Наличие налоговых привилегий и иммунитетов является исключением из принципа

Опубликовано: 12.05.2024

КОНВЕНЦИЯ
о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах
межгосударственных экономических организаций,
действующих в определенных областях сотрудничества

Государства - участники настоящей Конвенции,

желая содействовать развитию деятельности межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, и тем самым способствовать укреплению дружественных отношений между государствами - членами этих организаций,

договорились о нижеследующем:

I. Введение

Статья I

В настоящей Конвенции:

а) "межгосударственная экономическая организация, действующая в определенных областях сотрудничества" (в дальнейшем "Организация"), означает международную организацию, членами которой являются государства, учрежденную на основе международного договора для координации действий ее членов по сотрудничеству и кооперированию в определенных областях экономики, науки и техники;

б) "государство пребывания" означает государство, на территории которого имеется местонахождение Организации, ее органа или созывается заседание ее органа;

в) "помещения Организации" означает любое здание или часть здания, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок, используемые Организацией с согласия государства пребывания;

г) "представительный орган" означает орган Организации, состоящий из представителей государств-членов;

д) "представители государств" означает представителей государств-членов в представительных органах Организации, членов делегаций, направляемых государствами - членами Организации на заседания этих органов, а также наблюдателей;

е) "должностные лица" означает сотрудников Организации, которые решением ее представительного органа отнесены к категории должностных лиц и указаны в списке этих лиц, сообщаемом Организацией государствам местонахождения Организации и ее органов, а также другим государствам - членам Организации;

ж) "главное должностное лицо Организации" означает руководителя административно-исполнительного органа Организации, назначенного ее представительным органом, полномочным согласно учредительным документам Организации;

з) "наблюдатели" означает представителей государств - нечленов Организации, участвующих по приглашению Организации в заседаниях ее органов, а также в созываемых Организацией совещаниях и конференциях.

Статья II

Настоящая Конвенция применяется к организациям:

а) всеми членами которых являются государства - участники настоящей Конвенции, или

б) все государства-члены которых примут решение об этом, или

в) в учредительных документах которых предусматривается применение к ним настоящей Конвенции.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ

Статья III

Международная правосубъектность Организации

При реализации положений статьи II государства-участники будут учитывать, что согласно настоящей Конвенции предусмотренные ею привилегии и иммунитеты предоставляются организациям, которые обладают международной правосубъектностью, вытекающей из положений их учредительных документов в целом, и которые в этом качестве могут в соответствии с указанными документами и решениями их полномочных представительных органов заключать международные соглашения и выступать в международных отношениях в объеме, необходимом для осуществления их целей и функций.

Статья IV

Внутригосударственная правосубъектность Организации

1) Организация признается юридическим лицом.

2. Организация пользуется правоспособностью, необходимой для выполнения возложенных на нее функций, и, в частности, может:

а) заключать договоры;

б) приобретать, арендовать и отчуждать имущество;

в) выступать в суде.

Статья V

Неприкосновенность помещений, архивов и документов

Помещения Организации, а также архивы и документы Организации, в том числе служебная корреспонденция, независимо от места их нахождения, являются неприкосновенными.

Статья VI

Иммунитет от юрисдикции

Имущество и активы Организации пользуются иммунитетом от любой формы административного и судебного вмешательства, за исключением случаев, когда сама Организация отказывается от иммунитета.

Статья VII

Освобождение от налогов и сборов

1. Организация и занимаемые ею помещения освобождаются от прямых налогов и других имеющих налоговый характер обязательных платежей и сборов, как общегосударственных, так и местных, за исключением платежей за коммунальные и другие подобные виды обслуживания.

2. Организация освобождается от таможенных сборов и ограничений при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для служебного пользования.

Статья VIII

Освобождение от финансового контроля

Финансовая деятельность Организации не подлежит контролю центральных или местных властей государства пребывания.

Статья IX

Льготы по связи

Организация пользуется на территории каждого государства члена Организации не менее благоприятными условиями в отношении первоочередности, тарифов и ставок почтовой, телеграфной и телефонной связи, чем те, которыми в этих государствах пользуются дипломатические представительства.

Статья Х

При соблюдении законодательства, действующего в государстве местонахождения Организации, Организация вправе в соответствии со своими целями и функциями издавать и распространять произведения печати, публикация которых предусмотрена учредительными документами Организации или постановлениями ее полномочного представительного органа.

III. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГОСУДАРСТВ

Статья XI

Привилегии и иммунитеты

1. Представители государств пользуются:

а) иммунитетом от личного ареста или задержания, а также от юрисдикции судебных и административных учреждений в отношении всех действий, которые могут быть ими совершены в качестве представителей;

б) неприкосновенностью служебной корреспонденции и документов;

в) освобождением от таможенных пошлин и сборов (за исключением складских сборов и сборов за перевозку) на предметы, предназначенные для личного пользования и для официального пользования делегаций государств;

г) освобождением от таможенного досмотра личного багажа, если нет серьезных оснований предполагать, что багаж содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен или регулируется карантинными правилами соответствующего государства - участника Конвенции;

д) освобождением от прямых налогов и сборов в отношении заработной платы, выплачиваемой им государством, которое они представляют;

е) освобождением от личных повинностей.

2. Положения п.п."д" и "е" п.1 настоящей статьи применяются к членам семьи представителя, сопровождающим его, если они не являются гражданами соответствующего государства - участника настоящей Конвенции или не проживают в нем постоянно.

3. Представители государств в главном представительном органе Организации пользуются кроме привилегий и иммунитетов, указанных в п.1 настоящей статьи, привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми в данном государстве дипломатическим представителям.

4. Положения пп.1 и 3 настоящей статьи не применяются к взаимоотношениям между органами государства и представителями этого государства.

Статья XII

Отказ от иммунитета

Привилегии и иммунитеты, предусмотренные статьей XI настоящей Конвенции, предоставляются упомянутым в этой статье лицам исключительно в служебных интересах. Каждое государство может отказаться от иммунитета своего представителя во всех случаях, когда, по мнению этого государства, иммунитет препятствует осуществлению правосудия и отказ от иммунитета не наносит ущерба целям, в связи с которыми он был предоставлен.

IV. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Статья XIII

Привилегии и иммунитеты

1. Должностные лица:

а) не подлежат судебной и административной ответственности в отношении всех действий, которые могут быть ими совершены в качестве должностных лиц;

б) освобождаются от личных повинностей;

в) освобождаются от прямых налогов и сборов в отношении заработной платы и иных вознаграждений, выплачиваемых им Организацией;

г) освобождаются от таможенных пошлин и сборов (за исключением складских сборов и сборов за перевозку) на предметы, предназначенные для личного пользования, включая предметы для обзаведения при первоначальном въезде в государство местонахождения Организации или ее органов, а также от получения разрешения для вывоза указанных предметов при выезде из этого государства. Ввезенные должностными лицами предметы могут отчуждаться ими в государствах местонахождения Организации или ее органов в соответствии с порядком, установленным в этих странах.

2. Положения п.п."б" и "г" п.1 настоящей статьи применяются к членам семьи должностного лица, проживающим совместно с ним, если они не являются гражданами государств местонахождения Организации или ее органов или не проживают в них постоянно.

3. Главное должностное лицо Организации пользуется кроме привилегий и иммунитетов, указанных в п.1 настоящей статьи, привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми в данном государстве дипломатическим представителям.

4. Положения п.п."б", "в" и "г" п.1 настоящей статьи не применяются к взаимоотношениям между должностными лицами и органами государства, гражданами которого они являются или на территории которого постоянно проживают.

Статья XIV

Отказ от иммунитета

Привилегии и иммунитеты, предусмотренные статьей XIII настоящей Конвенции, предоставляются должностным лицам исключительно в интересах Организации и независимого выполнения этими лицами служебных функций. Главное должностное лицо Организации имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу Организации, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует осуществлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Организации. В отношении главного должностного лица Организации право отказа от иммунитета принадлежит назначившему его представительному органу.

V. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья XV

Содействие представителям государств
и должностным лицам

1. Государство - участник настоящей Конвенции предоставляет представителям государств в органах Организации, делегациям государств на заседаниях органов Организации и созываемых ею совещаниях и конференциях, а также должностным лицам необходимые возможности для выполнения их функций. Государство пребывания, в частности, оказывает содействие в предоставлении указанным выше лицам служебных и жилых помещений, медицинской помощи и других социальных и коммунальных услуг в соответствии с порядком, установленным в данном государстве.

2. Положения п.1 настоящей статьи не относятся к представителям государств и должностным лицам, являющимся гражданами государства пребывания или лицами, постоянно проживающими на его территории.

Статья XVI

Уважение законодательства государств

Организация и лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоящей Конвенции, обязаны уважать законодательство государства - участника настоящей Конвенции, на территории которого они находятся.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья XVII

Настоящая Конвенция открыта для подписания до 31 декабря 1981 года.

Статья XVIII

После даты, указанной в статье XVII, настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение депозитарию.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций

Принята резолюцией 22 A Генеральной Ассамблеи от 13 февраля 1946 года

Статья I

Юридическое лицо

Раздел 1.

Объединенные Нации являются юридическим лицом и правомочны:

а) заключать договоры;

b) приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им;

c) возбуждать дела в суде.

Статья II

Имущество, фонды и актив

Раздел 2.

Объединенные Нации, их имущество и актив, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда организация сама определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае. Однако предполагается, что никакой отказ от иммунитета не распространяется на судебно-исполнительные меры.

Раздел 3.

Помещения Объединенных Наций неприкосновенны. Имущество и актив Объединенных Наций, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем ли исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий.

Раздел 4.

Архивы Объединенных Наций и вообще все документы, принадлежащие Организации или находящиеся в ее распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.

Раздел 5.

Не будучи ограничены финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода,

а) Объединенные Нации могут располагать фондами, золотом или валютой любого рода и производить операции в любой валюте;

b) Объединенные Нации могут переводить свои фонды, золото или валюту из одной страны в другую, или в пределах любой страны, и обращать любую валюту, находящуюся в их распоряжении, в любую другую валюту.

Раздел 6.

При пользовании своими правами согласно предшествующему разделу 5, Объединенные Нации должны считаться с любыми представлениями со стороны правительства каждого Члена Организации, поскольку Организация признает, что такие представления могут быть приняты во внимание без ущерба для интересов Объединенных Наций.

Раздел 7.

Объединенные Нации, их актив, доходы и другая собственность:

а) освобождаются от всех прямых налогов; однако предполагается, что Объединенные Нации не будут требовать освобождения от обложения такими налогами, которые в действительности

b) освобождаются от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе Организацией предметов для служебного пользования. Однако предполагается, что предметы, ввозимые в изъятие из общих правил, не будут продаваться в стране, в которую они ввезены иначе, как на условиях, согласованных с Правительством этой страны;

с) освобождаются от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе собственных изданий.

Раздел 8.

Хотя Объединенные Нации не требуют, как правило, освобождения от акцизных сборов и налогов, включаемых в покупную цену при продажах движимого и недвижимого имущества, тем не менее, в тех случаях, когда Объединенные Нации покупают для официальных целей значительное имущество, обложенное или подлежащее обложению пошлиной или налогом, Члены Организации всякий раз, когда это возможно, принимают соответствующие административные меры к освобождению от уплаты пошлины или налога или к возвращению уже уплаченной суммы.

Статья III

Средства связи

Раздел 9.

Для своих официальных средств связи Объединенные Нации пользуются на территории каждого Члена Организации не менее благоприятными условиями, чем те, которые Правительство этого Члена Организации предоставляет любому другому правительству, включая его дипломатические представительства, в отношении приоритета, тарифов и ставок на почтовые отправления, каблограммы, телеграммы, радиограммы, телефото, телефон и другие средства связи, а также в отношении тарифов, установленных для прессы, при передаче информации для печати и радио. Официальная корреспонденция и другие официальные сообщения Объединенных Наций не подлежат цензуре.

Раздел 10.

Объединенные Нации имеют право пользоваться шифром и получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров или вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.

Статья IV

Представители Членов Организации

Раздел 11.

Представителям Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно, предоставляются следующие привилегии и иммунитеты:

а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей;

b) неприкосновенность всех бумаг и документов;

с) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ;

d) изъятие их самих и их жен из ограничений по иммиграции, регистрации иностранцев или государственной служебной повинности в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают во исполнение своих служебных обязанностей;

е) те же льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, какие предоставляются представителям иностранных правительств, находящимся во временных служебных командировках;

f) те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям;

g) прочие привилегии, иммунитеты и льготы, не противоречащие вышеизложенному, какими пользуются дипломатические представители, за исключением права требовать освобождения от таможенных сборов на ввозимые товары (не составляющие часть их личного багажа) или от акцизных сборов или сборов с продаж.

Раздел 12.

Для обеспечения полной свободы слова и независимости при исполнении ими служебных обязанностей представителям Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, продолжает предоставляться судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного или написанного ими, а также в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей; этот иммунитет продолжает предоставляться даже после того, как лица, которых это касается, уже не являются представителями Членов Организации.

Раздел 13.

Когда обложение какой-либо формой налогов зависит от местожительства, период времени, в течение которого представители Членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций и на конференциях, созываемых Объединенными Нациями, находятся в стране для исполнения своих обязанностей, не зачитывается в срок пребывания.

Раздел 14.

Привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов Организации не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой в Объединенных Нациях. Поэтому Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда по мнению Члена Организации иммунитет препятствует отправлению правосудия, причем этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.

Раздел 15.

Положения разделов 11, 12 и 13 не применяются к взаимоотношениям между представителем и властью страны, гражданином которой он состоит или представителем которой он является или являлся.

Раздел 16.

Понятие «представители» в настоящей статье включает всех делегатов, их заместителей, советников, технических экспертов и секретарей делегаций.

Статья V

Должностные Лица

Раздел 17.

Генеральный Секретарь определяет категории должностных лиц, по отношению к которым применяются положения настоящей статьи и статьи VII. Он представляет это распределение по категориям Генеральной Ассамблее, после чего оно сообщается Правительствам всех Членов Организации. Фамилии должностных лиц, включенных в эти категории, будут периодически доводиться до сведения Правительств Членов Организации.

Раздел 18.

Должностные лица Объединенных Наций:

а) не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц;

b) освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им Объединенными Нациями;

с) освобождаются от государственных служебных повинностей;

d) освобождаются вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев;

е) пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованным при соответствующем правительстве;

f) пользуются вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, теми же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов;

g) имеют право ввезти беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.

Раздел 19.

Кроме иммунитетов и привилегий, указанных в разделе 18, Генеральный Секретарь и все Помощники Генерального Секретаря пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям.

Раздел 20.

Привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам в интересах Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный Секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Генерального Секретаря, право отказа от иммунитета принадлежит Совету Безопасности.

Раздел 21.

Объединенные Нации постоянно сотрудничают с соответствующими властями Членов Организации в целях облегчения надлежащего отправления правосудия, обеспечения выполнения предписаний полиции и предупреждения каких-либо злоупотреблений в связи с привилегиями, иммунитетами и льготами, упомянутыми в настоящей статье.

Статья VI

Эксперты в командировках по делам Объединенных Наций

Раздел 22.

Эксперты (иные, чем должностные лица, к которым относится статья V), выполняющие поручения Объединенных Наций, пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для независимого выполнения их функций в продолжение командировок, включая время, потраченное на поездки в связи с командировками. В частности им предоставляется:

а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж;

b) всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей. Этот судебно-процессуальный иммунитет продолжает предоставляться даже после того, как лица, которых это касается, уже не состоят в командировке по делам Объединенных Наций;

с) неприкосновенность всех бумаг и документов;

d) право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями;

е) те же льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, какие предоставляются представителям иностранных правительств, находящихся во временных служебных командировках;

f) те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям.

Раздел 23.

Привилегии и иммунитеты предоставляются экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для личной выгоды экспертов. Генеральный Секретарь имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, предоставленного эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций.

Статья VII

Пропуска Объединенных Наций

Раздел 24.

Объединенные Нации могут выдавать своим должностным лицам пропуска Объединенных Наций. Эти пропуска Объединенных Наций признаются и принимаются властями Членов Организации, как законные документы для совершения поездок, причем принимаются во внимание положения раздела 25.

Раздел 25.

Просьбы о выдаче виз (где они требуются) от лиц, имеющих пропуска Объединенных Наций, когда эти просьбы сопровождаются удостоверением, что эти лица едут по делам Объединенных Наций, рассматриваются в кратчайший срок. Кроме того, таким лицам предоставляются льготы для быстрого передвижения.

Раздел 26.

Льготы, подобные указанным в разделе 25, предоставляются экспертам и другим лицам, которые, хотя и не имеют пропусков Объединенных Наций, но снабжены свидетельствами о том, что они следуют по делам Объединенных Наций.

Раздел 27.

Генеральный Секретарь, помощники Генерального Секретаря и Директоры, едущие с пропусками Объединенных Наций по делам Объединенных Наций, пользуются теми же льготами, какие предоставляются дипломатическим представителям.

Раздел 28.

Положения настоящей статьи могут применяться к соответствующим должностным лицам специализированных учреждений, если это предусмотрено в соглашении об установлении связи, согласно статьи 63 Устава.

Статья VIII

Разрешение Споров

Раздел 29.

Объединенные Нации устанавливают положения для соответствующих способов разрешения:

а) споров, возникающих в связи с контрактами, или других споров по вопросам частного права, в которых Объединенные Нации являются стороной;

b) споров, затрагивающих какое-либо должностное лицо Объединенных Наций, которое, в силу своего официального положения пользуется иммунитетом, если Генеральный Секретарь не отказался от этого иммунитета.

Раздел 30.

Все разногласия, возникающие из толкования или применения настоящей конвенции, передаются на рассмотрение Международного Суда, за исключением случаев, когда стороны соглашаются разрешить их иным путем. В случае возникновения разногласия между Объединенными Нациями, с одной стороны, и Членами Организации, с другой, запрашивается, согласно статье 96 Устава и Статута Суда, консультативное заключение по любому затронутому юридическому вопросу. Заключение Суда признается сторонами решающим.

Заключительная статья

Раздел 31.

Настоящая конвенция представляется каждому члену Объединенных Наций для присоединения.

Раздел 32.

Присоединение производится посредством сдачи на хранение Генеральному Секретарю Объединенных Наций акта о присоединении, причем конвенция вступает в силу в отношении каждого отдельного Члена Организации в день сдачи на хранение каждого отдельного акта о присоединении.

Раздел 33.

Генеральный Секретарь извещает всех Членов Объединенных Наций о получении каждого акта о присоединении.

Раздел 34.

Предполагается, что когда акт о присоединении будет передан от имени какого-либо Члена Организации, последний будет в состоянии, согласно его собственным законам, выполнять условия настоящей конвенции.

Раздел 35.

Настоящая конвенция остается в силе в отношении Объединенных Наций и каждого Члена Организации, передавшего акт о присоединении, до тех пор, пока этот Член Организации будет оставаться Членом Объединенных Наций, или до тех пор, пока Генеральной Ассамблеей не будет утверждена пересмотренная общая конвенция, и данный Член Организации не присоединится к такой пересмотренной конвенции.

Раздел 36.

Генеральный Секретарь может заключать с любым Членом или любыми Членами Организации дополнительные соглашения, регулирующие положения настоящей Конвенции, поскольку это касается данного Члена или данных Членов Организации. Эти дополнительные соглашения, в каждом случае, подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей.

Общие условия

§ 1121. Соглашения о создании международных организаций всегда предполагают заключение специального соглашения о предоставлении привилегий и иммунитетов данной организации, персоналу центральных учреждений и миссиям, прибывающим из других стран, а также всем тем, кто выезжает за границу и участвует в ее работе. При предоставлении этих привилегий и иммунитетов обычно делается ссылка на привилегии и иммунитеты дипломатов. Главам организаций и их непосредственным заместителям предоставляются привилегии и иммунитеты главы дипломатической миссии; самым старшим должностным лицам предоставляются привилегии и иммунитеты дипломатов соответствующего ранга.

Такая процедура считается подходящей, так как национальные власти уже привыкли иметь дело с дипломатами; кроме того, она не умаляет престижа, когда речь идет о должностных лицах, которые становятся профессиональными дипломатами, но все-таки она приводит к тому, что некоторые привилегии и иммунитеты, предоставляемые международным должностным лицам, не всегда точно соответствуют тому, что им необходимо.

§ 1122. Иммунитеты, необходимые международным должностным лицам, отличны от иммунитетов, предоставляемых дипломатам, и это обстоятельство обычно четко фиксируется в соответствующем соглашении.

Дипломатические иммунитеты предоставляются и гарантируются международным правом. Цель их заключается в том, чтобы предоставить дипломатам возможно полные гарантии на территории, где они осуществляют свою деятельность, с тем чтобы они имели полную свободу действий. Иммунитет от юрисдикции, освобождающий их от компетенции судов данной страны; личный иммунитет, который ограждает их от ареста; таможенные привилегии, позволяющие им ввозить с собой и импортировать впоследствии все необходимое для домашнего обзаведения и протокольных мероприятий и т. д.; фискальные привилегии, в силу которых они освобождаются от всякого контроля за их финансовыми средствами,- все это направлено на то, чтобы гарантировать свободу действий по отношению к принимающей стране. Однако дипломаты продолжают оставаться под юрисдикцией посылающей их страны; суды этой страны полномочны рассматривать наказуемые нарушения закона, в то время как местные суды не могут делать этого. Таким образом, может быть возбуждено судебное разбирательство как по гражданским, так и по уголовным делам. Налоговые власти обычно облагают налогом жалованье дипломатов, работающих за границей. Таким образом финансовые дипломатические льготы, которыми они пользуются в стране пребывания, только относительны. Единственно реальными льготами являются предоставляемые им таможенные льготы. Но поскольку все эти меры являются частью всемирной системы взаимности, привилегиями, предоставляемыми одной страной иностранным дипломатам, пользуются, таким образом, дипломаты во всех других странах.

§ 1123. Положение международных должностных лиц, по крайней мере тех, кто работает в центральных учреждениях или в учреждениях, имеющих такой же статус, весьма отличается. В уставах международных организаций, как правило, указывается, что иммунитеты предоставляются в служебных интересах, то есть в интересах организации. Поскольку страна пребывания международных должностных лиц согласилась на их присутствие, маловероятно, что ее власти будут препятствовать их деятельности, осуществляемой в интересах и данной страны. Однако в то же самое время эти должностные лица не должны при исполнении своих обязанностей действовать вопреки закону.

Отличительной чертой этих льгот является то, что иммунитеты, предоставляемые международному должностному лицу, носят всеобъемлющий характер, ибо международные должностные лица, которые пользуются полным иммунитетом от юрисдикции, не могут привлекаться к суду судебными органами какой-либо страны, в то время как иммунитеты, предоставляемые дипломату, представляют собой всего лишь передачу компетенции, так как дипломаты продолжают оставаться под юрисдикцией судов своих стран. Поскольку в соглашениях о привилегиях и иммунитетах всегда указывается, что они предоставляются должностным лицам в интересах выполнения служебных обязанностей, а не для их личной выгоды, соответствующие власти этих организаций могут отказаться от этих привилегий и иммунитетов. Однако это право, а не юридическое обязательство. Поэтому было бы, по-видимому, целесообразным учредить своего рода международную юстицию, компетентную рассматривать все дела, не подпадающие под национальную юрисдикцию.

Конкретные примеры

§ 1124. Привилегии и иммунитеты международных должностных лиц могут рассматриваться в зависимости от того, на какие из нижеследующих четырех категорий они распространяются:

I на штаб-квартиру или постоянное учреждение организации;

II на официальную миссию, находящуюся на территории государства - члена организации;

III на официальную миссию, находящуюся на территории государства, не являющегося членом организации;

IV на транзит через территорию государства, в котором нет официальной миссии.

Штаб-квартира или постоянные учреждения

§ 1125. Международные должностные лица находятся в ином положении, чем дипломаты. Поскольку международные должностные лица осуществляют административную деятельность в интересах сообщества государств и поскольку государство, на чьей территории они проживают и работают, заинтересовано в успехе их деятельности упомянутые проблемы должны решаться в духе статуса государственных служащих государств-членов.

§ 1126. Государственные служащие не несут персональной ответственности за содеянное при исполнении ими своих служебных обязанностей. Ответственность за это лежит на учреждении, в котором они работают. Если их деятельность привела к нанесению ущерба третьей стороне, учреждение обязано предоставить потерпевшим компенсацию. Таким образом, возникает необходимость в предоставлении международным должностным лицам со стороны их организации такого же иммунитета от юрисдикции. Иммунитет от юрисдикции, как правило, распространяется на акты, совершенные при исполнении служебных обязанностей всеми постоянными международными должностными лицами, которые также пользуются большинством фискальных привилегий. Но поскольку не существует международного трибунала, правомочного разбирать дела, в которых организация или ее должностные лица выступают в качестве стороны, организации обязаны учредить некую процедуру рассмотрения таких дел.

§ 1127. Должностным лицам обычно предоставляются определенные льготы при оплатах в иностранной валюте. Они также должны быть изъяты из-под действия полицейских постановлений, касающихся иммиграции и иностранных рабочих, и эти должностные лица должны иметь право на беспошлинный ввоз домашней мебели и утвари, а также своих автомобилей.

§ 1128. Проблема предоставления международным должностным лицам налоговых привилегий более сложна. Когда была основана Лига Наций, договоренность о предоставлении фискального иммунитета должностным лицам этой организации принимающим государством была достигнута довольно легко, потому что число лиц, которых это касалось, было ограничено, а принцип, которого придерживались, заключался в том, что международные должностные лица должны быть так же независимы от принимающего государства, как и дипломаты. Впоследствии, ввиду роста числа международных организаций и лиц, претендовавших на предоставление им налоговых привилегий, налоговые власти стали менее покладистыми. В отличие от дипломатов международные должностные лица не подпадают под действие налоговых законов своей страны, поскольку это противоречило бы международному характеру организаций и привело бы к серьезным расхождениям в размерах чистой заработной платы должностных лиц одинакового ранга, но различных национальностей.

§ 1129. В силу разных причин некоторые организации (Организация Объединенных Наций, Западноевропейский союз, европейские сообщества) учредили внутренний налог на жалованье своих должностных лиц. Поскольку фонд заработной платы в конечном итоге распределяется между государствами-членами, чьи взносы, таким образом, соответственно уменьшаются, этот налог представляет собой всего лишь бухгалтерское крючкотворство.

Обложение налогом жалованья международных должностных лиц для покрытия общих административных расходов международной организации пока еще не предвидится, и на сегодня большинство международных должностных лиц не платят подоходный налог на жалованье, получаемое ими от организаций, в которых они работают.

§ 1130. В организациях политического характера, персонал которых нуждается в широком ограждении своей деятельности, обычно предоставляются следующие иммунитеты:

I личный иммунитет от ареста, за исключением случаев, когда нарушитель "пойман на месте преступления";

II иммунитет от судебного преследования за действия, совершенные при исполнении своих международных функций;

III фискальный иммунитет в отношении жалованья, выплачиваемого из фондов организации;

IV таможенные привилегии; эти привилегии, включающие льготы, которые предоставляются иностранным агентам при покупке автомобилей, электрических приборов и радиоприемников, могут в любое время быть отменены принимающей страной;

V освобождение от полицейских и иммиграционных формальностей для должностных лиц и их семей;

VI гарантированная возможность выехать из страны в случае возникновения международной напряженности.

§ 1131. Принимающее государство часто дает руководителям международных организаций некоторые дополнительные льготы, рассматривая их как глав дипломатических представительств. Сюда обычно относятся широкий иммунитет от юрисдикции по гражданским и уголовным делам и таможенные льготы, подобные льготам, которые даются главам дипломатических представительств. Однако эти льготы носят характер любезности. Подобные иммунитеты могут также предоставляться на основе специального соглашения международным должностным лицам, работающим в учреждении, открытом в стране, которая не является страной пребывания штаб-квартиры организации.

§ 1132. Предоставляемые льготы мало чем отличаются друг от друга. Должностные лица специализированных учреждений Организации Объединенных Наций пользуются в стране размещения штаб-квартиры такими же привилегиями и иммунитетами, как и должностные лица самой ООН. Должностным лицам межправительственных организаций, не относящихся к ООН, предоставляются, в общем, привилегии и иммунитеты, весьма схожие с привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми должностным лицам ООН, и они отличаются между собой в зависимости от государства только в незначительных пределах.

§ 1133. В соглашениях всегда предусматриваются условия, при которых в случае необходимости можно отказаться от этих иммунитетов, для того чтобы могло восторжествовать правосудие.

Официальная миссия на территории государства-члена

§ 1134. Такие же льготы должны предоставляться всем лицам; работающим в филиалах организации (экспертам), и вообще всем лицам, нанятым международной организацией и работающим вне ее центральных учреждений, будь то миссия по оказанию технической помощи или какой-либо другой вид деятельности организации. Организация должна заранее сообщить об этой миссии и получить одобрение правительства соответствующей территории. Только после этого миссия приобретает официальный характер и гарантирует ее членам защиту и особое отношение со стороны данного государства. Для успеха миссии ее члены также должны пользоваться свободой передвижения по стране и иметь возможность проводить беспрепятственно любые расследования, которые они сочтут целесообразными. Они должны иметь возможность взять с собой весь необходимый персонал, и этот персонал должен пользоваться теми же иммунитетами и льготами, что и они сами. Именно по этой причине, когда в уставе или учредительных постановлениях международных организаций перечисляются иммунитеты, они могут быть более широкими для персонала миссий, чем для должностных лиц, работающих в штаб-квартирах или постоянных учреждениях в не их.

§ 1135. Международный суд постановил, что члены миссий, направленные ООН в зарубежные страны, находятся под защитой того государства, на чьей территории они работают, даже если это государство не является членом данной организации, и оно несет ответственность за них. Таким образом, международное законодательство предоставляет действенную защиту членам официальных миссий.

§ 1136. Если сотрудники организации выезжают в командировку из штаб-квартиры организации в ее учреждения, находящиеся в другой стране, такие поездки не представляют собой миссий, а являются обычной поездкой в государства - члены данной организации. Соответствующая организация выдает таким сотрудникам командировочный лист или проездной документ, а их безопасность гарантируется положениями о привилегиях и иммунитетах соглашения о штаб-квартире.

Официальная миссия на территории государства, не являющегося членом организации

§ 1137. Если предполагается послать миссию в государство, не являющееся членом направляющей миссию организации, иммунитеты, на которые миссия может претендовать, следует обговорить заранее. Если до приезда миссии, которая в большинстве случаев носит технический характер, будут решены все вопросы, с тем чтобы она могла незамедлительно начать свою работу, то это значительно облегчит дело.

Фактически миссия может претендовать на защиту властей и их особое содействие, которые ей могут понадобиться, только в том случае, если о ее прибытии объявлено заблаговременно и если принимающее государство дало свое согласие.

Примечательно, что Международный суд постановил, что миссии ООН, находясь на территории того или иного государства, даже если это государство не является членом организации, имеют право на его защиту и что принимающее государство несет ответственность в случае, если по его вине или халатности возникает инцидент, который приводит к нанесению ущерба.

Должностные лица, осуществляющие транзит через территорию государства, на территории которого не осуществляется какой-либо официальной миссии

§ 1138. При транзите международным миссиям, а также их багажу и имуществу не предоставляются какие-либо особые льготы в отношении неограниченного передвижения.

Если миссиям требуются специальные условия для хранения или транспортировки багажа и имущества, просьба об этом должна подаваться заранее. Наличие специального проездного документа, если организация Имеет право па его выдачу, также упростит такие процедуры.

Титульный лист Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории

Оглавление Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории

Содержание Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Правовые привилегии
§ 1. Историко-правовой аспект развития категории «привилегия»
§2. Понятие и признаки правовых привилегий
§3. Цели и функции правовых привилегий
§4. Виды правовых привилегий
Глава II. Правовые иммунитеты
§ 1. Историко-правовой аспект развития категории «иммунитет»
§ 2. Понятие и признаки правовых иммунитетов. 91-1
§ 3. Цели и функции правовых иммунитетов
§ 4. Виды правовых иммунитетов
Глава III. Проблемы совершенствования привилегий и иммунитетов в
российском законодательстве
Заключение
Библиография

ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Объективные реалии политикоправовой жизни заставляют по иному взглянуть на основополагающие принципы российской юридической доктрины. К их числу, безусловно, относится и принцип правового равенства. Как и всякий принцип, правовое равенство, - общее правило с многочисленными исключениями. Важным направлениям научного анализа является изучение таких исключений. В число правовых отступлений от принципа равноправия входят привилегии и иммунитеты.
Привилегии и иммунитеты выступают в качестве универсальных юридических средств, создают режим благоприятствования своим обладателям, устанавливая дополнительные гарантии, изъятия и облегчения из общего порядка. Без всякого сомнения, привилегии и иммунитеты представляют собой отступление от конституционного принципа равноправия граждан. Однако подобное отступление не нарушает данный принцип и не противоречит ему. Государство устанавливает определенные изъятия и облегчения для отдельных субъектов в зависимости от защищаемого интереса, выполняемой функции и некоторых других обстоятельств. Применение привилегий, тем самым, причинно обусловлено необходимостью справедливого распределения материальных и социальных благ для обеспечения деятельности, направленной на принесение пользы государству и обществу, компенсации «затрат» у лиц, выполняющих соответствующие обязанности. Именно в таком контексте привилегии и иммунитеты воспринимались представителями российской юридической науки дореволюционного периода1.
С установлением Советской власти привилегия стала ассоциироваться с
1 См.: Ефимов В.В. Догма римского права. СПб., 1901; Шалланд Л.Л. Иммунитет народных представителей. Т. 1. Юрьев, 1911.

классовым неравенством и была по сути исключена из правового оборота. Более того, сам термин «привилегия» был синонимом правонарушения.
Необходимо отметить, что правовые нормы, закрепляющие преимущества субъектов, наделенных властными полномочиями, характерны для законодательства советского периода. Однако, дискуссия в обществе и науке по данному вопросу возникла во время проведения правовой, экономической, социальной реформ 1990-х гг., когда ослабло регулирующее воздействие социальных норм - права, морали, обычаев, традиций. Немало было и просто популистских лозунгов о борьбе с привилегиями, направленных на сиюминутные политические выгоды.
Современное российское законодательство употребляет, хотя и достаточно редко, понятие привилегия для обозначения законных, положительных преимуществ. Широко используется данное понятие и в нормах международного права. Но случаи отождествления привилегии и правонарушения остаются (И.Я. Дюрягин).
Следовательно, особенно актуальна проблема «реабилитации» привилегии, как категории, занимающей свою нишу в механизме правового регулирования общественных отношений.
Актуальность настоящему исследованию придает острота вопросов, касающихся пределов и объемов привилегий у определенного рода субъектов, соответствие их не только юридическим, но и моральным нормам, абсолютизации иммунитета, значительном расширении круга лиц, им обладающих.
Научная и практическая значимость работы. Работа направлена на изучение привилегий и иммунитетов как особых правовых категорий, наделяющих преимуществами одних субъектов перед другими. Тем самым затрагиваются проблемы возможности отступления от принципа правового равенства, соотнесения данного принципа с принципом социальной справедливости, отграничения привилегии и иммунитетов от других

и т. п.) так и в форме особых прав-прерогатив, имеющих по большей части властную природу. Примерами таких прав являются права депутатов Государственной Думы РФ на законодательную инициативу, на парламентский запрос, на приём в первоочередном порядке должностными лицами, па неприкосновенность (Закон РФ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в редакции от 5 июля 1999 года)1.
В качестве примера привилегий, выступающих в виде освобождения от каких-либо обязанностей, можно привести закреплённый в ст. 51 Конституции РФ свидетельский иммунитет, согласно которому определённые категории лиц освобождаются от обязанности давать свидетельские показания по уголовному или гражданскому делу.
Вместе с тем, само разделение привилегий на дополнительные права и освобождение от обязанностей носит весьма условный характер. Большинство привилегий выступает как синтез того и другого. Например, право депутата на бесплатный билет в спальном или купейном вагоне поезда есть одновременно и право на совершение поездки в комфортных условиях и освобождение от обязанности оплаты стоимости проезда. Тоже самое относится к праву бесплатного пользования залами для официальных лиц и делегаций, бесплатного пользования правительственной связью и т. п.
В-третьих, привилегии и льготы относятся к юридическим средствам, направленным на более полное удовлетворение интересов и потребностей субъектов.
Рассматривая льготы и привилегии в данном контексте, можно сделать вывод о дуалистической природе этих категорий.
С одной стороны, они выступают в роли своеобразных правовых "инструментов", посредством которых достигается получение определённых преимуществ, улучшающих положение субъектов.
1 См.: Там же. 1999. № 28. Ст. 3466.

Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений

Зарубежные органы внешних сношений государств, их сотрудники и члены семей последних наделены по международному праву определенными иммунитетами и привилегиями. При этом под иммунитетом (от лат. immunitas - «независимость», «неподверженность») понимаются изъятия из-под юрисдикции государства пребывания, а под привилегиями — особые правовые преимущества 1 См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2000. С. 332. .

Особые права и преимущества предоставляются дипломатическим представительствам, консульским учреждениям и их сотрудникам правом внешних сношений, для того чтобы обеспечить им нормальные условия работы, освободить от возможного принудительного воздействия со стороны властей страны пребывания. Кроме того, наличие, например, дипломатического иммунитета и привилегий объясняется тем, что дипломатическое представительство является органом суверенного государства — субъекта международного права, осуществляющего через свое представительство определенные официальные функции.

В доктрине международного права обычно различают привилегии и иммунитеты, относящиеся к помещениям консульских учреждений и дипломатических представительств, их работе, а также личные привилегии и иммунитеты главы и персонала зарубежных органов внешних сношений государств. Их содержание регулируется в основном теми же международно-правовыми актами, которые определяют статус и функции этих органов и должностных лиц.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и консульского учреждения

Помещения дипломатического представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит также специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Основанием для нарушения неприкосновенности представительства не могут служить и события форс-мажорного характера, такие, например, как пожар, стихийные бедствия и т.п. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество вместе со средствами передвижения представительства также пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

Представительство обладает также фискальным иммунитетом. Аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, также освобождаются от всех видов налогов, сборов и пошлин.

Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства также неприкосновенна, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Она доставляется штатными дипломатическими курьерами или дипломатическими курьерами ad hoc, которые обладают безусловной личной неприкосновенностью.

Государство пребывания предоставляет все возможности для выполнения функций представительства. Оно должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Вместе с тем представительство аккредитующего государства может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик только с согласия государства пребывания, как правило, на основе взаимности.

Представительство и его глава обладают такой почетной привилегией, как право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

Привилегии и иммунитеты консульского учреждения во многом схожи с изложенными выше. Его помещения неприкосновенны, и доступ в них возможен только с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства. Как и в случае с дипломатическим представительством, на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.

Консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения обладают фискальным иммунитетом. Архивы, документы и официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенны. В понятие иммунитета консульства входит также право пользоваться всеми подходящими средствами при сношениях со своим правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями в стране пребывания и в других странах. Для этой цели консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, телеграф, электронную почту и другие средства связи, посылать и получать кодированные и шифрованные депеши. С согласия властей государства пребывания консульство может установить радиопередатчик и пользоваться им.

Консульское учреждение имеет привилегию вывешивать государственный флаг представляемого государства и укреплять его герб на здании, занимаемом консульским учреждением, а также на резиденции главы консульского учреждения и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения.

В то же время объем иммунитетов консульского учреждения по ряду вопросов ограничен по сравнению с соответствующими иммунитетами дипломатического представительства. Например, в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты, согласие главы консульского учреждения на проникновение в помещение учреждения представителей местных властей предполагается, а компетентные власти государства пребывания могут потребовать вскрыть консульскую вализу (почтовый мешок консульского курьера) в том случае, если у них есть серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального использования.

Право на неприкосновенность помещений, архивов, документов и корреспонденции, на освобождение от налогообложения, на свободу сношений с правительством посылающего государства, его зарубежными органами внешних сношений, а также на использование флага и герба закрепляется международным правом также за постоянными представительствами государств при международных организациях и специальными миссиями.

Привилегии и иммунитеты персонала дипломатического представительства и консульского учреждения

Объем привилегий и иммунитетов, предоставляемых сотрудникам дипломатического представительства , различается в зависимости оттого, к какой категории персонала принадлежит данное лицо.

Так, например, члены дипломатического персонала пользуются привилегиями и иммунитетами в полном объеме. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

Дипломатические работники пользуются полным иммунитетом от уголовной, а также, с некоторыми изъятиями, от гражданской и административной юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей, и в отношении их по общему правилу не могут применяться исполнительные меры. Только аккредитующее государство может отказаться от иммунитета от юрисдикции членов дипломатического персонала своего представительства.

Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Это правило в значительной степени распространяется также на его бумаги, корреспонденцию и имущество.

Дипломатические работники освобождаются от большинства государственных и муниципальных личных и имущественных налогов, сборов и пошлин, от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуции и военный постой. Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги. Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если только нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. В последнем случае досмотр должен производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.

Все перечисленные права, иммунитеты, привилегии в соответствии с международным правом в полном объеме распространяются на членов семьи дипломата, живущих вместе с ним и не являющихся гражданами государства пребывания. Дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций.

На административно-технический персонал дипломатического представительства и членов их семей, живущих вместе с ними и не являющихся гражданами государства пребывания, распространяется большинство привилегий и иммунитетов дипломатических работников. В то же время иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется только на такие действия этих лиц, которые совершены ими при исполнении своих профессиональных обязанностей. Административно-технические работники могут беспошлинно ввозить предметы на территорию государства пребывания лишь для первоначального обзаведения, и их личный багаж не освобождается от таможенного досмотра.

Что касается членов обслуживающего персонала дипломатических представительств, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.

Примерно так же происходит распределение привилегий и иммунитетов между различными категориями сотрудников представительств государств при международных организациях и специальных миссий.

Иммунитеты и привилегии сотрудников консульских учреждений также зависят оттого, к какой категории работников они принадлежат. Наиболее значительны они у консульских должностных лиц. Тем не менее они значительно уже, чем у дипломатических работников. Это видно, в частности, из того, что консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. В иных случаях они не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы.

Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, за исключением некоторых категорий исков гражданско-правового характера.

Международное право допускает вызов всех категорий работников консульских учреждений в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дед. Тем не менее если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться меры принуждения или наказания. Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением, в частности: косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или обслуживания; сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания; налогов на наследственное имущество, или пошлин на наследование, или налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания; налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала, источник которого находится в государстве пребывания; сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания. Работники обслуживающего персонала консульского учреждения освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую ими за свою работу.

Государство пребывания разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги, предметы, предназначенные для личного пользования консульскими должностными лицами и членами их семей, включая предметы, предназначенные для обзаведения. Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований полагать, что они содержит предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законами и правилами государства пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. В этом случае досмотр должен производиться в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи. Консульские служащие пользуются правом освобождения от таможенных пошлин в отношении предметов, ввезенных во время их первоначального обзаведения.

Как и в случае с работниками дипломатического представительства, государство пребывания обязано освобождать работников консульского учреждения и членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.

Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами с момента его вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении. Привилегии и иммунитеты прекращаются в момент, когда данное лицо оставляет государство пребывания, или по истечении разумного срока, чтобы это сделать, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше, но до этого времени они продолжают действовать даже в случае вооруженного конфликта. Однако в отношении действий, совершаемых консульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает действовать без ограничения срока.

Читайте также: