Наличие системы налогов и сборов разделение и независимость ветвей власти

Опубликовано: 16.05.2024

Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.

Структура налогов и сборов

Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

  • федеральные обязательные платежи;
  • региональные налоги и сборы;
  • платежи, установленные на территории муниципальных образований.

В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

Федеральные налоги и сборы

Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

  • НДС;
  • все предусмотренные в РФ акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
  • все виды госпошлины.

Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

Региональные налоги и сборы

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Местные налоги и сборы

К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.

Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.

В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой. Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения. А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.

Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных - на региональном и местном.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Полномочия федеральных органов власти

Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

Полномочия региональных и местных органов власти

Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.



Аннотация. В статье рассмотрена реализация модели разделения властей на уровне субъектов РФ. Автор приводит характеристику принципа разделения властей, закрепленного в Конституции РФ, сравнивая его с существующей моделью в субъектах РФ, учитывая особенности правового статуса тех или иных субъектов. В заключении сформулирован вывод о неабсолютности принципа разделения властей, о невозможности его полной реализации.

Отношения в любом обществе и в государстве не стоят на месте – они динамичны и постоянно усложняются, совершенствуется государственное управление. Это приводит к появлению новых моделей, согласно которым, происходит реализация принципа разделения властей. Все чаще в последнее время выделяют иные, нестандартные ветви, особую роль отводя президентской и контрольной власти [1].

Ряд исследователей придерживается мнения о том, что существуют некие внесистемные элементы разделения властей, взаимодействующие и непосредственно относящиеся к трем традиционны ветвям. Такими звеньями выступают, например, Президент и прокуратура. Некоторыми учеными выдвигаются и иные позиции о том, какую роль играет Президент в системе разделения властей, причем следует отметить, что такие суждения имеют под собой основу в виде анализа статей 10-11 Конституции РФ [2]. И здесь как раз можно увидеть существенное противоречие уже в самой Конституции: так, Основной закон закрепляет три ветви власти в РФ, но тут же называет четыре вида властных органов, в число которых входит Президент. Сложности также вызваны и существованием иных органов власти, не входящие ни в одну из ее традиционных ветвей: например, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека и др.

Если говорить о принципе разделения властей в РФ, то впервые он получил официальное закрепление в Декларации от 12.06.1990 г. [3], позднее перешедший в Конституцию РСФСР. Но при смене Конституции в 1993 году данный принцип был существенно нарушен, что привело к глубочайшему кризису – противостояние исполнительной и законодательной власти. Именно поэтому в действующей Конституции указанный принцип закреплен в качестве одной из основ конституционного строя государства. Каждая ветвь власти закрепляется как самостоятельная и независимая от других, согласно вышеупомянутой статье 10.

Почему же так важно соблюдать принцип разделения властей? Это обусловлено существующим политическим режимом в государстве: демократия может существовать только там, где функции между государственными органами четко разделены, исключена возможность узурпации власти в чьих-либо руках. В случае, если же законодательные, исполнительные и судебные полномочия будут сосредоточены в одном государственном органе, это откроет прямой путь к установлению диктатуры в стране.

Конкретизируя современное понимание принципа разделения властей, отметим, что оно характеризуется следующими обязательными признаками:

- высшая юридическая сила законов, их принятие только парламентом;
- подотчетность главе государства исполнительной власти, ее ограниченное законотворчество (основная функция – исполнение законов);
- соблюдение баланса между вышеназванными двумя органами власти;
- независимость судебной системы;
- невмешательство каждой из ветвей власти в деятельность другой;
- конституционное разрешение споров о компетенции;
- соблюдение системы сдержек и противовесов;
- взаимоконтроль и взаимодействие между ветвями власти.

Но поскольку Россия является федеративным государством, в состав которого входит множество субъектов, то система разделения властей применима на уровне данных субъектов. Отметим, что учеными при оценке качества реализации данного принципа сформулированы далеко неоднозначные выводы. Так, по мнению В. Е. Чиркина, власть субъекта не должна именоваться государственной, ученый критикует данные положения. Он считает, что государственная власть исходит только от самого государства, а если признавать данную власть в субъектах, то это может привести к неверному, двойственному пониманию такой власти. Исследователь считает, что данные утверждения приводят к правовым разночтениям и нуждаются в незамедлительном устранении [4].

Другие ученые полагают, что система разделения властей в субъектах РФ несовершенна и недостаточно разработана, поскольку в подавляющем большинстве субъектов РФ отсутствуют органы конституционной юстиции[5]. Еще одним ярко выраженным вопросом, вызывающим дискуссии среди исследователей, является правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ в системе разделения властей. Исходя из смысла статьи 77 Конституции, субъекты самостоятельны в установлении собственной системы властных органов, основываясь на конституционном строе и на принципах организации представительных и исполнительных органов, регламентируемых ФЗ. Примером такого нормативного акта является ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ[6], в котором наиболее полно раскрыто содержание принципа разделения властей. Указанный НПА также называет цель разделения, которая заключается в обеспечении баланса полномочий, недопущении концентрации всех полномочий в ведении какого-либо органа или лица. Но при более детальном анализе данного положения мы можем прийти к неутешительному выводу: при существующей системе устройства власти в РФ, а также при наличии сложностей в реализации рассматриваемого нами принципа, данное положение закона еще больше способствует рассогласованности.

Наиболее ярко выражен принцип разделения властей в законах субъектов РФ. Те особенности, которые существуют в системе организации государственной власти на субъектном уровне, определяют закрепление данного принципа в законе. Такие особенности обусловлены правовым положением того или иного субъекта. На первый взгляд, может показаться абсурдом данное утверждение, ведь федеральная конституция закрепляет равенство всех субъектов. Однако все же, правовой статус каждого из них обладает определенной спецификой: например, республики в составе РФ объявляются государствами, тогда как другим субъектам такого права не предоставлено (они могут считаться лишь государственными образованиями). Но в РФ существуют также и автономии – данные субъекты отличаются тем, что могут быть частью области или края, что не позволяет рассматривать их в качестве государственного образования. Но, стоит также подчеркнуть, что особенности правового статуса субъекта РФ. Несмотря на особенности правового статуса, все субъекты Федерации при построении все же не могут влиять на закрепленный Конституцией принцип единства власти, что важно учитывать субъектам при создании собственных органов. Анализируя содержание конституций и других основных законов субъектов, мы видим, что разделение выражается в том, что делится единая государственная власть в том или ином регионе, а единой она является по своему источнику, целям и направленности деятельности всех органов. В конституциях некоторых субъектов данное положение может быть закреплено прямо: так, конституция Башкортостана содержит положение о единстве государственной власти, основной закон Пензенской области закрепляет аналогичное положение.

Следует также отметить, что собственная сформированная система законодательства существует в каждом субъекте РФ. Такая система включает в себя конституции, уставы, законы и подзаконные НПА. Ранее уже отмечалось, что правовой статус субъекта закреплен в его уставе, а если речь идет о республике – то в ее конституции. Многие республики в своих конституциях закрепляют положения о президенте республики (например, в Мордовии, существует институт главы республики).

Особенностью некоторых республик РФ (например, Мордовия и Татарстан), является наличие у главы республики право на отмену постановлений и распоряжений кабинета министров. Таким правом главы указанных республик наделены, если названные НПА противоречат местным конституциям и другим законам, президентским указам [7]. В конституции Мордовии (и в ряде других) есть положение о праве главы республики на роспуск Государственного собрания. Таким правом глава наделен при наличии соответствующих оснований, например, при выявлении неоднократных грубых нарушений федеральной Конституции и республиканской [8].

Характерным признаком вышеупомянутой системы сдержек и противовесов является также то, что законодательная власть субъекта РФ может принять решение о проведении референдума в республике, ее представители вправе избирать судей конституционного суда, решать вопрос о доверии правительству[9].

Немаловажную роль в вышеуказанной системе играет и исполнительная власть (правительства республик). Множество конституций содержат положения о подотчетность президенту и парламенту правительства. Такая подотчетность выражается в праве законодательного органа на вотум недоверия, влекущий отставку правительства. Но в республиках последствия вотума неоднозначны. Так, например, одни республики предоставили право на вотум президенту, а другие – законодательному органу [10].

Но подобная система сдержек и противовесов действует не только в республиках. Иные субъекты РФ также имеют свои законодательные и исполнительные органы (собрания, думы, администрации, правительства). Но в отличие от республик, возглавляет такой субъект не президент, а глава администрации, губернатор, в чьем подчинении находится орган исполнительной власти. Признаками вышеуказанной системы здесь выступают: право возврата принятого закона на повторное рассмотрение, которым наделен глава администрации. При повторном рассмотрении закона, для его принятия уже необходимо не менее, чем 2/3 голосов депутатов. Глава администрации также вправе обжаловать решение парламента в суд, а законодательный орган, в свою очередь, вправе выразить недоверие главе администрации, заслушивать его по ряду вопросов: например, исполнение законов, бюджета, планов и программы социально-экономического развития. Концентрации власти в одних руках препятствует также и установленные требования к депутатам парламента: они не вправе параллельно находиться на руководящей должности в администрации.

Подводя итог проведенному исследованию, мы пришли к выводу, что разделение властей в субъектах РФ организовано по аналогичному федеральному принципу, с обеспечением самостоятельности и одновременно – подотчетности и взаимоконтроля каждой из ветвей власти другой. Этим и объясняется сходство в системе формирования органов власти на федеральном уровне с системой, действующей в субъектах.

Список литературы
1. Безруков А. В. О необходимости формирования и месте конституционных (уставных) судов субъектов РФ в механизме разделения властей / А. В. Безруков // Журнал конституционного правосудия. – 2013. – № 1.
2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
3. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики".
4. Чиркин В. Е. Публичная власть в современном обществе / В. Е. Чиркин // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 4.
5. Кильметова Р. Р. Высшее должностное лицо в системе государственной власти субъекта Российской Федерации / Р. Р. Кильметова // Общество и право. – 2010. – № 2.
6. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция).
7. Карасев А. Т. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий / А. Т. Карасев, А. С. Морозова // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – № 8.
8. Байкин И. М. Взаимоотношения прокуратуры и президентской власти в системе разделения властей России / И. М. Байкин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 10.
9. Кужиков, Д.А. Правовые способы изменения государственно – территориального устройства Российской Федерации / Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 8. С. 58-64.
10. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. — 10-e изд., изм. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 784 с.

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
§ 4. Правовое государство
§ 4. Правовое государство
Вспомним Что такое политическая власть?

Политическая власть – это предоставленная человеку или группе людей способность и возможность осуществлять управление.

Политическая власть – власть, состоящая в определении направлений по руководству обществом посредством политики.

Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы.

Политическая власть – полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. (Энциклопедический словарь конституционного права)

Как понимать слова «связанность государства правом»?

Государство связанно правом, так как деятельность государственных органов напрямую зависит от законодательства. Конституция Российской Федерации закрепляет права и обязанности граждан, которые государство в лице государственных органов, не имеет права нарушать.

Что выше — право или власть?

Выше, конечно же, право. Дело в том, что каждое право итак ограничено законодательно и запрещает противоправные деяния. Государство лишь направляет граждан, регулирует их деятельность посредством законодательных актов, но и само должно подчиняться закону.

Зачем соединять силу и справедливость?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Зачем разделять единую власть?

Разделять единую власть необходимо для независимости звеньев власти друг от друга в принятии справедливых решений, самостоятельная деятельность, не зависимо от другой ветви власти обеспечит законное их функционирование. Это необходимо для того, чтобы каждая ветвь власти контролировала и «сдерживала» другую.

Вопросы «?» Как ты понимаешь утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»?

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан.

Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их.

Какие границы имеет в виду автор?

Именно поэтому автор именует власть «подзаконной», то есть «подчиняющейся закону». От произвола государства и государственных органов человека защищает закон, который каждый обязан знать, чтобы грамотно защищать свои законные интересы и права.

Вопросы «?» Сравни мысль М. М. Сперанского с идеями Ш. Монтескьё. Сделай выводы.

Мысли данных авторов взаимодополняют друг друга.
М. М. Сперанский говорит о том, государством управляют три силы — судебная, законодательная и исполнительная власть, а их источник – это народ.
Ш. Монтескьё дополняет его фразу и говорит о том, что эти три ветви власти не должны зависеть друг от друга, но они контролируют и «сдерживают» друг друга.
Речь идет о том, что если в руках одного человека сосредоточится вся власть, то это ведет к произволу.

Вопросы «?» А как ты думаешь, о чём свидетельствуют эти факты?

Дело в том, что как в СССР, так и на данный момент юристов очень много. Однако эта профессия очень востребована, но для этого нужно быть высококлассным специалистом.

Естественно, что опыт приобретается с годами, но чтобы стать хорошим юристом, нужно хорошо учиться, быть очень внимательным.

Ведь во всех отраслях сейчас нужны квалифицированные юристы, а таких мало. Зачастую, получение диплома – чисто символическое явление для студентов. Они халатно относятся к знаниям, которые им дают, сдают экзамены «на авось». Именно поэтому востребованность в юридической сфере -это очень актуальный вопрос.

1. В чём сущность правового государства?

В правовом государстве, государство признает, защищает и охраняет права и законные интересы гражданина.

Оно создает законодательные акты, которые обеспечивают гарантию реализации и защиту прав. Государство напрямую связано с правом. Оно подчиняется законам. Можно сделать вывод, что ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, котором защищаются и охраняются законные интересы и права граждан, а государство связано с правом, подчиняется ему, чтобы избежать злоупотребления.

2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Это правило относится к числу великих гуманистических идей, ведь согласно Конституции РФ «человек и его жизнь — высшая ценность».
Соответственно, и государство и право должны быть не только сильными, но и справедливыми по отношению к гражданам.

3. Как ты понимаешь смысл суждения, высказанного Цицероном: «Право выше власти»?

Я понимаю данное суждение так: Право, выраженное в законе, всегда выше власти, так как государство обязано подчиняться праву.
Это и есть смысл существования правового государства.
Государство обязано защищать и охранять права и законные интересы граждан, поэтому его воля не может быть выше норм, которые данные права предписывают гражданам.

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан. Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их. Именно поэтому власть именуется «подзаконной», то есть «подчиняющейся закону».

4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?

Основные признаки правового государства:

  • Первый – это верховенство власти.
  • Второй – незыблемость законных интересов и прав гражданина.
  • Третий – разделение властей.
  1. Принцип верховенства власти гласит, что никто не имеет право не подчиняться решением государственной власти и закона.
  2. Незыблемость законных интересов заключается в том, что права и законные интересы каждого гражданина охраняются законом. Они должны гарантироваться, охраняться, а в случае нарушения – защищаться государством.
  3. Принцип разделения властей гласит о том, что власть разделена на независимые ветви, которые функционирует отдельно друг от друга, но «контролируют и сдерживают друг друга» . (Ш.Монтескьё) В РФ три ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная.

5. Дай характеристику трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Исполнительная власть — самостоятельная ветвь власти.
Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает и не избирается, а назначается. В РФ — исполнительная власть — Правительство РФ. Деятельность исполнительной власти направлена на исполнение принятых парламентом решений.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.
Ее деятельность основана на защите прав путем осуществления правосудия в рамках судебного заседания. В РФ осуществляется конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство.

Судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации).

Законодательная власть — парламент. Российский парламент именуется Федеральным собранием, которое включает в себя Государственную Думу и Совет Федерации. Деятельность парламента основывается на создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью.

В КЛАССЕ И ДОМА

  1. В своей книге «Закон» Платон утверждал: «Мы признаём, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит напрасно это имя». Раскрой смысл этого утверждения.

Смысл заключается в том, что если бы все не были равны перед законом и судом, начались бы внутренние конфликты, так как не было бы справедливости. В истории очень много случаев, когда несправедливость поднимала людей на революции.

В Российской Федерации все равны перед законом и судом, и права всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, охраняются законом. Решения государственных органов и закон распространяется на всех граждан, а не в интересах нескольких человек. Самое важное, что может сделать гражданин, это знать свои права и уметь их защищать законным способов. В этом ему поможет правовое государство.

2. Ш. Монтескьё много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:
  • а) в правильно устроенном государстве нет единой власти;
  • б) соединение власти в руках одного органа означает « ужасный деспотизм»;
  • в) если судья будет не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

A) Государственная власть должна быть разделена на ветви.
Прицнип разделения властей гласит о том, что власть разделена на независимые ветви, которые функционирует отдельно друг от друга, но «контролируют и сдерживают друг друга» . (Ш.Монтескьё) Дело в том, что если власть сосредоточиться в руках одного человека, то начнется злоупотребление.

Б) Эта фраза оправдана, ведь если власть сосредоточена в руках одного человека – это тоталитарный режим. При тоталитарном режиме у граждан нет прав, есть только обязанности, которые заключаются в подчинении граждан государству.

B) Законодательную и судебную власть нельзя смешивать. Это может породить коррупцию и произвол. Ведь тогда, законы могут быть приняты в интересах определенного круга лиц, нельзя будет говорить о принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ при осуществлении правосудия.

3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми ты познакомился) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясни, как ты понимаешь: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?

Для того чтобы понять данную фразу, можно привести конкретный пример. Всем известно, что государство обязано предоставлять бесплатную медицинскую помощь и основное общее образование. Однако для того, чтобы обеспечить граждан общественным благом, необходимы финансы. Из данного права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатное образование, вытекает обязанность по уплате налогов.

Иначе говоря, права государства – это обязанность граждан, права граждан – это обязанность государства. В правовом государстве каждая сторона (государство и граждане) должна выполнять свои обязанности и тем самым осуществлять права другой стороны.

Гражданин имеет право на образование, обязанность государства обеспечить это право. Гражданин обязан защищать Отечество (служить в армии (срочная служба)), право государства – призвать призывника на военную службу, чтобы обеспечить свою обязанность – защиту общества и государства.


О понятии разделение властей заговорили еще в XVII-XVIII столетиях англичанин Джон Локк и философ, уроженец Франции, Шарль де Монтескье. Они утверждали, что жажда безгранично обладать властью, порождает злоупотребления ею.

Поэтому деятели предложили принцип разделения властей на «ветви», аргументируя это тем, что в государстве возникнет несколько взаимно контролирующих центров, препятствующих единоличному захвату власти.

Что означает понятие «разделение властей»?

Он предполагает наличие трех «ветвей» власти:

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • судебной.

Они являются независимыми друг от друга (в рамках компетенции). При разделении властей, исполнительные, законодательные и судебные институты взаимно контролируют, сдерживают друг друга, препятствуя концентрации (сосредоточения) всей полноты политической власти в одних руках. Тем самым, исключается злоупотребление властью, диктатура и, вытекающие из нее, последствия - деспотизм, насилие и бесправие, подавление прав и свобод человека.

В системе разделения властей, главенствующие позиции занимает парламент. Высший законодательный орган представляет интересы граждан страны и издает законопроекты. На этапе разработки, парламент согласовывает правовые акты с правительственными инстанциями.

В президентских республиках глава государства обладает правом «вето» (запрета). Он может заблокировать принятие того или иного решения, отклонить законодательные акты и требовать их доработки. В свою очередь, парламент в компетенции отменить, приостановить решения исполнительного института власти.

Нынешняя демократия требует, чтобы, хотя бы одну из палат парламента, избирало население. Выборы в парламент - это, своего рода, индикатор настроений в социуме. Они выражаются в разнонаправленных политических партиях. Партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство.

Выборы могут проходить:

  • по пропорциональной системе (выбирают партии);
  • по мажоритарной системе (депутатов выбирают от избирательных округов).

Выборы проводятся регулярно, раз на четырех-, пятилетний период, посредством тайного голосования населения, наделенного избирательными правами.

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной, независимой государственной власти. Она является проводником государственной политики в жизнь, а ее деятельность носит исполнительно-распорядительный, постоянный и непрерывный характер. Данная «ветвь» политической власти представляет собой совокупность функционально-организационных механизмов, используемых для реализации, закрепленных на законодательном уровне, задач и целей государственной политики.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Вышеупомянутый институт подчиняется президенту и премьер-министру (главе исполнительной власти). Под понятием «судебной власти» подразумевается самостоятельная, независимая «ветвь» государственной власти, осуществляемая судами.

Ее главные функции заключаются в:

  • разрешении, урегулировании, согласно закону, социальных конфликтов между государством и гражданами, между физическими, а также юридическими лицами;
  • контроле за конституционностью законов.

Что такое государственная власть?

Понятия «государственная власть» и «политическая власть» являются тождественными.

Источником государственной власти является народ. Она обеспечивает объективный государственный контроль, путем установленных в стране законодательных форм, задействуя правительственные структуры. Чиновник не имеет права одновременно занимать должности в разных «ветвях» власти.

Каждому институту государственной власти соответствуют та или иная система государственных органов, а также присущи специфические признаки, организационные принципы, нормативно-правовая база.

Что такое механизм государства?

В каждом демократическом государстве создан свой механизм реализации принципа разделения властей.

Признаками государственного аппарата являются:

  • целостность и иерархичность;
  • особый состав и специальные цели деятельности;
  • материальная и техническая обеспеченность.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура механизма государства включает:

  • государственные органы, наделенные властными полномочиями;
  • государственные предприятия и организации, не имеющие власть распоряжаться чем-либо;
  • служащих государственных органов или учреждений, не обладающих властными полномочиями;
  • материальные средства;
  • государственный аппарат, в который входят глава страны, органы трех «ветвей» власти (законодательной, исполнительной, судебной), органы принудительного исполнения (в том числе прокуратура) и вооруженные силы.

К основным принципам организации, деятельности государственного аппарата относятся - представительство интересов людей, гласность, открытость к диалогу, компетентность, высокий уровень профессионализма, законность, субординация.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

guarantees

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

guarantees_shield

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

418 293 оценки star
star
star
star
star

В чем состоит принцип разделения властей? Зачем нужно разделение властей? Кто придумал теорию разделения властей? Что такое законодательная, исполнительная и судебная власть? Какие функции они выполняют? Как организовано разделение властей в РФ?

Разделение властей - это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.

Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

Основные принципы разделения властей гласят:

Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.

Все власти равны и автономны.

Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.

Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

Зачем нужно разделение властей?

Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.

Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их - ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений - объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

Кто придумал теорию разделения властей?

В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха - король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк - отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

А термин «разделение властей» предложил в XVIII веке французский просветитель Шарль де Монтескьё. Он же придал теории современный вид, заговорив об исполнительной, законодательной и судебной власти.

Цель разделения властей - предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.

Поклонниками этой теории были «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки. В 1787 году они закрепили принцип разделения властей в Конституции США. Помимо разделения трех ветвей власти они также предложили принцип федерализма - разделили полномочия между центральным правительством и штатами.

В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима .

Разделение властей в России

Разделение властей - одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в РФ - это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

Исполнительная власть в РФ - это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть - это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

Судебная власть в РФ - это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Но говорить о «четвертой власти» - президентской - невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции. Президент теснее всего связан с исполнительной властью. Например, его указы считаются подзаконными актами - как и распоряжения правительства. Именно президент предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

Тем не менее, в Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является - президент или премьер-министр.

За что критикуют систему разделения властей в РФ?

В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов - это нарушает принцип независимости судебной системы.

Слабость разделения властей - один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.

Читайте также: