Мораторий на налоговые проверки малого бизнеса до 2022

Опубликовано: 17.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Проверки


Правительство РФ ввело мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства — это вы наверняка слышали. Постановление будет действовать весь 2021 год. Важные нюансы о том, как теперь будут производить контрольно-надзорные мероприятия и чего ждать предпринимателям, читайте в статье.

Мораторий на проверки предприятий

Постановление, о котором было сказано выше, принято для снижения административной нагрузки на малый бизнес и быстрого экономического роста. Однако мораторий будет действовать не для всех субъектов предпринимательства и не всегда.

Полностью освобождены от плановых проверок:

  • некоммерческие объединения, в которых работает в среднем не более 200 сотрудников. Исключение — некоммерческие организации, признанные иностранными агентами, и политические партии;
  • ООО и ИП, которые относятся к малому и среднему бизнесу.

Причинами для внеплановой проверки таких предприятий могут быть:

  • персональные проверки — если мониторинг деятельности бизнеса производится в рамках поручения правительства или президента РФ относительно конкретного юридического или физического лица;
  • мероприятия, которые осуществляются для контроля выполнения предписаний предыдущей проверки. Предприниматель или ООО должны продемонстрировать, что приняты меры для предотвращения угрозы здоровью и жизни граждан;
  • факты угрозы или совершения вреда жизни и здоровью граждан, а также если имеется опасность возникновения чрезвычайной ситуации. Проверка должна быть согласована с прокуратурой;
  • выявление неправдивых сведений, указанных в лицензионных документах, а также проверки предприятия перед восстановлением действия лицензии;
  • требование прокуратуры, когда основанием для проверки служит обращение граждан или материалы дела;
  • выявление грубого нарушения законодательства предпринимателем или ООО;
  • принудительная приостановка деятельности бизнеса.

С 1 июля вступает в силу принятый ранее закон № 248 от 31.07.2020 г. Теперь инспекторы смогут проводить не выездные проверки, а инспекционные визиты, а длительность проверки составит максимум 10 дней. К тому же контрольные мероприятия могут проводиться дистанционно — онлайн через видеосвязь.

Проверку могут инициировать не только налоговики, но и другие ведомства: ФСС, ПФР, ФМС, Роспотребнадзор, пожарная служба, трудовая инспекция и др.

Что может стать причиной внеплановой проверки малого бизнеса

Если предприятие замечено в грубом нарушении законодательных норм, налогового кодекса или прав потребителя, то проверок от разных инстанций не избежать. В остальных случаях предсказать внеплановую проверку достаточно сложно — здесь играют роль множество факторов, в том числе и человеческий.

В первую очередь, должно насторожить то, что налоговики вдруг потребовали от ИП или организации полный пакет документов или какие-либо пояснения по своей предпринимательской деятельности. Нужно просмотреть, с какими контрагентами были совершены сделки за последнее время — возможно среди них есть субъект, давно находящийся под подозрением у ФНС.

Чаще всего налоговые проверки происходят по таким причинам:

  • налоговая база сформирована с ошибками и противоречиями;
  • отчисления бизнеса по налогам ниже, чем в среднем по данной отрасли;
  • в отчетности за этот год имеются значительные отличия финансово-хозяйственных показателей от значений в прошлом году;
  • ФНС получила сведения, которые противоречат показаниям предпринимателя в его отчетности;
  • налоги платятся с опозданием, отчетность сдается не вовремя.

Спровоцировать внеплановую проверку также может конфликт с конкурентом — владелец предприятия может подать заявление с серьезными обвинениями в прокуратору или в другие органы.

Что делать, если вы нашли себя в плане проверок, несмотря на мораторий по проверкам в 2021 году

Сейчас активно формируется новая система проверок ИП и ООО. При этом сокращается число и плановых, и внеплановых мероприятий, а информация о запланированных визитах имеется в открытом доступе.

Например, через онлайн-сервис Генпрокуратуры «Единый реестр проверок» можно найти информацию о запланированных проверках на 2021 год. ФНС публикует документ с данными по плановым контрольным мероприятиям на своем сайте — каждый может скачать документ и выполнить поиск своего предприятия по ИНН.

Если ООО или ИП нашел себя в списке проверяемых в 2021 году, но на него распространяется действие моратория, то просто игнорировать полученную информацию не стоит. Чтобы исключить себя из реестра проверяемых, нужно:

  1. подать заявление по форме № 1268 «Об утверждении правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки юридического лица и ИП из ежегодного плана правовых проверок»;
  2. приложить к заявлению обосновывающую документацию (справку о численности сотрудников, копию книги учета доходов и расходов и др.).

У контролирующего органа будет 10 дней на рассмотрение полученного заявления. После чего данные о предприятии будут исключены из реестра или заявитель получит аргументированный отказ.

Писать заявление можно не только до начала проверки, но и если она уже инициирована сотрудниками ведомства. В этом случае на время рассмотрения заявления все мероприятия приостанавливаются.

Как подготовиться к проверке

Визит сотрудников надзирающих органов не означает, что они могут получать любые данные от любых работников предприятия. У проверяющего, как и проверяемого есть определенные права и обязанности. Например, проверять бизнес можно только в присутствии собственника или его доверенного лица, и только они могут давать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Наемные работники могут отвечать проверяющим только в рамках своих должностных инструкций — то есть только о своей работе, не давая оценку и не делая выводы о предприятии в целом.

По статистике, во время проверок малого бизнеса чаще всего выявляют семь основных видов нарушений. Соответственно, чтобы подготовиться к проверке, нужно проконтролировать правильное документальное оформление и аргументацию таких событий:

  • заключение гражданско-правового договора. В нем могут быть четко не прописаны обязанности работодателя и сотрудника;
  • оформление трудового договора. Часто работодатели составляют документ с ошибками или уклоняются от заключения соглашения с работниками;
  • выплата работнику зарплаты, соответствующей трудовому договору. Сотрудник предприятия может получать меньше, чем положено по документам;
  • обучение по технике безопасности и охране труда, медицинские осмотры. Работники должны допускаться к выполнению обязанностей только после успешной проверки знаний и предоставлении необходимых справок из поликлиники;
  • учет рабочего времени и оплаты при привлечении сотрудника к работе в выходные и праздничные дни, в ночное и сверхурочное время;
  • увольнение работника по инициативе работодателя. Больше всего нарушений выявляется при сокращении численности штата или ликвидации организации;
  • размер заработной платы. Он не должен быть ниже установленного законом МРОТ.

За каждое выявленное нарушение надзорными органами будет устанавливаться сумма штрафа. Она соответствует значимости правонарушения, иногда могут только вынести предупреждение.

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Так проверят или нет?

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

А что Генпрокуратура говорит?

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.

Рекомендации для бизнеса

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратура разъясняет: «Объявлен мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства»

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 20 апреля 2020


В целях защиты здоровья населения и нераспространения короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, поддержки и обеспечения законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Закон № 98-ФЗ) установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.


Мораторий не распространяется на проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверки, разрешенные к проведению Правительством Российской Федерации.


Ограничения на осуществление внеплановых мероприятий по контролю (в том числе в части согласования с прокурором)установлены постановлением в отношении остальных категорий, хозяйствующих субъектов и определено, что в 2020 году плановым проверкам могут быть подвергнуты лишь те из них, чьи деятельность и (или)используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо 1 классу (категории) опасности, 1 классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношений которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).


В силу пункта 5 постановления установленные ограничения контрольно-надзорной деятельности распространяются на все виды, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Закона № 294-ФЗ (в том числе перечисленные в частях 31 и 4 статьи 1, за исключением налогового и валютного контроля). Постановлением также определен порядок завершения назначенных, но не проведенных мероприятий по контролю.

Эти разъяснения понадобились, поскольку на практике возник вопрос о пределах действия моратория на проведение контрольных мероприятий в 2021 г.

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Так проверят или нет?

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

А что Генпрокуратура говорит?

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.

Рекомендации для бизнеса

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

О моратории на проверки в 2020 году для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ внесены изменения Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно изменениям: до 31 декабря 2020 года не будут проверять тех, кто включен лишь в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Кто проводит проверки малого и среднего бизнеса?

Проверки малого и среднего бизнеса чаще всего проводят: налоговые органы, федеральная служба судебных приставов, пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственная пожарная охрана, прокуратура, государственная инспекция труда.

Помимо этого, если фирма ведет деятельность, подлежащую лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ, ее могут проверить: ростехнадзор, роспотребнадзор, росздравнадзор, рособрнадзор, ространснадзор, росприроднадзор.

До конца 2020 года приостановлено проведение плановых и внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в части осуществления государственного и муниципального контроля (надзора). При этом существуют свои исключения и ограничения. Например. Запрет на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) не распространяется на налоговые проверки. (п.п. 4 п. 3.1 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008).

Мораторий распространяется на следующие виды проверок: лицензионный контроль, экспортный контроль, миграционный контроль, контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси, транспортный надзор, надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный пожарный надзор, строительный надзор, жилищный надзор, земельный надзор, надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ранее до 30 июня 2020 года были приостановлены налоговые проверки в отношении всего бизнеса (малого, среднего и крупного). Речь идет о временной приостановке выездных налоговых проверок и соблюдения валютного законодательства. Данные приостановки были внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2020 № 792.

Обращаю Ваше внимание.

Согласно письму ФНС от 21.04.2020 № АБ-2-20/671@ — до 31.12.2020 года отменены проверки применения контрольно-кассовой техники.

Не смотря на тот факт, что проверки запрещены, а налоговые инспектора без работы не сидят — сейчас неплохое время для оптимизации налогов и обеспечения безопасности своих активов. Но делать это надо правильно.

Многим предпринимателям «корона-кризис» не пережить. И на плечи тех, кто его переживет, ляжет усиленный налоговый контроль и рост бюджетных отчислений.

Справочная информация о субъектах малого и среднего предпринимательства (МСП):

Это ограничения по численности работников:

  • микропредприятия до 15 работников включительно;
  • малые предприятия до 100 работников включительно;
  • средние предприятия от 101 до 250 работников включительно.

Это и ограничения по выручке. (предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год):

  • микропредприятия 120 млн рублей;
  • малые предприятия 800 млн рублей;
  • средние предприятия 2 млрд рублей.

Действующий предприниматель и автор блога Garant.ooo. В бизнесе уже более 8 лет. До этого работал в налоговой инспекции. Отлично знаю работу бизнеса, как со стороны предпринимателя, так и со стороны налоговых органов. Очень надеюсь, что мои статьи помогут вам в вашем непростом предпринимательском деле.

Мне как представителю малого бизнеса, осуществляющему деятельность легально, закон №98 – ФЗ пользы большой не принес. Изменения, внесенные правительством, не навредили и не усугубили работу предприятия – это главное. Воспользовался отсрочкой в платежах – начал задерживать арендную плату за торговое помещение до восстановления деятельности.

В период изоляции появилось свободное время для приведения в порядок документации, поэтому пройти налоговую проверку, при необходимости, могу в любой момент.

Приятно осознавать, что правительство вносит поправки и изменения в законы, позволяющие предпринимателям продержаться «на плаву» в такой сложный для бизнеса период.

На данный момент выездная проверка в отношении смп до конца 2020 со стороны налоговой возможна?

Да, сегодня в отношении СМП возможны выездные налоговые проверки. Исключения составляют лишь проверки контрольно-кассовой техники.

Читайте также: