Надбавка к заработной плате налогообложение

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Надо ли удерживать НДФЛ с дополнительных стимулирующих выплат, исчисленных за счет бюджета субъекта РФ в повышенном размере по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 415, а также с региональных выплат, осуществляемых на основании распоряжения от 29.03.2020 N 129-РГ из бюджета Республики Саха (Якутия)? Подлежат ли обложению НДФЛ отпускные, при расчете которых учитывались эти стимулирующие выплаты?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На основании п. 81 ст. 217 НК РФ стимулирующие выплаты, осуществляемые в соответствии с постановлением Правительства РФ N 415 от 02.04.2020 и постановлением Правительства РФ N 484 от 12.04.2020, не облагаются НДФЛ. Соответствующие дополнительные выплаты в повышенном размере (в данном случае 70% вместо 40%) можно признать выплатами, осуществляемыми субъектом РФ на основании акта Правительства РФ, в связи с чем к таким выплатам может быть применен п. 81 ст. 217 НК РФ, т.е. они также не облагаются НДФЛ.
Применение п. 81 ст. 217 НК РФ к выплатам, осуществляемым на основании Распоряжения N 129-РГ из бюджета Республики Саха (Якутия), на наш взгляд, влечет за собой налоговые риски. В отсутствие официальных разъяснений, полагаем, что такие выплаты лучше облагать НДФЛ в общем порядке.
Доходы в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, при расчете которого учитывались выплаты стимулирующего характера, также не освобождаются от налогообложения НДФЛ.

Обоснование вывода:

Региональные стимулирующие выплаты

Как было сказано выше, на основании п. 81 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта РФ.
Как видим, в этой норме нет ограничений ни по размеру необлагаемых налогом стимулирующих выплат, ни по порядку определения суммы указанной выплаты. В этой связи при применении данной нормы следует учитывать, что применение районного коэффициента по экономическому смыслу позволяет определить лишь размер стимулирующей выплаты и не может рассматриваться как отдельный вид дохода. Поэтому п. 81 ст. 217 НК РФ применим к указанным в нем выплатам стимулирующего характера, включая начисляемые на них районные коэффициенты.
Так, в частности, положения п. 81 ст. 217 НК РФ в полной мере применимы к стимулирующим выплатам, осуществляемым в соответствии с постановлением Правительства РФ N 415 от 02.04.2020 и постановлением Правительства РФ N 484 от 12.04.2020 (смотрите письма Минфина России от 20.07.2020 N 03-04-09/63226, от 16.07.2020 N 03-04-06/61923, ФНС России от 05.06.2020 N БС-4-11/9314@ и др., смотрите также информацию Минздрава России от 27.04.2020).
Действующая редакция п. 81 ст. 217 НК РФ, как следует из ее прямого прочтения, распространяется и на поименованные в нем доходы физических лиц, источником финансового обеспечения которых являются исключительно бюджетные ассигнования бюджета субъекта РФ. Следует отметить, что ранее одним из непременных условий, содержащихся в данной норме, являлось условие о том, что источником финансирования указанных в ней денежных выплат должен был быть исключительно федеральный бюджет (смотрите письмо Минфина России от 15.05.2020 N 03-04-07/39728).
Однако Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ норма п. 81 ст. 217 НК РФ была существенно расширена, в частности, теперь от НДФЛ освобождены не только выплаты, установленные федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, которые производятся из средств федерального бюджета, но и выплаты из бюджетов субъектов РФ. Причем изменения распространяются на указанные выплаты, полученные начиная с 1 января 2020 года. Смотрите дополнительно информацию ФНС России от 11.06.2020 "Стимулирующие выплаты за работу с COVID-19 освобождаются от НДФЛ", письмо ФНС России от 11.06.2020 N БС-2-11/1176@, от 15.06.2020 N БС-4-11/9761@.
Согласно п. 12 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденных вышеназванным постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415, субъект РФ вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта РФ. Это позволяет сделать вывод о том, что соответствующие дополнительные выплаты в повышенном размере (в данном случае 70% вместо 40%) осуществляются субъектом РФ на основании акта Правительства РФ, в связи с чем к таким выплатам может быть применен п. 81 ст. 217 НК РФ (п. 4 Краткой справки о налогообложении дополнительных выплат стимулирующего характера работникам, оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, являющейся приложением к письму Минфина России от 20.07.2020 N 03-04-09/63226, письма Минфина России от 21.10.2020 N 03-04-06/91806, от 28.09.2020 N 03-04-06/84524, от 11.09.2020 N 03-04-09/79950, от 29.07.2020 N 03-04-06/66490, от 16.07.2020 N 03-04-06/61923, ФНС России от 20.10.2020 N БС-4-11/17211@, от 15.10.2020 N БС-4-11/16861@.
Что касается региональных выплат, выплачиваемых на основании распоряжения главы Республики Саха (Якутия) от 29.03.2020 N 129-РГ (далее - Распоряжение N 129-РГ), то, как следует из Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.06.2020 N 184, эти выплаты производятся из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) государственным бюджетным, автономным, казенным учреждениям Республики Саха (Якутия), оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Вместе с тем положения п. 81 ст. 217 НК РФ распространяются не на любые стимулирующие выплаты. Указанная норма НК РФ не содержит отсылки на какие-либо конкретные нормативные правовые акты. Но условием для освобождения от налогообложения является осуществление выплаты на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ.
Однако в данном случае выплаты производятся по распоряжению главы Республики Саха (Якутия). Причем из Распоряжения N 129-рг не следует, что основанием для осуществления установленных им выплат является какой-либо федеральный закон, акты Президента РФ или акты Правительства РФ. Данное Распоряжение в принципе не содержит норм, позволяющих определить, на основании каких законодательных актов оно принято. При таких обстоятельствах, на наш взгляд, можно считать, что выплаты, установленные Распоряжением N 129-РГ, являются сугубо региональными, не предусмотренными на федеральном уровне.
Поэтому считаем, что применение п. 81 ст. 217 НК РФ к выплатам, осуществляемым на основании Распоряжение N 129-РГ из бюджета Республики Саха (Якутия), влечет за собой налоговые риски. Официальных разъяснений на тему возможности или невозможности применения данной нормы к выплатам, установленным исключительно на региональном уровне, нам обнаружить не удалось. Возможно, они появятся чуть позже.

НДФЛ с отпускных, при расчете которых учтены стимулирующие выплаты

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности в соответствии с гл. 23 НК РФ.
Перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, приведен в ст. 217 НК РФ. Оснований для освобождения от обложения НДФЛ доходов в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, в данной норме не содержится. В связи с этим указанные доходы подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Смотрите дополнительно письма Минфина России от 17.12.2018 N 03-04-06/91719, от 20.01.2017 N 03-04-06/2412, от 19.09.2016 N 03-04-05/54642.
Отметим, что в ст. 217 НК РФ вносились изменения, в соответствии с которыми из-под обложения НДФЛ были выведены некоторые виды доходов, получаемых физическими лицами в период эпидемии (пп.пп. 81-83 ст. 217 НК РФ).
Так, в частности, как уже говорилось, на основании п. 81 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта РФ.
Однако изменений, каким-либо образом связанных с обложением НДФЛ дохода в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, к сожалению, в настоящее время в НК РФ и другие нормативно-правовые акты не вносилось. Нам не встретились и проекты законов, предусматривающие внесение подобных поправок.
Отметим, что выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, включаются в расчет среднего заработка, сохраняемого за работниками на время ежегодного отпуска и в других случаях, предусмотренных ТК РФ (письмо Министерства здравоохранения РФ от 06.05.2020 N 16-3/И/2-5951, письмо ФФОМС от 15.06.2020 N 7858/21/и). Однако необходимо понимать, что данный факт не меняет правовую природу этих выплат. Включение рассматриваемых стимулирующих выплат в расчет среднего заработка влечет за собой увеличение размера отпускных, однако от этого сами отпускные не становятся выплатами стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку. Из ст.ст. 106, 107 ТК РФ следует, что под отпуском понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Поэтому суммы начисленного среднего заработка, сохраняемого за работником на время отпуска, никак нельзя отнести к поименованным в п. 81 ст. 217 НК РФ выплатам. Еще раз повторим, в этой норме идет речь о выплатах за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, а не о выплатах за время отдыха от этих работ.
В связи с изложенным полагаем, что доходы в виде среднего заработка, сохраняемого за работниками организации на период отпуска, при расчете которого учитывались выплаты стимулирующего характера, не освобождаются от налогообложения НДФЛ.
Отметим, что и по данному вопросу нам не удалось обнаружить официальные разъяснения уполномоченных органов, подтверждающие или опровергающие нашу позицию.
В связи с этим напоминаем о праве налогоплательщика на обращение в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений (информации) по данному вопросу (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). В соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

К сведению:
С 1 ноября 2020 года система стимулирующих "коронавирусных" выплат работникам здравоохранения изменена. Постановление Правительства РФ N 415 отменено. Теперь выплаты будет осуществлять ФСС РФ (постановление Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

10 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бусыгина Ю. О.

эксперт Контур.Школы по бухгалтерскому учету, зарплате, кадрам, трудовому праву

Вы узнаете, что это за выплаты, чем они отличаются от компенсаций, как с них платить налоги и взносы

Разберем, как правильно платить компенсационную часть заработной платы. Не путайте с компенсациями, например, за использование личного транспорта в служебных целях. Формулировки похожи, но суть разная:

  • Компенсация — это возмещение затрат, которые работник понес в служебных целях — такие выплаты ни при каких условиях нельзя считать заработной платой.
  • Компенсационная часть заработной платы — это выплата работнику за труд, выполненный в определенных условиях. Далее речь пойдет о правилах для этого понятия.

Правило 1. Правильно определяйте состав компенсационных выплат

Заработная плата состоит из нескольких частей (ст. 129 ТК РФ). Это условное деление, чтобы лучше понять сущность заработной платы:

  1. Вознаграждение за выполненную работу, например окладная часть зарплаты, зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.
  2. Компенсационные и стимулирующие выплаты. Выплата этой части зарплаты вызывает у бухгалтеров наибольшие сложности.

Компенсационная часть заработной платы является переменной частью заработной платы, начисляется за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Включает в себя:

  • доплату за сверхурочную работу;
  • доплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • доплату за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00);
  • доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • доплату при выполнении работником работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей).

Обратите внимание: районные коэффициенты и процентные надбавки не формируют состав компенсационной части зарплаты и не являются самостоятельной выплатой. В соответствии со ст. 316 ТК РФ, они применяются к начисленной заработной плате.

С составом выплат разобрались.

Правило 2. Доплаты и надбавки начисляйте в размерах, не менее установленных в ТК РФ

В Трудовом кодексе определены минимальные размеры:

  • доплат и надбавок за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, сверхурочные, ночные);
  • а также за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Пример: сверхурочную работу работодатель обязан оплатить работнику так: первые два часа не менее чем в полуторном размере, последующие часы — не менее чем в двойном размере
(ст. 152 ТК РФ). При этом работодатель имеет право предусмотреть повышенные размеры доплат. Самое главное, прописать это в локальных нормативных актах организации.

Правило 3. Компенсационные выплаты облагают НДФЛ

Компенсационные выплаты — это доход работника, с начисленной суммы следует удержать налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ).

Правило 4. Компенсационные выплаты включают в расходы по налогу на прибыль

Компенсационные выплаты можно включить в расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль (подп. 3 ст. 255 НК РФ). Обратите внимание, эти выплаты должны быть предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Правило 5. Компенсационные выплаты учитывают при расчете среднего заработка

Исходя из среднего заработка оплачивается:

  • время нахождения работника в отпуске, в служебной командировке, на курсах повышения квалификации и в других случаях.

Для расчета среднего заработка учитываются:

  • все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников этих выплат (п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922).

Компенсационные выплаты можно включать в расчет среднего заработка (подп. «л» п. 2 Постановления № 922). Условие: выплаты должны быть предусмотрены локальными нормативными актами организации, например Положением об оплате труда.

Правило 6. Компенсационные выплаты учитывают при расчете пособия по временной нетрудоспособности и детских пособий

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Так как компенсационные выплаты облагаются страховыми вносами, то их можно, не опасаясь нарушить действующее законодательство, включить в расчет указанных пособий.

Семенихин В.В., заместитель генерального директора ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Надбавки можно подразделить на:

  • установленные законодательно (выплачиваются в обязательном порядке);
  • выплачиваемые по инициативе организации-работодателя (надбавка за выслугу лет).

Рассмотрим некоторые надбавки, установленные законодательно.

Постановлением Минтруда России от 29 июня 1994 года N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 51) были установлены размеры надбавок при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Минтруда России от 26 апреля 2004 года N 60 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Российской Федерации".

После отмены Постановления N 51 с 26 апреля 2004 года не было принято никаких нормативных документов, которыми были бы установлены размеры надбавок при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на федеральном уровне. С 1 января 2005 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 302 ТК РФ Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 302 ТК РФ изложена в новой редакции и в ней указаны следующие гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом:

  1. Работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Обратите внимание, что денежные средства, выплаченные работникам, выполняющим работы вахтовым методом, с даты отмены (26 апреля 2004 года) Постановления N 51 до 1 января 2005 года не являлись выплатами, производимыми в соответствии со статьей 302 ТК РФ.

То есть указанные выплаты подлежали налогообложению в 2004 году НДФЛ и ЕСН с учетом нормы пункта 3 статьи 236 НК РФ.

Данное мнение высказано в письме Минфина России от 9 марта 2005 года N 03-05-02-04/46. Аналогичную точку зрения высказали и работники налоговой службы в письме Федеральной налоговой службы от 13 апреля 2005 года N ГВ-6-05/295@ "О налогообложении единым социальным налогом надбавки к заработной плате взамен суточных".

  1. Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2005 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 года N 51 "О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из Федерального бюджета".

Там, в частности, указано, что:

"1. Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы (далее - надбавка) в следующих размерах:

  • в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 75 процентов тарифной ставки (оклада);
  • в районах Сибири и Дальнего Востока - 50 процентов тарифной ставки (оклада);
  • в остальных районах - 30 процентов тарифной ставки (оклада).

Размер надбавки не должен превышать размер установленной нормы расходов на выплату суточных, предусмотренных работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, за каждый день их нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации.

  1. Исчисление надбавки за месяц производится путем деления месячной тарифной ставки (оклада) работника на количество календарных дней соответствующего месяца и умножения на сумму календарных дней пребывания работника в местах производства работ в период вахты и фактических дней его нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно в этом месяце и на установленный в пункте 1 настоящего Постановления размер надбавки.
  2. При выплате надбавки полевое довольствие не выплачивается.
  3. Надбавка начисляется без применения районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
  4. Работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
  5. Работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
  6. Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов:
  • устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В настоящий момент следует руководствоваться районными коэффициентами к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые указаны в информационных письмах Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 9 июня 2003 года N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19 мая 2003 года N 670-9, ПФР от 9 июня 2003 года N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке" до установления размеров районных коэффициентов Правительством Российской Федерации.

В стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками сменности.

  1. Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы, на территориях которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, эти коэффициенты начисляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За дни нахождения в пути от места расположения организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или вине транспортных организаций работнику выплачивается дневная тарифная ставка (оклад).

Кроме надбавок за выполнение работ вахтовым методом, трудовым законодательством предусмотрена надбавка за стаж работы. Так, согласно статье 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры надбавок за стаж работы.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере (статья 255 НК РФ), так как в соответствии со статьей 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением процентных надбавок к заработной плате.

Налог на прибыль

Согласно пункту 17 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям. В то же время в соответствии с пунктом 25 этой статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся и другие виды расходов, произведенных в пользу работника и предусмотренных трудовым и (или) коллективным договорами.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: если коллективным договором предусмотрены выплата сумм за дни нахождения в пути и надбавка за вахтовый метод работы, то они включаются в расходы на оплату труда в размере тарифной ставки или оклада за дни нахождения в пути в любом размере, предусмотренном трудовым и (или) коллективным договорами.

В соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акта Российской Федерации" статья 264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" дополнена подпунктом 12.1 следующего содержания:

"Расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами".

Таким образом, законодательно закреплена норма, в соответствии с которой в расходы включается стоимость проезда от места жительства и обратно. В этом случае не будет возникать объект обложения НДФЛ (пункт 3 статья 217 НК РФ) и ЕСН (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).

НДФЛ и ЕСН

В статье 164 ТК РФ определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Следовательно, надбавки, выплачиваемые взамен суточных в пределах установленных норм работникам, привлекаемым при вахтовом методе организации работ, являются компенсационными платежами, связанными с выполнением трудовых обязанностей: они не подлежат обложению НДФЛ (пункт 3 статьи 217 НК РФ) и ЕСН (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).

Таким образом, оптимальным вариантом является выплата взамен суточных в размере 75% от месячной тарифной ставки должностного оклада (но не выше размера установленной нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации). Данные выплаты включаются в расходы организаций, по ним не уплачиваются НДФЛ и ЕСН.

Если же выплаты взамен суточных выдаются в большем размере, чем указано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 года N 51 "О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из Федерального бюджета", несмотря на то, что они будут включены в расходы организации в полном размере, разница между фактическими и нормативными выплатами будет облагаться НДФЛ.

Выплаты иных процентных надбавок (кроме тех, что взамен суточных) выступают элементами оплаты труда, составной частью заработной платы, поэтому они не могут отождествляться с компенсациями, призванными возместить работникам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением ими своих трудовых обязанностей, и, следовательно, облагаются НДФЛ и ЕСН.

Пример 1 из консультационной практики специалистов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Вопрос: Внутренним положением по организации за присвоение звания "Почетный работник" предусмотрена надбавка 10 процентов от окладного фонда. Источник финансирования не указан. Правильно ли считать, что данная надбавка выплачивается за счет фонда заработной платы? Начисляются ли районные коэффициенты на такие надбавки?

Ответ: Как следует из вопроса, внутренним положением по организации за присвоение звания "Почетный работник" предусмотрена надбавка 10 процентов от оклада. Какие налоги нужно заплатить с данной надбавки?

Сразу отметим, что НДФЛ Вы должны начислить. Это следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ. То же можно сказать и о взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, поскольку данные надбавки не поименованы в Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд социального страхования Российской Федерации". Напомним, что этот перечень содержит те выплаты, на которые не начисляются страховые платежи в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Теперь что касается налога на прибыль. Согласно пункту 2 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели. Следовательно, если звание "Почетный работник" присваивается именно за эти заслуги, то на надбавку за это звание можно уменьшить налогооблагаемый доход. Обратите внимание: налоговые органы требуют, чтобы все надбавки были прописаны в трудовом договоре с работником. Либо в трудовом договоре должна быть ссылка на те внутренние положения организации, в соответствии с которыми выплачивается та или иная надбавка.

ЕСН с надбавки Вы начислите лишь в случае, если учтете ее при расчете налога на прибыль (пункт 3 статьи 236 НК РФ).

Если в соответствии с законодательством на зарплату работника начисляется районный коэффициент, то его нужно начислить и на рассматриваемую надбавку. Поясним почему.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

При этом в заработную плату, на которую начисляется районный коэффициент, включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы (Постановление Минтруда России от 11 сентября 1995 года N 49 "Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)".

"Процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно".

Согласно пункту 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2 "Об утверждении инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", в заработную плату, на которую начисляется районный коэффициент, не включаются суммы следующих выплат в пользу работников:

  • надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в прочих местностях, где к заработной плате выплачиваются надбавки;
  • средний заработок (в этом случае районный коэффициент уже учтен при исчислении среднего заработка);
  • полевое довольствие;
  • материальная помощь и другие разовые выплаты, не обусловленные системой оплаты труда (подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2000 года N ГКПИ00-315 "Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительным пункта 19 Инструкции "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2, в части невключения материальной помощи в состав заработка, на который начисляются надбавки и коэффициенты к заработной плате", оставленным в силе Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N КАС00-380 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 17 июля 2000 года МГКПИ 00-315").

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Зарплата

На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Она исчисляется исходя из размера тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок. При этом возникают различные вопросы, на которые найти однозначные ответы в нормативно-правовой базе достаточно трудно. Неправильное исчисление доплат и надбавок приводит к разногласиям с проверяющими органами. Поэтому рассмотрим, какие существуют доплаты и надбавки и как они исчисляются.

Доплаты

Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отличающихся от нормальных, работнику могут быть установлены доплаты компенсирующего характера, предусмотренные коллективным, трудовым договорами:

–за тяжелые, вредные или опасные работы;

–за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

–за работу в ночное время;

–за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

–за выполнение работ различной квалификации;

–за совмещение профессий.

При этом нужно учитывать следующее:

–установленные размеры доплат не могут быть ниже предусмотренных законодательством;

–доплаты не могут быть отменены решением учреждения;

–доплаты устанавливаются всем без исключения работникам, занятым на соответствующих работах.

Заслуживает особого внимания порядок начисления оплаты работ различной квалификации, связанный с определенными трудностями, поскольку ее путают с оплатой труда при совмещении профессий (должностей). Рассмотрим особенности исчисления оплаты работ различной квалификации, совмещения профессий (должностей) и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Оплата труда при выполнении работ различной квалификации регламентируется ст. 150 ТК РФ. Следует учитывать, что выполнение таких работ осуществляется в рамках одной профессии или должности (одной трудовой функции) и в течение нормальной продолжительности рабочего времени. В соответствии с Трудовым кодексом труд работника, выполняющего работы различной квалификации, должен оплачиваться исходя из расценок по более высокой квалификации. Соответственно, доплаты, например, за особые условия работы, климатические условия исчисляются исходя из процентной ставки доплаты к окладу, установленному по более высокой квалификации.

Пример 1.

Согласно штатному расписанию оклад водителя легкового автомобиля составляет 6 000 руб., грузового – 7 000 руб. На основании трудового договора водитель трудится как на легковых, так и на грузовых автомобилях. Ему установлена доплата в размере 20% от оклада за особые условия работы.

Заработная плата водителя за месяц составит 8 400 руб. (7 000 руб. + (7 000 руб. х 20%)).

Трудовой кодекс не ставит оплату труда работников-повременщиков при осуществлении ими работ различной квалификации в зависимость от количества труда, затраченного ими для выполнения работы более высокой квалификации. Если фактически затраченное время на такие работы поддается учету, а работник, которому установлена повременная оплата труда, большую часть рабочего времени выполнял работу более низкой квалификации, независимо от этого оплата его труда должна производиться исходя из оклада, предусмотренного по работе более высокой квалификации. При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы. В случаях когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.

Если работник в течение рабочего времени выполняет несколько трудовых функций, это является совмещением профессий (должностей). Таким образом, под совмещением профессий (должностей) следует понимать одновременное выполнение сотрудником своей основной работы по трудовому договору и дополнительной работы по другой профессии (должности). Частным случаем совмещения профессий (должностей) является выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. В этом случае к совмещению профессий (должностей) нормы ст. 150 ТК РФ применить нельзя. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, регламентируется ст. 151 ТК РФ. Согласно данной статье работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от его основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Таким образом, расчет доплат зависит от методики их исчисления, утвержденной в локальных актах учреждения, но с учетом положений Трудового кодекса РФ.

Однако данной статьей установлен основной критерий, который должен приниматься во внимание сторонами при определении размера доплаты. Таким критерием является содержание и (или) объем дополнительной работы. В локальных актах организации можно предусмотреть доплату в твердой денежной сумме.

Пример 2.

Трудовым договором с работником предусмотрено совмещение профессий водителя (основная профессия) и экспедитора (дополнительная профессия) с доплатой в размере 2 000 руб. к заработной плате по основной профессии.

В июле работнику по основной профессии начислены следующие денежные суммы:

–тарифная ставка (за месяц) – 7 000 руб.;

–премия за июль – 800 руб.

Заработная плата работника с учетом доплаты за совмещение должностей составит 9 800 руб. (7 000 + 800 + 2 000).

Кроме того, доплаты могут устанавливаться в процентах к тарифной ставке (окладу).

Пример 3.

На секретаря организации с окладом 10 000 руб. возложены обязанности временно отсутствующего по болезни инспектора отдела кадров, оклад которого –12 000 руб. Приказом руководителя организации за увеличение объема работы секретарю установлена доплата в размере 40%. (Согласно условиям коллективного договора данная процентная ставка устанавливается к окладу работника по основной работе.)

Помимо окладов секретарю выплачивается доплата в размере 10% от оклада, инспектору отдела кадров – 15%.

Оплата труда секретаря составит 15 000 руб. (10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + (10 000 руб. х 40%)).

Обратите внимание: надбавка к окладу инспектора отдела кадров не учитывается при исчислении заработной платы секретаря.

Совмещение профессий (должностей) следует отличать от работы по совместительству. Если при работе по совместительству оплата осуществляется в полном объеме в соответствии с заключенным трудовым договором, то за совмещение профессий работнику производятся доплаты, размер которых устанавливается по соглашению работника и работодателя. На сегодняшний день законодательством не определены минимальные размеры доплат за совмещение профессий или должностей, поэтому в локальных актах организации также может быть предусмотрена доплата в процентах к заработной плате работника.

Пример 4.

Изменим условия примера 3. За месяц секретарю были выплачены ежемесячная премия в сумме 800 руб. и материальная помощь – 1 000 руб. За увеличение объема работ приказом руководителя ей установлена доплата в размере 40% от заработной платы.

За увеличение объема работ секретарю начислят 4 720 руб. ((10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + 800 руб.) х 40%).

Заработная плата секретаря с учетом доплаты за совмещение должностей составит 17 520 руб. (10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + 800 руб. + 4 720 руб. + 1 000 руб.).

Однако действие ст. 151 ТК РФ не распространяется на случаи, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью исходя из действующих норм трудовых затрат по основной работе.

Выше было рассмотрено исчисление доплат за работы различной квалификации, совмещение профессий, выполняемых в течение рабочего дня. Иногда приходится замещать работника, отсутствующего по болезни или по другим причинам, не только в свое рабочее время. Оплата часов, отработанных за время отсутствия заболевшего работника по указанным причинам, – почасовая. В данном случае доплата исчисляется исходя из размера оплаты одного часа указанной работы в месяц, определяемой путем деления месячной ставки заработной платы работника в соответствии с разрядом ЕТС на установленную норму часов в текущем периоде, умноженной на количество часов замещения.

Если норма рабочего времени для отдельных категорий работников отличается от установленной ТК РФ, то порядок определения размера оплаты одного часа отличается от рассмотренного выше. В гл. 5 совместного Письма Минобрнауки и профсоюза народного образования и науки № АФ-947/96 (далее – Письмо № АФ-947/96) для педагогических работников образовательных учреждений почасовая оплата труда применяется:

–за часы, отработанные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не более двух месяцев;

–за часы педагогической работы, отработанные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;

–при оплате педагогической работы специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;

–при оплате часов преподавательской работы в объеме 300 часов в год в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации в соответствии с п. 4.1 Единых рекомендаций;

–при оплате преподавательской работы сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

Согласно п. 5.1 Письма № АФ-947/96 размер оплаты одного часа указанной работы в месяц определяется путем деления месячной ставки работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделю), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Пример 5.

Продолжительность рабочего времени воспитателя дошкольного учреждения составляет 36 час. в неделю. Помимо своего рабочего дня он отработал за заболевшего коллегу 10 часов. Воспитателю установлен оклад – 2 958,48 руб., доплаты за особые условия труда – 15% к окладу, за выслугу лет – 20% к окладу, губернаторская доплата – 10% к заработной плате. У его заболевшего коллеги оклад – 3 200 руб., надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, губернаторская доплата – 10% к заработной плате.

Рассчитаем заработную плату воспитателя.

Для исчисления оплаты труда воспитателя при замещении им отсутствующего на время болезни другого воспитателя следует воспользоваться правилами расчета заработной платы при почасовой оплате.

Определим среднемесячное количество рабочих часов по 5-дневной неделе.

В 2007 году при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями 249 рабочих дней, в том числе 6 предпраздничных дней (22 февраля, 7 марта, 22 апреля, 8 мая, 9 июня, 29 декабря), и 116 выходных дней с учетом 2 дополнительных дней отдыха 8 января, 5 ноября в связи с совпадением праздничных нерабочих дней 7 января, 4 ноября с выходными днями.

((36 час. х 249 дн. / 5 дн.) – 6 час.) / 12 мес. = 148,9 час., где 6 час. – предпраздничные часы.

Начислим зарплату из расчета часовой ставки и количества рабочих часов:

2 958,48 руб. / 148,9 час. х 10 час. = 198,69 руб.

По основному месту работы воспитателя его заработная плата составит 4 393,35 руб.:

–оклад – 2958,48 руб.;

–надбавка за особые условия труда – 443,77 руб. (2 958,48 руб. х 15%);

–надбавка за выслугу лет – 591,70 руб. (2 958,48 руб. х 20%);

–губернаторская надбавка – 399,40 руб. ((2 958,48 + 443,77 + 591,7) руб. х 10%).

Заработная плата воспитателя за месяц – 4 592,04 руб. (198,69 + 4 393,35).

Виды надбавок

Надбавки носят стимулирующий характер. К ним относятся надбавки за классность, непрерывную работу, выслугу лет, высокое качество, напряженность и интенсивность труда и различные достижения в работе. Они устанавливаются локальными актами организации в соответствии с законами и иными законодательными актами, изданными на соответствующем уровне, и представляют собой утвержденный процент к месячной ставке (окладу) работника по основной должности или абсолютную величину.

Так, в соответствии с п. 6.1 Положения об оплате труда старшим врачам станций скорой медицинской помощи, врачам, среднему и младшему персоналу выездных бригад скорой медицинской помощи надбавки выплачиваются в размере 30% тарифного оклада за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной работы. Вместе с тем общий размер надбавки не должен быть более 80% оклада.

Пример 6.

П. Н. Круглов работает в должности старшего врача выездной бригады скорой медицинской помощи и имеет первую квалификационную категорию. Ему установлен 14-й тарифный разряд оплаты труда с окладом 3 434,67 руб. Стаж работы на станции скорой медицинской помощи – два года. Вместе с тем П. Н. Круглов устроился на работу, имея стаж, дающий право на 30%-ную надбавку.

Работнику положена надбавка в размере 55% (30 + 25).

Произведем расчет оплаты труда П. Н. Круглова:

а) надбавка за непрерывную работу составит 1 889,07 руб. (3 434,67 руб. х 55%);

б) общий заработок – 5 323,74 руб. (3 434,67 + 1 889,07).

В случае если работнику предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из оклада без учета повышения по другим основаниям. При этом ставки сначала увеличивают на размеры повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах.

Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 № 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения».

Иногда работодатели считают нужным выплачивать своим сотрудникам сверх зарплаты дополнительные средства, чтобы поощрить их за хорошую работу или что-либо компенсировать. Само название надбавки свидетельствует о том, что он назначается не всем, а только конкретным работникам по определенным показателям.

Проясним, на каком основании может устанавливаться персональная надбавка, каким категориям работников она вообще не положена, как правильно оформить ее, а если потребуется, отменить.

Сущность персональной надбавки

Сотрудник может получать не только «голый» оклад, но и дополнительные выплаты, в том числе назначаемые и помимо заработной платы.

Если же назначать надбавку работодатель не обязан, но он делает это для отдельных сотрудников в индивидуальном порядке, отражая условия назначения в специальном Положении, колдоговоре или другом локальном акте, такая выплата и будет персональной надбавкой. Право назначать такие выплаты работодателем предоставляет ст. 135 ТК РФ.

Целесообразность назначения персональных надбавок

В каких случаях работодателю может понадобиться механизм персональных надбавок? Когда может потребоваться сделать вознаграждение за труд особенным для какого-то конкретного работника или их группы? Возможны следующие варианты:

  • работодатель хочет выделить успехи конкретного сотрудника;
  • есть желание поощрить сотрудника за обладание выдающимися или уникальными знаниями и умениями;
  • нежелательно менять сложившуюся систему ставок и окладов, но при этом есть потребность в дополнительном стимулировании работников.

Вопрос: Учитывать ли при расчете отпускных премию, выплаченную работнице к 8 Марта, персональную надбавку к окладу и разовое начисление за наставничество?
Посмотреть ответ

Разные виды персональных надбавок

Вид надбавки может определяться различными факторами:

  1. Основание для начисления – работодатель вправе назначить персональную надбавку:
    • за стаж;
    • за уровень квалификации;
    • за определенную интенсивность труда;
    • за профмастерство;
    • за выполнение особых по важности и/или срочности заданий;
    • за «бонусные» умения и навыки, например, владение иностранным языком;
    • за ученую степень в профильной области;
    • за труд в условиях служебной тайны и др.
  2. Время действия положений о надбавке – можно установить эти выплаты как на постоянной основе, так и временно:
    • на месяц;
    • на квартал;
    • на год;
    • бессрочно.
  3. Размер надбавки может определяться по-разному:
    • в локальных документах закреплена фиксированная сумма;
    • сумма надбавки исчисляется определенным образом, например, как процент от оклада или средней зарплаты;
    • определение размера по коэффициенту трудового участия: ежемесячная сумма, выделяемая на надбавки, будет по-разному распределяться внутри группы работников.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что сумма на персональные надбавки никак законодательно не лимитируется, не следует устанавливать их в размере, превышающем месячный оклад. Большие надбавки сложно обосновывать в суде в случае каких-либо споров, высока вероятность признания их частью обязательных выплат. Практика показывает, что максимальный размер персональной надбавки не должен быть более 50% от оклада, а оптимальный – 10-20%.

Кому назначают персональную надбавку, а кому нет

Дополнительные персональные выплаты могут быть назначены любому штатному сотруднику организации, поскольку они плюсуются к его окладу, часто вычисляясь как процент от его размера. При этом оформление сотрудника в штат не имеет особого значения, на персональную надбавку может претендовать:

  • заключивший обычный трудовой договор сотрудник;
  • «срочник»;
  • работающий по совместительству.

Не принято назначать персональные бонусные выплаты таким категориям трудящихся:

  • внештатным сотрудникам;
  • рабочим, трудящимся по договору подряда;
  • заключившим гражданско-правовые договоры.

Оформление персональной надбавки

ВАЖНО! Образец приказа об установлении персональной надбавки от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Работодатель не обязан включать условия персональной надбавки в трудовой договор, так как это стимулирующая выплата. Но так как это все же часть оплаты труда, ее необходимо документально обосновать.

Для этого нужно регламентировать персональную надбавку в коллективном договоре или в Положении об оплате труда и обязательно сослаться на этот документ в тексте трудового соглашения (ст. 57 ТК РФ).

ВАЖНО! Если работодатель не внесет положения о надбавке в локальные документы, выплачивая ее без оформления, ему не угрожает законодательная ответственность. Единственное, что может служить минусом для нанимателя в такой ситуации, — это то, что необоснованные выплаты не получится отнести на расходы, снижающие налоговую базу.

Ходатайство и приказ о персональной надбавке

Как еще можно оформить выплату персональной надбавки, если не проводить ее отдельным документом? Это может быть нужно, когда характер выплат не систематический, а разовый или рассчитан на определенный период. В таком случае целесообразно составить служебную записку (ходатайство) от непосредственного руководства более высокому, имеющему правомочность назначать надбавку. Это может быть генеральный директор, финансовый директор, руководитель отдела персонала, главный бухгалтер и т.д. В тексте записки, помимо обязательных реквизитов деловых документов, следует указать:

  • доводы, обосновывающие назначение надбавки конкретному сотруднику или их группе;
  • предполагаемую сумму доплаты;
  • за счет каких средств предполагается назначение надбавки (например, из фонда оплаты труда или за счет увеличения прибыли от продаж и т.п.);
  • срок действия дополнительных выплат.

ВНИМАНИЕ! Бессрочные надбавки не принято оформлять с помощью служебных записок. По истечении вписанного срока можно снова ходатайствовать о назначении надбавки. Такого рода документом можно просить о назначении, увеличении, снижении, продлении или отмене персональной выплаты.

Составленная служебная записка, завизированная руководством, станет основанием для подготовки приказа о начислении надбавки. Оформление этого приказа может быть в произвольной форме. Важно грамотно мотивировать назначение дополнительных выплат, поскольку их целесообразность с производственной или экономической точки зрения является гарантией отнесения этих затрат на себестоимость продукции, что очень строго проверяется налоговиками.

После издания приказа о назначении надбавки работник должен быть ознакомлен с ним, что подтверждается личной визой (эта процедура обычна для любых приказов).

Отмена персональной надбавки

Как и установка, отмена или изменение персональной надбавки происходят по приказу руководства.

ВНИМАНИЕ! Работодатель не обязан информировать персонал о мотивах назначения персональных надбавок и их суммах, но если он собирается прекратить эти выплаты, лучше предупредить об этом заранее.

Важные нюансы персональных прибавок

Все финансовые вопросы важно правильно регламентировать и учитывать все законодательные тонкости. При назначении персональных прибавок работодателю обязательно нужно брать во внимание некоторые обстоятельства:

  1. Правильно оформленная персональная надбавка по бухгалтерии проходит как «расходы на оплату труда».
  2. Надбавку начисляют одновременно с заработной платой.
  3. Данная выплата включается в расчет среднего заработка, нужный для исчисления, например отпускных (Постановление Правительства РФ № 922 от 24 декабря 2007 года в редакции 15.10.2014 г.).
  4. При нарушении прописанного в положении о надбавке срока, когда выплата необоснованно и неожиданно для сотрудника прекращается раньше, работник вправе требовать доначисления надбавки и выплаты пени за просрочку.
  5. Если начальником структурного подразделения не будет вовремя отправлена служебная записка, персональные выплаты будут прекращены, ведь именно этот документ является основанием для издания приказа о начислении средств.
  6. Если работника, получающего персональную надбавку, перевели на другую должность, право на надбавку за ним не сохраняется, если она не предусмотрена положениями новой должности.
  7. Смена руководства организации может повлечь за собой изменения в положениях о персональных надбавках.
  8. Персональную надбавку обязательно отражают в штатном расписании, указывая номера приказов о ее начислении.

Читайте также: