Может ли быть назван в правовом регулировании гражданства например приказ фнс

Опубликовано: 10.05.2024

Отказ в приеме в гражданство и аннулирование гражданства России это еще один вид государственного регулирования миграции.

Отказ в приеме в гражданство правильно называется «отклонение заявления о приеме в гражданство».

Аннулирование гражданства России называется «отмена решения о приеме в гражданство».

В статье мы же будем указывать не правильно, а так чтобы было понятней.

Фактически, эти два инструмента используются для пресечения нелегальной миграции, борьбы с преступными элементами, грубыми нарушителями порядка и особо опасными и нежелательными лицами.

Причины отказа в выдаче и аннулирования РВП и ВНЖ причины фактически идентичны, но закреплены в разных статьях (ст. 7 и 9) одного закона (О правовом положении).

С отказом в приеме и аннулированием гражданства ситуация кардинально другая.

Причины отказа в приеме в гражданство и причины его аннулирования, сроки и порядок абсолютно разные. И мы их сравним.

Основания для отказа в приеме в гражданство:

  • угроза безопасности государству и конституционному строю (п. А ч.1 ст. 16 ФЗ №62 «О гражданстве»),
  • участие в военном конфликте против российских миротворческих или Вооруженных Сил (п. Б ч.1 ст. 16 ФЗ №62),
  • подготовка, спонсирование, совершение террористических актов в России или в любом месте в мире против Российских граждан (п. Б ч.1 ст. 16 ФЗ №62),
  • участие в любой форме в противоправных действиях с признаками экстремизма, даже если нет уголовной ответственности! (п. В ч.1 ст. 16 ФЗ №62),
  • действующий запрет на въезд, выдворение, депортация или реадмиссия из России (п. Г ч.1 ст. 16 ФЗ №62),
  • заведомо ложные данные или поддельные документы при подаче документов на гражданство (п. Д ч.1 ст. 16 ФЗ №62),
  • действующая служба в правоохранительных органах, военной или специальной службе (п. Е ч.1 ст. 16 ФЗ №62),
  • наличие неснятой и непогашенной судимости, как в России, так и в любой другой стране (п. Ж ч.1 ст. 16 ФЗ №62),
  • розыск за совершение преступления, как в России, так и в любой другой стране (п. З ч.1 ст. 16 ФЗ №62),

По этому основанию нам достоверно известны сразу несколько следующих случаев отказа в приме в гражданство:

- гражданину Казахстана из-за наличия уголовного дела в связи с неуплатой алиментов,

- гражданину Армении из-за наличия уголовного дела в связи с уклонением от прохождения службы в армии,

  • отбытие наказания в виде лишения свободы на реальный тюремный срок (п. И ч.1 ст. 16 ФЗ №62)

Отказ в приеме в гражданство бывает пожизненным:

  • пункт А (угроза безопасности),
  • пункт Б (участие в военном конфликте против российских сил),
  • пункт В (террористические и экстремистские акты в любой форме),

Отказ в приеме в гражданство бывает срочным. То есть решение об отказе в приеме в гражданство не будет приниматься, если иностранный гражданин устранит свои же проступки:

  • пункт Г – истек срок запрета на въезд, выдворения, депортации,
  • пункт Д – данные при подаче на гражданство уточнены, поддельные документы более не представлены,
  • пункт Е – нет статуса действующего полицейского, сотрудника ФБР или Моссада, и т.д.,
  • пункт Ж – судимость снята или погашена,
  • пункт З – розыск иностранного гражданина прекращен,
  • пункт И – назначенное наказание в виде лишения свободы истекло.

Основания для аннулирования гражданства

С 2002 по 2017 г единственной причиной для аннулирования гражданства было предоставление заведомо ложных данных или поддельных документов, представленных при подаче заявления на гражданство.

В 2017 году, после крупного теракта в метрополитене Санкт-Петербурга, совершенном гражданином России, ранее бывшим гражданином другого государства, законодателями было принято решение о принудительном лишении гражданства и тех лиц, которые спонсируют, планируют, совершили теракт или экстремистские действия.

Что интересно, террористическая или экстремистская деятельность ВСЕГДА была основанием для отказа в приеме в гражданство, но не была основанием для его аннулирования.

Итак, основания для аннулирования:

  • предоставление поддельных документов и ложных сведений (ч. 1 ст. 22 ФЗ №62),
  • уклонение от принесения присяги гражданина (эта обязанность также появилась в 2017 году),
  • приговор суда по «террористической» или «экстремистской» статье – 205, 205.1 - 205.5, 206, 208, 281-283, 361 УК РФ, а также 277-279 и ст. 360 УК РФ,

Кто принимает решение

Решение об отклонении заявления о приеме в гражданство принимается только Управление по Вопросам Миграции МВД России.

Решение же об аннулировании гражданства может принять:

  • Президент (крайне редко)
  • МВД (99 % всех решений)
  • МИД (очень редко и только в отношении тех иностранцев, кто проживает за границей)

В решении об аннулировании гражданства принимает косвенное участие также и суд.

В случае с предоставлением заведомо ложных данных или поддельных документов именно суд решает действительно ли эти данные были ложными, а документы поддельными.

В случае с терроризмом или экстремизмом МВД вообще может в суд вообще не обращаться. Для аннулирования гражданства в таком случае будет достаточно вступившего в законную силу приговора суда по уголовному делу по указанным статьям УК.

Документальное оформление

Отказ в приеме в гражданство оформляется решением (заключением) УВМ МВД.

Аннулирование гражданства оформляется сначала решением суда об установлении факта подлога или приговором по соответствующей уголовной статье, а потом уже специальным решением УВМ МВД.

Сроки отказа и аннулирования гражданства

Срок отказа в гражданстве

Отказать в приеме в гражданство УВМ может только в период рассмотрения заявления о выдаче гражданства.

А срок рассмотрения заявления 6 месяцев.

После того как этот срок истек и принято решение о приеме в гражданство, отказать в приеме УВМ уже не может.

Срок аннулирования гражданства

Аннулирование (отмена решения) гражданства России возможно в любой период вне зависимости от даты его получения.

Если сотрудники МВД выявят факт предоставления поддельных документов через 10 лет, то лишить гражданства могут и через 10 лет.

И через 20 и даже 50

  • Отказать в гражданстве власти вправе иностранцу любого государства, в том числе Белоруссии.
  • Аннулировать гражданство России законодательство допускает только тем, кто приобрел гражданство России не по рождению, а по одному из оснований (брак, квота, ВНЖ и т.д.).
  • Отказ в приеме в гражданство может выносить только УВМ МВД России.
  • Решение об аннулировании гражданства России вправе принимать Президент, МВД России и Министерство Иностранных Дел.
  • Например запрет на въезд в отношении иностранца могут принимать и другие ведомства – ФСБ, МИД, ФНС, Минобороны и т.д.
  • Получение гражданином России другого гражданства, например, через восстановление предыдущего гражданства, не влечет автоматическое аннулирование гражданства России.

Выводы: соблюдайте законодательство, не совершайте правонарушений и преступлений, не участвуйте в сомнительных сообществах и организациях.

Лишение гражданства России – вполне реальное наказание. Кроме того, за многие проступки предусмотрена строгая уголовная ответственность.

Если эта статья была для вас полезна, поделитесь с друзьями.

Также вы можете подписаться на наши новости в социальных сетях - Миграционный Юрист.

Практикующий юрист в сфере трудовой миграции и админ. права. Ведущий эксперт, более 200 выигранных дел.

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 29 декабря 1992 г.

Межпарламентская Ассамблея, признавая международные нормы и стандарты и учитывая необходимость принятия и совершенствования законодательных актов, регулирующих вопросы гражданства, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, считает целесообразным:

1. Одобрить рекомендательный законодательный акт "О согласованных принципах регулирования гражданства" (прилагается).

2. Использовать принципы названного акта в национальном законодательстве участников Межпарламентской Ассамблеи, а также при заключении двусторонних и многосторонних договоров.

3. Верховным Советам (Парламентам) в соответствии с Регламентом Межпарламентской Ассамблеи (статья 15, пункт 5) через свои парламентские делегации информировать Ассамблею о результатах рассмотрения указанного рекомендательного акта.

государств - участников Содружества

г. Санкт-Петербург, 29 декабря 1992 года

Рекомендательный законодательный акт
О согласованных принципах регулирования гражданства

Настоящие принципы служат целям повышения уровня защиты прав человека в Содружестве Независимых Государств, сокращения случаев безгражданства, облегчения контактов между людьми, установления и поддержания дружественных и добрососедских отношений со всеми государствами, которые готовы рассматривать их как основу своего внутреннего законодательства о гражданстве.

Межпарламентская Ассамблея, учитывая международные нормы и стандарты, а также то, что в ее полномочия в соответствии с Регламентом Межпарламентской Ассамблеи (статья 13, пункт 1; статья 15, пункт 1; статья 15, пункт 5) и Основными направлениями сближения национальных законодательств (пункт 3) входит разработка рекомендательных законодательных актов, признает нормативное значение следующих принципов:

Статья 1. Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета.

Статья 2. Каждый человек имеет право на гражданство.

Никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 3. Не допускается дискриминация в вопросах гражданства по признакам социального происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий.

Статья 4. Гражданство является равным для всех его субъектов, независимо от основания приобретения.

Статья 5. Поощряется приобретение гражданства лицами без гражданства.

Отсутствие источника существования, наличие хронической болезни, судимости не должны влиять на решение вопросов гражданства.

Статья 6. При решении вопроса о приобретении гражданства учитывается постоянное проживание на данной территории.

Статья 7. Дети, рожденные на территории одного из государств - участников Содружества, не должны становиться лицами без гражданства.

Статья 8. Решение вопросов гражданства полномочными органами должно способствовать воссоединению семей.

Статья 9. Отдельные нации, народности, национальные меньшинства не должны ущемляться при регулировании вопросов гражданства.

Статья 10. Признается правомерность защиты своих граждан государством за пределами своей территории в соответствии с международными нормами.

Статья 11. Заключение или расторжение брака с лицом, принадлежащим к другому гражданству, как правило, не влечет изменения гражданства.

Статья 12. Проживание за границей в течение любого времени не влечет прекращения гражданства.

Статья 13. Гражданин не может быть выдан иностранному государству, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственным договором.

Статья 14. Лицо, считающее, что какое-либо из его правомочий в вопросах гражданства нарушено, имеет право обжалования в судебном порядке.

Статья 15. Если межгосударственным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, применяются правила международного договора.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 29 декабря 1992 г. О рекомендательном законодательном акте "О согласованных принципах регулирования гражданства"

Текст рекомендательного законодательного акта опубликован в информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1993 г., N 2

Гражданство РФ - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23 (10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование "граждане Российской Республики".

Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (ст. 6). Таким законом в настоящее время является Закон РФ "О гражданстве РФ" от 28 ноября 1991 г., вступившего в силу 6 февраля 1992 года.

В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано, прежде всего, с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Феде рации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации.

Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.

Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено.

Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство - это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше отечество и нести некоторые другие обязанности.

Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или между народного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.

Приобретение гражданства РФ

Гражданство - это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданство дает объем прав, свобод и обязанностей конкретному лицу. Ст. 6 Конституции РФ говорит, что приобретение гражданства происходит в соответствии с федеральным законом (Законом РФ "О гражданстве").

Закон говорит, что гражданство представляет собой устойчивою связь человека с государством. Эта связь выражается в совокупности прав и обязанностей, основанных на уважении и достоинстве основных прав и обязанностей.

Закон о гражданстве РФ установил следующие основания приобретения гражданства:

1. Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после опубликования закона они не заявили о нежелании состоять в гражданстве РФ.

2. Лица, родившиеся после 30 декабря 1922 года и утратившие гражданство СССР, будут считаться гражданами России при условии, что они родились на территории России или хотя бы один из родителей был гражданином СССР и проживал на территории России. При этом под территорией России понимается ее территория по состоянию на момент рождения гражданина.

3. Гражданами России признаются лица по принципу "по рождению" ("по крови").

Если один из родителей является гражданином России, а второй родитель - лицо без гражданства, то ребенок будет являться гражданином Российской Федерации.

Если один из родителей - гражданин России, а второй гражданин иностранного государства, то вопрос о гражданстве ребенка, не зависимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином России если он родился на ее территории.

Если ребенок будет найден на территории Российской Федерации, а родители его не будут установлены, то он становится гражданином России. Если же впоследствии будут найдены родители или опекуны ребенка, то ребенок может изменить гражданство.

Если ребенок родился на территории России у родителей, являющимися гражданами иностранных государств, то он будет признан гражданином России, если эти государства не предоставят ему своего гражданства.

4. Принцип "в порядке регистрации".

Эта форма приобретения гражданства РФ распространяется на:

а) лиц, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;

б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но который приобрел иное гражданство по рождению, в течение 5 лет после достижения 18, лет могут заявить и стать гражданином РФ;

в) лица, родившиеся от бывших граждан РФ также могут, в течение 5 лет по достижении 18 лет, подать заявление о приобретении Российского гражданства;

г) лица - граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также при бывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет после принятия закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство РФ;

д) лица без гражданства, которые на день вступления в силу закона о гражданстве постоянно проживают на территории России или на территории других республик, входивших в состав бывшего СССР при условии, что они в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем намерении получить гражданство России;

е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в Российском гражданстве "по рождению" и при условии, что эти иностранные граждане и лица без гражданства в течение одного года после вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство России.

5. Прием в гражданство.

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоявшее в гражданстве РФ, имеет право ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. При этом закон о гражданстве закрепляет принцип равноправия для всех лиц, ходатайствующих о гражданстве. В качестве обычного условия приема в гражданство в России установлено - постоянное проживание на ее территории.

Для иностранцев и лиц без гражданства необходимо прожить 5 лет на территории РФ при этом 3 года непрерывно перед обращением о приеме в гражданство. Непрерывным считается проживание в России, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более, чем на 3 месяца. Особый статус при ходатайстве о приобретении гражданства РФ имеют беженцы, официально признанные законом. В этом случае сроки сокращаются вдвое.

6. Восстановление в гражданстве РФ.

Восстановление осуществляется в порядке регистрации и распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекратилось в связи с установлением опеки или попечительства; на лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление в гражданстве происходит в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста по за явлению лица. Граждане, которые были лишены гражданства Российской Федерации без их свободного волеизъявления считаются восстановленными в гражданстве российской Федерации.

7. В результате выбора гражданства при изменении границ РФ (оптация). Лицо, проживающее на территории, изменившей свою принадлежность, имеет право на выбор гражданства.

8. Гражданство может быть дано и по другим основаниям, указанным в законе.

Утрата гражданства РФ

Закон Российской Федерации "О гражданстве" определяет основания прекращения российского гражданства:

1. В результате выхода из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина. Закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России. Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после по лучения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

2. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ.

Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство, 5 лет после приема.

3. В результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданства.

4. По другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России.

5. По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.

Двойное гражданство

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.

До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.

Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:

1) если такую возможность предусматривает федеральный за кон;

2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор, как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за - 10 лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного отказа, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицам без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.

В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между народным договором Российской Федерации не установлено иное.

Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов и членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т.п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т.е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

Прерогативы Президента в вопросе о гражданстве

Согласно п. "а" ст. 89 Конституции РФ, Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 к ведению Российской Федерации вопросы гражданства России решаются прежде все го федеральным парламентов путем принятия законов. Содержание же полномочий Президента Российской Федерации в этой области состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответствии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения. Согласно Закону о гражданстве Президент России решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановлении в гражданстве; дает разрешение на выход из гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное гражданство Российской Федерации. В осуществлений полномочий по делам о гражданстве Президент издает указы.

Кого коснулось упрощенное гражданство?

Упрощенное гражданство

Упрощенное гражданство, это процедура оформления подданства России без предоставления квоты и установленных сроков. Действительно, прежде чем будет оформлен документ, подтверждающий принадлежность к подданству, нужно приложить достаточно усилий и своего времени

Однако законодательство в этой области не стоит на месте, а динамически развивается.

В настоящее время все большим группам соискателей предоставляется возможность рассчитывать на упрощенное гражданство.

Упрощения, внесенные в нормативно правовые акты, касаются Украинцев, Белорусов, Молдаван, Казахов, иностранцев, имеющих супруга и ребенка россиян, те кто имеет взрослого ребенка в подданстве государства и наоборот, выпускников ВУЗов России и всех, кто претендует на подданство в облегченном варианте.

Упрощенное получение гражданства РФ.

Основные критерии, которые позволяют воспользоваться льготными условиями, находятся в ФЗ №62, а также в нормативно правовых актах регламентирующих нахождение нерезидентов на территории страны.

Во-первых, изменения коснулись проживания в державе. Серьезно расширен спектр тех, кто может получать ВНЖ без предварительного наличия разрешения на временное проживание. Этот перечень указан выше. Кроме этого, чтобы упрощенное гражданство получить, этой части претендентов не требуется пятилетнего срока наличия ВНЖ. Определенные категории освобождены от тестирования на знание языка.

Второе немаловажное изменение касается времени оформления документации. Теперь оно будет составлять максимально три месяца вместо предыдущего шестимесячного периода.

Соискателям, имеющим возможность льготного прохождения процедуры упрощенное гражданство, не требуется предоставлять документацию о доходе. Из федерального закона убрали пункт о требовании в отказе от гражданства.

Упрощенное гражданство

В настоящее время получив паспорт России, его обладатель не принуждается к предоставлению сведений о выходе из подданства государства своей гражданской принадлежности.

Законодательство предусматривает несколько вариантов, когда упрощенное гражданство максимально облегчено. Имеются в виду варианты, при которых нет нужды оформлять статус временного проживания или ВНЖ.

Упрощенное гражданство, какие плюсы?

Упрощенное гражданство, предоставляет возможность лицам, имеющим на то право, в кратчайшие сроки попасть под покровительство Российской Федерации. Подданство державы — это наличие устойчивой обоюдной связи, которая зафиксирована на законодательном уровне.

После прохождении процедуры, можно пользоваться всеми правами: участвовать в выборах и референдумах, получать бесплатную медицинскую помощь, поступать на бюджет в ВУЗы, иметь полагающиеся льготы и рассчитывать на пенсию, устраиваться на работу в правоохранительные органы и т.п. Получить упрощенное гражданство возможно только в добровольном порядке.

Кроме прав, на подданных возлагаются и обязанности, которые необходимо исполнять, такие как:

1Общие (соблюдать законы, уважать права и свободу других людей, охранять природу и т.п.)
2Своевременная оплата налогов и сборов
3Защита Отечества. Граждане мужского пола 18-27 лет призываются в армию в случае отсутствия противопоказаний. Рассматривается альтернативная служба Родине, когда из-за религиозных или других убеждений человек не может прикасаться к оружию, направлять его на людей и применять в оборонительных целях. Женщинам тоже не запрещено принять решение служить по контракту, если они выразят такое желание.

Прием в гражданство в упрощенном порядке.

Процедура документирования паспортом державы может протекать по общепринятым или льготным основаниям. Разберемся, в чем же заключается разница между этими процессами:

Основания для получения документа, устанавливающего личностьУсловия, на которых будет получено подданство
Время, затраченное на рассмотрение обращения. В общепринятой форме период установлен в течении года, по упрощенке, не превышает трехмесячного срокаЛицо, которое принимает решение о разрешении или отклонении поданного прошения. Если говорить об общепринятой форме, то здесь документ утверждает Президент, если же обращение базируется на наличии оснований дающих возможность прохождения ступеней по льготной системе, визирует материал руководство либо территориальными отделами министерства

Российская Федерация на законодательном уровне не предусматривает квоты на приобретение паспорта гражданина. Другими словами, признаки национальной, расовой, религиозной, языковой, социальной принадлежностей-не имеют приоритетов.

В ФЗ установлен день, который считается днем приобретения гражданства РФ. Это может быть:

  1. День рождения ребенка;
  2. Дата усыновления ребенка;
  3. День принесения присяги гражданина РФ.

Упрощенное гражданство для белорусов, украинцев, молдаван, казахстанцев, в чем привилегии?

Уроженцы указанных четырех стран имеют все возможности, чтобы принять упрощённое гражданство.

Упрощенное гражданство

Принадлежность человека к одному из соответствующих государств — это неоспоримая гарантия на документирование в более удобном и ускоренном режиме.

Развеем слухи и надежды о том, что, представителям Беларуси, Молдовы, Украинцам и Казахам возможно оформить упрощенное гражданство непосредственно после пересечения границы. В реальности все еще требуется пройти легализацию, состоящую из нескольких этапов.

Исключительно после успешного получения ВНЖ возможно подать заявку и получить упрощенное гражданство без установления какого-либо срока проживания.

Упрощенное гражданство по родителю, есть ли возможность?

Нерезидент, имеющий родителя, россиянина имеет возможность претендовать на упрощенное гражданство. С прошением допускаются совершеннолетние. Для признания оснований существует обязательное условие. Наличие постоянной прописки в державе. Временная регистрация не может являться таким условием. Важно отметить, что возрастная категория родителей не важна. Не имеет значения, каким способом им был получен паспорт (при рождении или в процессе легализации).

После нововведений, оформление паспорта по родителю проходит только на территории державы. Перед этим нерезиденту необходимо получить ВНЖ.

Выходцы из СССР.

На этом основании можно получить упрощенное гражданство как внутри страны, так и с помощью консульства. Данный раздел федерального закона относится к тем людям, которые находились под юрисдикцией СССР, жили или живут на сегодняшний день на бывшем постсоветском пространстве. При подаче документов претендент должны подтвердить факт наличия ЛБГ.

При подаче заявления на упрощенное гражданство иностранец должен доказать свою связь с СССР. В качестве доказательств можно приложить к документам паспорт или свидетельство о рождении, которые были выданы в СССР.

Упрощенное гражданство по браку.

После официального оформления семейных отношений с россиянином у иностранца появляется повод получить упрощенное гражданство.

При этом для получения услуги должны быть соблюдены некоторые условия.

Во-первых, брак должен быть официально зарегистрирован. Совместное проживание не может предоставить такой возможности. При этих условиях, не зависимо от периода совместного ведения хозяйства возможно получение РВП. До обращения за ВНЖ необходимо иметь РВП не менее восьми месяцев. Супруг должен иметь постоянную прописку по месту проживания в пределах Российской Федерации.

Узаконенные отношения, продолжительность которых более трех лет, при наличии постоянного проживания, предоставляет возможность просить упрощенное гражданство.

При рождении общего ребенка процедура кардинально изменится. Об этом можете прочитать в разделе ниже.

Наличие отношений с россиянином не снимают необходимость оформлять статус временного проживания и ВНЖ. При этом РВП выдадут без квоты.

Что включает в себе упрощенное гражданство по браку и детям?

В связи с обновлением федерального закона иностранцы, находящиеся в брачных отношениях с россиянами, при наличии общего ребенка, подают материалы на упрощенное гражданство. Однако существуют некоторые нюансы.

Для направления прошения на упрощенное гражданство требуется иметь ВНЖ либо РВП. Подтверждение одного из статусов является обязательным. При этих обстоятельствах подать обращение предоставляется возможным как на РВП, так и на ВНЖ, на усмотрение заявителя.

При появлении детей у супружеской пары появляется возможность нерезиденту документироваться паспортом, не дожидаясь прошествии трех лет со дня свадьбы. Следует незамедлительно подать всю документацию после оформления статуса ВНЖ или РВП.

Программа возвращение на Родину.

Упрощенное гражданство.

Звание носителя русского языка присваивается людям, которые лично или их предки, жили в России или РСФСР. Кроме этого, претендент обязан использовать русскую речь в повседневной жизни и свободно ей владеть

Комиссия решает-выдать статус или отказать. Утвержденным НРЯ не нужно получать РВП, однако это не освобождает их от оформления ВНЖ. Благодаря статусу носителя упрощенное гражданство не затягивается. Также освобождает от подтверждения знания языка и не принуждает от потери предыдущего подданства.

Упрощенное гражданство по проекту переселения, кому предоставляется?

Упрощенное гражданство можно также оформить пройдя по «Проекту переселения соотечественников». В нем участвуют бывшие представители СССР, их потомки и люди, которые имеют прямое отношение к Российской Федерации.

Программа имеет один минус-соотечественникам нельзя выбрать любой регион для проживания. Например, Москва, Санкт-Петербург и другие развитые субъекты не входят в список городов для переселения. Однако можно оформить переезд в близлежащие области.

Мигрантам выдают РВП, и без ВНЖ вступают в российское подданство. Обращаем ваше внимание, что прошение на упрощенное гражданство принимается только в том случае, когда к нему приложены необходимые материалы.

Отсутствие регистрации-не дает права для отказа. Теперь заявления принимаются даже в том случае, когда гражданин имеет лишь уведомление о прибытии.

Из плюсов можно выделить также отсутствие требования к предоставлению документального подтверждения дохода и обязательства прекращения предыдущего подданства.

Возможно ли упрощенное гражданство по образованию и стажу?

Упрощенное гражданство.

Часто бывает так, что после завершения обучения в российском ВУЗе или колледже мигрант решил остаться в этой стране навсегда. Нашей стране нужны такие преданные и решительные люди, поэтому правительство пошло на встречу.

Теперь в нормативно правовых актах предусмотрено основание, которое позволяет рассмотреть ходатайство и на этих основаниях и получить упрощенное гражданство. Существует несколько условий, которые следует выполнить.

Мигрант должен получить профобразование в державе. По этой программе рассматриваются заявления людей, окончивших учебное заведение после 01.07.2002. ВУЗ или колледж должен иметь государственную аккредитацию. В зависимости от успеваемости можно рассчитывать как на предоставление РВП, так и ВНЖ. ВНЖ предоставляется тем, кто получил образование с отличием.

Как оформить упрощенное гражданство РФ по профессии?

Упрощенное гражданство РФ по профессии

Также упрощенное гражданство, предоставляется тем, кто имеет стажа работы в РФ более года, по специальностям утвержденным Правительством.

Необходимо, чтобы работа имела официальный характер. Рассматривая заявление мигранта, специалисты будут проверять вносил ли работодатель деньги в Пенсионный Фонд. В противном случае кандидату будет отказано. Оформлять упрощенное гражданство начинаем со стадии ВНЖ.

Это обоснование схоже с предыдущим. Распространяется оно на иностранных профессионалов. Тем не менее, на упрощенное гражданство рассчитывать может не каждый. Получить паспорт по данному основанию имеют право люди, которые являются представителями профессий из перечня, составленным Минтрудом. С ним можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации.

В основном в перечне сделан упор на профессии, в которых нуждается страна (ученые, преподаватели, работники в сельскохозяйственной сфере, врачи и т.п.) Необходимо оформится на работу по одной из профессий, находящихся в списке и через полгода обратиться за ВНЖ. Получив возможность проживания и при наличии годичного стажа работы разрешается обращаться за паспортом. Основное условие для этого-как минимум один год стажа работы в Российской Федерации. Стаж, который мигрант получил у себя на родине, не учитывается. Также не имеет значения, в какой стране получено образование.

Упрощенное гражданство по основанию рождения в бывшей РСФСР.

Федеральный закон предоставляет возможность оформить упрощенное гражданство мигрантам, рожденным в РСФСР. После оформления ВНЖ такой иностранец имеет право на незамедлительное получение российского паспорта.

Для такого основания нужно добиться подтверждения факта принадлежности к РСФСР. Достаточно приложить к документам свидетельство о рождении или паспорт СССР образца 1974 года.

Как оформить упрощенное гражданство по ребенку?

Закон предусмотрел основание для мигрантов с несовершеннолетним или совершеннолетним, но недееспособным ребенком-россиянином.

Обращаем Ваше внимание, что одно наличие такого ребенка — это непрямое основание дающее право на упрощенное гражданство. Такая возможность дается в случае, если второй родитель, находясь в подданстве державы не имеет возможности воспитывать ребенка (не дееспособный, лишенный родительских прав и т.п.)

Упрощенное гражданство для бизнесменов.

Правительство страны позаботилось об индивидуальных предпринимателях. На них распространяется упрощенное гражданство. Необходимые условия для получения упрощенки заключаются в следующем. Мигрант занимается предпринимательством в стране непрерывных три года. Продолжительность ведения предпринимательской деятельности считается непосредственно перед подачей документов. Бизнесмен должен пополнить казну страны в размере, установленном Правительством. В сумму входят все налоги и сборы, которые были уплачены за весь период в полном объеме.

Схема для инвесторов.

В расчет берутся нерезиденты, вкладывающие денежные средства в отечественные компании. Инвестирование капитала в отечественную компанию в общей сумме предусматривает превышение десятипроцентного барьера.

Продолжительность вкладов-непрерывные три года. Упрощенное гражданство учитывает и выручку фирмы, в которую вкладывает инвестор. Каждый год сумма налогов должна соответствовать установленному минимуму.

Упрощенное гражданство для мигрантов из отдельных территорий Украины.

Упрощенное гражданство

С 2019 приобрести паспорт Российской Федерации стало проще жителям Донецкой и Луганской областей.

Живущие на данных территориях принимаются из гуманных соображений в упрощенное гражданство и фактически имеют возможность на документирование паспортом России при минимальном объеме документов.

Люди, имеющие постоянную прописку в ЛДНР. Им необязательно приезжать в страну и оформлять здесь статус. От них потребуется лишь сбор нужных материалов и предоставление их в подразделения министерства на территории Ростовской области.

Для жителей иных территорий этих областей, находящихся в государстве, нужно подтвердить один из видов нахождения, таких как беженец, ВНЖ, РВП или ВУ.

Украинцы и ЛБГ, которые родились в Крыму и находились там, но покинули город до 10.03.2014, также попадают под указ Президента на упрощенное гражданство. Подобные представители должны находиться на территории страны на легальных условиях. Подтвердить статус можно миграционной картой, визой, предъявления ВНЖ или РВП.

Правовую связь физического лица со страной, в которой он постоянно проживает, при том, что у обеих сторон есть права, а также определенные обязательства по отношению друг к другу, принято называть понятием гражданства. Согласно нормам межнационального договора, международно-правовые вопросы гражданства подразумевают обеспечение со стороны конкретного государства.

Флаг, паспорт, карта

Регулирование гражданства

Помимо термина «гражданство», довольно часто применяется другое, называемое подданством, что раньше обозначало принадлежность к какой-либо монархической державе. При демократической системе правления, как в Российской Федерации, гражданство дает любому человеку право участия в процессах управления страной, государство же, в свою очередь, обязано защищать права каждого официально проживающего в нем. Эти основы гражданства находят с каждым годом все большее распространение.

Внутреннее законодательство страны играет одну из главных ролей, связанных с регулированием гражданства. Устанавливаются государством не только права человека, но и лишение/утрату статуса гражданина, а также порядок его получения.

Международно-правовые вопросы гражданства включают в себя обязанность любой страны защищать своих граждан в период их пребывания на территории другой страны.

Как приобретается гражданство

В Российской Федерации, как и во всех остальных странах, гражданство можно получить с момента рождения исходя из действия общепринятых норм международного права.

Каждый родившийся ребенок имеет право получить соответствующий статус на основе следующего:

  • Территориальных условий, то есть вне зависимости от имеющегося гражданства родителей, ребенок будет гражданином той страны, которая считается его родиной.
  • Национального принципа: родившийся ребенок получает национальность от законных родителей, вне зависимости от того, где определено место его рождения.

Гражданство России, в настоящее время, стремятся получить все больше иностранных граждан.


Помимо филиации (получения статуса гражданина по рождению), гражданство можно получить в процессе укоренения, который называют натурализацией. Под этим понятием подразумевается изъявление воли в виде письменного заявления определенного лица об укоренении, но без согласия на натурализацию государства процесс неосуществим. По соглашению в международно-правовых вопросах противоправным считается действие со стороны государства, связанное с «навязыванием» своего гражданства физическому лицу из другой страны. Недействительной считается и натурализация в принудительном порядке.

Не основанной на собственном выборе, но осуществленной строго по закону считается натурализация, связанная с признанием родительских прав, установлением опекунства или поступлением на службу в органы, военные или государственные.

Международный договор подразумевает получение статуса гражданина при оформлении различных сделок и соглашений, затрагивающих вопросы о территориях (в мирных целях). Кроме того, важно учитывать и получение гражданства, связанное с образованием абсолютно нового государства путем объединения или же, наоборот, распада (пример: Российская Федерация, бывший СССР).

Понятие натурализации

Прием в гражданство по заявке заинтересованного в этом человека, называется натурализацией. В Российской Федерации термин «укоренение» не имеет применения, но является признанным в теории международного права. Противоречит полностью межнациональному договору натурализация принудительного характера, так как этот процесс сам по себе является добровольным.

Попытки осуществить укоренение известны из примера стран Латинской Америки, когда иностранцам, проживающим в ХХ веке довольно длительный срок на их территории, автоматически пытались предоставить гражданство.

Флаги стран Латинской Америки

Рассматриваемый процесс проходит в большинстве развитых стран исходя из предусмотренных в законопроекте государства условий. Основные из них — это временной показатель проживания на определенной территории.

Возможны варианты: пять или семь лет, в некоторых случаях — 10, все зависит от условий конкретно взятого государства. Есть и другие условия, затрагивающие имущественный показатель.

Яркий пример возможности укоренения — это служба лица в органах, связанных с госаппаратом, или же военных, а также оказание других полезных услуг стране.

Другие варианты получения гражданства и проблема бипатризма

Международный договор предусматривает и следующие случаи, при которых официально дается согласие на установление гражданства:

  1. Переход населения от одной страны к другой (трансферт).
  2. Подписание соглашения, основа которого — репатриация.
  3. Возникновение изменений территориальных границ.
  4. Обмен ближайшими странами отдельными участками территории.

Бипатризм - двойное гражданство

Кроме того, существуют такие понятия, как многогражданство и безгражданство. В первом случае человек может иметь сразу более двух гражданств, а во втором — у физического лица (апатрида) отсутствует статус гражданина какой-либо страны. Такие ситуации возможны при утере со временем рассматриваемого статуса или же при отсутствии его с самого рождения.

Международный договор, затрагивающий вопросы об имеющемся у определенного лица двойном гражданстве, помогает решить конфликтные ситуации, связанные с бипатризмом. Они возникают, если используется защита дипломатического характера, а также исполняются обязанности по отношению к стране своего гражданства.

Двойное гражданство

В этой ситуации используется понятие эффективного гражданства, подразумевающее, что человек обладает им по отношению к той стране, в которой он имеет личную собственность недвижимого типа или же постоянное место проживания.

В результате лицо выполняет обязанности (как и обладает дипломатической защитой) перед той страной, где у него есть эффективное гражданство.

Лишение статуса гражданина

Утрата статуса гражданина в Российской Федерации возможна в определенных случаях:

  • Перемена гражданства, связанная с натурализацией. Гражданства можно лишиться при усыновлении или же с вступлением в официальный брак.
  • Добровольный выход, то есть по-другому — экспатриация.
  • Положения, которые диктует международный договор.
  • Государство лишает статуса гражданина (процесс называется денатурализацией).

Как правило, лишение статуса гражданина несет в себе составляющую наказания и осуществляется по инициативе органов государства. Связано это может быть с осуществлением определенным лицом враждебного вида деятельности по отношению к своей стране.

Лишение статуса гражданина

Осуществляться процедура лишения может исходя из оснований специального акта, затрагиваемых определенное лицо, или же при условиях, которые указываются в действующих законопроектах (яркий пример — натурализация путем обмена).

Стоит учесть тот факт, что в Российской Федерации принудительное лишение гражданства не предусмотрено.

Существующие ограничения приобретения гражданства в разных странах

В большинстве случаев страны вводят определенные нормы в законопроект, которые способны ограничить получение статуса гражданина людям, рожденным от браков смешанного типа. В первую очередь это связано с отсутствием желания поощрять приобретение людьми, имеющим гражданство этой страны, дополнительно гражданства другого государства. Причина этому — возможное возникновение конфликтных ситуаций в межгосударственной политике.

Смешенные рассы

Часто ограничены возможности приобретения гражданства людьми, родившимися от граждан, имеющих официальную прописку в другой стране. Это касается государств, которые придерживаются так называемого права крови.

Читайте также: