Налоговый мониторинг в зарубежных странах

Опубликовано: 05.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко Н.Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Политика, государство и право. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/04/2862 (дата обращения: 12.04.2021).

В зарубежных странах к налоговому контролю подходят несколько иначе, так, созданы специальные органы государственной власти, выполняющие управленческие функции, которые именуются органами нало­гового администрирования или налоговыми администрациями. Из них можно выделить: органы, отвечающие за установление налоговой политики; органы, непосредственно взимающие налоги и сборы и контролирующие их уплату [1, с. 18].

Как показывает практика, международный опыт положительно влияет на российскую правовую систему. Что касается улучшения качества системы налогового контроля, то его можно достичь путем совершенствования российского налогового законодательства, так и путем заимствования некоторых зарубежных технологий. Зарубежная практика налогового контроля предполагает различные способы его осуществления. Конечно, использование зарубежных технологий и норм законодательства должно происходить с учетом российского законодательства в этой области, уже использующихся методов налогового контроля и менталитета населения. Конечным итогом от уже использующихся российских методик и нового, более усовершенствованного опыта иностранных государств, система налогового контроля должна демонстрировать положительные изменения, как в системе налоговых органов, так и в отношении населения к уплате налогов и сборов.

Прежде всего, при осуществлении организации контроля за уплатой налогов в зарубежных странах повышенное внимание уделяется сознанию гражданского долга населением путем создания условий, при которых граждане понимают, что неуплата налогов и сборов негативно повлияет на экономическом состоянии государства.

Так, согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое и всесторон­нее проведение проверок приводит к добросовестному отношению нало­гоплательщика к исполнению своих обязан­ностей. В результате 83% причитающихся нало­гов в США уплачивается добровольно. Данные результаты были достигну­ты путем усовершенствованию налоговой системы на протяжении 15-ти лет. Существующая концепция по улучшению качества налогового обложения на первое место ставит вежливое и уважительное отношение к налогоплательщикам, на второе – улучшение обслуживания граждан при непосредственном контакте с налоговыми сотрудниками, и на третье – по­вышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора нало­гов при минимальном вложении со стороны государства).

Так, в Швеции уплата налогов и сборов достигается путем:

– профессионального и точного реагирования государственных органов на совершенные правонарушения, профилактика и меры по информированию населения;

– доверия нало­гоплательщиков, уверенных в хорошей работе нало­говой системы и исполнении нало­говыми органами своих задач в соответствии с законом;

– введения доступных для понимания правил нало­гообложения.

В Великобритании, помимо принципов справедли­вости, содействия и ясности, отдельное внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.

Ввиду представленных примеров по совершенствованию системы налогового обложения, можно отметить, что во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенство­вания взаимоотношений нало­гоплательщика и налоговых структур. Большинство стран с развитым нало­говым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых право­отношений на основе профессионализма служащих налоговых органов и доверия налогоплательщиков позитивно влияет на по­вышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на нало­говые по­ступления.

Также большое значение имеет работа с гражданами-налогоплательщиками, направленная на полное и своевременное информирование населения о внесенных изменениях в налоговое законодательство, просвещение в правовых вопросах.

Ярким примером успешной работы с гражданами можно проследить в Германии, где по стране качественно работает единый телефонный номер поддержки, где можно узнать любую интересующую информацию о налогах и сборах, действуют повсеместно консультационные пункты, в каждом налоговом органе присутствуют специалисты-консультанты. Положительный опыт также можно заметить в работе со средствами массовой информации, на что выделяются средства из бюджета, так как затраты оправдывают результат. Также в Германии регулярно проводится работа с населением в виде анкетирования и опроса, в результате которой налицо отрицательные и положительные стороны работы государственных структур [2].

Далее следует отметить, что немалые усилия в зарубежных государствах обращены на упрощение условий нало­гообложения физических лиц. Основная цель данной деятельности состоит в упрощении процедуры сбора налогов с физических лиц, которая состоит во взимании налогов без непосредственного участия самого лица в данной процедуре. Налогоплательщику остается только оплатить положенную сумму в налоговый орган. Положительной стороной в таком случае является отсутствие контроля самих налоговых органов как получателей за поступление таких сборов. Примером может служить система удержания фиксированной ставки налога у источника выплаты, которая применяется во многих зарубежных странах.

Например, в Королевстве Норвегии вся ответственность за декларирование дохода, удержание с него суммы нало­га и перечисление ее на счет налогового органа возлагается на лицо, удерживающее налог (государственное учреждение, организация и т.д.), а от самого нало­гоплательщика не требуется ни сбора информации, ни представления ее в нало­говые органы. Но предусматривается, что налогоплательщик может возложить на себя обязанность по перечислению обязательных платежей в налоговый орган, при условии, что он считает, что налог с него удержан неправомерно и в повышенном размере.

В Финляндии практикуется система, при которой у налогоплательщика существует 2 выбора как платить налог, и такие варианты содержатся на его карточке налогоплательщика. Перед трудоустройством, гражданин должен получить в налоговом органе индивидуальную карточку налогоплательщика и предоставить ее работодателю для дальнейших взиманий налогов. Карточная система предполагает выбор гражданина о способе уплаты налога, который может быть произведен по телефону, либо через сеть Интернет. После проделанных операций, налоговая инспекция отправляет налогоплательщику уже заполненную декларацию по его налогам. При согласии с представленными расчетами нало­гоплательщику остается только доплатить разницу налоговой суммы или ждать возврата переплаты налога. Перерасчет осуществляется автоматически, и перечисления поступают на банковскую карту физического лица, если он давал согласие на такую процедуру.

Важным моментом является развитие информационных технологий, которые позволяют систематизировать всю информацию. Компьютеризация и автоматизация налогового контроля позволяет:

– уменьшить объем аналитической и статистической работы, которую раньше выполняли вручную;

– провести анализ полученных данных, и на основе анализа повысить уровень проводимых мер;

– снизить количество нало­говых правонарушений;

– создать информационную базу о совершенных налоговых правонарушениях, и использовать данную информацию для пресечения таких деяний в дальнейшем.

Следует отметить, что современное техническое оснащение позволяет экономить время налоговых сотрудников и позволяет повысить результативность.

В странах с развитым нало­говым администрированием вопросы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются одними из приоритетных в национальной политике.

Так, например, в Австралии все организации пользуются методом регистрации своих работников в Интернет ресурсе, что позволяет сократить бумажную волокиту и уменьшит затраченное время. Также положительным является состав работников нало­говых органов Австралии – 20% от всех работников нало­говых инспекций составляют ИТ-специалисты.

Далее заметим, что отдельным направлением повышения эффективности нало­гового контроля в зарубежных странах является эффективное сотрудничество различных органов государственной власти и разработки единых мер по выработке политике в сфере противодействия от уплаты налогов и сборов.

Например, партнерами итальянских нало­говых органов в обмене информацией являются:

– торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного сектора;

– нало­говый архив и картотека налогоплательщиков;

– ведомство автомобильного реестра гражданских транспортных средств.

В Финляндской Республики создан специальный банк данных, который пополняется ежедневно различными организациями. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово ответственных лицах. Налоговые органы Финляндии ведут усиленную борьбу с лицами, уклоняющимися от уплаты обязательных платежей. Созданный банк данных помогает упорядочить всю имеющуюся информацию о конкретном лице, также позволяет выделить группу риска, в которую входят граждане, ранее уклоняющиеся от уплаты налогов и сборов [3, с. 69-73].

Во многих странах активно используется процедура «визита и конфискации», которая заключается в наделении сотрудников нало­говых структур правом проводить обыски при наличии разрешения судебных органов. Такое разрешение позволяет выявить признаки преступлений, собрать имеющуюся информацию, которая в дальнейшем может служить доказательством мошенничества: тайная или фиктивная деятельность, сокрытие или передача доходов, подлог в нало­говой льготе.

Например, в Германии в процессе проведения расследований по делам, связанным с нарушением нало­гового законодательства, представители нало­говой полиции – «Штой-фа» имеют те же права, что и сотрудники полиции. Налоговым законодательством Германии нало­говой полиции предоставлены существенные полномочия на проведение обысков и личных досмотров граждан, задержание подозреваемых лиц и конфискацию документов [4]. Руководство «Штойфа» имеет право назначать специальное расследование по любому факту нарушения нало­гового законодательства.

На основании анализа налогового администрирования в зарубежных государствах следует подчеркнуть, что в практике функционирования системы нало­гового контроля западных стран можно найти немало ценного и полезного. Однако, применяя и используя их опыт эффективного налогового администрирования, в целях улучшения системы налогового контроля в своей стране, обязательно следует учитывать российскую специфику состояния экономики и традиции населения.

Библиографический список

  1. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2010. № 10. С. 18.
  2. Украинцева А.И. Правовое регулирование налогового контроля в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2011. № 7.
  3. Кузулгуртова А.Ш. Применение форм и методов государственного контроля за налоговыми правонарушениями в России и некоторых иностранных государствах // Финансы и кредит. 2011. № 5. С. 69-73.
  4. Шешукова Т.Г., Баленко Д.В. Развитие налогового контроля: опыт зарубежных стран // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2013. № 3 (18).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.


Программа горизонтального мониторинга была введена в Нидерландах в 2005 г. Ее целью было повышение прозрачности крупных транснациональных корпораций для Налоговой службы Нидерландов в обмен на то, чтобы их налоговые декларации подвергались менее тщательной проверке со стороны ведомства. До этого Налоговой службе предстояло провести всестороннюю проверку корпорации на предмет уплаты всех применимых налогов и предоставить ей освобождение в отношении прошедших и, возможно, будущих периодов, исходя из того, что она соблюдает все обязательства, предусмотренные Соглашением о горизонтальном мониторинге (Horizontal Monitoring Covenant), в том числе касающиеся внедрения Основ налогового контроля (Tax Control Framework), т.е. внутренних методов, обеспечивающих оперативное выявление и оценку всех налоговых рисков. Этот инструмент также был опробован Налоговой службой в период подготовки к введению программы горизонтального мониторинга.

Изначально горизонтальный мониторинг рассматривался как взаимовыгодный инструмент: транснациональные корпорации получали определенность в вопросах налогообложения (что крайне важно для компаний, акции которых котируются на бирже) и, в свою очередь, раскрывали в своих налоговых декларациях спорные вопросы. Введение этой программы означало принципиальное изменение в работе Налоговой службы и переход от вертикального мониторинга (т.е. налоговых проверок) к мониторингу, основанному на взаимном доверии, согласии и прозрачности.

Со временем присоединение к программе стало возможным для крупных и средних компаний, но их горизонтальный мониторинг осуществлялся несколько иначе. С одной стороны, Налоговая служба не предоставляла им полного освобождения от проверок, с другой — их проверки проводились не во всех случаях. Все обязательства налогоплательщиков сохранялись. В самом начале Налоговая служба действительно оперативно отвечала на запросы налогоплательщиков, касающиеся их налоговой позиции, но сейчас из-за популярности именно этой части программы разъяснения ведомства нередко приходят со значительным запозданием.

В 2012 г. программа горизонтального мониторинга была оценена специально созданной комиссией, которая подняла некоторые важные вопросы. Одним из них стало соотношение затрат и преимуществ горизонтального мониторинга для участвующего в нем налогоплательщика. Точных данных по этому вопросу собрать не удалось, и комиссия пришла к выводу, что существует риск того, что для налогоплательщиков горизонтальный мониторинг оборачивается как минимум переходом расходов на проведение мониторинга и сопряженных с ним рисков с Налоговой службы непосредственно на самих налогоплательщиков, которые обязуются в своих налоговых декларациях информировать ведомство о занимаемой ими позиции по существенным налоговым вопросам.

Также некоторые сотрудники Налоговой службы выразили свое опасение, что горизонтальный мониторинг стал прежде всего способом сокращения расходов ведомства. Впрочем, бюджетные сокращения свели на нет преимущества, связанные с эффективностью горизонтального мониторинга, так что стало невозможным усилить проверки не присоединившихся к нему налогоплательщиков. Однако постепенно расходы, предусмотренные на проведение вертикального мониторинга, были увеличены, и налоговые проверки сейчас проводятся даже в отношении налогоплательщиков, участвующих в программе горизонтального мониторинга.

В период между 2005 и 2012 г. Налоговая служба рекомендовала присоединиться к программе горизонтального мониторинга большому числу налогоплательщиков. Но сегодня мы наблюдаем, что ведомство с меньшим энтузиазмом заключает новые соглашения. Мы полагаем, что это вызвано тем, что оно не в состоянии соблюдать сроки по выдаче заключений на запросы налогоплательщиков в рамках таких соглашений. Более того, в последние годы ведомство отдает предпочтение вертикальному мониторингу, уделяя большее внимание вопросам соблюдения налогоплательщиками своих обязанностей.

В заключение стоит отметить, что горизонтальный мониторинг в своей первоначальной форме предоставляет явные преимущества крупным транснациональным корпорациям. Институт горизонтального мониторинга не совсем подходит крупным и средним компаниям, поскольку возлагает на налогоплательщиков множество обязанностей, тогда как его преимущества для этой категории компаний менее очевидны. Наконец, необходимо сказать, что даже до введения горизонтального мониторинга у налогоплательщиков была возможность заблаговременно, до подачи налоговых деклараций, обсудить с Налоговой службой неясные вопросы.

Заметка подготовлена на основе комментария для журнала "Закон", № 2, 2015.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 02.12.2020 2020-12-02

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Салямов, А. В. Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах и перспективы развития в Российской Федерации / А. В. Салямов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 317-320. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75943/ (дата обращения: 21.05.2021).

В данной статье производится анализ правового регулирования исполнения налогового мониторинга в различных государствах. Кроме этого, подробно рассмотрены отличительные черты осуществления данного контроля на территории Российской Федерации. Также в статье выявлены сильные и слабые стороны проведения налогового мониторинга в России и даны рекомендации по совершенствованию налогового мониторинга.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговое планирование, взаимосогласительная процедура, информационное взаимодействие.

Вопрос o развитии правомерной и действенной системы налогов и сборов является важным и широко обсуждаемым в любой стране и на всех уровнях государственной власти. В настоящее время абсолютно все страны мира ставят перед собой задачу модернизировать систему налогов и сборов и усовершенствовать законодательство, регулирующее данную сферу.

Так, органы, наделенные полномочиями налогового правотворчества, стремятся к ужесточению действующего законодательства, направленного на борьбу с уклонением от уплаты налогов и сборов. Ни для кого не секрет, что ежегодно бюджет каждой страны лишается огромных сумм денежных средств. Такие убытки связаны в первую очередь с использованием схем минимизации налоговых обязательств, а также с большим количеством отклоняющихся от них.

Основной целью налогового законодательства любого государства должно являться формирование комплекса мер, направленных на борьбу с налоговыми преступлениями. Кроме этого, в странах, являющихся членами Евросоюза, широко распространена практика создания искусственных структур, которые уклоняются от уплаты обязательных платежей. В качестве борьбы с данным негативным явлением активно применяется формирование сводного списка недобросовестных налоговых субъектов, а главным инструментом здесь является учреждение инновационных видов и форм мониторинга текущей ситуации в налоговой сфере [1, с. 32].

Налоговым мониторингом называется инновационная форма налогового контроля, заменяющая традиционные проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Данный способ предоставления данных налоговому органу позволяет оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций [2].

Стоит отметить, что в современных условиях многие мировые державы сталкиваются с агрессивным налоговым планированием. Суть данного термина заключается в создании обстоятельств, позволяющих сократить налоговые отчисления или же ликвидировать их вовсе. К примеру, сократить величину налоговой базы или получить необоснованную налоговую выгоду [3].

Таким образом, для отслеживания описанных схем на плечи государства возлагаются особые задачи, заключающиеся в немедленном получении достоверной информации о подобных правонарушениях. Подробнее содержание и составляющие части таких задач отображены на рис.1.

Задачи государства, направленные на выявление схем агрессивного налогового планирования

Рис. 1. Задачи государства, направленные на выявление схем агрессивного налогового планирования

Важно понимать, что отображенные на рис.1 задачи могут гармонично сочетаться в использовании между собой. Так, например, обязательно раскрывать информацию необходимо в Великобритании, Канаде, Португалии и США [3].

Кроме этого, в законотворческой практике зарубежных стран активно развивается методология альтернативного решения возникающих конфликтов. Разумеется, методы отличаются друг от друга в зависимости от временного фактора, категории субъекта налогообложения и др. Также стоит отметить применение процедур, которые выстраивают гармоничные отношения между налогоплательщиком и налоговым органом. Такие механизмы строятся на единых принципах, но в разных странах имеются свои отличительные черты.

Если подробнее рассмотреть данный аспект на примере налоговой системы США, то в данном государстве имеются шаги, необходимые к выполнению перед непосредственно подачей налоговой декларации:

  1. Во-первых, после подачи запроса в соответствующую инстанцию налогоплательщик получает подробные разъяснения;
  2. Разъяснения охватывают несколько компаний, как правило, по отраслевому признаку. Резолюции по отраслевым вопросам предназначены для решения спорных ситуаций посредством выпуска резолюции.

Соглашения до момента подачи декларации позволяет минимизировать вероятность возникающего спора, поскольку все мероприятия проводятся в режиме реального времени. Важно понимать, что сама модель достоверного учета в сфере налогообложения подразумевает под собой непосредственный контакт между налоговым органом и налогоплательщиком, другими словами, субъекты налогообложения обязаны своевременно предоставлять актуальную и достоверную информацию касательно своих сделок [4].

В Канаде, например, широко применяется программа добровольного раскрытия. Ее суть заключается в наличии доступа налогоплательщика к специальной программе, а это, в свою очередь, сократить суммы штрафов и пеней.

Что касается европейского опыта, то в Бельгии широко распространена система предварительных соглашений с налоговым органом. Оно, в свою очередь, является юридическим документом, в котором отображено, что налоговые органы принимают ответственность за применение законодательства к такой сделке, которая в дальнейшем не имеет налоговых последствий. Важно отметить, что такая процедура не является формальностью и подразумевает под собой переписку между налогоплательщиком и налоговым органом, также встреча по желанию сторон может быть организована на конфиденциальных условиях, поскольку у сторон нет обязательств встречаться до тех пор, пока соглашение не будет подписано [4].

Горизонтальный мониторинг осуществляется преимущественно в европейских странах, где имеются свои особенности взаимного сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов. Так, в Голландии налоговые органы практически не запрашивают у компаний информации и первичной документации по операциям. Вместо этого проверяются результаты работы внутреннего контроля самой компании за правильностью налогообложения операций. Результаты внутренней налоговой экспертизы операций принимаются налоговыми органами для проведения контроля, что снижает затраты времени и денег на налоговое администрирование.

Что касается налогового мониторинга в Российской Федерации, то в Налоговом Кодексе РФ отмечено, что он является разновидностью налогового контроля. В нашей стране налоговый мониторинг применяется порядка 5 лет [5].

В Российской Федерации сущность налогового мониторинга заключается в верном исчислении суммы налога, своевременность уплаты налога и соблюдения прав и обязанностей, как налогоплательщика, так и налогового органа.

Важно отметить, что у налогового мониторинга имеется ряд преимуществ, заметно повышающих рациональность его применения по сравнению с иными методами осуществления налогового контроля. Отличительные особенности налогового мониторинга отображены на рис.2.

Преимущества проведения налогового мониторинга

Рис. 2. Преимущества проведения налогового мониторинга

Несмотря на ощутимые положительные стороны, у налогового мониторинга имеются также и недостатки. К примеру, только часть субъектов налогообложения раскрывают информацию о налоговой базе перед подачей декларации. Кроме того, в неудовлетворительном состоянии находится техническая база территориальных налоговых инспекций, также имеет место быть реальная угроза трансформации расширенного взаимодействия в непрекращающееся контрольное мероприятие; наличие «психологического барьера» специалистов с обеих сторон сотрудничать по вопросам минимизации налоговых рисков; серьезной проблемой является методическая поддержка налогового мониторинга, поскольку полный доступ к базам данных и документам налогоплательщика не является гарантией точности и обоснованности выводов инспекторов [6, с. 70–71].

В юридической литературе часто высказывается мнение о неэффективности совмещения налоговым органом функций обвинителя и арбитра, а также оценивается факт создания подразделений налогового аудита, призванных выступать независимым экспертом в ходе рассмотрения налоговых споров. В этой связи предлагается создание специального органа — комиссии по спорам, в который будут передаваться материалы налоговых споров в случае наличия возражений налогоплательщика, либо наделение существующих финансовых органов функцией контроля над действиями налоговых органов [6, с. 17–18].

Среди направлений развития досудебного разрешения налоговых споров в системе налоговых органов Концепцией выделяются:

— переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур;

— разработка дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров.

Данный факт позволяет сделать вывод о наличии дальнейших перспектив развития внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров в России.

Безусловно, не существует единого верного сценария, модели альтернативного разрешения споров с участием публичного элемента. Однако, обращая внимание на подходы зарубежных законодателей к урегулированию конфликтов в налоговой сфере, следует отметить, что правовое регулирование процедур альтернативного разрешения споров предоставляет налогоплательщику весьма широкий спектр процедур для разрешения конфликта или для его предотвращения.

Закрепление налогового мониторинга в НК РФ, безусловно, определенный и серьезный шаг в развитии внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров. Прозрачность и открытость деятельности налогоплательщика, готовность налогового органа к диалогу — все это слагаемые качественно новой модели отношений «налоговый орган — налогоплательщик».

Вместе с тем впереди еще много проблем, необходимых для решения: это и обеспечение технологической составляющей процесса взаимодействия, а также изменения психологической компоненты отношений сторон. Кроме того, подобная модель, должна обеспечивать интересы различных категорий налогоплательщиков: от крупного бизнеса до субъектов малого предпринимательства, а также иметь различные варианты урегулирования конфликта.


Сегодня мы коснемся такой темы, как налоговый мониторинг. Попытаемся разобраться, что это такое, стоит ли его проводить, является ли он обязательным и как связан с решениями фирмы 1С.

Начнем с истории

Налоговый мониторинг впервые ввели в действие в Голландии около 10 лет назад. После окончания срока действия пилотного проекта этого новшества его участники (два десятка крупных налогоплательщиков страны) по итогам указали на уменьшение административной нагрузки и рост инвестиционной привлекательности.

Во многих странах переняли голландский опыт, оценив пользу налогового мониторинга для предотвращения применения бизнесом схем ухода от налогов: практика быстро прижилась в Великобритании, США, Германии и других государствах.

В России итоги пилотного проекта также признаны удачными. Он стартовал в декабре 2012 г., когда c ФНС соответствующие соглашения заключили «‎Интер РАО ЕЭС», «‎РусГидро», МТС, российское представительство Ernst & Young (EY) и «‎Северсталь».

Когда появился налоговый мониторинг в России?

В начале ноября 2014 г. Президент России В. В. Путин подписал закон, который вводит добровольный превентивный налоговый контроль для крупных организаций — так называемый налоговый мониторинг. Закон вступил в силу с 1.01.2015, а ряд его положений, касающихся консолидированной группы налогоплательщиков, — с 1.01.2016.

Является ли налоговый мониторинг обязательным?

Нет, налоговый мониторинг не является обязательным.

Как подать заявку на проведение налогового мониторинга?

Мониторинг проводится налоговым органом по заявлению плательщика. Заявление о проведении налогового мониторинга нужно подать не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится мониторинг (ст. 105.27 НК РФ). Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.

К заявлению прилагается учетная политика организации, сведения об организациях и физлицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации (при доле участия более 25%), а также документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации. Решение по заявлению принимается до 1 ноября текущего года. Сам же мониторинг начнется с 1 января следующего года.

В каком случае заявление о проведении налогового мониторинга может быть одобрено?

Заявление о проведении мониторинга удовлетворят только при одновременном соблюдении следующих условий*:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предыдущий год, составляет не менее 100 млн рублей;
  • минимальный суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий год составляет не менее 1 миллиарда рублей;
  • минимальная совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составляет не менее 1 миллиарда рублей.

* данные условия регламентированы Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2021 года (за исключением отдельных норм, вступивших в силу 29 декабря 2020 года). Нужно отметить, что ранее планка для проведения налогового мониторинга по каждому из трех пунктов (сумма налогов, доход, активы) была в 3 раза выше.

Сколько длится налоговый мониторинг?

Длительность налогового мониторинга составляет 1 год и 9 месяцев. Продление мониторинга осуществляется в заявительном порядке. В этом случае заявление потребуется подать не позднее 1 сентября текущего года.

В чем выгода проведения налогового мониторинга для налогоплательщиков?

Можно выделить 4 основные причины, которые побуждают организации подавать заявку на проведение налогового мониторинга:

  1. необходимость оптимизации издержек, связанных с налоговыми проверками;
  2. желание сократить объем документов, которые представляются в ответ на требования налогового органа;
  3. необходимость снижения резервов, связанных с неопределенными налоговыми позициями;
  4. нацеленность на быстрое закрытие налогового периода и достижение ранней определенности.

Налоговый мониторинг и решения 1С

Большинство предприятий России ведет налоговый учет в решениях 1С. Поэтому фирма 1С позаботилась о создании удобного механизма, позволяющего организовать и автоматизировать проведение налогового мониторинга. Данный функционал обеспечивает:

  • Онлайн-доступ к рабочей базе налогоплательщика или возможность публикации ее копии.
  • Специальную роль и рабочий стол для налогового инспектора.
  • Функции последовательной расшифровки от налоговых показателей до сканов первички или ЭДО.
  • Инструменты для коммуникаций между налогоплательщиком и налоговым органом.
  • Автоматизацию ряда контрольных процедур процессов идентификации, оценки, управления налоговыми рисками.

Необходимо отдельно выделить задачи управления Налоговой Функции группы, которая позволяет координировать процессы управления налогообложением группы компаний.

  • COVID-19
  • О нас
    • Наша история
    • Наши принципы
    • Наша команда
    • Наша судебная практика
    • Наши клиенты
    • Наши реквизиты
    • Cотрудничество с нами
    • Карьера
  • Услуги
    • Бизнесу
    • Гражданам
    • team One
    • team Two +
      • Sabmenu One
      • Sabmenu Two
      • Sabmenu Three +
        • Sabmenu One
        • Sabmenu Two
        • Sabmenu Three
        • Sabmenu Four
        • Sabmenu Five
      • Sabmenu Four
      • Sabmenu Five
    • Team Three
    -->
  • Статьи и публикации
  • Написать нам
  • Контакты
    • Россия
      • Москва
      • Санкт-Петербург
      • Казань
    • Европа
      • Париж
      • Лондон
      • Берлин
      • Никосия
    • Остальные
      • Нью-Йорк

Ввиду изменений налогового законодательства с 1 января 2015 г. Налоговым Кодексом предусмотрено проведение новой формы налогового контроля – налогового мониторинга. Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию, являющуюся налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).

Проведение налогового мониторинга осуществляется на основе доступа налогового органа к финансовым и налоговым данным организации на постоянной основе, в чем заключается одна из основных особенностей налогового мониторинга как формы налогового контроля, к тому же по своей природе имеет длящийся характер. В то же время налоговые органы согласно п. 5.1 ст. 89 НК РФ за некоторыми исключениями не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг.

Хотя данная практика является нововведением для российской налоговой системы, на Западе она уже давно успешно применяется. Как показывает опыт западных стран, удается не только избежать дополнительных санкций со стороны государственных налоговых органов, но и пополнять бюджет казны солидными вливаниями.

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля применяется по заявлению налогоплательщика-организации на основании решения налогового органа. Однако применить налоговый мониторинг может не каждый налогоплательщик.

В соответствии с ч. 3 ст. 105.26 НК РФ с заявлением о проведении налогового мониторинга могут обратиться организации, отвечающие следующим признакам:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Периодом налогового мониторинга является год, следующий за годом, в котором было подано заявление о проведении налогового мониторинга, а его проведение начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Заявление о проведении налогового мониторинга согласно п. 1 ст. 105.27 НК РФ представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Вместе с тем организации, отнесенные по ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют такое заявление по месту их учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

К заявлению о проведении налогового мониторинга в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ законодательства прилагаются следующие документы:

1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме;

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

По результату рассмотрения поданного организацией заявления о проведении налогового мониторинга руководитель налогового органа до 1 ноября выносит решение о проведении налогового мониторинга или об отказе в его проведении.

При определенных обстоятельствах возможно прекращение проведения налогового мониторинга досрочно. Так, в соответствии с п. 1 ст. 105.28 НК РФ налоговый мониторинг прекращается досрочно при неисполнении организацией регламента информационного взаимодействия, ставшим препятствием для проведения налогового мониторинга, выявлении налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга, а также в случае систематического (два раза и более) непредставления налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105.29 настоящего Кодекса.

Какие преимущества дает налоговый мониторинг? Для налогоплательщика проведение налогового мониторинга способствует снижению рисков штрафных санкций со стороны государства вследствие нарушения налогового законодательства и связанных с этим убытков за счет урегулирования спорных вопросов и выполнения предписаний налогового органа. В частности, в случае выявления налоговым органом при проведении налогового мониторинга противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней (абз. 1 п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 настоящего Кодекса (абз. 2 п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов и может быть также запрошено организацией у налогового органа. При несогласии с таким мотивированным мнением в течение месяца со дня его получения организация представляет в налоговый орган разногласия, при получении которой налоговый орган направляет их вместе со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС РФ. По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС РФ в соответствии с п. 3 ст. 105.31 РФ уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.

Кроме того, на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга не начисляются пени. Эти обстоятельства также исключают вину лица в совершении налогового правонарушения. Однако они неприменимы при условии, что мотивированное мнение налогового органа основано на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком.

В вопросе применения налогового мониторинга очень важно не только участие налоговых органов с целью поиска возможных ошибок, но и грамотного налогового адвоката (юриста), способного заметить ошибку и со стороны налогового специалиста. Наша компания готова оказать содействие в вопросе налогового мониторинга с целью пресечения злоупотребления со стороны налогового органа, а также недопущения незаконного увеличения сумм налоговых отчислений.

Читайте также: