Международное налоговое право копина

Опубликовано: 13.05.2024

Налоговый контроль во внешнеэкономической деятельности

кандидат юридических наук, доцент

кафедры финансового права Российского

государственного университета правосудия, магистр экономики

Журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 7, июль 2017 г., с. 31-35.

Налогообложение может быть основано на резидентном и территориальном принципах, однако современные налоговые системы редко используют только один из них, предпочитая их одновременное использование. Территориальный принцип основан на том, что налоги взимаются с объектов, которые возникают только на территории государства и не зависят от статуса лиц, на которых будут возложены соответствующие обязанности. Резидентные налоги, напротив, зависят от статуса лиц, на которые будут возложены обязанности, так резиденты уплачивают налоги с объектов, которые возникают как на территории государства резидентства, так и за его пределами, а нерезиденты уплачивают налоги с объектов, возникающих от источников в этом государстве.

Развитие предпринимательской деятельности предполагает освоение не только национальных рынков, но и выход за их пределы. В связи с этим национальные лица государств начинают осуществлять деятельность за пределами государства, это естественный процесс развития предпринимательской деятельности, для которой большую опасность представляют переизбыток производства и падение спроса на продукцию.

Глобальная экономика заставляет государства создавать условия для предпринимателей иногда даже вопреки текущим бюджетным интересам, чтобы экономическими способами привлекать инвестиции на свои территории, так необходимые для создания новых производств, а значит, рабочих мест и как следствие - увеличение количества налогоплательщиков. Например, заключение соглашений об избежании двойного налогообложения, на первый взгляд, приводит именно к потерям бюджета, поскольку государство фактически отказывается от части сумм налога, которые оно могло получить по закону, однако в перспективе оно позволяет расширить возможности для национальных субъектов и привлечь инвестиции субъектов государств, с которыми заключены соглашения.

На это обстоятельство указывают и некоторые авторы. Так, А.А. Шахмаметьев, рассматривая основные трудности, специфически присущие и процессу предотвращения и устранения международного многократного налогообложения, обращает внимание именно на невозможность получения государством соответствующего фискального дохода при признании одним государством исключительного права другой страны на взимание налогов от деятельности на своей территории*(1).

Проблема двойного налогообложения как препятствие инвестиционной деятельности, мешающее развитию экономики, государствами не отрицается, напротив, с 20-х гг. прошлого века вопросы о разработке универсальных способов предотвращения и избежания двойного налогообложения прочно вошли в повестку некоторых международных организаций.

И.И. Кучеров отмечает, что начиная с 1921 г. под эгидой Лиги Наций в целях устранения двойного налогообложения неоднократно формировались рабочие группы для исследования этих проблем, в 1929 г. происходит создание постоянного Налогового комитета Лиги Наций, которому поручено исследовать механизм распределения налогообложения организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в двух и более государствах, а после упразднения этой организации развитие международного налогового права начинает связываться с деятельностью Организации Европейского Экономического Сотрудничества, которая также была преобразована в уже известную в настоящее время Организацию экономического сотрудничества и развития. ОЭСР в 1955 г. была дана рекомендация государствам-участникам принимать меры к исключению двойного налогообложения посредством заключения соответствующих международных договоров, поскольку оно является существенным препятствием для развития межгосударственных экономических отношений*(2).

Однако в последнее время предмет межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере значительно расширился за счет включения в него вопросов по борьбе с уклонением от уплаты налогов и предотвращением размывания налоговой базы.

Можно согласиться с И.А. Хавановой, которая указывает: "Мы переживаем период, когда всемирная система двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения доходов и предотвращении уклонения от налогообложения, созданная в течение десятилетий и насчитывающая тысячи соглашений, подвергается наиболее активной критике за недостижение своих целей. Оснований для недовольства немало, одно из главных - размывание (или коррозия) межнациональной налоговой базы и как никогда острое ощущение государствами потери своих налоговых доходов"*(3).

С.О. Шохин также отмечает существование проблемы договоров об избежании двойного налогообложения, с которой им увязываются и проблемы серого импорта, оттока капитала, офшоризации экономики*(4). Он указывает на необходимость в концептуальном плане законодательно создать условия для возвращения российского капитала в российскую юрисдикцию, а в практическом плане рассмотреть возможности обращения существующих невыгодных для России на сегодняшний момент договоров по модели ОЭСР в свою пользу путем изменения внутреннего налогового и валютного законодательства, ну а в случае отсутствия таких возможностей - отказаться от модели договора ОЭСР и перейти на собственную модель, близкую к модели договора ООН, и перезаключить существующие договоры, кроме того, автор предлагает обязательно учесть интеграционные перспективы в рамках БРИКС и ЕАЭС*(5).

Таким образом, решение названных проблем во многом зависит от налоговой политики государств, которая будет предопределять и повестку дня международных организаций.

Тем не менее эти обстоятельства бросают вызов не только государствам, но и государственным органам, которые должны начать их учитывать в своей деятельности и научиться применять и пользоваться не только национальными институтами противодействия правонарушениям, но и институтами, выработанными на межгосударственном уровне, а также понимать порядок работы подобных институтов в иностранных государствах.

Федеральная налоговая служба России активно вовлечена в процесс по взаимодействию налоговых администраций. Например, на официальном сайте указано, что ФНС России ведет проект мирового масштаба по изучению глобального опыта использования информационных технологий в налоговом администрировании вообще и в сервисной деятельности в частности*(6).

За последние несколько лет в Налоговый кодекс РФ внесены существенные изменения, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов и размывания налоговой базы с помощью трансграничных операций и механизмов.

Например, Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"*(7) в ст. 7 НК РФ добавлено определение термина "лицо, имеющее фактическое право на доход", которое и ранее использовалось при применении соглашений об избежании двойного налогообложения, но было в них не определено*(8). Также этим Законом уточнены критерии признания организаций резидентами Российской Федерации для целей налогообложения и введены новые категории - "контролируемые иностранные компании" и "контролирующие лица".

Указанные положения Налогового кодекса РФ совместно с ранее действующими положениями, которые также претерпели значительные изменения под влиянием международного опыта (например, разд. V.1 НК РФ "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании"), а также под влиянием правоприменительной практики (ст. 269 НК РФ) дают в руки налоговых органов дополнительный инструментарий, направленный не только на борьбу с явным уклонением от уплаты налогов, но и с получением необоснованной налоговой выгоды в связи с проводимой налогоплательщиком "агрессивной" налоговой оптимизации*(9).

Все больше налоговых споров, связанных с вопросами применения соглашений об избежании двойного налогообложения, рассматривается в судах, что свидетельствует о том, что налоговые органы все чаще стали обращать внимание на правильность исчисления налогов при трансграничных операциях.

При этом некоторые рассмотренные в судах дела свидетельствуют о том, что налоговые органы не только научились использовать все возможности, предоставленные им законодательством о налогах и сборах, но и активно перенимают зарубежный опыт и зарубежные открытые источники информации.

Например, неоднозначную реакцию у практикующих юристов вызвало дело "Орифлейм Косметикс", итоговую точку в котором поставил Верховный Суд РФ в определении от 14 января 2016 г. N 305-КГ15-11546 по делу N А40-138879/14.

Данное дело развивалось для данного налогоплательщика и многих других налогоплательщиков, являющихся дочерними компаниями иностранных организаций, в совершенно негативном ключе, так как в результате налоговой проверки налоговые органы оспорили вычет лицензионных платежей, выплаченных иностранной материнской компании, на основании того, что деятельность российской организации по факту образует постоянное представительство аффилированной с ней иностранной компании. Суды трех инстанций согласились с выводами налогового органа, указав, что при такой квалификации деятельности компании "Орифлэйм Косметикс С.А." выплата обществом в ее пользу через посредника "Орифлэйм Косметик Б.В." платежей по договорам коммерческой концессии (субконцессии) является недопустимым инструментом налоговой оптимизации, использование которого позволило организациям, входящим в единую группу "Oriflame", избегать исполнения налоговой обязанности в отношении той части прибыли, источником возникновения которой является Российская Федерация.

В указанном определении Верховный Суд РФ немного смягчил формулировки, поскольку он не стал в своих выводах признавать российскую организацию постоянным представительством (зависимым агентом) иностранного лица, но отказал компании в удовлетворении жалобы на основании того, что размер платежей был завышен и компании не удалось экономически обосновать их размер.

Тем не менее, анализируя перечисленные в деле доказательства, можно отметить, что налоговые органы научились сопоставлять открытые и доступные данные о компаниях, не ограничиваясь подготовкой формальных запросов.

Еще один показательный пример - решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2016 г. по делу N А40-113217/16-107-982, которым заявителю было отказано в удовлетворении его требований, а решение налогового органа, принятое по результатам выездной налоговой проверки, было оставлено в силе.

Это дело касалось применения концепции "лицо, имеющее фактическое право на доход". Примечательно, что в рассматриваемый период указанные выше поправки в ст. 7 НК РФ еще не вступили в силу, и налоговые органы в своей контрольной деятельности ориентировались на Соглашение между Правительством России и Правительством Республики Кипр от 5 декабря 1998 г. "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"*(10), которое содержало в соответствующих статьях указание на обязательность фактического права на доход, но при этом не расшифровывало его. Поэтому налоговые органы и суды внимательнейшим образом анализируют комментарии к Модельной конвенции ОЭСР и приходят к выводу, что эти положения комментариев прямо указывают на то, что фактическим собственником дохода (бенефициаром) не может являться компания, которая исполняет в отношении получаемого дохода функции, связанные с техническим хранением или передачей получаемого дохода иному лицу.

Налоговые органы в данном случае обратили внимание на следующие обстоятельства:

полученные иностранными компаниями дивиденды в России почти полностью переправлялись кипрскими компаниями на БВО, хотя и по разным основаниям, так, например, часть средств отправлялась в связи с погашением долга;

идентичность уставов кипрских компаний;

у кипрских компаний отсутствовало иное имущество или предпринимательские активы, кроме акций ПАО "Северсталь";

ограниченность прав кипрских компаний по распоряжению этими акциями, они не имели прав их отчуждать стороннему лицу, которое не входило бы в эту группу компаний;

фактически компании не вели никакой деятельности, кроме как получение дивидендов.

Необходимо отметить, что большая часть собранной информации является доступной, ее можно узнать из открытых источников, при этом даже не требуется подключение механизма обмена информацией с иностранными налоговыми органами*(11).

На основании предоставленных налоговыми органами доказательств суд пришел к выводу, что кипрские компании фактически не несут реальных функций по эффективному управлению собственными активами и распоряжению получаемым доходом, что в совокупности с фактами осуществления регулярного транзита получаемых дивидендов в адрес иных иностранных организаций, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, свидетельствует, что основной функцией иностранных компаний является обеспечение благоприятного налогового режима распределения прибыли общества при ее выведении в офшорные зоны путем применения льготной ставки налогообложения дивидендов, а значит применять ставки, указанные в Соглашении, нельзя, а должны применяться ставки, указанные в российском законодательстве.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2016 г. N 09АП-44501/2016 по делу N А40-113217/16 налогоплательщику было отказано в удовлетворении его апелляционной жалобы, в которой он просил отменить решение налоговой инспекции, принятое по результатам выездной налоговой проверки.

В 2014 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (г. Страсбург, 1988), которая должна усилить возможности налоговых органов по получению информации от налоговых органов иностранных государств, также являющихся государствами, ратифицировавшими эту Конвенцию.

Как отмечают представители налоговых органов: "Мы движемся к взаимной административной помощи по налоговым делам, а не только к обмену информацией"*(12).

Подводя итог, необходимо отметить, что эффективность налогового контроля за уплатой налогов во внешнеэкономической деятельности зависит от налоговой политики государства, своевременности внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, международного сотрудничества налоговых администраций, но в большей степени от специальной подготовки налоговых инспекторов, которые непосредственно осуществляют проведение мероприятий налогового контроля.

1. Кучеров И.И. Международное налоговое право (Академический курс): учебник. М.: ЮрИнфорР, 2007.

2. Международное налоговое право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / отв. ред. А.А. Копина, А.В. Реут. М.: Юрайт, 2016.

3. Хаванова И.А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП; Юриспруденция, 2016.

4. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014.

5. Шохин С.О. Совершенствование законодательства о двойном налогообложении // Юрист. 2016. N 7.

*(1) См.: Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. С. 663.

*(2) См.: Кучеров И.И. Международное налоговое право (Академический курс): учебник. М.: ЮрИнфорР, 2007. С. 13-15.

*(3) Хаванова И.А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП; Юриспруденция, 2016. С. 3.

*(4) См.: Шохин С.О. Совершенствование законодательства о двойном налогообложении // Юрист. 2016. N 7. С. 43-46.

*(7) СЗ РФ. 2014. N 48. Ст. 6657.

*(8) Например, в п. 1 ст. 11 Соглашения между Правительством России и Правительством Словацкой Республики от 24 июня 1994 г. "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" указано, что: "Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплаченные лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут подлежать налогообложению только в этом другом Государстве, если лицо фактически имеет право на эти проценты" // Бюллетень международных договоров. 1997. N 9.

*(9) См. подробнее: Международное налоговое право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / отв. ред. А.А. Копина, А.В. Реут. М.: Юрайт, 2016. С. 198-226.

*(10) Бюллетень международных договоров. 1999. N 12.

*(11) Например, можно узнать регистрационные данные компании на официальном сайте по адресу: http://www.mcit.gov.cy/mcit/drcor/drcor.nsf/index_en/index_en?opendocumen t.

*(12) Цит. по: Трансграничные операции сегодня и завтра: эффективное снижение налоговых рисков // Налоговед. 2016. N 5.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Копина А.А. Налоговый контроль во внешнеэкономической деятельности

Kopina A.A. Tax Control in Cross-border Transactions

А.А. Копина - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, магистр экономики

A.A. Kopina - Candidate of Laws, Assistant Professor of the Chair of Financial Law of Russian State University of Justice, Master of Economics

В статье оценивается современное состояние налогового контроля во внешнеэкономической деятельности. Автор рассматривает плюсы и минусы соглашений об избежании двойного налогообложения, указывает на новеллы в законодательстве о налогах и сборах, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов и сборов во внешнеэкономической деятельности и размывания налоговой базы, а также на примерах судебной практики оценивает важность специальной подготовки работников налоговых органов.

This paper evaluated the current state of the tax control in cross-border transactions. The author discuss double taxation and tax treaties, changes in the Russian tax legislation, which can prevent evasion of taxes and the erosion of the tax base, and give the examples of judicial practice which confirming the importance of special training of tax officials authorities.

Ключевые слова: налоговый контроль; трансграничные операции; соглашения об избежании двойного налогообложения; размывание налоговой базы.

Keywords: tax control; cross-border transactions; agreements on avoidance of double taxation; the erosion of the tax base.

Налоговый контроль во внешнеэкономической деятельности

А.А. Копина - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, магистр экономики

Дата размещения статьи: 11.03.2020

Международное налоговое право (Копина А.А.)

Дискуссионным является не только содержание, но и сама концепция существования международного налогового права.

Р.А. Шепенко отрицает существование отрасли или подотрасли международного налогового права и дает определение "международным налоговым правилам" как важному и относительно обособленному институту, представляющему собой комплекс правовых норм, межгосударственные налоговые отношения, которые складываются в первую очередь между государствами (территориями) как субъектами власти, государствами и международными организациями, т.е. публичными по своей природе .

См.: Шепенко Р.А. Конспект лекций по курсу "Международные налоговые правила": Учеб. пособие. М.: МГИМО-Университет, 2011. С. 105.

Некоторыми авторами при описании концепции межгосударственного взаимодействия в налоговой сфере предлагается использовать наработки международного частного права, а именно определять возникновение международных налоговых отношений через наличие в них иностранного элемента и выявить его в налоговых отношениях в зависимости от типа налога, по поводу уплаты или регулирования которого они складываются. Так, в учебнике по налоговому праву под редакцией С.Г. Пепеляева отмечается, что иностранный элемент по-разному проявляется в резидентских и территориальных налогах, а также в налогах, построенных на смешанном принципе .

Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер, 2015. С. 442.

И.И. Кучеров определяет международное налоговое право как подотрасль международного финансового права и составную часть налогово-правового регулирования того или иного государства, представляющие собой совокупность установленных на межгосударственном уровне правовых норм, регулирующих международные налоговые отношения .

Кучеров И.И. Международное налоговое право: Учебник. М.: ЗАО "ЮрИнфоР", 2007. С. 58 - 59.

А.А. Шахмаметьев отмечает необходимость формирования концептуального понимания международного налогового права как совокупности относящихся к налоговой сфере международно-правовых норм, принятых государством, и положений его внутреннего (национального) законодательства, регулирующего отношения с иностранным элементом. Им предлагается концепция международного налогового права Российской Федерации .

Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. С. 173.

Однако удобство подобной концепции комплексности, позволяющей объединить международное и национальное право, не должно вводить в заблуждение в части отнесения международных налоговых отношений к сфере международного частного права, для того чтобы обосновать также участие физических лиц и организаций в международных налоговых отношениях. Спорной является и необходимость объединения международного и национального права, поскольку сложно ограничить пределы включения национального права в концепцию. Национальное право при определении порядка налогообложения иностранных субъектов и объектов оперирует терминами "общей" части, таким образом, концепцию можно расширять до всего налогового права государства.

Тем не менее считаем, что идея комплексного изучения международного налогового права хороша для науки и учебной дисциплины, однако само право формируется в международной публичной плоскости. Участие частных лиц в применении норм международного права не делает его при этом менее международным или менее публичным, напротив, договоренности государств невозможно было бы реализовать, если бы они не применялись резидентами этих государств. В частности, Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) так и осталась бы только декларацией, если бы не предполагала определенных действий со стороны государств в отношении человека и его прав и активного участия человека в побуждении государств соблюдать принятые на себя обязательства через существующие международные институты.

Международное публичное право есть продукт согласования политических и правовых позиций государств, а через них - и национальных правовых систем. Вместе с тем МП, международно-правовая система в целом являются основой интеграции на высшем уровне - взаимодействия, координации и сближения всех правовых систем современности .

См.: Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации: Монография. М.: НОРМА; Инфра-М, 2011; СПС "КонсультантПлюс".

Международный экономический порядок является частью мирового порядка, устанавливаемого на основе норм международного права, определяющих правила поведения его участников. Международный экономический порядок должен обеспечить свободное движение капиталов, при этом способствуя стабильности финансовых систем разных государств. Субъектами международного налогового права могут быть только государства и международные организации, но участниками международного общения в сфере экономики выступают не только государства и международные организации, но и организации, физические лица и т.д.

Государства обладают суверенными правами устанавливать, вводить и взимать налоги. Налоги позволяют государствам аккумулировать необходимые для выполнения его функций и задач средства. Взимание налогов обеспечивается принуждением со стороны государства.

Право государства взимать налоги со своих резидентов, со всего их мирового дохода, а также обязанность нерезидентов платить налоги в государстве, в котором такой доход формируется, является неоспариваемым правом государства, однако в некоторых случаях это приводит к двойному налогообложению. Подобная проблема возникает по причине замкнутости и несогласованности налоговых систем, имеющих разные определения критериев территориальной привязки различных видов доходов для налогов, построенных на территориальном принципе, и различных критериев резидентства лиц для налогов, построенных на резидентном принципе, что приводит к тому, что лицо вынуждено дважды уплатить налог с одного и того же дохода за один и тот же налоговый период. Ситуация двойного налогообложения снижает деловую, предпринимательскую и инвестиционную активность, мешает свободному движению капиталов между странами, развитию глобальной экономики, что также отражается и на фискальных интересах государств.

Другим следствием замкнутости налоговых систем является проблема утечки капиталов и уклонения от уплаты налогов в случаях, когда деятельность носит трансграничный характер, поскольку национальные правила, регулирующие осуществление налогового контроля и принудительного взимания налогов, на территории другого государства, не действуют, и, если отсутствует межгосударственное взаимодействие, это также нарушает фискальные интересы государств.

Таким образом, угроза национальным финансовым системам по причине невозможности защитить свои фискальные интересы, используя только национальное законодательство, предопределила международное взаимодействие государств в налоговой сфере. Это взаимодействие способствует становлению международного экономического порядка.

Полагаем, что международное налоговое право в том значении, какое оно имеет для международного публичного права, можно было бы считать его институтом, в рамках которого государства производят гармонизацию внутренних налоговых систем в целях обеспечения международного экономического порядка, являющегося одной из составных частей мирового порядка, предусматривающего в том числе безопасность. Нормы, регулирующие вопросы обеспечения международного экономического порядка, формируют международное финансовое право, которое выступает отраслью международного публичного права, таким образом, можно сказать, что международное налоговое право является институтом международного финансового права.

Поскольку международное налоговое право выступает институтом международного публичного права, то объектом правового регулирования международного налогового права могут быть только межгосударственные отношения в сфере налогообложения. Оно также может регулировать отношения между государствами и международными организациями, которые складываются в сфере налогообложения. Международное налоговое право не регулирует внутригосударственные отношения. Эти отношения возникают внутри определенного государства и, соответственно, регулируются его правом, участниками подобных отношений являются индивиды, неправительственные организации, учреждения, государственные органы и т.п., то есть лица, подпадающие под юрисдикцию определенного государства. Международное налоговое право взаимодействует с национальным налоговым правом, при этом не происходит совпадения объектов правового регулирования, так как международное налоговое право регулирует отношения между государствами (ограничение налоговой юрисдикции государств, создание механизма противодействия уклонению от уплаты налогов и т.д.), а внутреннее право регламентирует отношения между органами, должностными лицами, частными субъектами внутригосударственного налогового права в связи с заключенными международными договорами.

Предметом международного налогового права являются международные налоговые отношения.

К международным налоговым правоотношениям относятся: отношения между государствами по вопросам заключения соглашений в налоговой сфере, ограничивающих налоговую юрисдикцию государств, создающих предпосылки для взаимодействия по вопросам уклонения от уплаты налогов, информационного взаимодействия, а также отношения между государствами и международными организациями в процессе налогообложения последних, отношения между государствами и международными организациями в процессе формирования международного экономического порядка.

Объектом международных налоговых отношений является то, на что направлено поведение их участников, а это прежде всего устранение конфликта налоговых систем, приводящего к двойному налогообложению и уклонению от уплаты налогов, а также налоговая составляющая международного экономического порядка.

Субъекты международных налоговых отношений - государства и международные организации.

Содержание международных налоговых отношений раскрывается через реализацию субъектами международного налогового права своих прав и исполнение обязанностей; оно может отличаться в каждом конкретном правоотношении. Важно понимать, что государства обладают равными правами и между ними отсутствует подчинение, поэтому достижение целей их сотрудничества возможно только путем согласования воли этих государств.

Субъектами международного налогового права выступают государства и международные организации (межправительственные и межгосударственные), поскольку они могут являться носителями прав и обязанностей в международном публичном праве.

Источниками международного налогового права являются формы, в которых оно существует. Основная форма международного налогового права - это международный договор (соглашение, конвенция), который может быть двусторонним или многосторонним. Наибольший массив соглашений, регулирующих межгосударственные отношения в сфере налогообложения, составляют соглашения об избежании двойного налогообложения.

Сложно говорить о формировании постоянной системы международного налогового права, но если исходить из основных направлений взаимодействия государств в налоговой сфере, вследствие чего формируется международное налоговое право, то можно выделить следующие элементы системы международного налогового права:

- правила устранения двойного налогообложения;

- правила противодействия уклонению от уплаты налогов и взаимодействия налоговых администраций;

- правила о запрете дискриминации в сфере налогообложения;

- правила, определяющие порядок налогообложения международных организаций и их сотрудников, дипломатических представительств и консульств (иммунитеты и привилегии).

Таким образом, международное налоговое право - это система норм международного публичного права, направленная на сближение налоговых систем государств в целях обеспечения функционирования международного экономического порядка.

Литература

1. Кучеров И.И. Международное налоговое право: Учебник. М.: ЗАО "ЮрИнфоР", 2007.
2. Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации: Монография. М.: НОРМА; Инфра-М, 2011.
3. Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер, 2015.
4. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014.
5. Шепенко Р.А. Конспект лекций по курсу "Международные налоговые правила": Учеб. пособие. М.: МГИМО-Университет, 2011.

Законопроект направлен на совершенствование законодательства, регулирующего вопросы получения иностранными гражданами и членами его семьи вида на жительство в Российской Федерации. Организация дополнительных благоприятных условий инвестирования и ведения бизнеса, а также поддержание стабильного миграционного прироста населения с акцентом на высококачественный человеческий капитал обуславливает необходимость улучшения миграционного законодательства РФ в части привлечения в страну иностранных инвесторов и предпринимателей, а также закрепления их на постоянной основе.

Законопроектом вносятся в указанный закон такие понятия как "доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица", "протектор". Помимо этого уточняется перечень идентификационной информации в отношении иностранной структуры без образования юридического лица, подпадающего под действие данного закона.

Цель законопроекта - дедолларизация финансовой системы страны и снижение объема иностранных займов, полученных госкорпорациями и госкомпаниями под государственные гарантии. В этой связи предлагается внесение изменений в ряд федеральных законов, которые, по мнению авторов законопроекта, будут способствовать повышению устойчивости финансовой системы и доступности инвестиционных ресурсов для обеспечения роста национальной экономики.

Цель законопроекта - установление дополнительных гарантий в отношении физических лиц - вкладчиков банков, у которых были отозваны лицензии на осуществление банковской деятельности и в отношении которых реализуется процедура несостоятельности (банкротства). В настоящее время значительная часть кредитных организаций оказались в ситуации, при которой они не могли выполнять принятые на себя финансовые обязательства, в результате чего в отношении них была реализована процедура несостоятельности.

Целью законопроекта является снижения смертности в результате ДТП, в том числе путем усиления уголовной ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения. Для этого предлагается установить более строгое наказание за управление в состоянии опьянения автомобилем либо другим механическим транспортным средством лицом, имеющим судимость за совершение аналогичного преступления.

Целью законопроекта является создание благоприятных условий для обеспечения эффективной защиты прав потребителей с использованием механизмов альтернативного урегулирования споров и информационных технологий, что позволит укрепить доверие потребителей к сфере онлайн-торговли, а также упростить и сделать более доступной защиту их прав и снизить нагрузку на судебную систему.

Налоговый контроль во внешнеэкономической деятельности

кандидат юридических наук, доцент

кафедры финансового права Российского

государственного университета правосудия, магистр экономики

Журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 7, июль 2017 г., с. 31-35.

Налогообложение может быть основано на резидентном и территориальном принципах, однако современные налоговые системы редко используют только один из них, предпочитая их одновременное использование. Территориальный принцип основан на том, что налоги взимаются с объектов, которые возникают только на территории государства и не зависят от статуса лиц, на которых будут возложены соответствующие обязанности. Резидентные налоги, напротив, зависят от статуса лиц, на которые будут возложены обязанности, так резиденты уплачивают налоги с объектов, которые возникают как на территории государства резидентства, так и за его пределами, а нерезиденты уплачивают налоги с объектов, возникающих от источников в этом государстве.

Развитие предпринимательской деятельности предполагает освоение не только национальных рынков, но и выход за их пределы. В связи с этим национальные лица государств начинают осуществлять деятельность за пределами государства, это естественный процесс развития предпринимательской деятельности, для которой большую опасность представляют переизбыток производства и падение спроса на продукцию.

Глобальная экономика заставляет государства создавать условия для предпринимателей иногда даже вопреки текущим бюджетным интересам, чтобы экономическими способами привлекать инвестиции на свои территории, так необходимые для создания новых производств, а значит, рабочих мест и как следствие - увеличение количества налогоплательщиков. Например, заключение соглашений об избежании двойного налогообложения, на первый взгляд, приводит именно к потерям бюджета, поскольку государство фактически отказывается от части сумм налога, которые оно могло получить по закону, однако в перспективе оно позволяет расширить возможности для национальных субъектов и привлечь инвестиции субъектов государств, с которыми заключены соглашения.

На это обстоятельство указывают и некоторые авторы. Так, А.А. Шахмаметьев, рассматривая основные трудности, специфически присущие и процессу предотвращения и устранения международного многократного налогообложения, обращает внимание именно на невозможность получения государством соответствующего фискального дохода при признании одним государством исключительного права другой страны на взимание налогов от деятельности на своей территории*(1).

Проблема двойного налогообложения как препятствие инвестиционной деятельности, мешающее развитию экономики, государствами не отрицается, напротив, с 20-х гг. прошлого века вопросы о разработке универсальных способов предотвращения и избежания двойного налогообложения прочно вошли в повестку некоторых международных организаций.

И.И. Кучеров отмечает, что начиная с 1921 г. под эгидой Лиги Наций в целях устранения двойного налогообложения неоднократно формировались рабочие группы для исследования этих проблем, в 1929 г. происходит создание постоянного Налогового комитета Лиги Наций, которому поручено исследовать механизм распределения налогообложения организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в двух и более государствах, а после упразднения этой организации развитие международного налогового права начинает связываться с деятельностью Организации Европейского Экономического Сотрудничества, которая также была преобразована в уже известную в настоящее время Организацию экономического сотрудничества и развития. ОЭСР в 1955 г. была дана рекомендация государствам-участникам принимать меры к исключению двойного налогообложения посредством заключения соответствующих международных договоров, поскольку оно является существенным препятствием для развития межгосударственных экономических отношений*(2).

Однако в последнее время предмет межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере значительно расширился за счет включения в него вопросов по борьбе с уклонением от уплаты налогов и предотвращением размывания налоговой базы.

Можно согласиться с И.А. Хавановой, которая указывает: "Мы переживаем период, когда всемирная система двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения доходов и предотвращении уклонения от налогообложения, созданная в течение десятилетий и насчитывающая тысячи соглашений, подвергается наиболее активной критике за недостижение своих целей. Оснований для недовольства немало, одно из главных - размывание (или коррозия) межнациональной налоговой базы и как никогда острое ощущение государствами потери своих налоговых доходов"*(3).

С.О. Шохин также отмечает существование проблемы договоров об избежании двойного налогообложения, с которой им увязываются и проблемы серого импорта, оттока капитала, офшоризации экономики*(4). Он указывает на необходимость в концептуальном плане законодательно создать условия для возвращения российского капитала в российскую юрисдикцию, а в практическом плане рассмотреть возможности обращения существующих невыгодных для России на сегодняшний момент договоров по модели ОЭСР в свою пользу путем изменения внутреннего налогового и валютного законодательства, ну а в случае отсутствия таких возможностей - отказаться от модели договора ОЭСР и перейти на собственную модель, близкую к модели договора ООН, и перезаключить существующие договоры, кроме того, автор предлагает обязательно учесть интеграционные перспективы в рамках БРИКС и ЕАЭС*(5).

Таким образом, решение названных проблем во многом зависит от налоговой политики государств, которая будет предопределять и повестку дня международных организаций.

Тем не менее эти обстоятельства бросают вызов не только государствам, но и государственным органам, которые должны начать их учитывать в своей деятельности и научиться применять и пользоваться не только национальными институтами противодействия правонарушениям, но и институтами, выработанными на межгосударственном уровне, а также понимать порядок работы подобных институтов в иностранных государствах.

Федеральная налоговая служба России активно вовлечена в процесс по взаимодействию налоговых администраций. Например, на официальном сайте указано, что ФНС России ведет проект мирового масштаба по изучению глобального опыта использования информационных технологий в налоговом администрировании вообще и в сервисной деятельности в частности*(6).

За последние несколько лет в Налоговый кодекс РФ внесены существенные изменения, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов и размывания налоговой базы с помощью трансграничных операций и механизмов.

Например, Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"*(7) в ст. 7 НК РФ добавлено определение термина "лицо, имеющее фактическое право на доход", которое и ранее использовалось при применении соглашений об избежании двойного налогообложения, но было в них не определено*(8). Также этим Законом уточнены критерии признания организаций резидентами Российской Федерации для целей налогообложения и введены новые категории - "контролируемые иностранные компании" и "контролирующие лица".

Указанные положения Налогового кодекса РФ совместно с ранее действующими положениями, которые также претерпели значительные изменения под влиянием международного опыта (например, разд. V.1 НК РФ "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании"), а также под влиянием правоприменительной практики (ст. 269 НК РФ) дают в руки налоговых органов дополнительный инструментарий, направленный не только на борьбу с явным уклонением от уплаты налогов, но и с получением необоснованной налоговой выгоды в связи с проводимой налогоплательщиком "агрессивной" налоговой оптимизации*(9).

Все больше налоговых споров, связанных с вопросами применения соглашений об избежании двойного налогообложения, рассматривается в судах, что свидетельствует о том, что налоговые органы все чаще стали обращать внимание на правильность исчисления налогов при трансграничных операциях.

При этом некоторые рассмотренные в судах дела свидетельствуют о том, что налоговые органы не только научились использовать все возможности, предоставленные им законодательством о налогах и сборах, но и активно перенимают зарубежный опыт и зарубежные открытые источники информации.

Например, неоднозначную реакцию у практикующих юристов вызвало дело "Орифлейм Косметикс", итоговую точку в котором поставил Верховный Суд РФ в определении от 14 января 2016 г. N 305-КГ15-11546 по делу N А40-138879/14.

Данное дело развивалось для данного налогоплательщика и многих других налогоплательщиков, являющихся дочерними компаниями иностранных организаций, в совершенно негативном ключе, так как в результате налоговой проверки налоговые органы оспорили вычет лицензионных платежей, выплаченных иностранной материнской компании, на основании того, что деятельность российской организации по факту образует постоянное представительство аффилированной с ней иностранной компании. Суды трех инстанций согласились с выводами налогового органа, указав, что при такой квалификации деятельности компании "Орифлэйм Косметикс С.А." выплата обществом в ее пользу через посредника "Орифлэйм Косметик Б.В." платежей по договорам коммерческой концессии (субконцессии) является недопустимым инструментом налоговой оптимизации, использование которого позволило организациям, входящим в единую группу "Oriflame", избегать исполнения налоговой обязанности в отношении той части прибыли, источником возникновения которой является Российская Федерация.

В указанном определении Верховный Суд РФ немного смягчил формулировки, поскольку он не стал в своих выводах признавать российскую организацию постоянным представительством (зависимым агентом) иностранного лица, но отказал компании в удовлетворении жалобы на основании того, что размер платежей был завышен и компании не удалось экономически обосновать их размер.

Тем не менее, анализируя перечисленные в деле доказательства, можно отметить, что налоговые органы научились сопоставлять открытые и доступные данные о компаниях, не ограничиваясь подготовкой формальных запросов.

Еще один показательный пример - решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2016 г. по делу N А40-113217/16-107-982, которым заявителю было отказано в удовлетворении его требований, а решение налогового органа, принятое по результатам выездной налоговой проверки, было оставлено в силе.

Это дело касалось применения концепции "лицо, имеющее фактическое право на доход". Примечательно, что в рассматриваемый период указанные выше поправки в ст. 7 НК РФ еще не вступили в силу, и налоговые органы в своей контрольной деятельности ориентировались на Соглашение между Правительством России и Правительством Республики Кипр от 5 декабря 1998 г. "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал"*(10), которое содержало в соответствующих статьях указание на обязательность фактического права на доход, но при этом не расшифровывало его. Поэтому налоговые органы и суды внимательнейшим образом анализируют комментарии к Модельной конвенции ОЭСР и приходят к выводу, что эти положения комментариев прямо указывают на то, что фактическим собственником дохода (бенефициаром) не может являться компания, которая исполняет в отношении получаемого дохода функции, связанные с техническим хранением или передачей получаемого дохода иному лицу.

Налоговые органы в данном случае обратили внимание на следующие обстоятельства:

полученные иностранными компаниями дивиденды в России почти полностью переправлялись кипрскими компаниями на БВО, хотя и по разным основаниям, так, например, часть средств отправлялась в связи с погашением долга;

идентичность уставов кипрских компаний;

у кипрских компаний отсутствовало иное имущество или предпринимательские активы, кроме акций ПАО "Северсталь";

ограниченность прав кипрских компаний по распоряжению этими акциями, они не имели прав их отчуждать стороннему лицу, которое не входило бы в эту группу компаний;

фактически компании не вели никакой деятельности, кроме как получение дивидендов.

Необходимо отметить, что большая часть собранной информации является доступной, ее можно узнать из открытых источников, при этом даже не требуется подключение механизма обмена информацией с иностранными налоговыми органами*(11).

На основании предоставленных налоговыми органами доказательств суд пришел к выводу, что кипрские компании фактически не несут реальных функций по эффективному управлению собственными активами и распоряжению получаемым доходом, что в совокупности с фактами осуществления регулярного транзита получаемых дивидендов в адрес иных иностранных организаций, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, свидетельствует, что основной функцией иностранных компаний является обеспечение благоприятного налогового режима распределения прибыли общества при ее выведении в офшорные зоны путем применения льготной ставки налогообложения дивидендов, а значит применять ставки, указанные в Соглашении, нельзя, а должны применяться ставки, указанные в российском законодательстве.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2016 г. N 09АП-44501/2016 по делу N А40-113217/16 налогоплательщику было отказано в удовлетворении его апелляционной жалобы, в которой он просил отменить решение налоговой инспекции, принятое по результатам выездной налоговой проверки.

В 2014 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (г. Страсбург, 1988), которая должна усилить возможности налоговых органов по получению информации от налоговых органов иностранных государств, также являющихся государствами, ратифицировавшими эту Конвенцию.

Как отмечают представители налоговых органов: "Мы движемся к взаимной административной помощи по налоговым делам, а не только к обмену информацией"*(12).

Подводя итог, необходимо отметить, что эффективность налогового контроля за уплатой налогов во внешнеэкономической деятельности зависит от налоговой политики государства, своевременности внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, международного сотрудничества налоговых администраций, но в большей степени от специальной подготовки налоговых инспекторов, которые непосредственно осуществляют проведение мероприятий налогового контроля.

1. Кучеров И.И. Международное налоговое право (Академический курс): учебник. М.: ЮрИнфорР, 2007.

2. Международное налоговое право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / отв. ред. А.А. Копина, А.В. Реут. М.: Юрайт, 2016.

3. Хаванова И.А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП; Юриспруденция, 2016.

4. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014.

5. Шохин С.О. Совершенствование законодательства о двойном налогообложении // Юрист. 2016. N 7.

*(1) См.: Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. С. 663.

*(2) См.: Кучеров И.И. Международное налоговое право (Академический курс): учебник. М.: ЮрИнфорР, 2007. С. 13-15.

*(3) Хаванова И.А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения: монография / под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП; Юриспруденция, 2016. С. 3.

*(4) См.: Шохин С.О. Совершенствование законодательства о двойном налогообложении // Юрист. 2016. N 7. С. 43-46.

*(7) СЗ РФ. 2014. N 48. Ст. 6657.

*(8) Например, в п. 1 ст. 11 Соглашения между Правительством России и Правительством Словацкой Республики от 24 июня 1994 г. "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" указано, что: "Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплаченные лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут подлежать налогообложению только в этом другом Государстве, если лицо фактически имеет право на эти проценты" // Бюллетень международных договоров. 1997. N 9.

*(9) См. подробнее: Международное налоговое право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / отв. ред. А.А. Копина, А.В. Реут. М.: Юрайт, 2016. С. 198-226.

*(10) Бюллетень международных договоров. 1999. N 12.

*(11) Например, можно узнать регистрационные данные компании на официальном сайте по адресу: http://www.mcit.gov.cy/mcit/drcor/drcor.nsf/index_en/index_en?opendocumen t.

*(12) Цит. по: Трансграничные операции сегодня и завтра: эффективное снижение налоговых рисков // Налоговед. 2016. N 5.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Копина А.А. Налоговый контроль во внешнеэкономической деятельности

Kopina A.A. Tax Control in Cross-border Transactions

А.А. Копина - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, магистр экономики

A.A. Kopina - Candidate of Laws, Assistant Professor of the Chair of Financial Law of Russian State University of Justice, Master of Economics

В статье оценивается современное состояние налогового контроля во внешнеэкономической деятельности. Автор рассматривает плюсы и минусы соглашений об избежании двойного налогообложения, указывает на новеллы в законодательстве о налогах и сборах, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов и сборов во внешнеэкономической деятельности и размывания налоговой базы, а также на примерах судебной практики оценивает важность специальной подготовки работников налоговых органов.

This paper evaluated the current state of the tax control in cross-border transactions. The author discuss double taxation and tax treaties, changes in the Russian tax legislation, which can prevent evasion of taxes and the erosion of the tax base, and give the examples of judicial practice which confirming the importance of special training of tax officials authorities.

Ключевые слова: налоговый контроль; трансграничные операции; соглашения об избежании двойного налогообложения; размывание налоговой базы.

Keywords: tax control; cross-border transactions; agreements on avoidance of double taxation; the erosion of the tax base.

Налоговый контроль во внешнеэкономической деятельности

А.А. Копина - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, магистр экономики

Копина Анна Анатольевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ — предисловие, гл. 1, 4 (параграф 4.4), 5 (параграф 5.3), 6 (параграфы 6.4, 6.5), 8 (параграфы 8.1, 8.3).

Реут Анна Владимировна — доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Финансовое и налоговое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового, налогового и таможенного права НИУ ВШЭ — гл. 4 (параграфы 4.1—4.2), 9.

Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета, член российского отделения Международной налоговой ассоциации (Рос-ИФА) — гл. 4 (параграф 4.3), 5 (параграфы 5.1, 5.2), 6 (параграфы 6.1—6.3), 7, 8 (параграф 8.2).

Якушев Антон Олегович — доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета — гл. 2, 3.

Принятые сокращения

1. Нормативные правовые акты

Конституция РФ — Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

Модельная конвенция ООН — Модельная конвенция ООН об устранении двойного налогообложения между развитыми и развивающимися странами 1980 г. (в ред. 2011 г.)

Модельная конвенция ОЭСР — Модельная конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, в редакции, одобренной Советом Организации экономического сотрудничества и развития в 2014 г.

Типовое соглашение России — Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, одобрено постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 № 84.

2. Прочие сокращения

ВТО — Всемирная торговая организация гл. — глава(-ы)

ЕАЭС — Евразийский экономический союз ЕС — Европейский Союз

МИД России — Министерство иностранных дел Российской Федерации Минфин России — Министерство финансов Российской Федерации НДС — налог на добавленную стоимость ООН — Организация Объединенных Наций

ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития п. — пункт(-ы)

подп. — подпункт(-ы) разд. — раздел(-ы)

РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

РФ — Российская Федерация СНГ — Содружество Независимых Государств

СССР — Союз Советских Социалистических Республик ст. — статья(-и)

ФНС России — Федеральная налоговая служба

Предисловие

В ХХ в. наметилось усиление роли международного права и расширение его применения. К концу ХХ в. между государствами было заключено значительное число соглашений в таких областях, которые ранее традиционно считались внутригосударственным делом. Эта тенденция сохраняется

К числу сфер правового регулирования, которые традиционно регламентировались исключительно внутригосударственными источниками права, можно отнести и налогообложение. Тем не менее с середины прошлого столетия в этой области наметился устойчивый рост межгосударственного взаимодействия. Причины можно назвать разные: стремление к увеличению инвестиционной привлекательности государств через использование единых принципов правового регулирования налогообложения, заложенных в соглашениях об избежании двойного налогообложения; необходимость усиления налогового контроля за трансграничными операциями в связи с негативными тенденциями трансфертного ценообразования и появлением низконалоговых юрисдикций на территориях других государств, приводящих к снижению налоговых поступлений, размыванию налоговой базы и уводу ее от налогообложения; появление новых глобальных видов ведения хозяйственной деятельности, затрагивающих большое количество стран, таких как, например, электронная коммерция, что требует выработки совместных решений, определяющих порядок налогообложения экономических результатов такой деятельности, и др.

Значительный массив соглашений по вопросам налогообложения, заключенных между государствами, объективно требует изучения и систематизации. Несмотря на отсутствие у ученых единого мнения по ключевым аспектам систематизации подобных норм, полагаем все же возможным говорить о появлении такого феномена, как международное налоговое право, и прогнозировать его интенсивное развитие в будущем.

В настоящем учебнике авторы предлагают рассматривать международное налоговое право как институт международного публичного права, включающий в себя систему норм, направленных на сближение налоговых систем государств в целях обеспечения функционирования международного экономического порядка. Идея комплексного исследования международного налогового права была реализована в учебнике посредством выделения двух разделов. В первом разделе предлагается ознакомиться с теоретическими основами международного налогового права, получить представление об основных направлениях взаимодействия государств в налоговой сфере и предпосылкам возникновения двойного налогообложения и существующим способам его устранения. Второй раздел посвящен

практическим аспектам правового регулирования налоговых отношений, осложненных иностранным элементом, проблемам налоговой оптимизации и защиты прав налогообязанных лиц.

Изучение материала, представленного в учебнике, имеет большое значение для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов, изучающих публичные финансы в целом и налоговое право

В результате изучения курса студент должен:

• понятие, предмет и систему международного налогового права, источ - ники международного налогового права, круг субъектов международного налогового права, основы их правового статуса;

• особенности участия государств в международных налоговых отно - шениях, основные подходы, используемые государствами при определении механизма налогообложения;

• цели и принципы межгосударственного сотрудничества в области

налогообложения, основные международные правовые акты, регламентирующие взаимодействие государств в налоговой сфере;

• понятие унификации и гармонизации налогово-правового регулиро - вания, их формы и методы;

• понятие, виды, причины международного двойного (многократного)

налогообложения, основные способы его устранения;

• понятие резидентства физического лица и организаций, понятие

постоянного представительства иностранной организации, условия и правовые последствия его образования;

• правовые основы налоговой оптимизации и ее пределов, основные

тенденции в сфере противодействия уклонению от уплаты налогов и агрессивной налоговой оптимизации;

• процедуры взаимного согласования, применяемые для разрешения

спорных вопросов международного налогообложения, и порядок их реализации;

• ориентироваться в системе международного налогового права, анализировать межгосударственные соглашения, акты международных организаций, нормы национального права, регулирующие особенности налогообложения резидентов и нерезидентов;

• определять тенденции развития основных институтов международ - ного налогового права;

• базовой терминологией международного налогового права и навы - ками оперирования основными понятиями; совокупностью методологических приемов анализа сущности налоговых отношений, осложненных иностранным элементом;

• навыками проведения научно-исследовательской работы в сфере пра - вового регулирования международного налогообложения.

Раздел I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО ПРАВА

Копина Анна Анатольевна, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Вниманию читателей предлагается авторская концепция международного налогового права.

Ключевые слова: международное налоговое право, международное право, международное финансовое право.

International Tax Law

Kopina A.A., Assistant Professor of the Department "Financial and Tax Law" of the Law Faculty of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

The article considers the concept of international tax law.

Key words: international tax law, international law, international financial law.

Дискуссионным является не только содержание, но и сама концепция существования международного налогового права.

Р.А. Шепенко отрицает существование отрасли или подотрасли международного налогового права и дает определение "международным налоговым правилам" как важному и относительно обособленному институту, представляющему собой комплекс правовых норм, межгосударственные налоговые отношения, которые складываются в первую очередь между государствами (территориями) как субъектами власти, государствами и международными организациями, т.е. публичными по своей природе .

См.: Шепенко Р.А. Конспект лекций по курсу "Международные налоговые правила": Учеб. пособие. М.: МГИМО-Университет, 2011. С. 105.

Некоторыми авторами при описании концепции межгосударственного взаимодействия в налоговой сфере предлагается использовать наработки международного частного права, а именно определять возникновение международных налоговых отношений через наличие в них иностранного элемента и выявить его в налоговых отношениях в зависимости от типа налога, по поводу уплаты или регулирования которого они складываются. Так, в учебнике по налоговому праву под редакцией С.Г. Пепеляева отмечается, что иностранный элемент по-разному проявляется в резидентских и территориальных налогах, а также в налогах, построенных на смешанном принципе .

Налоговое право: Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Альпина Паблишер, 2015. С. 442.

И.И. Кучеров определяет международное налоговое право как подотрасль международного финансового права и составную часть налогово-правового регулирования того или иного государства, представляющие собой совокупность установленных на межгосударственном уровне правовых норм, регулирующих международные налоговые отношения .

Кучеров И.И. Международное налоговое право: Учебник. М.: ЗАО "ЮрИнфоР", 2007. С. 58 - 59.

А.А. Шахмаметьев отмечает необходимость формирования концептуального понимания международного налогового права как совокупности относящихся к налоговой сфере международно-правовых норм, принятых государством, и положений его внутреннего (национального) законодательства, регулирующего отношения с иностранным элементом. Им предлагается концепция международного налогового права Российской Федерации .

Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право. М.: Международные отношения, 2014. С. 173.

Однако удобство подобной концепции комплексности, позволяющей объединить международное и национальное право, не должно вводить в заблуждение в части отнесения международных налоговых отношений к сфере международного частного права, для того чтобы обосновать также участие физических лиц и организаций в международных налоговых отношениях. Спорной является и необходимость объединения международного и национального права, поскольку сложно ограничить пределы включения национального права в концепцию. Национальное право при определении порядка налогообложения иностранных субъектов и объектов оперирует терминами "общей" части, таким образом, концепцию можно расширять до всего налогового права государства.

Тем не менее считаем, что идея комплексного изучения международного налогового права хороша для науки и учебной дисциплины, однако само право формируется в международной публичной плоскости. Участие частных лиц в применении норм международного права не делает его при этом менее международным или менее публичным, напротив, договоренности государств невозможно было бы реализовать, если бы они не применялись резидентами этих государств. В частности, Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) так и осталась бы только декларацией, если бы не предполагала определенных действий со стороны государств в отношении человека и его прав и активного участия человека в побуждении государств соблюдать принятые на себя обязательства через существующие международные институты.

Международное публичное право есть продукт согласования политических и правовых позиций государств, а через них - и национальных правовых систем. Вместе с тем МП, международно-правовая система в целом являются основой интеграции на высшем уровне - взаимодействия, координации и сближения всех правовых систем современности .

См.: Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации: Монография. М.: НОРМА; Инфра-М, 2011; СПС "КонсультантПлюс".

Международный экономический порядок является частью мирового порядка, устанавливаемого на основе норм международного права, определяющих правила поведения его участников. Международный экономический порядок должен обеспечить свободное движение капиталов, при этом способствуя стабильности финансовых систем разных государств. Субъектами международного налогового права могут быть только государства и международные организации, но участниками международного общения в сфере экономики выступают не только государства и международные организации, но и организации, физические лица и т.д.

Государства обладают суверенными правами устанавливать, вводить и взимать налоги. Налоги позволяют государствам аккумулировать необходимые для выполнения его функций и задач средства. Взимание налогов обеспечивается принуждением со стороны государства.

Право государства взимать налоги со своих резидентов, со всего их мирового дохода, а также обязанность нерезидентов платить налоги в государстве, в котором такой доход формируется, является неоспариваемым правом государства, однако в некоторых случаях это приводит к двойному налогообложению. Подобная проблема возникает по причине замкнутости и несогласованности налоговых систем, имеющих разные определения критериев территориальной привязки различных видов доходов для налогов, построенных на территориальном принципе, и различных критериев резидентства лиц для налогов, построенных на резидентном принципе, что приводит к тому, что лицо вынуждено дважды уплатить налог с одного и того же дохода за один и тот же налоговый период. Ситуация двойного налогообложения снижает деловую, предпринимательскую и инвестиционную активность, мешает свободному движению капиталов между странами, развитию глобальной экономики, что также отражается и на фискальных интересах государств.

Другим следствием замкнутости налоговых систем является проблема утечки капиталов и уклонения от уплаты налогов в случаях, когда деятельность носит трансграничный характер, поскольку национальные правила, регулирующие осуществление налогового контроля и принудительного взимания налогов, на территории другого государства, не действуют, и, если отсутствует межгосударственное взаимодействие, это также нарушает фискальные интересы государств.

Таким образом, угроза национальным финансовым системам по причине невозможности защитить свои фискальные интересы, используя только национальное законодательство, предопределила международное взаимодействие государств в налоговой сфере. Это взаимодействие способствует становлению международного экономического порядка.

Полагаем, что международное налоговое право в том значении, какое оно имеет для международного публичного права, можно было бы считать его институтом, в рамках которого государства производят гармонизацию внутренних налоговых систем в целях обеспечения международного экономического порядка, являющегося одной из составных частей мирового порядка, предусматривающего в том числе безопасность. Нормы, регулирующие вопросы обеспечения международного экономического порядка, формируют международное финансовое право, которое выступает отраслью международного публичного права, таким образом, можно сказать, что международное налоговое право является институтом международного финансового права.

Поскольку международное налоговое право выступает институтом международного публичного права, то объектом правового регулирования международного налогового права могут быть только межгосударственные отношения в сфере налогообложения. Оно также может регулировать отношения между государствами и международными организациями, которые складываются в сфере налогообложения. Международное налоговое право не регулирует внутригосударственные отношения. Эти отношения возникают внутри определенного государства и, соответственно, регулируются его правом, участниками подобных отношений являются индивиды, неправительственные организации, учреждения, государственные органы и т.п., то есть лица, подпадающие под юрисдикцию определенного государства. Международное налоговое право взаимодействует с национальным налоговым правом, при этом не происходит совпадения объектов правового регулирования, так как международное налоговое право регулирует отношения между государствами (ограничение налоговой юрисдикции государств, создание механизма противодействия уклонению от уплаты налогов и т.д.), а внутреннее право регламентирует отношения между органами, должностными лицами, частными субъектами внутригосударственного налогового права в связи с заключенными международными договорами.

Предметом международного налогового права являются международные налоговые отношения.

К международным налоговым правоотношениям относятся: отношения между государствами по вопросам заключения соглашений в налоговой сфере, ограничивающих налоговую юрисдикцию государств, создающих предпосылки для взаимодействия по вопросам уклонения от уплаты налогов, информационного взаимодействия, а также отношения между государствами и международными организациями в процессе налогообложения последних, отношения между государствами и международными организациями в процессе формирования международного экономического порядка.

Объектом международных налоговых отношений является то, на что направлено поведение их участников, а это прежде всего устранение конфликта налоговых систем, приводящего к двойному налогообложению и уклонению от уплаты налогов, а также налоговая составляющая международного экономического порядка.

Субъекты международных налоговых отношений - государства и международные организации.

Содержание международных налоговых отношений раскрывается через реализацию субъектами международного налогового права своих прав и исполнение обязанностей; оно может отличаться в каждом конкретном правоотношении. Важно понимать, что государства обладают равными правами и между ними отсутствует подчинение, поэтому достижение целей их сотрудничества возможно только путем согласования воли этих государств.

Субъектами международного налогового права выступают государства и международные организации (межправительственные и межгосударственные), поскольку они могут являться носителями прав и обязанностей в международном публичном праве.

Источниками международного налогового права являются формы, в которых оно существует. Основная форма международного налогового права - это международный договор (соглашение, конвенция), который может быть двусторонним или многосторонним. Наибольший массив соглашений, регулирующих межгосударственные отношения в сфере налогообложения, составляют соглашения об избежании двойного налогообложения.

Сложно говорить о формировании постоянной системы международного налогового права, но если исходить из основных направлений взаимодействия государств в налоговой сфере, вследствие чего формируется международное налоговое право, то можно выделить следующие элементы системы международного налогового права:

  • правила устранения двойного налогообложения;
  • правила противодействия уклонению от уплаты налогов и взаимодействия налоговых администраций;
  • правила о запрете дискриминации в сфере налогообложения;
  • правила, определяющие порядок налогообложения международных организаций и их сотрудников, дипломатических представительств и консульств (иммунитеты и привилегии).

Таким образом, международное налоговое право - это система норм международного публичного права, направленная на сближение налоговых систем государств в целях обеспечения функционирования международного экономического порядка.

Читайте также: