Миграции из за налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Для смены местонахождения юридического лица необходимо подать заявление в ФНС. Согласно п. 6 ст. 17 ФЗ-129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" к заявлению о смене местонахождения требуется приложить решение Общества, за исключением тех случаев, когда новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. При этом, документы, требуемые для регистрации нового местонахождения нельзя предоставить ранее чем через 20 дней со дня подачи заявления Обществом.

Для внесения изменений заявитель может подать заявление через МФЦ, в виде электронного документа с ЭЦП (т.е. по эл. почте либо через личный кабинет), либо через нотариуса. Для внесения изменений в местонахождение потребуется форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" приложение N 4 к Приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25. При этом, ФНС может отказать только при наличии обоснованных сомнений, которые должны быть указаны в решении о приостановлении государственной регистрации изменений. Срок такого приостановления – не более 1 месяца. Заявитель может представить любые сведения в подтверждение достоверности сведений, которые он хочет внести в ЕГРЮЛ после получения копии решения ФНС. Срок представления сведений – не менее чем 5 дней.

Письмо ФНС от 23 мая 2016 г. N ГД-4-8/9075 «В отношении налогоплательщиков-мигрантов» регулирует внутренние отношения между ФНС и Управлениями (Главными управлениями ФНС). Регистрирующий орган (местный ФНС) обязан представлять в Управление ФНС сведения о лицах, имеющих долги по обязательным платежам в бюджет, в том числе предполагаемые доначисления в размере более 10 млн рублей, по форме установленной данным документом, указывая причину миграции:

1. изменение среды функционирования бизнеса

2. переориентация на новые виды деятельности, востребованные в других субъектах РФ

3. благоприятные условия развития бизнеса в др. субъектах РФ

4. избежание камеральной проверки при возмещении НДС

5. избежание выездной налоговой проверки

6. затягивание сроков для невозможности взыскания задолженности

7. сокрытие деятельности по участию в схемах уклонения от налогов

8. или иные причины миграции (с указанием причин).

Данный документ был дополнен Письмом ФНС от 28 июня 2016 г. N ГД-4-8/11555 «Об уведомлении ФНС России о миграции налогоплательщиков» где были изменены размеры задолженности Общества по обязательным платежам в бюджет (в том числе те, которые могут быть доначислены в последствии, например, по итогам проверки) с 10 млн. руб. до 1 млн руб. Установлен порядок уведомления Управления – если решение о смене местонахождения предоставлять не требуется уведомляют управление сразу две ФНС – из которой мигрирует лицо и принимающая ФНС. Если решение о смене местонахождения Общества требуется, то уведомляет Управление только та ФНС, из которой мигрирует Общество.

В соответствии с Приказом ФНС от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72 основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются:

1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:

· указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;

· находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;

· указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);

· указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);

4) включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;

Основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации. Из этого положения следует, что ФНС не может обнаружить какие-либо основания уже после того, как решение было принято (через 20 дней, в некоторых случаях срок может быть продлен по решению регистрирующего органа), даже если основания появятся.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

МЕРЫ ФНС. Территориальный орган ФНС России, который осуществляет проведение мероприятий, вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, нотариусам, иным лицам. Меры, которые осуществляет налоговый орган (ФЗ-129, Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25):

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Таким образом, осмотр объектов недвижимости – это одна из мер ФНС в случае намерения общества осуществить «миграцию» на другой адрес. Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра.

Возможные последствия изменения местонахождения:

1) Ответственность предусмотрена ч. 4,5 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

2) Необоснованная налоговая выгода по решению налогового органа или суда. Общество может по решению арбитражного суда понести дополнительные расходы в связи с доначислением налогов. В делах по доначислению налогов фигурирует такое обстоятельство как невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг» (Постановление от 3 октября 2017 г. N 15АП-12861/2017; Постановление от 11 ноября 2016 г. по делу N А40-148723/2015).

(п. 5 Постановления N 53 от 12 октября 2006 г. N 53

«Об оценке Арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Пункт 6 этого же постановления: Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

3) Сложность с возмещением НДС и возвратом других излишне уплаченных платежей (Постановление ФАС Уральского округа от 25.08.2004 по делу N Ф09-3439/04-АК).

1. Приказ Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц"

2. Письмо ФНС от 28 июня 2016 г. N ГД-4-8/11555 «Об уведомлении ФНС России о миграции налогоплательщиков»

3. Письмо ФНС от 23 мая 2016 г. N ГД-4-8/9075 «В отношении налогоплательщиков-мигрантов»

4. ФЗ от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ ст. 9 ФЗ-129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дополнена пунктом 4.2.

5. ФЗ-129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

6. Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"

Налог на мигрантов

Законопроект, предусматривающий повышение налогов для работодателей, у которых более трети сотрудников — мигранты из других стран, не будет препятствовать оттоку капитала из российской экономики, а лишь приведет к процветанию нелегальной миграции.

Член Президиума правления «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Московского городского отделения, член Общественной палаты РФ Александр Жарков считает, что в дополнительной налоговой нагрузке на работодателей, нанимающих иностранных граждан, нет необходимости, так как повышенный налог за наем иностранной рабочей силы уже предусмотрен российским законодательством.

«Не совсем уместная инициатива. Насколько я помню, сейчас и так налог на труд мигрантов больше, чем на работодателей, использующих труд российских граждан. С заработной платы работодатель должен больше платить налогов для выплат мигрантам. Поэтому я считаю, что вводить дополнительную нагрузку нет необходимости. Ведь рынок труда сам по себе все регулирует. Кроме того, хочу напомнить, что в связи с последними принятыми в области миграции законами трудоустройство мигрантов на данный момент и так достаточно сложно», — рассказал эксперт «Актуальным комментариям».

Жарков убежден, что такая мера приведет к процветанию нелегальной миграции, на которую, по мнению эксперта, парламентарии и должны обратить внимание, разрабатывая соответствующие законы.

«Проще бороться с нелегальной миграцией. На мой взгляд, это более актуально и принципиально — выводить работников в правовую плоскость. А дополнительные налоговые нагрузки как раз рождают нелегальную миграцию и, как следствие, использование нелегальной рабочей силы. Надо добиваться максимальной прозрачности миграции в стране, ведь на данный момент все-таки большая часть мигрантов, которые трудятся, находится в тени. А обложив данью тех людей, которые легально пытаются использовать труд мигрантов, то есть официально все оформив, заплатив за это налоги, это породит еще большую волну миграции, использование нелегального труда мигрантов», — считает эксперт.

Напомним, законопроект, согласно которому работодателей, у которых более трети от численности персонала составляют мигранты из других стран, обяжут платить более высокие налоги, в отличие от работодателей, использующих труд только россиян, в ближайшие дни будет рассмотрен в Госдуме.

Соответствующие поправки в Налоговый кодекс предложили внести депутаты заксобрания Санкт-Петербурга. Авторы инициативы предлагают на треть повысить ставки по таким налогам, как налог на прибыль организаций, на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при использовании упрощенной системы налогообложения, при использовании патентной системы.
Согласно документу, повышение налогов затронет работодателей тех предприятий, на которых число гастарбайтеров превышает 30 процентов от общего количества работников, за исключением высококвалифицированных специалистов.

В качестве аргументов для принятия новых поправок в Трудовой кодекс депутаты приводят статистику, согласно которой иностранные работники зачастую большую часть зарплаты переводят своим родственникам в государства, гражданами которых они являются. По мнению депутатов, этот факт негативно сказывается на экономике России, поскольку приводит к оттоку капитала. Парламентарии убеждены, что если работником является гражданин России, то большая часть его зарплаты в основном будет потрачена в РФ, что благоприятно отразится на развитии экономики, в частности, на производстве товаров, работ и услуг, и, соответственно, приведет к увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет.

Экспертное сообщество, в свою очередь, уже выступило с критической отзывом о новой законодательной инициативе. По их мнению, при равной зарплате мигрант работает больше часов, чем россиянин. Так, по некоторым отраслям разница может составлять 2-2,5 раза. Кроме того, эксперты считают, что доступ на рынок труда иностранным гражданам благоприятно сказывается на политических взаимоотношениях между государствами.

Кроме того, эксперты уверены, что чем больше законодательных преград будет стоять на пути трудовых мигрантов, тем большее число из них будет работать в России нелегально. Вместе с тем ограничительные меры могут спровоцировать рост коррупции на рынке наемного труда.

Подготовила Елена Миронова


В общем случае при определении ставки НДФЛ основополагающее значение имеет налоговый статус физлиц (резидент/нерезидент). Однако из этого правила есть ряд исключений для иностранных граждан. В этом материале разберем, по какой ставке удерживать налог из зарплаты иностранных работников.

13 % и 30 % в зависимости от статуса

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате , то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев .

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Исключения

Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:

  • граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • иностранные граждане, работающие по патенту;
  • иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Иностранцы из ЕАЭС

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Так, Минфин в письме № 03-04-05/40970 от 15.06.2018 сообщает, что положение Договора о применении к доходам граждан государств - членов ЕАЭС от трудовой деятельности ставки НДФЛ 13 % не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

По мнению ФНС, не имеет значения, приобрел иностранец статус резидента РФ или нет. Ставка в любом случае составляет 13 %. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № БС-4-11/22588@ от 28.11.2016 .

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Между тем Минфин имеет другое мнение на этот счет. В письмах № 03-04-06/34256 от 10.06.2016 , № 03-04-05/34859 от 23.05.2018 , № 03-04-07/11392 от 18.02.2020 сообщается, что по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации - граждане государств - членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

Например, на сайте столичного УФНС сообщается , что если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13 %, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30 %.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Иностранцы с патентом

В отношении доходов, получаемых иностранными работниками от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента , применяется ставка НДФЛ 13 % независимо от наличия у них статуса налогового резидента.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Даже если иностранцы с патентом не являются налоговыми резидентами РФ, все равно применяется ставка 13 %. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина № 03-04-05/36673 от 13.06.2017 .

Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.

Нерезидентам не положены налоговые вычеты . Поэтому если иностранный сотрудник претендует на вычеты, бухгалтеру нужно знать его налоговый статус.

Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.

При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.

Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.

Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.

Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.

То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.

Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме № БС-4-11/18086@ от 26.09.2016 .

Иностранцы-ВКС

Напомним, высококвалифицированный специалист ─ это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если по условиям заключенного с ним в РФ трудового договора он получает высокую зарплату. Ее уровень в зависимости от сферы деятельности оговорен в п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, всегда применяется ставка НДФЛ 13 %, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако от наличия статуса резидента зависит право на вычеты по НДФЛ.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Еще, что касается иностранца-ВКС, не забывайте, что налогообложению по ставке 13 % подлежат не любые доходы, получаемые им, а только доходы от осуществления трудовой деятельности.

Если такой иностранец ­– нерезидент, и работодатель, например, оплачивает ему аренду жилья, то по этому доходу будет применяться ставка НДФЛ 30 %. Об этом, в частности, предупреждает Минфин в письме № 03-04-05/3543 от 24.01.2018 .

В письме № 03-04-06/55674 от 07.08.2018 Минфин также напоминает, что доходы высококвалифицированного специалиста-нерезидента РФ, не связанные с его трудовой деятельностью, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.


Физлицу с уголовной судимостью не удастся оформить экономическое гражданство / инвестиционное резидентство для решения налоговых задач

Что такое налоговая миграция, и как данная концепция помогает состоятельным персонам экономить огромные деньги, используя программы экономического гражданства и инвестиционного резидентства? Попробуем разобраться, изучив кейсы, примеры и опыт мега-корпораций.

Бизнес-иммиграция

Налоговая миграция – процесс смены юрисдикции проживания / налогового резидентства (либо, в некоторых случаях, внутристрановое перемещение) по соображениям минимизации фискальных выплат, ускорить которую позволяют программы экономического гражданства (бенефициарам представляется второй паспорт) и инвестиционного резидентства (бенефициары получают ВНЖ / ПМЖ).

Почему налоговая миграция привлекает внимание миллионеров / миллиардеров именно сейчас?

Налоговая миграция – концепция, быстро привлекающая интерес состоятельных персон. Наблюдая деструктивные эффекты пандемии коронавируса, разрушающей структуру глобальной экономической системы, многие высокообеспеченные персоны начинают приводить в действие разработанные ранее стратегии защиты активов, основывающиеся на принципах налоговой миграции, или создавать подобные стратегии «с нуля» в спешном порядке.

Не желая ожидать, надеясь на лучшее, и в бездействии размышлять о перспективах изменения «экономического ландшафта», приверженцы идеи налоговой миграции активно применяют превентивные меры, стараясь сохранить богатство.

Справедливости ради стоит отметить: термин «налоговая миграция» и одноименная концепция появились давно и развиваются достаточно долго. Есть одно «но». До недавнего времени налоговую миграцию использовали в основном транснациональные корпорации. Затем разразилась пандемия…

Впоследствии множество известных корпораций и физлиц воспользовались налоговой миграцией, избегая сокрушительного давления жестких фискальных режимов. Подобная тенденция наиболее очевидна в Соединенных Штатах Америки, где любой штат устанавливает собственную фискальную политику. «Голубые фишки» и титаны индустрии из числа топ-менеджеров покидают управляемые демократами штаты, выбирая штаты с более низкими фискальными сборами. Например, Флориду / Техас.

Железный кулак против невидимой руки – налоговая миграция во всей красе

ИТ-гигант Hewlett Packard (HP), являясь одной из знаковых корпораций Кремниевой долины, недавно перенес штаб-квартиру из Пало-Альто в Хьюстон. В Hewlett Packard отметили: техасский налоговый режим позволит сэкономить миллиарды ежегодно.

Прочие корпорации последовали примеру HP. Например, автопроизводитель Tesla переместил головной офис в Техас, а Goldman Sachs — из Нью-Йорка в солнечную Флориду. Подобные корпорации «бегут» из «прогрессивных» городов в штаты, ценящие приносимую развитым бизнесом пользу.

Однако штаты, теряющие подобные компании, не меняют стратегию. Некоторые, например Калифорния, даже «сжимают железные кулаки». Калифорнийские власти обязывают «налоговых беженцев» платить налог на недвижимость в местное казначейство в течение десятилетия.

Подобные крайние меры лишь расширяют негативный эффект, увеличивая недовольство физлиц и корпораций, заставляя субъектов хозяйствования принимать превентивные меры и брать на вооружение инструменты налоговой миграции, прежде чем ситуация дополнительно ухудшится.

Инвестиционная и налоговая миграция в тандеме на службе физлиц

Популярность налоговой миграции дополнительно возросла среди физлиц одновременно с увеличением количества зараженных COVID. «Авторитарные» с точки зрения изменения налоговых правил юрисдикции, характеризующиеся зависящими от налогов и раздутыми бюджетами, в конечном итоге «обескровливают» население. Местные правительства редко реагируют на спады экономики снижением налогового бремени. Вместо этого чиновники часто делают прямо противоположное: повышают сборы, стремясь восполнить убытки в казне.

Состоятельные персоны осведомлены о подобной стратегии властей, принимая меры ради обеспечения сохранности сбережений. И немногие меры в подобном отношении столь же эффективны, как оформление иностранного резидентства / гражданства за инвестиции в низконалоговой юрисдикции.

На фоне постоянно обостряющегося кризиса 2020 наблюдается рост спроса на программы экономического гражданства и резидентства. Причина очевидна: состоятельные лица боятся за сохранность средств к существованию / накоплений.

Персоны из данной категории ищут страны, не стремящиеся «душить» граждан / бизнес повышением налогов и прочими «драконовскими» мерами / требованиями. Миллионеры ищут убежище ради защиты семей и денег. Высокообеспеченные персоны понимают: решительные действия и эффективный план «Б» на основе второго паспорта / иностранной карты резидента способны защитить богатство, гарантируя большую финансовую мобильность и свободу.

Карибский второй паспорт + европейская золотая виза = эффективная налоговая миграция

Карибские страны, предлагающие схемы экономического гражданства, уже давно считающиеся налоговыми убежищами, теперь пожинают плоды подобной репутации. Аналогичная картина характерна для ряда государств Евросоюза, выдающих резидентство инвесторам («золотая виза«). Причем европейское резидентство интересует и мега-корпорации.

Возьмем Ирландию в качестве великолепного и предельно наглядного примера данного тренда: страна-член Евросоюза, граничащая с Великобританией, практически ежегодно рапортует о росте внимания со стороны мега-корпораций вроде Facebook, Google, Dell, перемещающих в данное государство бизнес.

Аналогичный шаг сделало руководство ведущей в мире фарм-корпорации Pfizer, выпустившей вакцину против коронавируса. Состоятельные персоны также стремятся воспользоваться «зелеными пастбищами» в пределах ирландских границ, оформляя местную «золотую визу» (ВНЖ за инвестиции).

Положительное влияние, которое налоговая миграция оказывает на принимающие страны

Власти указанных выше гостеприимных стран понимают: благоприятные налоговые режимы позволяют привлекать иностранные компании / состоятельных персон. Прибытие подобных гостей оказывает колоссальное позитивное влияние на экономику принимающей страны.

Ценность подобных мигрантов определяется как налоговыми выплатами, так и экономическими эффектами. Приверженцы налоговой миграции предлагают принимающим странам, помимо прочего, следующие бонусы:

  • Привозят дополнительные денежные средства;
  • Создают рабочие места;
  • Улучшают деловой климат и «экономический ландшафт»;
  • Создают глобальные бизнес-центры…

Межстрановая конкуренция за миллионеров / миллиардеров и налоговая миграция усиливаются в периоды экономического спада

Для стран, активно привлекающих иностранных состоятельных физлиц, расклад предельно прост: приходится конкурировать с иными юрисдикциями, стремясь привлечь высокообеспеченных персон, и не желая медленно «душить» собственное население безжалостным налоговым «вымогательством». Как следствие, в подобных странах закономерно снижаются налоги. Сразу 3 страны, дающие гражданство за инвестиции, не взимают НДФЛ с фискальных резидентов:

  • Антигуа;
  • Республика Вануату;
  • Сент-Китс.

Очевидно одно: подобная закономерность возникает после любой рецессии. Сдвиг богатства обладает способностью создавать «водоворот» экономической деградации или, в случае стран с более сообразительными чиновниками, закладывать основы экономического процветания.

Практика показывает: страны (и даже отдельные штаты в США) «выстраиваются в очередь», чтобы привлечь наиболее состоятельных персон. Промедление обходится в миллиарды, поскольку властям, стремящимся повысить конкурентоспособность собственных юрисдикций на фоне уже пользующихся успехом фискальных убежищ, приходится предлагать все более высокие налоговые вычеты.

Неопределенное будущее и определенно популярная налоговая миграция

Старая пословица гласит: «Потеря одного = выгода другого». Данная пословица точно описывает тренд «налоговая миграция 2020». Грядущий 2021й предвещает «циклон» неопределенности. Долгожданная вакцина способна принести спасение / оказаться бесполезной. Долгожданный подъем мировой экономики может сменить столь опасный спад.

Прогнозы чересчур туманны. Но одно можно сказать с уверенностью: налоговая миграция продолжит набирать обороты – тенденция сохранится и даже усилится. Следствием окажется рост спроса на программы экономического гражданства и инвестиционного резидентства, предлагаемые состоятельным мигрантам низконалоговыми государствами.

Речь об уже существующих схемах – наподобие вариантов, предлагаемых странами Карибского бассейна. Но, вероятно, и иные страны с благоприятным налоговым режимом начнут связывать экономическое процветание с иммиграционными схемами в надежде заманить высокообеспеченных физлиц, выдавая карты резидента / гражданство за инвестиции.

Исследователям тоже интересна налоговая миграция: академические изыскания

Налоговая миграция уже давно находится в центре внимания исследователей. Подвести промежуточные итоги решили авторы относительной свежей статьи, опубликованной в Journal of Economic Perspectives и озаглавленной «Налогообложение и иммиграция: свидетельства и последствия для политики».

Эксперты проанализировали существующие исследования связи между фискальными изменениями и миграционными решениями, авторы которых, как правило, сосредоточивали внимание на физлицах с наиболее высокими доходами, руководствуясь следующими соображениями:

  • Программы социального обеспечения и страхования обладают большим потенциалом с точки зрения влияния на иммиграционные решения персон, которые находятся на нижнем уровне пирамиды распределения доходов.
  • Максимальные налоговые ставки являются приемлемым показателем общей налоговой нагрузки на физлиц, находящихся в верхней части пирамиды распределения дохода.
  • Максимальные фискальные ставки, как правило, наиболее подвержены флуктуациям с течением времени, что позволяет получать больший объем данных.

Учитывались неналоговые факторы повышения привлекательности страны, включая, помимо прочего:

  • Доступ к общественным благам;
  • Условия на рынке труда;
  • Уровень развития инфраструктуры;

Миграционный ответ на подоходный налог

Рассматривая влияние налогообложения трудового дохода, эксперты обратили внимание на разницу в реакции местных и иностранных работников на изменения в налоговой политике. В частности, анализу подверглись последствия введения льготной налоговой схемы в Дании, нацеленной на иностранных рабочих с доходом выше определенного порога.

Число иностранных рабочих, зарабатывающих выше порога, значительно выросло относительно физлиц с заработком ниже подобного порога. В некоторых отраслях, включая спорт и развлечения, количество иностранных рабочих выросло значительно.

Рост миграции вследствие повышения/введения налогов на богатство/наследство

В статье дополнительно делается попытка изучить реакцию населения в контексте мобильности на введение налогов на богатство / наследство (первый взимается со стоимости существующих активов ежегодно, второй обычно взимается с чистой стоимости имущества человека на момент вступления в наследство).

Два отдельных исследования показали: введение / повышение данных сборов в ряде штатов Соединенных Штатов Америки оказали небольшое, но статистически значимое отрицательное влияние на количество налоговых деклараций на наследство, поданных в подобных штатах. Однако в Швейцарии налоговые различия между кантонами не оказывают существенного влияния на решения о месте выхода на пенсию.

Имеющиеся данные подтверждают мнение о том, что миграция является ответом на налоги на богатство и наследство. Исследователи сходятся во мнении о том, что высокообеспеченные персоны готовы переехать ради снижения соответствующих налоговых обязательств.

Последствия для политиков

Недавние исследования показали: за налоговыми решениями политиков следует миграционная реакция населения – особенно наиболее состоятельного. Да, налоговые ставки устанавливаются странами отдельно. Но, как считают авторы, между государствами происходит неявная координация, о чем свидетельствует введение схожих льготных налоговых схем на уровне штатов / кантонов / юрисдикций, конкурирующих за иностранных мигрантов.

Если цель состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений иностранцев, последним следует предоставлять льготный налоговый режим в связи с более высокой эластичностью мобильности.

Однако не все государства координируют действия. Греческие власти недавно предложили 7-процентную фиксированную ставку подоходного налога иностранным пенсионерам, переводящим налоговое резидентство в Грецию. Ставка применяется ко всем доходам, а не только к пенсиям.

Подобный шаг направлен на расширение базы налогообложения данной страны. Его осудили многие государства Евросоюза. Тем не менее, греческая «золотая виза» благодаря данной мере стала гораздо популярнее. Греция не одинока. Во время финансового кризиса Португалия привлекала иностранных пенсионеров, введя десятилетнее освобождение от налогов на пенсии.

Экспертная поддержка мигрантов-инвесторов и бесплатная налоговая консультация

Из приведенных выше фактов следует: налоговая миграция становится объектом пристального внимания со стороны сверхсостоятельных персон. 2021й станет периодом, когда высокообеспеченные физлица, еще не инвестировавшие в план «Б» на основе второго паспорта / «золотой визы», наконец, сделают это. Планируете оформить второй паспорт / ВНЖ / ПМЖ для снижения налогов и не хотите застрять в очереди из других желающих? Рекомендуем поторопиться!

Закажите бесплатную консультацию у экспертов портала InternationalWealth, готовых в кратчайшие сроки разработать персонализированную налоговую / иммиграционную стратегию, учитывая потребности и возможности конкретного клиента. Подайте заявку прямо сейчас, воспользовавшись формой обратной связи!

Что такое налоговая миграция?

Суть данной концепции проста: физические / юридические лица реагируют на налоговые флуктуации изменением своего поведения. Следовательно, когда существуют налоговые различия между странами, некоторые из них могут отреагировать, переместившись в регион с более низкими налогами. Для людей с более высоким доходом выгода от переезда из регионов с более высокими налогами выше, поскольку на карту поставлен больший доход или богатство.

Почему страны, дающие гражданство за инвестиции, снижают налоги для физлиц?

Их правительства демонстрируют признание того, что налоговые ставки могут использоваться для привлечения потенциальных состоятельных мигрантов, у которых имеются финансовые ресурсы и желание оформить резидентство или гражданство за инвестиции в иностранную экономику.

Как коррелируют налоговая миграция и трудовая?

Одна из основных причин, заставляющих людей переезжать, — перспективы трудоустройства. Однако следует помнить и об оценке налогового бремени, характерного для выбранного государства. Факты свидетельствуют о том, что налоговые ставки также влияют на решения о миграции. Важно найти баланс и провести комплексные расчеты, чтобы оценить целесообразность миграции.


Иностранные работники из «безвизовых» стран, временно пребывающие в России, обязаны получать патенты для работы у работодателей: организаций, ИП, или физических лиц (Федеральный закон от 24.11.14 № 357-ФЗ).

До 2015 года по патентам работали только мигранты, которые оказывали физическим лицам услуги непредпринимательского характера (няни, домработницы, водители и т п.)

Подробнее о патенте для иностранных работников из безвизовых стран читайте здесь.

Аванс по НДФЛ за иностранцев

С 2015 г. действует новая редакция ст. 227.1 НК РФ, регламентирующая начисление и уплату НДФЛ иностранными гражданами.

Иностранный гражданин при получении или продлении патента уплачивает НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей. Сумма платежа рассчитывается по формуле (п. 2 ст. 227.1 НК РФ):

1 200 рублей × коэффициент дефлятор × региональный коэффициент, где:

  • коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год — 1,864 в 2021 году.
  • коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта РФ. Если региональный коэффициент не установлен субъектом РФ, то он приравнивается к 1. Например, в Москве коэффициент на 2021 год установлен в размере 2,3878.

Таким образом, минимальная цена патента для иностранных граждан в 2021 году составит 1 200 × 1,864 = 2 237 рублей в месяц. Тут следует помнить о правиле округления до целых рублей — суммы до 50 копеек отбрасываются, а суммы более 50 копеек округляются до рубля.

Если патент выдали в 2020 году, а закончится он уже в 2021 году, то НДФЛ не придется пересчитывать с учетом повышенного коэффициента дефлятора (письма ФНС от 27.01.2016 № БС-4-11/1052, Минфина от 19.03.2018 № 03-04-07/17158).

Организация или предприниматель может оплатить патент за иностранца, это не запрещено. При этом порядок зачета фиксированных авансовых платежей у налогового агента не изменяется. Однако такой платеж будет признан доходом иностранца с патентом, поэтому с него нужно будет удержать НДФЛ и перечислить в бюджет.

Порядок уплаты НДФЛ работодателем за иностранцев

абз. 1 п. 6 ст. 227.1 НК РФ

Работодатель, налоговый агент, рассчитывает НДФЛ в общем порядке, но при его удержании из доходов работника зачитывает уже уплаченные им в соответствующем налоговом периоде авансовые платежи (п. 5 и 6 ст. 227.1 НК РФ).

Доходы временно пребывающих граждан с патентом, полученные от работы по трудовому договору, облагаются НДФЛ по ставке 13 % или 15 % после превышения суммы в 5 млн рублей (Письмо Минфина РФ от 16.03.2016 № 03-04-05/14470 ).

Для зачета авансовых платежей нужны:

  • Заявление работника на уменьшение НДФЛ на сумму фиксированного авансового платежа в произвольной форме;
  • Документы, подтверждающие уплату авансовых платежей (квитанции об уплате);
  • Уведомление из ИФНС, подтверждающее право на уменьшение суммы НДФЛ на сумму уплаченных авансовых платежей.

Чтобы получить уведомление от налоговой, работодатель обращается в инспекцию с заявлением по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.11.2015 № ММВ-7-11/512 . Каждый налоговый период надо будет получать новое уведомление и на каждого иностранца оно должно быть свое.

абз. 2 и 3 п. 6 ст. 227.1 НК РФ

Уменьшить НДФЛ на сумму фиксированного авансового платежа в течение налогового периода может только один работодатель по выбору налогоплательщика. Этот момент контролирует ИФНС, выдавая уведомление только одному налоговому агенту в течение налогового периода.

Если уплаченные суммы авансовых платежей за период действия патента в соответствующем налоговом периоде превышают сумму исчисленного налоговым агентом НДФЛ за этот период, то сумма такого превышения не является излишне удержанным налогом и не подлежит ни возврату, ни зачету.

Как отразить уменьшение НДФЛ в учете и отчетности

Такое уменьшение работодатель должен показать в расчете 6-НДФЛ и приложении к нему (бывшей справке 2-НДФЛ). В расчете 6-НДФЛ сумма фиксированного авансового платежа указывается в Разделе 2 по строке 150 и соответствующем поле раздела 2 приложения к нему. Сумма в этих строках не должна быть больше суммы исчисленного НДФЛ.

В бухгалтерском учете для удержания НДФЛ мы используем проводку Дт 70 Кт 68-НДФЛ, а для перечисления в бюджет — Дт 68-НДФЛ Кт 51. Обе эти проводки должны быть составлены на сумму разницы между начисленным за период НДФЛ и суммой уплаченного фиксированного авансового платежа.

Пример. М. М. Дихтяренко в марте 2021 года купил патент на работу в Москве в течение полугода. Фиксированный авансовый платеж составил 32 046 рублей (1 200 рублей × 1,864 × 2,3878 × 6 месяцев).

25 марта иностранец устроился на работу с окладом 70 000 рублей. Он сразу написал заявление на уменьшение НДФЛ на сумму авансового платежа, работодатель направил своей заявление в ИФНС и получил уведомление о праве уменьшения налога. Уже с доходов за март НДФЛ можно будет уменьшить на сумму фиксированного платежа. Рассчитаем сумму налога к удержанию:

Март. Зарплата за отработанные 5 дней составит 15 217 рубля. НДФЛ — 1 978. Работодатель может не удерживать налог, так как он полностью покрывается фиксированным платежом. Остаток авансового платежа 30 068 рублей.

Апрель. Зарплата составит 70 000 рублей, НДФЛ — 9 100 рублей. НДФЛ по-прежнему можно не удерживать. Остаток авансового платежа 20 968 рублей. В мае и июне ситуация аналогичная.

К июлю остаток авансового платежа составит 2 768 рублей. Он уже не покрывает НДФЛ, поэтому работодатель уплатит налог в бюджет.

Июль. Зарплата составит 70 000 рублей, НДФЛ — 9 100 рублей НДФЛ к удержанию равен 6 332 рубля (9 100 — 2 768).

Получается, что с марта по июнь бухгалтер выплачивал Дихтяренко зарплату в полном размере, не удерживая налог. Первое удержание произойдет в июле. Для этого в учете нужны проводки:

Суть операции Проводка Сумма
Начисляем зарплату Дт 20 Кт 70 70 000 рублей
Удерживаем НДФЛ Дт 70 Кт 68-НДФЛ 6 332 рубля
Платим НДФЛ в бюджет Дт 68-НДФЛ Кт 51 6 332 рубля
Выплачиваем зарплату Дт 70 Кт 51 63 668 рублей

Уплата НДФЛ за иностранцев, работающих по патенту в 2021 году

Согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ работодатель, принявший на работу иностранца с патентом, вправе уменьшить НДФЛ, исчисленный с его доходов, на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных таким работником за период действия патента. При этом уменьшить налог можно только в том случае, если получит от налогового органа уведомление о подтверждении права на такое уменьшение. Для получения уведомления работодатель должен подать в налоговый орган соответствующее заявление.

Более подробно можно прочитать в этой статье.

Попробуйте поработать в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для ведения бухучета, расчета зарплаты и отправки отчетности через интернет.

Читайте также: