетов на очередной финансовый год.

*** При расчете налогового потенциала по налогу на имущество организаций на первый и второй годы планового периода остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец года учитывает стоимость имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов.

Приложение N 2
к методике распределения дотаций
на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Законом Курганской области от 29 декабря 2010 г. N 90 в приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

Приложение 1
к единой методике распределения дотаций
на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов)

Расчет индекса налогового потенциала

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 3 октября 2016 г.

Информация об изменениях:

Законом Курганской области от 3 октября 2016 г. N 72 в пункт 1 приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

1. Индекс налогового потенциала муниципального района (городского округа) на очередной финансовый год рассчитывается по формуле:

Расчет налогового потенциала муниципального района (городского округа) производится по репрезентативной системе налогов в разрезе основных налогов, зачисляемых в бюджеты муниципальных районов (городских округов), и отражает доходные возможности, которые учитываются при распределении финансовых средств в рамках межбюджетного регулирования.

Состав репрезентативной системы налогов, перечень показателей, характеризующих налоговый потенциал муниципальных районов (городских округов) по основным налогам, приведены в таблице:

Показатель, характеризующий налоговый потенциал

Налог на доходы физических лиц

Общая сумма исчисленного налога на доходы физических лиц

Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежащая уплате в бюджет

Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Сумма исчисленного единого сельскохозяйственного налога

Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, скорректированная на сумму земельного налога, не поступившую в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных нормативным правовым актом представительного органа муниципального района (городского округа)

Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области

Налог на имущество физических лиц

Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, скорректированная на сумму налога на имущество физических лиц, не поступившую в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, установленных нормативным правовым актом представительного органа муниципального района (городского округа)

Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области

Информация об изменениях:

Законом Курганской области от 3 октября 2016 г. N 72 в пункт 2 приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона

2. Налоговый потенциал муниципального района (городского округа) по j-му налогу рассчитывается по формуле:

- налоговый потенциал муниципального района (городского округа) по j-му налогу;

- прогноз поступлений j-го налога в консолидированный бюджет Курганской области на очередной финансовый год;

- норматив отчислений в консолидированный бюджет муниципального района (бюджет городского округа) от j-го налога в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим законом;

, , - показатели, характеризующие налоговый потенциал муниципального района (городского округа) по j-му налогу за 3 года, предшествующие текущему финансовому году;

, , - суммарные показатели, характеризующие налоговый потенциал всех муниципальных районов (городских округов) Курганской области по j-му налогу за 3 года, предшествующие текущему финансовому году.

3. Налоговый потенциал муниципального района (городского округа) рассчитывается по формуле:


>
Методика расчета индекса бюджетных расходов
Содержание
Закон Курганской области от 28 декабря 2007 г. N 326 "О бюджетном процессе в Курганской области"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия


Приложение N 1. РАСЧЕТ ИНДЕКСА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

1. Индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год рассчитывается по формуле:

ИНП = (НП / Н ) / (SUM НП / SUM Н ),
iiiii

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 935)

где НП_i - налоговый потенциал субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

2. Налоговый потенциал субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год рассчитывается по формуле:

НП(НП)_i - налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу на прибыль организаций;

НП(НДФЛ)_i - налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц;

НП(НИО)_i - налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу на имущество организаций;

НП(НСД)_i - налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

НП(Акц)_i - налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по акцизам (раздельно по акцизам на алкогольную продукцию, спирт этиловый из пищевого сырья, вина, пиво, нефтепродукты);

НП(НДПИ)_i - налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу на добычу полезных ископаемых (раздельно по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 885)

НП(проч)_i - налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по прочим налоговым доходам.

3. Налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов рассчитывается по формуле:

НП(j)_i = ПН(j) х (0,25 х (БН(н-2 j)_i / сумма БН(н-2 j)_i) + 0,3 х (БН_(н-1 j)_i / сумма

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 885)

ПН_j - прогноз поступления доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по j-му налогу на очередной финансовый год (по налогу на прибыль организаций, доходы физических лиц, имущество организаций, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по акцизам (раздельно по акцизам на алкогольную продукцию, спирт этиловый из пищевого сырья, вина, пиво, нефтепродукты), по налогу на добычу полезных ископаемых (раздельно по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 885)

БН(н j)_i, БН(н-1 j)_i, БН(н-2 j)_i - показатели, характеризующие налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов за 2 года до текущего года и на последнюю отчетную дату текущего года (н - текущий год) :

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 935)

фонд начисленной заработной платы работникам организаций, розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению по всем каналам реализации, остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец года (за исключением имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов***), стоимость добычи полезных ископаемых в виде общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и прочих полезных ископаемых, объем отгруженной предприятиями алкогольной продукции, спирта этилового, вина, объемы производства пива

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 935)

В случае если темпы роста объема фонда начисленной заработной платы работников организаций и объема прибыли крупных и средних организаций по каждому виду экономической деятельности по субъекту Российской Федерации превышают соответствующие показатели, сложившиеся в среднем по Российской Федерации, то объемы фонда начисленной заработной платы работников организаций и объемы прибыли крупных и средних организаций по видам экономической деятельности по субъекту Российской Федерации принимаются на уровне среднероссийских показателей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2011 N 1057)

0,3, 0,35, 0,35 - доля каждого периода, в котором производится расчет показателей, характеризующих налоговый потенциал субъекта Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 885)

3.1. Налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по налогу на прибыль организаций рассчитывается по формуле:

Д(к) - доля прибыли крупных и средних организаций по каждому виду экономической деятельности в прибыли крупных и средних организаций по субъектам Российской Федерации на последнюю отчетную дату текущего года;

УВ(к)_i - удельный вес прибыли крупных и средних организаций субъекта Российской Федерации в прибыли крупных и средних организаций по субъектам Российской Федерации и каждому виду экономической деятельности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 885)

3.2. Удельный вес прибыли крупных и средних организаций субъекта Российской Федерации в прибыли крупных и средних организаций по субъектам Российской Федерации и видам экономической деятельности рассчитывается по формуле:

БН(н к)_i , БН(н-1 к)_i , БН(н-2 к)_i - объем прибыли крупных и средних организаций (за исключением прибыли организаций, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве и перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога) за 2 года до текущего года и на последнюю отчетную дату текущего года по видам экономической деятельности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 885)

4. Налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по прочим видам налогов рассчитывается по формуле:

ПН - прогноз поступления налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год;

ПН(НП)_i, ПН(НДФЛ)_i, ПН(НИО)_i, ПН(НСД)_i, ПН(Акц)_i, ПН(НДПИ)_i - прогноз поступления доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год соответственно по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых.

5. Перечень показателей, характеризующих налоговый потенциал субъектов Российской Федерации, представляемых федеральными органами исполнительной власти, ответственными за сбор данных показателей:

Налог Показатель Источник
Налог на прибыль организаций объем прибыли крупных и средних организаций по видам экономической деятельностиФедеральная служба государственной статистики
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 885)
Налог на доходы физических лиц фонд начисленной заработной платы работникам организаций Федеральная служба государственной статистики
Налог на имущество организаций остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец года Федеральная служба государственной статистики
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 935)
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности розничный товарооборот, оборот общественного питания, объем реализации платных услуг населению по всем каналам реализации Федеральная служба государственной статистики
Акцизы объем отгруженной алкогольной продукции, спирта этилового, вина предприятиями, объемы производства пива Федеральная служба государственной статистики
Налог на добычу полезных ископаемых
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 885)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2009 N 885)

В расчетах на первый и второй годы планового периода показатели, характеризующие налоговый потенциал субъектов Российской Федерации по видам налогов, принимаются равными аналогичным показателям, используемым для расчетов на очередной финансовый год.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 935)

При расчете налогового потенциала по налогу на имущество организаций на первый и второй годы планового периода остаточная балансовая стоимость основных фондов коммерческих организаций (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец года учитывает стоимость имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 935)

Приложение N 2
к методике распределения дотаций
на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов
Российской Федерации

Под налоговым потенциалом региона понимается максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства.

Согласно этой трактовке налогового потенциала определяются его аддитивные свойства, т.е. «слагаемость»: общий налоговый потенциал региона складывается из потенциалов отдельных налогов в этом регионе.

Под налоговым потенциалом конкретного налога понимается максимально возможная за определенный период сумма поступлений по данному налогу, исходя из установленных налоговым законодательством налоговой базы и налоговой ставки (ставок).

Налоговый потенциал региона рассматривают в двух различных аспектах:

- с точки зрения налоговой компетенции различных уровней власти, когда ставится вопрос о региональном потенциале налогов, устанавливаемом федеральными (региональными, местными) органами власти;

- с точки зрения фактического поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней, когда речь идет о потенциале налогов (или их распределяемых долей) в качестве источника дохода конкретных бюджетных звеньев на территории данного региона.

Налоговый потенциал i-того региона (НПРi) страны представляет собой сумму налогового потенциала федерального бюджета по i-тому региону (НПР налогового потенциала i-того регионального бюджета (НПРРбi) и налоговых потенциалов муниципальных образований, входящих в i-тый регион:

НПРi = НПРФбi + НПРРбi + ( НПРМб1 + НПРМб2 + . . . + НПРМбj)

где: j — порядковый номер муниципального образования в i-том субъекте РФ;

НПРМбj — налоговый потенциал j-того муниципального образования i-того субъекта РФ.

Налоговый потенциал региона рассматривается за календарный год как и суммарный налоговый потенциал по всем налогам, собираемым в регионе, так как анализ межбюджетных отношений неизбежно требует сопоставлений налогового потенциала регионального бюдждета (НПРРбi) с общим потенциалом региона (НПРi). Тем самым выявляется специфичность отношений федерального центра с конкретными регионами как в целом по году, так и в течение календарного года.

Существуют следующие методы оценки налогового потенциала региона:

1. На основе показателей формирования налоговых доходов:

- аддитивный метод (на основе фактически собранных в регионе налоговых доходов);

- построение репрезентативной налоговой системы (РНС);

2. На основе показателей экономической активности региона:

- показатели валового регионального продукта (ВРП);

- показатели дохода на душу населения;

- совокупные налоговые ресурсы.

Методы оценки налогового потенциала региона, основанные на показателях формирования налоговых доходов, являются прямыми, так как предполагают включение в расчет налогового потенциала показателей, характеризующих его реализацию.

Методы, основанные на показателях экономической активности региона, являются косвенными, так как они предполагают определение величины налогового потенциала как производной от какого-либо показателя.

Методы оценки налогового потенциала, основанные на фактических показателях налоговых поступлений, могут быть применены при оценке налогового потенциала региона с той периодичностью, с которой формируется отчетность налоговых органов, и широко применяться в работе финансовых и налоговых органов.

В налоговой практике зарубежных стран (США, Канады) и России широко применяется метод оценки налогового потенциала региона на основе репрезентативной налоговой системы (РНС). Оценка налогового потенциала регионов осуществляется, как правило, на основе расчетного и регрессионного методов РНС.

Суть расчетного метода РНСсостоит в расчете объема бюджетных платежей, которые могут быть собраны в регионе при условии среднего уровня налоговых усилий и при одинаковом составе налогов и налоговых ставок во всех регионах.

Для применения этого метода определения налогового потенциала региона необходимо иметь данные по фактическим поступлениям налогов и сборов и по налоговым базам. Это позволяет рассчитать объем поступлений по региону. Именно эта величина и принимается за меру налогового потенциала региона.

НПРi = (НБ1 * НС1 + НБ2 * НС2 + . . . + НБk * НСk) : 100%

где: НПРi - налоговый потенциал i-того региона страны;

НБk - налоговая база k-того налогового дохода i-того региона страны;

НСk - репрезентативная (средняя) налоговая ставка по k-тому налоговому доходу i-того региона страны, %.

Регрессионный метод РНС.Его преимуществом считается сокращение потребности в данных для измерения налогового потенциала, так как достаточно лишь информации о совокупных доходах по региону и небольшого набора переменных для косвенных измерителей налоговых баз регионов. При использовании регрессионного метода отпадает необходимость в группировке доходных статей по налоговым компонентам и создании собственной налоговой базы для каждого компонента системы налогов и сборов. Включение большего количества переменных повышает точность регрессионного варианта РНС за счет более эффективного анализа данных.

Yj = X1j * B1 + X2j * B2 + . . . + Xnj * Bn + ej

где: Yj — фактически собранные в регионе платежи в бюджет;

Xnj — показатели налоговой базы, косвенно или непосредственно отражающие величину совокупной налоговой базы j-того региона или отдельных ее компонентов;

Bn — влияние случайных факторов;

n — число рассматриваемых регионов;

ej — случайная ошибка измерений.

Преимуществом регрессионного метода РНС является его меньшая трудоемкость в сравнении с расчетным методом РНС и большая объективность, поскольку с помощью регрессионного уравнения в ходе процедуры статистической оценки можно получить информацию о зависимостях между фактическими поступлениями и налоговыми базами, а основным недостатком метода считается его сложность.

Регрессионный метод РНС считается особенно эффективным для среднесрочного и долгосрочного прогнозирования, поскольку он представляет собой модификацию расчетного метода РНС для случаев, когда не представляется возможным оценить в полной мере совокупность налоговых ресурсов и налоговых баз по каждому из налогов, принимаемых во внимание при расчете потенциала.

Метод прямого счета. Этот метод оценки налогового потенциала, технологически близкий расчетному методу РНС, основан на аддитивном свойстве налогового потенциала, согласно которому налоговый потенциал региона (НПРi) равен сумме потенциалов отдельных налогов и может рассчитываться по формуле:

НПРi = (НБН1 * R1 + НБН2 * R2 + . . . + НБНk * Rk) : 100%

где: НПРi - налоговый потенциал i-того региона страны;

НБНk - налоговая база налога k-того вида;

Rk - предельная налоговая ставка k-того налога, %;

k — число налогов.

По методу прямого счета непосредственно исчисляются и складываются потенциалы всех налогов требуемого уровня. В обобщенном виде данная формула представляет сумму всех налогов, поступающих во все бюджеты данной территории. Эта универсальная формула легко трансформируется в расчет налогового потенциала федерального и регионального бюжетов, а далее — в налоговый потенциал бюджетов муниципальных образований. Для этого k, НБНk и Rk должны принять соответствующие значения.

17в. Понятие и виды налогового контроля.

Налоговый контроль – это совокупная система действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнение фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства РФ. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ.

Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного влияния налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды.

Целями мероприятий налогового контроля являются:

- выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

- предупреждение их в совершении в будущем;

- обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Виды налогового контроля

Классификации видов налогового контроля полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации.

По времени проведения:

- Предварительный налоговый контроль – предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций.

- Текущий или оперативный контроль – осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.

- Последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени.

По объекту:

- Комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

- Тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.

По характеру контрольных мероприятий:

- Плановый контроль – подчинен определённому планированию.

- Внеплановый (внезапный) контроль – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости.

По методу проверки документов:

- Сплошной контроль – основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени.

- Выборочный контроль – предусматривает проверку первичных документов за один или несколько месяцев.

По месту проведения:

- Камеральный контроль – проводится по месту нахождения налогового органа.

- Выездной контроль – осуществляется по месту нахождения налогоплательщика.

По источнику данных:

- Документальный контроль – основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах.

- Фактический контроль – учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и т.д.

По периодичности проведения:

Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года.

Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Рассмотрим подробнее классификацию видов налогового контроля различающихся по месту проведения.

Читайте также: