Налоговая политика в европейских странах

Опубликовано: 13.05.2024

После экономического кризиса 2008 г. в 2009 и 2010 гг. страны - участницы Европейского союза (ЕС) предприняли ряд мер в рамках Программы экономического оздоровления Европы (European Economic Recovery programme), направленных на поддержание спроса и ограничение падения производства.

В то же время они столкнулись с проблемой дефицита бюджета вследствие падения доходов, в том числе из-за сокращения налоговых поступлений, которое отчасти было вызвано реализацией вышеупомянутой Программы экономического оздоровления Европы.

В 2011 г. 24 из 27 стран Европы получили рекомендацию от ЕС снизить дефицит бюджета путем проведения эффективных коррекционных мероприятий в период с 2011 по 2015 г. Одним из направлений решения проблемы бюджетного дефицита стран Европы стал пересмотр налоговой политики с целью обеспечения такой структуры налогообложения, которая способствовала бы экономическому росту.

Тогда как 2010 г. как "переходный" период в экономике не имел ярко выраженных тенденций ни к увеличению, ни к снижению налогов, налоговые реформы, проведенные во многих странах Европы в 2011 г., были нацелены на увеличение налоговых доходов, хотя для большинства стран меры по сокращению расходных статей бюджета оставались приоритетными.

Как отмечается в Отчете о налоговых тенденциях в ЕС в 2010 - 2011 гг., выпущенном Европейской комиссией, большинство европейских стран увеличили ставки налогов в 2010 и 2011 гг. В основном это коснулось ставок налога на доходы физических лиц (так поступили Греция, Франция, Ирландия, Латвия, Люксембург, Португалия, Испания и Великобритания) наряду с мерами по расширению налоговой базы. Также в продолжение тенденции по смещению налоговой нагрузки от прямых налогов к косвенным налогам, которая существует в Европе последние 10 лет, были увеличены ставки акцизов, налога на добавленную стоимость (НДС).

Некоторые страны активно использовали такие методы сохранения и стимулирования роста производства, как специальные режимы налогообложения для отдельных секторов экономики и видов деятельности, в том числе с отложенной уплатой НДС. Тем не менее тенденция по перенесению налогового бремени на потребителя путем увеличения доли косвенных налогов в бюджетных поступлениях сохраняется. Рассмотрим названные изменения более детально.

Налог на доходы организаций

Несмотря на то, что большинство европейских стран все-таки оставляют ставки налога на доходы организаций неизменными, общая тенденция к их снижению сохраняется. В 2010 - 2011 гг. некоторые страны существенно их изменили. В частности, с 2011 г. Венгрия ввела ставку 10% для доходов, не превышающих 250 млн венгерских форинтов, при этом предполагается, что начиная с 2013 г. эта ставка станет основной.

Великобритания уменьшила обе ставки до 20 и 27%, объявив о дальнейшем снижении на 1% ежегодно, пока не будет достигнут уровень 24%. В Греции ставка налога снизилась до 20% (с 24% в 2010 г.). Единственной страной, увеличившей ставку налога в указанном периоде, была Португалия, которая увеличила ставку на 2,5% в отношении доходов, превышающих 2 млн евро.

Ряд других стран снизили налоговую нагрузку за счет уменьшения налоговой базы, а не ставок (или применили оба метода, в частности Литва и Нидерланды). Германия увеличила (временно) ставки амортизации, Бельгия установила специальные вычеты для расходов на исследования и разработки, а Литва предусмотрела возможность уменьшения налоговой базы на сумму инвестиций в активы определенного типа. Франция, Испания и Германия ввели благоприятные режимы налогообложения для малого и среднего бизнеса.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Многие страны существенно изменили законодательство об НДФЛ. Болгария, Дания, Финляндия, Германия, Литва и Нидерланды снизили ставки налога, что соответствует общей тенденции в Европе, существовавшей в последние 10 лет. Тем не менее другие, наоборот, ставки повысили (Чехия, Эстония, Ирландия, Франция, Греция, Латвия, Люксембург, Португалия, Румыния, Словакия, Испания и Великобритания).

Такое повышение было достигнуто в том числе путем изменения подходов к исчислению налоговой базы в рамках общей тенденции к установлению прогрессивной шкалы налогообложения. Это может отражать тот факт, что НДФЛ считается наиболее подходящим инструментом для перераспределения потребительских возможностей среди разных категорий потребителей. В частности, Великобритания установила новую максимальную ставку налога - 50% (на 10% выше, чем ранее), Греция и Португалия увеличили максимальную ставку до 42% (с 40% соответственно). Великобритания и Германия также увеличили суммы вычетов по налогу.

Дания, Финляндия, Германия и Венгрия смогли изменить структуру налоговых поступлений в бюджет таким образом, чтобы доля поступлений от НДФЛ была уменьшена за счет роста доли других налогов.

Только две страны в рассматриваемом периоде снизили ставки налога: Венгрия перешла от прогрессивной шкалы с максимальными ставками 36% в 2009 г. и 32% в 2010 г. к фиксированной ставке 16%, а Дания снизила максимальную ставку прогрессивной шкалы с 63 до 56,1%.

Кроме того, ряд стран изменили порядок налогообложения некоторых видов доходов или порядок исчисления налоговой базы. В Австрии доходы от реализации финансовых активов наряду с процентами и дивидендами облагаются по ставке 25% независимо от срока владения активами.

Также срок владения активами теперь не учитывается и в Португалии. Румыния расширила понятие налоговой базы путем включения в него доходов от реализации активов и процентов по банковским депозитам. Снижение ставок налога в Дании было фактически компенсировано увеличением налоговой базы из-за введения ограничений по вычетам расходов, относящихся к трудовой деятельности, а также процентов.

Взносы на социальное страхование

Существенных нововведений в области исчисления взносов на социальное страхование, которые могли бы обозначить изменение общей для стран ЕС тенденции, в 2010 - 2011 гг. не произошло. Отмечается, что производились лишь рутинные изменения базы для их исчисления в сторону незначительного увеличения. В меньшей степени это касалось ставок взносов. Ставки взносов выросли только в Ирландии и Латвии (в то же время Латвия компенсировала это снижением ставки НДФЛ и увеличением сумм налоговых вычетов).

В Чехии и Ирландии ставки взносов были увеличены для лиц с высоким уровнем доходов. Результатом этих мероприятий стал рост налоговых поступлений в бюджет.

Только Венгрия и Болгария снизили ставки взносов (временно на 2010 г.) с целью сохранения рабочих мест. В Литве для того чтобы стимулировать трудоустройство молодых специалистов, были введены льготы по взносам для работодателей, нанимающих сотрудников без опыта работы.

Практически все европейские страны увеличили ставки НДС в 2010 - 2011 гг., причем некоторые из них существенно. Венгрия и Румыния подняли стандартные ставки на 5%, с 20 до 25% и с 19 до 24% соответственно. Греция и Португалия дважды увеличивали стандартные ставки и пришли к уровню 23% (с 19% в Греции и с 20% в Португалии). Рост стандартных ставок в Испании составил 2% (от 16 до 18%), в Великобритании - 2,5% (от 17,5 до 20%). Стандартные ставки выросли также в Чехии, Финляндии, Латвии, Польше и Словакии.

Греция, Португалия, Кипр, Латвия и Испания также увеличили ранее сниженные ставки, при этом Греция и Португалия отменили ряд налоговых льгот, а Кипр, Латвия и Испания ограничили налоговую базу, к которой применялись указанные ставки. Исключением стала Ирландия, снизившая стандартную ставку на 0,5% - до 21%, установленную в 2008 г.

В целом рост ставок отражает общую тенденцию движения к максимальной в ЕС ставке НДС - 25%. Если в 2009 г. средняя в ЕС ставка НДС составляла 19,8%, то в 2011 г. - 20,7%. В Венгрии и Дании рост ставок НДС и расширение понятия налоговой базы послужили инструментом финансирования реформ по снижению налогов на оплату труда и налога на доходы организаций, тогда как в других странах привели к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

Необходимо отметить, что ряд стран, увеличивших стандартные ставки НДС, а также те, кто этого не сделал, пересмотрели налоговую базу для сниженных ставок НДС, включив в нее новые категории товаров (Бельгия, Германия, Венгрия, Литва и Польша). Это изменение коснулось в основном продовольственных товаров, а также услуг, финансируемых из бюджета.

Акцизы

В 2010 - 2011 гг. в большинстве стран ЕС существенно выросли ставки акцизов. Значительный рост наблюдался в странах - новых участницах, несмотря на то что исходные ставки были приближены к минимальным в ЕС. Многие страны увеличили акцизы на энергию и другие налоги и сборы, связанные с охраной окружающей среды. Германия установила акцизы на ядерное топливо и сборы на билеты на самолеты, отправляющиеся из аэропортов Германии. Подобные сборы появились и в Австрии, а в Великобритании их ставки были увеличены.

Финляндия изменила систему налогообложения энергетических продуктов с учетом энергетической составляющей и количества выбросов углекислого газа (CO2). Ирландия установила налог на выбросы CO2 , а Словакия - налог на безвозмездно распределяемые квоты на выбросы. Некоторые страны изменили порядок налогообложения автомобилей.

Австрия, Бельгия,Финляндия и Нидерланды увеличили льготы по налогу на регистрацию автомобилей, связанные с показателями их выбросов CO2: чем меньше CO2 производит автомобиль, тем меньше сумма акциза. В Болгарии акцизы на автомобили были отменены в 2010 г. Греция увеличила ставку дорожного налога, рассчитываемого на основе объема двигателя и влияния выбросов автомобиля на окружающую среду.

Ежегодно уплачиваемый в Финляндии налог на транспортные средства также теперь рассчитывается с учетом показателей выбросов CO2. С 2010 г. Латвия установила налог на владение автомобилями.

Акцизы на табак и алкоголь выросли в Австрии, Болгарии, Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии, Греции, Латвии, Польше, Румынии, Словакии, Словении, Испании и на Кипре. Наиболее существенный рост акцизов на табак произошел в Австрии, Эстонии, Финляндии, Венгрии и на Кипре, на алкоголь - в Эстонии, Финляндии и Венгрии. Дания ввела новый акциз - на насыщенные жиры, содержащиеся в молочных продуктах и мясе. В Финляндии акцизом теперь облагаются кондитерские изделия и мороженое.

Налог на недвижимость

В условиях необходимости обеспечения роста налоговых поступлений в бюджет многие европейские страны воспользовались возможностью увеличить налоги на недвижимость, взимаемые на регулярной основе.

Ставки налога на недвижимость были увеличены в Чехии, Греции, Нидерландах, Португалии, Франции и в Германии. В частности, в Чехии с 2010 г. ставка налога на землю и здания выросла вдвое, в Греции ввели прогрессивный налог на имущество по ставкам, варьирующимся от 0,1 до 2%, вместо единой ставки 1%, применявшейся ранее.

В Португалии ставка налога на определенные виды недвижимости возросла с 1 до 5%, при этом была отменена применявшаяся ранее специальная сниженная ставка налога на передачу объектов недвижимости. Некоторые земли Германии увеличили ставку налога на сделки с недвижимостью, а муниципалитеты - ставки налогов на недвижимость, взимаемых на регулярной основе. Латвия с 2010 г. увеличила ставку налога на нежилые здания и земли нежилищного фонда с 1 до 1,5%, а в отношении жилой недвижимости установила прогрессивную шкалу налогообложения со ставками 0,1, 0,2 и 0,3%.

Налоги на финансовый сектор

В последние годы в европейских странах идет активное обсуждение необходимости введения специальных налогов в финансовом секторе экономики. Обсуждения вызваны тем, что деятельность банков и финансовых компаний внесла свой вклад в развитие кризисной ситуации, а также ввиду получения финансовым сектором существенной государственной поддержки в посткризисный период.

Кроме того, высказываются мнения, что с точки зрения тенденции по перенесению налогового бремени на потребителя другие виды экономической деятельности находятся в менее выгодном положении, поскольку финансовые услуги в основном не облагаются НДС.

В настоящее время Европейская комиссия проводит анализ влияния различных типов налога на финансовый сектор. Рассматриваются три типа таких налогов:

  • банковский налог, который должен рассчитываться на основе баланса;
  • налог на финансовую деятельность;
  • налог на финансовые трансакции.

Тем не менее некоторые европейские страны уже ввели или планируют ввести новые для финансовой системы налоги. Австрия, Венгрия и Португалия установили банковский налог, который рассчитывается на основе баланса (за вычетом собственного капитала и обеспеченных депозитов). В Австрии в базу по банковскому налогу включается дополнительный элемент - 0,013% от объема деятельности по торговле деривативами. На Кипре был введен налог, рассчитываемый на базе общей суммы банковских депозитов. Венгрия установила налог на страховые премии.

В 2011 г. Дания увеличила ставку налога на финансовую деятельность с 9,13 до 10,5%, базой для которого является общая сумма вознаграждения персонала компаний, осуществляющих такую деятельность.

В Великобритании ввели банковский налог, а также специальный единовременный налог в размере 50% от суммы бонусов, превышающих 25 000 фунтов стерлингов и выплаченных банками и строительными обществами в период с 09.12.2009 по 05.04.2010. Португалия, которая, как отмечалось выше, увеличила ставку НДС, также установила его для ряда финансовых услуг.

Налоговое администрирование

В рассматриваемом периоде некоторые европейские страны предприняли ряд мер для повышения собираемости налогов и в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов. В частности, Болгария, Кипр, Греция, Латвия, Италия и Словения усилили контроль за соблюдением налогоплательщиками правил налогового законодательства.

В Италии мероприятия по усилению налогового контроля стали самыми существенными нововведениями в налоговом законодательстве в 2010 - 2011 гг. Для выявления лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, была разработана особая процедура оценки соответствия величины декларируемых налогов объему деятельности налогоплательщика: на основании фактических данных налогоплательщика по расходам рассчитывается соответствующая им сумма дохода и сравнивается с суммой задекларированного дохода.

Дополнительно были установлены лимит на расчеты наличными средствами и требование об указании идентификационного номера налогоплательщика при приобретении товаров дороже 3600 евро. Усиление налогового контроля коснулось также вопросов проведения налоговых проверок, мер по предотвращению уклонения от уплаты НДС, а также компаний, ведущих деятельность через офшоры.

В рамках программы экономического и финансового оздоровления для некоторых европейских стран усиление налогового контроля является одним из самых важных шагов на пути к стабилизации финансовой ситуации.

В Греции, например, были приняты меры по ужесточению уголовного наказания и штрафов за неуплату налогов, а также по реорганизации налоговых органов. Для предотвращения уклонения от НДС установлен лимит сделок с наличностью: платежи в сумме, превышающей 1500 долл. США, должны проводиться только через банк.

В Латвии контролирующие органы были наделены дополнительными административными полномочиями, налоговые проверки стали более "прозрачными", также были предприняты меры по ужесточению борьбы с незаконными сделками. Кроме того, были установлены лимиты на расчеты наличностью и требования к минимальному уровню зарплаты в компаниях, участвующих в государственных тендерах, а также усилен контроль за финансовыми организациями, которые предоставляют тендерные займы таким компаниям.

Текущая экономическая ситуация в европейских странах диктует необходимость совершенствования системы формирования доходной части бюджета.

Эффективная налоговая политика должна способствовать получению средств, достаточных для покрытия государственных расходов, перераспределению доходов в потреблении (через прогрессивное налогообложение), учету фактора охраны окружающей среды и здоровья населения (через соответствующие налоги, связанные с охраной окружающей среды, акцизы на табак, алкоголь и т.д.), влиянию на распределение ресурсов, созданию рабочих мест, стабилизации экономической ситуации и созданию предпосылок для экономического роста.

Как видно из вышеизложенного, европейские страны предпринимают необходимые меры для достижения этой эффективности, большей частью согласованно действуя в рамках общих тенденций.

Несмотря на интеграционные процессы, происходящие в Европе последние десятилетия после подписания Маастрихтского договора в 1992 году (договора о Европейском союзе), принятие различных директив Евросоюза, унифицирующих законодательство ЕС, налоговые режимы и порядок уплаты налогов в различных странах Евросоюза по-прежнему могут значительно различаться. Еще больше разнообразия у стран, не входящих в ЕС.

В Европе достаточно сложно встретить, например, абсолютно стандартизированные механизмы налогообложения тех или иных видов доходов, не говоря уже о налоговых ставках и преференциальных режимах.

Более того, встречаются совершенно уникальные налоговые режимы и правила. Например, режим «смешанной компании» в Швейцарии, налоговая система Монако или Эстонии, правила определения резидентного статуса физических лиц в Великобритании и др. Далеко не во всех странах ЕС установлены правила налогообложения иностранных контролируемых компаний (так называемые правила CFC), которые, кстати, введены в РФ с 2015 года.

Поэтому разный уровень налоговой нагрузки, особенности местного законодательства заставляют бизнес предельно внимательно относиться к выбору страны для ведения бизнеса или проживания.

В то же время различия налоговых систем европейских стран создают условия для так называемой налоговой конкуренции юрисдикций за создание наиболее привлекательных условий для частного капитала. Поэтому выбор той или иной страны зависит не только от уровня налоговой нагрузки, но и от удобства налогового администрирования, прозрачности и стабильности налоговой системы.

Проанализировав данные европейских стран, авторы исследования сравнили их по ряду параметров с такими крупнейшими экономиками мира, как США, Япония и Китай.

Было показано, что Евросоюз несколько уступает США в части администрирования процессов исчисления и уплаты налогов, а также подачи налоговой отчетности налогоплательщиками. Также Евросоюз демонстрирует относительно низкие (по сравнению с Японией, Китаем и США) ставки по корпоративному налогу на доходы. Даже несмотря на то, что Китай и Япония значительно снизили указанные ставки (в 2008 и 2012 годах соответственно), они остаются выше средней ставки по ЕС.

Наконец, налоговая нагрузка на оплату труда на примере средней номинальной ставки налога на доходы физических лиц в Евросоюзе ниже ставок приведенных азиатских стран и США. Однако такой вывод был бы полностью справедлив и корректен как раз при относительно унифицированной системе налогообложения оплаты труда в странах ЕС, чего не наблюдается в современной Европе. Дело в том, что в странах ЕС с прогрессивной шкалой налогообложения и возможностью начисления муниципальных налогов и дополнительных сборов реальная эффективная ставка может быть значительно выше и достигать 57% (Швеция) при ставках в Японии 50,84%, Китае – 45% (на 2014 год).

Налоговая политика государств нередко меняется в зависимости от экономических целей властей, поэтому немаловажным фактором привлекательности стран для международного капитала или выбора места жительства является стабильность правил налогообложения и общего уровня налогового бремени. Безусловно, при этом интересует не декларируемый показатель стабильности, а показатель, подтвержденный в исторической перспективе. С этой точки зрения представляет интерес реакция наиболее сильных и слабых экономик Евросоюза на кризис 2008 года в части изменения налоговых ставок по некоторым ключевым налогам.

Так, три наиболее мощных государства Евросоюза (Германия, Франция, Италия) не повышали налоги на прибыль корпораций (а Германия и Италия даже снизили), что, помимо прочего, позволило сохранить инвестиционную привлекательность государств и дестимулировать отток капитала.

В трех наименее мощных экономиках ЕС (Латвии, Люксембурге, Эстонии) также не произошло роста налога на прибыль и на доходы физических лиц. В Эстонии и Латвии дефицит бюджета компенсировался в основном ростом НДС (НСО) и акцизов.

В отношении налога на доходы физических лиц тенденции были аналогичными: ставка налога в Германии и Италии осталась прежней, в Латвии, Люксембурге и Эстонии колебания были незначительными. Во Франции резкое повышение максимальной ставки налога с 41% до 45% являлось следствием выполнения президентом Франсуа Олландом своего предвыборного обещания: в частности, он заявлял о намерении повысить налог в отношении состоятельных граждан с целью компенсации эффекта от отмены режима экономии, действовавшего при Николя Саркози.

Рассмотрим основные правила налогообложения в некоторых популярных для российского бизнеса государствах.

Кипр

С 5 декабря 1998 года действует соглашение между правительством РФ и правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (в редакции протокола от 7 октября 2010 года). Отличительными чертами этого документа (далее СОДН) является отсутствие налогов у источника при выплате процентов на Кипр, возможность применять льготную ставку налога на дивиденды в размере 5% (одна из самых низких в Европе) и прочие преимущества.

Налог на прибыль

  • – Налогом на прибыль облагаются компании, являющиеся резидентами Республики Кипр (в отношении общемирового дохода), а также нерезиденты – в части прибыли, возникающей от источников на территории страны.
  • – Резидентом Кипра признается компания, управление которой осуществляется на территории государства, при этом факт регистрации компании на Кипре не имеет значения для определения резидентства.
  • – Ставка налога на прибыль составляет 12,5% (до 2013 года ставка составляла 10% и была самой низкой в Европе; увеличение налога продиктовано необходимостью поддержки банковской системы в период финансового кризиса).
  • – Доходы от прироста капитала облагаются отдельным налогом по ставке 20%. Однако подлежит налогообложению только прибыль от продажи недвижимого имущества на Кипре, а также акций компаний, владеющих недвижимостью на Кипре и не котирующихся на валютных биржах.
  • – Дивиденды, полученные компанией, являющейся резидентом Республики Кипр, не облагаются у получателя налогом на прибыль, независимо от того, является ли источник выплаты резидентом.
  • – Кипр не имеет разработанных правил трансфертного ценообразования. Однако, согласно ст. 33 кипрского закона о налоге на доходы, все трансакции между связанными сторонами должны осуществляться на основе правила «вытянутой руки», исходя из справедливой оценки цены сделок, активов и нормальных коммерческих взаимоотношений. Причем указанное требование касается также трансакций с нерезидентами Кипра.
  • – В Республике Кипр нет норм, касающихся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

Налог у источника

– Налогом у источника облагаются только роялти, выплачиваемые нерезиденту. Ставка налога составляет 10%, за исключением выплат роялти в отношении фильмов и телевизионных передач (ставка составляет 5%). СОДН могут быть установлены более низкие ставки.

Это интересно:

Дополнительным сбором, возлагаемым на резидентов Кипра, является так называемый налог на оборону (special contribution for defense, SCD), введенный в 1984 году при попытке найти средства для финансирования военного бюджета республики для защиты от Турции, которая в 1974 году ввела войска, и по сей день занимающие около 40% территории острова.

При налоговом планировании, подразумевающем использование кипрской компании, целесообразно принимать во внимание SCD, так как существенную часть общей налоговой нагрузки может составить именно налог на оборону.

– Налог на оборону не взимается в отношении дивидендов, полученных как от резидентов, так и от нерезидентов, за некоторыми исключениями (ставка налога в этом случае составляет 17%). Налог на оборону взимается в отношении процентных выплат, полученных не от основного вида деятельности (например, компаниями, которые не могут подтвердить свой статус как финансовая компания), по ставке 30% (до 29 апреля 2013 года ставка составляла 15%). Налог на оборону в отношении арендных платежей составляет 3% в отношении 75% от суммы платежа.

– Стандартная ставка налога – 19% (с 13 января 2014 года). До 2012 года ставка составляла 15%, в 2012-м была повышена до 17%, а в 2013-м – до 18%. Рост ставок НДС, наряду с ростом ставок корпоративного налога и налога на оборону, был вызван антикризисными мерами.

– В отношении ряда товаров и услуг возможно применение пониженных ставок в 8% и 13% (также повышенных в 2014 году с отметок 5% и 9% соответственно).

Налогообложение доходов физических лиц

– Как и в большинстве европейских юрисдикций, физические лица – резиденты Кипра облагаются налогом в отношении общемирового дохода. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников на территории Республики Кипр.

– Резидентом Кипра признается лицо, находящееся непрерывно на территории Республики более 183 дней в течение года.

– Налог на доходы исчисляется по прогрессивной шкале: суммы дохода до 19 500 евро не облагаются налогом; для доходов от 19 501 до 28 000 евро ставка составляет 20%; от 28 001 до 36 300 евро – 25%; от 36 301 до 60 000 евро – по ставке 30%; свыше 60 000 евро – по ставке 35%.

– Дивиденды, процентные выплаты и арендные платежи в адрес резидентов облагаются налогом на оборону по ставкам 17%, 30% и 3% соответственно.

Налог на недвижимое имущество

– Налог на недвижимое имущество взимается в отношении недвижимости по ставкам, варьирующимся от 0,6% до 1,9%. Налоговой базой является рыночная стоимость недвижимого имущества, определенная на дату 1 января 1980 года.

– Если стоимость недвижимости, определенная на 1 января 1980 года, меньше 12,5 тыс. евро, то собственник-физлицо не облагается налогом.

Германия

Налог на прибыль


– Субъектами налога на прибыль в Германии являются налогоплательщики неограниченной (налогообложение доходов по всему миру) и ограниченной (с доходов от источников в Германии) налоговой обязанностью по уплате налога. Иностранные компании, не имеющие постоянного представительства в Германии, а также резиденты, являющиеся некоммерческими организациями и государственными учреждениями, несут ограниченные обязательства по налогу на доходы.

– Налоговым резидентом Германии считается организация, имеющая на территории Германии зарегистрированный офис или место эффективного управления. До 2008 года все компании, зарегистрированные в Германии, признавались резидентами, однако с 1 ноября 2008 года такие компании могут определять (выбирать) резидентства по месту нахождения центра управления, оставаясь зарегистрированными в Германии.

– Базовая ставка налога на прибыль составляет 15% (до 2008 года ставка составляла 25%). Эффективная ставка составляет в среднем 30%, так как, помимо налога на прибыль, налогоплательщик уплачивает «солидарный взнос» (Solidaritaetszuschlag) в размере 5,5% от суммы налога и муниципальные налоги, варьирующиеся от 14% до 17%.

– В Германии, как и в остальных странах EU, действуют общеевропейские правила исчисления и уплаты косвенных налогов, установленные нормами Евросоюза (Directive 2006/112).

– Базовая ставка налога составляет 19%. Возможно применение пониженных ставок в 7% (в отношении прибыли от реализации товаров первой необходимости и гостиничных услуг) и 0% (в отношении прибыли от экспорта или внутрисоюзных поставок).

Налогообложение доходов физических лиц

– Налогом на доходы физических лиц облагаются как резиденты (в отношении любого дохода), так и нерезиденты Германии. Помимо налога на доходы, налогоплательщики уплачивают солидарный взнос в размере 5,5% от суммы налога, а лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, – налог на предпринимательство (Gewerbesteuer).

– Ставки налога в Германии составляют 0%, 14%, 23,97%, 42% и 45%, однако пороговые суммы, к которым они относятся, различаются в зависимости от субъекта обложения (одиночный налогоплательщик или супружеская пара). Для одиночных налогоплательщиков пороговые суммы составляют 8 354, 13 469, 52 881 и 250 730 евро соответственно. Для супружеских пар, заявивших о совместном обложении дохода семьи, ставки составляют 16 708, 26 939, 105 763, 501 461 евро соответственно.

Налог на недвижимое имущество физических лиц

– Налог на недвижимое имущество взимается в местные бюджеты. Сумма налога рассчитывается как произведение стоимости недвижимости и федеральной ставки налога (0,35%), а также местных коэффициентов, которые могут варьироваться в пределах от 280% до 810%. Таким образом, эффективная ставка налога может колебаться от 0,98% до 2,84% от стоимости недвижимости.

Подробный отчет читайте по ссылке.

Чехия

Налог на прибыль

– Налогом на прибыль облагаются прибыли резидентов по всему миру, а также прибыли нерезидентов от источников в Чехии.

– Резидентом Чехии является компания, зарегистрированная в этой стране или управляемая из нее.

– Стандартная ставка налога на прибыль в Чехии составляет 19%.

– Доходы от прироста капитала облагаются в составе налога на прибыль.

– Предусмотрены пониженные ставки на прибыль от инвестиционных и паевых фондов в размере 5%.

– Законодательство Чехии содержит нормы о регулировании трансфертного ценообразования – в частности, установлено, что сделки между зависимыми лицами должны осуществляться в соответствии с правилом «вытянутой руки».

– В Чехии нет норм, касающихся обложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

– Выплаты лицам, проживающим в стране, с которой у Чехии нет соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения или соглашения об обмене информации, также подлежат обложению по ставке 35%.

– Проценты и роялти, выплачиваемые чешской компанией в адрес компаний, имеющих постоянное представительство в Чехии или зарегистрированных в ЕС, не подлежат обложению налогом при соблюдении ряда условий.

– Стандартная ставка НДС составляет 21%. Предусмотрена пониженная ставка НДС в размере 15% на основные продукты питания, лекарства, печатную продукцию, медицинское оборудование, отопление, социальное жилье. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта товаров, поставок внутри ЕС, международные транспортные услуги.

– Освобождены от налогообложения финансовые услуги, операции с недвижимостью и т. д.

– Плательщиком НДС становятся компании, чей оборот превышает 1 млн чешских крон (

36 тыс. евро) за 12 месяцев (за исключением необлагаемой деятельности). Указанное правило не распространяется на нерезидентов.

Налогообложение доходов физических лиц

– Налогом облагаются резиденты – в отношении всего дохода, а также нерезиденты – в отношении дохода от источников в Чехии.

– Стандартная ставка налога составляет 15%.

– Доход от предпринимательской деятельности, превышающий 48-кратный размер средней заработной платы в год, облагается дополнительным налогом солидарности по ставке 7%.

– Прибыль от передачи недвижимого имущества включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Налог на недвижимое имущество физических лиц

– Налогоплательщиком являются владельцы недвижимости или земельных участков на территории Чехии. В зависимости от места расположения, площади недвижимости или земельного участка применяются различные коэффициенты для исчисления налога.

– Также предусмотрен налог с продажи недвижимости в Чехии по ставке 4%.

У российских предпринимателей, которые хотят инвестировать в зарубежные активы, в фаворитах стабильно держатся четыре страны: Великобритания, Испания, Франция и Германия. Рассказываю кратко и в цифрах, где какие нужно платить налоги и какие есть возможности.

В Англии прогрессивная шкала налогов — годовой доход менее 12 500 £ (ориентировочно 1 млн рублей) налогом не облагается совсем. Зато уже с каждого заработанного фунта в промежутке от 12 501 до 50 000 £ нужно отдать 20%; а дальше ставка повышается еще больше:

от 12 501 до 50 000 £ — 20%

от 50 001 до 150 000 £ — 4 0%

от 150 001 £ — 45%

от 0 до 12 500 £ — 0%

Плюс нужно платить социальный налог (на здравоохранение и пенсию), он тоже разный: тот, кто получает меньше 8632 £, не платит его совсем, тот, у кого зарплата от 8633 до 50 000 £ — отдает 12%; плюс такую же сумму за него платит работодатель (то есть социальная ответственность делится между физлицами и юрлицами). А вот те, кто зарабатывает больше 50 000 £, платят соцналог только 2%.

Здесь есть калькулятор, который все считает автоматически.

При этом Великобританию многие считают налоговой гаванью — иностранцы-резиденты могут жить здесь и не платить налоги на свои иностранные активы, если доходы не поступают на британские счета: для этого нужно оплатить фиксированную сумму в 30 000 фунтов стерлингов в год.

Корпоративный налог на прибыль для компаний, которые ведут свою деятельность на территории Англии, составляет от 15 до 20%.

Налоги на недвижимость в Англии — тоже достаточно разветвленные. Так, есть несколько ступеней гербового сбора — налога, который оплачивается при покупке объекта — он может составлять от 0 до 12%, и зависит от стоимости недвижимости. Доход от сдачи объекта в аренду также облагается налогом по прогрессивной шкале: если вы заработали за год не более £11,000, то налог будет 0%, на каждый фунт в промежутке от £11,000 до 32,010 нужно платить 20%, а дальше — больше, вплоть до 45% дохода.

Как и в большинстве развитых стран, в Испании подоходный налог (IRPF) считается по прогрессивной шкале: от 19%. При этом есть налоговые вычеты и льготы тем, у кого есть дети, ипотека или иждивенцы.

от 12 450 € до 20 200 € — 24%

от 20 200 € до 34 000 € — 30%

от 34 000 € до 60 000 € — 37%

Налог на деятельность предприятий (Impuesto de Sociedades) в Испании разнится в зависимости от региона и составляет от 25% до 30%. При этом налог на экономическую деятельность не платят предприниматели, которые работают меньше 2х лет, а также компании, нетто-оборот которых не превышает 1 миллиона евро.

Налоги на недвижимость в Испании. Разовые сборы при покупке составят от 6 до 11% стоимости объекта (в зависимости от того, коммерческий он или жилой, элитный или нет, а также от того, в каком регионе он находится). Ежегодно еще оплачиваются налоги на владение — от 0,7 до 1,6% от кадастровой стоимости недвижимости. Для тех, кто сдает объект в аренду, действует ставка 24% — для резидентов и нерезидентов страны, которые не имеют европейского гражданства, и 19% — для тех, у кого испанский или любой другой европейский паспорт.

Налоги во Франции — одни из самых высоких в мире, особенно для тех, кто зарабатывает больше 150 тысяч евро в год (вспомним тут Жерара Депардьё, который предпочел переехать в Россию из-за французской налоговой политики). Число всех налогов и сборов во Франции превышает 200 позиций — они еще постоянно изменяются и уточняются. В среднем, резидент Франции отдает порядка 40% своих доходов на различные налоги — этот показатель в остальной Европе держится на уровне 30-33%.

от 9,964 до 27,519 € — 14%

от 27,519 до 73,779 € — 30%

от 73,779 до 156,224 € — 41%

свыше 156,224 — 45%

При этом надо понимать, что если вы врач и зарабатываете, скажем, 10 тысяч € в месяц (в год — 120 тысяч), то из этой суммы будет вычитаться 9,964 €, а остаток делится на три части: до 27 тысяч вы заплатите 14%, до 73 тысяч — 30%, а на остальную сумму уже — 41%. Можно получать налоговый вычет — если у вас есть дети или иждивенцы.

Ставка налога на прибыль бизнеса во Франции составляет 33,33%; для крупных компаний она повышается еще на 3,3%, а для малого и среднего бизнеса — снижается на 15%. Есть также налоги на прирост капитала, 19% (например, при продаже недвижимости, которая была в собственности меньше 22 лет) и налоги на операции с ценными бумагами — 0,2%.

Налоги на недвижимость во Франции. Если вы покупаете новый дом или апартаменты (до 5 лет по возрасту здания), то разовые сборы на такой объект составят 2-3% от стоимости. Для более старой недвижимости ставка составляет 6-7%. Ежегодно нужно оплачивать налог на владение — он зависит от площади жилья, его стоимости и престижности локации (например, налог на квартиру с окнами на Эйфелеву башню будет многократно выше, чем налог на жилье в том же доме, но с окнами, выходящими в глухой двор). Еще один обязательный платеж для резидентов страны — налог на проживание (его платят даже те, кто не имеет своего жилья, а живет на съемном); он составляет порядка 1 000 евро в год для семейных апартаментов и до 8,6 тысяч евро в год для вилл. Для владельцев люксовой недвижимости (дороже 0,8 млн евро) в стране действует дополнительный налог на роскошь — от 0,5% до 1,5%. Налог на сдачу внаем недвижимости составляет 20% — он взимается с суммы после вычета издержек (обслуживание, страховка, ремонт, ипотека и т.п.)

Налоги в Германии построены на принципах экономиста Людвига Эрхарда – его называют первым в мире либеральным реформатором нового типа. Он заявлял, что налоги обязаны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе. И что величина налогов должна соответствовать размеру оказываемых государством услуг.

Шкала подоходного налога в Германии прогрессивная: от 19 до 43%, при этом есть необлагаемый налогом минимум: 5616 € (для одиноких) и 11232 € (для семейных пар).

все доходы, которые выше 9000 € —19%

доходы от 9000 до 13 996 € (27 992 € для пары) — 24%

от 13 996 € до 54949 € (109 898 € для пары) — 42%

от 54949 € до 260532 € (521 046 € для пары) — 43%

В целом, налоги в Германии заточены под то, чтобы быть гибкими в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Молодежь и семейные люди с детьми здесь платят меньше, чем те, кто живет один, даже если у них соизмеримые доходы.

Налоги на недвижимость в Германии. Здесь есть льготы для компаний, которые управляют своими активами, а другой деятельности не ведут: так, обычная ставка налога на сдачу недвижимости в аренду может достигать 47%, в зависимости от региона и стоимости объекта. А для таких компаний она будет всего 15%.

Кроме того, есть возможность снизить ее до 9%: если применить вычет ваших затрат на амортизацию здания. Еще один законный способ снизить ставку налога вообще до 0% – выдать собственной компании кредит на покупку объекта.

Фото с сайта escapemgz.com
Фото с сайта escapemgz.com

Многие европейские страны предлагают не только упрощенную и лояльную для бизнеса законодательную базу, но и оптимальные условия налогообложения.

Ирина Симонян, директор по маркетингу компании Henley&Partners Россия & СНГ, рассматривает несколько государств ЕС, на которые есть смысл обратить внимание предпринимателям.

Ирина Симонян
Ирина Симонян
директор по маркетингу компании Henley&Partners Россия & СНГ

Эстония

— Эстония известна доброжелательным отношением чиновников к бизнесу и развитой цифровой инфраструктурой. Практически все бизнес-процессы можно контролировать онлайн — регистрировать компанию, подавать отчеты, задавать вопросы государственным службам и др. Также привлекают умеренные цены на сопровождение бизнеса. Еще один бонус — возможность получить ВНЖ страны.

Налоговые преимущества:

Отсутствует налог на нераспределенную прибыль. Налог на прибыль уплачивается только тогда, когда компания решила распределить дивиденды своим собственникам

Ставка корпоративного налога на распределенную прибыль составляет 20% (с 2020 года в некоторых случаях может применяться пониженная ставка в размере 14%)

Ставка НДС на некоторые товары и услуги составляет 0% и 9%. Стандартная ставка НДС — 20%

Договоры об избежании двойного налогообложения с 60 странами мира, включая Беларусь и Украину.

Фото с сайта estonianworld.com

Фото с сайта estonianworld.com

Литва

Одна из самых близких к Беларуси европейских стран привлекает бизнесменов недорогой рабочей силой и относительно низкими налоговыми ставками. Процесс регистрации компании не требует больших временных и финансовых затрат. Преимуществом является и отсутствие языкового барьера — в стране распространен русский язык. Большинство бизнес-операций можно осуществлять онлайн.

Налоговые преимущества:

Налог на прибыль — 15%. Льготная ставка в 5% предусмотрена для компаний, у которых не более 10 сотрудников и доход которых составляет не более € 300 тысяч в год

Стандартная ставка налога на дивиденды — 15%, но законодательством предусмотрен льготный режим для холдинговых компаний

Отсутствие валютного контроля

Нет налога на роялти и проценты

Стандартная ставка НДС — 21%, но к некоторым товарам и услугам применяются льготные ставки 9%, 5% или 0%

Договоры об избежании двойного налогообложения с 56 странами мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

Мальта

Многие компании регистрируются на Мальте из-за хорошей репутации страны, политической стабильности, отличного качества банковских услуг и, конечно, интересных условий для налогового планирования. Одной из самых выгодных схем для акционеров является создание на Мальте двухуровневой структуры, состоящей из холдинговой и дочерней компаний. Мальта также известна своими популярными программами получения ВНЖ и гражданства через инвестиции, что позволяет иностранным инвесторам стать полноправными резидентами или гражданами страны.

Фото с сайта triciaannemitchell.com

Фото с сайта triciaannemitchell.com

Налоговые преимущества:

Налог на прибыль компании на Мальте составляет 35%. Однако большинство компаний используют систему так называемого условного начисления налога, которая позволяет в короткие сроки вернуть большую часть уплаченного налога при распределении дивидендов. Например, компания платит налог на прибыль по ставке 35%. Получатель дивидендов имеет право на возврат 30%, или 6/7, если бенефициарные владельцы этой компании не являются резидентами Мальты или резидентами без домицилия

Доход мальтийской компании, полученный в качестве дивидендов и прироста капитала от зарубежной компании, будет исключен из налогообложения на Мальте, если мальтийская компания имеет «квалифицированное участие» в зарубежной компании (применяются определенные критерии)

Мальтийская компания не несет валютных рисков, так как уплата налогов на прибыль, как и возврат, производится в той валюте, в которой она была получена

Договоры об избежании двойного налогообложения с 72 странами мира (Беларуси и Украины среди них нет).

Латвия

Еще одна прибалтийская страна является популярным направлением для регистрации бизнеса. Дело не только в географической близости, но и в простоте оформления компании и минимальных требованиях по наличию уставного капитала. Инвестиции в основной капитал предприятия в Латвии в размере от € 50 000 (при условии ежегодных налоговых выплат компании от € 40 000) позволят также получить ВНЖ страны.

Налоговые преимущества:

Налог на нераспределенную прибыль — 0%. Налог на распределение прибыли (при выплате дивидендов) — 20%. Однако размер налога на дивиденды будет в первую очередь зависеть от резидентского статуса получателя

Микропредприятия платят фиксированный налог 15% (требование — оборот не выше € 40 000 в год). Они освобождаются от зарплатных налогов и подоходного налога

Налог на добавочную стоимость в Латвии составляет 21%, но для некоторых видов товаров и услуг — 12% и 5%. При совершении сделок внутри Евросоюза НДС составляет 0%. Нулевая ставка также действует для некоторых услуг, которые латвийская компания оказывает гражданам третьих стран

Договоры об избежании двойного налогообложения с 61 страной мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

После вступления в ЕС Кипр существенно изменил свою законодательную структуру, налоговую систему и правила по ведению отчетности, что превратило Кипр из офшора в низконалоговую юрисдикцию с хорошей репутацией. Членство Кипра в ЕС позволяет компании получить номер плательщика НДС, что открывает перспективы укрепления деловых связей и развития международной торговой деятельности со странами Евросоюза. Кипр, как и Мальта, позволяет получить ВНЖ и гражданство через инвестиции, что делает страну еще более привлекательной для инвесторов.

Фото с сайта taksi-kipr.com

Фото с сайта taksi-kipr.com

Налоговые преимущества:

Одна из самых низких ставок корпоративного налога в ЕС — 12,5%

Компания, зарегистрированная на Кипре, освобождается от уплаты налога на прибыль, если директором компании является нерезидент Кипра и компания не ведет свою деятельность на Кипре

Ставка НДС варьируется от 5% до 19%. Компания может быть освобождена от уплаты НДС, если предоставляет свои услуги и товары нерезидентам Кипра

В июле 2015 года на Кипре был введен статус «лицо без домицилия» (non-domiciled resident) в отношении физических и юридических лиц. Практически это означает, что лица, которые хотят переехать на Кипр и стать налоговыми резидентами Кипра, будут освобождены от подоходного налога и взноса в Фонд обороны в течение 17 лет после переезда на Кипр, если они получают только пассивный доход (например, дивиденды, роялти, проценты и т.д.)

Договоры об избежании двойного налогообложения с 65 странами мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

На что обратить внимание при выборе юрисдикции

При выборе подходящей юрисдикции стоит рассматривать каждую конкретную ситуацию: вид деятельности компании, ее организационно-правовую форму, цель собственника, желание или нежелание становиться резидентом страны и многое другое:

Размер уставного капитала при регистрации компании

Ставка корпоративного налога и особые условия при распределении прибыли

Договор о двойном налогообложении с вашей страной

Условия для резидентов и нерезидентов

Защита активов компании

Налогообложение для физических лиц.

Ставка корпоративного налога в разных странах

Страна

Ставка корпоративного налога на 2019−2020, в %

Европейский союз является одним из наиболее крупных интеграционных образований, проводящим общую экономическую политику, в том числе и в сфере налогообложения. Создание единого европейского рынка, конкурентоспособного в мировом масштабе, подразумевает обеспечение равных условий трансграничной торговли для всех субъектов хозяйствования. С этой целью в Евросоюзе на сегодняшний момент полностью ликвидированы внутренние таможенные барьеры, запрещены количественные ограничения при ввозе зарубежных товаров, ограничена государственная помощь отечественным производителям.

Однако для успешной реализации идеи общего рынка необходимо устранить все препятствия, в том числе и налоговые. Для того, чтобы полностью преодолеть разницу в условиях хозяйствования для субъектов из разных государств-членов Евросоюза необходимо гармонизировать законодательство в области налогообложения. Европейские законодательные органы предоставляют государствам-членам права на сбор на своей территории налогов и формирование собственного бюджета.

В соответствии с первыми регламентами по унификации во всех государствах-членах была установлена единая система НДС с той целью, чтобы механизм исчисления и уплаты налогов был одинаковым для всех субъектов хозяйствования и легко сопоставимым для целей бюджетирования ЕС. Конечно, переход на новую систему налогообложения потребовал для некоторых государств определенных организационных и временных затрат и происходил постепенно, пока, наконец, к 1973 г. во всех государствах – членах не ввели единую систему взимания НДС. Впоследствии все вновь присоединившиеся к ЕС государства обязаны были привести свою систему исчисления данного налога в соответствие с регламентами. Унификация НДС была не только необходимым первым шагом на пути устранения налоговых границ, но и основной предпосылкой замены членских взносов государств-участников средствами, поступающими в общий бюджет ЕС в виде процента от сборов по НДС на территории государств-членов.

Однако развитие рынка ЕС выявило ряд новых проблем, стоящих на пути принятия совместных решений на уровне наднациональных органов. Наиболее серьезной проблемой стал рост мошенничества с возмещением НДС, что привело к изменению регламента ЕС и установлению новых правил с обязательной регистрацией плательщиков НДС на территории ЕС с 1 января 2007 г. В 2008 г. Еврокомиссия начала создание специальной информационной сети для борьбы с нарастающими схемами мошенничества с НДС. В связи с этим механизм исчисления НДС и его коррекция на сегодняшний день являются основным направлением деятельности наднациональных органов по унификации налогового режима.

Однако государства-члены противятся установлению единого НДС, активно используя дифференциацию ставок как инструмент внутрифискальной политики.

Ставки НДС в государствах-членах Евросоюза существенно различаются, поэтому рассмотрим и сравним их уровень:

Ставки НДС в странах ЕС в 2000, 2010-2012 гг.

За последние годы, несмотря на стратегию унификации НДС, страны-члены ЕС на национальном уровне создали систему пониженных и «сверхпониженных» ставок налога для отдельных операций. Финансовый и экономический кризис привел к необходимости проведения достаточно агрессивной фискальной политики. Практически во всех государствах ЕС отмечается увеличение ставок НДС и резкий рост потребительских налогов. Это связано с необходимостью формирования национальных бюджетов, которые значительно понизили свои доходы из-за кризисных явлений в реальном секторе и увеличили налоговую нагрузку на потребителя.

В последние годы ЕС проводит осторожную налоговую политику в сфере «насильственной унификации». Сегодняшняя налоговая политика ЕС сформирована в соответствии с отсутствием необходимости в гармонизации национальных налоговых систем государств–членов ЕС. Право выбирать приемлемую систему налогообложения оставлено государствам–членам ЕС при условии, что они уважают и соблюдают законодательство ЕС. Кроме того, любые предложения органов ЕС в сфере налогообложения должны быть представлены в соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности. Наднациональные органы ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство-член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути, проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми органами государств-членов ЕС.

Последние действия Европейской комиссии направлены на решение вопросов налогообложения физических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в пределах Общего рынка, и сосредоточены на устранении проблем налогообложения при трансграничной экономической деятельности. Такое отдельное внимание к налогоплательщикам связано с тем, что Европейская комиссия, как институт исполнительной власти ЕС, должна гарантировать совместимость налоговой политики ЕС с основными целями ЕС, такими как экономический рост, развитие и процветание, а также увеличение уровня занятости, достижение поставленных целей в сфере охраны окружающей среды и энергетики.

В целом, прямое налогообложение в ЕС отличается разнообразием применяемых ставок:

Ставки прямых налогов в странах ЕС в 2000, 2010-2012 гг.

Четко прослеживаются тенденции изменения прямого налогообложения: существенное сокращение ставок налога на прибыль корпораций (в отдельных странах ЕС практически в 2 раза) при одновременном возрастании ставок подоходного налога. Исключение составляют недавно присоединившиеся страны бывшего социалистического блока и бывшие республики СССР, которые демонстрируют существенное снижение ставок по обоим налогам. Тенденции выражают политику привлечения инвестиций налоговыми методами, переориентацию налогообложения с доходов от капитала на личные доходы.

Подводя итог исследованию проводимой в ЕС согласованной налоговой политики, следует отметить, что она сместилась в сторону взаимосогласованных действий в области координации общей фискальной политики, направленной на предотвращение уклонения и ухода от налогообложения, недобросовестной налоговой конкуренции и на поиск новых источников пополнения общего бюджета ЕС. Проводимая политика оставляет полные права на проведение внутреннего налогового законодательства исходя из национальных фискальных интересов. Направления общей налоговой политики ЕС предусматривают рассмотрение трех основных вопросов в области налогообложения ЕС:

  • перспективы налоговой консолидации стран ЕС;
  • создание более простых и удобных налоговых структур;
  • способы улучшения налоговой системы с точки зрения индивидуального налогоплательщика.

Проведенный анализ согласованной налоговой политики ЕС еще раз подтвердил вывод о том, что создание единого экономического пространства реально невозможно без применения во всех странах ЕС однотипных налоговых механизмов, регулирующих не только беспрепятственное движение товаров внутри рынка, но и налоговую конкуренцию внутри него. В современных условиях возникновение экономических угроз ориентирует государства – члены ЕС не на фискальную помощь извне, а на проведение самостоятельной налогово-бюджетной политики, нейтрализующей эти угрозы внутри государства. Интеграционный опыт ЕС, особенно в области регулирования экономики посредством налоговых инструментов, представляет определенный теоретический и практический интерес не только для стран-членов Союза, но и для государств, лишь приступающих к интеграционным процессам в условиях становления рыночных экономик, таких как Республика Беларусь, Казахстан, Россия.

Читайте также: