Начисляются ли пени на пени по налогам

Опубликовано: 02.05.2024

Пеня - это штраф за невыполнение в срок установленных законом или договором обязательств.

Что такое пеня

В гражданском законодательстве нет четкого определения понятия «пеня», не считая упомянутого вскользь – разновидности наказания в виде неустойки. При этом более четкое понятие можно получить уже из налогового законодательства, где уже в Кодексе отведена отдельная статья.

Согласно действующим нормам налогового законодательства, пеня – это сумма неустойки, которая начисляется тем плательщикам, которые просрочили выплату налога или сбора, штрафа. Это определенная сумма, которая прибавляется к сумме налога, сбора, штрафа. И эту сумму плательщик, который пропустил сроки уплаты, обязан так же уплатить. В противном случае его долг перед государственным бюджетом продолжит расти и дальше.

Более того – даже если к плательщику применяются какие-то иные меры пресечения или обеспечения, нацеленные на взыскание причитающихся ему налогов, сборов, штрафов, пеня продолжает начисляться. Такую меру (следует понимать, как неустойку) никто не отменяет. Чем больше сумма задолженности, тем больше начисляется с нее пени.

Что не относится к понятию «пеня»

К понятию «пеня» не имеют отношения, хотя и несколько схожи с ней, понятия «штраф» и «неустойка». Так, под штрафом в гражданском законодательстве, равно как и в налоговом, принято понимать наказание за преступление, которое было совершено разово или длящееся некоторый период времени, выраженное в точно обозначенной сумме или в проценте от полученной нарушителем выгоды.

Штраф может быть определен и как точная сумма, которую нарушитель уплачивает в пользу государственного бюджета (следует понимать, как налоговый случай), так и в проценте от выгоды, которую он получил. Например, в размере 20-30-40%.

Под неустойкой в законодательстве принято понимать вид наказания, который подразумевает процентный или выраженный в конкретной сумме вид взыскания за длительное преступление или правонарушение.

Пеня же является лишь разновидностью такого вида наказания, применяемой преимущественно в налоговой или расчетной сфере. Кроме того различается способ исчисления пени и неустойки (следует понимать, как понятие в общем смысле).

Способ исчисления

При исчислении берется за основу не вся сумма налога или сбора, который предписан плательщику, а только просроченная по уплате часть. Именно из ее размера определяется размер пени, а также конечная сумма долга. Начисляется пеня каждый день, независимо от того, рабочий он или выходной, с того момента, как наступила просрочка по выплате налога или сбора. То есть если плательщику было дано десять дней на выплату налога, а он пришел платить на пятнадцатый, то за 5 дней просрочки ему начисляют пени, которые тоже необходимо выплатить.

Размер пени считается отдельно от суммы налога или сбора, но при этом обе суммы при уплате складываются.

Если плательщик выплачивает только одну сумму, игнорируя вторую, то неустойка продолжает накапливаться. Предусмотрены случаи в налоговом законодательстве, когда задолженность достигает определенных размеров, что позволяет налоговым органам обратиться в суд для взыскания с должника средств в государственный бюджет. Расчет пени по налогам происходит в процентном формате – к сумме налога каждый день прибавляется определенный процент, который и является пеней.

Размер пени не может быть установлен и начислен тогда, когда у организации, ИП или физического лица нет средств для уплаты основного долга ввиду ареста его имущества или приостановке операций по его счетам в банке. Более того если такая мера пресечения уже используется, то, как правило, недобросовестному плательщику присуждают еще и штраф за неправомерные действия, пени в этом случае не предусмотрены.

Размер пени исчисляется в процентном соотношении и равен 1/300 от действующей ставки рефинансования Центральным банком. Причем данные учитываются на конкретный день. Чем выше ставка Центрального банка, тем выше пеня, которая будет начисляться по просрочке платежа по налогам, сборам, штрафам. Не предусматривается в налоговом законодательстве фиксированная пеня на просрочки по платежам налогов, сборов или штрафов, только процентное выражение.

На что не начисляют пени

Нормами налогового законодательства предусмотрены ситуации, когда пени не начисляются совсем. Так, недоимка, которая образовалась у добросовестного плательщика, путем выполнения тех разъяснений, которые ему были даны от налоговых органов и других уполномоченных органов, а так же в ходе следования инструкциям после мониторинга налоговых органов. При этом все данные плательщик предоставил верные и точные.

А вот прописанная в договоре неустойка тоже может выступать в роли обязательной для уплаты пени. Называется она – пени по договору, когда одна из двух сторон при просрочке платежа обязана выплатить установленную неустойку.

В налоговом праве применяется понятие редко, только в тех случаях, когда образовывается задолженность по уплате пени у консолидированной группы участников. В этом случае пени по договору начисляется для уплаты или ответственному участнику, или всем остальным участникам группы, если на счетах ответственного не хватает средств для погашения.

Уплата пени

Взыскание пени возможно в принудительном порядке тогда, когда плательщик добровольно не уплатил насчитанную ему сумму. Основной способ – удержание средств с личных счетов в банках. То есть налоговый орган путем вынесения соответствующего решения может обязать банк на определенные действия, цель которых взыскание пени с плательщика.

Банк не имеет права игнорировать решения налоговых органов, поэтому удерживает в пользу государственного бюджета средства, необходимые и достаточные для уплаты пени, если их на счету плательщика хватает для погашения задолженности. Если нет – уведомляет налоговый орган об остатке по счету в течение рабочего дня.

Уплата пени является обязанностью плательщика, а не его правом. Так, плательщики – физические лица в случае неуплаты могут быть подвержены административному или уголовному преследованию за неисполнение своих обязанностей. Налоговый орган вправе подать соответствующее исковое заявление в суд с требованием взыскания пени, а также наложения штрафа на недобросовестного плательщика.

Однако предварительно физическому лицу присылается в письменном виде путем личного вручения или передачи через почту (заказным письмом) требования об уплате имеющихся налогов, сборов (в том числе и страховых), пени и штрафов. В случае неисполнения – налоговый орган вправе подать заявление в суд.

Плательщики – организации или ИП так же обязаны уплачивать начисленные им пени.

Если после получения от налогового органа требования об уплате этого не произошло, налоговый орган имеет право приостановить операции по счетам в банках, а при недостаточности этой меры – обратиться в судебные органы с исковым заявлением о взыскании путем ареста имущества.

Чем больше сумма задолженности по пени, тем больше или дороже имущество будет арестовано, а затем продано по рыночной стоимости для погашения долга перед государственным бюджетом.

Существует практика, когда должник-плательщик уплачивает пени тогда, когда судебное разбирательство еще только началось. В этом случае суд обязан учесть выплату в фиксированной фактической сумме.

Если же этого не произошло, то в решении указывается не только срок исполнения решения, но и сумма для уплаты налога – в фиксированном размере, и размер пени – в процентном размере, согласно ставке рефинансирования Центрального банка.

Авансовые платежи, которые обязан вносить плательщик, тоже могут быть подвержены обязанности выплаты или наказанию за просрочку. Так, пени за просрочку платежа начинают начисляться с того момента, когда должен быть уплачен налог, а не аванс по нему. То есть плательщику условно дается отсрочка для платежа без наказания, а в случае просрочки уже начисляются пени.

image_pdf
image_print

Пени предусмотрены статьей 75 Налогового кодекса. Это санкции за просрочку платежа, по сути, представляющие собой неустойку. Пени начисляются не только по налоговым платежам, но и по многим другим. Так, уплатить их придется тем, кто не вовремя переводит оплату по договору, алименты или коммунальные платежи.

Немного о налоговых пенях

Что касается пеней по налогам и сборам, то с их оплатой сталкиваются время от времени даже самые добропорядочные бухгалтеры и предприниматели. Начисляются они в случае, если платеж просрочен либо уплачен в срок, но не полностью.

Пени могут быть начислены налоговым органом при выявлении им недоплаты и предъявлены налогоплательщику к уплате вместе с суммой долга. Если же компания (ИП) знает о недоимке и собирается ее погасить, то следует самостоятельно рассчитать и уплатить пени.

Расчетный период

Начисляются пени за каждый календарный день просрочки. Исчисление начинается с даты, следующей за последним днем уплаты налога или сбора. У многих возникает вопрос: нужно ли включать в расчет пени последний день — тот самый, когда производится их уплата?

Сразу скажем, что при небольшой сумме безопаснее этот день в расчет включить. Почему? Дело в том, что на протяжении долгого времени все руководствовались позицией ФНС, которая считала, что за этот день уплачивать пени необходимо. Аргумент такой: начисление пени прекращается со следующего дня после уплаты недоимки. Из этого следует, что день уплаты недоимки также входит в расчетный период. Этот вывод поддерживался и судами.

А вот в Минфине считают, что начислять пени за день оплаты не нужно. Однако отметим, что это мнение было высказано в частном письме от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318, адресованном налогоплательщику, а не в разъяснении для налоговых органов, которым они должны руководствоваться. Поэтому не исключено, что ИФНС может потребовать пени и за день, когда они уплачены.

Если же сумма пеней за каждый день внушительная, то можно день выплаты в расчет не включать. Однако не исключено, что свои интересы придется защищать в суде.

Исчисление суммы пеней

Безусловно, пени можно рассчитать за пару минут на специальных калькуляторах, коих немало в интернете. Однако основные правила расчета и формулы знать все-таки необходимо.

Для исчисления пеней используются такие показатели:

  • сумма неуплаченного налога или сбора, с которой они начисляются;
  • расчетный период, то есть число дней начисления;
  • ключевая ставка ЦБ РФ (она же в настоящее время ставка рефинансирования).

Обратите внимание! Если в период просрочки ставка ЦБ РФ менялась, это необходимо учитывать.

Формула расчета будет разной для индивидуальных предпринимателей и организаций.

Расчет для компании

За первые 30 дней просрочки пени рассчитываются по формуле:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ / 300) * 30

Начиная с 31-го дня просрочки применяется формула:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ / 150) * Число дней просрочки с 31 дня

Затем полученные значения складываются.

Пример. ООО «Ромашка» должна была уплатить до 25 апреля 2018 года налог в сумме 30 000 рублей. Однако по факту задолженность была погашена только 1 августа. Рассчитаем пени.

Общий период просрочки с учетом даты уплаты составляет 98 дней. В течение этого времени ставка ЦБ РФ составляла 7,25% и не менялась.

За первые 30 дней просрочки пени составят: 30 000 * 30 * 7,25% / 300 = 217,50 рублей.

За период с 31-го по 98-й день просрочки, то есть за 68 дней, пени составят: 30 000 * 68 * 7,25% / 150 = 986 рублей.

Общая сумма пени такова: 217,50 + 986 = 1203,50 рублей.

Обратите внимание! Действующий порядок расчета пеней для организаций (с повышением ставки с 31-го дня просрочки) применяется в отношении недоимок, которые образовались после 1 октября 2017 года. Если же выявилась недоплата, возникшая до этой даты, то пени рассчитываются так же, как и для предпринимателей.

Расчет для ИП

Для индивидуальных предпринимателей пени исчисляются вне зависимости от срока просрочки по формуле:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ / 300) * Число дней просрочки

Если предположить, что в примере выше фигурантом является не компания, а ИП, то сумма пеней изменится: 30 000 * 98 * 7,25% / 300 = 710,50 рублей.

Выявлена недоплата налога: как избежать штрафа

Статья 122 НК РФ предусматривает штраф в размере 20% от суммы недоимки, который налагается на субъект за несвоевременную (неполную) уплату налога. Однако если налогоплательщик погасит недоимку самостоятельно до того, как налоговый орган о ней узнает, уплатит пени и подаст уточненную декларацию, то штраф начислен не будет. Но для этого необходимо придерживаться такого порядка действий:

  • исчисление суммы пеней;
  • уплата недоимки по налогу и пеней;
  • подача уточненной декларации.

Другими словами, при выявлении задолженности не следует сразу торопиться подавать «уточненку». Ведь как только инспекция ее получит, ей станет известно о недоимке и уже будет повод выписать штраф. Сначала нужно погасить все долги, а потом сообщать о них в ИФНС.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы
Фото Дениса Педана, Кублог

Всем известно, что налоги и взносы во внебюджетные фонды нужно уплачивать вовремя, а если сроки уплаты пропущены, то придется заплатить пени в размере 1/300 ставки ЦБ РФ от суммы задолженности по налогу или взносу. Пени взимаются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, по день уплаты недоимки включительно 1 .

Примечание. С 1 января 2016 г. ставка рефинансирования равна ключевой ставке, размер которой составляет 11% 2 .

Казалось бы, все просто, но вопросы о начислении пеней все равно возникают. На некоторые мы ответим в нашей статье.

Пени при наличии переплаты

Е.К. Степанова, г. Москва

Пени начислять и платить не надо. Они взимаются только при наличии недоимки. Так, если у компании имеется переплата (в лицевой карточке расчетов с бюджетом), которая равна сумме подлежащего уплате налога или перекрывает ее, то фактически задолженность перед бюджетом отсутствует 3 . Налоговики могут произвести зачет переплаты в счет недоимки самостоятельно, без заявления налогоплательщика 4 . После проведения зачета никаких потерь бюджет не несет 5 . Поэтому пени в таком случае не начисляются.

Кстати, официальных разъяснений чиновников по этому вопросу нет. А суды признают незаконным начисление инспекцией пеней при наличии переплаты 6 .

Пени до принятия решения о зачете

Т.В. Морозова, г. Новосибирск

Да, такая вероятность есть. Для проведения зачета имеющейся переплаты в счет предстоящих налоговых платежей требуется заявление от налогоплательщика 7 . Ведь налоговики не знают, какую именно сумму переплаты и в счет какого налога вы хотите зачесть. Инспекции для принятия решения по заявлению дается 10 рабочих дней со дня его получения 8 . При этом обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия решения о зачете 9 . Минфин из этого делает вывод, что если решение о зачете принято после истечения установленного срока для уплаты налога, то такой налог уплачен несвоевременно. И до даты вынесения решения о зачете (если оно принято в указанный 10-дневный срок) придется уплатить пени 10 . А вот судебная практика по вопросу начисления пеней до даты зачета при наличии переплаты противоречива. Последние решения приняты в пользу налоговиков 11 .

Кстати, если ИФНС не уложилась в отведенные для принятия решения о зачете 10 дней, то пени все равно будут взысканы, ведь налог не был уплачен вовремя 12 . Вопрос здесь только в периоде их начисления. Вот что по этому поводу нам пояснили в ФНС.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович - Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

"Согласно положениям ст. 44 НК РФ в корреспонденции со ст. 78 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в день принятия решения о зачете излишне уплаченного налога. Одновременно в соответствии со ст. 75 НК РФ пени подлежат начислению за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. В связи в этим, так как НК РФ не установлено иное, пени начисляются до даты принятия решения о зачете, даже если инспекцией нарушен срок, предусмотренный п. 4 ст. 78 НК РФ".

Штраф в случае неуплаты пени при подаче уточненки с увеличенным налогом

В.Е. Павлова, г. Тверь

Да, после проведения камеральной проверки уточненной декларации ваша компания может быть оштрафована за неуплату налога в положенный срок 14 . Ведь при подаче уточненки налогоплательщик освобождается от ответственности, в частности, при условии, что до ее представления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени за период просрочки 15 . А если задолженность по пеням не погашена, то и оснований для освобождения от штрафа нет 16 .

Суды в последнее время считают так же 17 .

При этом подача уточненных деклараций и уплата недоимки могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность 18 . То есть размер штрафа по ст. 122 НК РФ может быть уменьшен не менее чем в два раза 19 .

Примечание. Раньше встречались противоположные решения, в которых судьи указывали, что факт неуплаты пеней до представления уточненной декларации сам по себе не образует состава правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ 20 .

Начисление пеней налоговому агенту

А.П. Сергеева, г. Владимир

Да, с компании могут взыскать пени 21 . На это указывают суды, в том числе ВАС 22 .

Как известно, если налоговый агент по каким-либо причинам не удержал с выплаченного дохода НДФЛ, он обязан не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, письменно сообщить бывшему работнику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме налога 23 . Получив такое сообщение, работник должен сам не позднее 15 июля года, следующего за истекшим годом, исчислить и уплатить налог в бюджет 24 .

Поэтому пени начисляются налоговому агенту за период с даты, когда он должен был удержать и перечислить налог в бюджет, до 15 июля следующего года 25 .

Примечание. А у ФНС свой взгляд на этот вопрос. Не так давно чиновники высказали мнение, что у налоговых органов вообще нет оснований для взыскания пеней с налогового агента, не удержавшего НДФЛ 26 . Хотя немногим ранее они заявляли, что пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются, только если он своевременно сообщил в ИФНС о невозможности удержания НДФЛ 27 .

Однако напомним, что когда письменные разъяснения ФНС по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с актами высших судебных органов, то налоговые органы должны руководствоваться актами высших судов 28 . Таким образом, если, несмотря на своевременное уведомление инспекции о невозможности удержать НДФЛ, налоговики все же начислят вам пени, то в суде, скорее всего, поддержки вы не найдете.

Пени по уточненке, поданной после выездной проверки

Н.В. Поричева, г. Воронеж

Инспекция права. К сожалению, в НК РФ нет норм о пересмотре инспекцией решения о привлечении к ответственности за неуплату налога, вынесенного по итогам выездной проверки, в случае последующего представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате.

Да и судьи также приходят к выводу, что подача уточненной декларации после завершения выездной проверки не влияет на законность (незаконность) принятого по ней решения, ведь инспекция не могла учесть уточненные данные 29 . Кроме того, представление после принятия решения уточненных деклараций за период проверки не опровергает факта совершения правонарушения и не отменяет необходимости исполнения обязанности как по уплате налога, так и по уплате пеней.

  1. пп. 3, 4 ст. 75 НК РФ; ч. 3, 5, 6 ст. 25 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 22.1 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; Разъяснения ФНС от 28.12.2009; пп. 57, 61 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57 (далее - Постановление N 57)
  2. Указание ЦБ от 11.12.2015 N 3894-У
  3. подп. 5 п. 1 ст. 21, ст. 78 НК РФ
  4. п. 5 ст. 78 НК РФ
  5. Определение КС от 29.05.2014 N 1069-О
  6. Постановления ФАС ЦО от 28.03.2014 N А09-1913/2013; ФАС ДВО от 27.11.2013 N Ф03-5475/2013; 4 ААС от 26.09.2013 N А78-927/2013
  7. п. 4 ст. 78 НК РФ
  8. п. 6 ст. 6.1, п. 4 ст. 78 НК РФ
  9. подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ
  10. Письма Минфина от 25.07.2011 N 03-02-07/1-260, от 02.08.2011 N 03-02-07/1-273
  11. Постановление АС ЗСО от 26.05.2015 N Ф04-18993/2015
  12. статьи 44, 45 НК РФ
  13. п. 2 ст. 78 НК РФ
  14. ст. 122 НК РФ
  15. подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ
  16. п. 3 мотивировочной части Определения КС от 07.12.2010 N 1572-О-О
  17. Постановления АС СЗО от 18.12.2014 N А56-15646/2014; АС УО от 03.10.2014 N Ф09-6030/14; ФАС ЗСО от 25.06.2013 N А81-1410/2012; ФАС МО от 14.08.2013 N А41-20951/12
  18. Постановления Президиума ВАС от 26.04.2011 N 11185/10; АС СЗО от 18.12.2014 N А56-15646/2014; ФАС ЗСО от 25.06.2013 N А81-1410/2012
  19. подп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ
  20. Постановления ФАС СЗО от 29.08.2011 N А56-42827/2010; ФАС УО от 24.01.2011 N Ф09-11435/10-С3; ФАС СКО от 09.08.2010 N А53-30147/2009
  21. п. 5 ст. 24, пп. 1, 7 ст. 75 НК РФ
  22. п. 2 Постановления N 57; Постановления Президиума ВАС от 12.01.2010 N 12000/09; ФАС СКО от 17.06.2014 N А32-11484/2012; ФАС ПО от 23.01.2014 N А06-3662/2012
  23. п. 5 ст. 226 НК РФ
  24. подп. 4 п. 1, п. 4 ст. 228, ст. 216 НК РФ
  25. п. 2 Постановления N 57
  26. Письмо ФНС от 04.08.2015 N ЕД-4-2/13600
  27. Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692
  28. Письмо Минфина от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097)
  29. Постановления ФАС СЗО от 28.03.2014 N А56-49359/2011; 19 ААС от 24.10.2013 N А48-2528/2013; ФАС СЗО от 29.11.2012 N А13-5425/2011

Полный текст читайте в журнале "Главная книга" N07, 2016

В Атырау продали кв.в 2010 г. не заплатили пошлину, в 2014 г. налоговая предъявила требование на уплату пошлины - уплатили. Теперь требуют уплатить пени за просрочку платежа налога. Есть исковая давность по таким требованиям и начисляется ли пеня на пеню? Сумма пени больше суммы налога.

Ситуация в следующем: мне ни разу не приходило извещение о налоге на собственность (квартира). Я обратился непосредственно в налоговую со всеми документами (конец 2015 года). Мне выдали квитанцию на оплату налога и пени, которую я и оплатил в сбербанке. Но когда я зашел в личный кабинет в мае этого года, там висит пеня. Я отправил запрос в интернет-приемную, на него получил ответ (https://imgur.COM/y8dfYR8). у меня возникли вопросы:

1. Обязана ли сейчас налоговая рассылать уведомления по почте?

2. Правильно ли я сделал, что оплатил пени, или если нет письма из налоговой, то и пени оплачивать не надо?

3. Имею ли я право не оплачивать ту пени которая висит сейчас (якобы от транспортного налога, хотя машины нет)?

4. Начисляется ли пени в период между моей оплатой в банке и поступлением денег в налоговую?

Прошу проконсультировать по следующей ситуации. При расчете пени за просрочку платежа за выполненные работы нужно ли из суммы задолженности вычесть сначала НДС, а потом уже рассчитывать задолженность или пеня рассчитывается из суммы задолженности без вычета НДС. Цена выполненных работ выставлялась в энном размере, в том числе НДС. С уважением, Елена. Существующие ответы: 04 июля 2006 г. 09:09 Следует вычесть. НДС - это налог, и на суммы налога пени по гражданско-правовым обязательствам не начисляются. Спасибо за ответ. А какие основания или судебная практика? На что сослаться можно?

Пенсионеру насчитали налог, с которым он был изначально не согласен,

был ряд судебных разбирательств, которые оставили решение налоговиков в силе, за это время начислялась пеня.

После этого было дело было передано судебным приставам, которые присудили взимание налога ежемесячно из пенсии, о чем есть соответствующее постановление.

С того времени прошло уже два года, налог погашается ежемесячно из пенсии, но совершенно случайно оказалось, что за все эти два года пеня ежемесячно нарастает.

В статье 75 п.8 НК РФ написано, что

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции

Я считаю, что пеня с момента вынесения постановления о порядке исчисления налога из пенсии, насчитывается неправомерно.

Интересно мнение экспертов, можно ли начислять пени, в то время, когда уже долг по налогу погашается равными частями.

Освобождается ли предприятие от налоговой ответственности по п.1 ст 122 НК РФ, в соответствии со ст. 81 НК РФ,если оно до подачи заявления уплатило недостающую сумму налога, а пени только частично? Если не освобождается на какую сумму начисляется штраф - на сумму недоплаченной пени или на налог который был уплачен до подачи заявления.

1. Является ли организация налоговым агентом при покупке здания у физического лица?

2. Начисляются ли пени физическому лицу за несвоевременную уплату налога?

3. Какие штрафные санкции за неподачу сведений по НДФЛ за физическое лицо могут наложить на организацию?

Юридическое лицо выплатило физическому лицу вознаграждение по гражданско-правововому договору, но не удержало сумму налога на доходы физических лиц.

Согласно ст.123 НК РФ в таком случае на это юридическое лицо налагается штраф - 20 % от не перечисленной суммы.

Вопрос: начисляются ли пени юридическому лицу на сумму неуплаченного НДФЛ и до какого момента?

Прошу вас ответить на мой вопрос, который заключается в следующем: По 05.05.2011 года я осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве ИП. После закрытия ИП Пенсионный Фонд выдвинул требования о наличии у меня недоимки по налогам, которые я не исполнила. После вынесения судебного приказа о взыскании с меня долга, приставами было произведено удержание суммы долга в течении 2013 года. Последний платеж был произведен мною 13.05.2013 года. 18.09.2013 года мне принесли требование из Фонда о взыскании с меня пени, которая по их словам образовалась в период, когда приставы с меня взыскивали долг, т.е. с 2012 по май 2013 года. На сумму этого долга.

Вправе ли ПФ взыскать с меня пени если: во-первых, я уже не ИП (имели ли они право начисляли пени-физ. лицу по долгам ИП?), во-вторых, начисляется ли пени на сумму, выдвинутую ранее, по которой есть судебный приказ, сколько бы он не исполнялся?

Машина арестованная за штрафы и не уплату транспортного налога. Можно ли ездить на ней? Можно ли снять ее с учета, продать? Какие меры могут быть принята по отношению ко мне как к должнику арестованного автомобиля? Какой процент пенни начисляется за просрочку?

Купила квартиру 3 года назад, вторичное жилье. За это время не начисляется налог на имущество. При обращении в налоговую инспекцию с техническим паспортом на квартиру, инспектор документ не приняла, при этом заявив, что данные по квартире должен предоставить гос. орган. Пока государство не предоставит данные по кадастровой стоимости в ФНС, налог на квартиру начисляться не будет. Как быть в данном случае, возможно ли начисление пени и взыскание налога за все 3 года?

Я освобожден от уплаты налога на имущество, т.к. являюсь пенсионером МВД по выслуге лет с апреля 2016 г. Мне рассчитали налог за все 12 мес. 2016. Я заплатил за 3 мес. и подал повторное заявление в ФНС. Сейчас мне ежедневно начисляется пеня за неуплату. Подскажите пожалуйста прав ли я, и что делать в дальнейшем с некомпетентными налоговиками?

Налог на дачу платил 80 тысяч в год ежегодно. Местная налоговая ставка 2%, а дачу оценили еще по инвентаризационной стоимости в 4 млн. рублей, хотя построил я ее в 98 году за 300 тыс. рублей. Налогов заплатил за дачу за 4 года более 300 тысяч рублей с 2010 года по 2013 год. Причем, при зарплате 12 тысяч рублей в месяц, я больше половины уплачивал в налог за дом, который сам же и построил. За 14 год налог 80 тысяч рублей не уплачен, поскольку я в 16 году вышел на пенсию, а пенсия 8300 рублей ниже прожиточного минимума, да еще судебные приставы наложили арест на пенсионную карту, ежемесячно высчитывают половину пенсии, то есть из 8 тысяч мне остается только четыре тысячи рублей, которых не хватает даже уплатить за коммунальные. Так как начисляются пени на сумму неуплаченного налога, пенсия покрывает в основном пени, а налог не уменьшается. Суть в том, что есть федеральный закон о списании налогов на имущество образовавшихся до 1 января 2015 года. Обращался в вологодскую ИФНС по поводу списания налога за 2014 год, но мне ответили, что налог не спишут. Прошу объяснить, действительно ли не списываются имущественные налоги начисленные за 2014 год?

Налог на дачу платил 80 тысяч в год ежегодно. Местная налоговая ставка 2%, а дачу оценили еще по инвентаризационной стоимости в 4 млн. рублей, хотя построил я ее в 98 году за 300 тыс. рублей. Налогов заплатил за дачу за 4 года более 300 тысяч рублей с 2010 года по 2013 год. Причем, при зарплате 12 тысяч рублей в месяц, я больше половины уплачивал в налог за дом, который сам же и построил. За 14 год налог 80 тысяч рублей не уплачен, поскольку я в 16 году вышел на пенсию, а пенсия 8300 рублей ниже прожиточного минимума, да еще судебные приставы наложили арест на пенсионную карту, ежемесячно высчитывают половину пенсии, то есть из 8 тысяч мне остается только четыре тысячи рублей, которых не хватает даже уплатить за коммунальные. Так как начисляются пени на сумму неуплаченного налога, пенсия покрывает в основном пени, а налог не уменьшается. Суть в том, что есть федеральный закон о списании налогов на имущество образовавшихся до 1 января 2015 года. Обращался в местную ИФНС по поводу списания налога за 2014 год, но мне ответили, что налог не спишут. Прошу объяснить, действительно ли не списываются имущественные налоги начисленные за 2014 год? Или федеральный закон для местных властей не закон?

На сайте налоговой инспекции несколько дней назад появилась задолженность на транспортное средство, которое было поставлено на учет в ГИБДД в 1997 г. и снято с учета в ГИБДД в 2005 г.Извещение на уплату налога я не получал, т.к с 2001 г. был зарегистрирован и проживал по другому адресу, а налоговая утверждает что выслало уведомление по адресу, где я был зарегистрирован до 2001 г., т.е уведомление было выслано мне на предыдущий адрес по моей регистрации, соответственно я фактически не мог получить уведомление. За весь период и по настоящее начисляется пени. Вопрос: С какого года в Санкт-Петербурге появился налог на транспортное средство, и в праве ли я не платить налог, т.к с 2005 прошло пять лет, и чем это может быть чревато для меня. Заранее спасибо.

С какого момента начинается исчисление налога на наследство:

1. с момента подачи заявления о вступлении в наследство

2. с момента выдачи свидетельства о праве на наследство

3. с момента регистрации недвижимости.

Дело в том что заявление о вступлении я подала в марте прошлого года, но свидетельство о праве на наследство не получила так как не все в порядке с документами (дом и участок). Тем более не было оснований идти в бюро по регистрации.

Ведь собственником считается лицо с момента регистрации! И как тогда решается этот вопрос между гражданским и налоговым правом?. Если начисляется с момента подачи заявления нотариусу, то предусмотрена ли пеня за просрочку?

Заранее очень признательна за помощь.

Ирина. Г. Владимир.

В 2000 году я продал участок земли гражданину Литвы. Сделка была оформлена у государственного нотариуса. Но налоговая инспекция продолжала мне присылать уведомления о необходимости уплаты налога на землю. Это произошло от того, что гражданин, который приобрел участок, не смог его зарегистрировать в регистрационной палате. Возможно сыграло то, что нотариус оформил по правилам, которые говорят, что необходимо указывать адрес местонахождения владельца на территории РФ, - пришлось вписывать адрес временной регистрации нового владельца, а его адрес в Литве нигде не фигурировал.

1.Но деньги за участок я получил. Означает ли получение денег, что теперь я не имею права распоряжаться участком. Если я по второму разу продам этот участок не привлекут ли меня к уголовной ответственности? Где проживает гражданин не знаю. Получение денег лишает, вероятно, меня оснований для подачи заявления в суд о признании сделки купли-продажи недействительной? Этих оснований я не нахожу, т.к. в договоре не указан срок, в течение которого сделка должна быть зарегистрирована.

2.Несколько лет назад я с договором подъехал в налоговую инспекцию. На основании договора меня вычеркнули из базы по начислению налогов: налоги по-прежнему начисляются, но никому конкретно, и мне извещения не приходят. Существует ли какой-то срок давности на налоги или мне нужно заплатить все налоги, штрафы пени за 7 лет?

Прошу вашего мнения по следующему вопросу. Как известно из НК РФ,каждый налогоплательщик обязан платить налоги. Как представляется, обязанность же платить налоги возникает из наличия налогооблагаемой базы и расчетов по ее налогообложению. Так,я не плачу налоги на недвижимое имущество более 10 лет. Раньше, когда звонил в налоговую инспекцию и спрашивал должен ли я платить налог, если ко мне не приходит через почту уведомление с расчетами по уплате налогов, то мне отвечали, что не надо. Потом услышал по ТВ новость, что в налоговое законодательство внесено изменение, которое обязывает налогоплательщика самолично являться в налоговую инспекцию, если он не получил уведомление по почте об уплате налога. Два дня назад снова звоню в налоговую инспекцию с тем же самым вопросом: обязан ли я самолично явиться в налоговую инспекцию, если и в этом году не получил данного уведомления по почте? Мне ответили, что да обязан. Прошу их зачитать мне нормативный документ, по которому на меня возложена такая ОБЯЗАННОСТЬ. Мне зачитали выдержки из документа и там везде говориться о моем ПРАВЕ явиться в налоговую инспекцию за уточнением налогов, но не говориться о моей ОБЯЗАННОСТИ. Причем из этих выдержек совершенно четко возлагается вся ответственность за непредоставление уведомления на Почту РФ,которая обязана вручать это уведомление от налоговой инспекции под роспись заказным письмом.

Подобная же ситуация складывается с отсутствием почтового уведомления с уплатой взносов в ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ЖИЛЬЯ. Обязан ли этот Фонд рассылать подобные уведомления всем жителям недвижимости или обязанность прийти лично в Фонд возложена на плательщиков этих взносов? Вопрос достаточно серьезный, ибо за просрочку с оплатой взносов начисляются большие пени. Спасибо.

В феврале 2021 г. в л/к портала Госулуги обнаружила информацию о налоговой задолженности на профессиональный доход в сумме 8000 руб. Налог начислен на мой ИНН. Обратилась в ФНС о разъяснении. Мне прислали ответ, что я зарегистрировалась в приложении "Мой налог" в ноябре 2020 г. и что на мой счет была переведена сумма 200 000 руб. какой-то ООО. С этой ООО я в октябре 2020 г. заключала договор на оказание комплексных услуг по обслуживанию помещений (охрана помещений). Приезжал на место представитель ООО с готовым пакетом документов, где уже были указаны мои персональные данные. Персональные данные хранились в другой организации, помещения которой я должна была охранять. Эта организация заключила контракт с ООО после проведения аукциона. В итоге, ООО заключило непосредственно со мной и другими лицами договора. Цена договора была твердой на весь срок исполнения - 60 000 руб., т.е. 5000 руб. в месяц. НДС не облагается. Налоговым агентом, как мне объяснили является эта ООО, т.е. все налоги за нас должны были выплачиваться работодателем. Я подозреваю, что мои персональные данные были использованы этой ООО в мошеннических целях, т.е. с помощью моих персональных данных я была без моего ведома зарегистрирована в приложении "Мой налог", как самозанятая и используя мои данные была осуществлена финансовая операция на сумму 200 000 руб. этой ООО. Эта сумма на мои счета не поступала в 2020 году, но в итоге, на мне теперь висит долг перед государством в виде налоговой задолженности в сумме 8000 рублей. Как мне разобраться с этой проблемой? Должна ли я оплачивать налог, если он образовался в ходе мошеннических действий? Сумма налога висит, я ее должна была оплатить еще до 25.01.2021 г., начисляется пеня, пеню я оплачиваю через Госуслуги. Я написала обращение на имя руководителя той организации, помещения которой я должна охранять. Жду ответ. В том числе, попросила ООО выслать мне справку 2-НДФЛ за 2020 год, чтобы отследить доход. Хочется отметить, что эта ООО была зарегистрирована в налоговой всего лишь в августе 2020 года, т.е. репутация этой организации очень слабая, судя по сведениям сайта Рус Профайл.

Помогите, пожалуйста, разобраться с моим вопросом.

С 2007 года я являюсь собственником старенькой Газель 33021 (борт) 1998 г.в., с двигателем ЗМЗ 402.6, мощностью 73,5 кВт /100 л.с. Все эти годы мне приходил транспортный налог как с мощности 100 л.с., но за последний налоговый период налог увеличился в два раза (было 1850 руб., стало 3678 руб. 60 коп.). В новой квитанции, в графе налоговая база стоит цифра 116,8 (л.с.) ! Обратился в налоговую инспекцию, где мне пояснили, что основанием для начисления налога являются официальные сведения предоставляемые им из ГИБДД, и что расчет налога производится компьютером без участия инспекторов. В связи с чем посоветовали обратиться в МРЭО.

Дело в том, что в выданном дубликате паспорта транспортного средства взамен обветшавшего в строке мощность двигателя стоит всего одно число - кВт/л.с. 86! Видимо принимая это число за мощность в кВт и умножая на коэффициент

1.35 получают 116,8 л.с. Просматривая технические характеристики на мой автомобиль наткнулся на информацию о том, что мощность двигателя измеряется в кВт/л.с. брутто и кВт/л.с. нетто. Так же, там было указано, что мощность моего двигателя составляет - брутто 100 л.с., а нетто как раз 86 л.с. !

На днях ездил в МРЭО. Спросил к кому мне обратиться. Объяснил ситуацию. Попросил объяснить порядок действий необходимых для внесения изменений в паспорт транспортного средства. Там со мной и разговаривать не стали. Сказали, или принесите официальный документ на основании, которого мы внесем изменения в ПТС (где же я его возьму), или не мешайте нам работать. Как быть дальше, откровенно говоря, я не знаю. А налог необходимо было оплатить до 1 ноября. Так, что пени уже начисляются.

Если возможно, подскажите мне, пожалуйста, порядок моих дальнейших действий.

И могут ли в МРЭО и налоговой инспекции возлагать на меня обязанность по предоставлению официальных сведений из других ведомств?

И еще, на какие официально одобренные документы можно ссылаться для того, что бы подтвердить настоящую мощность двигателя ЗМЗ 402.6.

Обращаться в суд хотелось бы в самом крайнем случае.

С уважением, Алексей Красавин из г. Самара.

ПЕНИ. 2021¶

Выход из моратория - вариации законодательства, варианты настроек.¶

Мораторий на начисление и требований к уплате пени действовал до 1 января 2021г.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424 было установлено, что до 1 января 2021 г. приостанавливается начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени).

На информационных сайтах и в СМИ публикуется противоречивая информация о начислении пени с 01.01.2021г.:

  • начать начислять пени со 2 января 2021 года на долги, возникшие до 06.04.2020г.;
  • за долг по начислениям за ЖКУ за ноябрь 2020 года имеют право начислять пени с 10.01.2021г.;
  • никогда не начислять пени на долг, который сформировался в период моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020г.
  • и т.д.

Постановлением № 424 от 02.04.2020 (ПП РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)на период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года были приостановлены некоторые положения Правил № 354, а именно: действие положений пп.»а» п.32 в части права исполнителя требовать уплаты пеней и п.159, который обязывает потребителей, несвоевременно внесших плату, уплатить исполнителю пени в размере, установленном ЖК РФ ч.14 ст.155.

Читаем эти пункты :

32. Исполнитель имеет право:
а) требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);

159. Потребители, несвоевременно и (или) неполностью внесшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ст.155 ЖК РФ

  1. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Обратите внимание, что остальные положения Правил №354 не приостанавливали своё действие в период моратория, а именно не приостанавливалась обязанность потребителей своевременно вносить плату за ЖКУ в сроки, установленные Правилами или Договором управления:

п.63 Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

п.66 Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Наша точка зрения следующая:

Почему начисление пени на сумму всего долга?

Согласно ПП РФ №424 действие положений пп. «а» п.32 и п.159 Правил №354 было приостановлено до 01.01.21. С 01.01.2021 указанные положения вновь действуют, исполнитель вправе начислять пени на весь долг.

Почему на сумму долга на 01 декабря 2020?

Согласно ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно или не полностью внесшие плату обязаны оплатить пени от не выплаченной в срок суммы начиная с 31го дня, следующего за днем наступления указанного срока. Срок оплаты – 10е число месяца, следующего за расчетным периодом.

Тем, кто не оплатил долг на 01.12.2020 пени должны быть начислены с 10.01.2021 за каждый день просрочки.

Позиция Верховного Суда обозначена в Обзоре Верховного Суда РФ от 30.04.2020, ответ на вопрос 7
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351691/5653d326b0e929acb302fa162a12a95157740e19/
«Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.»

Кроме того, мы провели опрос клиентов и ознакомились с мнениями экспертов в сфере ЖКХ:

  • Управление многоквартирным домом №1 Январь 2021 https://e.mk-dom.ru/
  • «АКАТО» КОКИН Игорь Александрович
    https://acato.ru/video/free/20200602/osobennosti-nachisleniya-penej-i-shtrafov-v-2020-godu
  • «РосКвартал» Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец.
    Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/vzyskanie-dolgov/12206-kak-uo-rasschitat-peni-za-neoplatu-zhku-posle-otmeny-moratoriya-2020

ИТОГ:
Разночтения требований законодательства, отсутствие НПА с разъяснениями по выходу из моратория по начислению пени потребовали гибкой настройки учета структуры задолженности в начислениях пени с произвольными интервалами.

В настройках «Параметры начисления пени» была добавлена настройка «Периоды просроченной задолженности».

(Справочники -> Субъекты ЖКХ -> Принципалы -> [Принципал] -> Параметры -> «Параметры начисления пени»)

В данной настройке клиенты могут самостоятельно регулировать алгоритм учета задолженности в структуре долга для расчета пени с 01.01.2021.

Пользователь указывает периоды возникновения задолженности «Дата начала возникновения задолженности» - «Начало» и «Окончание», которые необходимо учитывать в структуре долга.

Параметр «Дата начала просроченной задолженности» - это дата на которую смещается срок оплаты за ЖКУ.

Параметр «Исключить период задолженности» позволяет исключать периоды из структуры долга, таким образом на долги, образовавшиеся в указанные периоды пени никогда не будут начисляться.

../../../_images/Param_nachisl_peni_1.jpg

../../../_images/Periody_DZ.jpg

../../../_images/Periody_DZ_change.jpg

Настройки вариантов выхода из моратория по начислению пени с 01.01.2021 года:

1) Начислять пени на сумму всего долга по состоянию на 01 декабря 2020 года.

Основание: ст. 155 ЖК РФ - несвоевременно внесшие плату обязаны оплатить пени начиная с 31 дня за днем наступления указанного срока - обязанность по оплате пени за задолженность на 01.12.2020 наступает 10.01.2021.

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени» Дата «Начало» = 01.01.2021

2) Начислять пени на сумму всего долга по состоянию на 01 января 2021 года.

Основание: трактование клиентами ПП РФ №424 в части даты окончания действия моратория 01.01.2021

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени» Дата «Начало» = 01.02.2021

3) Исключить из расчета пени с 01.01.2021 долг, который сформировался в период моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020г.

Начислять пени на сумму долга по состоянию на 06.04.2020 и вновь возникшую после 01.01.2021

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени»→ «Периоды ДЗ»

Необходимо указать периоды просроченной задолженности, которые будут исключены из расчета пени и указать «Исключить период задолженности»=ДА

4) Разделить расчет пени по периодам возникновения задолженности:

  • С 01.01.2021 – начислять пени на долг до начала моратория
  • В последующие периоды начислять пени на весь долг по состоянию на 01.01.2021, включая долг, возникший в период действия моратория

Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени»→ «Периоды ДЗ»

Необходимо указать периоды просроченной задолженности, сформированной в период моратория для смещения у «Дата начала просроченной задолженности» на 01.01.2021 и указать «Исключить период задолженности»=НЕТ

Письма Минстроя и ГЖИ¶

Минстрой России и Государственная жилищная инспекция по Свердловской области ответили ООО «Биллинг Онлайн Решения» на вопросы по выходу из моратория по начислению пени с января 2021 года, с учетом положений ПП РФ от 02.04.2020 г. № 424 и ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ответы Минстроя и ГЖИ Свердловской области подтвердили нашу позицию, что с 01.01.2021 у исполнителя услуг вновь возникает право требовать уплаты ранее начисленных пеней (до 06.04.2020г.) и производить начисление пени на сумму всего долга, включая периоды действия моратория с 06.04.2020 по 31.12.2020 года.

Данные письма не содержат правовых норм, содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве предписаний, являются позицией Минстроя и ГЖИ, не являются нормативно-правовыми актами.

Государственная жилищная инспекция по Свердловской области

../../../_images/N29-09-02_6691_GZhI_1.jpg

../../../_images/N29-09-02_6691_GZhI_2.jpg

../../../_images/N29-09-02_6691_GZhI_3.jpg

Министерство строительства и жилишно-коммунального хозяйства РФ

Читайте также: