Налоговая преступность в современной россии

Опубликовано: 16.05.2024

За несоблюдение налогового законодательства виновные лица (как физические, так и юридические) несут ответственность 3 видов;

  1. Налоговую (по НК РФ)
  2. Административную (по КоАП РФ)
  3. Уголовную (по УК РФ).

Уголовная ответственность наступает при совершении налоговых правонарушений в крупных и особо крупных размерах. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) ответственность за налоговые преступления рассматривается в статьях – 198 и 199, 199.1 – 199.4.

Статья 198 называется «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».

Статья 199 – «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Статьи 199.1 – 199.4 дополнительно введены в УК РФ с 10.08.2017.

Статья 199.1 посвящена неисполнению обязанностей налогового агента,

Статья 199.2 – сокрытию денежных средств (имущества) организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов, взносов).

Статьи 199.3 – 199.4 посвящены уклонению страхователей от уплаты взносов на «травматизм».

Статья 199.3 регламентирует действия в отношении страхователей – физических лиц, статья 199.4 – в отношении страхователей-организаций.

Уголовная ответственность – самое тяжелое наказание. Ведь виновный в налоговом преступлении должен не только заплатить не уплаченные налоги и штрафы, он может быть лишен свободы (заключен под стражу).

Во всех рассмотренных далее случаях действует правило – если правонарушение совершено впервые, то лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при условии полной оплаты недоимки, штрафов и пеней по налогам (сборам, взносам), начисленным по НК РФ, за неуплату которых данное физическое лицо было привлечено к ответственности (

Общие сведения

Уголовная ответственность за налоговые преступления регулируется статьей № 199 Уголовного кодекса Российской федерации. Здесь четко прописаны меры наказания за совершенные противоправные действия в сфере налогообложения. Однако, что можно считать уклонением от уплаты налогов и положенных сборов?
На языке действующего законодательства, противоправным действием считается умышленное сокрытие доходов или неуплата положенных сумм с последующим использованием этих средств в личных интересах. При этом здесь понимаются не только действия, направленные на совершение преступления, но и бездействие, которое повлекло за собой непоступление средств в государственную казну.

Круг понятий, определяющих налоги и сборы весьма разнообразен. Сюда относятся:

  • финансовые операции;
  • оформление патента;
  • регистрация товарного знака;
  • другие юридически значимые операции.

Важно! Маркировка спиртосодержащей продукции и сборы за предоставление услуг связи не попадают под определение налоговой базы.

Непредставление декларации в налоговый орган

К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.

Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:

  • на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;
  • кто должен был контролировать этот процесс;
  • был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.

: приговор Серпуховского городского суда Московской области от 2 июня 2011 года по делу № 1-37/2011 и Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24 июня 2013 года по делу № 22-6971/2013.

И в том, и в другом деле суд выявил факт неправомерного применения организацией спецрежима. Несмотря на это, главный бухгалтер компании так и не подал в налоговый орган декларации по НДС и налогу на прибыль за те периоды, когда организация уже была не вправе применять выбранный спецрежим.

В ходе судебного разбирательства не было выявлено ни одного факта, подтверждающего, что главный бухгалтер совершил преступление по указанию своего руководителя.

: привлечение главного бухгалтера к уголовной ответственности.

Виды противоправных действий

В Уголовном кодексе существуют 3 статьи, определяющие меры наказания за совершенные налоговые преступления в различных сферах деятельности:

  • № 194 — таможенные пошлины и сборы, виновными признаются частные лица и коммерческие организации;
  • № 198 — уклонение от уплаты налогов физическими лицами;
  • № 199 — уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;
  • № 199.1 — нарушение взятых обязательств налоговыми агентами.

Все четыре пункта объединяет общий итог противоправных действий: недополучение госбюджетом определённой денежной массы.

Статья 194 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 198 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 199 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 199.1 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Объект правонарушения

В отношении данных преступлений объектом считаются отношения в финансовой сфере, касающиеся формирования госбюджета и внебюджетных фондов. Здесь можно выделить два основных понятия:

  • налог — безвозмездный платёж индивидуального характера, который взимается с частных лиц и организаций;
  • налоговый сбор — обязательный взнос, являющийся предметом финансовых отношений между плательщиком и государством.

Налогоплательщиками считаются все лица, которые обязаны уплачивать налоги с полученной финансовой прибыли. Таким образом, объектом преступления можно считать налоги:

  • подоходные;
  • на имущество;
  • таможенные сборы;
  • обязательные пошлины.

Следовательно, совершённым преступлением являются противоправные действия в этих сферах, совершенные вопреки действующему законодательству. В свою очередь, такие злодеяния подразделяются на 2 формы: по злому умыслу и неосторожности, что предполагает различные меры ответственности.

Объективная сторона

Объективной стороной совершенного преступления принято считать злонамеренное уклонение налогоплательщика от уплаты положенных налогов либо включение в декларацию недостоверных сведений с целью сокрытия доходов.
Налоговые декларации должны предоставляться в налоговые организации по месту регистрации плательщика не позднее 30 апреля каждого года. Несвоевременное предоставление отчетной документации может классифицироваться как бездействие, что также предполагает определенные меры ответственности.

Субъективная сторона

Здесь принимается во внимание умысел, который определяет степень ответственности обвиняемого. Вообще, субъективной стороной данных преступлений являются умышленность и неосторожность. В первом случае, обвиняемый чётко осознаёт, что совершает противоправные действия либо намеренно бездействует, позволяя совершаться преступлению. Во втором, виновник не осознаёт последствий либо рассчитывает их избежать.
Поэтому при расследовании таких дел надлежит установить, что к ответственности привлекается именно непосредственный виновник, который действовал осознанно и полностью отдавал отчет своей противоправной деятельности.

Способы уклонения

Существуют такие действия, которые можно классифицировать в качестве совершенного преступления:

  • сокрытие объектов;
  • сокрытие денежных средств;
  • проведение скрытых операций с целью уменьшения налогового бремени;
  • сокрытие части финансового оборота компании;
  • проведение фиктивных финансовых операций с целью сокрытия от надзорных органов основного источника доходов.

Во всех перечисленных действиях чётко прослеживается злой умысел, что характеризует их в качестве свершившихся преступлений в налоговой сфере.

Договоры, предотвращающие двойное налогообложение

Это международные соглашения, заключенные между Россией и рядом других стран, направленные на избежание двойного налогообложения, а также предупреждающие уклонение от уплаты налогов. В упрощённом варианте, это действует так: лицо, владеющее капиталом или получающее прибыль за рубежом, облагается налогом в соответствии с действующим законодательством этого государства. При этом необходимая для этого сумма может вычитаться из налоговой ставки, которая подлежит уплате на территории России, при условии, что она не превышает величину, которая взимается в стране на аналогичный размер капитала или полученной прибыли.
С каждым государством заключается свой договор, с учётом действующего законодательства на его территории. При этом в рамках соглашения предусматривается взаимопомощь по взиманию налогов с иностранных резидентов.

Величина ущерба

Ключевой стороной в определении вины и меры наказания является размер причинённого ущерба. Уголовную ответственность предусматривает только крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов и сборов.
В частности, в рамках статьи 199.1 крупным размером считается налоговая задолженность за 3 финансовых года, превышающая сумму 5 000 000 рублей. Под особо крупным размером подразумевается задолженность за аналогичный отчетный период, но сумма увеличивается до 15 000 000 рублей.

Расследование налоговых преступлений: доказывание

Налоговые и экономические преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ признаются таковыми только в случае, если такое деяние совершено преднамеренно, с прямым умыслом, в частности, с целью полной или частичной неуплаты налогов и сборов. Также следует учитывать, что основанием (для налоговых органов) направления материалов налоговой проверки в отдел следственных органов по налоговым преступлениям является установление виновности конкретного лица. Умышленный характер каждого из видов рассматриваемых налоговых преступлений устанавливается на основании косвенных доказательств, и чаще всего это связано с отсутствием прямых доказательств, таких как: показания свидетелей; документы, подтверждающие фактические намерения виновника; файлы ведения «черной бухгалтерии». В следственной практике, умысел виновного лица на совершение налогового преступления доказывается совокупностью обстоятельств его совершения. Процессуальной оценке при расследовании налоговых преступлений, в свою очередь, подлежат выявленные обстоятельства, их взаимозависимость и взаимосвязь.

Одной из существенных проблем в борьбе с налоговыми преступлениями, с которыми сталкиваются правоохранительные органы, является доказывание умысла виновного налогоплательщика. С позиции налоговой службы об умышленных действиях налогоплательщика свидетельствуют установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, а также установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными лицами взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности.

Уклонение от налоговых выплат

Согласно статье № 199, любое лицо, признанное налогоплательщиком обязано предоставлять декларацию о доходах. Любое уклонение от обязательств, в том числе включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений карается по закону.

Состав преступления

Совершённое преступление определяется следующими признаками:

  • обвиняемый не подает налоговую декларацию либо включает в отчётность недостоверные сведения с целью сокрытия истинного размера доходов.;
  • следствием совершенных действий является не поступление в казну определенных сумм;
  • размер сокрытых налогов причисляется к крупному и особо крупному размеру.

Данные пункты подразумевают злой умысел и осознанность совершения противоправных действий, следовательно, предполагают уголовную ответственность.

Размеры сумм, которые влекут уголовное наказание

Как уже упоминалось, ответственность наступает лишь в тех случаях, когда предполагается ущерб в крупных и особо крупных размерах. Если речь идёт о неуплате налогов, уголовная ответственность наступает с 5 000 000 рублей, полученных за 3 финансовых года, при условии, что задолженность составляет более 25% от положенных к уплате сумм.
Если составом преступления является сокрытие имущества, облагаемого налогом, порогом ответственности становится сумма в 250 000 рублей.

Когда по результатам проведённой проверки обнаруживается недоимка, превышающая приведённые значения, возбуждается уголовное дело.

Как избежать ответственности

Уголовное преследование не предполагается, если размер неуплаченных налогов ниже обозначенных порогов. В этом случае, виновные подлежат административному взысканию, которое предполагает денежный штраф в установленном размере.

Важно! Образовавшуюся задолженность придется закрывать в любом случае, со всеми накопившимися штрафами и пени за период просрочки.

Указание в декларации заведомо ложных сведений

Указание в декларации заведомо ложных сведений

Ещё одно уголовно наказуемое налоговое преступление, которое может совершить юридическое лицо, описывается в статье 199 УК РФ как «включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений». Под словосочетанием «такие документы» в данном случае подразумеваются те документы, которые служат обоснованием для исчисления и уплаты налогов.

Чтобы вы лучше понимали, указание каких ложных сведений может привести к привлечению юридического лица к уголовной ответственности, проиллюстрируем данный вид налоговых преступлений примером из судебной практики.

: постановление Президиума Верховного суда республики Татарстан от 3 мая 2021 года № 44-Г-60.

В ходе судебного разбирательства был доказан факт составления руководителем организации фиктивных договоров, на основе которых составлялись счета-фактуры и другие документы бухгалтерского учёта. После этого заведомо ложные сведения из этих документов указывались в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль.

Важное значение в этом деле имел сам факт умышленного составления фиктивных договоров. Ведь очевидно, что лицо, составлявшее такие документы, вряд ли могло не знать, что это повлечёт за собой указание в декларациях ложных сведений. И как следствие – неуплату налогов.

: привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.

Наказание

Согласно статье 199, виновные в неуплате налогов в крупном размере могут быть оштрафованы на сумму до 300 000 рублей либо приговариваются к принудительным работам сроком до 24 месяцев. Кроме этого, здесь предполагается тюремное заключение до 2-х лет с ограничением заниматься определённым видом коммерческой деятельности на 3 года.
Если речь идет о причинении ущерба в особо крупных размерах или преступление совершается организованной группой лиц, штраф увеличивается до полумиллиона рублей, срок содержания под стражей остается неизменным: до 2-х лет.

Методы противодействия

В настоящее время, государство предпринимает такие шаги по предупреждению налоговых преступлений:

  • изменение правовой базы с целью перекрытия легальных лазеек для совершения махинаций;
  • ужесточение мер ответственности;
  • работа над улучшением деятельности контролирующих организаций.

В целом, профилактические меры призваны стабилизировать финансово-экономические отношения внутри страны, и обеспечить приток налоговых средств в бюджет в полном объёме.

Сроки давности

Согласно действующему законодательству, виновные не могут привлекаться к уголовной ответственности, если с момента совершения преступления в финансовой сфере прошло более 3-х лет. При условии, что в противоправных действиях не прослеживается отягчающих обстоятельств.
Видео на тему налогообложения

Пока рано подводить итоги работы налоговых органов за 2020 год. Но на основании данных за 9 месяцев текущего года уже сейчас можно на «языке цифр» обрисовать истинную картину налогового контроля — 2020.

1. Камеральные проверки

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).


По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 9 мес.2020 года) составили 15,3 тыс.руб. (налог, пени, штраф). За аналогичный период 2019 года на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,4 тыс. руб. (налог, пени, штраф).


Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего 5,7 млн. проверок, из которых результативных — 0,2 млн. руб. проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 4,6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 2,5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года по Москве было проведено 5, 7 млн. проверок всего, результативных — 0,2 млн. руб. проверки с доначислениями (налог, пени, штраф) в сумме почти 6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 3, 5 млрд. руб.).

Общее количество проверок, а также результативных в 2019 и 2020 году совпадает:


Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 9 мес.2020 года, то ее размер — 22,9 тыс.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 году (за 9 мес.) этот показатель составлял — 30.7 тыс. руб. на 1 проверку.

Результативность 1 камеральной проверки в 2020 году, по сравнению с 2019 годом снизилась на 7,8 тыс. руб. (на 9,5%).


2. Выездные проверки

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.


В 2019 году доначислений на 1 выездную проверку было больше на 4,5 млн. руб. Снижение количества выездных проверок и общих доначислений вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).

Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего — 736 проверок, из них результативных — 698 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 29,8 млрд. руб. (из них налогов — 20,5 млрд. руб.).

В 2019 году за 9 месяцев в Москве проведено 1 155 проверок, из них результативных — 1 086 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 36,3 млрд. руб. (из них налогов — 25, 8 млрд. руб.)


По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку за 9 мес. 2020 года составили 42,7 млн.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 — 33,4 млн.руб.

Таким образом, за 9 месяцев 2020 года средняя сумма доначислений по московским выездным проверкам увеличилась с 33,4 млн. руб. до 42,7 млн. руб., т.е. на 28%. Мораторий и пандемия не мешают инспекторам ставить свои рекорды по доначислениям.


3. Споры по ст. 54.1 НК РФ

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).


Тем не менее, хочется радоваться этим победам и надеяться на изменение картины на более радужную для налогоплательщиков. Тем более, что в текущем году отмечены новые подходы судов к некоторым нюансам применения ст. 54.1 НК РФ. Например, суды соглашаются с возможностью налоговой реконструкции действительных обязательств компании, когда реальность расходов не оспаривается, но сделки не соответствуют положениям ст.54.1 НК РФ, наметились правила оценки судами проявления налогоплательщиками коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов (например, Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, Определение ВС РФ от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064, Постановления АС Западно — Сибирского округа от 02.07.2020 Ф04-611/2020, от 22.10.2020 по делу № А27-14675/2019, АС Московского округа от 11.09.2020 № А76-25957/2018).

Кстати, ФНС скоро выпустит в свет Обзор судебной практики с рекомендациями для налоговых органов по применению положений столь «скользкой» статьи Налогового кодекса и хочется верить, что некоторые правила игры станут более понятными для компаний и возможно, формализма и перегибов «на местах» будет гораздо меньше.

4. «Добровольное» уточнение налоговых обязательств

Приоритетной в деятельности налоговых органов становится именно аналитическая, превентивная работа.

Курс ФНС на развитее и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств явно дает неплохие результаты, так:

за 8 месяцев 2020 года поступления по аналитической работе достигли 64 млрд.руб., из них 48 % были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно;

в Московской области за 9 месяцев 2020 года сумма поступивших в бюджет платежей по результатам контрольно-аналитической работы составила 5,9 млрд. руб., что на 23,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Налогоплательщики увеличили свои налоговые обязательства на 7,1 млрд. руб., уменьшили сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 4,2 млрд. руб. и уменьшили сумму заявленного к возмещению НДС на 1,2 млрд. руб.;

в Санкт-Петербурге сумма дополнительных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. руб., что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

5. Послаблений в сборе налогов не будет!

В июле был опубликован проект Плана деятельности Минфина РФ на 2020-2025 годы: собрать налогов не менее 99 %.

К такому показателю обещают идти плавно. Так, в 2020 году план собираемости — 98,72%, в 2021 — 98,79%, 2022 — 98,86% и в 2023 — 98,93%.


Похоже, это еще один «звонок», свидетельствующий об усилении налогового контроля, а значит, бизнесу пора всерьез задуматься о порядке в учете и отчетности в своих компаниях и принять срочные меры по снижению налоговых рисков.

6. Налоговые преступления

За 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях. За время следствия по ним возмещено недоимки на сумму почти 20 млрд.руб. Такие данные озвучил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на оперативном совещании с руководителями подразделений центрального аппарата и региональных отделений ведомства (Xисточник — Российская газета — Федеральный выпуск. 2020. № 239 (8293)).

В 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Даже не имея данных за весь 2020 год, вполне можно предположить, что количество дел по налоговым преступлениям будет не ниже уровня прошлого года.

Цифры говорят сами за себя, не требуя излишних комментарий. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес и личная свобода.

Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании. В этом может помочь проведение системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.

Краткое содержание:


Начнем сначала

Налоговая преступность считается такой же важной, как все другие виды противоправных действий, и занимает одно из ведущих мест в системе уголовного права.

Налоговые преступления подразделяются на виды:

 уклонение от уплаты налогов и сборов физическим лицом,

 уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом,

 неисполнение обязанностей налогового агента,

 сокрытие имущества от взыскания в счёт пополнения бюджета.

Ответственность за эти преступления детально регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 198–199.2)

Налоговые преступления настолько стремительно растут, что иногда превышают иные виды преступности в экономической сфере.

Безусловно, что материальное положение, а точнее, низкий уровень жизни, играют весомую роль в развитие преступности. Если обратиться к данным статистики, то можно увидеть, что средняя заработная плата граждан в регионах варьируется от 30 000 рублей, а подоходный налог составляет 13%. Следовательно, оставшегося дохода не хватает на жизнь. А если есть большая семья, кредиты, они сейчас у всех, да и вообще затраты на жизнь не малые, то как быть?

Юридические лица, в свою очередь, пытаются наживаться за счёт государства. Они платят своим сотрудниками заработные платы «в конвертах», не трудоустраивают официально. И всё это для того, чтобы не делиться своей прибылью. Ещё хуже, когда организации работают нелегально и даже официально не регистрируются.

Чем это грозит?

Спадом экономической ситуации в стране, которая неблагоприятно влияет на развитие общества и государства, ведь налоговая система является ведущим звеном. Если исходить из положения статьи первой Конституции РФ, согласно которому Российская Федерации – это правовое государство, то напрашивается вывод о том, что рост преступности, в том числе и налоговой, однозначно не позволяет считать нашего государство правовым, когда происходят такие антиобщественные действия.

С марта 2020 года и по сей день Россия переживает трудный период. Во стране, как и во всём мире, распространился коронавирус, который изменил нашу жизнь и нанёс ущерб многим отраслям, особенно экономической.

Не смотря на то что Президент дал указания по временному приостановлению налоговых выплат для отдельных категорий граждан и юридических лиц, остальное население продолжает являться налогоплательщиками. К чему это приводит? К социальному расслоению и имущественному неравенству. Почему одним можно не платить, а мне нет? Отсюда и возникают налоговые преступления. Для того, чтобы прожить в период пандемии, люди стараются сократить свои расходы и уплата налогов для них имеет маловажное значение.

Считаю, что в большинстве случаев власти сами виноваты в том, что в казну государства ежегодно не доходит нужное число налогов. Необходимо поддерживать на должном уровне и постоянно увеличивать уровень прожиточного минимума так, чтобы хватало не только на продуктовую корзину, но и на удовлетворение иных потребностей.

Не отрицаю, что физические и юридические лица также виноваты, многие вообще становятся закоренелыми преступниками и планируют свои антизаконные действия заранее, выжидают нужного момента. По этим причинам и обществу и государству необходимо держаться вместе, действовать во взаимосвязи, чтобы избегать развития преступности.

Основными способами совершения налоговых преступлений являются:

 Полное и частичное скрытие своей деятельности в бухгалтерских документах.

 Неправильное указание экономических показателей, которые таким образом позволяют уменьшить размер налоговой базы.

 Искажение объекта налогообложения. Это может быть занижение реальной цены на реализуемую продукцию, подмена объектов налогообложения.

 Нарушение учёта экономических показателей.

 Несанкционированная деятельность, то есть не постановка на учёт в налоговых органах, открытие счетов в банках без уведомления налоговой.

Соответственно все эти способы и нужно ликвидировать законными путями.

Помимо этого стоит отдельное внимание уделить антикоррупционной деятельности. Ни для кого не секрет, как проводятся многие налоговые проверки. Сотрудники закрывают глаза на нарушения и оставляют произвол безнаказанным.

Многие, будучи юридически не подкованными, просто не знают, что грозит за неуплату налогов и сборов. По этой причине следует повышать правовой уровень культуры населения.

Ни исключаются рецидивы налоговой преступности. В последнее время рецидивисты вообще активизировались и потеряли чувство страха. Следует досконально пересмотреть положения, касающиеся налоговой и уголовной ответственности, усилить санкции и сроки наказания. Так сложилось, что русский народ только под угрозой запрета и карательных мер понимает, что так делать нельзя.

Сотрудники правоохранительных органов также играют ведущую роль по борьбе с налоговой преступностью. Нужно систематически повышать их профессиональный уровень, проводить аттестации в целях улучшения деятельности и выполнения возложенных на них функций.

В действующем законодательстве прослеживаются неточности и неясности, правовые пробелы и коллизии, которые мешают осуществлять детальное правовое регулирование налоговой системы. Для устранения таких проблем следует постоянно принимать нормативно-правовые акты, которые направлены на поддержание достойного уровня жизни, сосредоточение мер в отношении искоренения антиобщественной деятельности и развития налоговой преступности.

Для прогнозирования и выявления дальнейших проблем следует проводить ежедневный мониторинг и анализ условий, причин, показателей динамики налоговых правонарушений.

Искоренение таких факторов как срытая деятельность, разница между доходами и расходами, неполная и неточная отчётность за полученную прибыль поможет России выйти на путь к формированию поистине правого государства и достойному развитию всех сфер жизни.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 02.06.2020 2020-06-02

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Ю. А. Криминологическая характеристика налоговой преступности / Ю. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71029/ (дата обращения: 20.05.2021).

В данной статье рассматривается криминологическая обстановка в сфере налогообложения, тенденцию уклонения от уплаты налогов, уровень латентности налоговых преступлений.

Ключевые слова: уплата налогов, налоговые преступления, система налоговых преступлений, профилактика совершения налоговых преступлений.

Криминологическая ситуация в области налогообложения за прошедшие годы характеризовалась ростом преступности, ее масштабным характером и высокой латентностью. Несмотря на меры, принятые на законодательном уровне для минимизации налогообложения, уклонение от уплаты налогов продолжает оставаться сложной экономической и правовой проблемой.

Последние изменения в структуре и динамике налоговых преступлений свидетельствуют о том, что проникновение преступников в налоговую сферу становится все более организованным и профессиональным. Уровень и качество интеллектуальной поддержки данного вида незаконной деятельности постоянно растет, ведется интенсивный поиск и внедрение новых способов совершения налоговых преступлений.

В настоящее время в России продолжается реформа экономики и финансового сектора. В связи с этим происходит изменение налоговой политики государства. Неотъемлемой частью этого процесса является построение новой системы налогообложения, что, в свою очередь, невозможно без эффективного механизма взыскания налоговой задолженности. Необходимость в этом во многом обусловлена присутствием большого количества недобросовестных налогоплательщиков, которые, игнорируя свое конституционное обязательство своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, скрывая денежные средства и имущество, препятствуют налоговым органам в процессе взыскания задолженности с хозяйствующих субъектов.

Изучая налоговые преступления, прежде всего, необходимо определить их криминологические характеристики. Среди основных криминологических характеристик налоговой преступности большинство авторов выделяет динамику, уровень и структуру. Как уже отмечалось, развитие современной российской налоговой системы сопровождается значительным увеличением количества налоговых преступлений и правонарушений. По мнению экспертов, в результате невыполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно теряет от 35 до 45 % бюджетных средств [2, с. 174].

Уклонение от уплаты налогов широко распространено и является основной причиной неполучения налогов в государственной казне. Среди основных причин высокой латентности, выделяемой специалистами в отношении экономических преступлений, можно назвать отсутствие потерпевших и других лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении.

В результате совершения налоговых преступлений в первую очередь затрагиваются интересы государства. Основная часть населения относится к нарушителям налогов толерантно или даже сочувственно и не только не помогает государственным регулирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но также способствует совершению преступлений. Часто работники предприятий знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей компаний, но, тем не менее, они редко предпринимают какие-либо действия, чтобы предотвратить это.

Практика выплаты работникам с их согласия заработной платы из неучтенных денежных средств и без надлежащей регистрации в бухгалтерских документах стала широко распространенной. Другие причины высокой латентности налоговых преступлений включают в себя:

– изобретательность налоговых преступников;

– тщательная маскировка их налоговых преступлений;

– отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений;

– наличие большого промежутка времени (от года и более) между моментом совершения и моментом обнаружения налогового преступления [3, с. 366].

Некоторые авторы указывают на недостатки в деятельности органов, в обязанности которых входит раскрытие налоговых преступлений. Преступность характеризуется не только количественными, но и качественными показателями. К последнему относится структура преступности.

Обращаясь к показателям, можно увидеть высокий удельный вес налоговых преступлений в сокрытии доходов (прибыли) или других объектов налогообложения. Более половины преступлений такого типа совершаются в особо крупных размерах, что дополнительно указывает на значительное увеличение числа крупных собственников, которые не хотят платить налоги в государственный бюджет по разным причинам и используют для этих целей различные уловки и маскировки, надеясь избежать разоблачения и наказания.

Анализ статистических данных показывает, что уголовные преступления, направленные на уклонение от уплаты налогов, составляют 45,7 % от общего числа налоговых преступлений. Из этого следует, что налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, которые предусматривают самые большие отчисления в бюджет [1, с. 102].

Преобладание преступлений, связанных с неуплатой подоходного налога, объясняется уязвимостью механизма к его затратам на процесс уплаты налогов, предусматривающим ряд исключений, а также наличием льгот для его уплаты, что применяются плательщиками, чаще всего, незаконно. В этом случае повышенный уровень мотивации среди преступников также влияет на них, так как их главной целью является сохранении прибыли и их собственности.

Естественно, что появление и рост числа уклоняющихся от налогов является одним из важнейших признаков неэффективности действующей системы налогообложения и налогового администрирования. Противодействие девиантному поведению в сфере налогообложения является одной из актуальных проблем в России.

Таким образом, только устраняя все причины, заставляющие налогоплательщика скрывать свои доходы от государства и избегать уплаты налогов и сборов, можно будет решить проблему. В то же время не следует забывать, что развитая налоговая система является неотъемлемым элементом современной экономики, условием успешного развития государства и общества. Поддержка государственной налоговой системы является одной из важнейших задач деятельности общества в целом и каждого человека.

  1. Бакунин А. В. Некоторые проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования // Вестн. ИЭАУ. — 2019. — № 10. — С. 94–103.
  2. Соловьев И. Н. Налоговые преступления: практика работы органов налоговой полиции и судов. — М.: Юрист. — 2018. — 365 с.
  3. Федоров А. В. Основные проблемы налоговой системы Российской Федерации в современных условиях и пути их решения // Экономика и социум. — 2019. — № 7. — С. 366–369.


Налоговое планирование является одним из важнейших элементов процесса управления финансами любой организации, поскольку от его качества зависит величина будущей чистой прибыли, которая, в свою очередь, служит основным критерием выбора инвестиционного проекта.

Термин «налоговое планирование» достаточно часто встречается в экономической литературе, но, несмотря на это, единства понимания в этом вопросе не наблюдается. Ряд авторов под налоговым планированием понимают исключительно деятельность налогоплательщика, направленную на минимизацию его налоговых платежей. Однако налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи, но и упорядочивать финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Следует также различать налоговую оптимизацию и минимизацию. Под налоговой оптимизацией подразумеваются законные способы снижения налоговых платежей, сюда не относят уклонение от уплаты налогов за счет создания разного рода специальных схем, включая регистрацию в офшорных зонах.

Налоговое планирование может осуществляться как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне этот процесс рассматривается с позиции государства, а также органов местного самоуправления, на микроуровне – с позиции хозяйствующего субъекта (корпорации). Налоговое планирование на уровне организации называют корпоративным налоговым планированием.

Цели, которые ставятся на этих уровнях, различаются. Если для государства и муниципальных образований первоочередным является пополнение доходной части соответствующего бюджета, и чем больше этих средств будет собрано, тем лучше, то для хозяйствующего субъекта всегда актуален вопрос оптимизации, снижения налоговых платежей.

Чем стабильнее налоговая система государства, тем успешнее будет налоговое планирование на микроуровне. В налоговой системе России ежегодно происходят изменения, Налоговый кодекс РФ постоянно дополняется. Однако если первоначальные изменения были масштабны и значительны, то в последние несколько лет поправки носили скорее «косметический» характер. В 2018 г. закончился введенный на четыре года мораторий на изменения в налоговой системе. С 2019 г. появился новый федеральный налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и новый специальный налоговый режим – налог на профессиональный доход, но пока в порядке эксперимента в четырех субъектах РФ (г. Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане), следовательно, вопрос грамотного налогового планирования по-прежнему остается крайне актуальным.

Под налоговым планированием следует понимать составляющую общеэкономического планирования, направленную на упорядочение деятельности хозяйствующего субъекта по минимизации налоговых платежей в полном соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

Налоговое планирование на уровне корпорации тесно связано с финансовым планированием и бухгалтерским учетом. Поэтому для повышения эффективности деятельности в целом и налогового планирования в частности любая организация должна стремиться к качественному выполнению следующих операций:

– прогнозирование налогооблагаемой базы;

– подготовка необходимых для ее уменьшения документов;

– исключение всех переплат налогов;

– исключение всех недоплат налогов как оснований для применения штрафных санкций;

– исключение нарушения сроков уплаты налогов;

– правильное ведение бухгалтерского учета;

– исключение сокрытия оборотов;

– тщательный расчет авансовых платежей в бюджет;

– правильное использование налоговых льгот .

Для осуществления грамотного налогового планирования в корпорации необходимо соблюдать принципы налогового планирования. К ним обычно относят:

– принцип законности (основополагающий принцип) – соблюдение требований действующего налогового законодательства в полном объеме при осуществлении налогового планирования;

– принцип выгодности – снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;

– принцип реальности и эффективности – использование законных возможностей и инструментов, обеспечивающих достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;

– принцип альтернативности – рассмотрение как можно большего количества альтернативных вариантов налогового планирования;

– принцип оперативности – корректировка планов в случае изменения налогового законодательства;

– принцип понятности и обоснованности – система должна быть понятна, а все ее составные части должны иметь экономическое и правовое обоснование.

В процессе налогового планирования традиционно выделяют несколько взаимосвязанных между собой этапов:

1. Формулирование цели и задач нового бизнеса. Этот этап связан с созданием организации и решением вопроса о возможности использования предоставляемых законодательством налоговых льгот.

2. Выбор наиболее выгодного в отношении налогов места расположения организации и ее подразделений, дочерних компаний, филиалов и руководящих органов.

3. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и используемой системы налогообложения.

4. Формирование налогового поля организации с целью анализа налоговых льгот по каждому налогу и составление детального плана их использования.

5. Разработка системы договорных отношений. Планирование с учетом налоговых последствий всевозможных форм сделок.

6. Составление журнала типовых хозяйственных операций, служащего основой ведения бухгалтерского и налогового учета. Анализ возможных налоговых рисков (возможных штрафов, санкций).

7. Использование налогового менеджмента, включая технологии внутреннего контроля налоговых расчетов и правонарушений в данной сфере.

Сфера налогообложения – одна из самых приоритетных частей функционирования государства, в том числе и в Российской Федерации. Одним из важных аспектов налогового планирования является правонарушения. На основание чего действуют различные аспекты и задачи правоохранительных органов для борьбы с противоправными деяниями налоговой системы Российской Федерации.

Правонарушения налоговой системы наряду с административными и уголовными, представляют собой не меньшую опасность, так как рост масштабов налоговых нарушений приводит к развитию теневого сектора экономики. Совершенствование экономики требует модернизации методов налогового администрирования и контроля, так как данный процесс затрагивает интересы государства в целом и способствует развитию безопасности страны.

Материал и методы исследования

Налоговые правонарушения включают в себя все виды преступлений, представляющие собой общественно опасные социально-правовые явления. К объекту налоговых нарушений относят:

– процесс взимания налогов и других обязательных платежей;

– контроль своевременности и полноты их уплаты налогов и сборов в бюджеты различных уровней [2].

В современных условиях развития рыночной экономики наблюдается стремительное расширение способов скрытия налогов, а также весомого занижения налогооблагаемой прибыли. Если сравнить с другими способами экономических нарушений доля официально зафиксированных незаконных уклонений от уплаты налогов может казаться относительно незначительной, то динамика данных процессов выглядит опасной. За неуплату налогов в первом полугодии 2018 года возбудили 1700 уголовных дел. В абсолютных цифрах это на 6 % меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. Но при этом в прошлом году уголовные дела возбуждались только в половине случаев, а сейчас этот процент возрос до 55. Так, в первом полугодии 2018 года было выявлено 49 миллиардов рублей причиненного ущерба. И почти половину из них, то есть 24 миллиарда рублей, удалось возместить уже в ходе проведения доследственной проверки и расследования уголовного дела.

На основании представленных данных Федеральной службы государственной статистики выявлено следующее:

– 68,9 % граждан приговорено к штрафу за неуплату налогов;

– 13,7 % приговорены к лишению свободы, из которых к реальному сроку 11,6 %;

– за 2018 год удовлетворено 48,5 % гражданских исков по защите налоговых интересов государства [1].

Если сравнивать эти суммы с результатом прошлого года, то выявленный ущерб возрос на 11 миллиардов. По данным ФНС самыми опасными схемами уклонения от налогов являются:

– фиктивные сделки (схемы оптимизации налогов через однодневки);

– дробление бизнеса с целью применения спецрежима;

– применение льготных налоговых ставок;

Результаты исследования и их обсуждение

Статистика налоговых органов свидетельствует, что только 18 % всех субъектов налоговых отношений, имеющихся в России, рассчитываются по своим налоговым обязательствам своевременно и в полном объеме, 53 % – осуществляют платежи нерегулярно и несвоевременно, а 29 % вообще не платят налоги [6] 0,35. Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3 %), торговле (17,4 %), строительстве (17 %), сельском хозяйстве (11,6 %). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 4,7 %, в кредитно-финансовой сфере – 2 % от всех выявленных нарушений. Также в данном вопросе стоит отметить следующие промышленные отрасли, такие как: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (2,5 %), машиностроение и металлообработка (3 %), пищевая (4,3 %). Проведя более углубленный анализ правонарушений в сфере налогов отметим, что стабильно высокий уровень криминализации наблюдается топливно-энергетическом комплексе (14,7 % от числа всех предприятий ТЭК), в сфере добычи и переработки природного газа (23,1 %), в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающая промышленности (21,2 % и 12,7 % соответственно), в сфере электроэнергетики (10,3 %), угольной промышленности (12,2 %). Что касается уровня налоговых правонарушений в черной и цветной металлургии, то он составляет – 3,2 и 2 % соответственно.

Вместе с тем достаточно сильная криминализация наблюдается и в деятельности экономических субъектов на внешнем рынке. Максимальное число налоговых нарушений органами Федеральной налоговой службы РФ в 2017 году было выявлено при проведении экспортных операций природного газа, продукции нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, горнорудной промышленности, лесозаготовках и деревообработке, черной и цветной металлургии, а также при импорте продуктов питания, импорте сельхоз оборудования [1].

Более 2,8 млн организаций налогоплательщиков числятся на территории России, и к сожалению, из этого числа треть субъектов не занимаются предоставлением отчетности и уплатой налогов; число только выявленных должников составляет 1285 предпринимательских единиц, средняя сумма задолженности каждого составляет около 2,8 млрд руб.; индивидуальная задолженность 89 предприятий перерастает сумму в 100 млрд руб. (для сравнения такие цифры составляют 42 % от общей задолженности в бюджет).

Выводы или заключение

Основные пути снижения тенденции налоговых преступлений:

1) снижение кризисных проявлений в современной российской экономике, для развития финансового положение бизнеса и населения;

2) снижение чрезмерной налоговой нагрузки на налогоплательщика;

3) поддержка конкурентных условий в бизнесе;

4) приведение налогового законодательства к понятной, конкретной форме путем объединения, упрощения норм, исключения противоречий и состыковка его с реальным положением дел в экономике;

5) совершенствование механизмов взаимодействия между законодательными налоговыми органами, органами налогового контроля, таможенной службой и другими контролирующими органами;

6) решение проблем в несогласованности действий органов предварительного расследования, судебных органов и арбитражного суда;

7) повышение ответственности налоговых органов за факт наложения излишних штрафных санкций, незаконного привлечения к административной ответственности, неправомерного контроля органами ФНС, блокировки банковских счетов и т. д. [4];

8) совершенствование информационно-технологической инфраструктуры, повышение навыков инспекторов использования форм и методов налогового контроля;

Министр финансов России Антон Силуанов 30.03.2018 утвердил отчет о выполнении ФНС России своего плана работы в 2017 году. В данном отчете были раскрыты следующие действия со стороны государства в рамках налогово-административного регулирования:

  • применение риск-ориентированного подхода снизило административное давление на бизнес, сократило число выездных проверок почти в 3 раза (с 58 тыс. в 2012 г. до 19 тыс. в 2017 г.) и сделало их существенно эффективными;
  • усовершенствованы программные средства налогового контроля, технологические процессы в автоматизированной информационной системе «Налог-3»;
  • АСК «НДС-2» каждый квартал обрабатывает 1,5 млн налоговых деклараций;
  • проведение работы над созданием единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей – на основе информационных ресурсов таможенных и налоговых органов;
  • благодаря переходу на новый порядок применения контрольно-кассовой техники в налоговых органах зарегистрировано более 540 000 касс (это 134 % от старого парка ККТ);
  • в пилотном проекте маркировки меховых изделий в 2017 году зарегистрировано 1410 участников (всего – 9882), промаркировано 2,3 млн изделий (всего – более 5 млн);
  • в системе маркировки лекарств зарегистрировано 456 организаций, 43 препарата, промаркировано 2,9 млн упаковок лекарств;
  • улучшение межведомственного взаимодействия позволили выявлять сокрытую налоговую базу и недостоверную информацию при расчете налогов, обеспечить полноту налоговых поступлений в бюджет.

Кроме всего прочего, была создана и успешно функционирует система Tax free; в настоящее время ведется работа по созданию и совершенствованию ФГИС «ЕГР ЗАГС» (федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния) и др. [3].

В заключение следует сказать, что налогоплательщики в своем стремлении снизить налоговые обязательства по разным экономическим и иным причинам, пытаются найти все новые пути ухода от налогов, а в иных случаях и возможности перевода доходов в сферу теневой экономики. Из-за этого возрастают требования к функционированию налоговой системы и налоговых органов, а именно повышение гибкости и скорости адаптации элементов государственного регулирования налоговой сферы к создаваемым условиям, а также проявлениям схем ухода от налогов для оперативного их выявления и создания оптимальной среды для поступления налогов в бюджет.

Читайте также: