Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты косвенных налогов

Опубликовано: 02.05.2024

Документ полезен? 0 m n 0

В соответствии с пунктом 7 статьи 456 и пунктом 5 статьи 475 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:

1) Правила подтверждения органами государственных доходов факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам и акциза по импортированным подакцизным товарам с территории государств-членов Евразийского экономического союза в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов путем проставления соответствующей отметки либо мотивированного отказа в подтверждении согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) случаи подтверждения органами государственных доходов факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам либо мотивированного отказа в подтверждении согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министра финансов Республики Казахстан от 6 февраля 2018 года N 134 "Об утверждении Правил подтверждения органами государственных доходов факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам и акциза по импортированным подакцизным товарам с территории государств-членов Евразийского экономического союза" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под N 16428).

3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр финансов
Республики Казахстан
Е. Жамаубаев


Приложение 1
к приказу
Министра финансов
Республики Казахстан
от 4 мая 2021 года N 425

Правила подтверждения органами государственных
доходов факта уплаты налога на добавленную стоимость
по импортированным товарам и акциза по импортированным
подакцизным товарам с территории государств-членов
Евразийского экономического союза в заявлении о ввозе
товаров и уплате косвенных налогов путем проставления
соответствующей отметки либо мотивированного
отказа в подтверждении

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила подтверждения органами государственных доходов факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам и акциза по импортированным подакцизным товарам с территории государств-членов Евразийского экономического союза в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов путем проставления соответствующей отметки либо мотивированного отказа в подтверждении (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 456 и пунктом 5 статьи 475 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс) и определяют порядок подтверждения органами государственных доходов факта уплаты налога на добавленную стоимость и акциза по импортированным с территории государств-членов Евразийского экономического союза товарам, путем проставления соответствующей отметки либо мотивированного отказа в подтверждении (далее – косвенные налоги) в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление).

2. Представление Заявления производится на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронной форме в соответствии с пунктом 3 статьи 456 Налогового кодекса, либо только в электронной форме согласно пункту 4 статьи 456 Налогового кодекса.

3. Подтверждение органами государственных доходов факта уплаты косвенных налогов в Заявлении, представленного на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронной форме, заверенное электронной цифровой подписью, производится в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления Заявления на бумажном носителе и в электронной форме и документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 456 Налогового кодекса, путем проставления соответствующей отметки на четырех экземплярах Заявления.

4. Отметка о подтверждении факта уплаты косвенных налогов проставляется во втором разделе Заявления и заверяется:

подписью должностного лица, проставившего отметку, с указанием его фамилии, имени и отчества (при его наличии), даты проставления отметки;

подписью руководителя (заместителя руководителя) органа государственных доходов, с указанием его фамилии, имени и отчества (при его наличии), даты подписи;

печатью органа государственных доходов.

5. Один экземпляр Заявления остается в органе государственных доходов, три экземпляра с отметками возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту) либо его законному или уполномоченному представителю (далее – представитель).

При этом налогоплательщик либо его представитель получают соответствующие три экземпляра Заявления под роспись в журнале регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

6. Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты косвенных налогов производится органом государственных доходов в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления Заявления на бумажном носителе и в электронной форме путем направления налогоплательщику (налоговому агенту) мотивированного отказа в подтверждении факта уплаты косвенных налогов на бумажном носителе по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

В мотивированном отказе в подтверждении указываются выявленные несоответствия (нарушения), а также обязанность представления налогоплательщиком Заявления с устранением нарушений в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты получения мотивированного отказа в подтверждении.

Мотивированный отказ в подтверждении выдается в двух экземплярах, один экземпляр которого остается в органе государственных доходов, второй экземпляр мотивированного отказа в подтверждении с тремя экземплярами Заявления вручается налогоплательщику (налоговому агенту) либо его представителю.

7. Подтверждение органами государственных доходов факта уплаты косвенных налогов по Заявлениям, представленным только в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью, в соответствии с пунктом 4 статьи 456 Налогового кодекса, производится в течение 3 (трех) рабочих дней со дня его поступления путем направления налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления о подтверждении факта уплаты косвенных налогов в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью должностного лица, по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

8. Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты косвенных налогов производится органом государственных доходов в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления Заявления в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью, путем направления налогоплательщику (налоговому агенту) мотивированного отказа в подтверждении в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью должностного лица, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

В мотивированном отказе в подтверждении указываются выявленные несоответствия (нарушения), а также обязанность представления налогоплательщиком (налоговым агентом) в органы государственных доходов Заявления с устранением нарушений в соответствии с пунктом 9 статьи 456 Налогового кодекса в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты получения мотивированного отказа в подтверждении.


Приложение 1
к Правилам
подтверждения органами
государственных доходов факта
уплаты налога на добавленную
стоимость по импортированным
товарам и акциза по
импортированным подакцизным
товарам с территории
государств-членов Евразийского
экономического союза в
заявлении о ввозе товаров и
уплате косвенных налогов путем
проставления соответствующей
отметки либо мотивированного
отказа в подтверждении

АО, ОУР, плательщик НДС

Сданы формы 328.00 и 320.00 за апрель 2020 года. Получен мотивированный отказ по причине отсутствия в справочнике одного из указанных кода ТН ВЭД.

1. Является ли административным правонарушением ошибка кода ТНВЭД при получении мотивированного отказа?

2. Как устранить нарушения по мотивированному отказу в подтверждении уплаты НДС по импорту?

В соответствии с положениями п. 9 ст. 456 Налогового кодекса РК:

  • по заявлениям (328.00), представленным на бумажном носителе и в электронной форме, отказ в подтверждении факта уплаты НДС производится налоговым органом в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления на бумажном носителе путем направления налогоплательщику мотивированного отказа на бумажном носителе;
  • по заявлениям (328.00), представленным в соответствии с п. 4 ст. 456 Налогового кодекса РК (в электронной форме), отказ в подтверждении факта уплаты НДС производится налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления в электронной форме путем направления налогоплательщику мотивированного отказа в электронной форме.

Согласно положениям п. 10 ст. 456 Налогового кодекса РК в случаях, указанных выше в п. 9 ст. 456 Налогового кодекса РК, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с устранением нарушений в течение пятнадцати календарных дней с даты получения мотивированного отказа.

Таким образом, в случае получения мотивированного отказа в подтверждении уплаты НДС по импорту в рамках ЕАЭС, необходимо устранить предъявленные нарушения в течение 15 календарных дней с даты получения данного мотивированного отказа без привлечения к административной ответственности.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 458 Налогового кодекса РК заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов подлежит отзыву из налоговых органов на основании налогового заявления налогоплательщика об отзыве налоговой отчетности, представленного в налоговый орган по месту нахождения (жительства) налогоплательщика.

Согласно положениям пп. 2) п. 2 ст. 458 Налогового кодекса РК налогоплательщик вправе представить налоговое заявление, указанное выше в п. 1 ст. 458 Налогового кодекса РК, в случаях внесения изменений и дополнений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в т.ч. в случае, предусмотренном п. 2 ст. 459 Налогового кодекса РК.

Учитывая положения пп. 2) п. 3 ст. 458 Налогового кодекса РК, отзыв заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов производится одним из следующих методов:

1) удаления из центрального узла системы приема и обработки налоговой отчетности, который применяется по заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленным ошибочно или представленным по импортированным товарам, которые в полном объеме были возвращены по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации;

2) замены, при котором внесение изменений и дополнений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов производится налогоплательщиком путем отзыва ранее представленного заявления с одновременным представлением нового заявления.

Исходя из положений п. 4 ст. 458 Налогового кодекса РК, одновременно с внесением изменений и дополнений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщик обязан представить дополнительную декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам.

Таким образом, для устранения нарушений, явившихся причиной мотивированного отказа в подтверждении уплаты НДС по импорту необходимо:

1. Предоставить в налоговые органы налоговое заявление об отзыве заявления 328.00. Данным налоговым заявлением отзывается ранее предоставленное заявление 328.00, при этом, отзыв производится «методом замены».

2. Предоставить новое заявление 328.00 с верным кодом ТН ВЭД.

3. Предоставить дополнительную ФНО 320.00 с указанием в реестре 320.06 отзываемого заявления 328.00 с отрицательными показателями и новое заявление 328.00, представляемое взамен с положительными показателями.

На основании положений пп. 2) п. 3 ст. 456 Налогового кодекса РК, декларация по косвенным налогам по импортированным товарам на бумажном носителе и в электронной форме, заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронной форме представляются налогоплательщиком в случае, предусмотренном выше пп. 2) п. 2 ст. 458 Налогового кодекса РК.

Таким образом, ФНО 320.00 и заявления 328.00 в ответ на мотивированный отказ должны предоставляться в налоговые органы на бумажном носителе и в электронной форме, налоговое заявление об отзыве заявления 328.00 – на бумажном носителе.

Вопрос:

В самом начале приведу ссылки из Налогового Кодекса РК, по которым у нас имеется ряд вопросов. Согласно пункту 2 статьи 456 Налогового Кодекса РК при импорте товаров на территорию РК с территории государств-членов Таможенного союза налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения декларацию по косвенным налогам (далее ФНО 328.00 + 320.00) не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Согласно пункту 5 статьи 456 Налогового Кодекса РК уплата не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Согласно пункту 8 статьи 456 Налогового Кодекса РК подтверждение налоговым органом факта уплаты НДС путем предоставления соответствующей отметки либо мотивированный отказ в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления (ФНО 328.00).

Приведем пример: импорт товара из России под заказ клиенту от 18.08.2018г. Следовательно, срок сдачи заявления 328.00 и срок уплаты НДС — не позднее 20 сентября 2018г. НО покупателю нужно реализовать товар сразу. И как видно из практики, покупатели, в особенности покупатели по тендеру, требуют ЭСФ тоже сразу. Так как это предусмотрено условиями тендерного договора, или же нашим покупателя необходимо далее реализовать товар своим покупателям, мы не можем в этом отказать и выписываем накладную и ЭСФ день в день. В связи с этим в ЭСФ должны отразить 18-значные входящий (регистрационный) номер заявления 328.00. Следовательно, чтобы получить этот 18-значный номер, нам необходимо все-таки сдать ФНО 328.00 и, как следствие, уплатить НДС в течение 10 рабочих дней, иначе налоговый орган даст мотивированный отказ в подтверждении уплаты НДС.

Вывод: для того чтобы реализовать товар покупателю, необходима следующая последовательность действий: 1. Оплатить НДС 2. Сдать ФНО 328.00 3. Реализовать товар покупателю. Вышеуказанная схема не совсем удобная. Поставщик товара хоть и имеет полное право уплатить НДС не позднее 20 числа следующего месяца (в нашем случае не 18 августа в момент реализации, а до 20 сентября 2018 г.), но получается, что этим правом мы не можем воспользоваться, наши права ограничены. Исходя из нашего примера, нам следует сдать 18.08.2018 и в срок не позднее 28.08.18 уже уплатить НДС.

Также хотелось бы отметить следующее. Товар из России мы получаем по 100 % предоплате, и НДС с данной поставки платим сразу 100 % в бюджет. Но не всегда реализуем данный товар 100 %, часто поэтапно. К примеру, продали 40 % и с нами покупатель рассчитывается в течение 30-90 дней, а иногда и более. Следовательно, НДС, ранее уплаченный в бюджет, вернем только когда с нами покупатель рассчитается за товар, и это мы привели пример 40 % и не ранее 30-90 дней. Это к тому, что НДС в бюджет мы платим сразу, не 20 числа следующего месяца, а в момент реализации покупателю. С учетом этих моментов нам не всегда удобно уплачивать НДС сразу в момент реализации, поскольку бывает, что нет средств на уплату налога, поскольку ожидаем данные средства от покупателей. Просим Вас оказать содействие в данном вопросе, а именно: 1. Чтобы налогоплательщик все-таки мог полноценно пользоваться своим правом и сроком по уплате налога, как сказано в пункте 5 статьи 456 Налогового Кодекса РК «уплата не позднее 20 числа следующего отчетного периода». Это позволило бы более комфортно, без напряжения производить реализацию, и к 20 числу по сроку производить безболезненно платежи в бюджет. 2. Внести поправки в пункт 8 статьи 456 Налогового Кодекса РК «подтверждение налоговым органом факта уплаты НДС путем предоставления соответствующей отметки либо мотивированный отказ в течение 1-3 рабочего дня (вместо 10 рабочих дней) со дня поступления заявления (328.00) и оплаты одновременно». 3. В случае мотивированного отказа предоставить возможность пересдавать 328.00 форму, где № уведомления будет без изменения, то есть с тем же 18-значным номером, во избежание выписки исправленных ЭСФ покупателям с заменой данного номера.

Ответ:

Уважаемая Ташимбекова Алима! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК), рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 456 Налогового кодекса при импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам и заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление) не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, если иное не установлено указанным пунктом. Тем самым, согласно пункту 6 статьи 453 Налогового кодекса при реализации импортером товаров, ввезенных с территории государств-членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, счет-фактура в электронной форме выписывается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом. 2. Вопрос по внесению изменений в процедуру подтверждения факта уплаты НДС органами государственных доходов будет рассмотрен по итогам заседания соответствующей рабочей группы. 3. При пересдаче Заявления методом замены по причине мотивированного отказа в подтверждении факта уплаты косвенных налогов в информационной системе новое заявление генерируется исключительно с новым регистрационным номером в автоматическом режиме. Присвоение новому заявлению регистрационного номера, идентичного старому, не представляется возможным, так как данный номер содержит в себе информацию даты подачи Заявления.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продавцом сдана налоговая декларация по НДС, передан полный пакет документов для подтверждения ставки НДС 0%, а также сдан электронный "Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов". После сдачи налоговой декларации по НДС выявлена ошибка (допущена не продавцом экспортного товара, а его покупателем (казахстанской организацией)), которая относится к налоговому периоду 2017 года: в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в разделе 1 покупателем неверно указан идентификационный код (номер) налогоплательщика-продавца; остальные сведения о продавце, покупателе, товаре заполнены верно.
Можно ли трактовать неверно указанный код (номер) налогоплательщика как техническую ошибку? Нужно ли сдавать уточненную налоговую декларацию, доначислять и уплачивать НДС?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Необходимости подачи уточненной налоговой декларации по НДС, доначисления и уплаты в бюджет НДС в данном случае мы не видим.

Обоснование позиции:
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - членов ЕАЭС (далее - ГЧ) необходимо руководствоваться:
- Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор);
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Протокол);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11.12.2009) (далее - Протокол об обмене информацией);
- НК РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Отметим, что в настоящее время законодательство РФ о налогах и сборах не содержит понятия "техническая ошибка" (постановление Девятого ААС от 26.05.2015 N 09АП-13673/15)*(1). На практике под технической ошибкой, в частности, в счете-фактуре, понимаются, например: неотражение размера налоговой ставки (постановление ФАС Поволжского округа от 14.12.2006 N А55-4924/06-53), пропуск одной цифры при указании ИНН (постановление ФАС Поволжского округа от 24.02.2005 N А57-5812/04-9), неверное указание адреса (решение АС Приморского края от 19.01.2009 по делу N А51-13178/2007), неверное указание номера счета-фактуры (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2008 N А56-2289/2007), неправильный ввод цены или количества отгруженных товаров, (выполненных работ, оказанных услуг), суммы НДС в информационные системы, используемые для ведения бухгалтерского и налогового учета (письма Минфина России от 13.04.2012 N 03-07-09/34, от 30.05.2013 N 03-07-09/19826, ФНС России от 01.02.2013 N ЕД-4-3/1406@, от 11.04.2012 N ЕД-4-3/6103@).
В п. 1 ст. 81 НК РФ указано, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в ее налоговый орган в установленном порядке. Если им будут обнаружены недостоверные сведения или ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Как видим, в ст. 81 НК РФ идет речь об ошибках, обнаруженных налогоплательщиком, без уточнения того, являются ли обнаруженные ошибки техническими*(2). При этом в обязательном порядке представить уточненную декларацию необходимо только при обнаружении налогоплательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, повлекших за собой занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Однако в рассматриваемой ситуации ошибка допущена не в самой налоговой декларации, а в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее также - заявление). При этом ошибка допущена не продавцом экспортного товара, а его покупателем (казахстанской организацией).
Согласно п. 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного ГЧ на территорию другого ГЧ налогоплательщиком ГЧ, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола. Документы представляются налогоплательщиком ГЧ, с территории которого вывезены товары, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС одновременно с налоговой декларацией.
Одним из документов, представляемых экспортером в налоговый орган, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по установленной форме, с отметкой налогового органа ГЧ, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов ГЧ) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика), далее - Перечень. Налогоплательщик включает в Перечень реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором (пп. 3 п. 4 Протокола)*(3).
В соответствии с п. 2 порядка заполнения Перечня при обнаружении налогоплательщиком в поданном им в налоговый орган Перечне ошибок и недостоверных сведений налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в Перечень и представить в налоговый орган уточненный Перечень.
При этом само Заявление заполняется импортером (в данном случае казахстанским контрагентом), то есть ошибка в Заявлении может быть допущена только с его стороны.
Пунктом 7 Протокола закреплено, что налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС, налоговых вычетов по данному налогу, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству ГЧ, с территории которого экспортированы товары.
В случае непредставления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС (налоговых вычетов) в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного ГЧ на территорию другого ГЧ, при наличии в налоговом органе одного ГЧ подтверждения в электронном виде от налогового органа другого ГЧ факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).
Из положений п. 7 Протокола напрашивается вывод, что применение нулевой ставки НДС экспортером возможно даже в том случае, когда заявление в налоговый орган не представлено.
Так, в письме ФНС России от 10.06.2013 N ЕД-4-3/10481@) разъясняется, что сделать выводы об обоснованности либо необоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС и принять соответствующее решение о возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налоговый орган должен на основании анализа всех имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при проведении мероприятий налогового контроля.
В данном письме рассматривалась следующая ситуация: в ходе налоговой проверки выяснилось, что представленное налогоплательщиком в пакете документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% по операции реализации товаров, экспортированных с территории РФ на территорию ГЧ, заявление было отозвано по причине установленных в нем арифметических ошибок и взамен представлено новое заявление с датой отметки следующего квартала. По мнению ФНС, само по себе обстоятельство представления взамен ранее отозванного заявления с отметкой налогового органа, содержащего арифметические ошибки, нового заявления с другой датой отметки налогового органа не является основанием для отказа в обоснованности применении налоговой ставки 0%.
Вместе с тем анализ судебной практики показывает, при наличии в заявлении ошибок налоговые органы могут предъявлять претензии о необоснованности применения экспортером нулевой ставки НДС.
Например, согласно постановлению АС Поволжского округа от 18.01.2019 N Ф06-41464/18 по делу N А72-13818/2017 по результатам выездной налоговой проверки налоговый орган отказал организации в применении ставки 0%, поскольку она не была отражена в разделе 3 ряда заявлений в качестве продавца товара.
Однако судьи указали, что оформление заявлений о ввозе товара и уплате косвенных налогов является обязанностью покупателей. Незаполнение раздела 3 заявления, предусматривающего сведения о продавце, не может быть поставлено в вину налогоплательщику.
Вывод об отсутствии оснований для применения заявителем налоговой ставки 0% налоговый орган делает исключительно на имевшихся в ряде заявлений ошибках и незаполнении раздела 3. При этом у налогового органа имелись иные документы (товаросопроводительные документы, агентский договор, объяснения), из которых налоговый орган мог сделать вывод о продавце товара. Налоговый орган располагал информацией, подтвержденной налоговым органом по месту расположения импортера, об уплате косвенных налогов.
Поскольку товар был реально вывезен в режиме экспорта, налогоплательщиком представлен полный пакет документов (в соответствии со ст. 165 НК РФ) и не опровергнут факт принадлежности этого товара налогоплательщику, то у налогового органа отсутствовали основания для отказа в применении нулевой налоговой ставки по спорным операциям. Довод налогового органа о наличии ошибок в некоторых заявлениях является сугубо формальным и недопустимым.
Аналогичные выводы были сделаны в постановлении АС Северо-Западного округа от 06.09.2016 N Ф07-6470/16 по делу N А21-7734/2015 и др.*(4).
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что в рассматриваемом случае все необходимые документы (в том числе заявление) для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% были своевременно поданы, а налоговый орган располагал информацией, подтвержденной налоговым органом по месту расположения импортера, об уплате косвенных налогов, полагаем, что оснований для предъявления претензий организации (отказа в применении нулевой ставки) не имеется*(5). При этом организация вправе внести необходимые изменения в Перечень и представить в налоговый орган уточненный Перечень.
Необходимости подачи уточненной налоговой декларации по НДС, доначисления и уплаты в бюджет НДС мы также не видим.
Поскольку в самой декларации по НДС как мы поняли, не содержится недостоверных сведений и ошибок, положения ст. 81 НК РФ к данной ситуации не относятся.
Пункт 5 Протокола обязывает экспортера при непредставлении в установленный срок документов, предусмотренных п. 4 Протокола, уплатить в бюджет суммы косвенных налогов за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством ГЧ, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству ГЧ, с территории которого экспортированы товары.
Если в установленный срок необходимый пакет документов не собран, то в этом случае подается уточненная декларация за период, в котором была отгрузка на экспорт (письма Минфина России от 02.09.2016 N 03-07-13/1/51480, ФНС России от 29.12.2018 N СД-4-3/26102@), уплачивается начисленный НДС в бюджет (п.п. 2, 3 ст. 164 НК РФ), а также пени (письмо Минфина России от 28.07.2006 N 03-04-15/140). В рассматриваемом случае необходимые для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС документы представлены в срок, поэтому оснований для применения п. 5 Протокола не имеется.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Вопрос: В I квартале 2016 года организация допустила ошибку при заполнении раздела 8 налоговой декларации по НДС - неверно указала ИНН одного из поставщиков. Ошибка носит технический характер. В счете-фактуре, предъявленном организации, ИНН отражен правильно. Как внести исправления в налоговую декларацию за I квартал 2016 года? Следует ли в данном случае подавать уточненную декларацию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.)
- Вопрос: Организация экспортирует товары в рамках Таможенного союза (в частности в Республику Казахстан). Иногда заявления о ввозе товаров от контрагентов не доходят до организации-экспортера (по вине контрагента, почтовых служб или проблем со связью). Вправе ли организация-экспортер применить ставку 0% в таких случаях? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Ответ прошел контроль качества

12 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Что касается других отраслей законодательства, то, например, из п. 1 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что технической ошибкой считается описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка.
Под описками (опечатками) понимаются искажения, допущенные при написании отдельных слов, выражений, имен, отчеств и фамилий, наименований юридических лиц (постановление Тринадцатого ААС от 07.07.2016 N 13АП-11373/2016).

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

от 21 июля 2016 г. N Ф06-10969/2016

История рассмотрения дела

Дело N А57-13099/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2016 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,

при участии представителя:

ответчика - Колониной Н.В. (доверенность от 05.05.2016),

заинтересованного лица - УФНС России по Саратовской области - Колониной Н.В. (доверенность от 05.05.2016),

заявителя - извещен надлежащим образом,

заинтересованного лица - ИФНС по Ленинскому району г. Саратова - извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2016 (судья Степура С.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)

по делу N А57-13099/2015

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вторметиндустрия", г. Энгельс Саратовской области (ИНН 6449070318, ОГРН 1136449003635) о признании недействительными уведомлений Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области от 09.04.2015 N 368, 369, 370, 371, 372, от 25.05.2015 N 399, 400, 401, 402, 403, от 25.06.2015 N 441, 442, 443, 445, от 02.07.2015 N 457, 458, 459, 460, от 31.07.2015 N 470, 472, 473, 474, 475, 476 и об обязании проставить отметку в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области,

общество с ограниченной ответственностью "Вторметиндустрия" (далее - ООО "Вторметиндустрия", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными уведомлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по Саратовской области, инспекция, налоговый орган) от 09.04.2015 N 368, 369, 370, 371, 372, от 25.05.2015 N 399, 400, 401, 402, 403, от 25.06.2015 N 441, 442, 443, 445, от 02.07.2015 N 457, 458, 459, 460, от 31.07.2015 N 470, 472, 473, 474, 475, 476; об обязании налогового органа проставить в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, зарегистрированных в налоговом органе: от 27.03.2015 N 6449270320150001, 6449270320150002, 6449270320150003, 6449270320150004, 6449270320150005; от 13.05.2015 N 6449130520150003, 6449130520150007, 6449130520150006, 6449130520150005, 6449130520150004; от 11.06.2015 N 6449110620150004, 6449110620150005, 6449110620150003, 6449110620150002; от 23.06.2015 N 6449220620150003, 6449220620150005, 6449220620150004, 6449220620150006; от 20.07.2015 N 6449200720150004; от 22.07.2015 N 6449220720150002, 6449220720150003, 6449220720150004, 6449220720150005, 6449220720150006 отметки об освобождении от налогообложения.

Данные заявления были приняты к производству арбитражного суда и рассматривались в рамках следующих дел: N А57-13098/2015, А57-13099/2015, А57-13100/2015, А57-13101/2015, А57-13102/2015, А57-19622/2015, А57-19623/2015, А57-19624/2015, А57-19625/2015, А57-19626/2015, А57-22069/2015, А57-22070/2015, А57-22071/2015, А57-22072/2015, А57-23156/2015, А57-23158/2015, А57-23160/2015, А57-23161/2015, А57-25537/2015, А57-25539/2015, А57-25540/2015, А57-25541/2015, А57-25542/2015, А57-25544/2015.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 08.10.2015 по делу N А57-13100/2015 по ходатайству Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области в одно производство объединены дела N А57-13198/2015, А57-13099/2015, А57-13100/2015, А57-13101/2015, А57-13102/2015, А57-19622/2015, А57-19623/2015, А57-19624/2015, А57-19625/2015, А57-19626/2015, А57-23156/2015, А57-23158/2015, А57-23160/2015, А57-23161/2015 для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А57-13099/2015.

Также определением Арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2015 по делу N А57-22070/2015 по ходатайству Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области в одно производство объединены дела N А57-22069/2015, А57-13099/2015 А57-22070/2015, А57-22071/2015, А57-22072/2015 для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А57-22070/2015.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2015 в одно производство объединены дела N А57-22070/2015, А57-13099/2015 для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А57-13099/2015.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2015 по делу N А57-25544/2015 по ходатайству Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области в одно производство объединены дела N А57-13099/2015, А57-25537/2015, А57-25539/2015, А57-25540/2015, А57-25541/2015, А57-25542/2015, А57-25544/2015 для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А57-13099/2015.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 10.09.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2016 (с учетом определения об исправлении опечатки от 26.02.2016), оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016, заявленные ООО "Вторметиндустрия" требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 7 по Саратовской области с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), установлен только статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и законодатель не предусмотрел в ней освобождение от обложения НДС при ввозе лома и отходов черных и цветных металлов на территорию Российской Федерации. По мнению инспекции, в рассматриваемом случае исчисление НДС должно производиться по ставке 18% в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ.

На основании статьи 156 , части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей ООО "Вторметиндустрия" и ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Вторметиндустрия" (покупатель) и юридическими лицами Республики Казахстан - ТОО "Криспар" и ТОО Атырауский филиал "Криспар" (продавец) подписаны контракты от 01.12.2014 N 52, от 01.12.2014 N 53, от 01.12.2014 N 54, от 01.12.2014 N 55, от 01.12.2014 N 59, по условиям которых ТОО "Криспар" и ТОО АФ "Криспар" в адрес ООО "Вторметиндустрия" поставлен лом и отходы черных металлов.

При поступлении партии товара ООО "Вторметиндустрия" обращалось в налоговый орган с заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, указывая при этом ставку НДС, подлежащего уплате, как "льгота", в связи с чем НДС обществом не исчислялся и не уплачивался.

Данные заявления были зарегистрированы налоговым органом: от 27.03.2015 N 6449270320150001, 6449270320150002, 6449270320150003, 6449270320150004, 6449270320150005; от 13.05.2015 N 6449130520150003, 6449130520150007, 6449130520150006, 6449130520150005, 6449130520150004; от 11.06.2015 N 6449110620150004, 6449110620150005, 6449110620150003, 6449110620150002; от 23.06.2015 N 6449220620150003, 6449220620150005, 6449220620150004, 6449220620150006; от 20.07.2015 N 6449200720150004; от 22.07.2015 N 6449220720150002, 6449220720150003, 6449220720150004, 6449220720150005, 6449220720150006.

Налогоплательщиком в инспекцию также представлены копии контрактов, счета-фактуры, накладные, приемо-сдаточные акты.

Уведомлениями от 09.04.2015 N 368, 369, 370, 371, 372, от 25.05.2015 N 399, 400, 401, 402, 403, от 25.06.2015 N 441, 442, 443, 445, от 02.07.2015 N 457, 458, 459, 460, от 31.07.2015 N 470, 472, 473, 474, 475, 476 Межрайонной ИФНС России N 7 по Саратовской области отказано обществу в проставлении отметки на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов об освобождении от налогообложения.

В качестве основания для отказа в проставлении отметки указано, что в перечень товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на таможенную территорию РФ, в соответствии со статьей 150 НК РФ не входит лом черных металлов, соответственно, налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке.

Указанные уведомления были обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган, который жалобы ООО "Вторметиндустрия" оставил без удовлетворения.

Не согласившись с вышеперечисленными уведомлениями налогового органа, ООО "Вторметиндустрия" оспорило их в судебном порядке.

Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты вынесены с нарушением действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов не подлежит налогообложению. При этом суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно статье 177 НК РФ сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются главой 21 НК РФ с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Статьей 7 НК РФ определено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем определенные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В статье 3 соглашения "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" от 25.01.2008 закреплены принципы взимания косвенных налогов при импорте товаров в Таможенном союзе, согласно которым при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.

Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

Аналогичные положения содержатся в статье 72 договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29.05.2014 в г. Астане.

В соответствии со статьей 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.

Подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).

На основании изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о том, что применение ставки 18% к товарам, импортированным с территории стран - участниц Таможенного союза при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории Российской Федерации, вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза.

Приведенные выше нормы международных соглашений предусматривают необходимость применения при рассмотрении вопроса о порядке налогообложения при импорте товаров с территорий стран - участниц Таможенного союза, не только положений статьи 150 НК РФ, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе на территорию Российской Федерации независимо от страны происхождения товаров, но и статьи 149 НК РФ, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 N 309-КГ15-11310.

Таким образом, как верно указали судебные инстанции, оспариваемые ненормативные акты вынесены с нарушением действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов не подлежит налогообложению.

Суды обоснованно признали недействительными оспариваемые заявителем ненормативные правовые акты налогового органа.

При этом суды правомерно в качестве меры восстановления нарушенного права в силу статьи 201 АПК РФ обязали ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова (по новому месту нахождения налогоплательщика) проставить на соответствующих заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, зарегистрированных в журнале регистрации заявлений, отметку об освобождении от налогообложения.

Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьями 286 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу N А57-13099/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Читайте также: